Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Понятие и юридическая природа авторского договора)

Содержание:

Введение

Значительная группа гражданских правоотношений зарождается из-за с творением и применением результатов творческой работы (произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов). Перечисленные продукты творческой работы считаются объектами интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность - относительное собирательное понятие, применяемое в ряде интернациональных конвенций и в законодательстве основной массы государств, включая и Российскую Федерацию, для обозначения совокупности исключительных прав на последствия интеллектуальной и, основным образом, творческой работы. Кроме того, приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное название, товарный символ, символ обслуживания). В условиях становления в нашей стране цивилизованных рыночных взаимоотношений ВУЗ авторского права играет вескую роль, как поступает тему этой курсовой работы своевременной.

Задача работы: раскрытие места авторского договора в системе защиты пользователя с позиции правовых взаимоотношений.

В процессе получения указанной цели в работе находят решение задачи, такие как:

- охарактеризовать место авторского договора в системе гражданских правоотношений;

- подвергнуть обсуждению классификацию авторских договоров;

- охарактеризовать содержание авторского договора, порядок его решения, перемены и прекращения;

- охарактеризовать необыкновенности договоров о передаче исключительных и неисключительных прав;

- уяснить понятие о ответственности по авторскому договору.

Надлежит отметить, что законодательство о обороне интеллектуальной принадлежности появилось в Рф только в последние годы. Раньше существовавший режим защиты аналогичных объектов (произведения литературы, научные труды и изобретения) исходили из приоритета прав страны. Творимая свежая правовая система и интеграция Рф в крупное финансовое пространство вынудило направить свой взгляд на весь комплекс заморочек, что имеют отношение к охране интеллектуальной принадлежности. Так, роль Рф в интернациональных актах, определяющих обещания государств соучастников в сфере охраны интеллектуальной принадлежности, обязует привести национальное законодательство в соотношение с функционирующими интернациональными соглашениями.

Предметом исследования в этой работе выступает защита прав автора при помощи авторского договора.

Объектом исследования считается авторский договор, как составляющая системы защиты авторских прав.

В процессе написания этой работы использованы законодательные акты Российской Федерации, учебная и Специализированная литература по гражданскому праву, и еще материалы периодической печати по изучаемой теме.[1]

1 Общая характеристика авторского договора

1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора

Договоры, что соединены с творением и внедрением произведений интеллектуального творчества, считаются самостоятельной группой гражданско-правовых договоров. Надлежит отметить, что одни из них содержатся организациями и авторами насчет существа и применения произведений творчества, а остальные появляются из-за с работой культурных учреждений, что раздают и применяют произведения творцов.

Помимо прочего, вероятны договоры меж авторами на существо и внедрение произведения для ублажения личностных необходимостей. В нынешнее время в том числе и не очень нужно выходить напрямую на носителя авторских прав. На крупном креативном рынке наличествует масса арбитров. У нас они также начинают появляться.

В собственный черед понятие авторского договора вырабатывалось со временем, т.к. издательский договор был самым популярным авторским договором.

Так в юридической литературе 30-40-х годов издательский договор считался одним из методов отчуждения, «переуступки» творцом принадлежащего ему исключительного права на газета и распространение собственного произведения. Это объяснение базировалось на законе, по следующим причинам «Основы авторского права» 1928 года осматривали издательский договор как соглашение «Об уступке авторского права».

В 50-е годы появилась так именуемая доктрина «разрешения». Аркадий Иосифович Ваксберг думал, что по договору автор дает возможность опубликование собственного произведения. Ориентировочно в то же время обнаружилась идею о том, что при передаче собственного произведения организации автор исключительно воплотит в жизнь принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет. А значит, планируется иная тенденция в объяснении издательского договора, т.е. как соглашения о применении произведения. [2]

В свою же очередь после кодификации гражданского законодательства в 1964 году и подключения в него раздела «Авторское право» утвердилось единое понятие авторского договора. Так в ст. 503 ГК РСФСР наличествовало последующее определение авторского договора: «по авторскому договору автор передает или же обязуется сделать и в установленный договором срок передать свое произведение организации для применения обусловленным по договору приемом, а организация обязуется выполнить либо начать это внедрение в установленный договором срок, и еще уплатить творцу вознаграждение, помимо случаев отмеченных в законе».

Кроме того, с принятием 7 июля 1993 года ВС РФ закона «Об авторском праве и соседних правах» возобновлена система о уступке, передаче прав по авторскому договору. Таковым образом, предоставление имущественных прав может реализовываться на базе авторского договора о передаче исключительных прав или же на базе авторского договора о передаче неисключительных прав. [3]

Надлежит отметить, что с системой о уступке прав соседствует и разрешительная система (автор выдает свое единодушие на конкретные воздействия по применению его произведения). Подобная непоследовательность отражается на нормах закона, что созданы для регулировки договорных взаимоотношений творца и юзера. В том случае, ежели автор разрешает обусловленные деяния в отношении собственного произведения, т.е. воспроизводить, раздавать, прилюдно соблюдать, тогда ему абсолютно не стоит передавать права. Иными словами, автор сообща с организацией характеризует метод потребления произведения.

Так авторский договор выступает главнейшей правовой формой, в масштабах которой автор обладает вероятностью работать над творением произведений. В одном ряду с данным, автор вправе творить произведение в масштабах трудовых взаимоотношений с организацией, нуждающейся в применении его произведений. В этих случаях правовой формой, которая опосредствуют применение произведений творца, выступает трудовой договор. Потому полностью закономерно возникает вопрос о разграничении этих договоров. В том числе и в случае если и по трудовому и по авторскому договору вполне возможно газета 1-го и этого же произведения, но содержание этих договоров разно. Так в некоем случае дела регулируются нормами трудового права, ну а в ином - гражданского. Потому автор сам избирает форму отношений с организацией.

Тем не менее, в ст. 2 ЗоАП сказано, что законодательство РФ о авторском праве и соседних правах считается долею гражданского законодательства. Таким образом, к авторским отношениям употребляются главнейшие начала, на которых базируется гражданское законодательство (неприкосновенность принадлежности, равенство соучастников регулируемых взаимоотношений, свобода договора, надобность беспрепятственного претворения в жизнь гражданских прав, недопустимость свободного вмешательства кого-то в приватные дела, обеспечивания восстановления нарушенных прав, их судебная защита). [4]

Наконец, вполне возможно сделать заключение, что авторский договор считается гражданско-правовым и к нему используются нормы единой части обязательственного права. Несоблюдение же гранями договорных прямых обязанностей влечет обязанность по ст. 34 ЗоАП.

Наконец, авторский договор – это соглашение, по коему 1 сторона (автор) передает либо обязуется передать в дальнейшем имущественные права на произведение, а 2-ая сторона (правообладатель) обязуется выплатить установленное гранями вознаграждение, обеспечив при применении отмеченных прав собственные неимущественные права автора.

Кроме того, авторский договор — соглашение 2-ух либо более лиц, которое направлено на установление, изменение и остановка обоюдных прав и повинностей.

Обоюдные права и обязанности сторон относятся к имущественным и связанным с ними индивидуальным неимущественным правам.

1.2. Характеристика авторского договора

Надлежит отметить, что авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. Непосредственно в следствии этого к нему применимы правила о двусторонних и многосторонних сделках, о формах и условиях реальности сделок, свободе договоров, нормах обязательственного права, что относятся к решению и выполнению договоров, ответственности сторон.

Отталкиваясь от общепризнанной классификации договоров в гражданском праве, авторский договор (по количеству сторон) считается двусторонним. В этом случае обещания творца либо иного носителя авторского права, с одной стороны, и юзера - с другой, взаимны.

В свой черед авторские договоры бывают многосторонними, в том случае, ежели в правоотношении участвуют несколько творцов или же несколько юзеров, любой из которых располагает обусловленными правами и повинностями. Так многосторонним договором считается авторский договор, в каком любой из соавторов выступает как сторона.

Помимо прочего, авторский договор считается консенсуальным, потому что для его решения и предисловия в действие достаточно только согласия автора.

Авторский договор носит возмездный характер, проявляющийся или в получении сторонами гонорары, или иного встречного удовлетворения за выполнение обязанностей по договору согласно положению ст. 423 ГК РФ.

На практике же встречное удовлетворение может выражаться в передаче издательством творцу экземпляров готового произведения. Впрочем, похожая предоставление в судебном порядке будет расценена как предоставление «авторских экземпляров».

В свою очередь авторский заработок, вознаграждение, которое получает автор от реализации собственных произведений, считаются незаменимым условием договорных взаимоотношений и материальным катализатором для последующей творческой работы в целях становления культуры, образования в сообществе. Значит, меж творцом и сообществом возникают духовно-нравственные дела, а авторско-правовые нормы только лишь усиливают их.

1.3. Виды авторского договора

Договоры имеют все шансы быть классифицированы по многообразным причинам, в частности, прием применения произведения (издание - издательский договор, постановка - постановочный договор).

Нередко размножение и распространение научных, литературных, музыкальных произведений совершается на базе издательских договоров, что содержатся меж творцом и издательством.

Тем не менее, издательские договоры по собственной специфике различаются от договоров по передаче авторских прав. Целью издательского договора, сообразно Г.Ф. Шершеневичу, считается размножение и распространение произведения, совершающегося с помощью издателя, который берет на себя на себя риск издания. В силу этого договора издатель получает право распространения лишь на время, которое устанавливается явным сроком или распродажей 1-го либо нескольких изданий. Этим временным нравом издательский договор отличается от передачи по договору авторского права.[5]

Издательский договор в Рф подчас оформляют с именем «Авторский договор», сущность которого содержится в обеспечивании издания правами и прямыми обязанностями сторон.

В соответствии со ст. 1287 ГК РФ «о предоставлении права применения произведения по договору, который заключен автором или же иным правообладателем с издателем», надо применять произведение не позже установленного срока, прописанного в договоре. В тех случаях, когда отсутствует точный срок, применение произведения должно быть начато в срок, обыденный для этого вида произведений и метода их применения. Похожий договор, сообразно ч. 4 ГК РФ, величается издательским лицензионным договором.

Постановочный договор - вид авторского договора о передаче неопубликованного произведения, чтоб исполнить его публично.

Предметом этого договора считаются музыкальные, драматические произведения, применяемые зрелищными организациями.

Сценарные договоры – это вид авторского договора о передаче неопубликованного произведения для использования в кино- либо телевизионном фильме.

Хоть какой сценарный договор имеет собственную специфику. Все находится в зависимости или от сценария той либо другой передачи на TV, или от формы фильмы (художественной либо документальной).

Помимо прочего специфичен по собственному значению договор на существо рекламы. Предметом похожего договора считается реклама, учитывающая требования, что предъявляются к ней Федеральным законом «О рекламе». Реклама как произведение либо часть произведения (включая его название) должна владеть показателями объекта авторского права, иными словами, быть эффектом творческой работы независимо от назначения и плюсы произведения.[6]

Надлежит отметить, что прогрессивная жизнь плотно связана с этими объектами авторского права, без которых не довольствуются на нынешний день редакции печатные изданий и журналов, издательства и сами творцы, — это программы для ЭВМ.

Так каждый владелец компьютера заключает особенный вид договора о передаче авторских прав на программку для ЭВМ. Эти договоры именуют «оберточными» лицензиями, так как содержатся они методом конклюдентных поступков (сторона, которая изъявила стремление участвовать в сделке, выражает единство не письменно и вовсе не устно, а собственным поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ).

Лицензия на программку для ЭВМ находится на запечатанной прозрачной упаковке. Этим образом, решение лицензионных договоров о предоставлении права внедрения программы для ЭВМ или же информационной базы допускается методом решения любым юзером с подходящим правообладателем договора присоединения, условия которого напечатаны на приобретаемом экземпляре или на упаковке этого экземпляра (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).

В свою очередь причиной систематизации авторских договоров считается предоставление авторских прав: исключительных и неисключительных.

Так по авторскому договору о передаче исключительных прав потребитель становится фактическим обладателем произведения (ст. 1285 ГК РФ). Автор или другой правообладатель по договору о отчуждении исключительного права на произведение должен передать принадлежащее ему необыкновенное право на произведение. Тем не менее, автор или другой правообладатель вправе бросить часть данных прав за собой, разделить их поровну с клиентом. Но всегда за творцом сберегаются индивидуальные неимущественные права, принадлежащие лишь творцу произведения.

В то же время договор о передаче неисключительных прав разрешает клиенту применять произведение одинаково с лицом, которое обладает исключительными правами. Надлежит отметить, что авторский договор о передаче неисключительных прав практически постоянно выгоден для автора.[7]

Иным причиной для классификации договоров считается разрешение применять произведение. Так лицензионные договоры о предоставлении права применения произведения имеют все шансы делиться на: обычную, неисключительную и исключительную лицензию.

Так при несложный, неисключительной лицензии за лицензиаром сберегается право выдачи лицензий другим личикам, а при исключительной это право не сберегается (ст. 1236, 1286 ГК РФ).

Нередко авторский договор содержится на уже существующее произведение, но нередко содержатся договоры на произведения, что не имеют установленной формы.

В свой черед гражданский кодекс предвидит такой вид договора, как договор заказа (ст. 1288). Согласно договору авторского заказа автор обязуется сделать произведение науки, литературы либо искусства на материальном носителе или в другой форме согласно с условиями договора по заказу 2 стороны (заказчика). Материальный же носитель произведения передается клиенту в собственность в том случае, в случае если соглашением сторон не учтена его предоставление клиенту во временное пользование.

Ежели же по авторскому договору заказа учтено отчуждение клиенту исключительного права на произведение, тогда к нему используются нормы ст. 1285 ГК РФ «об отчуждении исключительного права».

Кроме того, существенным условием договора авторского заказа считается срок выполнения, а раз срок его выполнения не учтен, договор не считается заключенным (п. 1 ст. 1289 ГК РФ).

Часто в авторском праве сравниваются договор с творцом на существо произведения и договор подряда. Для того, чтоб раскрыть отличительные черты авторского договора заказа, сравним его с договором подряда.

Так по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) обусловленную работу и сдать ее итог клиенту, а клиент, в собственную очередь, обязуется принять итог и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

Помимо прочего по договору подряда должник должен выполнить установленную работу, достичь конкретного итога. К примеру, сделать некоторую вещь, сделать ремонт. Стоимость по договору подряда обхватывает потери подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.[8]

Автор по договору заказа должен сделать произведение, передать его клиенту, который обязан выплатить творцу аванс в счет установленного гонорары. В случае творческой неудачи вследствие работы, аванс остается у автора.

По сопоставлению с договором подряда, в каком подрядчик вправе привлекать к выполнению других лиц, в случае если он не взял на себя обязательства по договору непосредственно исполнить обещание, авторский договор заказа обязан быть выполнен конкретно автором. Автор же может привлечь к выполнению договора иных лиц только если соблюдать условие письменного согласия со стороны клиента. В противном же случае клиент по договору заказа может отказать в выплате гонорары соавторам, помимо этого он вправе настоятельно попросить возврата аванса и категорически отказаться от принятия разработанного произведения.

Помимо прочего в отличие от подряда в авторском договоре заказа персона творца, креативным трудом которого будет создано произведение, имеет главнейшее значение.

В собственную очередь предметом договора подряда считается итог работы, который не обладает креативным нравом, в частности, пошив платьица по наброскам клиента. Кроме того, работа по подряду может носить интеллектуальный характер: перевод, постановка театральной пьесы или же кинофильма и др.

Вследствие этого на практике зачастую путают договор авторского заказа и договор подряда. Надлежит отметить, что нормы, что регулируют подряд, не применимы к авторскому договору заказа.

По авторскому договору заказа предмет договора - итог интеллектуального, креативного труда, удовлетворяющий заказчика.[9]

Совместно с авторскими договорами заказа, связанными с дальнейшим изданием рукописи, на практике наличествуют договоры, по которым произведение употребляется 1 раз, к примеру, производство монумента, написание сценария для передачи, наброски декораций для театра, произведенные внештатными художниками. Сходственные договоры с авторами имеют все шансы заключаться на основании публичного конкурса. При этом преимущественное право на решение договора с автором приобретает лицо, которое заявило этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).

Ранее после выплаты гонорары победителю организатор конкурса имел возможность свободно применять произведение без следующих выплат. Договор с автором заключался лишь при закрытом конкурсе.

Конкурсные произведения, что владеют креативным характером, считаются объектами авторского права. Потому отношения меж автором и организатором считаются авторско-правовыми, но не служебными. Автор будет иметь в распоряжении все права по отношению к разработанному произведению.

А значит, в случае если статуя, картина и другие произведения применяются далее лицом, организовавшим конкурс, тогда последний, получая за применение данных работ вознаграждение, должен установленную долю отчислять творцу. Тем не меньше, данные правила не действуют.

Чтоб защитить автора, приличествовало бы внести в закон перемены относительно следующего коммерческого или же некоммерческого применения конкурсного произведения.

2 . Содержание авторского договора

2.1. Понятие содержания и предмет авторского договора

Содержание авторского договора оформляют условия, определяющиеся соглашением сторон. Так содержанием обязательственного правоотношения, которое сотворено на авторском договоре, считаются права и повинности сторон. Совокупность условий обусловливает состав подлежащих совершению сторонами действий.

Для любого договора наиглавнейшим условием считается условие о предмете, обхватывающий все тогда, насчет чего же заключается договор. Кроме того, содержание предмета находится в зависимости от вида договора.

Надлежит отметить, что вопрос о предмете авторского договора разносторонне решается в научной литературе.[10]

Предметом авторского договора выступают произведения науки, литературы и искусства, насчет которых стороны заключили вывод или соглашение, или имущественные права, что автор или же другой правообладатель уступает юзеру. В первом случае говорится о предмете авторского договора, а во 2-м предметом авторского договора считается не само произведение, а права, передающиеся по нему, иными словами, авторские работают в отношении конкретного произведения.

В свою очередь предмет авторского договора определен в ст. 1285 ГК РФ как «конкретные права» (исключительное право на произведение), что должны передаваться по договору. А значит, в случае если стороны в авторском договоре не укажут размер передаваемых прав, тогда договор быть может признан не состоявшимся.

Кроме того, предметом договора, сообразно С. А. Чернышевой, стали конкретные права, что передает автор. Произведение же, как предмет договора автора и издателя, уже отошло на 2-ой план.

2.2. Содержание и существенные условия авторского договора

Наконец, в авторском договоре обязаны быть предусмотрены:

- способы применения произведения (конкретные права, что передаются по этому договору);

- место, на которой может реализовываться использование;

- срок, на который передается право;

- объем гонорары и порядок определения объема гонорары за любой способ применения произведения, порядок и сроки его выплаты;

- остальные условия, что стороны посчитают значительными для этого договора.

Существенными условиями договора считаются условия о объеме передаваемых прав по авторскому договору и объем вознаграждения.

К иным ценным условиям авторского договора вполне возможно отнести условия о сроке и месте, на что передается право. Но данные условия не считаются неотъемлемыми, поскольку их неимение не влечет недействительности авторского договора.

Ежели, к примеру, в лицензионном договоре не указана территория воздействия авторских прав, тогда передаваемое право ограничивается землей РФ.

Большое значение имеет соглашение о объеме гонорары. Нынче действующий закон не запрещает уступку автором имущественных прав безвозмездно.

Впрочем, не каждый автор, заключив договор с издателем, может установить в жесткой сумме вознаграждение либо расценить успех собственного произведения. В договоре непременно обязана быть создана «оговорка о успехе».

Помимо прочего в авторский договор при участии заграничных лиц должна быть интегрирована валютная оговорка.

Валютная оговорка (денежная ремарка) - условие договора, указывающее на тогда, СКВ, какой страны выступает в роли СКВ долга, в которой валюте обязан быть осуществлен платеж и каким обязано быть курсовое соответствие меж отмеченными валютами на день платежа.[11]

Валюта долга - денежные единицы, в каких замечена финансовая ценность.

Валюта платежа - денежные единицы, платежом которых денежное обещание погашается.

В том случае, в случае если обещания по авторскому договору исполняются на территории иных стран, тогда стороны держатся валюты той державы, где совершается платеж.

В частности, существенными составляющими в договоре заказа при участии зарубежных лиц, будут условия, что обусловливают:

- аванс (размер ориентируется соглашением);

- язык, на котором будет прописано произведение;

- порядок представления рукописи (полностью или же частями);

- примерный размер произведения;

- жанр;

- композиция;

- название.

В свою очередь немаловажное значение имеет срок творения и представления произведения автором по договору заказа. Согласно ч. 2 п. I ст. 1289 ГК РФ договор, не предусматривающий и вовсе не позволяющий установить срок его выполнения, не считается заключенным. Помимо прочего стороны предугадывают сроки для устранения замечаний и сроки рассмотрения представленного произведения. Еще авторским договором заказа обязано быть определено соглашение о творческой неудаче.

Вывод: существенным условием авторского договора по превосходству считается предмет договора. В отличие от аналогичных условий, как срок и земля передачи авторского права, стоимость ориентируется соглашением сторон. Несогласование этого условия приведет к признанию договора незаключенным.

3 . Реализация авторского договора

3.1. Исполнение авторского договора

Наконец, реализация условий авторского договора связана с его исполнением. Между мер в авторско-договорных отношениях, что созданы для обеспечивания настоящего выполнения, согласно ст. 310 ГК РФ учтены следующие меры: недопустимость одностороннего отказа от выполнения обязательства и одностороннего изменения его условий. Таковым образом, правообладатель и пользователь по авторскому договору не имеют возможности в одностороннем порядке скорректировать условия договора без обоюдного согласования.

Специальное значение в авторском договоре имеет выполнение обязательств соответствующему лицу. Таковым образом, соответствующим лицом при выполнении авторского договора заказа быть может не сам издатель, а литературный агент, который предполагает интересы издательства. Или же, против, интересы автора может представлять литературный агент, выступающий в правоотношениях меж автором и издательством связывающим звеном. [12]

Автор в похожих договорных отношениях будет должником, а издательство - кредитором. Кредитор может востребовать от должника исполнить обещание третьему лицу - литературному агенту. Привлечение к реализации договора 3 лиц быть может комфортно для самого автора и для издательства.

От издательства в роли уполномоченного лица договор вправе заключать главный редактор, директор или же многие другие должностные лица. В учредительных документах всякой организации указывается тот, кто имеет право подписывать договор и кому это поручается по доверенности либо внутренним приказом организации. В следствии этого автор при выполнении договора должен передать рукопись для ее принятия должностному личику, наделенному таковыми возможностями собственной организации.

Помимо прочего важно при авторско-договорных правоотношениях выполнение обязательств соответствующим лицом. Недопустимость возложения выполнения обещания на другое лицо может вытекать из условий авторского договора заказа.

В свою очередь, предоставление автором выполнения обещания третьему лицу может тронуть интересы издательства-заказчика. В следствии этого ст. 313 ГК РФ потребует, чтоб должник (автор) исполнил похожее обязательство непременно сам.

Персона автора в авторских договорах заказа играет важную роль. Автор не имеет возможности без согласия клиента передать обязанность сделать произведение иному лицу или же пригласить соавтора, ибо практически в этом случае меняется иная сторона договора. При данном клиент вправе категорически отказаться от принятия произведения в следствии того, что оно выполнено не собственно автором, у клиента не встает обязанности выплаты гонорары за сделанное произведение перед соавтором. В случае если же соавтор при жизни не успел завершить произведение, тогда эта повинность не переходит к наследникам автора.

Соавторы, совместным трудом которых создается произведение, которое образует одно неразрывное целое, должны толково и каждый отдельно заключать соглашение с заказчиком, установив долю участия каждого автора в отдельности. В частности, в случае гибели кого-то из соавторов бремя реализации договора может вполне лечь на плечи пережившего автора, что будет для него совершенно не удобно.[13]

Выполнение соответствующим предметом значит тогда, что предмет выполнения авторского договора обязан отвечать требованиям закона и заключенного договора. Предметом выполнения по авторскому договору о использовании произведения будет произведение, которое обязано быть подходящим для внедрения в тех целях, для которых оно предопределено.

Порядок совершения должником поступков по реализации договора называется способом его исполнения.

По авторскому договору заказа автор и клиент вправе выбрать способ выполнения обещания. К примеру, автор выдает произведение по долям для его согласия заказчиком.

Для автора, который действует на заказ, главную роль играет место выполнения. В частности, художника величайшее воодушевление будет навещать на лоне природы. В следствии этого место выполнения быть может прописано в договоре меж контрагентами. Согласно издательскому договору место выполнения договора и место подсудности сторон устанавливается местом нахождения издательства.

По авторскому договору стороны имеют все шансы предвидеть выполнение обязательств в соответствующий срок. Нередко право гонорары исполняется не в один срок, ну а в несколько. Это связано с реализацией произведений на рынке. При неимении указания на срок в договоре или же законе обещание должно исполняться в «разумный срок».

Кроме того, стороны имеют все шансы предугадать возможности преждевременного выполнения договора. Все будет находиться в зависимости от усмотрения сторон.

3.2. Изменение условий и прекращение авторского договора

Возможность вносить изменения в условия договора считается существенным правомочием, которое принадлежит сторонам. Это правомочие определено правом лиц, что примут участие в договоре, на свободу договора (ст. 1; 421 ГК РФ). В собственный черед стороны вправе как заключать договоры, так и изменить их.

Тем не менее, для обеспечивания стабильности гражданского оборота важно уберечь любую из сторон, от случайного перемены, договора другой стороной. Потому совместные условия и порядок перемены договора регламентируется законом, оставляя согласно с совокупным принципом прав человека о диспозитивности правового регулировки гражданского оборота решение каких-либо вопросов на усмотрение сторон.

Регулировке этого вопроса посвящена к гл. 29 ГК РФ.

Ещё ГК РСФСР причинами для изменения условий договора находил: основания, что предусмотрено законом, соглашением сторон или же решением суда (ст. 233).

А в ст. 450 ГК РФ прописано: «изменение … договора вполне возможно по соглашению сторон, ежели другое не предвидено реальным Кодексом, иными законами или же договором». Так в базе видоизменения договора по соглашению сторон пребывает совместное волеизъявление его соучастников, которое отвечает воле каждого из них и ориентировано на изменение договора на слаженных меж ними условиях.

Следует отметить, что поменять договор, ежели соглашение про это не достигнуто, вполне возможно по просьбе заинтересованной стороны, исключительно в судебном порядке и только при наличии обусловленных причин. Таковым образом, согласно с п. 2 ст. 450 ГК РФ, суд вправе принять аналогичное решение о изменении условий договора только:

1) при существенном несоблюдении договора второй стороной (существенное несоблюдение договора одной из сторон – несоблюдение, которое влечет для второй стороны такой вред, что она в большей степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при решении договора);

2) в других случаях, что предусмотрены Кодексом, иными законами или же договором.

Помимо вышеизложенного, в роли основания изменения договора ст. 451 ГК РФ именует значительное изменение обстоятельств. Эта статья регулирует дела сторон договора лишь в тех случаях, когда значительное изменение обстоятельств приводит к большей обременительности выполнения, впрочем, не вызывает полную или же выборочную невозможность выполнения договорных обязательств.

Само по себе значительное изменение событий не классифицируется причиной для перемены договора, ежели им предусмотрено либо из него вытекает другое.

В свою очередь изменение условий не прекращает договора, а только вносит в его содержание новые составляющие. Изменение условий закрепляется в доп соглашении, изменяющем отдельные условия раньше заключенного договора. Согласно ст. 452 ГК РФ процедура дизайна доп соглашения таковая же, как и при решении договора. Лишь только в случае соответствующего оформления, дополнительное соглашение становится неотделимой деталью договора. Оно может иметь отношение к продлению срока представления произведения организации, уточнения размера произведения, перемены его жанра.

В качестве последствий изменения договора ст. 453 ГК РФ устанавливает следующее:

1) обещания сторон сохраняются в модифицированном виде;

2) обещания считаются модифицированными с момента решения соглашения сторон о изменении договора, а при изменении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда.

Надлежит иметь в виду, что авторские договоры имеют все шансы прекращаться по различным причинам. Одни из них имеют все шансы наступать лично от воли сторон, иные, напротив, предполагают проявления воли сторон, неважно какая из которых использует предоставленным ей правом.

Помимо прочего более нередким причиной для прекращения действия авторских договоров считается истечение срока их деяния. Так как больше всего за этот период стороны исполняют собственные обязанности по договору, тогда это считается причиной для остановки договора. Тем не наименее, как нам сообщает А.П. Сергеев, «стороны собственным дополнительными соглашением имеют все шансы продлить срок действия договора, но в случае если автор против этого возражает, договор прекращается». [14]

В свой черед в роли основания прекращения договора может выступать невозможность его исполнения. А это допустимо по следующим причинам: погибель автора; сбережение Гос тайны, за несоблюдение которой согласно ст. 283 УК РФ «Разглашение Гос тайны», предусмотрена уголовная ответственность; ликвидация юридического лица.

Надлежит отметить, что гибель автора влечет за собой разнородные результаты. К примеру, договор художественного, литературного, сценарного заказа прекращается, потому что обещания сделать произведение позднее носят собственный характер и вовсе не имеют все шансы быть переданы другим лицам. Так, договор на готовое произведение вполне возможно аннулировать из-за со гибелью автора лишь при отсутствии наследников. В соответствии со ст. 29 ЗоАП при недоступности наследников автора защиту прав последнего реализовывает специально уполномоченный орган РФ.

Как уже было обозначено, авторский договор прерывает свое действие в случае ликвидации организации, в этом случае обоюдные претензии сторон принимаются в конкретные сроки.

Остановка авторского договора кроме того допустимо методом его расторжения по инициативе сторон. Тем не менее, и прежнее законодательство, и нынче действующее не включают указаний на данный счет, но вопрос о праве расторгнуть договор считается важным для сторон. «Свобода» договора, скорее всего, заявляет сама за себя, разрешая сторонам лично улаживать данный вопрос.

Существенное несоблюдение условий договора, которое связано с невыполнением либо ненадлежащим выполнением условий договора, считается причиной для его расторжения. В частности, отказ автора от доработки представленного произведения, отклонение произведения по непригодности, несоблюдение исполнения иных обещаний по договору помимо прочего приводят к его расторжению.

Сообразно ст. 31 ЗоАП: «при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор быть может расторгнут автором по прошествии 5 лет с даты его решения, в случае если пользователь будет письменно уведомлен про это за шесть месяцев до расторжения договора».

Устанавливая момент, с которого должно считать договор прекращенным, по совокупному правилу надлежит управляться нормами, закрепленными в ст. 453 ГК РФ. В соответствии с этой статьей: «обязательства считаются прекращенными с момента решения соглашения сторон о расторжении договора ..., а при расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора».

3.3. Ответственность по авторскому договору

Ответственность по авторскому праву – это мера имущественного действия на должника, нарушившего обещание, которая установлена законом либо договором. [15]

Гражданское право исходит из присутствия 3-х форм вины:

- умысел;

- неосторожность;

- грубая неосторожность.

Предумышленная вина автора либо пользователя - действие или бездействие с целью несоблюдения либо ненадлежащего выполнения обещания по договору, или существо невозможности его исполнения.

Вина должника в форме неосмотрительности выражается в том, что, к примеру, автор не оказывал ту степень заботливости, осмотрительности, какая требовалась от него. Ответственность по авторскому договору, как вид гражданско-правовой ответственности, характеризуется последующими чертами:

- считается имущественной (связана с возмещением убытков, взысканием причиненного убытка, уплатой неустойки - штрафа, пени);

- представляет из себя ответственность соучастников договора друг перед другом;

- объемом причиненного ущерба либо убытков и одинаковых по размеру мер, применяемых по отношению к сторонам авторского договора (независимо от того, кто участвует в договоре - юридическое или же физическое личико, иностранные авторы или же пользователи).

В собственную очередь обязанность по авторскому договору с множественностью лиц вполне возможно поделить на долевую и солидарную.

Так солидарная ответственность начинается в том случае, ежели она учтена законом или же договором. Ежели же в договоре не прописан размер выполненной работы любым автором, тогда соавторы понесут солидарную ответственность. Так как в сходственном договоре наличествует обещание с множественностью лиц, тогда несоблюдение обещания одним из соавторов может привести к расторжению договора.

В тех случаях, когда невозможно найти взнос каждого соавтора, особо, в случае если всякая строка произведения в буквальном смысле создается совместно, тогда авторы должны понести солидарную ответственность. Тут функционирует принцип «один за всех». Кредитор-заказчик может востребовать выполнения солидарной ответственности от всех соавторов в сочетании или же от каждого в отдельности, всецело или же в части долга.

В свой черед долевая ответственность сторон по авторскому договору быть может определена договором либо вытекать из существа самого авторского обещания. Должники-соавторы обязаны воплотить договорное обещание каждый в собственной доле.

Надлежит отметить, что обязанность пользователя регулируется не лишь лично авторским договором, но и совместными нормами гражданского законодательства. Юзер (заказчик) кроме того отвечает за невыплату или же задержку выплаты авторского гонорара, за причинение автору убытков, за несоблюдение целостности произведения, за несоблюдение срока распространения произведения, за неиспользование произведения в явный срок, за несоблюдение выпуска повторного издания, за невозвращение автору рукописи, когда юзер обязан это сделать.[16]

Кроме того, при решении договора стороны вправе предугадать меры ответственности заказчика-пользователя за отвечающее несоблюдение условий договора, право автора на одностороннее расторжение договора с выплатой гонорара за весь размер прописанного произведения. Впрочем автор, при решении авторского договора может дать согласие на следующую модификацию размера, наименования собственного произведения, а юзер при всем при этом не будет нести обязанность за несоблюдение условий договора.

За утерянную рукопись пользователь должен понести материальную обязанность. Издатель должен компенсировать автору все утраты, чтоб реконструировать работу. Особенный смысл имеет обязанность пользователя за утерю произведения изобразительного искусства. Пользователь обязан восполнить автору все причиненные убытки равные цены утерянной картины.

Надлежит иметь в виду, что при несоблюдении автором собственных повинностей по договору должна быть установлена его вина. Форма вины автора, ее степень на объем ответственности не оказывают влияние.

До этого всего, для творца обязанность начинается за непредставление рукописи в конкретный срок по авторскому договору заказа. Согласно п. 2 ст. 1290 ГК РФ автор в случае несоблюдения либо ненадлежащего выполнения договора должен вернуть клиенту аванс и уплатить неустойку, в случае если она прописана в договоре. Но автор не отвечает за происшествия, что он не имел возможности предвидеть, в частности, ежели автор живет в ином мегаполисе или же стране и вовсе не может вовремя подъехать в следствии задержки в дороге автотранспорта, или когда непредставление сочинения вызвано виною издательства.

Помимо прочего просрочкой представления произведения будет считаться его несвоевременная сдача после доработки. В случае если издатель-заказчик не получил произведение в установленные сроки не по вине автора, тогда он вправе расторгнуть договор согласно ст. 405 ГК РФ. В случае непредставления заказчиком автору архивного материала, который важен для работы, автор не понесет обязанность за причиненные убытки, по следующим причинам его вины в данном нет.

Автор по договору заказа может понести ответственность в том случае, ежели представленное произведение не будет одобрено заказчиком. Недоброкачественное или же неудачное произведение, которое сотворено автором, не работает причиной для пришествия ответственности автора. В таком случае речь может идти только о основании расторжения договора. Ежели же автор в собственной работе пил посторонние труды без ссылки на фамилии их авторов, тогда он ставит под удар собственный авторитет и репутацию издательства. В этом случае издатель вправе предъявить иск автору о возмещении нравственного ущерба и охране собственной репутации.

В свой черед в нашем авторском праве наличествует презумпция невиновности творца. Заказчик-пользователь может доказать виновность автора лишь методом приведения доказательств его неправомерных поступков. В противном случае будет считаться, что автора постигла «творческая неудача».[17]

Отказ автора от внесения поправок в произведение из-за с сформировавшейся обстановкой около договорных условий, предложенных заказчиком, будет выражаться как несоблюдение обещания со стороны автора. При отказе автора подвергать доработке произведение клиент может взыскать с автора убытки.[18]

Совокупной формой ответственности по авторскому договору считается компенсация убытков. Убытки клиента имеют все шансы включать все затраты, что соединены с подготовкой рукописи к изданию, распространению, утрату материалов, неполученную прибыль, которую клиент предполагал получить в случае реализации автором собственных обязанностей по договору. Пользователем должен доказать прецедент убытков, вызванных несоблюдением либо ненадлежащим исполнением творцом обязанностей, ведь и их объема. Несоблюдение авторского обещания влечет за собой помимо прочего и уплату неустойки, ежели она определена договором.

В согласовании с п. 1 ст. 1290 ГК РФ обязанность по договору о отчуждении исключительного права и по лицензионному договору ограничена суммой настоящего убытка, нанесенного 2-ой стороне, в случае если договором не учтен наименьший объем ответственности автора.

Заключение

Наконец, авторский договор являет из себя соглашение двух или же более лиц, которое ориентировано на установление, изменение и остановка обоюдных прав и повинностей. Обоюдные права и прямые обязанности сторон затрагивают имущественные и связанные с ними собственные неимущественные права.

Помимо прочего авторский договор – это реализация авторских правомочий, так как использование произведения творца другими лицами допускается лишь на основании договора с творцом или же его правопреемниками.

Отталкиваясь от норм, предусмотренных ст. 1287 и 1288 ГК РФ: «Авторский договор - это договор, по которому автор произведения литературы, науки и искусства или же его правопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю, имущественные права в установленных пределах, на срок, землю, слаженные сторонами, и за явное вознаграждение или безвозмездно».

Авторский договор причисляется к гражданско-правовым договорам. Потому к нему применимы правила о двухсторонних и многосторонних сделках, формах и условиях реальности сделок, свободе договоров, нормах обязательственного права, касающиеся решения и выполнения договоров, ответственности сторон.[19]

Исходя из общепризнанной систематизации договоров в гражданском праве, авторский договор быть может двусторонним (по количеству сторон), в таком случае обещания творца либо иного носителя авторского права, с одной стороны, и пользователя с другой, взаимны.

Авторские договоры имеют быть и многосторонними, ежели в правоотношении примут участие несколько авторов либо несколько пользователей, любой из которых обладает установленными правами и обязанностями. Многосторонний договор – это авторский договор, в каком любой из соавторов выступает как сторона.

Кроме того, авторский договор считается консенсуальным, так как для его решения и предисловия в действие достаточно согласия автора и пользователя.

Причина для классификации авторских договоров – это предоставление исключительных и неисключительных авторских прав.

Согласно авторскому договору о передаче исключительных прав клиент становится фактическим хозяином произведения (ст. 1285 ГК РФ). Автор или же другой правообладатель по договору о отчуждении исключительного права на произведение должен передать принадлежащее ему исключительного право на произведение. Но автор либо другой правообладатель может оставить часть этих прав за собой или же поделить их поровну с клиентом. Но за автором всегда сохраняются собственные неимущественные права, принадлежащие лишь автору произведения. Договор же о передаче неисключительных прав дает возможность клиенту применять произведение вровень с лицом, которое обладает исключительными правами. Надлежит отметить, что авторский договор о передаче неисключительных прав постоянно выгоден для автора.

От того, как грамотно и хорошо с правовой стороны зрения стороны авторского договора согласуются его условия, находится в зависимости последующая судьба их правовых взаимоотношений. Соответствующее согласование данных условий считается действующим средством обеспечивания авторских прав. Методом сходственного согласования стороны авторского договора владеют вероятностью перестраховаться от негативных результатов в будущем, следственно, обеспечить собственные права.

К средствам обеспечивания авторских прав кроме того вполне возможно отнести и это средство, как увеличение авторско-правовой культуры.

В собственную очередь служба охраны авторских прав в наше время приобретает все наибольшее значение. И авторский договор, фиксируя обоюдные права и прямые обязанности сторон, считается весомым средством защиты, как прав автора либо его правопреемника, так и прав пользователя.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993г.) /с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10. 02. 1996 №173, от 09.06.2001 № 679/

Гражданский кодекс Российской Федерации: кодекс от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 6 апреля 2011 г.) // СЗ РФ - 2001.

Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»: от 21.03.94 г. № 218// САПП, 1994

Андреев С.Е. Договор: заключение, изменение, расторжение. С.Е. Андреев/ - М., Проспект, 2007 - 376с.

Антимонов Б.С. Авторское право. -М., 1957, с. 59

Брагинский М.И. Гражданское право России. Курс лекций. Ч. 1. Под ред. Садикова О.Н. - М.: Юридическая литература, 1996, 303 с.

Гаврилов Э.П. Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах»/ Э.П. Гаврилов/ М., Спарк-Фонд. Правовая культура, 2006, - 224 с.

Гражданское право. Учебник. ч. III /Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., Проспект, 2008. - 784с.

Грудцына Л. Ю., Спектор А.А. Гражданское право России. Учебник для вузов. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008 - 560 с.

Гульбин Ю. Защита авторского права. Российская юстиция. 2007, № 5. с. 45

Ельникова Е.В. Право интеллектуальной собственности. Учебный курс (учебно-методический комплекс) - Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, - 2010г.

Интеллектуальная собственность: учебное пособие /под общей ред. Н.М. Коршунова/. - М.: Норма, 2008. - 400 с.

Мерзликина Р. А. Право интеллектуальной собственности. - М.: Финансы и статистика; Ставрополь: Сервисшкола, 2008. - 528 с.

Моргунова Е.А. Авторское право: Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008.- 239с.

Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994, с. 123

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник. -М.: ПБОЮЛ Гриженю Е.М., 2009. - 752 с.

Свечникова И.В. Авторское право: Учебное пособие.- М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2009.- 270с.

Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права: Законодательство.- 2008.- № 8.- с. 15-22.

Фокс Д.К., Роусон П. Издательский контракт: введение в авторское право. -М., 1993, с. 140.

Хорошавина Н. Теория и практика Российского пиратства. Интеллектуальная собственность, 1996, № 7-8, с. 2

Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. -М., 1996, 104 с.

Чернышева С.А. Современные проблемы права интеллектуальной собственности: Учебное пособие: Юрид. литер., 2008. - 495 с.

Яковлев В.Ф. О четвертой части Гражданского кодекса России. /В.Ф. Яковлев, А.Л. Маковский/ Журнал российского права. - 2007. - № 2. - с. 32-34

Список сокращений

Приложение 1

Двусторонние

По числу сторон

Многосторонние

Неисключительные

Исключительные

Рекламные

Сценарные

Постановочные

Издательские

По способу использования произведения

Виды авторских договоров

По передаче авторских прав

  1. Антимонов Б.С. Авторское право. -М., 1957, с. 59

  2. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993г.) /с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10. 02. 1996 №173, от 09.06.2001 № 679/