Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Понятие теории государства и права как науки и её значение в современном обществе)

Содержание:

Введение

Теория государства и права - это юридическая наука, которая изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также вырабатывает систему основных понятий юриспруденции. Не случайно её называют базовой, основополагающей для всей системы юридических знаний. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла её гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Выбранная тема является актуальной, поскольку имеет теоретическую и, особенно, практическую значимость для современного общества.

Целью данной работы является исследование, государства и права, как науки и учебной дисциплины, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности, направление и стремление развития которой, относятся к числу сложнейших и ключевых, так как выступая основополагающей юридической наукой, теория права и государства изучает правовые и государственные явления общественной жизни.

Актуальность изучения предмета теории государства и права заключается в том, что дает возможность глубже познать государственно-правовую действительность. Увидеть многогранность государства и права, выявить специфику, уяснить взаимосвязь между этими явлениями общественной жизни. Понять право и государство, для этого необходимо выйти за их пределы, вскрыть культурные, социальные, политические, экономические и иные причины, которые определяют их назначение, функции и роль в обществе.

Для решения поставленной цели при выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить предмет теории государства и права как науки, также
    её значение в современном обществе;
  2. Определить основные функции теории государства и права;
  3. Дать характеристику основным методам познания государства
    и права;
  4. Проанализировать место теории государства и права в системе юридических и других наук;
  5. Изучить происхождение и взаимосвязь государства и права;
  6. Рассмотреть соотношение и взаимосвязь государства
    и права.

При написании работы использовалась учебная литература, а также научные труды известных авторов, которые занимаются изучением теории государства и права как науки и учебной дисциплины, таких как А.С. Алексеев, Е.А. Певцов, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова и других.

Понятие теории государства и права как науки и её значение
в современном обществе

1.1.Основные функции теории государства и права

Испокон веков ореолом тайны и святости окружали тех, кто был знаком с магической силой юриспруденции - науки, олицетворяющей совокупность знаний о справедливом и несправедливом в обществе. Знатоки права занимали особое место в социальной иерархии людей, оказывая влияние
на их судьбы и поступки. Мысль известного римского юриста Ульпиана
(III в. н.э.) о том, что право "создано для пользы человечества", подкрепилось в настоящее время неослабевающим интересом людей
к юридическим правилам, регулирующим их жизнь.[1]

Уже в эпоху средневековья стало ясно, что познать право возможно только путём первоначального изучения общих представлений о нём. Попытки создать целостное знание о праве нашли выражение в появлении таких наук, как энциклопедия права, философия права. На базе научных сведений создавались и учебные дисциплины, в которых были заложены главные положения правовой действительности. Первая книга, носившая название " Энциклопедия права ", принадлежит перу известного юриста Рингельберга (1541). Она представляла собой общий и краткий очерк содержания всех юридических наук в совокупности. Однако первой систематической энциклопедией права, которую можно было взять за основу изучения юриспруденции, многие считают произведение немецкого юриста Лагуса (1543). Так определялись границы юридических наук, методы познания правовой действительности и источники права.

Ещё древние римляне усвоили известный и сегодня афоризм: "Незнание права не освобождает от ответственности", сформулировав презумпцию знания права, означающую, что любой человек, вступая
в правовые отношения, очевидно знаком с теми правилами юридического характера, которые подсказывают ему, как следует вести себя
в определённой ситуации. При этом важно, чтобы действующие нормы были опубликованы и общедоступны для знакомства.[2]

Известный русский историк Татищев В.Н. мудро заметил, что в России всегда не хватало законодателей, а которые были, очевидно плохо ориентировались в теории права. Он призывал восполнить пробел
"и готовить тех, кто был бы способен писать закон ".

В 1835 г. в связи с новыми университетскими уставами в учебных заведениях России на юридических факультетах в обязательном порядке стали изучаться теоретические юридические науки. Пропаганду идей общей теории права в нашей стране осуществляли многие юристы, среди которых были Хвостов В.М., Шершеневич Г.Ф., Коркунов Н.М. Так, в 1914
г. знаменитый юрист Хвостов В.М. написал:

"Сегодня нам нужна наука, ставящая задачей изучение основных вопросов правоведения. Без неё подготовка юристов нецелесообразна".

Так, на рубеже ХIХ - ХХ вв. определилась структура общей теории права. Юристы доказали, что стать профессионалом в области юриспруденции можно, лишь познав государство как форму человеческого общежития и право как тот порядок, согласно которому должна происходить жизнь людей.[3]

На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Это относится прежде всего к бывшим социалистическим странам, где идёт переход
от командно-административной к рыночной экономике где постепенно формируется гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.

Вместе с тем наше российское формируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ. Широкое использование в проводимых преобразованиях метода "проб и ошибок ", бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм
и самонадеянность реформаторов, прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путём соединения стратегии и тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и правовым регулированием.

Под влиянием отмеченных противоречивых преобразований
в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические установки и социальные ориентиры, с другой стороны, разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того,
в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и текущее законодательство. Всё это ставит перед теорией государства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации.

В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия
и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет всё большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому
и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Любая теория, т.е. система идей, понятий, суждений приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определённых процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приёмов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность учёных по получению истинных знаний. а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства.
В отличии от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщённых, достоверных знаний о государстве
и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие её историческое движение.[4]

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества, где бы оно ни находилось. Теория государства и права изучает в обобщенном виде
все государства и все правовые системы, независимо от их временных
и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы весьма существенные достижения научной мысли о государстве и праве,
все теоретически значимое о данных социальных институтах.

Предметом науки Теория государства и права служит многостороннее
и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей
о них.

В её предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А поэтому Теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).

Специфика предмета Теория государства и права заключается в том,
что Теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции, выступая своего рода её азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норму права, институт, подотрасль и отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии и пробелы, юридическую практику
и правонарушение, законность и правопорядок, правовые средства, субъективные права и юридические обязанности, дозволения и запреты, юридическую ответственность и наказание, правовые льготы и поощрения, правовые привилегии и иммунитеты, правовые стимулы и ограничения, правовые состояния и правовые режимы, правовую политику и правовую жизнь и т.д.

Особенностью предмета Теория государства и права является
то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Итак, предметом Теория государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности
их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания
и правового регулирования. Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, её исторических, национально-культурных корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.[5]

У каждой науки есть свои функции или задачи, которые она решает.

Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно - прикладную функции.

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение
о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя эту функцию Теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему
они возникли, что они представляют собой в настоящее время,

какова их судьба и т.д.

Гносеологическая (гносеология - теория познания) функция Теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

Эвристическая (эвристика - искусство нахождения истины) функция нацелена на открытие новых закономерностей в развитии Теории государства и права, в частности в условиях рыночной экономики.

Прогностическая функция Теории государства и права проявляется
в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в выдвижении гипотез об их будущем.

Методологическая функция позволяет формулировать основные базовые идеи, понятия, которые являются принципиально важными для исследования юридических проблем.

Идеологическая функция. Идеология - система базовых идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение
и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве
и таким образом воздействует на общественную жизнь, поведение людей.

Организационно-прикладная функция проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности госуправления и правового регулирования.

Функции Теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Теория государства и права выполняет указанные функции, опираясь на данные других юридических и неюридических наук.[6]

Характеристика основных методов познания государства и права

У каждой науки есть свои предмет и методы.

Предметом называют то, на что направлено изучение конкретной науки, а методами обозначают то, каким образом происходит это познание нового.

Методы Теории государства и права - это совокупность приемов, способов, средств, принципов и правил, которые используются
ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

Выделяют всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие, основополагающие подходы к рассмотрению проблем государства и права.

Среди всеобщих методов выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко
не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями)
и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы).

С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

2) Общенаучные методы - это приёмы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличии от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализ - это условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории Теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

Синтез, напротив, предполагает изучение явления путём условного объединения его составных частей.

Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объектов, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.[7]

Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод даёт возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот
и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов
и ограничений и т.д.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных,
по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3) Частнонаучные методы - это приёмы, которые выступают следствием усвоения теории государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический метод и т.д.

Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приёмов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.

Кибернетический метод - это приём, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, являющиеся сугубо юридическими; формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия (например, такие специальные юридические термины,
как "существенный вред", "юридическое лицо", "смягчающие вину обстоятельства " и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т.п.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России,
мы обнаруживаем, что между ними есть сходство, но есть и определённые различия, присущие им исторически. [8]

Теория государства и права в системе юридических и других наук

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические (например, механика, физика);

2) естественные (например, физиология, биология);

3) гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки относятся к гуманитарным наукам. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды:

- теоретико-правовые науки (сюда включается и теория государства
и права);

- историко-правовые науки (всеобщая история государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений);

- отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, семейное, трудовое и т.д. право);

- прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика).

Теория государства и права тесно взаимодействует с философией, весьма активно используя её методы (метафизику и диалектику) и категории (сущность и явление, содержание и форму, возможность и необходимость, цель и средство и т.д.). В свою очередь, теория государства и права дает материал о государстве и праве для философских обобщений.[9]

Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими её элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность этого государства, его место
и роль в политической организации данного общества.

С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами,
как государство и право (понятия, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно- правового режимов и т.п.).

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке,
т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же даёт обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (тот же исторический метод,
но освобождённый от всего случайного и несущественного).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства
и права выступает как обобщающая.

Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития
и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определённой сферой общественных отношений
с рамками соответствующей отрасли права.

Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность).

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы
в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать "отраслевую" научную информацию.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве.[10]

Таким образом, особенность теории государства и права как науки состоит в том, что она является:

- гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

- политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

- теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Теория права и государства в системе юридических наук имеет большое значение такое же, какое имеет теория государства и права как учебная дисциплина в системе специальных юридических дисциплин. Теория государства и права как учебная дисциплина-это система теоретических сведений об общих закономерностях возникновения , функционирования и развития государственно-правовых явлений. В системе юридических дисциплин теория государства и права занимает ведущее место, так как она вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества, тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения

2. Происхождение государства и права

2.1. Причины и условия возникновения государства и права

Государство - политическая структура особого рода, возникшая
на определённом этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. Причины показываются в различных теориях возникновения государства:

в теологической (божественная сила);

в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человек);

в органической (биологические факторы);

в материалистической (социально - экономические факторы);

в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Названные теории являются наиболее распространёнными учениями
о способах и процессе появления такого социального института,
как государство, включая в себя системы взглядов, выделяющие в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности.[11]

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, психологические и т.д.);

во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, и, разумеется, использовали разный объём накопленных человечеством знаний;

в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, учёные чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

в-четвёртых, зачастую мыслители, восхищённые достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным,
и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас
так увлечённо, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;

в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия
(Т.В. Кашанина).

В каждой из теорий есть рациональные зёрна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной её части. Вместе с тем есть
и слабые стороны.

Появление государства, ставшего орудием эксплуатации одной части населения другой, разрушило традиционное представление о добре и зле, закреплённое нормами морали, обычаями, традициями. Потребовалось создание новых регуляторов общественных отношений. Таким регулятором
и выступило право.

Нормы права в эксплуататорском государстве, во-первых, не являются правилами поведения, выражающими волю всех или хотя бы большинства членов данного общества, поскольку цель их - защита интересов той социальной группы людей, которая находится у власти и выступает эксплуататором зависимого населения страны.

Во-вторых, в связи с тем, что нормы права не основаны на признании
их большинством населения страны, у которого отсутствует внутренняя убеждённость в необходимости подчинения им и их выполнения,
они не могут быть реализованы без опоры на силу, то есть на государство. Именно оно на ранних этапах существования обеспечивает (принуждением или устрашением) выполнение норм права.

В-третьих, нормы права всегда имеют строго определённую форму закрепления, то есть исходят от властного государственного органа и имеют форму писаного документа.

Следовательно, самим фактом своего появления право обязано государству, оно производно от него и без него существовать не может.
Но парадокс заключён в том, что и развитое государство не может существовать без права, поскольку последнее обеспечивает легитимность государства. Просто опираться на ничем не прикрытое насилие, попирать нормы морали, обычаи, традиции государство не может. Во всяком случае, на длительных этапах существования. Насилие, совершаемое государством, должно быть облечено в законную форму. Прежде чем наказывать человека за какой-либо проступок, необходимо, чтобы он его совершил, то есть преступил закон. Чтобы требовать от подданных подчинения власти, следует определить форму этого подчинения в виде нормы права. К тому же, каким бы жестоким и насильственным ни было государство, оно не может находиться в состоянии постоянной войны с собственным народом. Поэтому всякая правовая система содержит в себе компромисс между властью
и народом. Государство, даже тоталитарное, несёт определённые обязательства перед народом. Хотя бы минимальные - в виде защиты его
от внешних врагов, решения внутренних споров между подданными
и наказание виновных в нарушении закона.

Именно эта черта права - компромисс между властью и народом - получает развитие в процессе эволюции эксплуататорского государства
в социальное. Как государство постепенно утрачивает функции эксплуатации и подавления, становясь регулятором общественных отношений в стране,
так и право, оставаясь неотъемлемым инструментом государства, вместо службы узкой социальной группе населения постепенно начинает служить интересам всего общества. Это проявляется в том, что право на этапе современного цивилизованного государства закрепляет уже не волю узкой социальной группы населения, находящейся у власти, а общеобязательные для всех членов данного общества правила поведения. Право сближается
с моралью и становится мерилом справедливости, юридическим закреплением представлений о добре и зле, господствующих в данном обществе.[12]

2.2. Происхождение государства

Общество возникло гораздо раньше государства. Первобытнообщинный строй был самым длительным - более миллиона лет - этапом истории человечества.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

- наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека
без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов,
не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;

- экономическое равенство обуславливало и политическое равенство. Всё взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного
с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая
в догосударственный период, обладала следующими главными чертами:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей
по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общность имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племён ). Поскольку род (родовая община ) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейших, военачальники, вожди, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определённые способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Их называют "мононормами", ибо они по большому счёту выражали главный интерес того общества[13] - выжить. Этот интерес объединял общество, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни,
и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком, рассматривалось одновременно
и как производственный обычай, и как требование нравственности,
и как веление первобытной религии.

Признаки социальных норм, существовавших в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать
их от норм несоциальных - технических и других, которые регулировали
и регулируют отношение человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.;

2) считались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), как самый простой и элементарный приём воздействия, отсутствие собственно прав и обязанностей;

6) были продиктованы "естественно-природной" основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Важнейшим этапом развития первобытного общества стал переход
от присваивающей к производящей экономике (от собирательства
к земледелию, от охоты к скотоводству).

Человек приобрел более надежный источник питания и стал меньше зависеть от капризов природы.

Происходит первое общественное разделение труда (земледелие отделяется от скотоводства), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложняется, орудия труда совершенствуются. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. Родовые связи заменяются территориальными, родовая община трансформируется в соседскую. Если
в родовой общине существовали кровнородственные связи между её членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда. Это приводит, с одной стороны,
к появлению излишков, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны - к выделению ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким образом произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей - земледельцы, скотоводы
и ремесленники - при наличии излишков должны были обмениваться между собой результатами своего труда. Появляется группа людей (купцов, торговцев), ставших посредниками между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.

Внутри общины развивается процесс накопления излишков у отдельных семей, что приводит к имущественному неравенству и способствует появлению эксплуатации. Должности вождей становятся наследственными. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с должностным положением ("львиная доля " добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отдаляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общинников.

В условиях вражды племен, необходимости организации обороны или нападения у многих народов формируется своеобразный общественный строй, получивший название военная демократия. Все мужчины являются воинами. Однако выделяется группа людей, которая перестает заниматься производительным трудом. Для них было главным военное дело.
Они получали большую часть добычи, вознаграждение за охрану территории. Эти изначально добровольные подношения трансформируются
в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах),
не только с развитием производства, но и с воспроизводством самого человека. В частности возросла роль мужского труда, поэтому матриархальный род уступил патриархальному, где родство уже велось
по отцовской, а не по материнской линии. Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели, - половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения. Поэтому родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности. Родовая организация общества трансформировалось в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Восточный или "азиатский способ производства" (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания) и западный (Европа) путь возникновения государства. "Восточный путь" возникновения государств имел место в районах, где интенсивно начало развиваться поливное земледелие. Объединение людей в этих районах диктовалось необходимостью проведения оросительных работ (строительство каналов, дамб, эксплуатация их, защита и т.д.).
Их выполнение силами одной семьи и даже общины было невозможно.[14]

Система управления складывалась сначала на основе храмового хозяйства. На смену ему пришла сильная централизованная монархическая власть с разветвленным и многочисленным чиновничье-бюрократическим аппаратом. Такую организацию власти называют восточной деспотией.

Восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращаясь в государственную.

Частная собственность тут не имела существенного значения. Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями. Здесь
не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников,
и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Благоприятные климатические условия позволяли вести обработку земли силами одной семьи. В этих условиях усиливается процесс распада общины, интенсивно формируется институт частной собственности. Общество делится на классы. Экономически сильная группа населения захватывает власть, формируя выгодные ей органы управления. Рабство в европейских государствах принимает иной характер.

Рабы становятся частной собственностью, принимая положение одушевленных вещей (античное рабство). Стремление свободного населения к участию в осуществлении власти привело к становлению в Европе государств республиканского типа; Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика, Римская республика.

В I тысячелетии нашей эры процесс государствообразования у многих европейских племен (германцев, славян) привел к формированию феодального строя. Разорившиеся общинники попадали не в рабскую,
а в поземельную зависимость. Это объясняется не только тем, что рабство исторически изживает себя в этот период, но и экономической неэффективностью рабского труда в условиях Северной Европы, когда затраты на содержание раба не окупались результатами его работы.

Ф. Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства " выделил три формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую.

В Афинах государство возникает на основе классовых противоречий, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства сопровождалось борьбой между коренной римской аристократией - патрициями, - и бесправным пришлым населением - плебеями.

Возникновение государства у древних германцев ускорилось в связи
с завоеванием огромных территорий Римской империи, для управления которыми необходимо было создать отличную от родового строя организацию публичной власти.

Европейские государства возникли позже восточных, но перегнали
их в развитии, определив ход исторического прогресса.

Вопросы происхождения русского государства разрабатывались
как представителями норманнской школы (авторы - немецкие ученые - Байер, Миллер, Шлецер, работавшие в Петербургской академии наук в ХVIII веке), так и её противниками, наиболее влиятельным из которых был Ломоносов М.В.

Норманнская теория исходила из положения, что государственность
у восточных славян была создана северными германцами - норманнами варягами). Уже достаточно обоснована научная несостоятельность этой теории. Тот факт, что возникновение государственности у восточных славян - результат процессов их общественного развития, доказан и не вызывает сомнений.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII - VIII вв. можно определить как военную демократию. Её признаками являлись:

- участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;

- особая роль народного собрания как высшего органа власти;

- всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших
на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины ("верви", "мира") и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало (и было обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населённой славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы
и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.[15]

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются
в ещё более крупные формирования - "союзы союзов ". Центром одного
из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племён с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань).
В IX в. большая часть славянских племён сливается в территориальный союз, получивший название " Русская земля ". Центром объединения был Киев,
где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племён - древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племён, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Во второй половине ХI - начале ХII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества - полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

К середине ХII в. все территории "полугосударств", составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название "Русская земля", прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

Российское государство всегда было идеократичным, в его основе существовала главная идея (политическая или религиозная). Власть всегда носила авторитарный характер, а право стремилось решать идеальные цели.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той
же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.

2.3. Происхождение права

Право как социальный институт возникает практически одновременно
с государством, так как они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.

Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права
без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Причины и условия, вызвавшие к жизни право,
во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами (обычаями) первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством
и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права,
в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости; ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены
и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах - законах Хаммурапи, Х I I таблиц, реформах Солона. Правда и то, что право часто регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

На процесс возникновения и развития права также оказывала влияние специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, основными источниками права выступают нравственно-религиозные

воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты)
и судебное право (прецеденты).

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок
и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля
за их выполнением; если раньше таким контролёром было общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государство это полиция, армия. Споры разрешает суд.

Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями; значительно ужесточаются и меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего - свободного человека, раба, мужчины, женщины.[16]

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Право - единственная форма, в которой государство может выражать свои веления как общеобязательные.

2.4.Соотношение и взаимосвязь государства и права

Взаимосвязь государства и права достаточно сложна. Соотношение между ними производится путем анализа их единства, различия
и многостороннего воздействия друг на друга.

Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, они не могут существовать и развиваться друг
без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. например, если рабочая, "механизменная" часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, "ядро" права - нормы, которые объединяются
в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как её стержневой элемент, право в нормативную систему.

Самый важный аспект соотношения - воздействие государства на право и влияние права на государство. Только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность. Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и (особенно) правореализация. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. Государство
в буквальном смысле не творит. не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний - общественных правовых
и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Так или иначе, государство придаёт праву важные свойства - формальную определённость, общеобязательность. [17]

Еще более значительна роль государства в реализации права,
в претворении его в жизнь, ведь неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом был прав В.И. Ленин, утверждавший, что "право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права ". (Ленин. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 99)

В самом деле, какое значение имели бы нормы, скажем, административного или уголовного права без правоохранительных органов?

За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе
с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.

Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись
не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придаёт государству
и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию
и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определённому правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым
и контролируемым.

Право - важнейшее и необходимое средство юридического общения
со всеми субъектами права как внутри страны, так и за её пределами,
с мировым сообществом в целом. Противопоставление права государству
и особенно права закону служит одной из причин распространения беззакония, беспредела и ослабления государства.

Итак, подводим итоги, определяем основные понятия.

Единство государства и права состоит в том:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые
и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом следующие:

1) если государство есть особая организация политической власти,
то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право - волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права - норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права:

- с одной стороны, воздействие государства на право состоит
в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество),
а также реализует и охраняет его (правоприменение);

- с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию
его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством
и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).[18]

Заключение

Таким образом, теоретическое осмысление проблем возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования - объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами.

Теория государства и права как наука дает глубокие научные представления о государстве и праве в целом, необходимости господства права и закона в человеческом обществе, позволяет проникнуть
в мир основополагающих правовых понятий, которые используются в других юридических науках. Без знания теории государства и права нельзя понять содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур, которые имеют большое значение для разрешения конкретных правовых дел.

Место теории государства и права в системе юридических наук определяется ее особенностями и характерными чертами и, прежде всего, тем, что теория государства и права это фундаментальная
и методологическая наука правоведения. Взаимодействие теории государства и права и всех прочих юридических наук проявляется в том, что теория государства права дает прочим юридическим наукам общие закономерности, из которых они исходят в познании своего собственного предмета, дает методы правового познания.

Теория государства и права является общетеоретической частью юриспруденции, имеет свой собственный предмет исследования, включающий в себя наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права

Любая теория, т.е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов использования этих знаний в общественной практике.

В своей работе я постаралась раскрыть проблемы возникновения сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государтсвенно- правовой действительности.

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно‑ правовой жизни, определяющие ее историческое движение. Как наука теория государства и права выполняет ряд функций- это основные направления ее деятельности, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

Список использованных источников

  1. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник/ С.С Алексеев.-3-е изд.-М.: Норма, 2004.-458с.
  2. Дмитриев Ю.А., Казьмин И.Ф. и др. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/под ред. А.С. Пиголкина.- М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998.-384с.
  3. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций/ И.А. Исаев.-М.: Ратекс,1996.-192с.
  4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов/В.В. Лазарев, С.В. Липень.-М.: Юристъ, 2006.-520с.
  5. Лелекова Л.Д. Теория государства и права: Учебное пособие/Л.Д. Лелекова.- Санкт-Петербург, 2009.-352с.
  6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько.-М.: ЮРИСТЪ, 2004.-512с.
  7. Морозова Л.А. Основы государства и права: Учебник/ Л.А.Морозова.-М.: ЮРИСТЪ, 2000.-359с.
  8. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: Учебник/Е.А.Певцова, А.Г.Важенин.- М.: ОАО Московские учебники, 2005.-523с.
  9. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник/В.Д.Перевалов.- М.: ООО Высшее образование, 2005.-523с.

Электронные источники

  1. http://pravo-olymp.ru/wp- content/uploads/2013/04/TGP_Matuzov_Malko.pdf
  1. Лелекова Л.Д.Теория государства и права: Учебное пособие/Л.Д.Лелекова.- Санкт-Петербург, 2009.- С.1.

  2. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права:Учебник/Е.А.Певцова, А.Г.Важенин-М.: ОАО Московские учебники, 2005. – С.2.

  3. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права:Учебник/Е.А.Певцова, А.Г.Важенин-М.: ОАО Московские учебники, 2005. – С.3.

  4. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник/ С.С Алексеев.-3-е изд.-М.:Норма, 2004. – С 5

  5. 5 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов/В.В. Лазарев, С.В. Липень.-М.:Юристъ, 2006. – С 7.

  6. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник/ С.С Алексеев.-3-е изд.-М.:Норма, 2004. – С.7

  7. Морозова Л.А. Основы государства и права: Учебник/ Л.А.Морозова.-М.:ЮРИСТЪ,2000. – С.26

  8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько.-М.:ЮРИСТЪ, 2004. – С.51

  9. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник/ С.С Алексеев.-3-е изд.-М.:Норма, 2004. – С.21

  10. Морозова Л.А. Основы государства и права: Учебник/ Л.А.Морозова.- М.:ЮРИСТЪ,2000. – С.13

  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько.-М.:ЮРИСТЪ, 2004. – С.70.

  12. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник/ С.С Алексеев.-3-е изд.-М.:Норма, 2004. – С.32

  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько.-М.:ЮРИСТЪ, 2004. – С.101

  14. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник/ С.С Алексеев.-3-е изд.-М.:Норма, 2004. – С.71.

  15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько.-М.:ЮРИСТЪ, 2004. – С.85

  16. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник/ С.С Алексеев.-3-е изд.-М.:Норма, 2004. – С.42

  17. Морозова Л.А. Основы государства и права: Учебник/ Л.А.Морозова.-М.:ЮРИСТЪ,2000. – С.49

  18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько.-М.:ЮРИСТЪ, 2004. – С.92