Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (Сущность и содержание дидактических игр)

Содержание:

Введение

Ключом к успешному развитию современного общества является формирование самостоятельного, думающего человека. Образование способно решить эту задачу, если оно не только опирается на принципы гуманизма, индивидуализации и социокультурной открытости, но и использует сложившиеся в ходе эволюции механизмы обучения и передачи опыта [1].

Одним из таких механизмов является игра, которая побуждает ребенка копировать поведение взрослых при совершении ими тех или иных повседневных действий.

Таким образом, можно сказать, что игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях[2].

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний [3].

Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда дает развивающий эффект. «Развитие есть результат, не совпадающий с его содержанием».

Это означает, что нельзя измерять результаты обучения только по содержанию изучаемых программ, необходимо оценивать те изменения, которые произошли в психическом развитии школьника, в его умении учиться.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером [4]. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

1) Определить основные механизмы воздействия дейктических игр на процесс обучения.

2) Рассмотреть возможность выработки ряда рекомендаций по использованию дидактических игр в качестве инструмента обучения.

Предметом рассмотрения являются методики и особенности проведения обучающих дидактических игр.

Объектом исследования являются учащиеся 1 класса «В» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования № 36 г. Тулы".

В соответствии с логикой исследования курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Сущность и содержание дидактических игр

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с развитием общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе обусловлено необходимостью повышения познав¬ательной активно¬сти школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Материал, который плохо усвоен, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решить данную проблему можно путем применения передовых технологий, основанных на передовых представлениях о детской психологии, в том числе с использованием естественно заложенного в человеке метода перенятия опыта путем игры, которая сама по себе является одним из древнейших и эффективных методов обучения.

Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, еѐ виды и структура определяется обществом[5].

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игра для ребенка – это не только увлекательное времяпрепровождение, но способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схемы и модели взаимоотношений с внешним миром.

Как правило, дети, получив определенную степень свободы от преподавателя, с энтузиазмом сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи превращаются в увлекательные приключения.

Подобная методика не только развивает фантазию ребенка, но и при грамотно поставленном процессе обучения формирует цепочки логических и причинно-следственных связей, позволяющих не только запомнить преподаваемый материал, но и уяснить его логику, сформировать четкие представления логического объяснения почему тот или иной процесс или явления развиваются именно так, как развиваются, а не иначе.

Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – это одновременно учеба, труд и серьезная форма воспитания[6].

В настоящее время в педагогической науке практически сформировалось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

В отличие от обычных игр как таковых педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью[7].

При этом игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов.

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования.

Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

На сегодняшний день насчитывается более 500 дидaктических игр, при этом четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания[8].

Примерная систематизация (классификация) существующих на сегодняшний день обучающих дидактических игр по направлениям представлена на рисунке 1

Представленная на рисунке 1 группировка игр выражает в качестве критерия классификации их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Рисунок 1. Систематизация (классификация) существующих на сегодняшний день обучающих дидактических игр по направлениям.

Дидактическая игра может быть использована, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Систематическое применение дидактических игр способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Можно с уверенностью констатировать, что дидактическая игра - явление сложное, и в ней отчетливо просматривается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы[9].

Систематизация (классификация) дидактических игр по видам представлена на рисунке 2.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры.

Рисунок 2. Систематизация (классификация) существующих на сегодняшний день обучающих дидактических игр по видам.

Из всего выше изложенного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она при-учает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с жела¬нием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.

1.2. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр

Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой [10]. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Схематично смысловая структура дидактической игры представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема смысловой структуры дидактической игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.

Игровые правила. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Степень достижения обучающей задачи (цели) игры определяется путем подведения итогов, которое проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Психологический механизм дидактической игры опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации[11].

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

Для младшего школьного возраста учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму[12].

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Представляется необходимым обращать внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учителю необходимо постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

При этом не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Необходимо помнить, что прочность запоминания материала ребенком зависит от количества повторений. Знание объема памяти учеников очень важно для организации процесса заучивания, а также для определения величины материала, который может воспринять ребенок младшего школьного возраста.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали [13].

Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В качестве примера дидактической игры можно привести игру «Правда, или нет?» (Приложение 1).

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет - зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся, учителя и родителей. Отношение к учителю полностью определяет в начальной школе отношение к учению.

Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных[14]. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактической игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли».

Глава 2. Результативность применения методики дидактических игр в педагогическом процессе

2.1. Методика достижения положительных результатов в обучении путем применения в педагогической работе дидактических игр.

Дидактические игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Как показывает практика, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала по русскому языку.

Дидактические игры могут применяться на уроках различного характера, но лучше их использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей [15]. Кроме того, дидактические игры, возможно использовать в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы. Положительный результат возможен лишь при систематическом использовании комплексов игр. Для развития таких психических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и установление причинно-следственных связей у детей младшего возраста рекомендуется использовать загадки, ребусы и шарады. Педагогу школы важно учитывать, что прочность запоминания материала ребенком зависит от количества повторений. Знание объема памяти учеников очень важно для организации процесса заучивания, а также для определения величины материала, который может воспринять ребенок младшего школьного возраста [16].

В начальной школе используются три основных типа дидактических игр:

Игры - задания

Игры - разминки

Игры - упражнения.

Игры - задания.

В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в своё время, каждый на своём месте, каждый после кого-то или перед кем-то.

Эти нехитрые игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом. Помогают в постановке учебной задачи, решению проблемной ситуации, организации работы в малых и больших группах.

Такие игры экономичны, продуктивны, работают на достижение основных образовательных целей [17].

Игры - разминки.

Всеобще-доступны, азартны, порой смешны, несерьёзны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоёмкой работы, в снятии ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и снятия психической напряжённости.

Игры — упражнения.

Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.

2.2. Особенности проведения дидактических игр

Особенность дидактических игр состоит в том, что играя, дети решают обучающую (дидактическую) задачу в занимательной форме с помощью игровых действий. Для её грамотной формулировки необходимо знать:

1) уровень уже имеющихся у детей знаний и представлений;

2) какие знания и представления детей должны усваиваться в ходе игры;

3) какие умственные операции должны развиваться при этом;

4) какие качества личности должны развиваться при этом[18].

Дидактическая задача помогает педагогу, психологу, родителю подобрать всё необходимое для организации игры (подобрать необходимые игрушки, показать детям образец обращения к кому-либо и т.д.). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, поэтому не следует повторять формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче. Именно в ней может быть отражена направленность дидактической игры на развитие того или иного психического процесса, свойства или состояния. Кроме того, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, организующий игру взрослый может корректировать дидактическую задачу, реализуя тем самым принцип учёта индивидуально-психологических особенностей обучаемых.

В играх с предметами и игрушками используются реальные предметы и игрушки. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: сначала дети определяют предмет по какому-либо признаку, качеству; затем дети объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, величине, назначению, качеству и т.д.). Это способствует развитию логического мышления.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнёру по игре - кукле, которое переносится затем на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю совершенствовать знания детей о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которые отражают дети в своих играх. Воспитатель развивает у детей интерес к самостоятельной игре, навыки создания замысла игры с помощью отобранных игрушек[19].

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) могут быть организованы во время прогулки. В этих играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. Пример таких игр: "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Кто скорее выложит узор из разных листочков?", "Кто скорее сделает узор из камушков?", "Собери букет из осенних листьев", "Разложи листья по убывающей величине".

Настольно-печатные игры – игры, в которые с большим удовольствием играют и дети и взрослые. Это могут быть не только промышленно изготовленные, которые можно купить в магазине (лото, разрезные картинки и т.п.), но и такие, которые можно подготовить в домашних условиях. Для их организации нужны картинки, вырезанные из различных журналов или кубики. Игровые действия в таких дидактических играх могут быть следующими:

Подбор картинок по парам. Самое простое задание - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется - нужно объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу (принадлежность к одному роду или виду).

Подбор картинок по общему признаку. Направлены на совершенствование операции классификация: от детей требуется установить связи между предметами, обобщить их. Например: "Что растёт в саду (лесу, огороде)?" - дети отбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания и объединяют картинки по этому признаку. Игра "А что было потом?" предполагает подбор детьми иллюстраций к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий [20].

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры проводятся также как и игры с предметами. Дидактические задачи, решаемые в этом виде игр, направлены на развитие памяти, закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку и т.д.), развитие умения рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Дидактическая задача этих игр - учить детей составлять из отдельных частей целый предмет. Они направлены на развитие логического мышления. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, также усложнение содержания, сюжета картинок. В младших группах картинки разрезаются на 2 - 4 части, а в средней и старшей группах целое делят на 8 - 10 частей [21]. Для младших детей используют картинки, на которых изображён один предмет, а для более старших детей - картинки, где изображены сюжеты знакомых детям сказок. Основное требование: предметы, изображённые на картинках должны быть знакомы детям. Наличие аналогичного образца помогает детям использовать приём соотнесения части с целым.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Дидактическая задача этого вида игр - развитие речи детей, воображения, творчества. Часто играющий, для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, голоса того человека или животного, который изображён на картинке. В младших группах дети изображают, как правило, одного животного. В старших группах дети изображают действие, изображённое на картинке. Эти игры способствуют развитию у ребёнка способности к перевоплощению, к творческому поиску в создании образа [22].

Словесные игры дидактические игры построены на использовании слов играющими в ходе выполнения действий. Дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. от детей требуется использовать приобретённые знания в новых обстоятельствах, в новых связях. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, определяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д. [23].

2.3. Практическое применение дидактических игр

В целях разработки и апробации методики применения дидактических игр способствующих активизации познавательных деятельности в процессе обучения учащихся младшего школьного возраста среди учеников 1-го класса В Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования № 36 г. Тулы" проведен эксперимент, преследовавший следующие основные задачи:

1. Провести диагностику развития познавательной активности учащихся 1-го класса «В»;

2. Разработать и апробировать методику применения дидактических игр в процессе обучения для активизации познавательных процессов у учащихся.

3. Провести сравнительный анализ полученных результатов.

На первом этапе экспериментального исследования учащимся было

предложено выполнить проверочную работу, с целью определения уровня познавательной активности школьников в 1 «А» классе. В эксперименте участвовали 24 ребенка.

Результаты уровня познавательной активности учащихся оценивался по критериям А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности, согласно критериям, изложенным в таблице 1

Таблица 1.

Уровни познавательной активности учащихся

Обработав данные, полученные при проведении проверочной работы в 1 классе «В» получили следующие результаты: из 24 учащихся: 6 имеют высокий уровень активности, 14 – средний, 4 – низкий.

По итогам анализа работы детей был проведен формирующий эксперимент, цель которого заключалась в создании условий для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Для достижения этой цели в 1 классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование большого количества дидактических игр наряду с групповыми формами работ на уроках; проведение нестандартных уроков; применение заданий нешаблонного характера; включение в уроки заданий с элементами игры.

Формирующий эксперимент продолжался три недели и показал, что с течением времени интерес школьников к учебному процессу стал возрастать .

Игровой метод обучения был использован на всех предметах, изучаемых в данном классе, но для сравнения результатов эксперимента, срезы знаний проводили по предмету математика.

На третьем этапе исследования был проведён второй констатирующий эксперимент, целью которого стало выявление уровня качества знаний, после эффективного использования в процессе обучения дидактических игр.

Эксперимент проводился по методикам, аналогичным первому констатирующему эксперименту, результаты оценивались по тем же критериям.

Задания для контрольного среза соответствовали тем умениям, которыми должны обладать учащиеся 1-го класса на данный период времени.

Обработав данные, полученные при проведении анкеты, наблюдения, проверочной работы, были получены следующие результаты: из 24 учащихся 10 имеют высокий уровень, 13 – средний, 1 – низкий.

Указанная динамика подтверждает необходимость использования дидактических игр на уроках для повышения качества знаний. Использование дидактических игр позволило сделать обучение детей интересным, увлекательным. На уроке наблюдается повышенное внимание учащихся, активизируются все виды памяти.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики обучения детей с задержкой психического развития.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты.

Анализ полученных результатов показал, что при использовании игрового метода обучения позволяет увеличить активность познавательной деятельности учащихся младших классов на уроке. Это подтверждает нашу гипотезу исследования.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Заключение

Под учебной деятельностью понимается, прежде всего, деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.

При этом игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, о дидактической игре [24].

Структура такой игры предполагает наличие дидактической цели, игрового правила и действия. Игры с правилами имеют учебную задачу, которую необходимо решить. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например: классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности во многом совпадают с компонентами дидактической игры с правилами.

Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий.

- Учебная задача должна совпадать с игровой.

- Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию.

- Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.

Иными словами, дидактическая игра становится методом обучения, обеспечивающим полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста и формирование у младшего школьника учебной деятельности.

Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе [25].

В результате проведенного анализа литературы можно выделить основные механизмы воздействия дейктических игр на процесс обучения, которые заключатся в стимулировании интереса обучающихся детей к излагаемому материалу, задействовании в целях обучения естественных, выработанных в процессе эволюции механизмов обучения и передачи опыта.

В результате выполнения работы выработки ряда рекомендаций по использованию дидактических игр в качестве инструмента обучения на примере учащихся 1 класса «В» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования № 36 г. Тулы".

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.

Список использованной литературы

1. Атаманчук Г.В. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Г.В. Атаманчук. - М.: «РАГС», 2017. - 172 с.

2. Афанасьев М.Н. Методика воспитания/ М.Н. Афанасьев. – М.: «МОНФ», 2016. – 117 с.

3. Щукина Г.И. Учебное пособие / Г.И. Щукина. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2014. – 86 с.

4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!/ Ш.А. Амонашвили; М.: «Русский язык», 2017. – 112 с.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Э. Берн С-Пб.: «Лениздат», 2016- 159 с.

5. Бую Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника /Т.А. Бую. - М.: Изд - во «РАГС», 2015. - 96 с

7. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?/Е.С. Гобова; - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2016. - 268 с

8. Буравлев Ю.М. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 24-29.

9. Васильева Е.И. Инноационные методы обучения в младшей школе // Научный вестник Уральской академии государственной службы. - 2017. - №2. – С. 78-90.

10. Аникеева Н.П., Воспитание игрой/Н.П. Аникеева. М., 2016.-150 с.

11. Бондаренко А.К., Дидактическая игра в детском саду/А.К. Бондаренко. М., 2015 - 205 с.

12. Жикалкина П.К., Игровые и занимательные задания по математике/П.К. Жилкина. М., 2018 – 115 с.

13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. / В.Г. Коваленко. М., 1990 - 98 с.

14. Вачугов Д.Д. Основы педагогики/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, А.И. Кислякова. М.: Высшая школа, 2015. – 376 с.

15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 / В.И.Даль. – М.: Русский язык, 2015. – С. 512.

16. Демин А.А. Методика воспитания/ А.А. Демин. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – С. 206-207.

17. Долгиев, М.М. Особенности педагогики младших классов: Автореферат дисс. канд. экон. наук / М.М. Долгиев. М.: РГБ, 2015. - 22 с.

18. Егоршин, А.П. Менеджмент в образовании/ А.П, Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2015. – 320 с.

19. Зайцев, Г.Г. Психология и педагогика: учебник / Г.Г. Зайцев. – СПб.: Изд-во «Северо-Запад», 2016. – 368 с.

20. Захаров, Н.И. Мотивационное управление в социально- экономических системах/ Н.И. Захаров. - М.: Изд-во РАГС, 2015. - 341 с.

21. Ладанов, В. Психология педагогики / В. Ладанов. – М.:УЦ «Перспектива», 2014. – 288 с.

22. Педагогическая практика: учебник. / Под общ. Ред. Г.В. Атаманчука. - Изд. 2-е., доп. и перераб. М.: Изд-во РАГС, 2015. - 488 с.

23. Сперанский, A.A. Методика вовлечения в педагогический процесс / A.A. Сперанский, Н.В. Драгунский. - М.: Изд-во «Альфа- Пресс», 2016.- 192 с.

24. Травин, В.В. методика дидактических игр/ В.В. Травин, В.А. Дегтярев. – 5-е изд., доп. – М.: Дело, 2015. – 336 с.

25. Травин, В.В Обучающие технологии при работе с детьми дошкольного возраста/ В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело ЛТД, 2015. – 176. с.

Приложение №1

Дидактическая игра.

«Правда или нет?».

Цель этой игры - сформировать у детей умение воспринимать предложения как единицу синтаксиса.

Для этой игры вам понадобятся карточки зеленого и красного цветов и картинка с известным «Незнайкой». Количество карточек каждого цвета должно совпадать с количеством игроков.

Сюжет игры следующий: для детей Незнайка написал несколько предложений. Шутка это или правда, ведущий определить не может и ему нужно помочь.

Правила игры следующие - предложения зачитывает учитель. Ели предложение правдиво, то ученики поднимают зеленую карточку. Если предложение шуточное - то красную. После этого, один из ребят объясняет Незнайке, что ошибочного в предложении.

Например, могут быть такие предложения:

Днем сова спит, а ночью разыскивает добычу.

Куры улетают зимой на юг.

Мы собирали морковь в сосновом бору.

Много вкусных шишек выросло на нашей яблоне.

Подорожник относится к очень полезным лекарственным растениям.

Подобные дидактические игры замечательно помогают развитию детей, обучающих воспринимать мир.

Приложение 2.

Пример сценария урока на основе методики дидактических игр

Тема: согласные глухие звуки [х], [х,], отличающиеся по признаку мягкости- твёрдости.

Буквы Х, х

Цели урока:

познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков [х], [х,] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках; учить акцентрированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память и культуру звукопроизношения;

обобщать словарный запас учащихся;

воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: фишки-звуки; карточки с буквами; конверты со словами

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я уверена, в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас красивых грамотных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы с трудностями справимся.

II. Повторение изученного.

Игра "Словесный аукцион" (парная работа).

Играть вы будете в парах. Для каждой пары я приготовила конверт. Откройте свои конверты, там вы найдёте слова, написанные на голубом и розовом фоне. Прочитайте их. Ваша задача - к каждому слову, которое написано на голубом фоне добавить одну букву, так чтобы получилось новое слово; а в словах на розовом фоне поменять одну букву, так чтобы получилось новое слово. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком" (Дети работают)

Прочитайте, какие слова у вас получились.

НАС, СЕСТЬ, МИСКА, КРЫСА (нас - наш, сесть - шесть, миска - мишка, крыса - крыша)

МЕЛЬ, МУКА, УТКА, ЛАПА, ШЁЛК, УМНЫЙ (мель - шмель, мука - мушка, утка - шутка, лапа - лапка, шёл - шёлк, умный - шумный)

III. Сообщение темы урока.

- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении?

Хмурый-хмурый хнычет Хорь -

На хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении? (звук [х])

- Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой "Х"

Фонетическая зарядка

- Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха)

- Что можно сказать о звуке [х]? (согласный, глухой, твёрдый)

- Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи)

-Что можно сказать о звуке [х,]? (согласный, глухой, мягкий)

IV. "Чтение" одноуровневых моделей слов.

- Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике (с.92)

- Кто нарисован на первой и второй картинках? (учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: муха и мухи)

- Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог "ха", "хи")

- Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки.

- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твёрдый согласный звук?

- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой мягкий согласный звук?

V. Конструирование большой и малой букв Х, х.

- Рассмотрите образцы печатных букв "Х" и "х".

На что похожа буква "Х"?

"Х" - забавная игрушка,

Деревянная вертушка -

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

- Из каких элементов-шаблонов они состоят? (один ребёнок выполняет задание на доске, остальные конструируют самостоятельно)

(Физминутка)

(у детей на столах квадратный лист)

Загадаю вам загадку.

Становитесь на зарядку.

Раз - листочек поднимаем,

Два - листочек загибаем,

Три - ещё разок свернули.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив?

Назови::..

(изобразите букву, танец буквы "ха")

VI. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы "ха" и двух звуков [х], [х,].

Буква "Х" обозначает два звука - глухой твёрдый звук [х] и глухой мягкий звук [х,].

VII. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с.92)

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображён?

- Прочитайте слово "химик" по слогам и орфоэпически.

- Сколько с этом слове слогов?

- Какой ударный?

- Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х,]

- Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

- Сколько слогов в слове "хорь"?

- Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.

- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква "о" в слове "хорь" указывает, что предшествующая буква "х" обозначает твёрдый звук [х], а в слове "химия" буква "и" - мягкий звук [х,].)

VIII. Чтение слогов по заданным схемам (с.92)

- Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены "кружком"? (гласные)

- Что объединяет все слоги? (в данных слогах есть звуки[х], [х,])

- На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, начинающиеся с согласного звука)

Игра "Кто больше запомнит слов со звуками [х], [х,]"

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

- Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - я однажды прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?" А он "хрю-хрю" да "хрю-хрю"! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

- Ух ты, - восхитились хомяки.

- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и свзал их хвосты узлом! А потом:.я:.

- Что, потом?! - хором спросили хомяки.

- Я:.потом:.

- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.

- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего ни когда не видел?!

(в произвольном порядке дети передают волшебную палочку Феи и называют слова в которых есть звук [х ]или [х,]" )

IX. Упражнение в чтении слов

(После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам, указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы)

- Составьте предложения с этими словами и составьте схему к одному из них (по желанию)

X. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

- Волшебница приготовила для вас очередное задание.

(У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах. У слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары)

- Объясните значения слов.

Хилый - больной.

Хворь - болезнь.

Хлев - помещение для скота.

XI. Чтение загадок.

- Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?

- К какой группе слов относятся слова "маленький", "кругленький", "алый", "сахарный", "зелёный", "бархатный"? (это слова-признаки)

- отгадайте ещё одну загадку:

Вот он -

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол -

Он пожаловал - пришёл. В нем -

Здоровье, наша сила,

В нем -

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)

- Расскажите о том, как к нам на стол хлеб пришёл? Кто забыл, можно посмотреть на с.7 в "Азбуке".

XII. Итог урока.