Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

.Характеристики и типы мониторов для персональных компьютеров.

Содержание:

Введение.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы наше жизни. Но мало кто знает, откуда компьютерные технологии пришли к нам и кто их придумал.

Монитор — это устройство вывода графической и текстовой информации в форме, доступной пользователю. Мониторы входят в состав любой компьютерной системы. Они являются визуальным каналом связи со всеми прикладными программами и стали жизненно важным компонентом при определении общего качества и удобства эксплуатации всей компьютерной системы.

В настоящее время развитие компьютерных технологий требует разработки новых мониторов, большего размера и новых возможностей. Создаваемые новые программы по работе с трехмерной графикой уже не могут нормально воспроизводиться на старых мониторах. Все это подтолкнуло разработчиков к усовершенствованию уже имеющихся технологий в области воспроизведения информации. Поэтому эта проблема и стала одной из важных в компьютерной технике.

Развитие мониторов непосредственно связано с усовершенствованием других составных частей компьютера.

Целью моей работы является изучение мониторов, их характеристики, типы, но я не могу пройти мимо, не рассказав об истории возникновения компьютера.

1.История возникновения компьютера

Слово компьютер происходит от английского слово compute, что означает «вычислитель».

C:\Users\SuperUser\Desktop\Без имени-1.jpg

Рис.1 «Компьютер»

Вообще компьютер принято оценивать как вычислительная мощность, которая может делать математические и логические операции.

Основные части компьютера :

  • Системный блок
  • монитор
  • Мышь
  • Клавиатура
  • Колонки

Мышь и клавиатура это устройства ввода.

Это основные компоненты, которые необходимы для работы с компьютером. Так же есть периферийные устройства:

  • Принтер
  • Сканер[1]
  • видеокамера

Поначалу счет был неотделим от загибания пальцев. Пальцы стали первой вычислительной техникой. Переворот произошел с изобретением абака. Одним словом прибор счеты.

Но вычисления с развитием становились более сложными, и люди хотели поручить счет машине. Около 1632 года немецкий ученый Вильгельм Шикард изобрел первый в истории счетный механизм. Около 1642 году французкий ученый Блез создал машину, которая складывает и вычитает. А в 1672 году Лейбниц создал машину, которая еще умела умножать и делить.

В 19 веке англичанин Чарльз Бэббидж разработал конструкцию машины, которую можно назвать первым компьютером. Но он не смог его построить, так как никто не захотел финансировать его проект.

В 1944 г. на предприятии IBM по заказу Военно-морских сил США была создана машина « Марк-1». Это был монстр весом 35тонн. Но «Марк-1» работал недостаточно быстро и в 1946 г. была построена первая электронная машина Eniac. Ее вес составлял 30 тонн, она требовала 170 м2 площади. Eniac содержал 18 тысяч ламп, которые испускали столько света, что слетавшиеся насекомые вызывали сбой в работе.

В 1947 г. американцы придумали транзисторы. Один транзистор заменял 40 ламп. В результате скорость возросла в 10 раз, уменьшились вес и размер машин. Началась новая компьютерная эра - появились компьютеры второго поколения.

В 1959 г. изобрели чипы, скорость компьютера повысилась в десятки раз. Появление чипа знаменовало собой рождение третьего поколения компьютеров. Это был ящик для корпуса и наборов деталей. Для работы с ним надо было самому паять, собирать все детали, и осваивать программирование. В 1970-х. годах американская компания Эппл (Apple) создает первый персональный компьютер. В 1977 году выпускают Apple2, где уже была клавиатура, монитор, колонки и пластиковый корпус.

C:\Users\SuperUser\Desktop\Без имени-1.jpg C:\Users\SuperUser\Desktop\Без имени-1.jpg

Рис.2 «Персональные компьютеры 1970 г.»

Первым компьютером в комплект которого включалась мышь, был Xeron 8010. Название «мышь» манипулятор получил из-за схожести сигнального провода с хвостом мыши.

После этого компьютерные технологии стали стремительно развиваться. С каждым годом появлялись все новые технологии и новые модели компьютеров.

C:\Users\User\Desktop\s.jpg

Рис.3 «Современные компьютеры»

2.Общая характеристика мониторов

Монитор предназначен для отображения символьной и графической информации. Мониторы могут быть выполнены на базе электронно-лучевых трубок или в виде жидкокристаллических панелей. У портативных компьютеров мониторы выполнены в виде жидкокристаллических панелей. Компактные размеры мониторов на жидких кристаллах, представляющих собой плоские экраны, а также отсутствие вредных факторов, влияющих на здоровье человека, делают данный вид мониторов все более популярным и для стационарных компьютеров.

Основными характеристиками мониторов, реализованных на базе электронно-лучевой трубки, являются: разрешающая способность экрана, расстояние между точками на экране, длина экрана.

Разрешающая способность экрана: Любое изображение на экране представляет набор точек, которые называются пикселями (от англ. PICtures Element- элемент картины). Число точек по горизонтали и вертикали экрана определяет разрешающую способность монитора. Стандартный режим работы современного компьютера поддерживает разрешение 800*600, 1024*768 точек и другие режимы. Чем выше разрешающая способность монитора, тем качественнее изображение.

В текстовом режиме на экран выводится только известные компьютеру символы, а в графическом – любое изображение, состоящее из точек. Для представления любого символа в текстовом режиме используется фиксированное количество пикселей, например 8*8 или 8*14.

Мониторы бывают черно – белые (монохромные) и цветные. Цветные изображения получаются путем смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Базовые цвета создаются тремя электронными лучами, каждый из которого отвечает за свой цвет. Все многообразие оттенков объясняется суммированием базовых цветов в различных пропорциях.

Вспомните урок рисования, когда для получения желаемого оттенка приходилось смешивать краски. Так, для получения бирюзового цвета достаточно смешать зеленую и синюю краски, а малиновый цвет получается путем добавления синего цвета к красному.

Расстояние между точками на экране. Четкость изображения на мониторе определяется расстоянием между точками на экране, или величиной шага «размер зерна». Значение данного параметра колеблется от 0,22 до 0,43мм. Чем меньше эта величина, тем качественнее изображение.

Длина диагонали экрана. Этот параметр изменяется в дюймах и колеблется в диапазоне от 9`` до 41``. Выбор размера монитора зависит от области использования персонального компьютера. Для учебных и бытовых целей наиболее популярными являются мониторы с диагональю 14 и 15 дюймов. Работа со специализированными графическими пакетами требует использования мониторов большей диагонали, например 17 дюймов. В системах автоматизированного проектирования, где необходимо одновременно отображать большой объем графической информации, для эффективной работы желательно исполнения мониторов с диагональю в 21 дюйм и более. [2]

Разрешающая способность экрана во многом определяется соотношением длины диагонали и величины шага (таб. 1). Например, при размере диагонали 14 дюймов и величине шага 0,28 мм оптимальный режим работы монитора обеспечивается при разрешении 800 на 600 точек.

Диагональ

Разрешение

640*480

800*600

1024*768

14

0,35

0,28

0,22

15

0,38

0,30

0,24

17

0,43

0,34

0,27

Таблица 1 «Соотношение между диагональю, величиной шага и разрешением экрана»

Реально получаемые режимы работы монитора зависят от типа видеокарты, которая обеспечивает управление и взаимодействие монитора с персональным компьютером. Видеокарта, или видеоадаптер, устанавливается на системной плате в системный блоке компьютера и поставляется с набором программ - адаптеров. Монитор, видеоадаптер и набор программ - драйверов образуют видеосистему персонального компьютера

Для обеспечения возможности подключения телевизора или видеомагнитофона к компьютеру, он комплектуется видео конвертером. TV- конвертор позволяет выводить компьютерное изображение на экран телевизора или производить запись на видеомагнитофон. PC-конверторы выполняют обратное преобразование, при котором изображение с экрана телевизора отображается на мониторе.

Все мониторы подлежат обязательной проверке на безопасность для здоровья человека. Поэтому при их покупке нужно требовать сертификат безопасности, подтвержающие качество купленного монитора и низкий уровень излучения (Low Radiation)

Размер экрана монитора (диагональ)

Рис.3 «Размер экрана монитора»

В мониторах и телевизорах размер экрана измеряется в дюймах (1 дюйм=2,54 см) по диагонали. Если еще пару лет назад спросом пользовались 17, 19 - дюймовые мониторы, то теперь подавляющее число продаж приходиться на мониторы с диагональю от 22 - 24 дюймов. Это связано со значительным снижением цен на данные мониторы.

. Монитор с соотношениями сторон 4:3Монитор с соотношениями сторон 16:10

Рис.4 «Широкоформатные мониторы»

Монитор 4:3.................................. Монитор 16:10

В последнее время почти все мониторы на прилавках магазинов продаются в широкоформатном (соотношение сторон по горизонтали и вертикали 16:10) исполнении, а мониторы в традиционном соотношении сторон 4:3 почти исчезли. Но в этом есть свои плюсы: в приложениях не нужно будет «прятать» панели инструментов (сужая тем самым полезное пространство), несколько окон без труда уместятся у вас на дисплее, а просмотр фильмов дома станет напоминать поход в кинотеатр.

Так же мониторы можно разделить на:

Мониторы с электронно-лучевой трубкой

  • LCD Жидкокристаллические мониторы
  • Плазменные мониторы
  • Пластиковые мониторы

Рассмотрим более подробно:

Большинство используемых и выпускаемых ныне мониторов построены на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ).

image128

Рис. 5 «Электронно-лучевой трубки»

В английском языке — Cathode Ray Tube (CRT), дословно — катодно-лучевая трубка. Иногда CRT расшифровывают как Cathode Ray Terminal, что соответствует уже не самой трубке, а устройству, на ней основанному. Электронно-лучевая технология была разработана немецким ученым Фердинандом Брауном в 1897 году и первоначально создавалась в качестве специального инструмента для измерения переменного тока, то есть для осциллографа. Электронно-лучевая трубка, или кинескоп, — самый важный элемент монитора. Кинескоп состоит из герметичной стеклянной колбы, внутри которой находится вакуум. Один из концов колбы узкий и длинный — это горловина. Другой — широкий и достаточно плоский — экран. Внутренняя стеклянная поверхность экрана покрыта люминофором (luminophor). В качестве люминофоров для цветных ЭЛТ используются довольно сложные составы на основе редкоземельных металлов — иттрия, эрбия и т. п. Люминофор — это вещество, которое при бомбардировке заряженными частицами испускает свет. Заметим, что иногда люминофор называют фосфором, но это не верно, так как люминофор, используемый в покрытии ЭЛТ, не имеет ничего общего с фосфором. Более того, фосфор светится только в результате взаимодействия с кислородом воздуха при окислении до P2O5, и ссвечение длится очень недолго (кстати, белый фосфор — сильный яд).

Для создания изображения в ЭЛТ-мониторе используется электронная пушка, откуда под действием сильного электростатического поля исходит поток электронов. Сквозь металлическую маску или решетку они попадают на внутреннюю поверхность стеклянного экрана монитора, которая покрыта разноцветными люминофорными точками. Поток электронов (луч) может отклоняться в вертикальной и горизонтальной плоскости, что обеспечивает последовательное попадание его на все поле экрана. Отклонение луча происходит посредством отклоняющей системы. Отклоняющие системы подразделяются на седловидно-тороидальные и седловидные. Последние предпочтительнее, поскольку имеют пониженный уровень излучения.

Отклоняющая система состоит из нескольких катушек индуктивности, размещенных у горловины кинескопа. С помощью переменного магнитного поля две катушки создают отклонение пучка электронов в горизонтальной плоскости, а две другие — в вертикальной. Изменение магнитного поля возникает под действием переменного тока, протекающего через катушки и изменяющегося по определенному закону (это, как правило, пилообразное изменение напряжения во времени), при этом катушки придают лучу нужное направление. Сплошные линии — это активный ход луча, пунктир — обратный.

2.

Экраны LCD-мониторов (Liquid Crystal Display, жидкокристаллические мониторы) сделаны из вещества (цианофенил), которое находится в жидком состоянии, но при этом обладает некоторыми свойствами, присущими кристаллическим телам. Фактически это жидкости, обладающие анизотропией свойств (в частности оптических), связанных с упорядоченностью в ориентации молекул.

image131[3]

Рис. 6.«ЖК-монитор»

Первый рабочий жидкокристаллический дисплей был создан Фергесоном (Fergason) в 1970 году. До этого жидкокристаллические устройства потребляли слишком много энергии, срок их службы был ограничен, а контраст изображения был удручающим. На суд общественности новый ЖК - дисплей был представлен в 1971 году и тогда он получил горячее одобрение. Жидкие кристаллы (Liquid Crystal) - это органические вещества, способные под напряжением изменять величину пропускаемого света. Жидкокристаллический монитор представляет собой две стеклянных или пластиковых пластины, между которыми находится суспензия. Кристаллы в этой суспензии расположены параллельно по отношению друг к другу, тем самым они позволяют свету проникать через панель. При подаче электрического тока расположение кристаллов изменяется, и они начинают препятствовать прохождению света. ЖК технология получила широкое распространение в компьютерах и в проекционном оборудовании. Первые жидкие кристаллы отличались своей нестабильностью и были мало пригодными к массовому производству. Реальное развитие ЖК технологии началось с изобретением английскими учеными стабильного жидкого кристалла - бифенила (Biphenyl). Жидкокристаллические дисплеи первого поколения можно наблюдать в калькуляторах, электронных играх и в часах. Современные ЖК мониторы также называют плоскими панелями, активными матрицами двойного сканирования, тонкопленочными транзисторами. Идея ЖК мониторов витала в воздухе более 30 лет, но проводившиеся исследования не приводили к приемлемому результату, поэтому ЖК мониторы не завоевали репутации устройств, обеспечивающих хорошее качество изображения. Сейчас они становятся популярными - всем нравится их изящный вид, тонкий стан, компактность, экономичность (15-30 ватт), кроме того, считается, что только обеспеченные и серьезные люди могут позволить себе такую роскошь

Существует два вида ЖК мониторов: DSTN (dual-scan twisted nematic - кристаллические экраны с двойным сканированием) и TFT (thin film transistor - на тонкопленочных транзисторах), также их называют соответственно пассивными и активными матрицами. Такие мониторы состоят из следующих слоев: поляризующего фильтра, стеклянного слоя, электрода, слоя управления, жидких кристаллов, ещё одного слоя управления, электрода, слоя стекла и поляризующего фильтра. В первых экранах использовались восьмидюймовые (по диагонали) пассивные черно-белые матрицы. С переходом на технологию активных матриц, размер экрана вырос. Практически все современные ЖК мониторы используют панели на тонкопленочных транзисторах, обеспечивающих яркое, четкое изображение значительно большего размера.

3.

В плазменных мониторах (PDP — Plasma Display Panels) изображение формируется сопровождаемыми излучением света газовыми разрядами в пикселах панели. Конструктивно панель состоит из трех стеклянных пластин, на две из которых нанесены тонкие прозрачные проводники: на одну пластину — горизонтально, на другую — вертикально. Между ними находится третья пластина, в которой в местах пересечения проводников двух первых пластин имеются сквозные отверстия, это и есть пикселы. Эти отверстия при сборке панели заполняются инертным газом: неоном или аргоном. При подаче высокочастотного напряжения на один из вертикально и один из горизонтально расположенных проводников в отверстии, находящемся на их пересечении, возникает газовый разряд.

Плазма газового разряда излучает свет в ультрафиолетовой части спектра, который вызывает свечение частиц люминофора в диапазоне, видимом человеком. Фактически, каждый пиксел на экране работает, как обычная лампа дневного света.

При разрешающей способности 512 х 512 пикселов панель имеет размеры порядка 200 х 200 мм, при 1024 х 1024 пиксела — 400 х 400; толщина панели порядка 6-8 мм.

Высокая яркость и контрастность наряду с отсутствием дрожания являются большими преимуществами таких мониторов. Кроме того, угол по отношению к нормали, под которым можно увидеть хорошее изображение на плазменных мониторах, существенно больше, чем 45° в случае с LCD-мониторами. Главными недостатками такого типа мониторов являются довольно высокая потребляемая мощность, возрастающая при увеличении диагонали монитора, и низкая разрешающая способность, обусловленная большим размером элемента изображения. Кроме того, свойства люминофорных элементов быстро ухудшаются, и экран становится менее ярким, поэтому срок службы плазменных мониторов ограничен 10000 часами (это около 5 лет в офисных условиях). Из-за этих ограничений такие мониторы используются пока только для конференций, презентаций, информационных щитов, то есть там, где требуются большие размеры экранов для отображения информации. Сейчас ведутся работы по созданию технологии PALC (Plasma Addressed Liquid Crystal), которая обещает соединить в себе преимущества плазменных и LCD-экранов с активной матрицей с целью эффективного использования PALC-панелей в компьютерах.

4.

На сегодняшний день компания может представить монохромные (желтого свечения) LEP-дисплеи, приближающиеся по эффективности к жидкокристаллическим дисплеям LCD, уступающие им по сроку службы, но имеющие ряд существенных преимуществ: Поскольку многие стадии процесса производства LEP-дисплеев совпадают с аналогичными стадиями производства LCD, производство легко переоборудовать. Кроме того, технология LEP позволяет наносить пластик на гибкую подложку большой площади, что невозможно для неорганического светодиода (там приходится использовать матрицу диодов); Пластик сам излучает свет и ему не нужна подсветка и прочие хитрости, необходимые для получения цветного изображения на LCD-мониторе. Больше того, LEP-монитор обеспечивает 180-градусный угол обзора; Устройство дисплея предельно просто: вертикальные электроды с одной стороны пластика, горизонтальные - с другой. Изменением числа электродов на единицу протяженности по горизонтали или вертикали можно добиваться любого необходимого разрешения, а также, при необходимости, различной формы пиксела; Поскольку LEP-дисплей работает при низком напряжении питания (менее 3 V) и имеет малый вес, его можно использовать в портативных устройствах, питающихся от батарей; LEP-дисплей обладает крайне малым временем переключения (менее 1 микросекунды), поэтому его можно использовать для воспроизведения видеоинформации;4 Эти преимущества плюс дешевизна привели к возникновению у LEP-технологии достаточно радужных перспектив.

3. Инновация 21века

Инновация - это введение чего-то нового - будь то идея, метод или устройство. Инновации нацелены на значительное улучшение существующего продукта, услуг или процессов. Инновации, основанные на информационных технологиях (IT-инновации), являются неотъемлемым развитием технологий в области информации, и их использование нацелено исключительно на благо общества. Кроме того, IT-инновации являются также движущей силой экономики. В данной курсовой работе вы найдете информацию об IT-инновациях, являющихся ключевой движущей силой развития общества и экономики в 21 веке.

Лучшей инновацией 21 века на сегодняшний день является введение процессора Cell. Процессор Cell - это микропроцессорная архитектура, совместно разработанная Sony, Toshiba и IBM. Первым крупным коммерческим применением данного процессора стало его использование в игровой приставке Sony Play-station. В возможности процессора Cell входит обработка и визуализация трехмерных изображений на очень высокой скорости в режиме реального времени. Это стало потрясающим усовершенствованием в сфере компьютерных игр.

Следующим очень удачным применением процессора Cell, в результате которого произошли радикальные изменения в сфере медицины, стало использование данного процессора в MRI (Отображение магнитного резонанса). MRI предоставляет исключительную возможность просмотра человеческого тела изнутри. Использование традиционных процессоров 20 века занимало около 5 часов, а иногда даже целый день для создания одного изображения. С изобретением процессора Cell данную операцию можно выполнить меньше, чем за секунду. Благодаря использованию процессора Cell в медицине, у хирургов появилась возможность следить в режиме реального времени за движениями тела пациента во время операции.

Одной из лучших инноваций 21 века является разработка компьютерных систем. На ранней стадии разработки компьютеров, компьютерная система больше считалась комбинацией памяти, принтера, сети и различных программ. Постепенно происходили дополнения, и система усовершенствовалась с изобретением гигантской централизованной памяти - децентрализованная память превратилась в центр данных, пользоваться которым могли различные управления предприятия. Подобный центр данных постепенно становился еще более совершенным благодаря веб-приложениям и услугам.

В настоящее время люди, процессы и информация поглощены единой экономической системой - глобальной цифровой экономикой. Не только такие лидеры, как IBM, Sony, GM, но также и небольшие предприятия являются частью данной экономической системы. В современной системе все является взаимосвязанным. Мелкие предприниматели являются частью экономической системы большого предприятия. В настоящее время складывается такое впечатление, что буквально мы все интегрируем в единую глобальную экономическую систему. Создание подобной сложной системы требует профессиональных средств. Серьезным и наиболее опасным вызовом может стать тот факт, что имеющиеся средства являются слишком примитивными для гигантской системы. Решением данной проблемы может быть найдено в том случае, если мы начнем смотреть на целую экономическую систему как на совокупность различных небольших компонентов.

Сегодня концентрация внимания переходит от машин на людей и услуги – этим и объясняется тот факт, что система в настоящее время имеет совершенно непредсказуемые характеристики. Например, проектирование системы клиник является намного более сложной задачей по сравнению с проектированием самолета "Боинг". Один инженер может спроектировать "Боинг", предоставив ведомость материалов, чего нельзя сказать о разработке бизнес-системы. Одному работнику будет невероятно сложно создать работающую бизнес систему, состоящую из людей и услуг и имеющую непредсказуемый характер.

Эволюция системы может быть представлена пирамидой:

- в основе лежит приложение;

- затем следует продукт;

- на вершине пирамиды будут технологии.

Сегодня мы являемся свидетелями такого технического прогресса, что все меньше людей становятся задействованными в поиске и разработке усовершенствований существующих технологий. В настоящее время на рынке существует большое количество вакансий для тех, кто может использовать технологические компоненты и может внести вклад в дизайн бизнес системы. Сегодня большим спросом пользуется умение применять технологии к бизнесу.

Все IT - инновации привели к изобилию информации. В современной экономической системе мы имеем огромное количество источников информации, например:

- компьютерные системы;

- приложения;

- электронная почта;

- мессенджеры в форме текстового, аудио, видео и интерактивного общения.

Данная информация непригодна для принятия решений в режиме реального времени. Сегодня все больше внимания уделяется семантическому анализу и поиску информации, основанной на индивидуализации. Наиболее известным применением семантического анализа является персонализированная медицина. Такие системы выбирают лечение для пациента, основываясь не только на симптомах болезни, но также и на его геномной структуре. Иногда машина предлагает большое количество альтернативных вариантов, в результате чего становится невероятно сложно выбрать подходящий вариант. Решением данной проблемы стало появление социальной сети. Люди, задействованные в одной и той же сфере деятельности, могут помочь друг другу посредством использования web 2.0 приложений.

Заключение

На сегодняшний день, несмотря на большое обилие новых технологий, мониторы по-прежнему широко распространены.

Монитор - устройство для вывода на экран текстовой и графической информации.

В случае если заявлять об изменении мониторов в исключительно геометрическом плане, они эволюционируют от трубки к пластинке. Традиционные электронно-лучевые трубки становятся все шире и короче, появляются также новые технологии мониторов, позволяющие создавать панели, которые в буквальном смысле можно вешать на стену…

Впрочем, геометрический подход не подразумевает под собой ничего, кроме формы; ученые активно работают и над традиционными технологиями, постоянно совершенствуя их качество, и одновременно создают принципиально новые. Некоторые из этих технологий уже доведены до уровня промышленных изделий, другие еще только проходят лабораторные испытания, однако уже сегодня обещают перегнать в характеристиках своих нынешних собратьев.

Список литературы:

  1. Глушаков С. В., Сурядный Ф.С. Персональный компьютер. – М.; Издательство АСТ; Харьков: Фолио, 2013.
  2. Леонтьев В.П. Компьютер просто и наглядно. – М.; Олма-Пресс, 2013.
  3. Сеннов А.С. Курс практической работы на ПК. – СПБ.; БХВ – Петербург, 2014.
  4. Симонович С.В., Евсеев Т.А., Мураховский В.И. Вы купили компьютер. – М.; АСТпресс, 2014
  5. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. – М.; Олма – пресс, 2014
  6. Энциклопедия для детей Аванта+. Информатика, т. 22. – М.; Аванта, 2015
  7. IBM PC: устройство, ремонт, модернизация. – М.; Компьютер-прес, 2015
  8. Глушаков С. В., Сурядный Ф.С. Персональный компьютер. - М.; Издательство АСТ; Харьков: Фолио, 2014
  9. Леонтьев В.П. Компьютер просто и наглядно. - М.; Олма-Пресс, 2015
  10. Сеннов А.С. Курс практической работы на ПК. - СПБ.; БХВ - Петербург, 2013
  11. Симонович С.В., Евсеев Т.А., Мураховский В.И. Вы купили компьютер. - М.; АСТпресс, 2013
  12. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. - М.; Олма - пресс, 2013.
  13. Энциклопедия для детей Аванта+. Информатика, т. 22. - М.; Аванта+, 2013.
  14. IBM PC: устройство, ремонт, модернизация. - М.; Компьютер-прес, 2014.
    1. Глушаков С. В., Сурядный Ф.С. Персональный компьютер. – М.; Издательство АСТ; Харьков: Фолио, 2013.

    1. Леонтьев В.П. Компьютер просто и наглядно. – М.; Олма-Пресс, 2013.

    1. Сеннов А.С. Курс практической работы на ПК. – СПБ.; БХВ – Петербург, 2014.