Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Исторические этапы развития авторского права в России)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение во всем мире. Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права. Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но их личные права и интересы - нравственные и духовные.

Вместе с тем, авторское право затрагивает и общественные интересы - интересы культуры и просвещения. Это означает, что правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за пределы частно-гражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера. Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.

Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения.

Наше время - это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы. В результате появляются люди, склонные к «легкой наживе», выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов, как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора.

Объектом исследования является гражданско-правовые отношения в сфере авторского права.

Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.

Цель курсовой работы является исследование основных положений авторского права.

Задачи работы:

1. Проанализировать понятие и определить функции авторского права;

2. Рассмотреть исторические этапы развития авторского права в России;

3. Изучить субъекты и объекты авторского права;

4. Проанализировать личные неимущественные авторские права ;

5. Рассмотреть исключительное право на произведение;

6. Показать иные права на произведение .

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких ученых-юристов, как Е.А. Моргунова, И. В. Свечникова, Белов В.А. Гаврилов Э. П. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова, Дозорцева В.А.

Нормативная основа курсовой работы включает в себя Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, нормативно-правовые акты гражданского законодательства.

Основными методами работы стали исторический, описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

1.1. Понятие и функции авторского права

Авторское право – гражданско-правовые отношения, которые регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства.

Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина «авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Он указывает, какие права могут существовать в отношении произведения и каким лицам, в каком объеме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин «авторское право».

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

Е.А. Суханов выделяет четыре функции авторского права:

Первая из них — признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто
и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение.
В силу ст. 1256 ГК РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав[1].

Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Итак, авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи.

1.2. Исторические этапы развития авторского права в России

Российское авторское законодательство, вступившее в действие с 1 января 2008 г., стало итогом его исторического развития. Этот процесс характеризовался как преемственностью, так и новациями на основных этапах его модернизации.

Часть четвертая Гражданского кодекса РФ представляет собой баланс между сложившимися в области «интеллектуальной собственности» гражданско-правовыми институтами и необходимыми новеллами гражданско-правового регулирования, обусловленными требованиями международных договоров РФ и современным научно-техническим развитием, но не лишенный недостатков, которые необходимо устранять (например, отсутствует законодательное закрепление понятий произведения как объекта авторских прав, литературного произведения как объекта авторских прав, существуют противоречия норм части четвертой Гражданского кодекса РФ с нормами международных договоров РФ и т.д.).[2]

Первый закон по авторскому праву, именуемый «Статут королевы Анны», был принят в Англии в 1710 г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.

В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. «Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством». До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.

Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг».

В 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы.

Во второй половине Х1Х в. положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. «До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода». В общих чертах Закон 1911 г. обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия.[3]

Несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.

Советский период законодательства об авторском праве характеризуется следующими этапами.

16 мая 1928 — Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права, значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.

Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

1964 год — Гражданский Кодекс РСФСР.

На данном этапе законодатель использовал иной подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права.

Оба вышеупомянутые акты предусматривали возможность предоставления авторско-правовой охраны выпущенным в свет заграницей произведениям иностранных авторов в рамках соответствующих международных соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако такого рода соглашения отсутствовали вплоть до 1973 года за незначительным исключением двусторонних договоров СССР.

Например, Договор между СССР и Норвегией о торговле и мореплавании от 15.12.1925 в 13 статье предусматривает следующее: «Впредь до заключения этих конвенций вышеуказанные права промышленной, литературной и художественной собственности будут осуществляться гражданами одной из Высоких Договаривающихся Сторон на территории другой Стороны в пределах и на условиях постановлений внутренних законов этой последней Стороны и международных конвенций, соглашений или договоров, заключенных ею с тем из других государств, которое в этом отношении является наиболее благоприятствуемым».[4]

1973 — СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция).

Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей: исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы, разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений.

9 июля 1993 — принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов: Общие положения; Авторское право; Смежные права; Коллективное управление имущественными правами; Защита авторских и смежных прав.

1995 — период присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)

2004 — внесение поправок в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:

- полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией,

- скорректировал сроки предоставления охраны произведениям,

- ввел новое «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. №231- ФЗ названный Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ. В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.

Часть четвертая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте.. Закон направлен на полную кодификацию законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности.[5]

Ряд норм части четвертой ГК РФ посвящен защите прав авторов. Основной принцип защиты прав автора, реализованный в IV части ГК РФ, предусматривает исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, которое первоначально возникает у автора, а к другим лицам может перейти только по договору или на иных основаниях, специально установленных законом.

Законом устанавливается презумпция, что в случае создания служебного произведения автор имеет право получить вознаграждение от работодателя даже в том случае, если использование произведения не было начато в оговоренный срок. На принадлежащее автору и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания. На издателя предлагается возложить обязанность начать использование произведения не позднее определенного лицензионным договором срока. Нарушение этой обязанности повлечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором воз награждение в полном объеме.

Усилена и охрана личных неимущественных прав авторов: восстановлено право автора на неприкосновенность произведения; впервые определяется порядок внесения наследниками или правопреемниками автора изменений, сокращений или дополнений в произведение, а также порядок обнародования произведения умершего автора в пределах срока действия исключительного права и по его истечении.

Необходимо также отметить положения, устанавливающие ответственность за нарушение исключительных прав. Так, например, за грубое нарушение исключительных прав впервые предлагается ввести такую меру ответственности, как конфискация у нарушителя оборудования, прочих устройств и материалов, использованных для совершения преступления, а также наиболее строгую меру в виде ликвидации юридического лица.

Большое внимание уделено характеристике и регламентации двух основных договоров, с помощью которых осуществляется оборот прав на объекты интеллектуальной собственности - договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора, направленного на предоставление права использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

В целом, основные законодательные новвовведения в области авторских и смежных прав можно распределить по следующим группам:

1) существенная модификация правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права;

2) внесение значительных изменений в положения о коллективном управлении авторскими и смежными правами;

3) введение правовой защиты новых объектов смежных прав и совершенствование правовой защиты новых видов объектов авторских прав;

4) усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав.

Подводя итог отметим, что в Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок.

Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.

Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.

1.3. Субъекты и объекты авторского права

В процесс общественного использования произведения вовлечено большое количество лиц. Всю совокупность субъектов авторского права следует разделить на четыре категории: авторы, правообладатели, пользователи и потребители. Данное деление проведено по функциональному признаку, поэтому на практике субъект может объединять несколько из указанных категорий даже в отношении одного и того же произведения: автор может быть одновременно правообладателем, пользователь - потребителем и т.д. Важно заметить, что в отличие от других результатов интеллектуальной деятельности объекты авторского права не сосредоточены в определенной профессиональной сфере: практически каждый человек в разных ситуациях и в отношении разных объектов является и автором, и правообладателем, и пользователем, и потребителем. Каждой из указанных категорий соответствует определенный набор прав и обязанностей.

В самом широком плане автором является лицо, создавшее соответствующее произведение. В российском праве автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение. Статус автора указывает на наличие связи "создатель - созданный объект" между произведением и лицом; для того чтобы лицо стало автором, не требуется его признания - достаточно самого факта создания произведения. Приобретение такого статуса приводит к возникновению у автора комплекса прав, однако их утрата по любой причине не изменит этого статуса.

Так, после смерти автора личные неимущественные права автора прекращаются[6], а исключительное право переходит по наследству (если оно ранее не было передано другому лицу), но лицо продолжает оставаться автором, несмотря на отсутствие у него каких-либо прав. Общество в этом случае, согласно ст. 1267 ГК РФ, охраняет авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, т.е. не права, а определенные социальные блага, так как оно заинтересовано в правильной идентификации произведения и его создателя. Таким образом, статус автора не может быть утрачен (кроме случая установления, что данное лицо в действительности автором произведения не является), от него нельзя отказаться.

В отличие от этого статус правообладателя указывает лишь на наличие у лица в текущий момент исключительного права на произведение, этот статус приобретается одновременно с приобретением этого права и утрачивается вместе с ним. Правообладатель может самостоятельно контролировать всю сферу использования произведения, любое использование (кроме случаев, прямо предусмотренных законом) требует его согласия. Смысл выделения этого статуса как раз и заключается в установлении лица, в конечном итоге определяющего возможность или невозможность соответствующего использования произведения, поэтому правообладателем в ГК РФ является только обладатель исключительного права, но не права на использование произведения по лицензии (пусть даже и исключительной).

Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, которые могут являться правообладателями, ими могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные, государство, а также лицо без гражданства.

Пользователь - это лицо, использующее произведение литературы, науки и искусства. В авторском праве пользование, как правило, означает действия, направленные на доведение произведения до сведения других лиц; использовать произведение можно только путем создания условия для восприятия произведения другими людьми. В этой связи получение самостоятельного доступа к произведению не является его использованием в смысле авторского права. Иными словами, в авторском праве пользование, как правило, носит общественный характер.

Вместе с тем владелец экземпляра программы для ЭВМ также назван в законе (ст. 1280 ГК РФ) пользователем, и в контексте этой нормы пользование рассматривается как часть правомочий собственника (вещного права владельца экземпляра) и полезные свойства извлекаются таким пользователем преимущественно для себя, а не третьих лиц.

Пользование будет являться правомерным в случае, если лицо осуществляет указанные действия на основании договора или закона (ст. ст. 1272 - 1280 ГК РФ). После перехода произведения в общественное достояние любое использование будет правомерным при условии соблюдения авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Пользователем может быть любое лицо, кроме случаев, когда закон прямо указывает на определенные характеристики лица, которому разрешается использование произведения, например, использовать произведение в соответствии со ст. 1275 ГК РФ могут только библиотеки, архивы и образовательные учреждения.

Потребителем произведения является воспринимающее его лицо - читатель книги, зритель фильма и т.д. или владелец носителя этого произведения. В литературе предлагалось и иное определение потребителя - лицо, осуществляющее потребление продукции, произведенной пользователем[7]. Однако такое определение представляется не вполне точным, так как, делая акцент на "продукции", оно исключает случаи "нематериального потребления", например просмотр фильма или прослушивание музыки через интернет, эфир и т.д.

До недавнего времени законодательство об авторском праве (в том числе и в России) практически не обращало внимания на эту фигуру, ограничиваясь констатацией возможности определенных случаев свободного использования произведения. Это было связано с тем, что действия в личной сфере, "в кругу семьи" и т.п. традиционно рассматривались как находящиеся за пределами исключительного права. "Потребление" произведения было свободным и потому не требовало специального регулирования в законодательстве. Однако в последнее десятилетие ситуация начинает меняться. В законодательстве ряда стран появились нормы, позволяющие привлекать к ответственности лицо за получение произведения из "пиратских" источников. Примером может быть французский закон Haute pour la diffusion des uvres et la protection des droits sur internet 2009 г., предусматривающий возможность ограничения доступа в интернет пользователя пиратских ресурсов в интернете.

Схожий, и даже еще более жесткий, подход наблюдается в сфере товарных знаков, где законодательство ряда стран (в том числе Италии и Франции) предусматривает возможность привлечения к административной и даже уголовной ответственности приобретателя контрафактной продукции. Все это говорит о том, что постепенно формируется общественное мнение о необходимости потребителю как лицу, от которого зависит спрос на соответствующую продукцию, сознательно относиться к своему выбору и не поощрять нарушителей исключительных прав. В связи с этим можно ожидать появления в законодательстве об авторском праве новых норм, относящихся к потребителю произведения.

Внутри приведенной системы субъектов авторских прав дополнительно могут выделяться особые субъекты в связи со спецификой существующего в отношении их правового регулирования. Так, среди правообладателей можно по разным основаниям выделять наследников, государство, работодателя, особое положение занимают организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе и т.д.

Отдельно необходимо остановиться на использовании при создании произведений компьютерных устройств. Компьютер может использоваться как инструмент, облегчающий работу с произведением (например, для набора и редактирования текста, обработки фотографий и видеоизображения и т.д.), в этом случае ситуация ясна с правовой точки зрения. Но не так просто положение в случае использования систем автоматизированной обработки информации, когда программа выполняет достаточно сложные действия с произведением. Если процесс изменения объекта находится под полным контролем пользователя, то в данном случае мы имеем дело со сложным, но инструментом, находящимся в руках автора. Однако если обработка объекта скрыта от пользователя компьютера, неочевидна для него (например, при запуске фотографом-любителем функции автоматического улучшения фотографии), то нельзя ли в этом случае считать автором произведения компьютер?

Для ответа на данный вопрос нужно понимать цель предоставления комплекса авторских прав создателю произведения. Главная причина этого - стремление стимулировать лиц, занятых творческой деятельностью, к продолжению их труда. Очевидно, что компьютер в таком "поощрении" не нуждается, зато это может быть актуально для лиц, организовавших соответствующий процесс создания произведения. Из этого следует, что пока не появится искусственный интеллект, сопоставимый с человеческим, говорить о признании электронного устройства автором бессмысленно, зато возможно выделение особого субъекта авторского права, организующего процесс создания произведения. Примером реализации этой идеи может быть принятый в 1988 г. в Великобритании Copyright, Designs and Patents Act. Согласно этому закону произведения, созданные компьютером, могут получать авторско-правовую охрану даже в обстоятельствах, где отсутствует автор - человек, а произведение будет считаться созданным лицом, которое осуществило необходимые приготовления к созданию произведения[8]. Английские исследователи Л. Бентли и Б. Шерман указывали, что данная норма может охватывать лицо, которое управляет компьютером, а также того, кто предоставил или запрограммировал компьютер[9]. В то же время логичнее выделять такую фигуру в рамках не авторского права, а смежных прав[10].

Среди субъектов авторского права автор занимает первое место. Категория авторства введена с целью идентификации лица в качестве создателя определенного произведения. Социальные последствия подобной идентификации для такого лица могут быть весьма значительны: оно приобретает известность, популярность, возможно, славу; в глазах общества автор может восприниматься как неординарная личность, знающая и умеющая то, что недоступно обычному человеку. Идентификация лица как автора определенного труда позволяет ему рассчитывать и на рост профессионального авторитета, а это означает и возможность получить привлекательные предложения о сотрудничестве.

Но не менее важна идентификация лица как автора и для самого общества. Это необходимо не только с целью установления личности создателя популярной работы, но и для обеспечения на следующем этапе корректной идентификации созданного продукта. Произведения вовлечены в сферу коммерческого оборота, а это означает, что обеспечение подлинности продукта становится вопросом и защиты имущественных интересов участников оборота. Коммерческая ценность произведения в значительной мере зависит от того, кто является его автором, поэтому в правильной идентификации автора заинтересованы и читатели, и добросовестные коммерческие пользователи.

Наконец, необходимо помнить, что исключительное право всегда возникает первоначально у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ), а все остальные лица получают уже это право от него. Если выяснится, что лицо, ранее признававшееся автором определенного произведения, в действительности таковым не является, то это приведет и к утрате исключительного права его обладателями. Таким образом, на правильной идентификации лица в качестве автора основаны и все общественное существование произведения, и оборот исключительных прав на него.

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение.

Исходя из приведенного определения автором может быть только человек. Это связано с тем, что только человек способен к творческой деятельности. Однако такой вывод будет верен лишь в рамках континентальной системы, задающей высокий уровень критерия творчества. В английском праве традиционно используется значительно более низкий уровень требований к творчеству и в определенной мере уравниваются разнотипные вклады в создание произведения. По классическому определению лорда Аткинсона, автор должен затратить на создание произведения "труд, умение и капитал"[11]. По этой причине в английском праве автором может признаваться не только непосредственный создатель произведения, но и организатор работы - продюсер, главный режиссер[12] и т.д.

Несмотря на то что право США отошло от такого подхода, выдвинув на первый план оригинальность произведения[13], в целом в англосаксонском праве творчество имеет меньшее значение для определения автора, чем в континентальном праве. Свои особенности существуют и в некоторых иных странах.

С учетом этого обстоятельства ГК РФ предусматривает, что при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению на основании международных договоров автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. В этой связи если возникает вопрос охраны иностранного произведения на основании международного соглашения, автор будет определяться по закону страны, где было создано произведение, то появляется возможность для признания автором юридического лица, если оно признается автором в стране создания произведения.

Как отметил Верховный Суд РФ, автор произведения определяется на основе законодательства, действовавшего на момент создания данного произведения, поэтому если в последующем законодательство (в том числе иностранное) изменилось настолько, что подобные лица уже не считаются авторами, на статус данного лица как автора это уже не повлияет.

Положения ГК РСФСР 1964 г., действовавшие до вступления в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (3 августа 1993 г.), предусматривали в ряде случаев возникновение авторского права сразу у юридических лиц, минуя работников (права на научные сборники, энциклопедические словари, журналы, другие периодические издания, кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи). Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" в ст. 6 установил, что для целей применения части четвертой ГК РФ к соответствующим правоотношениям такие юридические лица считаются авторами произведений. Это, однако, не влечет признания подобных юридических лиц полноценными авторами: Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ разъяснили, что данная норма не означает признания соответствующих юридических лиц авторами, обладающими всем комплексом интеллектуальных прав на произведение, которые могут принадлежать авторам - физическим лицам, а именно личными неимущественными правами.

Гражданин в смысле, употребляемом в ГК РФ (п. 2 ст. 1), означает любое физическое лицо, независимо от его гражданства, а также лицо без гражданства. В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные ГК РФ, будут применяться и к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, охрана предоставляется и гражданам тех государств, которые не являются участниками Бернской или Всемирной конвенций. В то же время есть и определенная разница: произведения российских граждан получают охрану независимо от места нахождения произведения.

Возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности граждан; автором можно стать независимо от возраста, так как творчество можно проявлять и в раннем детстве. Однако самостоятельное распоряжение правами автора становится доступным только в 14 лет, до этого соответствующие сделки осуществляются родителями, усыновителями или опекунами малолетних.

Творческий процесс по своей природе индивидуален, однако это не исключает возможности ведения совместной творческой деятельности. Более того, многие современные произведения создаются, как правило, большими коллективами - программы для ЭВМ и базы данных, аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, произведения монументального искусства, архитектурные произведения и т.д. Иногда соавторство очевидно всем , иногда об этом знают только специалисты - так, на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" медведей нарисовал художник К. Савицкий.

По своему характеру соавторство может быть раздельным или нераздельным. И в том и в другом случае необходим совместный творческий труд, но при раздельном соавторстве создаются части, имеющие самостоятельное значение, а при нераздельном соавторстве произведение образует неразрывное целое. Если часть имеет самостоятельное значение, то ее автор вправе использовать ее по своему усмотрению (если иное не будет установлено договором между соавторами), а при нераздельном соавторстве использование произведения должно осуществляться всеми соавторами совместно (если только они не договорятся об ином). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. На практике может складываться ситуация, когда в отношении отдельных частей произведения будет существовать нераздельное соавторство, а в отношении других - раздельное, поэтому к таким частям произведения будут применяться разные правовые режимы.

Авторы могут заключить соглашение между собой, в котором возможно определить, например, порядок принятия решений об использовании произведения, распределения вознаграждения, распределения исключительного права на произведение и т.д. Такое соглашение удобно и для лица, осуществляющего использование произведения, так как упрощается взаимоотношение с соавторами, решение спорных вопросов и т.д.

Соавторов не следует путать с авторами составного произведения. В первом случае существует общая творческая работа над произведением (которая необязательно выражается в постоянном обсуждении всех создаваемых каждым автором частей, но общее согласование идей, реализуемых в этих частях, должно осуществляться). В составном же произведении собраны самостоятельные произведения, они объединены лишь какой-то общей чертой - темой, авторством, хронологическим периодом и т.д. Включение работы в состав составного произведения никак не влияет на объем автора включенного произведения, конечно, такие действия с его произведением должны быть согласованы с ним, но он не приобретает никаких прав на составное произведение в целом. И наоборот, составитель составного произведения получит исключительное право на созданный им объект, но не на входящие в него произведения (если, конечно, их авторы не передадут ему каких-либо прав), и составитель не станет соавтором лиц, создавших такие произведения.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). Перечень объектов авторских прав является открытым.

Объекты авторских прав обладают общими признаками с иными результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Особенностью рассматриваемых объектов (в отличие от объектов вещных прав) является то, что они нематериальны. Поэтому исключительное право, которое в силу ст. 1227 ГК РФ признается на объекты авторских прав, не включает в себя правомочие владения, а содержит только правомочия использования и распоряжения. Данные объекты не подвержены физической амортизации. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются необоротоспособными, т.е. не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому, а объектом распоряжения выступают исключительные права на них (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Кроме того, признаком рассматриваемых объектов является их неограниченность в пространстве и, как следствие, возможность одновременного использования неограниченным кругом лиц.

Нормами авторского права устанавливается режим правовой охраны внешнего выражения произведения, что предполагает его охрану именно в том виде, в котором данный результат творческого труда был объективирован. Поэтому традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (оригинальную идею, авторскую концепцию, сюжетную линию и т.п.).

Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальные признаки объектов авторских прав).

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, основным требованием для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав является творческий характер труда его создателя. В отечественной цивилистической доктрине были выработаны два основных подхода к определению творчества: субъективный и объективный .

Отечественное законодательство основывается на субъективном подходе: требование творчества предъявляется к труду автора. Господством субъективного подхода в отечественном правопорядке объясняется следующая правовая позиция высших судебных инстанций: само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что он создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторских прав .

Судебная практика исходит из презумпции, что результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом, пока не доказано иное.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому вторым критерием является выражение произведения в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ) .

В качестве примеров формы выражения произведения в ГК РФ законодатель приводит письменную, устную форму (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), форму изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственную форму (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Перечень является открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения).

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Вместе с тем в отношении программы для ЭВМ и баз данных законодатель допускает возможность регистрации, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Объектами авторских прав прежде всего являются произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В качестве особых видов произведений выделяются производные произведения, которые представляют собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения - п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК РФ), и составные произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или др. - п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Отдельно определяется правовой режим таких объектов, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые относятся в соответствии со ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав.

Подлежит охране не только произведение в целом, но и часть произведения, его название или персонаж, если указанные элементы произведения отвечают рассмотренным выше критериям охраноспособности (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того, к числу объектов авторских прав законодатель относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1261 - 1262 ГК РФ).

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

- обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

- обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками).

Так, исключительное право на произведение может быть признано за иностранными гражданами (их правопреемниками) в случаях, если произведение обнародовано на территории Российской Федерации; если произведение не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации; если произведение обнародовано за пределами территории Российской Федерации или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации подлежит правовой охране, данное правило распространяется также на лиц без гражданства (ст. 1256 ГК РФ). Например, Соглашение "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г., участницы - страны ЕврАзЭС) ; "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав" (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г.) и др.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов (латинской буквы "C" в окружности, имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения) (ст. 1271 ГК РФ).

Обобщая сказанное, отметим, что авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1. Личные неимущественные авторские права

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений широкий круг авторских прав, которые представляют собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав.

Особенность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер[14].

В статье 1255 ГК РФ указано, что автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Следует отметить, что перечень авторских прав дан без выделения личных неимущественных прав в явной форме, что может создавать проблемы применения законодательства об их защите. Кроме того, сегодня часть прав, традиционно определяемых как личные неимущественные, все чаще становится предметом оборота. Например, передается, и на возмездных основаниях в том числе, право на обнародование произведения[15].

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства.

Общее определение права авторства дается лишь в п. 1 ст. 1265 ГК РФ применительно к авторским произведениям как «право признаваться автором произведения».

В настоящее время практически для всех стран, в том числе и для России, ориентиром в установлении права авторства является положение п. 1 ст. 6 bis Бернской конвенции как основного международного акта в сфере авторского права: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».

Право авторства является основным неимущественным правом автора, на основании которого возникают все остальные личные неимущественные и имущественные права. Необходимо выделить тот факт, что на первом месте в статье 1255 ГК РФ названо исключительное право на произведение, а право авторства стоит на втором. На наш взгляд, данное положение следует изменить. Исключительное право на произведение, согласно ст. 1226 ГК РФ, является имущественным правом. Однако если у гражданина не возникло право авторства на произведение, то нет основания и для возникновения исключительного права, так как имущественное право предполагает возможность распоряжения произведением по усмотрению автора, а значит, необходимо создание произведения с одновременным возникновением права авторства.

В научной литературе не прекращаются попытки несколько развернуть и уточнить законодательное определение права авторства, связывая его не столько с «признанием», сколько с личными активными действиями по отстаиванию его за определенным лицом.

В. А. Хохлов считает, что право авторства все же включает в свое содержание возможность активных действий самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения, заключать договоры авторского заказа, в том числе и тогда, когда произведение еще не создано, отзывать произведение и прочее[16].

Еще раз подчеркнем, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. Между тем на практике бывают случаи, когда произведение пишется одним человеком, а автором выступает совсем другое лицо. Кроме того, право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства.

Право авторства тесно взаимосвязано с правом автора на имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Согласно статье 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Другими словами, право на имя — это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на неприкосновенность произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Важно подчеркнуть, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести в произведение автора различного рода изменения. При реализации данного права предусмотрено одно ограничение — вносимые изменения не должны искажать замысел автора, а также целостность восприятия произведения; изменения также не должны противоречить воле автора. Воля автора должна быть определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Кроме того, в п. 2 ст. 1266 ГК РФ предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, а также посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ.

Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ было добавлено следующее положение: в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Если автор передает другой стороне по договору произведение для использования, то считается, что автор согласился на опубликование произведения.

Право на обнародование не переходит по наследству. Данное право возникает возникает в силу закона у лица, обладающего исключительным правом на произведение. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме.

2.2. Исключительное право на произведение

Вопрос о правовой природе исключительного права в науке является дискуссионным. Так, А. П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера[17]. И. А. Зенин к исключительным относит только имущественные права[18]. В. И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что «принято выделять две группы правомочий по исключительным правам — личные неимущественные и имущественные»[19]. В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе[20].

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. 128 и 138 ГК РФ). Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория «интеллектуальной собственности» характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. «Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот «интеллектуальной собственности») и иные (например, известное «право следования», имеющее как личные, так и имущественные элементы)» .

Исключительное право является имущественным потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды.

Исходя из ст. 1270 ГК РФ можно вывести понятие исключительного права — это право автора или иного правообладателя использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

В п. 2 ст. 1270 ГК РФ предусмотрен примерный перечень способов использования произведения, составляющих содержание исключительного права на произведение.

Рассмотрим важнейшие имущественные права.

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.

Воспроизведение будет иметь место в том числе, если изготовлен всего один экземпляр произведения, не имеет также значения, полностью воспроизведено произведение или только его часть.

Распространение произведения представляет собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения. Распространение будет иметь место во всех случаях, связанных с переходом оригинала или экземпляра произведения от одного лица в собственность другого лица, в частности при мене, дарении.

Следующий вид использования — публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Особо хочется выделить такой способ использования, как прокат оригинала или экземпляра произведения. С введением в действие части четвертой ГК РФ он рассматривается как самостоятельный способ использования. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды.

Публичное исполнение определяется законодателем, как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

К видам использования относится перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения.

В целом право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, в которых участвует Российская Федерация.

Исключительное право автора на перевод и разрешение перевода своего произведения предусматривается в ст. V Всемирной (Женевской) конвенции и ст. 8 Бернской конвенции.

Во Всемирной (Женевской) конвенции оговариваются положения, защищающие права автора, в частности принятие соответствующих мер, обеспечивающих обладателю права перевода правильность перевода произведения и получение справедливого вознаграждения в соответствии с международной практикой, а также выплату и перевод сумм этого вознаграждения за рубеж.

Срок действия исключительного права на произведение закреплен в статье 1281 ГК РФ. Необходимо отметить, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

Таким образом, выделяются основные имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

2.3. Иные права на произведение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Как уже говорилось ранее, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Если работодатель в указанный срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв — право автора до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании. Однако автор должен возместить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненные таким решением убытки.

Относительно перехода данного правомочия по наследству вопрос однозначно не решен. Право на отзыв неразрывно связано с правом на обнародование произведения и может быть реализовано наследниками при условии, что к ним перешло право на обнародование произведения. Если автор реализовал при жизни право на обнародование произведения, то право на отзыв не может быть осуществлено его наследниками.

Право следования также является специфическим самостоятельным правом, распространяющимся преимущественно на авторов произведений изобразительного искусства. Согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Следует также учесть, что авторы пользуются правом следования и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Данное право может принадлежать только автору, потому что связано с его личностью, его внутренним миром. Оно действует исключительно в течение жизни автора и является неотчуждаемым и непередаваемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования поставленные задачи решены, цель достигнута.

В заключение можно сделать вывод о том, что авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи

В Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.

Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Федерации: Коммент. Конституц. Суда РФ, офиц. текст, и в силу к РФ.- М.: Норма, 2015.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.
  3. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета.- 2006. - №12.

Специальная литература:

  1. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с.
  2. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с.
  3. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. - 575с.
  4. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С. 75
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М: Статут, 2014. - С. 98
  6. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с.
  7. Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. – 658 с.
  8. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  9. Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2018. – С. 246
  10. Дозорцев В.А. Опубликование материалов, не охраняемых авторским правом // Юридический мир. - 2000. - N 12. - С. 16.
  11. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. - С.47.
  12. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015 - С. 37
  13. Калятин В.О. Объекты авторского права, созданные с использованием компьютера // Патенты и лицензии. - 2011. - N 5. - С. 22 - 25.
  14. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2017 - С.120.
  15. Красавчнкова Л. О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными нрав граждан (физических лиц) в гражданском нраве Российской Федерации: дисс.... д.ю.н. Екатеринбург, 1994.- 435 с.
  16. Нохрина М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.: Юридический центр «Пресс». 2014. - 372 с.
  17. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. -С. 19.
  18. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. - 216 с.
  19. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015. - № 4. - С 34.
  20. 178 Copyright, Designs and Patents Act.
  21. Bently L., Sherman B. Intellectual Property Law. Oxford University Press, 2004. P. 117.
  22. Macmillan v. Cooper (1923) 93 L.J.P. C. 113 at 117.
  23. Copyright, Designs and Patents Act.
  1. Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 246

  2. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.12

  3. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000 - С. 37

  4. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С. 75

  5. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.16.

  6. Как отмечал В.А. Дозорцев, если нет субъекта, которому могло бы принадлежать субъективное право, прекращаются и соответствующие права (см.: Дозорцев В.А. Опубликование материалов, не охраняемых авторским правом // Юридический мир. - 2000. - N 12. - С. 16.

  7. Дозорцев В.А. Комментарий к схеме "Система исключительных прав" // Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. - М.: Статут, 2003. - С. 49.

  8. Пункт 3 ст. 9, 178 Copyright, Designs and Patents Act.

  9. Bently L., Sherman B. Intellectual Property Law. Oxford University Press, 2004. P. 117.

  10. Калятин В.О. Объекты авторского права, созданные с использованием компьютера // Патенты и лицензии. - 2011. - N 5. - С. 22 - 25.

  11. Macmillan v. Cooper (1923) 93 L.J.P. C. 113 at 117.

  12. Пункт 2 ст. 9 Copyright, Designs and Patents Act.

  13. В деле Feist Publcations, Inc. v. Rural Telephone Service Co, 499 U.S. 340 (U.S. 1991) Верховный Суд США отказался применять прежнюю доктрину "в поте лица", позволяющую охранять произведение, создание которого не требует творческих усилий.

  14. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

  15. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия “Юриспруденция для бакалавров”). С.514

  16. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 4. - С 34.

  17. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.

  18. Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.

  19. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2016. С.47.

  20. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.