Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право, понятие и функции

Содержание:

Введение

Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно «талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству. Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.

Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Стоит ли говорить, что подробное изучение и исследование темы «Авторское право в Российской Федерации» по-прежнему весьма актуально. И дело тут не в национальной гордости, а именно в серьезности проблемы.

Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права России.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения.

Наше время - это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы. В результате появляются люди, склонные к «легкой наживе», выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов, как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия, начиная с 2000 г. ежегодно теряет из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 30 млрд. рублей (около одного миллиарда долларов). По данным «Майкрософта», только от недополученных налоговых преступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются права гражданские и, как результат, авторские и смежные; права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности; права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.

Все эти нарушения происходят у нас на глазах, стоит только включить телевизор или прочитать газету. Так, например, «Победой в судебной тяжбе с издательством «Феникс» отметили юбилей Вертинского его вдова и дочка. Дело заключается в том, что без разрешения наследников в книжных магазинах появился песенник «Любимые романсы», который включал в себя семь произведений Вертинского, тем самым издательство грубо нарушило их авторское право. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса «Попугай Флобер», они указали, что стихи написал неизвестный поэт. Хотя все музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства. Конечно, приятно осознавать, что, несмотря на нарушение авторских прав, осуществляется их защита. Ведь долг государства - обеспечивать охрану всех видов интеллектуальной собственности, от произведений искусства до изобретений.

Объектом исследования является авторское право.

Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.

Цель работы – анализ авторского права.

Задачи работы:

1. Дать понятие и определить функции авторского права;

2. Рассмотреть исторические этапы развития авторского права в России;

3. Определить субъекты авторского права;

4. Изучить объекты авторского права;

5. Проанализировать личные неимущественные авторские права ;

6. Рассмотреть исключительное право на произведение;

7. Показать иные права на произведение .

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

1.1. Понятие и функции авторского права

Авторское право – гражданско-правовые отношения, которые регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства.

Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина «авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Он указывает, какие права могут существовать в отношении произведения и каким лицам, в каком объеме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин «авторское право».

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

Е.А. Суханов выделяет четыре функции авторского права1:

Первая из них — признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто 
и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. 
В силу ст. 1256 ГК РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Итак, авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи.

1.2. История становления и развития авторского права в Российской Федерации

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Для анализа генезиса института авторского права представляется необходимым выделить исторические этапы его развития. Историю становления авторского права в России можно разделить на 3 этапа: 1) дореволюционный этап (1564-1917 гг.); 2)советский этап (1917-1991 гг.): 3)современный этап (1991- по настоящее время).

В 1564 году в России была отпечатана первая книга «Деяния апостолов и послания соборные». Россия, в отличие от стран Европы, узнала книгопечатание лишь спустя сто лет после его изобретения, что без сомнения затормозило процесс правовой регламентации осматриваемых отношений.

Лишь при Петре I начинают возникать частные типографии и книгопечатание происходит гражданским шрифтом, но при этом запрещалось печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые являлись скорее издательскими, чем авторскими.

В связи с запоздалым развитием достижений промышленной революции и существованием государственной монополии на книгоиздательское дело, к началу XIX века в России сложилась ситуация, при которой наряду со значительным количеством казенных предприятий фактически вообще не существовало частных типографий. В таких условиях не было особого смысла в государственном регулировании отношений в области охраны результатов интеллектуальной собственности, а возможностей системы привилегий должно было быть вполне достаточно для поощрения создателей произведений и изобретений.

В дальнейшем, длительное время нормы авторского права только периодически меняли свое место в системы Свода Законов дореволюционной России. Нормы авторского права были выделены из уголовного и перенесены в гражданское право. За авторами официально было признано наличие определенных гражданских прав. При этом законодатель того времени придерживается так называемой проприетарной теории, в основе которой лежит принцип рассмотрения авторских прав, как разновидности права собственности.

Заключительным этапом в развитии авторского права дореволюционной России стало принятие на заседании Государственного совета 11 марта 1911 года нового Закона об авторском праве, действовавшего до 1917 года. Важнейшей новеллой закона стало введение понятия « произведение» в качестве объекта авторского права. Законодатель дал примерный перечень объектов авторских прав, выделив отдельные виды произведений: литературные, музыкальные, в области художества, в области фотографии. [13]

Заслугой закона 1911 года являлось закрепление абсолютного характера авторских прав: автору принадлежат исключительное право пользования и распоряжения своим произведением, и случаев свободного использования произведения; третьим лицам предоставляется возможность в определенных пределах свободно заимствовать и пользоваться чужими произведениями. Закон не содержал деления авторских прав на личные и имущественные, презюмировались лишь имущественные права, объединенные единым понятием: исключительное право всеми способами воспроизводить, опубликовать и распространять свое произведение.

Современные специалисты в области права интеллектуальной собственности оценивают принятый в 1911 году закон как значительный шаг в развитии авторского права в России, отмечая его прогрессивный характер.

Следующим этапом развития авторского права является советский период, длившийся с 1917 года по 1991 год. После Октябрьской революции были отменены многие правовые институты и упразднено прежнее гражданское законодательство.

Вся правовая система, включая и авторское право, стали создаваться с нуля. Важнейшим нормативным актом того времени становится Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», в соответствии с которым предоставлялось право признавать достоянием всякие как опубликованные, так и не опубликованные произведения, в чьих руках они бы ни находились. При этом если произведение автора, находящегося в живых, будет объявлено достоянием государства, то государственные издательские организации обязаны выплатить автору гонорар по установленным ставкам.

Таким образом, Советское государство фактически закрепляло государственную монополию на издание, распространение и публичное исполнение произведений. Была создана правовая основа авторского права. [13]

Обновление российского законодательства об авторском праве произошло в 1928 году, когда вслед за принятием новых союзных Основ авторского права начал действовать Закон РСФСР от 8 октября 1928 года «Об авторском праве». Исключительное право авторов на созданное произведение теперь охранялось пожизненно, предусматривался переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора. Вместе с тем, новые Основы 1928 года сохранили как и прежде весьма широкий перечень случаев свободного использования произведений.

Действовавшее на протяжении более четверти века российское законодательство об авторском праве существенно изменилось в связи с кодификацией гражданского законодательства в 60-х годах XX века. Было решено включить нормы авторского права в виде самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданский Кодекс РСФСР 1964 года. В 1973 году СССР присоединился ко Всемирной Женевской конвенции об авторском праве, что повлекло внесение изменений в его внутреннее законодательство. В частности впервые было закреплено право авторства на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора был увеличен до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права. Важным итогом присоединения к Женевской конвенции стало предоставление национального режима защиты авторских прав гражданам государств - участников конвенции. Советский Союз впервые пошел на сближение внутреннего законодательства с международными нормами авторского права.

Существенные изменения в законодательстве об авторском праве произошли лишь в начале 90-х годов прошлого века и были обусловлены политической перестройкой государства. Сближение советского авторского права с международными принципами охраны авторских и смежных прав осуществилось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным советом ССР 31 мая 1991 года. Указанный нормативный акт содержал в себе специальный раздел IV «Авторское право». Несмотря на то, что Основы были приняты спустя два десятилетия после присоединения к Женевской конвенции, они сыграли значительную роль в развитии гражданского законодательства, и ознаменовали новый этап развития авторского права в России.

Благодаря принятию указанного нормативного акта был расширен перечень объектов авторского права путем включения в него сценографии, дизайна, срок действия авторского права теперь составлял 50 лет после смерти автора; за автором было закреплено право авторства и право автора на использование его произведения в иностранном государстве; презюмирован принцип бессрочной охраны личных прав.

Закономерным итогом обновления законодательства в области авторского права стало принятие специального Закона, а именно Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «ОБ авторском праве и смежных правах» (далее, Закон об авторском праве), после принятия которого, раздел Основ гражданского законодательства, посвященный авторскому праву, перестал применяться. Закон об авторском праве позволил изменить ситуацию в корне, так как был построен с учетом международных достижений в авторском праве.

Закон об авторском праве был принят в эпоху бурных экономических преобразований, связанных с переходом России к рыночной экономике. Это не могло не отразиться на его положениях, которые в целом носят рыночную направленность. Прежде всего, это проявляется в изменившемся подходе законодателя к институту имущественных прав авторов, рассматриваемых в законе в качестве товара, который может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Одновременно в законе сместились акценты по поводу обеспечения дополнительных гарантий авторам, которые раньше были призваны ограждать права создателей творческих произведений. В частности, в соответствии с общими принципами гражданского права нормы типовых авторских договоров стали носить для сторон рекомендательный характер.

Новый, современный этап развития авторского права в России связан с его кодификацией. Президент РФ 18 декабря 2006 года подписал Федеральный Закон №231-ФЗ, который с 1 января 2008 года ввел в действие новую четвертую часть Гражданского Кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В ней урегулированы все вопросы, связанные с обеспечением прав интеллектуальной собственности. [12]

Отныне защитить права на интеллектуальную собственность предпринимателям станет значительно легче. Им больше не придется путаться в регулирующих эту сферу многочисленных законах и нормативных актах, которые разбросаны по различным отраслям права. Четвертая часть Гражданского Кодекса призвана объединить все действующие в настоящее время законодательные акты, которые регулируют традиционные права на объекты интеллектуальной собственности.

1.3. Субъекты авторского права

 Субъектами авторского права  по российскому законодательству признаются:

• авторы и их правопреемники;

• соавторы;

• составители сборников;

• переводчики.

Авторы — это лица, творческим трудом которых создано произведение науки, литературы и искусства.

Правопреемники авторов — физические и юридические лица, которые не участвуют в создании произведений науки или искусства, но обладают определенным объемом авторских правомочий по использованию произведений в результате наследования, договора и других оснований на использование его произведений, заключенных с автором.

Правопреемниками становятся наследники, государство, юридические лица (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий правопреемников более узок, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.

Соавторство — это совместное право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (соавторов). Это право принадлежит авторам совместно независимо от того, образует ли их произведение одно нераздельное целое или состоит из отдельных частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. Соавторство делится:

• на нераздельное;

• раздельное;

• коллективное.

При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. Признание соавторства нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются соавторами только сообща. У каждого из соавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мог распорядиться по своему личному усмотрению. При раздельном соавторстве произведение является единым, однако состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части. При раздельном соавторстве использование коллективного произведения в целом также осуществляется по взаимному согласию всех соавторов. Однако каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соавторов, распорядиться своей частью произведения.

Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Составитель сборника — субъект, труд которого выражается в том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений составитель наряду с отбором материала для включения в сборник проводит определенную исследовательскую работу.

Составители используют произведения, которые являются предметом чьего-либо авторского права или таковыми не являются. Если первоначальное произведение охраняется авторским правом по закону, то должно быть получено согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для использования созданного на его основе производного произведения. Отсутствие такого согласия не помешает признанию лица, творчески переработавшего произведение, автором нового производного произведения.

Сборники могут состоять из произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, таких как законы, судебные решения, иные официальные документы; произведения народного творчества, авторы которых неизвестны; другие произведения, не охраняемые авторским правом. Составителю, подготовившему сборник из названных произведений, принадлежит авторское право, если он сам самостоятельно обработал или оригинально систематизировал исходные произведения. Переводчик — это лицо, осуществившее перевод произведения с одного языка на другой. Перевод является самостоятельным объектом авторского права.

Переводчик обладает рядом правомочий на выполненный перевод:

на обозначение своего имени;

опубликование, воспроизведение и распространение перевода; авторское вознаграждение и т. д.

Для перевода требуется согласие автора оригинального произведения. Автор и переводчик пользуются авторским правом на свои отдельные объекты — оригинальное произведение и перевод этого произведения. Использование перевода допускается только с согласия переводчика. Право автора разрешать перевод своего произведения на другой язык в целях дальнейшего использования позволяет ему получать вознаграждение за использование произведения на другом языке.

Иностранный гражданин может быть субъектом российского авторского права, если:

его произведение впервые выпущено в свет на территории РФ, либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме.

Если произведение иностранного автора впервые выпущено в свет за границей или находится там в объективной форме, то этот иностранный автор может стать субъектом российского авторского права только в силу заключенных РФ соглашений и в пределах ими установленных.

1.4. Объекты авторского права

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняется как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе предложено немало научных определении произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В.И. Серебровским: «Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть, прежде всего, благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим важно всегда различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д.). При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Но, несмотря на единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.

Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей, и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право[13]1 на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранялась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д.

Однако не всякое произведение как результата мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи, с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п.

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы авторов не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен, воплощен в какой-либо объективной форме - письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж и др.). Именно словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одних ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения. Иными словами, само наличие у произведений объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, музыку можно воспроизвести с того момента, так она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно.

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься людьми.

Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволить воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем.

В юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность. Однако эта позиция не получила поддержки ни в юридической науке, ни в законодательстве. Более того, ст. 8 Закона об авторском праве прямо подчеркивал, что авторское право распространяется на все произведения независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства которые невысоки.

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.

Прежде всего, заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства.

Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный, ориентировочный характер. Его значение состоит в том, чтобы указать в относительно упорядоченном виде наиболее распространенные виды охраняемых произведений, оказать, в каких формах чаще, других могут выражаться творческие произведения, и тем самым исключить споры относительно охраноспособности большинства из них.

Однако нужно учитывать, что даже если тот или иной результат творческой деятельности не подпадает ни под один из перечисленных в законе видов произведений, но отвечает всем требуемым по закону условиям, он признается произведением и пользуется такой же охраной, как и прямо названные в законе объекты авторского права[15]1.

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные. Авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведение в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями.

Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные. Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для создания и использования производных произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1. Личные неимущественные авторские права

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений широкий круг авторских прав, которые представляют собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав.

Особенность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер10.

В статье 1255 ГК РФ указано, что автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Следует отметить, что перечень авторских прав дан без выделения личных неимущественных прав в явной форме, что может создавать проблемы применения законодательства об их защите. Кроме того, сегодня часть прав, традиционно определяемых как личные неимущественные, все чаще становится предметом оборота. Например, передается, и на возмездных основаниях в том числе, право на обнародование произведения11.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства.

Общее определение права авторства дается лишь в п. 1 ст. 1265 ГК РФ применительно к авторским произведениям как «право признаваться автором произведения».

В настоящее время практически для всех стран, в том числе и для России, ориентиром в установлении права авторства является положение п. 1 ст. 6 bis Бернской конвенции как основного международного акта в сфере авторского права: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».

Право авторства является основным неимущественным правом автора, на основании которого возникают все остальные личные неимущественные и имущественные права. Необходимо выделить тот факт, что на первом месте в статье 1255 ГК РФ названо исключительное право на произведение, а право авторства стоит на втором. На наш взгляд, данное положение следует изменить. Исключительное право на произведение, согласно ст. 1226 ГК РФ, является имущественным правом. Однако если у гражданина не возникло право авторства на произведение, то нет основания и для возникновения исключительного права, так как имущественное право предполагает возможность распоряжения произведением по усмотрению автора, а значит, необходимо создание произведения с одновременным возникновением права авторства.

В научной литературе не прекращаются попытки несколько развернуть и уточнить законодательное определение права авторства, связывая его не столько с «признанием», сколько с личными активными действиями по отстаиванию его за определенным лицом.

В. А. Хохлов считает, что право авторства все же включает в свое содержание возможность активных действий самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения, заключать договоры авторского заказа, в том числе и тогда, когда произведение еще не создано, отзывать произведение и прочее12.

Еще раз подчеркнем, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. Между тем на практике бывают случаи, когда произведение пишется одним человеком, а автором выступает совсем другое лицо. Кроме того, право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства.

Право авторства тесно взаимосвязано с правом автора на имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Согласно статье 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Другими словами, право на имя — это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на неприкосновенность произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Важно подчеркнуть, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести в произведение автора различного рода изменения. При реализации данного права предусмотрено одно ограничение — вносимые изменения не должны искажать замысел автора, а также целостность восприятия произведения; изменения также не должны противоречить воле автора. Воля автора должна быть определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Кроме того, в п. 2 ст. 1266 ГК РФ предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, а также посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ.

Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ было добавлено следующее положение: в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Если автор передает другой стороне по договору произведение для использования, то считается, что автор согласился на опубликование произведения.

Право на обнародование не переходит по наследству. Данное право возникает в силу закона у лица, обладающего исключительным правом на произведение. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме.

2.2. Исключительное право на произведение

Вопрос о правовой природе исключительного права в науке является дискуссионным. Так, А. П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. И. А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. В. И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что «принято выделять две группы правомочий по исключительным правам — личные неимущественные и имущественные». В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе.

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. 128 и 138 ГК РФ). Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория «интеллектуальной собственности» характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. «Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот «интеллектуальной собственности») и иные (например, известное «право следования», имеющее как личные, так и имущественные элементы)».

Исключительное право является имущественным потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды.

Исходя из ст. 1270 ГК РФ можно вывести понятие исключительного права — это право автора или иного правообладателя использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

В п. 2 ст. 1270 ГК РФ предусмотрен примерный перечень способов использования произведения, составляющих содержание исключительного права на произведение.

Рассмотрим важнейшие имущественные права.

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.

Воспроизведение будет иметь место в том числе, если изготовлен всего один экземпляр произведения, не имеет также значения, полностью воспроизведено произведение или только его часть.

Распространение произведения представляет собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения. Распространение будет иметь место во всех случаях, связанных с переходом оригинала или экземпляра произведения от одного лица в собственность другого лица, в частности при мене, дарении.

Следующий вид использования — публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Особо хочется выделить такой способ использования, как прокат оригинала или экземпляра произведения. С введением в действие части четвертой ГК РФ он рассматривается как самостоятельный способ использования. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды.

Публичное исполнение определяется законодателем, как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

К видам использования относится перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения.

В целом право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, в которых участвует Российская Федерация.

Исключительное право автора на перевод и разрешение перевода своего произведения предусматривается в ст. V Всемирной (Женевской) конвенции и ст. 8 Бернской конвенции.

Во Всемирной (Женевской) конвенции оговариваются положения, защищающие права автора, в частности принятие соответствующих мер, обеспечивающих обладателю права перевода правильность перевода произведения и получение справедливого вознаграждения в соответствии с международной практикой, а также выплату и перевод сумм этого вознаграждения за рубеж.

Срок действия исключительного права на произведение закреплен в статье 1281 ГК РФ. Необходимо отметить, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

Таким образом, выделяются основные имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

2.3. Иные права на произведение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Как уже говорилось ранее, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Если работодатель в указанный срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв — право автора до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании. Однако автор должен возместить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненные таким решением убытки.

Относительно перехода данного правомочия по наследству вопрос однозначно не решен. Право на отзыв неразрывно связано с правом на обнародование произведения и может быть реализовано наследниками при условии, что к ним перешло право на обнародование произведения. Если автор реализовал при жизни право на обнародование произведения, то право на отзыв не может быть осуществлено его наследниками.

Право следования также является специфическим самостоятельным правом, распространяющимся преимущественно на авторов произведений изобразительного искусства. Согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Следует также учесть, что авторы пользуются правом следования и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Данное право может принадлежать только автору, потому что связано с его личностью, его внутренним миром. Оно действует исключительно в течение жизни автора и является неотчуждаемым и непередаваемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования поставленные задачи решены, цель достигнута.

В заключение можно сделать вывод о том, что авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи

В Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.

Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

Библиография      

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Федерации: Коммент. Конституц. Суда РФ, офиц. текст, и в силу к РФ.- М.: Норма, 2015.- 160 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.
  3. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.

Литература

  1. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  2. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  3. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.
  4. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С. 75
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98
  6. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514
  7. Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.
  8. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  9. Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 246
  10. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. С.47.
  11. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000 - С. 37
  12. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.12
  13. Красавчнкова Л. О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными нрав граждан (физических лиц) в гражданском нраве Российской Федерации: дисс.... д.ю.н. Екатеринбург, 1994. 435 с.
  14. Нохрина М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.: Юридический центр «Пресс». 2014. 372 с.
  15. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.
  16. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. 216 с.
  17. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.

1 Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 246

2 Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.12

3 Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000 - С. 37

4 Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С. 75

5 Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.16.

6 Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20

7 Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98

8 Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124

9 Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.

10 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

11 Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия “Юриспруденция для бакалавров”). С.514

12 Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.

13 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.

14 Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.

15 Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2016. С.47.

16 Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.