Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Графические планшеты»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современные технологии бесконечно разнообразны, и чем дальше, тем более разносторонним становится это разнообразие. Сегодня рынок информационных продуктов предлагает множество сервисов и устройств, которые еще 20 лет назад казались немыслимыми. Тем не менее, технический прогресс активно процветает и приносит все новые и новые изменения, постепенно простирающиеся на большую часть современной человеческой жизни.

Так, новые технологии породили значительные изменения на профессиональном рынке – некоторые профессии исчезли совсем, некоторые претерпели изменения, а также появилось и много новых. Одной из профессий, претерпевших изменения, является профессия дизайнера. Дизайнеры, художники, иллюстраторы и многие другие схожие профессии стали использовать в своей работе новые технические аппаратные и программные средства, которые значительно облегчают их труд.

Одним из таких устройств является графический планшет, который используется представителями разных профессий, а также просто творческими людьми. Графические планшеты сегодня разнообразны и предоставляют различные возможности. Для подробного изучения вопроса необходимо достичь цели исследования – рассмотреть графические планшеты.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • привести историю создания и развития графических планшетов;
  • проанализировать устройство и принцип действия графических планшетов;
  • рассмотреть основные технические характеристики графических планшетов;
  • провести краткий обзор современных графических планшетов.

Объектом исследования выступают графические планшеты, а предметом – их характеристики и современные модели.

Структура работы включает: введение, первая глава – два параграфа, вторая глава – два параграфа, заключение и список использованной литературы, а также 10 изображений.

Теоретическая база работы – труды отечественных и зарубежных исследователей аппаратного обеспечения персональных компьютеров и графических планшетов, в частности, таких авторов как Авдеев В. А., Гибсон У., Киселев С. В. и др.

Глава 1. Основные понятия и принцип работы графических планшетов

1.1 История создания и развития графических планшетов

В настоящее время при работе с компьютерной графикой традиционным и незаменимым инструментом в арсенале любого современного компьютерного художника (иллюстратора, аниматора, дизайнера, конструктора, архитектора и др.) является графический планшет.

Графический планшет (или дигитайзер, диджитайзер) – это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера (стилуса, карандаша) и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь. [2]

Сейчас данный гаджет является инструментом, без которого не может обойтись ни один современный художник, дизайнер или фотограф. Современный живописец делает набросок задуманного произведения, переносит его в компьютер, а затем, при помощи специальных программ, может внести изменения в свое творение.

Трудно поверить, но прообраз современного графического планшета появился задолго до компьютерной эры – его в 1888 году запатентовал знаменитый американский изобретатель и промышленник Элайша Грей. Сегодня Грей больше всего известен тем, что создал первый телефон раньше Александра Белла, но не успел его вовремя запатентовать. Планшет Грея носил название «телеавтограф» (teleautograph) и предвосхищал целый ряд технологий, в том числе факс и электронную почту.

http://katerina-l.ucoz.ru/_pu/0/s70847673.jpg

Рисунок 1 Телеавтограф

Художник в пункте отправления создавал изображение на специальном электростоле; точки соприкосновения пера и стола преобразовывались в электрические импульсы и передавались на станцию приема. Там сервомеханизмы с укрепленным пером воспроизводили рисунок. В первую очередь система предназначалась для подписи важных документов на расстоянии, посредством телеграфа. Телеавтографы использовались в США для оформления документов вплоть до 1960–х годов. [3]

Первый графический планшет в современном понимании термина был разработан инженером Томом Даймондом в 1957 году и носил название Stylator (сокращение от stylus translator). В основе его работы лежала обычная прямоугольная система координат; устройство распознавало каждое новое положение стилуса относительно нулевой точки и заносило результаты в память компьютера. Практического применения Slylator не имел. [2]

Самым известным из ранних графических планшетов, положившим начало популярности этих гаджетов, стал RAND Tablet (который также известен как «Графакон»).

http://katerina-l.ucoz.ru/_pu/0/s49086362.jpg

Рисунок 2 Графакон

Устройство было представлено компанией RAND в 1964 году и было достаточно дешевым и удобным для того, чтобы его могли закупать университеты, лаборатории, институты и другие обладатели компьютерной техники. Данное устройство содержало сетку тонких проволок, создающих последовательность слабых магнитных импульсов, которые улавливались пером, что позволяло определять его текущее положение. Полученные сигналы поступали в память компьютера. Это был так называемый электромагнитный планшет. RAND Tablet оказался очень успешной моделью и активно продавался вплоть до конца шестидесятых. [4]

Примерно в тоже время появилась другая технология, позволяющая фиксировать перемещения стилуса, – так называемые акустические, или искровые планшеты. Перо таких планшетов генерировало искры при помощи искрового промежутка. Щелчки триангулировались серией микрофонов для определения местонахождения пера. Система была довольно сложной и дорогой, микрофоны были чувствительны к посторонним шумам. Первый акустический планшет был запатентован в 1971 году инженерами компании Science Accessories Corporation. [3]

В 1970–80–е годы устройства для переноса рисунка непосредственно в память компьютера стали по–настоящему популярны, особенно в комплексе с CAD–программами для архитекторов, инженеров и чертежников. Наиболее известной маркой был BitPad, разработанный компанией Summagraphics в 1975 году. Размеры таких планшетов порой были очень велики; по сути, BitPad и ему подобные планшеты были устройствами, обратными графопостроителям.

В 1981 году американский музыкант Тодд Радгрен придумал и запатентовал технологию, позволяющую сделать планшет цветным. Патент он продал компании Apple. Данная технология получила название Utopia Graphics Tablet System. [1]

http://katerina-l.ucoz.ru/_pu/0/s45784482.jpg

Рисунок 3 Один из первых графических планшетов

На рубеже 1970–80–х годов компания Apple выкупила у Summagraphics Corp. последнюю версию BitPad, доработала ее и выпустила на рынок под собственной маркой Apple Graphics Tablet. Эти планшеты использовали технологию магнитострикции. Тонкие провода, расположенные под экраном, меняли свои физические параметры под воздействием намагниченного стилуса.

http://katerina-l.ucoz.ru/_pu/0/s65792228.jpg

Рисунок 4 Apple Graphics Tablet

В 1984 году появился первый графический планшет, свободно продававшийся пользователям–любителям и не предназначенный для сугубо рабочих целей. Устройство KoalaPad работало в сцепке с восьмибитными персональными компьютерами. Планшет комплектовался специальной программой Graphics Exhibitor, которая позволяла делать на экране слайд–шоу из сохраненных рисунков. За следующие несколько лет целый ряд компаний выпустили свои версии устройства. Интересно, что для передвижения по пунктам меню KoalaPad не нужен был стилус – можно было пользоваться пальцами. Таким образом, планшет стал предтечей современных тачскринов.

С конца 1980–х годов лидирующие позиции в производстве графических планшетов постепенно заняла японская компания Wacom. Ее первая модель WT–460M была выпущена в 1986 году. Ранее все планшеты – электромагнитные или электростатические (где под действием пера меняется электрический потенциал подэкранной сетки) – обязательно требовали подачи питания как на экран, так и на перо. Технология, введенная Wacom, основана на явлении электромагнитного резонанса – в этом случае сетка способна не только принимать сигнал, переводя изображение на монитор, но и передавать его. Таким образом, инженеры обеспечили питание стилуса непосредственно от экрана – это стало значительным шагом вперед в плане удобства.

Следующей инновацией, введенной инженерами Wacom, стали перья, способные регистрировать силу нажатия. Для этого в стилус встроен элемент с переменными – в зависимости от силы сдавливания – индуктивностью или сопротивлением. Таким образом, по реалистичности работа на подобном планшете приблизилась к обычному рисованию на бумаге практически вплотную. К тому же профессиональные планшеты Wacom распознают наклон пера относительно поверхности.

http://katerina-l.ucoz.ru/_pu/0/s11050110.jpg

Рисунок 5 Графический планшет фирмы Wacom

Сегодня планшеты используются в самых разных сферах. В частности, последней моделью для профессионалов – для работы с дизайном, иллюстрацией, архитектурой, чертежами, видео – стал Wacom Intuos5. Этот планшет оснащен функцией сенсорного ввода multi–touch, которая поддерживает пользовательские клавиатурные сочетания и жесты пальцев, а также режимом ExpressView, выводящим настройки непосредственно на экран. Особую роль в подобных моделях играют продуманная эргономика, высокая чувствительность пера, индивидуальная настройка клавиш.

Другим направлением в развитии планшетов стало создание любительских моделей – для тех, кто сейчас хочет творить в «цифре» или вносить в цифровые документы рукописные правки. К представителям этого направления можно отнести планшет Wacom Bamboo – легкий, ультратонкий, беспроводной (опционально), удобный для подключения к любому устройству. Bamboo обладает и элементами профессионального планшета: перо и ластик чувствительны к давлению, имеется функция настраиваемых мультитач–жестов.

Последнее слово в разработке графических планшетов – линейка Wacom Cintiq. По сути это переходный этап от настольного планшета к интерактивному дисплею, «электронному мольберту». В отличие от классических планшетов, Cintiq одновременно является и дисплеем – таким образом, художник рисует непосредственно на экране, что значительно улучшает эргономику и открывает целый ряд новых профессиональных возможностей.

http://katerina-l.ucoz.ru/_pu/0/s89277596.jpg

Рисунок 6 Графический планшет фирмы Wacom с интерактивным дисплеем

Последняя модель линейки, Cintiq 24HD touch, обладает широкоформатным дисплеем высокого разрешения и богатыми настройками; на подобных планшетах работают голливудские художники и мультипликаторы, а также художники российских анимационных студий и кинокомпаний. [3]

1.2 Устройство и принцип действия графических планшетов

Рассмотрим устройство и принцип действия стандартного графического планшета. Перо взаимодействует с планшетом, когда расположено близко от его поверхности. Резонируя, перо генерирует собственную частоту. Настроенный на неё планшет улавливает сигналы пера и фиксирует его текущие координаты с абсолютной точностью. Далее обработанная информация передаётся на компьютер, извлекающий данные из сигнала (включая распознавание характера контакта – было ли применено перо или стирающее устройство/ластик) и формирующий изображение на мониторе [14].

Во время работы планшет использует принцип электромагнитного резонанса. Как видно из рисунка, в корпусе стилуса расположены собственно перо, контактирующее с планшетом, индуктивно–ёмкостной резонансный контур, модулятор, микрочип и программируемые кнопки–переключатели. В полном согласии с теорией, каждые 20 мкс особая координатная сетка, расположенная под экраном планшета, формирует электромагнитный импульс заданной частоты.

Пакеты этих импульсов инициируют колебания в резонансном контуре стилуса – наконечнике пера, который, являясь приёмопередатчиком, возвращает модулятору информацию о собственных текущих координатах. От модулятора сигнал поступает на специализированный набор микросхем (ASIC–чип), анализирующий информацию от чувствительного элемента пера и бокового переключателя (координаты, усилие прижима, наклон пера и пр.), после чего она через модулятор отсылается на резонансный контур.

В результате, обработанный сигнал вновь попадает на планшет, который через связующий его с компьютером интерфейс формирует соответствующее графическое изображение на экране монитора и готовит данные для следующего цикла приёма–передачи. Мощности резонансного контура вполне достаточно, чтобы без потерь передавать сигнал от координатной сетки планшета к перу и обратно, а потому нет необходимости использовать сторонний источник питания

Наиболее распространены графические планшеты, ввод информации в которых основан на использовании пьезоэлектрического эффекта. В этом случае под пластиной рабочей поверхности находится пластина пьезозлектрика, к которой приложена сетка из тонких проводников. При касании пером рабочей поверхности на ближайшем пересечении проводников возникает разность потенциалов, в результате чего электронным блоком обнаруживаются координаты касания, которые с помощью программного драйвера вводятся в компьютер и отображаются в виде точки на экране дисплея [9].

Особенностями планшетов является способность передавать координаты в двух режимах – относительной (независимо от начального положения в рабочей области) и абсолютной (привязка к началу координат) адресации. У планшетов жестко заданы стороны области рисования, то есть верх всегда будет верхом, как ни крути основание.

Главная характеристика дигитайзера – разрешение, то есть минимальное расстояние, через которое обновляется информация о местоположении указателя – фактически, расстояние между «прутьями» решетки.

Разрешающая способность простых графических планшетов составляет около 100, а профессиональных моделей – 400 и более линий на дюйм.

На данный момент наиболее распространены два способа организации работы графических планшетов:

  • первый, когда энергия для излучения сигнала указателем берется от внешнего источника питания (батарейки или провода);
  • второй, более сложный, когда антенна планшета создает электромагнитные импульсы продолжительностью несколько микросекунд, от поступившего на приемник радио–сигнала входит в резонанс колебательный контур, питающий схему для создания ответа, информирующего о положении и состоянии пера.

Возможны планшеты для ввода текстовой информации, которые могут быть специализированными или обычными графическими, но способными совместно с соответствующими программными средствами распознавать символы.

Планшеты, обеспечивающие ввод текстовой информации, могут прийти на смену клавиатуре ПЭВМ, когда будет окончательно решена задача распознавания не только печатных, но и рукописных символов.

С помощью дополнительного ПО пользователю могут быть предоставлены различные сервисные функции, например, закрашивание сформированных фигур, их штриховка и т.п.

Опытный образец системы Pen Windows фирмы Microsoft обеспечивает распознавание обычных рукописных символов [14].

Глава 2. Технические особенности графических планшетов

2.1 Основные технические характеристики графических планшетов

Существует два основных типа графических планшетов: настольный и интерактивный. Настольный графический планшет Данный вариант устройства является наиболее простой реализацией графического планшета, с технической точки зрения. Результат взаимодействия электронного пера с рабочей поверхностью можно наблюдать только на экране компьютера. При этом перо может иметь, как проводное, так и беспроводное подключение. Интерактивный графический планшет Устройство, представляет собой более продвинутый вариант настольных графических планшетов. Интерактивный планшет оснащён экраном, на котором можно видеть результат взаимодействия пера с рабочей областью в реальном времени, что делает работу более комфортной. Тип подключения Графические планшеты могут иметь, как проводное, так и беспроводное подключение [3].

При беспроводном подключении используется Bluetooth–соединение, а при проводном USB–кабель. Способ ввода По способу ввода, графические планшеты подразделяются на перьевые и сенсорные. Отличие сенсорных от перьевых заключается лишь в том, что они позволяют масштабировать изображение пальцами в процессе работы, тем не менее рисовать вы будете также электронным пером. Размер рабочей области Размер рабочей области графического планшета указывается в миллиметрах. Исходя из этих данных, графические планшеты можно разделить на следующие форматы: А6 – миниатюрная версия, имеет низкую точность при обработке графических элементов; А5 – оптимальный вариант исходя из цены и комфорта, имеет более высокую точность, чем планшет формата А6; А4 – профессиональный вариант, обладает высокой точностью; А3 – подойдет для инженеров или архитекторов при работе с серьёзными чертежами. По соотношению сторон графические планшеты бывают 4:3 и 16:9.

Разрешение экрана графического планшета Пожалуй, один из важных параметров устройства. Разрешение графических планшетов измеряется в lpi (от англ. lines per inch – количество линий на дюйм). Чем выше разрешение, тем лучше. Бюджетные модели графических планшетов имеют низкое разрешение – плюс–минус 2540 lpi, а профессиональные – 5080 lpi и выше. Перо графического планшета От качества пера зависит комфорт и качество результата работы. Перо может быть, как проводное, так и беспроводное или не требующее подключения вообще. Наконечник электронного пера иметь определенное количество уровней нажима [6].

Этот параметр влияет на прозрачность и толщину линий, качество штрихов, насыщенность цвета и на многое другое. Чем больше уровней нажима у пера, тем шире возможности. На данный момент, графические планшеты комплектуются электронным пером, которое имеет 2048, 4096 или 8192 уровней нажима. Комфорт работы также зависит и от чувствительности пера к наклону. Бюджетные устройства комплектуются пером с возможностью наклона до 30 градусов, в то время, как профессиональные графические планшеты позволяют использовать перо с наклоном свыше 60 градусов [10].

2.2 Сравнительный обзор современных графических планшетов

Ниже приведен список брендов диджитайзеров (в порядке убывания популярности), пользующихся спросом у покупателей в нашей стране:

1. Wacom

2. Huion

3. Genius

4. Ugee

5. Hitachi

6. Trust [11]

Wacom Intuos Pro L Large

Wacom Intuos Pro L Large

Рисунок 7 Графический планшет Wacom Intuos Pro L Large

Этот графический планшет хорошо подходит для профессионального использования. Устройство обладает большой рабочей поверхностью (300х190 мм.). Основываясь на передовых технологиях, включая multi–touch, этот диджитайзер предлагает пользователям широкий функционал. На нем можно рисовать пером и управлять жестами.

Профессионалы по достоинству смогут оценить великолепную точность и простой контроль, предоставляемые гаджетом. Intuos Pro отлично подойдет цифровым художникам, фотографам и дизайнерам. Технология Grip Pen, разработанная компанией Wacom, позволяет устройству распознавать более 2000 уровней нажатия пера, а также угол его наклона, что гарантирует четкость и естественность рисунка.

Продуктивность работы может быть заметно улучшена благодаря кольцу Touch Ring и клавишам Express Keys, которые легко настраиваются по личному предпочтению [8].

Достоинства:

  • легкий вес и хорошая транспортабельность;
  • беспроводное перо, не требующее питания;
  • подключение через USB или Wi–Fi;
  • эргономичные боковые кнопки и кольцо;
  • подставка для пера.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • перо быстро стачивается;
  • поверхность легко царапается.

Huion 1060Plus

Huion 1060Plus

Рисунок 8 Графический планшет Huion 1060Plus

Молодая компания Huion уже составила неплохую конкуренцию лидерам IT–сферы. Одной из популярных моделей, с которыми китайский производитель добился успеха, является Huion 1060Plus.

Обладая рабочей поверхностью 250х160 мм., этот проводной графический планшет очень удобен в использовании, особенно при абсолютном положении курсора. Он довольно точно распознает малейшие манипуляции без сколь–либо заметной задержки.

Физический функционал устройства составляют беспроводное перо со съемными наконечниками, способное работать без подзарядки до 800 часов; 12 программируемых клавиш, а также сенсорные софт–клавиши в верхней части рабочей поверхности. Степень чувствительности к нажатию – 2048 уровней. Планшет оборудован USB–разъемом, а также слотом для карты памяти до 64 Гб [7].

Достоинства:

  • красивый дизайн;
  • легкое перо;
  • мультифунциональность;
  • оптимальное соотношение цена/качество.

Недостатки:

  • отсутствие ластика на пере;
  • не распознает угол наклона.

Genius EasyPen i405

Genius EasyPen i405

Рисунок 9 Графический планшет Genius EasyPen i405

Как профессиональные дизайнеры, так и простые пользователи смогу легко работать с этим графическим планшетом. Эргономичное оформление устройства позволит вам без каких–либо трудностей рисовать, раскрашивать, создавать чертежи, редактировать изображения и т.д.

Несмотря на относительно небольшую поверхность (140х102 мм.), диджитайзер способен обеспечить комфортное рисование. Благодаря симметричному дизайну удобство при создании графических работ гарантируется как правшам, так и левшам. Планшет обладает чувствительностью к 1024 уровням нажима. По периметру рабочей области располагаются 28 клавиш с назначаемыми функциями.

Genius EasyPen i405 адаптирован для работы с последними версиями ОС Windows и Macintosh. С дополнительным программным обеспечением, поставляемым в комплекте с диджитайзером, создание рисунков, коллажей или презентаций станет легче [15].

Достоинства:

  • доступная цена;
  • удобный и простой дизайн;
  • беспроводное перо;
  • полезный набор программ.

Недостатки:

  • питание пера только от пальчиковой батареи;
  • низкая чувствительность к нажиму в последних версиях Photoshop.

Parblo A610 (Ugee M708)

Parblo A610 Ugee M708

Рисунок 10 Графический планшет Parblo A610 (Ugee M708)

Модель является одной из самых популярных в линейке Ugee. Этот недорогой графический планшет прекрасно подойдет тем, кто только решил попробовать себя в компьютерном рисовании.

Диджитайзер обладает довольно просторной рабочей поверхностью (250х160 мм.). Сбоку расположены восемь программируемых кнопок. Гаджет распознает 2048 уровней нажима пера. Само перо оснащено двумя кнопками (при желании их можно полностью отключить), а также встроенной батареей, которая может подзаряжаться через USB–кабель.

Для подключения устройства к компьютеру используется разъем micro–USB. Также в комплекте с планшетом поставляется CD–диск с драйверами под Macintosh и Windows, разборная подставка для пера, где хранятся восемь съемных насадок и кольцо для их смены, а также специальная перчатка для рисования [16].

Достоинства:

  • низкая цена;
  • удобный в использовании;
  • хорошие характеристики;
  • чувствительность пера.

Недостатки:

  • перо быстро разряжается;
  • наблюдается запаздывание реакции в некоторых программах.

Подводя итог второй главы, можно вывести следующие рекомендации по приобретению и использованию графических планшетов:

1. Для полноценного профессионального создания эскизов, рисунков, чертежей или презентаций, безусловно, можно посоветовать графические планшеты фирмы Wacom, такие как Wacom Intuos Pro L Large.

2. Развить талант художника и обучиться тонкостям компьютерного дизайна помогут планшеты серии Wacom Intuos Art.

3. Для создания качественных графических работ по доступной цене подойдет Huion 1060Plus.

4. Любители порисовать для своего удовольствия могут приобрести недорогие диджитайзеры Parblo A610 или Genius EasyPen i405.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования была достигнута цель работы – рассмотрены графические планшеты.

Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:

  • приведена история создания и развития графических планшетов;
  • проанализированы устройство и принцип действия графических планшетов;
  • рассмотрены основные технические характеристики графических планшетов;
  • проведен краткий обзор современных графических планшетов.

При выполнении работы было также определено, что в настоящее время на рынке представлено несколько разнообразных производителей графических планшетов, но среди них выделяются наиболее востребованные – это планшеты от компаний Wacom и Genius. Устройства данных компаний обладают очень широким функционалом и, что важно для пользователей – очень широким ценовым диапазоном.

Тем не менее, несмотря на лидерство названных компаний, другие производители также стараются не отставать. Так или иначе, сегодня на рынке достаточно предложений, которые смогут удовлетворить любые запросы – планшеты значительно варьируются по цене, функционалу, дизайну, удобству пользования и другим показателям. В связи с этим можно сказать, что графические планшеты продолжают развиваться, доказательство этому – относительно недавнее изобретение и выпуск в продажу графических планшетов с интерактивным дисплеем.

Графические планшеты действительно способны значительно облегчить работу представителей множества художественных и архитектурных профессий, и чем дальше – тем более удобными и функциональными эти планшеты становятся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеев, В. А. Периферийные устройства. Интерфейсы, схемотехника, программирование. Учебное пособие / В. А. Авдеев. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 848 c.
  2. Васильев, В. В. Практикум по Web–технологиям / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. – М.: Форум, 2017. – 416 c.
  3. Гарет, П. Аналоговые устройства для микропроцессоров и мини–ЭВМ / П. Гарет. – М.: Мир, 2018. – 270 c.
  4. Гибсон, У. Периферийные устройства / У. Гибсон. – М.: Азбука, Азбука–Аттикус, 2015. – 448 c.
  5. Головин, Ю. А. Информационные сети / Ю. А. Головин, А. А. Суконщиков, С. А. Яковлев. – М.: Академия, 2016. – 384 c.
  6. Горнец, Н. Н. ЭВМ и периферийные устройства. Компьютеры и вычислительные системы / Н. Н. Горнец, А. Г. Рощин. – М.: Academia, 2017. – 240 c.
  7. Горшков, В. Н. Надежность оперативных запоминающих устройств ЭВМ / В. Н. Горшков. – М.: Энергоатомиздат, 2017. – 168 c.
  8. Гребенюк, Е. И. Технические средства информатизации / Е. И. Гребенюк, Н. А. Гребенюк. – М.: Academia, 2016. – 352 c.
  9. Гусева, А. И. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник / А. И. Гусева. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. – 288 c.
  10. Жмакин, А. П. Архитектура ЭВМ / А. П. Жмакин. – М.: БХВ–Петербург, 2018. – 352 c.
  11. Киселев, С. В. Аппаратные средства персонального компьютера / С. В. Киселев и др. – М.: Академия, 2016. – 990 c.
  12. Мелехин, В. Ф. Вычислительные системы и сети / В. Ф. Мелехин, Е. Г. Павловский. – М.: Academia, 2014. – 208 c.
  13. Партыка, Т. Л. Периферийные устройства вычислительной техники / Т. Л. Партыка, И. И. Попов. – М.: Форум, 2016. – 432 c.
  14. Сидоров, В. Д. Аппаратное обеспечение ЭВМ / В. Д. Сидоров, Н. В. Струмпэ. – М.: Академия, 2014. – 336 c.
  15. Старков, В. В. Архитектура персонального компьютера. Организация, устройство, работа / В. В. Старков. – М.: Горячая линия – Телеком, 2015. – 538 c.
  16. Флорес, А. Внешние устройства ЭВМ / А. Флорес. – М.: Мир, 2016. – 550 c.