Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

История права интеллектуальной собственности в России и за рубежом в РФ

Содержание:

Введение.

По истечению времени и смены эпох, у людей появлялись новые интересы в социальной сфере, тем самым усложнились общественные отношения. Большое значение имеют результаты интеллектуальной деятельности, которые появляются благодаря умственной, мыслительной деятельности человека, в связи с особенностями специфики деятельности, её охрана имеет особое значение.

В начале пути развития деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью, регулирование продолжалось по уже установившемуся законодательству, в следствии чего юридическая наука и законодатель приходят к выводу, что особый предмет данного регулирования требует отдельный раздел в праве. Все, это произошло в следствии развития, зарождения и становления рада интеллектуальной собственности.

Изучив и выявив черты исторического развития права интеллектуальной собственности, позволит нам увидеть прогрессивные правовые идеи, установившееся по настоящее время.

Глава 1. Зарождение права интеллектуальной собственности.

§1.1. Развитие права интеллектуальной собственности в России.

Труды интеллектуальной деятельности человека начали зарождаться много десятков лет назад. Данный вид деятельности, на тот момент, не требовал правового регулирования. Это потребовалось только тогда, когда стали возникать казусные ситуации по поводу трудов интеллектуальной деятельности. С развитием интеллектуальной деятельности образуется право интеллектуальной собственности, а также необходимость в её юридическом урегулировании. Такие институты права интеллектуальной собственности, как авторское и патентное право, возникли один из самых первых и сохранились до сегодняшнего дня. Одним из самых древних является институт авторского права.

До настоявшего дня дошло интересное высказывание римского поэта Марциала(ок. 40-1—4 н.э): «Слух идет, Фидентин, будто ты, читая мои стихи, выдаешь их за свои; если ты хочешь оставить их за мной, я пришлю тебе даром; если же ты хочешь, чтобы они были твоими, купи их – они уже не будут моими». Отсюда мы видим, что поэт готов бесплатно передать свои стихи, но при условии, что за ним будет сохранено авторское право или же за деньги отказаться от него, данная ситуация совершенно не мыслима с современными нормами авторского права.

Авторское право в объективном смысле представляет собой систему правовых норм, регулирующие отношения в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства, осуществления и защиты интеллектуальных прав на данные объекты. Под авторскими правами в субъективном смысле понимаются признаваемые в соответствии с законом интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.[1]

В настоящее время, сфера авторских прав разнообразна. В сфере искусства -это произведения живописи, дизайна, скульптуры и многое другое. В сфере шоу-бизнеса это киноиндустрия, разлитые телевизионные проекты, индустрия моды. В сфере журналистики это газеты, журналы. Одной из более важной сферой, на мой взгляд, является научная, которая требует особой правовой охраны.

Это не исчерпывающий список сфер авторских прав. Это объяснимо тем, что человеку свойственно творить, изобретать что то новое, двигаться вперёд, а это требует правовой охраны, которая необходима не только с духовной стороны, но ещё и с коммерческой. Необходимость в охране авторских прав существовала ещё задолго до нашего дня, а именно с начала становления правовой природы авторских прав.

Историческое становление законодательства авторского права это аспекты развития законодательства авторского права разных этапах. С точки зрения юридической науки наиболее интересны аспекты становления юридической концепции авторского права.

Развитие законодательной базы авторского права принято считать с началом развития книгопечатания. В России правовая охрана авторского права отсутствовала до 1828 года. Такое отсутствие обуславливалось тем, что книгоиздательство и книготорговля, развитие которого происходило существенно медленнее чем на западе, а также тем, что отсутствовала необходимость гарантии авторам от произвольных перепечаток, так как в России это практиковалось очень редко. Но все-таки понятие авторского права существовало. Благодаря фактам из биографии А.С Пушкина, мы можем представить практику авторского права. Итак, авторское право, в начале 1820 годов, воспринималось как право на издание литературных произведений, а именно, издание экземпляров, продажа этих экземпляров, в связи с чем чувствовалась имущественная ценность такого права. Содержание договора о предоставлении исключительных авторских прав угадывалось на интуитивном уровне.

В 1828 году появились первые нормы в авторском праве. Был введен Цензурный устав в составе пяти статей, которые позже были усовершенствованы в особое Высочайшее утвержденное положение о правах Сочинителей. В 1830 все перечисленные нормы были преобразованы в Особое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое после было отнесено к Уставу о предупреждении и пресечении преступлений в XIV Свода законов. Но на это преобразования не остановились и уже в 1842 году нормы правы были изложены в Цензурный устав. Только по истечению достаточного промежутка времени, нормы об авторском праве были отнесены в Свод законов гражданских и образовали второе примечание к 420 статье, которая, в свою очередь, раскрыла положения права собственности.

В системе авторского права существовали пробелы, которые долгое время давали о себе знать, рассмотрение каждого спорного дела заканчивалось тем, что вносили изменения в существующий, на тот момент, закон. Рассмотрев практику того времени мы можем это увидеть. В 1856 году, после смерти А.С Пушкина, к императору обратилась жена поэта с просьбой о персональной привилегии, которая бы позволила продолжение исключительного права на печатание сочинений А.С Пушкина для двух сыновей до конца их жизни. В то время был установлен срок исключительного права, который составлял 25-30 лет после смерти автора . Требования о персональной привилегии не была удовлетворена, но благодаря результатом ее рассмотрения, был введен новый срок, составивший 50 лет, после смерти автора. Содержание свое норма отражала в Высочайшем утвержденным мнением Государственного совета, от 15 апреля 1857 года.

В России до 1911 года действовало Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей.

В 1911 году, решением Государственного совета принимается новый закон: «Положение об авторском праве». Решение о его введении было принято еще в 1897 году, но подготовка закона затянулось на 13 лет. Положения об авторском праве сыграли большую роль в развитии авторского права, ввелось такое понятие, как «исключительные права». Закон включал в себя общую часть, которая состояла из ключевых понятий – объекты авторского права и их охрана, срок действия авторского права, защита нарушенных прав. Также закон включал отдельные главы посвященные музыкальным, литературным, художественные произведениям. В особой же части закона, трактовались порядок и условия издательского договора. Ряд статей были весьма прогрессирующие, так например, в статье 30 впервые были введены положения о праве автора на перевод их собственных произведений, срок действия данного положения составлял 10 лет со момента издания этого произведения.

Октябрьская революция 1917 года сыграла огромную роль в развитии авторского права. Существовавший закон 1911 года был полностью упразднен, а вместо него был введен Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве». Данный декрет давал право комиссии объявлять государственную монополию на срок не более пяти лет на издаваемое произведение. Такие произведения переходили в общественную область из частной. Государственная монополия продолжала свое распространение и уже 26 ноября 1918 года Декретом Совета народных комиссаров «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» позволило признавать достоянием РСФСР любые произведения- издавшие и не издавшие, живых авторов или мертвых. Не признавались права наследников, умерших авторов, но было гарантировано содержание в размере прожиточного минимума. Во времена «военного коммунизма» авторское право было полностью изменено.

Дальнейшее развитие авторского права связано с введением закона РСФСР «Об авторском праве от 8 октября 1928 года. Данный закон включал в себя нормы, позволяющие правительству, в принудительном порядке, выкупать авторское право на произведения, хотя и являлось исключительной мерой и практически не применялась. Касаясь большинства произведений, созданными авторами, закон предусматривал исключительное право, как пожизненное право автора. Однако нормы закона содержали широкий перечень обстоятельств свободного пользования созданных произведений. Например, перевод произведений на другой язык, не считалось нарушением авторского права, допускалось пользование чужими опубликованными произведениями за выплату гонорара автору. Закон об авторском праве, полностью соответствовал канонам того времени. Данные нормы глобально рознились с правами участников Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведения 1886 года, но для периода «военного коммунизма» это было актуально и востребовано.

Следующий этап развития авторского права, колоссально изменил нормы, существовавшего на тот периода законодательства об авторском праве. Во времена 60-х годов происходила систематизация законодательства, и в связи с чем, было решено включить нормы об авторском права в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства ССР и союзных республик. Ранее действующее законодательство об авторском праве было кардинально изменено. Изменения эти касались расширения прав автора, защита интересов автора в отношений организаций, которые использовали их интеллектуальные труды, а так же был сокращен перечень, касающийся изъятия авторского права. Советский союз в 1973 год стал участником Всемирной(Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года. С участием в данной конвенции в советском праве были закреплены права автора на перевод созданного им произведения, расширился перечень субъектов авторского права, а также увеличился срок действия авторского права после смерти автора до 25 лет. Все изменения сказались положительно для ученых и творческих лиц. В конце 70-х годов стал вопрос о необходимости сближения советского авторского права и права западных стран. В связи с этим, специалистами предлагалось принять нормы авторского права в соответствии с требованиями международных конвенций. Правительство СССР было готово подписать Бернскую конвенцию и Парижскую редакцию Женевской конвенции. В связи с этим 31 мая 1991 года Верховным Советом СССР был принят раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Основы гражданского законодательства 1991 года продлили срок действия авторского права после смерти автора до 50 лет, а также было введено понятие «смежных прав» и их правовая охрана. В законную силу Основы гражданского законодательства должны были вступить с 1 января 1992 года, но из-за распада Советского Союза это не произошло. Некоторые бывшие субъекты СССР приняли Основы гражданского законодательства в своем государстве. В августе 1992 году в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года вступили в силу Основы гражданского законодательства. Помимо основных норм, правоотношения в авторском праве стали регулироваться отдельными законодательными актами. Первый закон был принят 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», который вступил в силу 20 октября 1992 года. В связи с вступлением в силу закона «Об авторском и смежном праве» раздел V Основ гражданского законодательства 1991 года был упразднен.

Наряду с авторским правом возникала необходимость развития патентного права. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.[2]

В России патентное право зарождалось и формировалось по тем же шагам развития, что и в европейских странах. Первый патентный закон был принят 17 июня 1812 года и носил название: «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремёслах». Закон устанавливал выдачу привилегий на собственные и заграничные изобретения. Данные привилегии выдавались министром внутренних дел, но привилегия могла быть оспорена в судебном порядке по основаниям не новизны изобретения. Взымалась госпошлина за выдачу привилегий в сумме 300, 500 и 1500 рублей. Изначально, по инициативе изобретателя, была введена публикация описания изобретения, которая в 1814 году стала обязательной.

Со временем закон был реформирован. В 1833 году были введены изменения, которые были связаны с предварительным исследованием изобретений, обладателям привилегий запрещалось переступать привидении акционерным компаниям, а также возлагалась обязанность на владельца привилегий использовать изобретение. Изобретения связанные с незначительными открытиями, изобретения, которые могли нанести вред обществу и государственному бюджеты, а также изобретения связанные с обороной, привилегии не выдавались.

С середины XIX века, в России стала развиваться промышленность и возникла необходимость в их правовом регулировании. 11 июля 1864 года вводится закон, который называется «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели». Нормы закона давали возможность создателю моделей, зафиксировать за собой на сорок от 1 года до 10 лет, исключительное право на пользование ими.

В период «военного коммунизма» все изобретения переходили в достояние РСФСР, кроме изобретений связанных с областью обороны и других более значимых для государства. Данные положения регулировались Декретом от 30 июня 1919 года. Но такое понятие, как «изобретение» в декрете не трактовалось, но нормы закона рассказывали, что им может быть только полезное техническое новшество безотносительно к его новизне.[3]

В связи с войнами первой мировой и гражданской возникла необходимость восстановления хозяйства, что после послужило переход к новой экономической политике. В ходе новой политике, в России вновь вернулись нормы защиты и охраны прав изобретателей. 12 сентября 1924 года ЦИК СССР принимает Положение о патентах на изобретение. Данный нормативный акт, был максимально приближён к стандартам развития иностранных норм связанных с патентными законами. Наряду с Законом о патентах, 12 октября того же года принимается, постановлением ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах(рисунках и моделях)». Закон включал в себя перечень промышленных образцов.

В силу формирования командной экономики, два вышеуказанных закона были упразднены Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях. Развитие этого закона пошло по тому же пути развития, что и закон 1919 года, но права изобретателя были более конкретизированы, а охрана в виде патентной форме не отсмеялась. Все же государство, в большей степени, поддерживало тех изобретателей, которые переуступили свой право в пользу государства.

Принятый в 1924 году закон о промышленных образцах был отменен, а в замену ему ничего принято не было.

По истечению времени, нормативная база об изобретениях колоссально изменялась трижды в 1941, 1959 и в 1973 годах. В общей сложности, они включали в себя однообразную основу, которая рассматривала только где формы охраны, это патент, который выдавался на 5 лет и мог быть продлён, и авторское свидетельство. Изменения были не существенными и качались, в основном, способ охраны изобретений, перечень прав изобретателям.

В 1965 году СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В соответсвии с чем было принято постановление «О промышленных образцах». В качестве промышленных образцов охранялись новые пригодные к изготовлению промышленным способом художественные решения внешнего вида промышленного изделия, в которых достигается единство технических и эстетических качеств.[4] Чтобы установить художественные решения промышленным образцом, было достаточно его новизны на территории СССР.

В 1981 году в СССР вводится новое положение о промышленных образцах, нормы которого были наиболее приближённым к международным нормам. Так например, для признания промышленного образца требовалась новизна на игровом уровне, а также увеличили срок действия патента, который теперь составил 10 лет.

После обсуждения в Верховном Совете СССР было принято ряд законов, а именно, Закон «Об изобретениях в СССР»от 31 мая 1991 года, Закон «О промышленных образцах», а также на стадии рассмотрения Закон «О патентном суде СССР». В связи с распадом Советского союза, законы СССР, на территории Росси, не могли существовать. В сфере промышленности создалась критичная ситуация, поэтому независимые государства принялись создавать межгосударственную патентную систему. В октября 1991 года подписывается протокол о цели заключить Конвенцию об охране промышленной собственности. Но наряду с возникшими разногласий между государствами, конвенция так и не была подписана. 23 сентября 1992 года был введён Патентный закон. Данный закон объединял в себе правовое регулирование не только отношения связанные с изобретениями, но и полезными моделями и промышленными образцами.

§1.2. Становление права интеллектуальной собственности в Англии.

История авторского права Соединенного Королевства насчитывает более трех с половиной столетий. Незадолго до  начала восемнадцатого века монархия гарантировала лицам, осуществлявшим издание книг исключительные права на их выпуск  и распространение. Однако интересы собственно авторов литературного текста в то время не были защищены. С учетом уровня технологического развития Англии того времени можно сказать, основываясь на существующих по сей день принципах авторского права, что такая защита  не требовалась. При отсутствии должного уровня средств коммуникации единственным способом надежно передать значительный объем информации от одного лица к другому, гарантировав его относительную сохранность в течение существенного периода времени, было издать эту информацию в форме книги. То есть, единственной общественно значимой формой материального воплощения информации являлась именно книга, что делало разумным защиту интересов издателя.

В 1662 году в силу вступил «Закон О Лицензировании 1662». Он регулировал вопросы лицензирования литературных произведений, библиотечного депонирования и торговли книгами. Основной его особенностью и ключевой идеей являлось введение государственной регистрации литературных произведений, воплощенных в форме издаваемых книг. Также Закон подтвердил возможность ряда лиц обладать дарованной Короной привилегией на издательскую деятельность. После образования Англо-Саксонского союза в 1707 году авторы получили эксклюзивные права на издание своих литературных произведений. Закреплены данные права были «Cтатутом Королевы Анны»  1709 года. Статут ограничил эти права сроком в 14 лет, с возможностью однократного продления срока. Так, авторские права на некоторые изданные работы действовали в течение 21 года. Позднее стали возникать споры о том, можно ли считать авторские права бессрочными и возникающими в определенный момент времени, или же срок их действия определяется исключительно законом. Суды Великобритании после рассмотрения ряда дел практически установили, что более верной является вторая точка зрения, совпадавшая с изданными положениями Статута. Таким образом, был сформулирован и второй принцип авторского права, ограничивающий его действие во времени. Первый, как уже говорилось ранее, закрепляет необходимость материального воплощения авторской идеи.

C девятнадцатого века помимо литературных произведений объектами правовой охраны становятся художественные, драматические и музыкальные произведения. Срок действительности авторских прав так же увеличивается. В 1886 году принимается Бернская Конвенция по Охране Литературных и Художественных произведений. Именно эта конвенция создала базовую систему принципов защиты авторских прав, имеющую международный характер. Наиболее значимой особенностью Конвенции оказался баланс, найденный между интересами авторов произведений и общества. Так, при некоторых условиях с принятием Конвенции стало возможно использовать авторские произведения в общественных целях, не имея какого-либо разрешения от самого автора. На практике эти положения Конвенции сыграли огромную роль в развитии образования, средств массовой информации и в повышении общей грамотности человечества. При условии отсутствия подобного рода положений было бы практически невозможно создание, например, научных работ, использующих какие-либо источники помимо личного и экспериментального опыта.

В конце XIX – начале XX веков появилась необходимость внести существенные изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие авторское право. Это было, прежде всего, связано со значительно изменившимся уровнем технологического развития.

В 1907 году был принят «Закон о Патентах и Дизайнах 1907». Если рассматривать официально доступные в Национальном Архиве документы, то данный Закон является первым в своём роде документом, специально регулирующим патентное право и дизайнерское право, которое с того момента выделяется в Соединенном Королевстве как отдельная отрасль интеллектуальных прав.

В 1911 году был принят Закон О Защите Авторских Прав 1911 г., в котором помимо литературных, музыкальных и драматических произведений рассматриваются такие объекты, как фотографии и «механические инструменты».

В 1939 году, в связи с началом Второй Мировой Войны, был принят «Чрезвычайный Закон о Патентных, Дизайнерских, Авторских правах и Торговых Знаках». Он регулировал правоотношения в области дизайнерских и патентных прав, а так же регистрацию и использование торговых знаков в условиях войны. В основном изменения касались правоотношений с субъектами, имеющими связь с «вражеским» государством. Интересно, что в тексте Закона для таких субъектов употребляется достаточно некорректное по современным меркам понятие – «Enemy» ("Враг").

Принятый в 1956 году «Закон об Авторских Правах 1956» включил в себя такие субъекты, как литературные, драматические, музыкальные и художественные произведения. Также к субъектам авторского права были отнесены звукозаписи, кинематографические фильмы, трансляции и «опубликованные версии произведений». Исходя из его доступной структуры, можно увидеть, что область правового регулирования была в значительной мере расширена. Также авторское право с принятием данного Закона стало более социально-ориентированным.

Глава 2. Сравнение истории становления права интеллектуальной собственности за рубежом.

§2.1 Возникновение интеллектуальной собственности во Франции.

Важный вклад в становление и формирование авторского права как гражданско-правового института внесла французская юриспруденция. Ей во многом принадлежит заслуга в разработке юридической природы авторских прав, в частности в признании ее двойственности.

Уже в эпоху Великой французской революции, когда утверждались новые основы права, появилось понятие интеллектуальной собственности и были приняты первые декреты, определившие правовой статус авторских творческих произведений, закрепившие принципы их правовой охраны. Хотя справедливо будет отметить, что юридические исследования, касающиеся проблем различения видов имущества, собственности и т.п. относились и к более раннему периоду, не говоря уже о достижениях в этой области римской юриспруденции. Тем не менее соответствующие юридические понятия, сложившиеся во французском (древнем, средневековом) праве, были дополнены в Новое Время разработкой концепции исключительного вида собственности – интеллектуальной.

Интересна предыстория возникновения законодательства об интеллектуальной собственности, и, в частности, авторских правах на произведения искусства. Однако признание этих прав авторов было относительно запоздалым: лишь в XVIII в. заговорили о литературной, художественной и промышленной собственности. Именно законодателю времен революции принадлежит заслуга выделения этого нового вида предмета правового регулирования - интеллектуальной деятельности человека.

И все же, анализируя ранние предпосылки зарождения авторских прав, как отмечает один из исследователей данной проблемы Патрик Таффоро, можно найти их в эпохе средневекового французского права, когда авторские отношения регулировались сначала заключаемыми сторонами гражданско- правовыми договорами, а затем и нормативными общеобязательными актами.

Первый из вышеперечисленных источников, устанавливавших авторские правоотношения - договор (контракт), который заключался между автором и физическим лицом с передачей последнему права использовать произведение, прежде всего, это касалось издателей, исполнителей или промышленников. Например, автор литературного произведения передавал по договору свою рукопись издателю (с ее отчуждением), и, таким образом, издатель мог выпустить любое количество экземпляров произведения без выплаты автору вознаграждения. В этом случае издатель не заботился о соблюдении прав автора на переданное им произведение, его интересовала лишь прибыль от продажи авторского произведения. Подобным образом регулировались отношения и в театральной сфере. Автор мог добровольно заключить контракт с импресарио, например о передаче его произведения для постановки спектакля в театре, и его вознаграждением обычно был, начиная с середины XVII столетия, определенный процент от чистых доходов театра. В тоже время следует отметить, что на первый взгляд очевидная свобода в заключении контракта, которая теоретически могла стимулировать развитие авторского права как такового, в реальности была мнимой, так как существовало лишь небольшое число трупп, которые обладали официально этим правом, монополией на заключение контрактов.

Еще в XV-XVI вв. эта монополия принадлежала, например, «Собратьям страсти», которые затем уступили ее труппе отеля Бургундия.

Людовик XIV, в период правления которого какое-то время существовало несколько трупп, в том числе труппа Мольера, всс же в 1680 г. объединил их под именем «Французские комедианты», передав их актерам, таким образом, монополию. В этих условиях авторам приходилось вести переговоры прежде всего с актерами, обладавшими этим преимуществом. Несколько попыток законодательной регламентации этих отношений не удались. Потому оставалась нерешенной проблема осуществления контроля в отношении чистых доходов, получаемых администрацией театра, лишь часть которых выплачивалась автору, тогда как право последнего на процент от извлеченной прибыли часто нарушалось.

Итак, на ранних этапах развития авторских отношений они еще не стали предметом правового регулирования во французском законодательстве и догме, это в равной мере относится впрочем к современному тому времени российскому гражданскому праву. В тоже время с появлением первых законов, регулировавших авторские отношения, во Франции распространилось представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения. Данная существенная мера изначально была прерогативой парламента в рамках его административных по тем временам полномочий, но вскоре стало делом короля.

Учреждение привилегии в литературной области появилось вскоре после начала книгопечатания: по мнению французского исследователя Патрика Таффоро, примеры можно найти с 1534 г., причем аналогичные ранее появившимся венецианским прецедентам. Для понимания значения предоставлявшейся привилегии необходимо напомнить, что печатание одной книги в то время требовало больших расходов: на оборудование типографии и изготовление тиража, особенно с учетом того, что в начале распространение книг шло медленно. По этим причинам издатели, которые решились вкладывать крупные суммы в книгопечатание, хотели защитить себя от случаев контрафакции, а предоставление им привилегии в полной мере отвечало их интересам и этой необходимости.

Следует отметить, что появление института привилегий также обязано и средневековым традициям: любая новая деятельность требовала благословения господина, а в эпоху Нового Времени государя (суверена). Последний быстро осознал, какие политические выгоды он мог извлечь из предоставления привилегий, которые в свою очередь позволяли ему контролировать распространение творческих произведений. Эффективность действия института привилегии сохранилась и в XVI в. во время протестантской реформы. Со времен Франсуа I предоставлению привилегии предшествовало «предварительное одобрение», то есть, по сути цензура. Однако сама привилегия стоила преодоления сложностей, связанных с получением разрешения. Указание на факт предоставления привилегии обычно размещалось в начале произведения или иногда в конце его. Привилегии предоставлялись на определенный срок, который варьировался от 2 до 20 лет и впоследствии могли предоставляться на новый срок. В соответствии с ними были обеспечены: право издателя или книгопечатника на использование произведения, а именно на его распространение, защита от распространения его контрафактных экземпляров, а гакже исключалась возможность изменять либо лишать произведение, например, какого-либо его отрывка без согласия издателя под угрозой уголовного наказания и конфискации неправомерно измененных экземпляров произведения. Кроме того, издатель, ставший обладателем такой привилегии, по меньшей мере, теоретически (поскольку часты были случаи тайных изданий, осуществлявшихся заграницей) получал защиту от любой конкуренции в течение определенного времени.

Привилегия прежде всего предоставлялась издателю, обеспечивая ему выгоду, но иногда приносила пользу и автору. Так, например, драматург Рабле получил личную привилегию, которой он мог воспользоваться либо продать ее издателю, либо уступить ее на время. Известно, что, например, драматург Ронсар уступил свою привилегию на 8 лет.

Таким образом, предоставляемые привилегии касались исключительных, имущественных авторских прав, в частности права распространять экземпляры произведения; о личных неимущественных правах, именуемых в современном французском авторском праве моральными правами автора, речи не шло и не существовало защиты от плагиата, наоборот многие авторы активно заимствовали чужие фрагменты и сюжеты, к примеру, этим «славился» Мольер.

На следующем этапе развития, в XVIII столетии авторское право Франции претерпело существенные изменения: вышеприведенный порядок стал предметом критики, тогда как заинтересованность в интеллектуальной деятельности человека возросла. В частности, авторы литературных произведений вступали все чаще в противоречие с издателями и исполнителями. Проявляли недовольство, в частности, провинциальные издатели, так как они были вовсе лишены привилегий, в отличие от столичных парижских. Кроме того, получили распространение случаи нерегламентированного возобновления привилегий. В свою очередь авторов не устраивало положение законодательства о случаях становления произведений достоянием общественности. Всс больше укреплялась идея, отражавшая одновременно настроение авторов и издателей, которым первые уступали свои права. А именно, общественное мнение того времени исходило из постулата: из всех видов собственности интеллектуальная собственность автора на его произведение является наиболее справедливой и священной. Несколько публикаций и судебных решений, принятых в этом контексте оказали также существенное влияние на общественное мнение; среди них (в период правления Людовика XVI) судебное постановление Королевского совета 1777 г. по вопросам литературы, а затем и по вопросам театра в 1780 г., направленные на регламентацию этой области отношений. Но содержащиеся в них механизмы регулирования авторских отношений окончательно не устранили спорные ситуации. Таким образом, вопросы взаимоотношений в области авторских прав стали решаться на нормативно- правовом уровне, хотя круг охраняемых объектов был узок, в частности не была обеспечена охрана правам авторов художественных произведений.

Законодательство революционного периода уже в большей мере отвечало общественным настроениям, подчиняясь двум новым задачам радикального обновления права в целом, и авторского, в частности. Они, по сути, сводились к тому, что, во-первых, идея свободы не совместима с режимом предварительного разрешения. С другой стороны, побеждала и идея унификации законодательства, вместо не отвечавшего требованиям времени института привилегий, связанного с сословным делением общества, поскольку была осознана необходимость появления правил применимых равным образом ко всем субъектам, общеобязательных, способных, в частности, регулировать и авторские отношения.

Начиная с 1791 года, об интеллектуальной собственности стали заявлять во всеуслышание. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь собственность провозглашалась как «священная и неприкосновенная» уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.13. Следует отметить, что в данный период право интеллектуальной собственности понималось в контексте права собственности как такового. В узком смысле, интеллектуальная собственность понималась как «самая святая, самая законная, самая неоспоримая и самая личная собственность», «преумножение которой не может нанести ущерба ни республиканскому равенству, ни свободе». Решения Национальной ассамблеи 4 августа 1789 г. были нацелены покончить разом со всеми привилегиями, но на практике в области книжного дела привилегии предоставлялись по меньшей мере до конца февраля 1790 г. Впоследствии вопрос был урегулирован решениями Учредительного собрания, а затем Национального республиканского Конвента. Роль законодательных органов революционного периода в развитии авторского права была велика. «В 1790 г. учредительное собрание постановило выработать единый Гражданский Кодекс, распространяющийся на всю Францию», и выработанный в 1800 г. комиссией (Троншс, Биго-де-Преаменэ, Порталис, Маллевиль) проект был принят Законодательным корпусом 21 марта 1804 г.. Кодекс, сыгравший важную роль в развитии французского гражданского права, подробно регламентировал вопросы«различия имущсств» и собственности. Было принято три основополагающих нормативно-правовых акта (а именно, декрета в соответствии с терминологией той эпохи) в области интеллектуальной собственности: закон от 31 декабря 1790 года о патентах на изобретения; закон от 13 и 19 января 1791 года о праве публичного представления театральных произведений и закон от 19 и 24 июля 1793 года о праве воспроизведения произведений литературы и искусства, наиболее интересный для целей данной работы, так как им был выделен такой объект. Первый из указанных законов касался промышленных объектов интеллектуальной собственности, второй - драматических произведений. Декрет от 31 декабря 1790 г. копировал соответствующее законодательство, принятое ранее в Англии, новацией которого было признание произведения собственностью его автора. Изобретатель получал патент на изобретение без предварительной экспертизы, но на возмездном основании, то есть он уплачивал таксу по своему выбору от 300-1500 ливров в зависимости от срока действия патента (на 5 или 15 лет). По истечении этого срока результат интеллектуальной деятельности автора становился общественным достоянием. В отношении драматических произведений действовал Декрет от 13 января 1791 г., разработанный Шапелье (участвовавшим в установлении запрета объединения в экономической области). Этим актом провозглашалась свобода создания театров. Поскольку в последующие годы открылись многие театры, оказалось своевременным введение этой нормы. Декрет давал также право осуществлять постановку театральных пьес посредством простого заявления в муниципалитет при получении письменного согласия на это автора, так как по общему правилу право постановки театрального произведения было закреплено именно за автором и его наследниками (на период до 5 лет после его смерти).

Эти нормативные акты отражали главные правовые идеи Революции - свободы и равенства личности. Привилегии были упразднены, свобода предпринимательства стала одним из основных правовых принципов. В основу законодательства в сфере патентов и авторских прав было заложено положение о том, что авторское право признавалось за автором априори без соблюдения каких-либо формальностей, а патенты предоставлялись административными органами на основании личного заявления изобретателя. Споры по поводу авторских прав рассматривались в судебном порядке, причем автор литературного произведения был вправе предъявить иск в случае плагиата лишь при условии, что два экземпляра его произведения ранее были переданы на хранение в Национальную библиотеку.

Принятое в ту эпоху законодательство в области авторских прав, регулировавшее вопросы литературной, научной и художественной собственности, продолжало действовать во Франции с незначительными изменениями вплоть до 1957 года.

Таким образом, более полутора веков во Франции действовали законы 1791-93 гг. Их лаконичность, абстрактность формулировок позволили применять их для решения очередных юридических проблем вплоть до появления новых технических средств воспроизведения и распространения произведений литературы и искусства. Тогда возникла необходимость приведения законодательства в области авторского права в соответствие с новыми техническими достижениями, такими как фотография, кино, граммофонные пластинки, магнитофон, телевидение, расширившими видовой состав объектов авторского права. Эту задачу решил знаменитый закон от 11 марта 1957 года, ставший основой современного французского законодательства в области авторского права, в частности Кодекса интеллектуальной собственности от 1 июля 1992 г.36. Очевидно, что законодательство эпохи Революции регулировало в целом лишь вопросы собственности, то есть, сугубо материального «денежного» ее свойства (предоставление автором права на показ театрального произведения за фиксированную долю от прибыли, получаемой устроителем спектаклей; передача прав на рукопись издателю при установлении процента автора от прибыли с тиражей), юридическая же наука и законодательство XIX и первой половины XX веков совершила принципиальный поворот, придя к признанию морального права автора.

§2.2 Развитие интеллектуальной собственности в Германии.

Немецкая терминология авторского права стала активно развиваться с середины XIX века. Сфера ее деятельности распространяется на произведения науки, литературы, искусства, существующие в какой-либо форме. Появление авторского права является результатом длительного исторического развития.

Придерживаясь точки зрения Л.Б. Ткачевой, отметим, что многие лингвистические проблемы терминологии невозможно решить без обращения к истории становления и развития соответствующей области знаний. Рассмотрим последовательно исторические аспекты возникновения терминологии авторского права.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе ученые рассматривают историю авторского права начиная с XV века, т.е. с момента изобретения книгопечатания. Известно, что идеи, предвосхитившие авторское право, возникли еще в древности. Поэтому факт существования авторского права в античный период остается одним из дискуссионных. По мнению одних историков Мари-Клод, Михаелидес-Нуарос, существует свидетельство того, что уже 2300 лет назад в Афинской республике особо выделялось право на защиту целостности произведения и запрещалось подвергать его изменениям. В 330 г. до н.э. был принят закон, в соответствии с которым оригиналы произведений крупных классиков подлежали хранению в официальном архиве. Известны примеры использования авторского права в древности, касающиеся периодов расцвета в Древней Греции и Риме. Теория Мари-Клод Док сводится к тому, что «право авторов в области литературной собственности существовало всегда, но не было с абсолютной ясностью законодательно оформлено. Согласно этой теории авторские права признавались совершенно определенно. Существуют и другие теории. Так, например, французский юрист Оланье отмечает, что за античными авторами нет каких-либо прав, а вышеупомянутые факты лишь свидетельствуют о единичных случаях проявления суверенной власти правителя.

Из отечественных специалистов эту точку зрения разделяет О.А. Пронина, высказывая мнение о том, что, несмотря на многочисленные произведения античных поэтов и философов, в которых плагиат всячески порицался, а также, несмотря на законодательные акты, в частности, закон Фабия, предусматривавший наказание за совершение деликта, именуемого plagium, настоящая история авторского права начинается на самом деле в XIX веке. Этой же точки зрения придерживается Ю.А. Громов, рассматривая авторское право на литературные, музыкальные и художественные произведения как исключительное право автора издавать и, вообще, размножать, распространять свои сочинения всеми возможными средствами установилось в законодательствах разных стран в новое и новейшее время. Хотя многие правовые институты гражданского права древних римлян достигли высокого развития, они не относились к авторскому праву, несмотря на высочайшие примеры имен выдающихся поэтов и философов. Не было еще соответствующей объективной потребности: круг грамотных людей, способных приобрести печатные произведения, а значит, и читателей, был довольно узок, и небольшого числа переписчиков книг было достаточно для удовлетворения интеллектуальных потребностей образованной части общества.

Принимая во внимания различные точки зрения, будем придерживаться того мнения, что период античности и средних веков относится к предыстории авторского права, которое как таковое еще не существовало, и назовем этот период донаучным, а появившиеся термины по определению С.В. Гринёва прототерминами.

В Германии в античный период и средние века деятели искусств пользовались особым положением: им содействовали меценаты и князья, они организовывались в ремесленные цеха и поддерживались материально. Переработка произведений различными авторами была обычным явлением. Однако уже тогда плагиат резко порицался. Авторы не были законодательно защищены и боялись искажения своих произведений при размножении путем переписки. Если автор не хотел никаких изменений в своем произведении, то ему оставалось лишь довольствоваться книжным ругательством.

Изобретение книгопечатания Гуттенбергом (около 1440 г.) послужило основой для возникновения в Германии законодательства об охране интеллектуального труда. Книгопечатание обеспечивало прекрасное качество печати. Это открытие ознаменовало конец эпохи рукописных книг, которая длилась двадцать столетий (с V в. до н.э. до XV в. н.э.). В то время авторы не имели никаких «авторских прав». Автор мог лишь гордиться, если его произведение не только печаталось, но и издатель или печатник ему что-нибудь платили за рукопись. Часто случалось, что первый набор мог печататься другими печатниками, т.е. появлялись копии уже выпущенных в свет произведений. Отметим, что переиздателю незаконной продукции приходилось предлагать ее дешевле, так как издания были низкого качества или даже с умышленно измененным авторским текстом. Для того, чтобы противиться беспределу контрафакции, издатели упросили властей запретить на время перепечатку, а чтобы оградить издателей от незаконной перепечатки власти наделили издателей особыми правами, по которым распечатка ограничивалась определенным сроком. С введением особых прав интересы издателей и властей в большинстве случаев совпадали. Книги порой содержали опасные мысли о несовершенстве государственного правления, о примитивности религиозных догматов, что представляло угрозу для государства и церкви. Государство оказалось заинтересованным в принятии законов, которые вводили цензуру издаваемых книг и выдаче привилегий, тогда книга казалась не опасной для церкви и государства. Власти пытались распространить через печать свое влияние на подвластных территориях, но в Германии это не особо удавалось. Иногда издатели игнорировали кайзеровские привилегии для того, чтобы получить больше выгоды и приобрести дешевую литературу. Так, идеи эпохи Просвещения в Германии распространялись большей частью через незаконную перепечатку.

Привилегии были своего рода особыми законами. Семантика термина Privileg происходит от латинских слов «privus», т.е. частный, отдельный и «lex» — закон, т.е. отдельный закон, предназначенный оградить права отдельного человека или нескольких людей. Привилегии были в каждом случае разрешением на издание или распространение книги, которое выдавалось по усмотрению суверена и не было полноценным правом. Предоставление привилегий связывалось как с признанием исключительных прав создателей художественной литературы и музыкальных произведений, так и с признанием определенных прав за теми, кто, используя промышленные возможности репродуцирования, мог тиражировать произведения автора.

Природа привилегий в противоположность к авторскому праву в современном его понимании — это, прежде всего, признание того, что привилегированный автор был привилегирован только как само-издатель, но не как автор. Речь шла только о совокупности правовых норм, регулирующих издательскую деятельность. Привилегии защищали издателя, автора и книготорговца от перепечатки прежде всего с имущественно-правовой точки зрения. Появление привилегий было вызвано также необходимостью для правительства принять цензурные меры против злоупотребления в печати.

Для размножения произведений механическим путем требовались большие денежные затраты. С XV века власти стали предоставлять привилегии печатникам за печатание определенных произведений, одновременно подвергая их цензуре. Именно издателю полагались исключительные права на защиту, таким образом, появилась издательская собственность. Особые права получила типография, а также церковь, которой предоставлялось право подписи, разрешающее печать (XV в.). Привилегии выдавались через открытые документы. Большое количество привилегий авторы новых произведений, переводчики, а также переработчики старых произведений получили в XVI — XVII столетиях.

Самые первые упоминания о привилегиях относятся к Венецианской республике. Считается, что модель авторского права возникла в XV веке в этой крупнейшей морской и торговой державе того времени. В 1476 году был принят первый Указ о патентах и привилегиях для охраны изобретений и произведений. Считается, что имущественное авторское право возникло в 1492 году в Венеции, когда автору книги «Феникс» знатному юрисконсульту Петру из Равенны была выдана привилегия, содержание которой свидетельствует о том, что она защищала интересы не автора, а издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение. Несмотря на все свои старания и труды, не автор, а издатель получал право на опубликование книги. С самого начала система имущественного права обеспечивала интересы правообладателей в лице издателей, а не авторов.

В эпоху Ренессанса в основе выдачи привилегий ценилась индивидуальность автора, за которую создатель произведения получал вознаграждение. Эти привилегии назывались авторскими привилегиями. В Германии впервые такой привилегией воспользовался живописец Альбрехт Дюрер (1511 г.) за гравюру на меди, выданной канцлером Карлом V. Такая защита касалась прежде всего создателя произведения. Право защиты от перепечатки выдавалось определенному лицу и называлось (Personlichkeitsrecht), но не приносило автору никакой выручки. Примером таких привилегий могут служить привилегии на печатание книг, выданные Гёте, чьи произведения часто перепечатывались без соответствующего разрешения. Гёте получил 39 привилегий от отдельных немецких государств. Система привилегий была чрезвычайно громоздкой и не всегда эффективной, и уже в конце XVIII века привилегии теряют в Германии свое значение. В этот же период в Англии впервые заговорили о правах на интеллектуальную собственность и о феномене нематериальной собственности.

Известно, что родиной первого в мире закона об авторском праве является Англия. Он вышел под названием «Статут Королевы Анны» (1710 г.) по имени правившей в то время королевы Анны. Закон устанавливал право издателя на опубликованную книгу на 14 лет с момента ее опубликования. Автор мог получить право на свое произведение только спустя 14 лет после его опубликования. Потребовался почти целый век для признания на основании французских революционных законов 1791-1793 гг. права на наследуемую защиту произведения сроком на 5 и 10 лет соответственно. Вслед за Англией и Францией закон об авторском праве вышел в 1837 году в Пруссии.

В данный период активно формируется немецкая законодательная терминология авторского права. Федеральное собрание решило установить 10-летний срок защиты с момента появления произведения, который продлевался до 30 лет с 1845 года после смерти автора. Согласно этому закону автор получал право на репродуцирование. Это право передавалось автором издателю, а после определенного срока возвращалось автору. В 1857 году на Северо-немецком федеральном собрании был принят общий закон о защите авторского права, который действовал с 1871 года до создания немецкого рейха и в дальнейшем в него вносили изменения. В третьем рейхе автор являлся только доверенным лицом для «единого немецкого народа», что являлось официальной идеологией фашистской Германии.

Таким образом, в Германии к середине XIX века постепенно складывается единая система защиты прав авторов. В начале XX века принимается ряд законов, продолжающих действовать и сейчас. Это Закон об издательском, праве, Закон 1907г. об авторском праве на произведения изобразительного искусства и фотографии. Центральное положение занимает Основной закон ФРГ от. 1949 г. как источник авторского права и Закон об авторском праве и смежных правах 1965 г.

Наибольшее развитие авторское право в Германии получило в 90-х годах XX века, а принятые в XXI веке документы лишь укрепили права авторов и пользователей произведениями интеллектуального труда.

Заключение.

В конце своей работы хотелось бы сказать, что выбранная тема очень обширна и может рассматриваться с разных сторон. Рассматривая историю развития института интеллектуальной собственности, изменения, которые происходили в отношении к интеллектуальной собственности при смене политического режима, можно проанализировать нынешнее состояние этой системы, выявить причины некоторых существующих проблем. Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к целому ряду правовых институтов, из которых наиболее значимыми являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и товарные знаки. Законодательство о коммерческой тайне и патентное право способствуют исследованиям и развитию новых идей. Авторское право способствует созданию литературных, художественных и музыкальных произведений, а также ' программного обеспечения для компьютеров. Законодательство о товарных знаках «увязывает» продукт с его производителем. В последние годы возник целый ряд новых форм интеллектуальной собственности. И каждый из связанных с ними институтов права интеллектуальной собственности имеет свою историю развития и свои конкретные задачи. Коммерческая тайна в форме производственных секретов существовала с незапамятных времен. Древние мастера, несомненно, охраняли приемы, с помощью которых они превращали камни в орудия. Эти мастера задолго до возникновения какой бы то ни было правовой защиты знали, какое преимущество они получали от знания этих секретов. Однако обладание секретами, в сущности, дает лишь ограниченную защиту. Только тысячелетия спустя возникло право, охраняющее секреты производства. Охрана секретов развилась в отрасль небывалого значения, а технические знания и коммерческая тайна превратились в наиболее существенные ценности многих отраслей бизнеса. Охрана коммерческой тайны является одним из наиболее важных институтов права интеллектуальной собственности именно для тех стран, которые стремятся привлечь иностранные инвестиции. Одна отдельно взятая компания, охраняющая свои производственные секреты, еще может решиться продавать изготовляемую ею продукцию в страну со слабой охраной коммерческой тайны, но маловероятно, что такая страна может рассчитывать на серьезные прямые инвестиции. Патентное право стало развиваться относительно недавно. Можно сказать, что патентное право служит определенным признанием несовершенства системы рыночной экономики, ибо рыночная экономика, хорошо приспособленная для обеспечения производства и распределения товаров, малопригодна для того, чтобы побуждать к созданию новых и лучших товаров. Это связано с тем, что при изобретении нового продукта в чисто рыночной системе конкуренты тотчас его копируют и сводят его цену до стоимости производственных затрат, тем самым снижая прибыль до уровня, на котором невозможно возместить расходы на исследования и разработки, приведшие к появлению изобретения. Патентное право как раз и возникло для разрешения этой проблемы. Обеспечивая охрану изобретения от конкурентов на долгие годы вперед, патент увеличивает шансы получения прибыли и, тем самым, стимулирует изобретательство. Патент — это затратный механизм правовой охраны в том смысле, что обществу приходится платить более высокую цену за патентованный продукт ввиду уменьшения конкуренции производителей в данной области. Точно так же, как институт патентования способствует развитию и исследованиям нового, авторское право содействует созданию литературных произведений. На написание книги могут уйти годы. В рыночной системе в чистом виде, если книга успешно продается, другие издатели сразу же издадут ту же самую книгу. Такая конкуренция приведет к снижению цены, что, соответственно, породит нежелание авторов и издателей затрачивать много времени и денег, требующихся для написания и издания книги. Обеспечивая охрану прав автора и издателя, авторское право создает экономический стимул к созданию новых произведений.

Список использованной литературы:

  1. Основы гражданского законодательства ССР.
  2. Закон Об авторском праве.
    Одобрен Государственною Думою и Государственным Советом и Высочайше утвержден 20 марта 1911 года.
  3. Закон 1907г. об авторском праве на произведения изобразительного искусства и фотографии.
  4. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 год.
  5. Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведения 1886 года.
  6. Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 год.
  7. Сергеев А.П.. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. — 2-е изд., герераб. н доп. — М.: ООО «ТК Велбн». — 752 с.
  8. Гринь Е.С. Правовая охрана авторских прав: учебное пособие для магистров. - "Проспект", 2016 г.
  9. Рузакова О.А. Международное частное право / Московская финансово-промышленнаяакадемия. – М., 2005.
  10. Гражданское право под ред. Алексеева С.С Учебник 2009 2-е изд.
  1. Гринь Е.С. Правовая охрана авторских прав: учебное пособие для магистров. - "Проспект", 2016 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации ФЗ от 30 ноября 1994 года № 51 ФЗ.

  3. Сергеев А.П.. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. — 2-е изд.

  4. Сергеев А.П.. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. — 2-е изд.