Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Принципы и эффективность дидактической игры)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.

На сегодняшний день всё большую актуальность приобретают проблемы активизации познавательной деятельности школьников. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Ведущий вид деятельности школьников - учение, в процессе которого и решаются эти задачи. Всем известно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Средством первоначального обучения является игра. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию явления, факты.

Во время игры педагог руководит игрой, воспитывая активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все активизирует умственное и общее развитие ребёнка. Этой цели и служат дидактические игры.

Цель работы: обосновать педагогические условия использования дидактической игры в обучении детей.

Объектом исследования данной работы являются младшие школьники.

Предмет исследования заключается в активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников  с помощью дидактических игр.

Задачи исследования:

1.Выявить основные свойства дидактической игры и ее роли в воспитании всесторонне развитой личности.

2.Рассмотреть основные типы дидактических игр, их особенности и основные характеристики.

3.Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и

особенности их применения.

4.Рассмотреть применение дидактической  игры в процессе обучения младших школьников.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Дидактическая игра, как средство воспитания ребёнка

Одна из ведущих разновидностей человеческой деятельности - игровая деятельность. Феномен игры изучали философы и социологи: Платон, И. Кант; психологи: Ж. Пиаже, З. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, и др; педагоги и методисты: К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, и др.

В своей книге "Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе. Автор пишет, что игра занимает одно из важных мест в жизни ребёнка. В игре у детей раскрываются творческие способности, перед ними раскрывается мир, а без игры не может быть «полноценного умственного развития».

В.А.Сухомлинский пишет об использовании игры: "…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". [1]

Игра влияет на развитие психических процессов - утверждает Эльконин Д.Б и в своей работе "Психология игры» пишет: "Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов".[2]

Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге "В школу - с шести лет" описывает опыт обучения шестилетних детей в школах. Автор рассматривает проблему использования игры на уроках: "Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения,

________________________

1Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа,1974 с.95

2Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1978.с.277

ускорения развития».[3]

В процесс обучения необходимо включать игры советовали многие педагоги, так как в игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно сопряжена с активностью и удовольствием. Я.А.Коменский писал в «Великой дидактике»: «Чтобы побуждать стремление к знанию, прежде всего сам метод по необходимости должен быть естественным. Кроме того, чтобы способности пробуждались этим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы ни было серьезно, преподавалось дружески и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч и басен» [4]

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность, основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Если правила и содержание игры хорошо известны ребёнку, то как долго она может его интересовать? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы.

Дети с удовольствием любят играть в хорошо знакомые им игры. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем», «Море волнуется раз…» и другие .

В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Море волнуется раз…» нужно выбрать Ведущего, который говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри » .Все остальные игроки должны представить

себя одним из морских жителей подводного царства. Ребёнок должен не

______________________________________

3Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет -М.: Педагогика 1986 с.160

4Я.А.Коменский Великая дидактика –М.:1981 с.124

только представить, но и выполнять движения этого животного. Сколько здесь интересных для детей игровых действий, сколько детской фантазии, сколько старательности в изображении образа! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них в запасе были всегда такие игры, где они сами могли по мере своего развития организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями – в этом и заключается проблема процесса обучения.

В процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их все большим количеством правил. Эти правила должны содержать не только техническую направленность, но и добавлять новую краску эстетики, открывать образные понятия нравственности. В комплексе правила не должны дать угаснуть ребячьему интересу к игре.

Тонкость заключается еще в том, что взрослый, будь то педагог или родитель, не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства. Управление игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен. В его атмосфере, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается доверие между ними и воспитателем, взаимопонимание, основанное на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры - это и есть, составная сущность педагогического сотрудничества, которая должна помочь в разрешении проблем процесса обучения.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества, в котором каждый ребенок – личность данного общества.

В условиях игровой деятельности значительно повышается острота зрения, легче удерживается сознательная цель запоминать. Благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно – действенного мышления к образному и к элементам словесно – логического мышления складываются в игровой деятельности. Способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их развивается именно в игре.

Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн, один из создателей отечественной теории игры, писал: «Прежде всего, игра - это особый вид деятельности, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива; игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности»[5] Значит игра – это доступный ребенку путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и познании. Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим.

В дидактической игре интерес детей перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Магазин» дети, действуя в воображаемой ситуации «продают-покупают» (оплачивают товар вообра -жаемыми деньгами, кладут на весы муляжные овощи (фрукты), называя любое число - «вес товара»), тогда как в дидактической игре они подражают умственной работе продавца – «считают товар, который получил магазин или деньги полученные за проданный товар » на основе данного задания.

Н.К. Крупская писала: «Дети учатся не только на учебе, но и в процессе игры» [6]

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Здесь уместно вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Учи дитя играючи» [7] Учение ребёнка, труд, развлечения и взаимоотношения с другими детьми – вся его жизнь в классе пронизана игрой. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте приближенным природе ребенка. В игре ребенок всегда на

_________________________

5Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000. c.288

6Крупская Н.К. Роль игры в детском саду.–Педагогические сочинения.М.,1959,c.73т.6. 7Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950 c.76

голову выше самого себя, выше своего обычного повседневного поведения;

выше своего среднего возраста.

По характеру, содержанию, организации детские игры чрезвычайно многообразны.

Средством всестороннего воспитания личности ребенка выступает дидактическая игра. Дидактическая игра может воспитать его основные качества:

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. По определенной системе детям даются знания об окружающей жизни. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности:

  • знакомство с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.);
  • с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд;
  • с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба);
  • раскрывают перед детьми значение.

В соответствии с поставленной задачей, с помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить и использовать полученные знания в различных условиях.

Перед детьми многие дидактические игры ставят задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, делать

правильные выводы, обобщения, сравнивать, группировать, класси- фицировать предметы по определённым признакам.

Главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе

является активность детского мышления.

Дидактические игры развивают речь детей: развивается связная речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, умение правильно выражать свои мысли. Во многих играх дидактические задачи составляются так, чтобы научить детей самостоятельно составлять несложные рассказы.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов -активизируется речь. Во время игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Нравственное воспитание . У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Содержанию и правилам игры принадлежит особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребенка .

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные практикуемые игры: «Покормим куклу », «Уложим куклу спать », «День рождения Дашеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Само название игр акцентирует внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. Во время игры детей, наблюдая за их поведением, мы можем открыть ребенка через его поступки.

Трудовое воспитание . Многие дидактические игры формируют у детей интерес к труду взрослых, уважение к трудящемуся человеку, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в сельском хозяйстве, в строительстве. У детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

При изготовлении атрибутов для дидактических игр школьники приобретают некоторые навыки труда. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно применять вместе с детьми полезные для работы материалы. Это является хорошим средством воспитания бережного отношения к продуктам труда и первоначального трудолюбия.

Выполнение за ребенка трудовых действий взрослыми является ущербом для его личности и развития. Никакая игра не восполнит этого

необходимого фактора для развития его личности.

Эстетическое воспитание . Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Эстетически оформленные дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в классе в определенном месте, доступном детям для его использования. Доступный для школьников дидактический материал, способствует развитию у них интереса к обучению, пробуждает положительные эмоции.

Физическое воспитание . Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.

Таким образом мы видим, что педагоги и психологи прошлого и настоящего (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.Н.Скаткин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и т.д.) едины во мнении, что  игра это особый вид деятельности, который обучает, развивает, формирует личность ребёнка, развивает фантазию и воображение.

1.2. Теоретические основы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников 

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Л.С. Выготский считает: «Познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».[8]

Другие ученые считают, что это сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. Во втором случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а в первом случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.

С помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения самостоятельных выводов идею активизации обучения в начале 19 века развивал швейцарский

учёный И.Г. Песталоцци.

Французский философ Ж.Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных
способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода . «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы…. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. _____________________________________

8Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.– СПб, 1997 с.110 

Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял».[9]

В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.
Г.И. Щукина указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.

Одним из важнейших  мотивов учения школьников является познавательный интерес. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника. Познавательный интерес оказывает сильное влияние на развитие ребёнка и выступает как сильное средство обучения. Массу хлопот и огорчений доставляет учителю ребенок, когда он занимается из-под палки. По другому обстоит дело, когда же дети занимаются с охотой.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать,

развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, нужно использовать проблемные и игровые ситуации: поощрения, стимулирование, ___________________

9Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогическое наследие./ Сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н.-М.:Педагогика.1989 с.254

эмоциональное воздействие. Нужно усилить требовательность и контроль, внедряя оптимальный ритма и режим работы индивидуально для каждого учащегося. Так же использовать приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала.

Большую роль в становлении и развитии познавательной деятельности младшего школьника играет учитель. Если учитель проявляет искреннее внимание к детям, если он создает условия для расширения кругозора, если интеллектуальная деятельность, обучение доставляют радость, удовольствие ученикам, если у ребенка есть возможность заниматься деятельностью, которая вызывает положительные эмоции, то есть шанс взрастить одаренного ребенка. От умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет только отсидеться на уроке.

Таким образом, познавательная активность выступает как сильное средство обучения, а  задача учителя, формирующего познавательную активность подметить у ученика интерес к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы у него появился подлинный интерес к науке, к знаниям.

1.3.Принципы и эффективность дидактической игры.

На практике в начальных классах широко используются и применяются дидактические игры. Основными целями, для достижения эффективности, которых являются следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуаль-

ных средств обучения;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми

овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-переход движения от поверхностного отражения, т. е. познания лишь самого явления, к раскрытию законов и закономерностей данного явления;

-объединение знаний в категории и системы;

-их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;

-приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умение действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиями других участников игры и т.д.

Дидактическая игра – обязательный структурный компонент урока. Структура дидактической игры: дидактическая цель (задача )– это требование, усвоение которого учитель хочет проверить, игровое правило и игровое действие. Педагогическая цель выступает в скрытой форме, но является мощным толчком в развитии познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой деятельности приобретают подлинное значение, сменяясь познавательными мотивами. Содержание игры подчиняется основному содержанию изучаемой темы. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать!

Каждая игра требует соблюдения некоторых правил :

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на

них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлен

духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением учителя.

Серьезным делом становится игра, если строго соблюдать эти условия.

При организации детских игр на уроках и во внеурочное время учитель обязательно должен учитывать следующие требования :

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-

волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. Игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации.

9. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки.

Родоначальником теории игры в российской науке является

К.Д.Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой

деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М.М.Бахтин, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру. Труд и игра имеют способность усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга.

Исследователь народной культуры В.М. Григорьев отмечает, что игра -это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.

Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество; главная сфера общения детей.[10]

В жизни бытует огромное количество самых разнообразных игр.

По принципу самообучения составлены лучшие дидактические игры,

то есть так, что сама игра направляет ученика на овладение знаниями и

умениями. В играх заложена огромная информация различных знаний и

__________________

10Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е. – М., 1994, с. 23 - 24.

сведений. Какая – то тайна, большая ли, маленькая – неизвестность результата лежит в основе любой игры. Процесс игры – ведущее к разгадке приключение. Вот почему азарт игрока, помимо всего прочего – это азарт открывателя тайн, исследователя.

Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Она дает возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра - для всех и во благо всем.

В игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне игры с одной стороны, а с другой стороны, увлекательное содержание игр, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей.

 Дидактические игры влияют на появление интереса к обучению у детей. В значительной степени у детей повышается прочность знаний, умений и навыков, внимания, мышления и других психических процессов .

В младшем школьном возрасте дети эмоциональны, впечатлительны им требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий, упражнений, игр.

Таким образом, дидактические игры должны занимать определенное место в начальном образовании, так как их использование эффективно и положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, воображение), способствует формированию учебной деятельности .

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Цели применения дидактических игр в учебном процессе.

Одной из главных целей образования является развитие учебно-познавательной активности обучающихся, то тема: «Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников» на сегодняшний день актуальна.

Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета.  «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности - познавательная активность», – писала Т.И. Шамова. [11]

Обучение, строящееся на гуманных началах является наиболее благоприятным для развития личности ребенка в целом (и познавательной активности в том числе) .

Известный советский психолог и педагог Ш.А. Амонашвили так характеризует этот подход: «Суть… заключается в том, чтобы педагогически обязательную учебно-познавательную задачу учащиеся принимали на

положительно-мотивационной основе. Иначе говоря, дело заключается в том, чтобы при необходимости усвоения именно определенной системы знаний и именно в определенный период обучения школьник принимал

педагогически обязательную задачу как им же свободно выбранную».[12]

Радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности и после ее завершения, покидает ребенка, если учебная деятельность детей управляется с помощью отметки. Отметки подменяют мотивы учения и насаждают в процессе обучения страх, нервозность, неприязнь к учителю.

_____________________________

11Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системам / Под ред. Т.И. Шамовой. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.

12Амонашвили Ш.А. "В школу- с шести лет" - М.: Педагогика.1986 с .

Педагогическое общение, при котором ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность является важным условием гуманистического подхода в обучении. Формой такого общения является сотрудничество. Ребенок при этом ощущает

доверие к себе, уважение к своей личности. Он имеет возможность убедиться, что с ним считаются, его мнение ценят. Ученик не только получает информацию от педагога, но и сам педагог обращается к нему за помощью, советом. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения. 

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить

характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать. Классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она в форме решения поставленной учебной задачи прежде всего даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Дидактические игры можно разделить на три группы:

  1. Игры с предметами, практические. При их изучении использую игрушки и природный материал («Домашнее хозяйство», «Цветочный магазин», «Игра в профессии»).
  2. Настольно – печатные игры, наглядные. При проведении их использую

парные картинки, лото, домино, географические карты (Заполни таблицу», «Найди пару», «Крестики-нолики», «Знаешь ли ты свой край»).

  1. Словесные. Они построены на словах и действиях играющего («Прилетели птицы», «Найди ошибку», «Что у нас растет?»).

Дидактические игры необходимо вводить с первого класса, постепенно усложняя по учебным задачам и виду учебной деятельности.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Словесные творческие игры, как правило, сопровождается большей заинтересованностью школьников. Детям нравится фантазировать, подражать, выделять главные признаки в показываемом предмете. На моих уроках дидактические игры данного вида способствуют созданию ситуации, приносящей младшим школьникам удовлетворение.

Практическая дидактическая игра стабилизирует интерес к учению у моих учеников, т.к. вовлекает их в поисковую деятельность, заставляет переносить имеющиеся знания на решение практических задач.

Дидактические игры благодаря своему разнообразию дают мне возможность включить школьников в различные формы организации деятельности на уроках: индивидуальную, групповую, коллективную.

Познание мира в дидактической игре облекается в формы, не похожие

на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на уже известные факты и явления, наполнение и расширение знаний, установлений связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное, не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала по природоведению в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет моих учеников не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять. Оценивать. В игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать быстрее и точнее реагировать на новые игровые ситуации.

Существенной стороной познавательной игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес учеников, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в названии игры и составляет ее начало. Например, в игре «Географическая молчанка» замысел игры заключается в том, чтобы молча вспомнить и показать по карте географические объекты.

Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Усвоение детьми правил игры, самоконтроль и взаимоконтроль в игре. Чем разнообразнее игровые действия на моих уроках, тем интереснее сама игра. Каждая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Совсем не обязательно, чтобы результат выражался в отметке или призе, моим ученикам достаточно того удовольствия, которое доставляет им игра.

Некоторые используемые мною познавательные игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат школьников применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Правила в организации и проведении дидактических игр:

  1. Игра должна приносить радость. Нельзя ребенка заставлять играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.
  2. Игру можно оживлять введением новых правил, нового содержания, изготовлением атрибутов игры.
  3. В игре необходимо создавать непринужденную обстановку, нельзя сдерживать двигательную активность ребенка, пусть дети прыгают, бегают, сидят, кричат, смеются.
  4. Желательно, чтобы ученики готовились к игре заранее и самостоятельно: мастерили пособия, учили слова, роли.
  5. В игру желательно вносить сказку, стихи, песенку, волшебную палочку – все то, что придаст ей необычность, праздничность, желанность.
  6. Если во время игры учащиеся затрудняются в выполнении действий, то учитель может взять на себя выполнение какой–либо роли, что активизирует детей, регулирует их взаимоотношения.
  7. Важно вовремя подготовить ребят к окончанию игры, для чего учитель заранее ставит перед детьми цель и оговаривает время проведения игры.
  8. После игры желательно оценить ребят, похвалить, провести коллективное обсуждение игровых действий.

Младший школьник мыслит наглядно - образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Дидактическую игру можно использовать на любом типе урока (уроке – экскурсии, обобщающем, контрольном, изучения нового материала, комбинированном), на любом этапе урока (проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного и обобщении новых понятий).

На каждой ступени обучения игра выполняет определенные функции. В начальной школе дидактическая игра вводится в ход урока для активизации учебной деятельности младших школьников, с целью расположения их к работе, поднятия внимания и работоспособности.

На уроках в начальной школе широко используются дидактические игры.

Такие игры помогают разнообразить уроки, повысить познавательную активность детей и учебную мотивацию. Играя, ребёнок увлекается, не замечает, что выполняет учебные задания, которые для многих (особенно для школьников 1–2-х классов) в традиционной организации вызывают не интерес, а негативные эмоции, те, в свою очередь, способствуют лишь снижению познавательной активности и трудоспособности.

Дидактическая игра - обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, формирует навыки самостоятельной работы у младших школьников.

Итак, можно сделать вывод, что, испытывая радость от новых действий, учащиеся проявляют себя субъектами деятельности, что способствует формированию интереса к учению и предмету. Кроме того, благодаря использованию дидактической игры повышается уровень знаний младших школьников, активизируется их познавательная активность, снимается утомляемость, повышается уровень общения, работоспособности и внимания младших школьников, что доказывает активизирующую роль игры.

2.2. Использование дидактических игр на уроках для активизации познавательной деятельности младших школьников.

В.А.Сухомлинский, придававший огромное значение игре в работе с младшими школьниками, писал: «Игра – широкое и многогранное понятие.

Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение». И далее: «Очень важно. Чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрывался перед

ребёнком классной дверью».[13]

________________________

13Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа,1974 с.111

Работая учителем начальных классов, у меня обучались и обучаются

дети с разными способностями, разной подготовкой и разными личностными

характеристиками. Не все дети одинаково усваивают учебный материал, поэтому возникла необходимость создать такие условия обучения и развития, чтобы каждый ребёнок научился работать творчески, умел высказывать своё мнение, смог увидеть свои ошибки.  Я поставила перед собой задачу развивать у детей познавательные  компетенции. Оптимальное развитие каждого ребенка стало основной идеей. Учитывая его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности, ученик выступал равноправным участником процесса обучения то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности.  

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого  лежит системно - деятельный подход, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Моя задача как учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Для младших школьников одним из главных средств и условий развития интеллекта продолжает оставаться игра. Она постоянно пополняет знания, является средством всестороннего развития ребенка, его

способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь детского

коллектива интересным содержанием.

На уроке в игре незаметно для себя ребёнок вырабатывает ряд навыков

и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Дидактическая игра способствует формированию интереса к предмету, обеспечивает доступность программного материала, активизирует мыслительную деятельность детей, развивает наблюдательность, смекалку. Дидактическая игра, как эффективное средство обучения младших школьников, помогает ребенку понять необходимость научить себя учиться. В своей работе, для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, я  использую такие дидактические игры: сюжетный урок; урок – сказка; урок – путешествие; урок – конкурс; урок – расследование; урок - игра.

Я включаю в свой урок дидактическую игру или игровые моменты, что делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игру провожу на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. На своих уроках я предлагаю такие дидактические приёмы как «Волшебный цветок» (каждый лепесток которого – задание), весёлый мини-тест «Каково ваше мнение?», различные   задачи, составленные на основе русских народных сказок, литературных произведений.

Одной из главных проблем учителя, особенно учителя начальной школы — научить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми.

С этой проблемой сталкиваются особенно учителя первого класса. Чтобы решить эту проблему я обратилась к игротерапии. Игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает ребенку наиболее эффективно использовать свои склонности и способности к учению, способные помочь ребенку выплеснуть или переработать негативную энергию, восстановить внутренне равновесие растущего организма. Главный принцип игровой терапии – не управлять, но понимать.

На своих уроках, для активизации внимания, развития интереса к предмету я использую игры развивающие воображение, сообразительность, правильную речь. Например, народная игра  "Где мы были. мы не скажем, а что делали - покажем"  Эта игра учит детей правильно употреблять глаголы (время, лицо)

Игра "Охотник" (или "Рыболов", "Птицелов") - народные игры. Они помогают интересно, доступно запомнить классификации и названия животных, (рыб, птиц). Их же можно использовать на уроках математики при счете и решении задач.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Используя игровую форму на уроке, я соблюдать следующие условия:

Дидактическая игра должна:

  • соответствовать возрасту детей, их интересам и потребностям;
  • меняться и отличаться разнообразием;
  • проводиться в системе и пронизывать учебный процесс, затрагивая все учебные предметы;
  • выполнять свои основные функции (образовательную, познавательную, коммуникативного межличностного общения).

Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – Я пойму!» Так приобретённые в результате дидактической игры знания позволяют младшим школьникам сознательно овладеть умениями и навыками. На своих уроках в начальной школе я успешно применяю такие приёмы:

«Кластер»: информация, касающаяся какого-либо предмета, явления или события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, с которым ученики логически связывают последующие ассоциации. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

«Корзина идей»: метод организации индивидуальной и групповой работы в начале урока на этапе актуализации знаний. Задаётся  вопрос, что дети знают по теме уроки, ответы записываются в тетрадь (индивидуальная работа). Затем дети обмениваются мнениями в парах и группах, выясняют, у кого мнения совпали, какие возникли разногласия; составляется список мнений (идей), в «корзину идей» помещаются правильные мнения (сортировка происходит по ходу работы, ошибки исправляются). Данный приём уместно использовать в 3-4 классах.

«Отсроченная догадка»: дети высказывают предположения по заявленной теме, но вопрос остаётся открытым до конца урока. В конце урока ученики должны сами дать ответ на вопрос. Данный приём можно использовать на любом уроке.

«Чтение с остановками»: эффективно использовать на уроках литературного чтения, предложив детям высказать предположения по заглавию, по имени героев, пофантазировать о событиях.

Изучение слогов, деление слов на слоги является трудной темой в 1 классе. Поэтому я применяю различные  дидактические игры, чтобы повысить интерес к изучаемому материалу, активизировать мыслительную деятельность у детей. В этом помогут игры:

«Договори последний слог»  (проводится с мячом); «Фонетические загадки»

 -Узнайте: мышке или лягушке.

Кому больше понравился Теремок

В слове-отгадке 3 слога.

- Ворона или соловей?

Чьё пенье радует слух? В слове-отгадке ударный слог – третий.

Фрагмент урока по русскому языку во втором классе

Тема: «Повторение безударных гласных и парных согласных в корне слова».

У. – Сейчас мы с вами будем разведчиками. В разведывательный центр поступила шифровка – пароль, открывающий доступ в секретную лабораторию. Для того, чтобы расшифровать её, необходимо в слова вставить пропущенные буквы и из них составить слово. Таких слов будет пять. Каждая группа будет расшифровывать своё слово.

1 карточка.

Но…, шала…, прол…вной, паке…, тр…ва. (сшита)

2 карточка.

В…да, медве…ь, б…глец, сторо…, тру…, кр…сота. (одежда)

3 карточка.

Бага…, пр…вдивый, кусо…, в…дро, лопа…ка. (жакет)

4 карточка.

Ли…кий, п…лить, похо.., пиро…ки, лош…ди, сро…. (пиджак)

5 карточка.

Носо…, др…зды, шар…, топо…, к…душка. (кофта)

Каждая группа (по четыре-пять человек) выполняет задание, собираясь у одной парты. Затем проверка выполнения.

У. – У нас получились следующие слова: сшита, одежда, жакет, пиджак, кофта. Теперь проверим, откроется ли кодовый замок.

На доске картинка замка. Дети снимают картинку, переворачивают, читают. Задание выполнено.

Фрагмент урока математики во втором классе

Тема: «Повторение сложения и вычитания в пределах 10»

На доске четыре столбика (по количеству рядов) примеров на сложение и вычитание в пределах 10, в каждом столбике шесть примеров (по количеству детей в ряду)

3+5

2+6

7-2

9-7

8-4

10-7

4+3

4+6

6+3

4+5

10-6

10-9

9-5

7-4

1+9

7+2

2+7

8+2

9-6

6-3

10-8

8-6

3+7

5+4

У. – А сейчас проведём математическую эстафету. Каждой команде необходимо быстро и правильно решить примеры. Во время соревнования разрешается подсказывать, “болеть” за участника команды, как на настоящих спортивных соревнованиях. Каждый участник должен решить по одному примеру. Итак, на старт, внимание, марш!

Дети выбегают по очереди к доске, решают примеры, остальные помогают (в это время учащиеся встают из-за парт, им разрешается покричать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.). Звучит музыка (весёлые детские песенки).

«Составляем римские цифры»

      Нужно поделить детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Затем составить из палочек как можно больше римских цифр, а потом сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.

«Что на свете одно»

      Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно. Например: солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записаных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.

«Разложи по размерам»

      На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

В ходе выполнения задания дети увлекаются игрой, их глаза горят азартом, сами не замечая, выполняют учебную задачу – повторение пройденного материала. Обнаруживается, что дети, в обычных условиях с трудом решающие подобные примеры, справляются без труда и с большим интересом. По окончании эстафеты подводятся итоги. Аналогично можно организовать работу и по русскому языку – повторение безударных гласных, заглавной буквы в именах собственных – по любой теме.

На уроках математики я использую широкий спектр игровых ситуаций , направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

  • Задачи в стихах
  • Занимательный квадрат
  • Задачи – шутки
  • Кто быстрее?
  • Математический фокус
  • Математическая эстафета
  • Найди ошибку
  • Продолжи счёт
  • Головоломки, ребусы
  • Задачи на смекалку и многое др.

Логические концовки

Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

Очень приятно слышать от детей: “А когда мы ещё будем проводить соревнования?”, ученики с интересом ждут подобных игр, с большим интересом участвуют в них. Познавательный интерес, интерес к предмету повышается – ради этого стоит организовывать такую работу. Важно не переборщить – частое использование приведёт к потере интереса.

На своих уроках я использую электронные дидактические игры это игры, в которой игрок может взаимодействовать с виртуальной средой, построенной компьютером. Это состояние достигается за счёт визуальных и звуковых эффектов.

На уроках русского языка игровые задания помогают усваивать трудные грамматические правила:

  • Правила в стихах
  • Рифмованные упражнения
  • Грамматические сказки
  • Морфологические шарады
  • Собери слово
  • Загадки- шутки
  • Кроссворды

На уроках окружающего мира:

  • «Третий лишний»;
  • сюжетно- ролевые игры («Круглый стол», «Пресс-конференция» и др.);
  • познавательные игры-путешествия

На уроках технологии и изобразительного искусства:

  • предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом.
  • Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д.

Обобщить знания на любом уроке

  • можно в простой игре «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.

Все игровые задания, используемые на уроках, содержат проблемную задачу. Всем интересно, школьники играют, а играя, непроизвольно

закрепляют и доводят до автоматизированного навыка знание. Всё это было

проверено на практике.

Мною была проведена оценка эффективности использования дидактических игр в обучении младших школьников. Она велась по следующим критериям:

- улучшение результатов обучения;

- развитие и формирование личности;

- изменение мотивации учения;

- увеличение активности детей, их интереса к изучаемым предметам;

- развитие познавательных психических процессов детей;

- повышение речевой активности детей.

Качество знаний обучающихся при 100% уровне обученности составляет:

Предмет

2 класс

3 класс

4 класс

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Математика

75%

78%

82%

Русский язык

69%

72%

79%

Литературное чтение

78%

82%

87%

Окружающий мир

77%

81%

85%

Из этих данных на начальном и на конечном этапе исследования можно сделать вывод, что качественные изменения в данном классе достаточно высокие. Динамика роста учебно-познавательного интереса, повышение мотивации учебной деятельности, развитие коммуникативных умений  свидетельствует о продуктивности использования дидактических игр. Ученики продолжают учиться и в среднем звене, не снижая уровня обученности. Дети активно участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах, конкурсах. На уроках нет скучающих. Все ребята работают активно, умеют слушать и слышать, а так же общаться друг с другом и с

учителем. Они стараются высказать свою точку зрения. У ребят появляется

самостоятельность.

По моему мнению, в наше время игра является своеобразной школой социализации ребенка. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, культура обучения, выработанная и воспитанная детьми вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Дидактическая игра - обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, формирует навыки самостоятельной работы у младших школьников.

Как удалось установить, введение в процесс обучения дидактических  игр способствует углублению учебно-познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно поставленным задачам в результате проведенного исследования было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.

Познавательно-игровая деятельность на уроках позволяет:

  • обеспечить доступность изучения программного материала;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся, внимание, творческие силы и познавательную деятельность;
  • развивать наблюдательность, смекалку, самостоятельность, образное и логическое мышление;
  • серьёзный, напряженный труд сделать занимательным для каждого ученика.

Таким образом, в начальной школе необходимо на уроке использовать дидактические игры. Такие игры сделают каждый урок долгожданным и желанным. Они будут стимулом для детей в успешности обучения, а значит, будут способствовать повышению интереса к различным предметам и, как следствие, успеваемости. Главное для ребёнка - с удовольствием учиться!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986
  2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987
  3. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного
    1. развития детей дошкольного возраста. / Н.Е. Веракса. – М.: ПЕРСЭ, 2003.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.–
    1. СПб., 1997.  
  6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. – СПб.,1997
  7. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е. – М., 1994
  8. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004
  9. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
  10. Коменский Я.А. Великая дидактика –М.:1981
  11. Кружецкий В.А. Психология. – М., 1986
  12. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду./Педагогические сочинения. -М.,1959,т.6.
  13. Минскин В.И, От игры к знаниям. – М., 1988
  14. Селецкая, Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьников. – Л., 1984
  15. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия’,2002
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000
  17. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогическое наследие./ Сост. Кларин В.М., Джуринский А.Н.-М.:Педагогика.1989 с.25
  18. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. –М.: Просвещение, 1987 
  19. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1973 Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950
  20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950
  21. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л.М. Фридман. М.: Институт практической психологии, 1997
  22. Харламов И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов. – М., 1990. 
  23. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  24. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971
  25. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. –
  26. Якобсон П.М. Психология чувств и эмоций. П.М. Якобсон. – М.: Институт практической психологии, 1998.  

Источник: http://refleader.ru/jgeujgjgepolbew.html