Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

История развития программирования в России

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

История языков программирования начинается с разработки машинного языка: языка логического нуля и единицы. Запись с помощью этого языка была очень сложной и утомительной. Для облегчения работы программистов в конце 1940-х гг. был разработан язык ассемблер. Вместо двоичных цифр, которые обозначали какую-либо команду, записывались короткие слова или аббревиатуры. Программисты считают ассемблер языком программирования низкого уровня, поскольку он близок к языку самого низкого уровня – машинному. Программы, написанные на ассемблере, напрямую зависят от характеристик конкретного процессора, поэтому его называют машинно-ориентированным языком. Написание программ на ассемблере является довольно сложной задачей, к тому же необходимы знания устройств компьютера. И тем не менее программы на ассемблере – самые эффективные и работоспособные.

История языков программирования начинается с разработки машинного языка: языка логического нуля и единицы. Запись с помощью этого языка была очень сложной и утомительной. Для облегчения работы программистов в конце 1940-х гг. был разработан язык ассемблер. Вместо двоичных цифр, которые обозначали какую-либо команду, записывались короткие слова или аббревиатуры. Программисты считают ассемблер языком программирования низкого уровня, поскольку он близок к языку самого низкого уровня – машинному. Программы, написанные на ассемблере, напрямую зависят от характеристик конкретного процессора, поэтому его называют машинно-ориентированным языком. Написание программ на ассемблере является довольно сложной задачей, к тому же необходимы знания устройств компьютера. И тем не менее программы на ассемблере – самые эффективные и работоспособные.

Таким образом, целью работы является рассмотреть развитие компьютерной техники с древних времен до настоящего времени, а также дать краткий обзор счётным устройствам, начиная с до механического периода и заканчивая современными ЭВМ.

Задачи исследования- рассмотреть этапы становления развития вычислительной техники.

Предмет исследования –история развития средств вычислительной техники.

Объект исследования – вычислительная техника.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В РОССИ

1.1 Понятие и сущность вычислительных машин

На сегодняшний день компьютеры, в различных их проявлениях, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Новейшие вычислительные машины, и созданные на их основе различные коммуникационные системы, открывают новые границы развития для всего информационного мира. Сегодня полным ходом идет совершенствование информационного общества. Условием его нормального развития и существования является адекватное применение и обработка информации, удовлетворяющей потребностям общества. Новейшие вычислительные средства, необходимые системы крайне значимы для информационного общества. Вычислительные системы — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих электронно-вычислительных машин (ЭВМ), оборудования и необходимого программного обеспечения, которое нужно для хранения, сбора и обработки всей информации. С ростом своих возможностей, компьютеры расширили и сферу своей эксплуатации. Они стали применяться в различных образовательных и здравоохранительных учреждениях, научно-исследовательских институтах.

Под понятием информация понимаются такие сведения, которые снижают степень нашего непонимания о какой-либо области или предмете. С точки зрения философии информация понимается как отражение реального мира: это те данные, которые один настоящий объект может сообщить о другом. Информация не возникает из пустого места, ее можно получить, использовать, передать, записать и удалить. Когда информация распространяется, то появляется следующее свойство: когда информация передается из одной системы в другую, объем информации не снизится в передающей системе, однако в принимающей системе он может стать больше.

Информация не существует без материального носителя – какого-то средства для ее переноса во времени и в пространстве. Переносчиком информации может являться физический объект, кроме того, информация может представляться самыми разнообразными звуковыми, световыми и электрическими сигналами.

При выборе способа кодирования, а также носителя информации при исполнении различных информационных задач, большое значение имеет эффективная работа системы управления. В ней она может изменять не только тип носителя, но и свой код. Достаточно частым способом кодировки информации может быть предоставление в форме последовательности символов какого-либо алфавита. Например, когда мы читаем книгу, мы принимаем ту информацию, которая записана на ее страницах в виде слов, состоящих из последовательного набора символов – букв или цифр данного алфавита.

Информатика – наука, которая изучает аспекты получения, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Данная учебная дисциплина является фундаментом для таких дисциплин, как: математика, логика, операционные системы, основы алгоритмизации и программирования. Возможность автоматического использования информационных процессов посредством компьютера, также изучается информатикой. Персональный компьютер (ПК) - вид компьютера, принцип которого заключается в транзисторной технологии, использующейся во всех видах радиотехники.

Вычислительные системы (ВС). Этот термин появляется в начале 60-ых годов, когда создавались вычислительные машины 3-го поколения. Этот период времени был очень значимым, так как стали появляться интегральные схемы. Они дали толчок для принятия новых решений: массовый доступ и применение ресурсов вычисления, распределение процессов обработки информации [2]. Возникают новые режимы работы вычислительных машин – многопользовательская и многопрограммная обработка. Разницей между ВС и ЭВМ служит использование в ВС нескольких вычислителей, использующих параллельную обработку. Цель создания вычислительных систем заключалась в росте производительности системы, за счет увеличения скорости обработки данных, а также увеличение надежности и точности вычислений [1].

Классификация ЭВМ. Существует множество различных признаков, по которым классифицируются ЭВМ, но самыми значимыми являются классификации по структурной и функциональной организации вычислительных систем. По назначению, системы делятся на: 1)универсальные и 2)специализированные. Универсальные системы служат для выполнения самых различных операций, специализированные – для выполнения более узкого круга задач. По типу вычислительные системы делятся на: 1)многомашинные и 2)многопроцессорные. Многомашинные ВС появились раньше. Уже в то время появлялись задачи, для которых требовалась высокая производительность, долговечность и точность вычислений. Такие цели и были в основе использования данных машин.

Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Извлечение какой-либо хранимой информации называется ее поиском. Есть очень много разных способов поиска, таких как: наблюдение, общение, чтение журналов или газет, просмотр телевизора или программ, радио и другие. Способом передачи информации во времени и пространстве называется ее хранение. Варианты хранения зависят и вида носителя. Им может быть рукопись, журнал или фотография. Передача информации заключается в процессе участия в ней источника и приемника. Источник будет передавать ее, а приемник получать. Между ними образуется канал связи, который передает сигнал от источника к приемнику. Процесс преобразования какой-либо информации из одного вида в другой называется обработкой. При обработке имеет большое значение входная и выходная информация. Использование информации происходит при принятии каких-либо решений. Под защитой информации понимается комплекс мер по защите от угроз безопасности, а также устранение последствий.

1.2 История языков программирования: 1950-е

Программирование появилось задолго до 50-х годов XX века. Первые идеи высказал ещё Чарльз Бэббидж (1792-1871), которого по праву считают отцом компьютера. Он не знал о транзисторах, микросхемах и мониторах, но достаточно точно описал основные принципы, на которых будут строится все вычислительные машины. Развила идею графиня Ада Лавлейс (1815-1852). Её место в истории до сих вызывает немало споров, но одно абсолютно точно – именно Ада фактически стала первым известным программистом. Благодаря её трудам стало понятно, что путь к эффективному использованию машин – алгоритмы, описанные в коде.

Аналитическая машина Бэббиджа

Но программирование не могло развиваться в отрыве от компьютеров. Без них это просто игры разума, абстракция, вне зависимости от качества идей. Поэтому вплоть до 1950-х языки программирования представляли из себя набор машинных инструкций, часто узкоспециализированные и вымирающие вместе с целевым устройством.

Сегодня вам не надо ничего знать об архитектуре компьютера, для большинства программистов вообще важен только язык, всё остальное – вторично. В 1950-х всё было иначе – приходилось работать с элементарными машинными кодами, а это практически всё равно что программировать при помощи паяльника.

Ещё одной проблемой было то, что за разработку языков отвечали люди, непосредственно связанные с созданием компьютеров – в первую очередь инженеры и лишь вынужденно программисты. Потому они и представляли язык в виде последовательности номеров операций и ячеек памяти. Грубо говоря, это выглядело так:

01 x y – добавление содержимого ячейки памяти y к ячейке x;

02 x y – аналогичная процедура с вычитанием.

В итоге код программы превращался в бесконечную череду цифр:

01 10 15 02 11 29 01 10 11…

Сегодня такой код вам покажется ужасом, но в начале 1950-х был нормой.

Программистам приходилось долго учиться машинным командам, потом внимательно писать код, а после завершения ещё несколько раз его перепроверять – риск ошибки был велик. Проблемы возникла, когда развитие машин стало тормозиться нехваткой кадров для написания программ. Требовалось срочное решение.

Решение лежало на поверхности: необходимо перевести цифровые обозначения операций в буквы. То есть вместо «01 10 15» использовать «ADD 10 15». Это требовало дополнительного перевода символов в машинную команду, но, учитывая проблему, жертва была минимальна.

Решение оказалось настолько очевидным, что доподлинно неизвестно, кто первым изобрёл язык Ассемблера. Вероятнее всего, он появился одновременно сразу в нескольких местах. За название и популяризацию ответственными принято считать авторов книги «The preparation of programs for a digital computer» Уилкса, Уилера и Гилла. Нетрудно догадаться, что название Ассемблер происходит от английского слова assemble – собирать, монтировать, что вполне точно описывает процесс. Позднее символы стали касаться не только простейших операций, но и адресации, что значительно упростило читаемость кода.

Сейчас это кажется элементарным решением, но тогда реализация была сложным процессом, требующим созданий таблиц соответствия, присовения обозначения каждой ячейке памяти.  Это привело к трём фундаментальным вещам:

  • Появлению понятия символьная переменная или просто переменная.
  • Созданию таблиц, с помощью которых вы могли найти соответствие символов, операций и ячеек памяти.
  • Пониманию, что программирование может стать искусством.

Это стало катализатором языкового прорыва.

Ассемблер позволил создать простые превращения. Например, перевод 01 в ADD. Макроассемблер расширил эту идею и подарил программистам возможность сворачивать несколько инструкций в одну. К примеру, если в программе вы постоянно добавляли значение в ячейку памяти и проверяли, не переполнена ли она, всё это можно было записать в макрос INCRT и использовать его, меняя лишь переменные. По сути, макроассемблеры превратились в первые языки высокого уровня.

Но в таком подходе заключалась важная проблема – каждый раз перед созданием кода необходимо было сворачивать базовые операции в макросы. Требовался инструмент, который освободит программистов от постоянного копирования. Так появился компилятор.

Теперь-то мы знаем, что благодаря компилятору мы можем создать язык программирования с абсолютно любым синтаксисом, главное, чтобы он грамотно переводил наш код в машинные команды. А в то время специалисты скептически относились к языкам высокого уровня. Частично это было обусловлено производительностью компьютеров – упрощение синтаксиса со сложными трансформациями дорого обходилось, могло вернуть технологический прогресс на несколько лет назад. Частично причиной были эмоции – было тяжело отойти от формы машинных команд, потерять контроль над процессами. Программисты всерьёз боялись, что после компиляции они не смогут понять исполняемые команды. Сегодня нам наплевать, как выглядит машинный код, а в те времена это казалось важной проблемой.

Тем не менее компилятор стал единственным выходом из ситуации, но здесь проявилась другая трудность – арифметические выражения. Их исполнение не совпадает с тем, как машина читает код. Из школьного курса мы знаем порядок вычислений в выражении «2+3*5», но машина читает код в одном направлении, так что ответ будет неверным. Да, указанный пример можно решить, создав макрос, но для сложных выражений уровня «(2 + 3 * 5 + 4/6) * 10 + 16- (14 + 15) * 8» требовался принципиально иной подход.

Найти алгоритм анализа стека удалось Джону Бэкусу, создателю Фортрана.  Он начал работать над ним в 1954 году и ему потребовалось  почти 5 лет, чтобы доказать право языков высокого уровня на существование. Полное название Фортрана – The IBM Formula Translating System, или FORmula TRANslator. Несмотря на 60-летний возраст, он остаётся одним из самых популярных языков программирования и невероятно востребован в Data Science. За это время мы видели множество версий: Fortran 1, II, 66, 77, 90, 95, 2008, а в следующем году выйдет ещё одна (планировался Fortran 2015, но из-за задержек название может смениться на 2018). Именно в Фортране впервые были одновременно реализованы многие атрибуты языка высокого уровня, среди которых:

  • арифметические и логические выражения;
  • цикл DO (ранняя форма цикла FOR);
  • условный оператор IF;
  • подпрограммы;
  • массивы.

Ещё одним важным наследием Фортрана, о котором даже не догадываются современные программисты, является использование ограничений для переменных для целых чисел. Все они должны были начинаться с одного из 6 символов I, J, K, L, M, N (происходит от I-Nteger). Именно отсюда взялась привычка для перечислений брать переменные i, j и т.д.

IBM 704 – машина, на которой был создан Fortran

При этом Фортран оставался языком, приближенным к машинам. Например, там существовало такое:

if (выражение) doneg, dozero, dopos

Причиной была архитектура компьютера IBM, которой требовалась команда для использования нужного регистра: отрицательного, нулевого или положительного. Близость к машинам проявлялась и в известной команде GOTO (позднее она была унаследована Basic), означавший прямой переход к той или иной команде.

Возвращаясь к проблеме арифметических выражений, алгоритм перебора стека (то есть анализа всей строки) не был эффективным решением, но он доказал, насколько реализация может быть простой и логичной.

Fortran 1 был научным языком, в его основе лежали операции с комплексными числами и с плавающей запятой. Он даже не умел обрабатывать текст, для этого приходилось преобразовывать его в специальные коды. Поэтому Фортран оказался непригоден для бизнеса, где был специально создан язык Cobol.

Синтаксис у него принципиально иной, максимально приближенный к естественному английскому языку. Практически не было арифметики, только выражения вида:

Move Income To Total Subtract Expenses

Cobol стал олицетворением максимального удаления от прежнего машинно-арифметического мышления к общечеловеческому. И главное – теперь можно было работать с текстом и записями.

Следующим фундаментальным языком стал Algol (ALGOrithmic Language), предназначенный для научных отчётов и публикаций. В нём впервые появились естественные для нас вещи:

  • отличия между присваиванием := и логическим равенством  =;
  • использование цикла for с тремя аргументами: начальное значение,  предел, шаг;
  • блочная структура программ, заключённая между begin и end, это исключило необходимость применения GOTO.

Именно из Алгол произошли C, C ++, C #, Java и многие другие популярные сегодня языки.

Четвёртым китом 1950-х стал Лисп (LISt Processing language), разработанный специально для обслуживания искусственного интеллекта.  Главной его особенность стала  работа не с императивными данными, а с функциями. Для этого Джону Маккарти пришлось предусмотреть множество механизмов для нормальной работы: динамическую типизацию, автоматическое распределение памяти, сборщик мусора. В конечном счёте, именно Лисп стал прародителем таких языков, как Python и Ruby, а сам до сих пор активно применяется в ИИ.

Таким образом, 1950-е изменили образ мышления программистов, подарили четыре фундаментальных языка  и поставили мир на рельсы компьютерной революции.
В следующий раз поговорим о том, как развивались языки и мир программирования в 1960-е. [7, c. 23].

1.3 Краткая история языков программирования

1800

Жозеф Мари Жаккар учит ткацкий станок читать перфокарты и таким образом создает первое многопоточное устройство обработки данных. Его изобретение было воспринято в штыки ткачами шелка, которые предвидели рождение Skynet.

1842

Ада Лавлейс заскучала, занимаясь своими благородными занятиями. Она набросала в записной книжке то, что позже станет известно как первая опубликованная компьютерная программа. Единственное неудобство было в том, что компьютер тогда еще не изобрели.

1936

Алан Тьюринг изобретает всё, но это не оправдывает его в глазах британского суда, который приговаривает его к химической кастрации.

Позже королева его помиловала, но он, к сожалению, был уже давно мертв к тому времени.

1957

Джон Бэкус создает FORTRAN, первый язык, который использовали настоящие программисты.

1959

Грейс Хоппер изобретает первый язык программирования, ориентированный на промышленное производство, и называет его “общий бизнес-ориентированный язык” (“common business-oriented language”), кратко — COBOL.

1964

Джон Джордж Кемени и Томас Курц решили, что программирование — слишком сложное занятие, а потому нужно вернуться к основам. Они называют свой язык программирования BASIC.

1970

Никлаус Вирт разрабатывает Pascal. Это один из нескольких языков, в создании которых принял участие Вирт: ему нравилось создавать языки.

Он также сформулировал Закон Вирта, делающий бессмысленным закон Мура, поскольку разработчики будут писать такие раздутые программы, что за ними даже мейнфреймы не угонятся. Позже это будет доказано путем изобретения Electron.js.

1972

Деннису Ритчи стало скучно на работе в Bell Labs и он решил создать С с его фигурными скобками, и этот проект получил огромный успех. Впоследствии он добавил ошибки сегментации и другие дружественные к разработчику возможности для повышения производительности.

Поскольку у него еще оставалось пару часов, он со своими приятелями в Bell Labs решил создать пример программы для демонстрации языка С. Так они создали операционную систему под названием Unix.

1980

Алан Кёртис Кэй изобретает объектно-ориентированное программирование и называет его Smalltalk. В Smalltalk все является объектом, даже объект это объект.

1987

Ларри Уолл со своим опытом работы в религиозной сфере становится проповедником, а своей доктриной делает Perl.

1983

Жан Давид Ишбиа заметил, что программа Ады Лавлейс никогда так и не запускалась, и решил создать язык и назвать его в ее честь (Ada). Но язык тоже не запускается.

1986

Брэд Кокс и Том Лав решили сделать нечитаемую версию С, основанную на Smalltalk. Они назвали ее Objective-C, но никто не в силах понять ее синтаксис.

1983

Бьёрн Страуструп отправляется назад в будущее и замечает, что язык С требует слишком мало времени для компиляции. Он добавляет к языку каждую фичу, какую только может придумать, и называет его С++.

Программисты по всему миру соглашаются с этим, поскольку у них появляется гениальное оправдание для просмотра видео с котиками и чтения xkcd на работе.

1991

Гвидо ван Россуму не нравятся фигурные скобки, поэтому он изобретает Python. При выборе синтаксиса языка автор вдохновлялся Монти Пайтоном и его летающим цирком.

1993

Роберту Иерузалимски с друзьями решили, что им нужен локальный, бразильский язык сценариев. Во время локализации была сделана ошибка, которая заставила индексы начинать отсчет с 1 вместо 0. Язык назвали Lua.

1994

Расмус Лердорф создает движок шаблонов для собственных CGI-сценариев своей домашней страницы и выпускает его дот-файлы в интернет.

Мир решает повсеместно использовать эти дот-файлы, а Расмус в неистовстве добавляет в них некоторые дополнительные привязки к базам данных и называет результат РНР.

1995

Юкихиро Мацумото был не слишком счастлив и заметил, что другие программисты тоже несчастны. Он создает Ruby, чтобы сделать их счастливыми. После создания Ruby “Мац” счастлив, сообщество Ruby счастливо, все счастливы.

1995

Брендан Эйх берет выходной, чтобы разработать язык, с помощью которого будет управляться каждый веб-браузер в мире и в конечном итоге Skynet. Сначала он пошел в Netscape и сказал, что язык называется LiveScript, но за время ревью кода приобрела популярность Java, поэтому было решено использовать фигурные скобки и переименовать язык в JavaScript.

Оказалось, что Java это торговая марка, что могло привести к проблемам, поэтому JavaScript позже был переименован в ECMAScript, но его все равно называют по-старому.

1996

Джеймс Гослинг изобретает Java, первый по-настоящему слишком многословный объектно-ориентированный язык программирования, где шаблоны проектирования превалируют над прагматизмом.

2001

Андерс Хейлсберг заново изобретает Java и называет этот язык C#, потому что программирование на C кажется более крутым, чем на Java. Новая версия Java всем нравится, поскольку совершенно не похожа на Java.

2005

Давид Хейнемейер Ханссон создает веб-фреймворк, позже названный Ruby on Rails. Люди забывают, что это были две разные вещи.

2006

Джон Резиг пишет вспомогательную библиотеку для JavaScript. Все считают, что это язык, и делают себе карьеру на копипасте кода jQuery из интернета.

2009

Кен Томпсон и Роб Пайк решают создать язык, похожий на С, но более «товарный», с большим количеством инструментов для обеспечения безопасности и с Гоферами (Гофер — грызун, персонаж историй про Винни-Пуха, — прим. перев.) в качестве талисманов.

Они называют этот язык Go, решают сделать его код открытым и начинают продавать брендовые наколенники и шлемы с Гофером.

2010

Грэйдон Хор тоже хочет создать язык, подобный С. Он называет его Rust. Все требуют, чтобы каждый кусочек их программ немедленно переписывался на Rust. Грэйдону хочется чего-то более блестящего и он начинает работать над Swift для Apple.

2012

Андерс Хейлсберг хочет писать С# в веб-браузерах. Он создает TypeScript, который по сути является JavaScript с большим количеством Java.

2013

Джереми Ашкенас хочет быть таким же счастливым, как Ruby-разработчики, поэтому создает CoffeeScript, который транслируется в JavaScript, но выглядит скорее как Ruby. Джереми так и не стал таким же по-настоящему счастливым, как Матц и Ruby-разработчики.

2014

Крис Латнер создает Swift, главная цель которого – не быть Objective-C. В конечном итоге этот язык напоминает Java.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

2.1  Развитие электронно-вычислительной техники в СССР


Тема электронно-вычислительной техники в социалистической России довольно интересна и за почти 30 лет правления буржуев порядком оболганная холуями от клавиатуры и пера с веб-камерой – блогерами и прочими интеллигентами. Отстаивающая за определенную плату или по глупости капиталистические производственные отношения пробуржуйская интеллигенция, многочисленная журналистская орда, любит пнуть наши компьютеры и большие электронно-вычислительных комплексы времен СССР на предмет качества, ввиду ненадежности некоторых моделей, их технической устарелости, и оставляющей желать лучшего производимости, плюс трудности в эксплуатации по сравнению с зарубежными аналогами того времени. Компьютеры сравниваются под лицемерные разговоры про то, что западные ЭВМ были лучше и надежнее, что Советы компьютеры, в принципе, делать не умели и т. д. Увы, такое в эпоху застоя и позже, в перестройку, имело место быть. Однако такое положение дел было не всегда.

1. ассортимент производимой электронно-вычислительной техники в СССР был гораздо шире, чем представляется обывателю.

2. нельзя механистически переносить экономические и политические пороки позднего СССР и качество изделий, выпускавшихся в тот период времени на весь период существования советского государства и качество с производительностью более ранних моделей ЭВМ, не западных копий, а полностью оригинальных проектов. Падение качества и деградация в этой области производственной началось тогда, когда после смерти Сталина дорвавшиеся до руля контрреволюционеры-троцкисты начали тихо, из-под полы, проводить в СССР свою контрреволюционную политику, рыночные реформы, сильно подкосившие работу всего советского народно-хозяйственный комплекса, нарушившие его работу по выполнению плана для удовлетворения растущих потребностей трудящихся. Но об этом ниже.

«КИБЕРНЕТИКА (от др. греч. слова, означающего рулевой, управляющий) — реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма. Приверженцы кибернетики определяют её как универсальную науку о связях и коммуникациях в технике, в живых существах и общественной жизни, о «всеобщей организации» и управлении всеми процессами в природе и обществе. Тем самым кибернетика отождествляет механические, биологические и социальные взаимосвязи и закономерности. Как всякая механистическая теория, кибернетика отрицает качественное своеобразие закономерностей различных форм существования и развития материи, сводя их к механическим закономерностям. Кибернетика возникла на основе современного развития электроники, в особенности новейших скоростных счётных машин, автоматики и телемеханики. В отличие от старого механицизма XVII-XVIII вв. кибернетика рассматривает психофизиологические и социальные явления по аналогии не с простейшими механизмами, а с электронными машинами и приборами, отождествляя работу головного мозга с работой счётной машины, а общественную жизнь — с системой электро- и радиокоммуникаций. По существу своему кибернетика направлена против материалистической диалектики, современной научной физиологии, обоснованной И.П. Павловым, и марксистского, научного понимания законов общественной жизни. Эта механистическая метафизическая лженаука отлично уживается с идеализмом в философии, психологии, социологии. Кибернетика ярко выражает одну из основных черт буржуазного мировоззрения — его бесчеловечность, стремление превратить трудящихся в придаток машины, в орудие производства и орудие войны. Вместе с тем для кибернетики характерна империалистическая утопия — заменить живого, мыслящего, борющегося за свои интересы человека машиной как в производстве, так и на войне. Поджигатели новой мировой войны используют кибернетику в своих грязных практических делах. Под прикрытием пропаганды кибернетики в странах империализма происходит привлечение учёных самых различных специальностей для разработки новых приёмов массового истребления людей — электронного, телемеханического, автоматического оружия, конструирование и производство которого превратилось в крупную отрасль военной промышленности капиталистических стран. Кибернетика является, таким образом, не только идеологическим оружием империалистической реакции, но и средством осуществления её агрессивных военных планов.»

Классовая характеристика и методологическая характеристика дана точная и бесспорная. Опровергнуть ее в действительности невозможно. Ибо вопрос перед компартией стоит остро: или ей продолжать громить идеализм в науке и отрицать лженаучную реакционную кибернетику, или отказываться от диалектического материализма, философии прогрессивного класса наемных работников, и скатываться в поповский идеализм, уводить страну по пути ревизии марксизма и реставрации в итоге капиталистических производственных отношений. Ибо не было научной аргументации в пользу кибернетики. Те, кому в после сталинский период ползучей контрреволюции приходилось ее оправдывать, ссылались на позицию хрущевско-брежневского ревизионистского руководства в КПСС.

Теперь рассмотрим материально-техническую сторону вопроса. Посмотрим, как, что и когда разрабатывали, производили в Советском Союзе, какие компьютеры и какие электронно-вычислительные машины тогда проектировали, делали. В конце 1948 года, в секретной лаборатории в Феофании под Киевом, под руководством директора Института электротехники АН Украины и по совместительству руководителя лаборатории Института точной механики и вычислительной техники АН СССР Сергея Александровича Лебедева, начались работы по созданию Малой Электронной Счетной Машины (МЭСМ). В целом, конец 1948-го года был крайне продуктивным временем для создателей первых отечественных компьютеров. Лебедев реализовал основополагающие принципы построения вычислительных агрегатов, такие как:

1. Наличие арифметических устройств, памяти, устройств ввода/вывода и управления;

2. Кодирование и хранение программы в памяти, подобно числам;

3. Двоичная система счисления для кодирования чисел и команд;

4. Автоматическое выполнение вычислений на основе хранимой программы;

5. Наличие как арифметических, так и логических операций;

6. Использование численных методов для реализации вычислений;

7. Иерархический принцип построения памяти;

Проектированиеc монтажом, отладкой МЭСМ были выполнены в рекордно короткие сроки, примерно за два года, и проведены силами всего 17 человек. Это был коллектив из 12 научных сотрудников и 5 техников. Пробный пуск машины МЭСМ состоялся 6 ноября 1950 года, регулярная эксплуатация — 25 декабря 1951 года. Лебедевым были выдвинуты, обоснованы и реализованы принципы ЭВМ с хранимой в памяти программой. Это независимо от Джона фон Неймана. В 1953 году коллективом, возглавляемым С.А.Лебедевым, создается первая большая ЭВМ — БЭСМ-1 (от Большая Электронная Счетная Машина), выпущенная в одном экземпляре. Она создавалась уже в Москве, в Институте точной механики (сокращенно — ИТМ) и Вычислительном центре АН СССР, директором которого и стал С.А.Лебедев, а собрана была на Московском заводе счетно-аналитических машин (сокращенно — САМ). После комплектации усовершенствованной элементной базой оперативной памяти БЭСМ-1, ее быстродействие достигло 10000 операций в секунду — на уровне лучших в США и лучшее в Европе. В 1958 году после еще одной модернизации оперативной памяти БЭСМ, уже получившая название БЭСМ-2, была подготовлена к серийному производству на одном из заводов Союза, которое и было осуществлено в количестве нескольких десятков. ЭВМ первого поколения выпускались в СССР довольно долго. Даже в 1964 году в Пензе еще продолжала производиться ЭВМ «Урал-4», служившая для экономических расчетов

Второй этап развития вычислительной техники СССР.

Второй этап развития вычислительной техники конца 50-х — начала 60-х годов характеризуется созданием развитых языков программирования. Освоением процесса автоматизации управления потоком задач с помощью самой ЭВМ, то есть разработкой операционных систем. Появился мультипрограммный режим обработки данных. Наиболее характерные черты этих ЭВМ, обычно называемых «ЭВМ второго поколения»:

- совмещение операций ввода/вывода с вычислениями в центральном процессоре;

- увеличение объема оперативной и внешней памяти;

- использование алфавитно-цифровых устройств для ввода и вывода данных;

- «закрытый» режим для пользователей: программист уже не допускался в машинный зал, лишь сдавал программу на алгоритмическом языке оператору для дальнейшего пропуска на машине.

Контрреволюция.

Контрреволюционные капиталистические преобразования, исходившие из застойной КПСС, тогда уже не отражавшей интересы и чаяния пролетариата, больно ударили по всему огромному народнохозяйственному комплексу страны. Создавались постепенно и специально условия для зарождения класса буржуазии и реставрации старых капиталистических производственных отношений, была отменена контрреволюционерами законодательно диктатура пролетариата. Теперь ее заменяло вредное для социализма положение о затухании классовой борьбы и общенародном государстве, которое пытались во времена Сталина протолкнуть троцкистские оппозиционеры-контрреволюционеры вроде Рыкова и Бухарина. В период застоя, косыгинские реформы, внедряющие рыночные механизмы в социалистический базис, переводили предприятия на систему учета их прибыльности, а не того, как выполнялся ими план. Да, как бы данные реформы позволяли увеличивать прибыль отдельных предприятий, но подкашивали плановую систему в целом, породили сбои при производстве, распределении продукции, особенно это касалось товаров класса Б, которые начали после 1965 года постепенно пропадать, падало также и качество их. Это стало сильно ощущаться советскими гражданами, особенно на селе и в отдаленных от столицы местах. За негативными изменениями в соц. базисе со стороны партии, надстройки, потянулись в пропасть и другие части этой надстройки, к примеру, такая важная, как наука. «Прелести» хозрасчета ощутили работники интеллектуальной сферы и рабочие, ученые сферы точного машиностроения.

Копировать стало выгоднее с точки зрения экономии средств, но не сточки зрения развития производительных сил для социалистической системы, а значит, для удовлетворения постоянно растущих потребностей трудящихся. В 1968-м году была принята директива «Ряд», по которой дальнейшее развитие электронно-вычислительной техники СССР направлялось по пути клонирования компьютеров IBM S/360. Сергей Лебедев, остававшийся на тот момент ведущим инженером-электротехником страны, отзывался о «Ряде» негативно – путь копирования по определению являлся дорогой отстающих. Но руководством страны в конце 60-х годов было принято решение о замене всех разнокалиберных отечественных разработок среднего класса на Единое Семейство ЭВМ на базе архитектуры IBM 360-американского аналога. На уровне Минприбора было принято аналогичное решение в отношении мини-ЭВМ. Потом, во второй половине 70-х годов, в качестве генеральной линии для мини- и микро-ЭВМ была утверждена архитектура PDP-11, также иностранной фирмы DEC. Решение чудовищное по своей сути. В результате производители отечественных ЭВМ были принуждены копировать устаревшие образцы IBM-вской вычислительной техники. Это было начало конца. Это было, без преувеличения, диверсией. Развитие средних и малых ЭВМ в СССР в связи с таким шагом контрреволюционеров было заторможено всерьез и надолго. Вредящие чиновники-ревизионисты из правящей верхушки того времени, советской вычислительной технике закрыли путь к развитию.

Отныне все должны были копировать устаревшую американскую технику. С начала 70-х годов разработка малых и средних средств вычислительной техники в СССР начала деградировать. Был организован ВНИИЦЭВТ. Были вместе с этим расформированы почти все творческие коллективы, закрыты конкурентные разработки. Отныне все должны были копировать штатовскую технику, причем отнюдь не самую совершенную. Гигантский коллектив этого ВНИИЦЭВТ копировал IBM, а коллектив ИНЭУМ — DEC. Вместо дальнейшего развития проработанных и испытанных концепций компьютеростроения огромные силы институтов вычислительной техники страны стали заниматься механическим полузаконным копированием западных ЭВМ, ибо шла холодная война, экспорт современных технологий компьютеростроения в СССР, в большинстве империалистических стран был законодательно запрещен. Отечественная электронная промышленность вынужденно встала на путь клонирования американских компонентов для обеспечения возможности создания аналогов западных ЭВМ.

Однако и при таком печальном положении не были свернуты все отечественные оригинальные разработки. Так, с 1975 года группой И.В.Прангишвили и В.В.Резанова в научно-производственном объединении «Импульс» начал разрабатываться вычислительный комплекс ПС-2000 с быстродействием в 200 миллионов операций в секунду, пущенный в производство в 1980 году и применявшийся в основном для обработки геофизических данных, — поиска новых месторождений полезных ископаемых. В этом комплексе максимально использовались возможности параллельного исполнения команд программы, что достигалось хитроумно спроектированной архитектурой. Коллектив В.С.Бурцева продолжал работу над серией ЭВМ «Эльбрус», и в 1980 году ЭВМ «Эльбрус-1» с быстродействием до 15 миллионов операций в секунду был запущен в серийное производство. Симметричная многопроцессорная архитектура с общей памятью, реализация защищенного программирования с аппаратными типами данных, суперскалярность процессорной обработки и единая операционная система для многопроцессорных комплексов — все эти возможности, реализованные в серии «Эльбрус», появились раньше, чем на Западе. В 1985 году следующая модель этой серии, «Эльбрус-2», выполнял уже 125 миллионов операций в секунду. Большие советские компьютеры во многом еще превосходили западные образцы, да и стоили гораздо дешевле.

С 1991 г, с уничтожением СССР, для бывшей советской науки настали тяжелые времена. Буржуазия РФиии других бывших республик социалистического государства не потянула украденный у советского народа огромный народно-хозяйственный комплекс, он ей был не выгоден, не работал на создание максимальной прибыли в максимально короткий срок. Поэтому буржуями был взят курс на его уничтожение, и советской науки вместе с ним, как не соответствующей интересам бизнеса. Прекратилось финансирование буржуазными государствами подавляющее большинство научных проектов. Также, вследствие разрушения системы социализма, прервались взаимосвязи заводов-производителей ЭВМ из бывших союзных республик, ныне стран СНГ и ЕС. Масштабное, организованное компьютерное производство стало невозможным. Многие разработчики отечественной вычислительной техники были вынуждены работать не по специальности, теряя квалификацию и время. Единственный экземпляр разработанного еще в советское время компьютера «Эльбрус-3», в два раза более быстрого, чем самая производительная американская супермашина того времени Cray Y-MP, в 1994 году был капиталистами-преступниками разобран и пущен под пресс. Оставшиеся НИИ стали создавать крупные вычислительные системы на импортных компонентах. Так, в НИИ “Квант” под руководством В.К.Левина ведется разработка вычислительных системы МВС-100 и МВС-1000, основанных на иностранных процессорах Alpha 21164 (производства DEC-Compaq). Правда, приобретение такого оборудования ныне затруднено действующим эмбарго на экспорт в Россию высоких технологий. Возможность же применения подобных комплексов в оборонных системах крайне сомнительна, — никто не знает, сколько в них можно найти встроенных специально браков с жучками, срабатывающими по сигналу и выводящие из строя систему. Еще осуществляется сборка компьютеров из импортных комплектующих и создание отдельных устройств, например, материнских плат, — опять-таки все из готовых импортных дешевых компонентов, при этом размещаются заказы на производство на заводах Юго-Восточной Азии, так как там рабочая сила банально дешевле и законы по ее социальному обслуживанию не такие жесткие. Однако и таких разработок весьма мало.

При социализме оказались нужны новые производительные силы, сверхмощные компьютеры для упрощения регулирования производственного процесса. Прогресс науки и техники так или иначе должен находиться в полном соответствии с производственными силами и отношениями в социалистическом обществе.

Совершенствование социалистического производства целиком отвечало и отвечает назревшим потребностям общества. США свои первые ЭВМ использовали 70 лет назад в первую очередь в военной области. Не жалели капиталисты затрат на совершенствование техники только в тех отраслях производства, которые обслуживают интересы войны — самого выгодного бизнеса, и сдерживают под контролем возмущающийся пролетариат через компьютерные игры, соцсети и прочие дурманящие сознание трудящихся вещи. В самих соцсетях или играх нет ничего плохого, это действительно шаг вперед в развитии производительных сил, но использование их бизнесом и монополиями ради извлечения прибыли превращает их в орудие по выкачиванию из пользователя денег, порой калечит психику, в т.ч., детскую. Новые технологии в области ЭВМ и интернета, если они не приносят прибыли, не являются приоритетным направлением производства для эксплуататорского класса. Зато, современные компьютеры, интернет - это такая прогрессивная производительная сила, которая полноценно может использоваться для организации планового хозяйства в мировом масштабе, быстро и эффективно. Остается только упразднить частную собственность на средства производства, отнять фабрики, заводы и прочие средства производства у буржуазии, и провозгласить социализм.

2.2 Тенденции развития вычислительных систем

Главной тенденцией развития вычислительной техники в настоящее время является дальнейшее расширение сфер применения ЭВМ и, как следствие, переход от отдельных машин к их системам - вычислительным системам и комплексам разнообразных конфигураций с широким диапазоном функциональных возможностей и характеристик.

Наиболее перспективные, создаваемые на основе персональных ЭВМ, территориально распределенные многомашинные вычислительные системы - вычислительные сети - ориентируются не столько на вычислительную обработку информации, сколько на коммуникационные информационные услуги: электронную почту, системы телеконференций и информационно-справочные системы.

Специалисты считают, что в начале XXI в. в цивилизованных странах произойдет смена основной информационной среды.

При разработке и создании собственно ЭВМ существенный и устойчивый приоритет в последние годы имеют сверхмощные компьютеры - суперЭВМ и миниатюрные, и сверхминиатюрные ПК. Ведутся, как уже указывалось, поисковые работы по созданию ЭВМ 6-го поколения, базирующихся на распределенной нейронной архитектуре, - ней-рокомпьютеров. В частности, в нейрокомпьютерах могут использоваться уже имеющиеся специализированные сетевые МП - транспьютеры - микропроцессоры сети со встроенными средствами связи.

Широкое внедрение средств мультимедиа, в первую очередь аудио- и видеосредств ввода и вывода информации, позволит общаться с компьютером на естественном языке. Мультимедиа нельзя трактовать узко, только как мультимедиа на ПК. Можно говорить о бытовом (домашнем) мультимедиа, включающем в себя и ПК, и целую группу потребительских устройств, доводящих потоки информации до потребителя и активно забирающих информацию у него.

Специалисты предсказывают в ближайшие годы возможность создания компьютерной модели реального мира, такой виртуальной (кажущейся, воображаемой) системы, в которой мы можем активно жить и манипулировать виртуальными предметами. Простейший прообраз такого кажущегося мира уже сейчас существует в сложных компьютерных играх. Но в будущем можно говорить не об играх, а о виртуальной реальности в нашей повседневной жизни, когда нас в комнате, например, будут окружать сотни активных компьютерных устройств, автоматически включающихся и выключающихся по мере надобности, активно отслеживающих наше местоположение, постоянно снабжающих нас ситуационно необходимой информацией, активно воспринимающих нашу информацию и управляющих многими бытовыми приборами и устройствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изначально программирование имело крайне примитивный вид и практически не имело отличий от упорядоченного бинарного кода с формализованным подходом. По сути, при зарождении сферы отличий языка программирования от компьютерного кода было немного. Очевидных и естественных удобств для программиста не существовало, он обязан был обладать знаниями числовых кодов для каждой команды машины. Даже распределение памяти для выполнения команд ложилось на специалиста.

Для упрощения обращения с ЭВМ люди стали активно разрабатывать языки, одним из первых стал Ассемблер. Для отображения переменных стали использоваться символьные наименования. Вместо числовых операций человеку достаточно знать мнемонические имена, их запоминание в разы облегчалось. Уже на этом этапе языки программирования стали более приближёнными к понятному для человека языку.

В заключение отметим, что информационные технологии развиваются, хоть и не с геометрической прогрессией, но тем не менее достаточно стремительно. Вычислительная техника становится все более и более изощренной, вместе с тем становясь совершеннее. Естественно становится возможным реализовывать наиболее сложные задачи, которые в раннем времени даже не представлялось возможным решить; что важнее, многократно повышается точность вычислений. Самые совершенные вычислительные системы устанавливаются на таких видах техники как космические зонды, спутники, научно-исследовательские модули, и, конечно широко эксплуатируются на Международной Космической Станции. Подсчитываются огромные расстояния между различными небесными телами, и прочие величины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбов А. Рей Томлинсон: QWERTYOP // Магия ПК. - 2001. - N 10.
  2. Апокин И.А., Майстров Л.Е. Развитие вычислительных машин. - М.: Наука, 1974.
  3. Балашов Е.П., Частиков А.П. Эволюция вычислительных систем. - М.: Знание, 1981.
  4. Балашов Е.П., Частиков А.П. Эволюция мини- и микроЭВМ. Малые вычислительные машины. - М.: Знание, 1983.
  5. Бауэр Ф., Гооз Г. Информатика / Пер. с нем. - М.: Мир, 1990.
  6. Бернерз-Ли о будущем Web // CW Россия. - 1997. - 5 апр.
  7. Брандел М. UNIX и Internet - дети шестидесятых годов // CW Россия. - 2000. - 7 февр.
  8. Вычислительные системы. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://chernykh.net/content/view/900/981/
  9. Гусев И.В., Гусев В.В., Христофоров Р.П. [и др.] ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В РОССИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf
  10. История развития ЭВМ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://goo.gl/sZ1yEV
  11. Карева Н.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(35). URL: http://sibac.info/archive/technic/9(35).pdf
  12. Христофоров Р.П., Гусев В.В., Гусев И.В. [и др.] ИСТОРИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ: 1950-Е // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf