Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

АВТОРСКОЕ ПРАВО .

Содержание:

Введение

Актуальность темы.

Актуальность темы не вызывает сомнений. Становление новой России, которая предпочла позволить рыночным силам определять направление и скорость развития своей экономики, показало острую необходимость реформы правового фундамента общественных отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В результате работы учёных и законодателей в настоящее время мы имеем добротную юридическую базу. Во-первых, в соответствии со ст.44 Конституции РФ каждому гарантирована свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Во-вторых, была завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности, что выразилось в принятии ряда весьма важных законов, в том числе четвёртой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2008г. На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение во всем мире. Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. С другой стороны нарушение авторских прав и проблемы “ пиратства ” в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение, что и обусловило выбор темы курсовой работы.

Целью настоящей работы является исследование основных положений авторского права.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения в сфере авторского права.

Предметом исследования является совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

Глава 1. Общие положения авторского права

1.1 Понятие авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Термин "авторское право" понимается в двух значениях:

а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

А так же имеет определенные функции:

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст.1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст.1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст.1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст.1270 ГК РФ);

личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст.1255 ГК РФ);

иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п.1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

На авторско-правовые отношения распространяют свое действие положения гражданского права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, эти нормы права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования.

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений, как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое использование будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способом использования и определенным сроком использования. По истечении этого срока все права возвращаются к автору.

Знание основополагающих положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В первую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованием произведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортных материальных носителей этих произведений (издательские, концертные, звукозаписывающие фирмы, организации, осуществляющие посреднические функции при экспорте-импорте прав).

Немаловажным представляется знание авторского права для организаций, занимающихся созданием и распространением программного обеспечения для компьютеров. В настоящее время повсеместно программное обеспечение, которое включает в себя не только алгоритмы и программы, но также и интегральные микросхемы, охраняется авторским правом. И наконец, знание общих положений авторского права имеет значение для тех предприятий, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Нередки случаи, когда работники таких организаций используют результаты совместного научного труда, в том числе итоговые работы научных учреждений для создания как новых самостоятельных работ, так и всякого рода компиляций.

В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, членом которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.

Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия.

1.2 Субъекты авторского права

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных ГК РФ (п.3 ст.1228), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим лицам указанное право может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом. Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст.1228 ГК РФ).

Отметим, что вместо термина "физическое лицо" использован термин "гражданин". Указанное отличие можно отметить по всему тексту части четвертой ГК РФ, в том числе в общей норме пункта 1 ст.1228, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Следует принимать во внимание норму пункта 1 ст.2 ГК РФ: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому безосновательны опасения на предмет того, что могут быть ущемлены права иностранных граждан и апатридов[1].

Согласно ст.18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Следует особо подчеркнуть, что для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Но если они в установленном порядке были признаны недееспособными (либо ограничены в дееспособности), то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны (ст. ст.29, 30, 32 ГК РФ) [2].

Для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст.26 ГК РФ).

Как и ст.9 ЗоАП, ст.1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт - создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п.4 ст.1259 ГК РФ).

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Согласно ст.1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст.1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

К субъектам авторского права, согласно ст.1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст.1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст.1283 ГК РФ) [3]. Рассмотрим пример. Без разрешения наследников певца А. Вертинского в магазинах появился песенник "Любимые романсы", который включал в себя семь произведений Вертинского. Тем самым издательство грубо нарушило авторское право наследников. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса "Попугай Флобер", они указали, что стихи написал неизвестный поэт, хотя всё музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства[4].

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (см. ст. ст.1242, 1243 ГК РФ). Роль таких организаций становится все более значимой в сфере обращения объектов интеллектуальной собственности[5].

Итак, особенностью результатов творчества является то, что первоначально права на них закрепляются за автором. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.

Глава 2. Содержание договора авторского права

2.1 Объекты авторского права

Творческий труд, или (в более широком понимании) творчество, следует рассматривать как сложный многоаспектный процесс взаимоотношений между авторами-творцами и объектами творчества как единство познания и преобразования[6]. Наиболее общее определение творчества, содержащееся в энциклопедических словарях, следующее: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью[7]. Результатом творческого труда автора может быть субъективно и объективно новое произведение. Субъективно новое произведение означает такой результат творческой деятельности автора, который является новым только для него самого, а объективно может быть известным. Объективно новое произведение характеризует ту качественную новизну результата творческого труда, которая отвечает общественным духовным потребностям, являясь одновременно и субъективно новым для автора произведением[8].

Однако для того, чтобы быть объектом охраны, произведение науки, литературы и искусства должно быть доступно для восприятия человеком, т.е. должно существовать в какой-либо объективной форме. Основной перечень произведений сформировался в конце XIX в. [9]. Этот список корректируется с учетом вновь появляющихся объектов. Так, например, с распространением Интернета появились сетевые произведения[10].

Действующее законодательство не предъявляет требования возможности воспроизведения для признания произведения объектом авторского права. Это означает, что охраной пользуются даже те объекты, которые вообще невоспроизводимы в связи с отсутствием необходимых технических средств[11].

Необходимость объективной формы порождает споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны - форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом - и форму, и содержание[12]. Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания[13]. Думается, что ответ на этот вопрос содержится в ст.1259 ГК РФ, согласно которой объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

ГК РФ специально указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п.3 ст.1259).

Статья 1227 ГК РФ указывает, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в этой вещи. Исключением является лишь случай, предусмотренный п.2 ст.1291 ГК РФ, - при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения: демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения; воспроизводить оригинал этого произведения в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции; передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся его автором, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила об отчуждении оригинала произведения и исключительного права на произведение (ст.1291 ГК РФ), относящиеся к автору произведения, распространяются и на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

В свою очередь, ст.1292 ГК РФ наделяет автора произведения изобразительного искусства правом требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Объектами авторских прав (ст.1259 ГК РФ) являются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. Приведенный перечень содержит наиболее распространенные объекты авторских прав и не является исчерпывающим. "Открытый характер перечня обусловлен невозможностью предвосхитить все формы выражения творческой деятельности человека. Кроме того, технический прогресс, безусловно, будет способствовать его расширению"[14].

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Рассмотрим пример из судебной практики. Общество с ограниченной ответственностью "Сорбонна Плюс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к закрытому акционерному обществу "Комстар-директ" о взыскании 100 000 рублей компенсации за нарушение исключительных имущественных прав на программу ЭВМ - компьютерную игру "Discples 2: Восстание Эльфов". Решением от 18.04.2009 с ответчика в пользу истца была взыскана компенсация в сумме 50 000 рублей, в остальной части иска отказано. Вышестоящими инстанциями решение оставлено без изменения. В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ЗАО "Комстар-Директ" просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Суд установил, что ответчик без согласия правообладателя распространял в сети Интернет компьютерную игру "Discples 2: Восстание Эльфов", обладателем исключительных прав на которую в соответствии с договором от 10.12.2007 № 101206, заключенным с компанией "Labcroft Ltd" (приобретшей эти права у разработчика и создателя программы), является истец. Суд отверг довод ответчика о правомерном использовании компьютерной игры, поскольку признал, что договор, на который ссылался ответчик как на основание использования программы, заключен лицом (лицензиатом), с превышением пределов прав, полученных им самим по лицензионному договору. При таких обстоятельствах суд признал ответчика нарушителем прав истца на программу для ЭВМ и с учетом всех обстоятельств дела взыскал с нарушителя компенсацию[15].

К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения - произведения, представляющие собой переработку другого произведения (переводы литературных текстов, аранжировки музыкальных произведений, киносценарии по чьим-либо романам и др.). Авторы производных произведений обязаны соблюдать права авторов произведений, подвергшихся переработке;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. На некоторые составные произведения авторское право принадлежит издателям (например, энциклопедические словари, газеты, журналы и т.д.). Исключительное право на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за его автором, но право на использование издания в целом принадлежит издателю.

Как видно, объектов авторских прав может быть великое множество и практически все из них могут быть созданы работниками, связанными трудовыми отношениями со своими работодателями.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Рассмотрим пример из судебной практики. Общество с ограниченной ответственностью "ДИ-ЛИТО" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Воротилину С.Б. о взыскании 413 623 рублей компенсации за нарушение исключительных авторских прав на использование картографического произведения "Нижний Новгород "Город на ладони" Атлас-панорама для автомобилистов". Суд установил, что на сайте www.antennmaster.ru в сети Интернет размещено изображение, являющееся картографической основой фрагмента страницы 44 атласа-панорамы "Нижний Новгород "Город на ладони" Атлас-панорама для автомобилистов", изданного издательством "Портфолио". По сути, сравниваемые изображения идентичны и различаются лишь наличием на страницах сайта стрелки, указывающей направление движения к месту продаж и офису. Использование объекта авторского права осуществлено ответчиком без согласия правообладателя произведения и выплаты соответствующего вознаграждения, что в силу п.3 ст.1252 и ст.1301 ГК РФ позволяет истцу требовать выплаты компенсации[16].

Таким образом, помимо творческого характера произведения, основным условием для того, чтобы созданное произведение стало объектом авторских прав, является его выражение в какой-либо объективной форме, в т. ч.: письменной (рукопись, нотная запись), устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), в форме изображения (картина, чертеж, эскиз и др.), звуко - или видеозаписи (цифровой, магнитной, механической), объемно-пространственной форме (сооружение, скульптура, макет).

Как уже отмечалось, авторские права возникают не с момента обнародования произведения, а с момента его создания (пример: авторское право на эскиз концертного костюма возникает именно с момента создания эскиза, а не с момента пошива костюма по данному эскизу, или, например, с публикации эскиза в каталоге) [17]. Данное положение, как и ранее ЗоАП, исключает возможность того, что какая-либо организация, исполнительный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения каких-либо формальностей, касающихся создания произведения. Перечень таких формальностей указан в п.1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 ст.1259 ГК РФ.

Кроме того, п.6 ст.1259 ГК РФ указывает произведения, которые не являются объектами авторских прав: официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Произведения народного творчества - это произведения фольклора, включая кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Основная причина, по которой произведения народного творчества не охраняются авторским правом, заключается в невозможности определить автора такого произведения; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

Исключение указанных объектов из числа охраняемых основывается на нормах Бернской конвенции: "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации" (п.8 ст.2 Конвенции). Сами сообщения не охраняются авторским правом, так как имеют информационный характер, т.е. неоригинальны, представляют собой простое, механическое, нетворческое изложение событий и фактов. На это не раз обращал внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ[18].

Итак, авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности - произведений науки, литературы и искусства.

Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены (рукопись, изображение).

Авторско-правовая охрана распространяется на произведение как нематериальное благо и не зависит от прав на тот материальный носитель, в котором это произведение выражено.

2.2 Права и обязанности сторон

Автору произведения принадлежат следующие права (п.2 ст.1255 ГК РФ):

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с указанными правами принадлежат другие права, в т. ч. право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

В силу ст.8 ГК РФ создание произведения представляет собой юридический факт, который влечет возникновение авторских прав.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения науки, литературы и искусства, а также авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются в соответствии с правилами ст.1228 ("Автор результата интеллектуальной деятельности"), ст.1267 ("Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора"), ст.1316 ("Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя") ГК РФ независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания, и такая охрана осуществляется в соответствии с назваными статьями, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие ч.4 ГК РФ.

На принадлежащее автору исключительное право не допускается обращение взыскания (ст.1284 ГК РФ). Предусмотрена ограниченная ответственность автора по авторским договорам (ст.1290 ГК РФ).

Следует отметить, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Издательский лицензионный договор - договор, заключаемый автором или другим правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое в соответствии с таким договором принимает на себя обязанность осуществить издание произведения.

Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. "Указанная норма направлена на пресечение попыток скрытой передачи права авторства"[19]. Законодатель, как и прежде, установил три способа использования произведения: под подлинным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) и анонимно. При использовании произведения под псевдонимом или анонимно необходимо учитывать, что автор может в любой момент раскрыть или снять свой псевдоним (анонимность).

В содержание права авторства входит гарантированная государством возможность автора выступать в общественных отношениях в качестве признанного создателя технического или художественно-конструкторского решения. Право авторства предоставляет возможность создателю считать себя автором указанных решений. Признаками права авторства являются его неотчуждаемость и непередаваемость. Право авторства - это личное неотчуждаемое право, т.е. оно неотделимо от личности. Право авторства непередаваемо, т.е. оно лишено экономического содержания и за редким исключением не может никому передаваться самим автором. Право авторства абсолютно по своему характеру, т.е. создает для всех лиц обязанность воздерживаться от присвоения себе или приписывания кому-либо чести создания произведения.

Нельзя обойти вниманием вопрос о соотношении понятий "авторство" и "право авторства". В понятии авторства отражается объективный факт создания определенного произведения. Факт авторства венчает собой творческий процесс по созданию указанного произведения. Применительно к объектам авторского права юридический факт создания произведения, выраженного в объективной форме, свидетельствует о возникновении права авторства на произведение.

Ответственность за нарушение исключительного права на произведение предусмотрена ст.1301 ГК РФ. За нарушение авторских прав действующее законодательство предусматривает наступление административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Контрафактные[20] экземпляры[21] по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой-либо компенсации (ст.1252 ГК РФ). Законодательство предусматривает наступление уголовной ответственности за нарушение авторских прав путем присвоения авторства (плагиата).

Нарушение может проявляться в следующих действиях[22]: объявление себя автором чужого произведения; выпуск чужого произведения (даже части) под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имен (Постановление ВС РФ от 26.04.2007 № 14).

Заключение

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности, распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Субъектами авторского права могут быть физические и юридические лица - авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

В настоящее время права на результаты интеллектуальной деятельности регламентирует часть четвертая ГК РФ, которая вступила в действие 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

В заключение отметим, что новые способы использования объектов интеллектуальной собственности, доступные участникам экономического оборота в силу научно-технического прогресса, требуют новых подходов, как в практической, так и в теоретической плоскостях. Одной из характерных черт объекта правового регулирования права интеллектуальной собственности является динамизм и ускоренное развитие. В отличие от иных отраслей и подотраслей права, достаточно консервативных, основанных на стабильности и предсказуемости поведения участников гражданского оборота, право интеллектуальной собственности регулирует постоянно изменяющуюся, инновационную, не имеющую стабильного состояния сферу общественных отношений.

Формирование основных начал права интеллектуальной собственности (и так достаточно молодой подотрасли права) происходит параллельно с ускорением технического развития общества. При этом основные подходы к правовому регулированию отношений в связи с обращением продуктов интеллектуальной деятельности, строятся в соответствии с классическими концепциями права. В результате, понятное стремление упорядочить и максимально подробно урегулировать сферу интеллектуальной собственности сталкивается с непрекращающимся появлением новых объектов, способов, механизмов, технологий, не учтенных и не соответствующих только что налаженному правовому регулированию. Такие столкновения, с одной стороны, позволяют обнаруживать недостатки существующего правового регулирования, а с другой - подталкивают и указывают направления для дальнейшего его развития.

Таким образом, праву интеллектуальной собственности должно уделяться необходимое внимание в связи с высокой значимостью данного института.

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 21.01.2009.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. - 08.12.1994; 08.02.2011; 14.12.2011.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Российская газета. - 22.12.2006; 10.12.2011.
  5. Научная и учебная литература
  6. Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий гл.71 ГК РФ / под ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. - 378 с.
  7. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - 389 с.
  8. Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. - 2011. - № 5. - С.102-104.
  9. Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 2. - С.74-76.
  10. Дуленков В.Ю. Об авторских правах индивидуального предпринимателя // В мире права. - 2011. - № 1. - С.65-66.
  11. Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.
  12. Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - 378 с.
  13. Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. - 2011. - № 11. - С.33-35.
  14. Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2011. - № 7. - С.96-99.
  15. Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 2. - С.52-55.
  16. Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практ. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 345 с.
  17. Оплачко А. Интеллектуальная собственность и инновационный потенциал // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2012. - № 1. - С. 20-24.
  18. Погуляев В., Чебанова О. Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 1. - С.33-36.
  19. Попов Р.М. Нарушение авторских прав публичным воспроизведением музыкальных произведений // Право и экономика. - 2011. - № 7. - С.45-49.
  20. Право интеллектуальной собственности: учебник [для вузов] / под ред. И.А. Близнеца; Рос. госуд. ин-т интеллект. соб-ти; [И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин [и др.]. - М.: Проспект, 2011. - 567 с.
  21. Примакова О.М. Нарушение авторского права в сети Интернет // Правовые вопросы связи. - 2011. - № 1. - С.32-35.
  22. Савчук Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе. - 2011. - № 2. - С.66-70.
  23. Савчук Л.Ф. Охрана авторским правом идеи художественного произведения // Юридические науки. - 2011. - № 2. - С.39-42.
  24. Севостьянов В. Необходимо активизировать правозащитную деятельность в сфере авторских и смежных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 7. - С.63-65.
  25. Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. - 2011. - № 7. - С.101-103.
  26. Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. - 2012. - № 4. - С.59-61.
  27. Хохлов В.А. Договор авторского заказа в гражданском праве России // Журнал российского права. - 2011. - Т.4. - № 172. - С.27-29.
  28. Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2012. - 789 с.
  1. Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - С. 37.

  2. Там же. - С. 40.

  3. Щербак Н. Авторское право и наследование // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 8. - С. 26.

  4. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 1. - С. 28-29.

  5. Севостьянов В. Необходимо активизировать правозащитную деятельность в сфере авторских и смежных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 7. - С. 63.

  6. Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 2. - С. 52.

  7. Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. - 2012. - № 4. - С. 59.

  8. Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. - 2011. - № 7. - С. 101.

  9. Хрестоматия по истории государства и права России. - С. 532.

  10. Примакова О.М. Нарушение авторского права в сети Интернет // Правовые вопросы связи. - 2011. - № 1. - С. 32.

  11. Савчук Л.Ф. Охрана авторским правом идеи художественного произведения // Юридические науки. - 2011. - № 2. - С. 39.

  12. Дуленков В.Ю. Об авторских правах индивидуального предпринимателя // В мире права. - 2011. - № 1. - С. 65.

  13. Савчук Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе. - 2011. - № 2. - С. 66.

  14. Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. - 2011. - № 11. - С. 33.

  15. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2010. - № 12. - С. 32.

  16. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. - № 7. - С. 28.

  17. Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5. - С. 26.

  18. Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2011. - № 7. - С. 96.

  19. Право интеллектуальной собственности: учебник [для вузов] / под ред. И.А. Близнеца; Рос. госуд. ин-т интеллект. соб-ти; [И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин [и др.]. - С. 214.

  20. Контрафакт - сокращение от "контрафактный". В ГК РФ используется именно понятие "контрафактный" (ст. 1252 ГК РФ). В буквальном смысле контрафакт - незаконный экземпляр. См.: п. 16 Постановления ВС РФ от 19. 06.2006 № 15.

  21. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26. 04.2007 № 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" (Российская газета. - 05. 05.2007) (далее - Постановление ВС РФ от 26. 04.2007 № 14) определено, что под экземпляром произведения понимается его копия, изготовленная в любой материальной форме, в т. ч. в виде информации на машиночитаемом носителе (в частности, CD - и DVD-диске).

  22. Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 2. - С. 74.