Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Договоры о передачи авторских прав

Содержание:

Введение

На современном этапе развития общества большой интерес возрастает к продуктам интеллектуального творчества, а особенно остро встает вопрос о праве собственности на результаты творческих произведений. Актуальность темы также обуславливается ростом множества инноваций в сфере творческой деятельности, продукты которой обеспечиваются поддержкой органами государственной власти

В этой связи большое значение приобретает вопрос о законодательстве, направленном на регулирование договорных отношений сторон в сфере использования продуктов интеллектуального труда.

Международные конвенции, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты и др. в целом отражают регулирование отношений с автором произведения.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ 1 января 2008 года явилось важным шагом на пути развития гражданского законодательства в Российской Федерации.

С введением в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации Закон РФ от 09 июля 1993 года 5351 "Об авторском праве и смежных правах" утрачивает свою силу.

Таким образом, действующим законодательством, которое призвано регулировать вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и авторские права является Гражданский кодекс РФ.

П.3. ст.1228 ГК РФ устанавливает, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Так, в случае создания работником результата интеллектуальной деятельности при выполнении работ в интересах работодателя возникшее у работника исключительное право на такой результат переходит к работодателю.

Степень разработанности. Новый уровень правоотношений, возникший в результате исторического развития общества, естественно нуждается в создании нового комплекса законодательных норм, которые будут направлены на их защиту. Появление такого института в гражданском законодательстве как авторский договор привел к формированию ряда совершенно новых положений в законодательстве РФ, непосредственно регулирующих незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и охраняющих исключительные права их авторов, а также решающих множество других вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью. Наиболее широко освящены вопросы интеллектуальной собственности в работах Г.М. Денисова, В.В. Белова, Г.В. Виталиева, В.Я. Ионаса.

Объект. Объектом исследуемой темы курсовой работы выступают общественные отношения в сфере регулирования авторских прав, возникающих в результате создания и использования результатов интеллектуальной собственности.

Предмет. Субъект и объект авторского договора; проблемы, возникающие в связи с использованием продуктов интеллектуальной деятельности.

Цель. Изучение и анализ субъектов договоров о передачи авторских прав.

Задачи:

- определение понятия авторского договора, его содержания;

- исследования субъектов авторского права как стороны авторского договора;

- изучение нормативно правовой базы в сфере регулирования авторских прав;

- подведение итогов и формирование соответствующих выводов.

Гипотеза – несмотря на то, что понятие авторского договора появилось сравнительно недавно в гражданском законодательстве РФ, правовое регулирование данного вопроса ограничивается в настоящее время только частью четвертой Гражданского кодекса РФ. Однако, существует множество проблем и противоречий в сфере регулирования интеллектуальной собственности, правоотношений в сфере заключения авторских договоров. В связи с этим, авторское право нуждается в более детальном изучении и конкретизации путем принятия отдельных законов, направленных на регулирование правоотношений в сфере авторского права.

Значимость работы: в результате изучения и всестороннего исследования работ по авторскому праву была отражена сущность смежного права, его специфические черты и особенности.

Методология работы: метод реализма, метод аппроксимации, метод анализа, индуктивно-дедуктивный метод, диалектический метод, метод правового регулирования.

Структура работы: введение, тематические главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.

Глава 1 Понятие и виды договоров о передачи авторских прав

На сегодняшний день уже стало тривиальным мнение, что принципы, закрепленные ст. 1 Гражданского Кодекса РФ (равенство участников, свобода договора и др.), и, тем не менее, гражданское, а в частности, авторское законодательство все еще требует значительной доработки. Однако именно таким образом, содержится в надлежащем порядке правоотношения, возникающие из авторских соглашений.

1.1 Понятие, предмет и виды договоров по передаче авторских прав

Понятие авторского договора. Авторский договор - это соглашение, в силу которого одна сторона (автор) передает или обязуется передать другой стороне (пользователю) свои права на использование произведения, а пользователь обязуется уплатить автору установленное вознаграждение за использование или предоставление такого права.

Предмет авторского договора - имущественные права на произведения науки, литературы, искусства как результат творческой работы автора. По данным А.В. Аверьянова если стороны связаны трудовым договором, то необходимо выяснить, входило ли создание творческого произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, то права по использованию произведения принадлежат работодателю, который должен обеспечить, лишь соблюдение личных и имущественных прав автора.

Предметом авторского договора могут быть еще не обнародованные произведения или произведения, которые уже доведены до всеобщего сведения. Подобное деление оказывает существенное влияние на размер авторского гонорара и форму его выплаты. Так, если авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики с произведением, то авторы произведения уже известного публике, подобной прерогативы лишены. Специфической чертой последних является право автора на внесение исправлений и изменений в созданное им произведение.

Предмет договора является обязательным условием любого авторского договора, так как все права на использование произведения должны быть определены. Имущественные права, не указанные в авторском договоре как переданные субъектом авторского права, считаются не переданными и сохраняются за ним. Важным элементом авторского договора является срок его действия. Законодательство устанавливает, что срок действия договора определяется сторонами самостоятельно. Срок действия авторского договора не может превышать срок его правовой охраны (в течение жизни автора и 70 лет после его смерти). Авторский договор может предусматривать и условия досрочного прекращения договора. В зависимости от вида авторского договора он может содержать и другие сроки, например, срок представления произведения (если он создается по заказу), сроки устранения замечаний, сроки выплаты вознаграждения и др. [6, с. 11]

Таким образом, использование произведений науки, литературы и искусства другими лицами может осуществляться на основании авторского договора. Порядок заключения этих договоров определяется Гражданским Кодексом РФ и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Авторский договор по своей юридической природе гражданско-правовому договору. Согласно ГК использования объекта интеллектуальной собственности осуществляется другим лицом только с разрешения лица, имеющего исключительное право разрешать использование объекта интеллектуальной собственности (кроме случаев, установленных законом). Условия передачи имущественных прав интеллектуальной собственности определяются договором.

Авторский договор как договор, согласно которому автор передает, или обязуется передать в будущем пользователю свои права на использование произведения науки, литературы, искусства в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

Авторский договор имеет определенные особенности:

предметом договора являются произведения науки, литературы и искусства;

имеет гражданско-правовой характер, но ему присущи и свои особенности;

это консенсуальный, взаимный и возмездный договор, авторский договор может быть реальным и бесплатным.

Консенсуальный авторский договор - это соглашение, при котором права и обязанности сторон (автора и пользователя) возникают с момента достижения договоренности.

Реальным является договор, который считается заключенным с момента передачи произведения или осуществления иного действия, предусмотренной договором.

Взаимный договор - это договор, в котором обязанность одной стороны совершить определенные действия вызывает обязанность другой стороны предоставить определенные материальные блага.

Закон не запрещает автору передать пользователю авторские права на безвозмездной основе, но это условие должно быть непосредственно указана в договоре.

Авторские договоры классифицируют по различным критериям:

1. В зависимости от вида произведения, выступающего предметом договора, различают авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, архитектурных и других произведений.

2. В зависимости от того, является предметом договора готовое произведение или произведение, которое еще надо создать, различают:

- Авторские договоры заказа - по этому договору автор обязуется создать в будущем произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику;

- Авторские договоры на готовое произведение.

3. В зависимости от объема передаваемых прав:

- Договоры о передаче исключительных прав (ст.32.п.3)

- Договоры о передаче неисключительных прав (ст.32.п.4-6).

4. В зависимости от способа использования произведения:

- Издательские договоры;

- Постановочные договоры;

- Сценарные договоры;

- Договоры о депонировании рукописи;

- Договоры об использовании произведения в промышленности;

- Договоры художественного заказа и т.д. [7, с. 399].

1.2 Субъекты авторского договора

Субъектом авторского права является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность - автор. Автору как субъекту договорных отношений принадлежит весь комплекс авторских прав -личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Также автором является лицо, обладающее исключительным правом на произведение, на основании закона или договора.

В своих трудах А.В. Аверьянов исследует соотношение понятия «автор» с понятиями авторский договор и договор авторского заказа, а также влияние этих договоров на сущность понятия «автор». Так, авторский договор характеризуется как гражданско-правовой договор на передачу имущественных прав автора. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

В данном случае возникает проблема определения стороны договора, которая разрешается путем определения субъектного состава договорных правоотношений.

В случае если понятие «автор» определяется буквально, то есть как лицо, чьим творческим трудом создано (создается) произведение, вопрос об определении стороны договора исчезает. В таком именно значении понятие «автор» используется при раскрытии понятия договора авторского заказа, несмотря на указываемую в науке авторского права условность употребления термина «автор» в отношении лица, которое обязуется создать произведение [4, с. 11].

Данная точка зрения в научной литературе сводится к тому, что сторона договора авторского заказа не может выступать автором на момент заключения договора, так как, по сути, произведение еще не создано, чтоб принадлежать кому-либо.

Данный вопрос ни раз обсуждался многими авторами научной литературы, которые говорили о том, что субъектом договора авторского заказа не может быть назван автор, как лицо, которому принадлежит право на произведение, так как на момент заключения договора отсутствует гарантия выполнения своих обязательств стороны по договору и факт создания самого произведения.

В данном смысле, позиция автора А.В. Аверьянова является наиболее справедливой и верной. Автор отмечает, что объектом авторского права являются не отношения, возникающие в сфере создания произведения, а отношения, которые возникают уже при использовании созданного автором произведения.

Таким образом, сущность отношений, возникающих при заключении договора авторского заказа, характеризуется как организационная, то есть отношения формируются до создания самого произведения как объекта авторского права.

Данное положение также раскрывается в определении самого понятия авторского права, под которым, в объективном смысле понимается совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использования произведения. В субъективном смысле авторское право выступает как совокупность имущественных и неимущественных прав лиц, создавших произведение.

Сущность отношений, возникающих в сфере авторского договора и договора авторского заказа, имеет различную правовую природу, которая зависит от характера приобретаемых субъектом прав.

Так, лицо, которое создало своим творческим трудом произведение наделено изначально абсолютными имущественными правами, а лицо, которое находится в процессе создания произведения, выступает субъектом относительных имущественных прав. Автор приобретает относительные имущественные права, уже выступая субъектом договорных правоотношений, возникающих при использования созданного им произведения, а сторона по договору авторского заказа приобретает абсолютные правоотношения только после выполнения своих обязательств по договору, то есть создания произведения.

Ввиду того, что положения статьи 1257 ГК РФ, которые определяют автора произведения науки, литературы или искусства как гражданина, творческим трудом которого созданы данные произведения, являются по своей сути исчерпывающими. Это, в свою очередь, исключает неопределенность и дискуссионность вопроса законодателя о субъектах первоначального авто­рского права. Однако, в зарубежном законодательстве существует несколько иная позиция законодателя по этому поводу. Ее представители науки считают, что наделение юридическим лицом первоначальным абсолютным авторским правом не имеет на то оснований, так как творчество как исключительный титул авторского права может принадлежать первоначально только человеку, но не юридическому лицу.

Но если посмотреть на позицию зарубежных авторов с другой стороны, а именно со стороны тех организаций, чьим уставным видом деятельности выступает «выпуск духов­ной, идеологической “продукции”, то данное утверждение является совершенно верным. Так, данные организации обладают специфическим субъективным правом, так называемое «фирменное» право. «Фирменное» право защищает права юридического лица при передаче произведений для использования за границей, при экспорте кинофильмов и совместной их постановке с зарубежными организациями и фирмами, при международном обмене радио- и телевизионными программами, при заключении издательских договоров с ино­странными издательствами и т. п.

В случае когда стороной договора выступает юридическое лицо, возникает вопрос о принадлежности того или иного договора к авторским договорам [5, с. 384].

Итак, рассмотрим далее работу автора Л.Ю. Грудцыной, в которой показана тенденция развития и формирования различных точек зрения законодателя относительно прина­длежности авторских прав юридическому лицу.

До принятия Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5315-1 «Об ав­торском праве и смежных правах» (далее - Закон об авторском праве), ст. 484, 485, 486 ГК РФ определяли, что авторские права на периодические издания, кинофильмы, телеви­зионные фильмы, радио- и телепередачи признавались принадлежащими юридическим лицам с момента создания таких произведений.

Закон об авторском праве наделяет юридическое лицо исключительными авторскими правами по следующим основаниям:

- со­здание служебного произведения по заданию работодателя;

- создание аудиовизуального произведения его изготовителем;

- наследование исключительных авторских прав по завещанию;

-передача исключительных прав юридическому лицу по авторскому договору.

В настоящее время действующее законодательство в некоторых своих положениях одновременно использует понятия «ав­тор» и «иной правообладатель», тем самым, исключая вопрос о толковании понятия «автор».

Так, например, положения статей 1285, 1286 ГК РФ сторону договора определяют как «автор или иной правообладатель», тогда как в договоре авторского заказа стороной выступает исключительно автор.

В науке авторского права существует различные мнения относительно наделения юридического лица исключительным авторским правом.

Так, одни из авторов придерживаются следующей точки зрения по данному вопросу, что договоры одной из сторон которых выступает юридическое лицо, как обладатель права на передаваемое произведение, не является по своей сути авторскими.

Другие авторы, такие, например, как М.И. Никитина утверждает, что передача прав и обязанностей одной организации другой по договору не может квалифицироваться как заключение авторского договора. М.И. Никитина основывает свою позицию на том, что юридическое лицо, которое заключило договор с автором, по сути, освобождается от всех обязанностей по отношению к автору и не приобретает никаких прав по заключенному договору.

Автор Н. В. Макагонова, напротив, определяет юридическое лицо как субъект авторского договора, который является обладателем авторских прав по договору [8, с. 395].

У Т.М. Рассоловой иное мнение по этому поводу. Она считает, что авторские договоры – это договоры, заключенные между автором произведения и пользователями произведения. Однако, как отмечает автор, в действующем законодательстве не существует запрета в отношении юридических лиц на право заключать авторские договоры.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что в литературе существует различные теории относительно определения возможности юридического лица быть правообладателем авторских прав, каждая теория отражает свой индивидуальный подход решения данного вопроса.

Представители теории передачи считают, что к авторским договорам относятся договора, в которых обладателем авторских прав является юридическое лицо. Теория передачи идентифицирует авторские договора в соответствии с предметом договора. Также представители данной теории отмечают, что некоммерческая цель как один из признаков авторского договора не является абсолютным, так как юридическое лицо, равно как и физическое при заключении договора преследует во многих случаях цель – извлечение прибыли.

Представители теории разрешения, напротив, отрицали право юридического лица на заключение авторского договора. Исключение составляли, как считали ее представители, лишь договоры, предназначением которых было дальнейшее распространение произведения в обществе путем передачи его другим организациям для использования строго определенным способом.

Что касается законодательства зарубежных стран, там вопрос о правообладателях на произведение, созданное по авторскому договору, решается следующим образом.

Согласно Закону от 1965 г., в Германии авторским правом на созданное по договору произведение законодатель наделяет как физических, так и юридических лиц.

Во Франции существует Кодекс об интеллектуальной собственности от 1997 г., согласно которому личные неимущест­венные права автора являются исключительными и непередаваемыми. В то же время законодательством предусмотрены случаи, когда в договоре трудового найма может содержаться условие о переуступки автором работодателю имущественных прав на свое произведение.

В США несколько иначе решается вопрос об авторском праве. Законодательство США указывает на то, что у законного обладателя авторского права нет обязанности упоминать имя автора, за исключением тех случаев, когда это условие прямо оговорено в договоре.

В области исследовании вопроса об авторском праве возникает неоднозначная ситуация при определении правообладателя на произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания. В данном случае, произведение является как результатом деятельности сотрудника его создавшего, так и юридического лица по чьему распоряжению оно было создано. То есть здесь авторское право переплетается со сферой трудовых отношений.

По данному поводу существует две совершенно противоположные позиции законодателя.

Так, законодатель США считает, что автором произведений, созданных по найму, является наймодатель или иное лицо, по заказу которого оно было создано, за исключением тех случаев, когда стороны договорились об ином. В случае, когда наймодателю принадлежат все права на произведение, то он вправе даже не указывать имя автора при его использовании.

Российское законодательство придерживается совершенно иной точки зрения. В российском авторском праве право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания принадлежит исключительно работнику, то есть тому лицу кто создал произведение, независимо от объективных причин его возникновения.

В связи с этим, при заключении международных контрактов необходимо быть предельно внимательным и учитывать позицию иностранного государства в решении данного вопроса; помня о том, что к иностранным граждан применяются положения законодательства той страны, на территории которой он осуществляет свою деятельность.

Прежде чем, заключить авторский договор необходимо четко определить предмет договора и условие о переходе права собственности на создаваемое произведение, чтоб исключить конфликтные ситуации относительно признания авторского права[15, с. 774].

Таким образом, изучив различные позиции в сфере решения вопроса о субъекте авторского права, следует отметить, что более целесообразным является наделение авторским правом на созданное произведение лица, чьим творческим трудом оно явилось независимо от условий его создания. Думается, что именно этот подход в решении вопроса об авторском праве исключит многие противоречия в законодательной сфере, а также предотвратит различные конфликтные ситуации относительно права собственности и нарушения авторского права.

Что касается юридического лица как правообладателя, то его право на произведение должно быть непосредственно закреплено условиями авторского договора.

Глава 2 Содержание и прекращение договора о передаче авторских прав

Авторский договор в юридической литературе определен как гражданско-правовой договор на передачу имущественных прав автора. То есть посредством заключения договора, автор произведения дает свое согласие на использование созданного им произведения другими лицами в соответствии с условиями договор и действующего законодательства.

Авторские договоры, в свою очередь, подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и на договоры о передаче неисключительных прав. Также существуют договор об использовании уже созданного произведения и договор заказа, согласно которому автор обязуется создать произведение по заказу другого лица и в определенный срок.

2.1 Содержание авторского договора

1. В соответствии с законом, авторский договор должен содержать (предусматривать) следующие обязательные положения:

способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

срок и территорию, на которые распространяется право;

размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

А) проблема выдачи безвозмездного авторского экземпляра.

В.П.Мозолин указывает, что практика выдачи безвозмездно авторского экземпляра пришла к нам из старого (советского) законодательства, но в настоящее время эта практика не согласуется с действующими нормам Налогового кодекса РФ, нужно искать другие законные пути.

Заключать трудовой договор с преподавателем вуза обязательно нужно и это устанавливается нормами Трудового кодекса (ст.ст. 56, 57 ТК РФ). Обязанность заключения трудового договора возлагается на работодателя. Для того чтобы созданное произведение считалось служебным необходимо в трудовом договоре прописать, что создание учебных пособий входит в трудовые функции работника (преподавателя). К тому же при создании (написании) конкретного учебника или учебного пособия необходимо ознакомить работника (преподавателя) под роспись с трудовым заданием, планом - проспектом или с другим локальным нормативным актом, где будет отражено: название произведения, объем, срок сдачи рукописи и др. необходимые условия. Несоблюдение письменной формы ознакомления с трудовым заданием работника (преподавателя), в будущем, может повлечь неблагоприятные последствия для работодателя при использовании произведения.

Б) Исключительное право на служебное произведение. Данное право принадлежит работодателю с момента создания произведения (выражение его в объективной форме).

Срок действия исключительного права на служебное произведение принадлежит работодателю и никак не связан со срок действия трудового договора. Прекращение трудового договора между автором и работодателем не влечет возвращение исключительного права автору.

Трудовой договор может предусматривать условие, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Договор может предусматривать предоставление работодателю лицензии (исключительной или неисключительной) на использование служебного произведения, а также предусматривать другие условия действия лицензии.

Как уже сказано выше и в соответствии со ст. 1271 ГК РФ знак охраны носит информационный характер. При отсутствии договора между издателем и автором все неблагоприятные последствия ложатся на издателя, и выпуск такого произведения может быть признан контрафактным. Согласно ст. ст. 1235, 1286 ГК РФ лицензионный договор заключается в письменной форме, если Гражданским кодексом не предусмотрено иное. В частности, договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме (п.2 ст. 1286 ГК РФ).

Как могут издатели принудить Интернет-провайдеров соблюдать их права в случае нарушения. Ответственность Интернет-провайдеров

Для Интернет-провайдеров "безопасную гавань" могут составлять только неохраняемые произведения.

Во всех остальных случаях, при нарушении исключительного права автора или иного правообладателя на произведение к Интернет-провайдерам могут применяться меры ответственности, те же, что и к другим нарушителям. По выбору правообладателя, согласно ст. 1301 ГК РФ, могут быть предъявлены требования возмещения убытков или выплаты компенсации. Наряду с выше указанной мерой ответственности, правообладатель может применить к нарушителю другие способы защиты и меры ответственности, установленные статьями 1250, 1252.и 1253 ГК РФ [14, с. 671].

Н.М. Коршунов полагает, что несмотря на то, что в действующем законодательстве вообще нет правил о том, что провайдера нужно сначала уведомить о наличии в сети контрафакта, потребовать пресечь нарушение и только потом привлекать к ответственности, но, учитывая неоднозначную, не сложившуюся по этому вопросу судебную практику, полагаю, рационально, во избежание потери времени и затягивание судебного процесса, вначале предупредить провайдера о незаконном размещении охраняемых объектов. Если владелец сайта установлен, явно нарушает права правообладателя или извлекает коммерческую выгоду, наносит своими действиями материальный ущерб и правообладатель исключительно права преследует цель привлечь нарушителя к ответственности в судебном порядке то до предупреждения провайдера и владельца сайта следует собрать необходимые доказательства о нарушении права.

В проекте концепции, о внесении изменений в законодательство в части "ответственности провайдеров", как считают специалисты в этой области, просматривается позиция, что "неуведомление провайдера о нарушении может являться основанием для освобождения его от ответственности". Эта концепция близка по духу к американскому закону Digital Millennium Copyright Act и директивам Европейского союза, предусматривающим ответственность провайдеров только в случае, если провайдер был уведомлен о нарушении, но его не пресек.

Возможны ли юридические последствия перевода и издания произведений иностранного автора без договора, но: 1) с его устного согласия; 2) с его письменного согласия?

Ответ на этот вопрос перекликается с ответом на вопрос 4. Договор заключается согласно действующему законодательству в письменной форме, т. е. устная форма, кроме использования в СМИ исключается. А что такое письменное согласие? Если письменное согласие автора включает все особые условия издательского лицензионного договора, предусмотренные в ст. 1287 ГК РФ, полагаю, можно такое согласие признать законным основанием для издания произведения. Если произведение будет выпущено без договора - для издателя наступает ответственность согласно ст. 1301 ГК РФ, а именно:

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Гражданским кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Свободное использование охраняемых произведений

Позволяет ли наш закон об авторском праве частное копирование? Что означают "частные копии" с точки зрения нашей национальной практики?

Согласно ст. 1273 ГК РФ. Свободное воспроизведение произведения в личных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;

видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

"Частные копии" с точки зрения нашей национальной практики означает: 1) воспроизведение производится гражданином; 2) исключительно в личных целях и 3)относится к правомерно обнародованному произведению. Копия произведения, полученная в соответствии с данной нормой, не может распространяться, она может использоваться только для удовлетворения личных потребностей того гражданина, который ее изготовил [12, с. 922].

2.2 Прекращение авторского договора

Ю.Ф. Беспалов указывает, что прекращение авторского договора подразумевает прекращение обязательственного правоотношения, возникшего между автором и пользователем произведения на основе заключенного ими авторского договора, что приводит к отпадению прав и обязанностей его участников, а иногда даже к возложению на одного из них отрицательных последствий указанного юридического факта.

На авторский договор, вообще, и на прекращение авторского договора, в частности, распространяются общие нормы гражданского законодательства, помимо этого данные договоры регулируются специальными нормами авторского права, где отражается специфика авторских договоров.

Итак:

«Сторона по настоящему договору вправе расторгнуть его в одностороннем порядке, письменно уведомив другую сторону не менее чем за 30 дней».

Возникающие опросы из практики:

- существует ли какая-то форма уведомления о расторжении или оно может быть составлено в свободной форме? Обязательно ли нам вручать уведомление под роспись или можно отправить по почте или факсу? Через 30 дней договор будет считаться автоматически расторгнутым или надо будет подписать еще какой-нибудь акт?

Прежде всего, обратим внимание, что процитированный пункт о расторжении договора в одностороннем порядке составлен юридически некорректно. В ст. 450 Гражданского кодекса различается расторжение договора в одностороннем порядке (в таком случае договор расторгается только через суд и по решению суда) и односторонний отказ от исполнения договора (внесудебный порядок, расторжение договора без суда).

Формулировка не позволяет уверенно отнести ее к одному из указанных способов расторжения договора. Однако вероятнее всего, суд признает рассматриваемый пункт как условие именно о судебном порядке расторжения договора, хотя для однозначного вывода следует проанализировать текст всего договора.

Дело в том, что для расторжения договора в одностороннем порядке через суд также необходимо одностороннее волеизъявление стороны договора, иными словами сторона, желающая расторгнуть договор, должна направить письменное уведомление о расторжении, и, если другая сторона не согласится расторгнуть договор, то первая сторона после этого вправе подать исковое заявление с требованием расторжения договора.

Подробнее о нюансах формулировок, касающихся расторжения договора в одностороннем порядке и одностороннего отказа от исполнения договора »

Во-вторых, ст. 782 Гражданского кодекса прямо предусматривает право сторон договора оказания услуг в любое время отказаться от договора в одностороннем порядке. Если от договора отказывается исполнитель, то он обязан возместить заказчику убытки в полном объеме, а если от договора отказывается заказчик, то он обязан возместить исполнителю понесенные расходы (без упущенной выгоды). Эта норма не может быть изменена соглашением сторон. Поэтому, если квалифицировать процитированный Вами пункт договора о расторжении как предусматривающий именно внесудебный порядок, то пункт следует считать недействительным в части ограничения сроком права стороны отказаться от договора. Однако скорей всего этот пункт будет рассмотрен судом как дополнительное право (к законному праву на односторонний отказ от договора) одностороннего расторжения договора в судебном порядке.

Такой подход подтверждается и судебной практикой по исполнению и расторжению договоров.

Приведем в пример достаточно распространенную формулировку об одностороннем расторжении договора, однако юридически она может быть признана, как минимум, некорректной с двух позиций. Не следует также уповать, что широкая распространенность данной юридической ошибки спасет в суде – суд будет действовать по закону, что подтверждается судебной практикой.

Вообще, рекомендуем ознакомиться с некоторыми распространенными юридическими ошибками, касающимися составления и исполнения договоров »

Уведомление о расторжении договора (а равно уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора) составляется в свободной форме, однако формулировки могут иметь решающее значение в случае спора в суде (по ссылкам выше Вы можете ознакомиться с некоторыми примерами из судебной практики).

Лучше на уведомлении получить подпись другой стороны, но можно отправить и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или с описью вложения. По факсу можно направить, если это предусмотрено договором. Также в договоре желательно определить, с какого момента начинает течь срок, предусмотренный для одностороннего отказа от исполнения договора. Для прекращения действия договора в результате одностороннего отказа от его исполнения кроме уведомления ничего не нужно, если, конечно, иное не предусмотрено в самом договоре [8, с. 479].

Заключение

Актуальность темы заключается в том, что в сегодняшних условиях значение договорно-правовых отношений в гражданском обороте прав на интеллектуальную собственность увеличивается. Наше государство все больше внимания уделяет инновациям, высоким технологиям, поскольку от этого зависит наше благополучие и качество жизни.

Естественно встает вопрос о наличии законодательства, которое бы тщательно и продуманно регулировало договорные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Международные конвенции, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты и др. регулирует отношения с автором произведения. Однако при анализе авторских договоров первоочередно следует обратиться к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вступившей в силу 1 января 2008 года.

Выдающийся писатель и философ Джубран Хамиль однажды сказал, что «произведение искусства – это туман, изваянный в образ». И он был прав, ведь создание произведения – творческая работа, и не каждому дано быть выдающимся драматургом, музыкантом, художником, хореографом или архитектором. Творческие люди живут в своем мире, а создавать шедевры им помогает вдохновение.

Но создав произведение, все авторы сталкиваются с проблемой о том, как бы обнародовать свое творение, показать его всем желающим, донести до них смысл творческой работы. И тут к ним на помощь приходят авторские договоры, служащие целям реализации творческого труда авторов.

Как известно, законодатель не использует понятие «авторский договор» как таковой. Зато предусматривает три типа договоров, которые могут быть заключены в отношении любых результатов интеллектуальной деятельности (в том числе произведений науки, литературы и искусства): 1) договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ), 2) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (ст. 1286, 1287 ГК РФ) и 3) договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Новеллой действующего законодательства стал договор об отчуждении исключительного права, сделав возможным переход исключительного права правообладателю в полном объеме. К существенным условиям договора следует относить условия о предмете договора, а также о вознаграждении (в возмездном договоре).

Лицензионный договор представлен двумя видами: на основе простой (несключительной) лицензии или исключительной лицензии. Отличие состоит в том, что при заключении договора первого вида у лицензиата (правообладателя) сохраняется право выдачи лицензий на тот же способ использования. Однако при заключении договора второго вида у лицензиара отсутствует право выдачи лицензий на тот же способ использования произведения. К существенным условиям лицензионного договора можно отнести условия о предмете договора, способах использования произведения и цене возмездного лицензионного договора.

По договору авторского заказа автор обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Существенными условиями договора авторского заказа являются предмет, срок и вознаграждение (в возмездном договоре).

Договор авторского заказа может быть трех видов, по которым автор обязуется:

создать произведение и передать его заказчику без предоставления ему каких-либо правомочий в отношении исключительного права на произведение;

создать объект интеллектуальной собственности, передать его заказчику и уступить исключительное право на произведение;

создать произведение, передать его заказчику и предоставить право использования произведения.

Нельзя не отметить схожесть договора авторского заказа с договорами подрядного типа, по которым одна сторона по заданию или заказу другой стороны (заказчика) обязуется выполнить работу и предоставить заказчику результат. Бытует мнение, что второй и третий виды договоров авторского заказа являются смешанными, так как сочетают в себе и элементы договоров по выполнению работ, и элементы договоров по передаче исключительных прав на произведение, а именно: условия договора об отчуждении и лицензионного договора.

Говоря о месте авторских договоров в системе гражданско-правовых договоров, следует определить их юридическую природу. К авторским договорам применяются общие положения об обязательствах и договоре. Авторские договоры относятся к имущественным, взаимным, консенсуальным, каузальным типам договоров по имеющимся в гражданском праве классификациям. Также авторские договоры могут быть как возмездными, так и безвозмездными.

Законом предусмотрена письменная форма договоров с автором произведения под страхом недействительности договора. Авторские договоры не подлежат государственной регистрации, так как для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Однако есть исключение, касающееся программ для ЭВМ и баз данных: ст. 1262 ГК РФ предусматривает добровольную регистрацию исключительного права. Но если такая программа для ЭВМ или база данных уже зарегистрированы, то договор об отчуждении исключительного права или иной переход исключительного права подлежит государственной регистрации. Иначе такой переход считается несостоявшимся, а договор недействительным.

Авторские договоры наряду со схожестью с гражданско-правовыми договорами имеют ряд своих уникальных характеристик, которые закреплены в главах 69-70 ГК РФ. Авторские договоры призваны защитить права сторон в возникшем обязательстве, реализовать на практике схему перехода исключительного права от правообладателя к пользователю, а также облегчить культурный обмен между автором и обществом, сделать его доступным.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. 30.12.2008 г. [Текст]: Российская газета, № 237, 25.12.1993
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: кодекс от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ Часть четвертая с изм. и доп. от 20.07.2004 г. N 72-ФЗ [Текст]: Российская газета, № 4255, 22.12.2006 г.
  3. О концессионных соглашениях: Федеральный закон Российской Федерации от 21.07. 2005 г. N 115-ФЗ //Российская газета, № 3830, от 26.07.2005 г.
  4. Об авторском праве и смежных правах: Федеральный закон Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-I с изм. и доп. от 20.07.2004 г. N 72-ФЗ //: Российская газета, № 179, 13.07.1993 (утратил силу)
  5. Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 г. N 178 г. Москва // Российская газета, № 3453, от 13.04.2004
  6. Аверьянов, А.В. Правовое обеспечение интеллектуальной собственности // Государство и право. – М.: Наука, 2010. - ISSN 0132-0769. 2015. - № 2, с. 11-15
  7. Алексеев, С.С. Гражданское право. – М.: Велби, 2015. – 480 с.
  8. Беспалов, Ю.Ф. Гражданское право. Особенная часть. – М.: Ось-89, 2014. – 502 с.
  9. Волкова, Т.И. Интеллектуальная собственность в науке и технике//: Государство и право. – М.: Наука, 2009. - ISSN 0132-0769. 2009. - № 5, с. 21-24
  10. Грудцына, Л.Ю. Гражданское право Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2015. – 559 с.
  11. Дозорцев, В.А. Отношения по поводу служебных объектов интеллектуальной собственности как предмет авторского права//Государство и право. – М.: Наука, 2012. - ISSN 0132-0769. 2012. - № 11, с. 36-41
  12. Иванов, С.Д. Какими нормативными актами регламентируется передача авторских прав // Государство и право. – М.: «Норма», 2009. - ISSN 0132-0769. 2009. - № 29-33
  13. Козырев, А.Н. Развитие законодательства об интеллектуальной собственности // Государство и право. – М.: Наука, 2009. - ISSN 0132-0769. 2009. - № 9, с. 33-37
  14. Коршунов, Н.М. Гражданское право // Н.М. Коршунов. – М.: Эксмо, 2010. – 1072 с.
  15. Лабзин, М.В. Существенные условия авторских договоров // Закон. - М.: Известия, 2010. - ISSN 0869-4400. 2015. - № 7, с. 14-18
  16. Мозолин, В.П. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2014. – 719 с.
  17. Рассолова, Т.М. Гражданское право. – М.: «Юнити», 2014. – 847с.
  18. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 г. N 5/29 г. Москва // Российская газета, № 4894, 22.04.2009