Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воля и адаптивность личности

Вопрос о соотношении воли и личности — это вопрос о том, какое место воля занимает в структуре личности, как она связана с другими особенностями человека как личности, в какой степени она определяет развитие человека как личности и, соответственно, его жизненные успехи. Существуют понятия «волевая личность» и «безвольная личность». Под волевой личностью понимают человека, обладающего высокоразвитой волей и проявляющего ее если не во всех, то во многих жизненных ситуациях и видах деятельности. Безвольной личностью называют человека, который большой силой воли не обладает или же не проявляет ее в том, в чем должен был бы проявлять.

Характеристика человека как волевой или безвольной личности — это не абстрактное психологическое разделение людей на категории, а сущностная характеристика. Она определяет реальное существование и проявление у данного человека других положительных или отрицательных личностных свойств. Предполагается, что у волевой личности имеется немало других ценных особенностей, таких, например, как высокоразвитое сознание, разум, способности, моральные качества. Кроме того, от личности с высокоразвитой волей ожидают более значимых достижений в разных видах деятельности, чем от личности с неразвитой или недоразвитой волей. Если же личность характеризуют как безвольную, то одновременно с этим человеку приписывают другие, в основном негативные, психологические свойства, например сравнительно низкий уровень интеллектуального развития, слаборазвитые способности, недостаточно сильную мотивацию к деятельности и жизненные неудачи.

Воля человека тесным образом связана со многими другими его психологическими особенностями. Рассмотрим некоторые из них. Воля прежде всего проявляется в таких свойствах личности, как энергичность, настойчивость и выдержка. Эти свойства можно рассматривать как базисные или первичные волевые качества личности. Наряду с ними существуют и вторичные волевые качества, к которым можно отнести сознательность, ответственность и целеустремленность. Волевого человека отличают решимость, смелость, самообладание и уверенность в себе. Такие качества в личности обычно формируются и развиваются позднее, чем названная выше группа первичных личностных свойств. Волевые качества проявляются вместе с характером человека, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но также и как характерологические.

Существует группа волевых качеств, связанных с моралью и ценностными ориентациями человека. Их, соответственно, можно назвать моральными и ценностными волевыми свойствами. К ним можно отнести принципиальность, честность и ответственность. Эти качества в основном проявляются в отношении человека к своим обязанностям и во взаимоотношениях с другими людьми. К этой же группе личностных свойств можно отнести и те волевые качества, которые проявляются в деятельности с неодушевленными предметами, например настойчивость, деловитость и инициативность.

Среди общих волевых качеств личности можно назвать силу воли, выдержку и самообладание, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, последовательность, сдержанность, самоконтроль. Таким образом, к воле или волевым качествам личности относятся многие индивидуальные особенности человека, которые одновременно входят в состав его характера под названием «волевые черты характера». Поскольку, как мы уже знаем, характер занимает центральное место в личности человека, такую же оценку можно перенести и на волю человека: она тоже занимает одно из главных мест в личности человека.

Имеется немало примеров того, как люди благодаря своей воле добивались значительных жизненных успехов, не имея в начале жизненного пути ни высокоразвитых способностей (задатков), ни возможностей для достижения успехов. При обсуждении в главе «характер» вопроса о его формировании и развитии мы констатировали, что из трех основных групп черт характера — волевых, деловых и коммуникативных — волевые начинают формироваться и развиваться одними из первых. На их основе в дальнейшем формируются и развиваются другие черты характера. Этот факт особо подчеркивает значимость воли не только в плане обеспечения успешности деятельности человека, но и с точки зрения его развития как личности.

Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых индивидуальных характеристик, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации, нормализуя своё взаимодействие со средой.

Одна из центральных проблем исследования адаптивного потенциала личности - мозаичность получаемых данных и трудность согласования результатов, описанных разными авторами. Огромные массивы эмпирических данных, накопленные к настоящему времени не позволяют прийти к какому-то однозначному заключению относительно состава качеств, которые можно трактовать как адаптивные.

Как объективные причины такого разнообразия можно выделить:

1. Относительность адаптивных качеств.

Положение об относительности адаптивных качеств было введено ещё Ч. Дарвином: приспособления, полезные в одних условиях, становятся бесполезными или даже вредными в других. В контексте социально - психологической адаптации относительность адаптивных качеств проявляется наиболее ярко и может определяться особенностями адаптивных процессов, протекающих в разных условиях, а так же отражать специфику взаимодействия с социальной средой на разных уровнях (микро-, мезо-, макро-). Например, не вызывает сомнений, что приспособление к новой профессиональной деятельности и построение взаимодействия в семье или же в учебной группе требует различных адаптивных способностей.

Чтобы достичь определённости, необходимо выявить условия, в которых то или иное качество или модель поведения будут наиболее адекватными и эффективными, или относить к адаптивным лишь обобщенные, интегральные характеристики, которые могли бы быть более или менее универсальными.

Среди интегральных характеристик наиболее часто называют: толерантность, гибкость мышления и поведения. По всей вероятности, именно эти черты представляют собой некоторые базовые единицы, ценные для любых типов социальной адаптации. Однако нельзя утверждать, что этот список претендует на полноту и законченность.

2. Индивидуальзированность способов и стилей адаптации.

Качественное разнообразие способов адаптации во многих случаях делает нецелесообразным выявление конкретных элементов, имеющих адаптивное значение. Попытка решить эту проблему реализовывалась в замене субстратного подхода (делающего акцент на качественном составе адаптированности) структурным (рассматривающим организацию элементов в системе).

Основным аргументом был следующий: различные факторы адаптации действуют независимо друг от друга, давая некоторый суммарный эффект, а образуют определённую структуру со сложной взаимосвязью. Одни из них могут усиливать или, наоборот, ослаблять влияние других. Поэтому было выдвинуто предположение, что именно целостность, интегрированность и скомпенсированность личностных свойств могут служить основой адаптированности.

Было обнаружено, что структура личностных качеств у высоко адаптированных испытуемых более интегрирована, чем у испытуемых с плохой адаптацией. Существуют данные, что у последних наблюдается более неравномерная структура личности: ряд пиков, указывающих на декомпенсацию личностных свойств, при этом их личностный профиль менее гармоничен и внутренне противоречив.

Таким образом, проблема многообразия и мозаичности адаптивных характеристик вызвала к жизни два методологических подхода, направленных на её разрешение:

1) поиск обобщенных, «ядерных» адаптивных характеристик;

2) анализ структуры личности с точки зрения её организации.

Как были получены эмпирические данные?

Традиционный подход к изучению адаптивных свойств личности заключается в том, что экспериментально сравниваются группы адаптированных и дезадаптированных индивидов. Значимые отличия первой группы от второй и принимаются за адаптивные свойства.

Недостатки:

1. Конечный результат подобного исследования во многом зависит от выбора исходных средств. Здесь имеет место неопределённость поля выбора переменных, которые будут подвергаться анализу, принципиальная неограниченность характеристик, случайность выбора и подверженность его субъективным представлениям автора.

2. Технология, основанная на сравнение особенностей, характеризующих крайние точки процесса (здесь адаптированность и дезадаптированность), не учитывает то, что некоторые адаптивные качества могут активироваться именно в процессе адаптации и находиться в латентном состоянии у хорошо адаптированных индивидов. Поэтому, многие черты адаптированных индивидов, выделенные в результате эмпирической процедуры, вполне могут являться следствием их приспособленности, а не причиной.

Для решения поставленной задачи необходимо:

- Во-первых, теоретическое ограничение поля исходных параметров;

- Во-вторых, учёт процессуальной стороны явления адаптации.

Цели адаптации:

Процесс адаптации относят к направленным процессам. Такие процессы в большинстве своём имеют тенденцию постоянно приближаться к определённой конечной цели или состоянию. Не случайно идея телеологичности (целенаправленности, целесообразности), неоднократно критикуемая, всё же сопутствовала проблеме адаптации с самого начала её разработки.

Необходимость в адаптации возникает тогда, когда существуют некоторые нарушения взаимодействия индивида и среды. И, естественно, вызванный этим процесс, закономерно преследует цель устранения имеющихся нарушений и оптимизации взаимодействия.

Примечательно, что в подавляющем количестве случаев, именно через конечную цель процесса даётся его определение. Например, наиболее распространёнными являются определения типа: адаптация - это процесс:

- Приспособления…,

- Преобразования среды…,

- Полезных изменений…,

- Удержания переменных в пределах нормы…,

- Уравновешивания, балансирования внутреннего с внешним…,

- Повышения уровня функционирования… и др.

Как правило, в трактовке цели отражается понимание сути самого процесса адаптации и, соответственно состояния адаптированности.

Если проанализировать весь арсенал целей, предлагаемых разными авторами, то, принимая некоторый уровень обобщения, их можно организовать в иерархическую последовательность:

- приспособление - сохранение переменных в пределах нормы - уравновешивание, координация - достижение сверхнормативного состояния, повышение уровня функционирования - самореализация.

По мере продвижения от уровня к уровню, повышается фактор активности индивида, индивидуализированности, намечается перевес значимости в сторону индивида, повышается сложность достижения результата.

Цель адаптации связан с неким конечным состоянием, к которому стремится система. В целом процесс адаптации направлен на переход системы от некоторого начального (неудовлетворяющего) состояния к другому, конечному (более приемлемому).

Необходимость в адаптации возникает наиболее остро, когда индивид находится за нижней гранью нормы, симптомами чего служат психоэмоциональное напряжение или отклонения в поведении. Дальнейшее прогрессирование такого состояния может привести либо к разрушению (болезни, гибели) индивида в результате неблагоприятных воздействий окружающей среды, либо к разрушению взаимодействующей с ним среды в результате деструктивных действий индивида. В этом случае, конечным адаптивным состоянием будет, прежде всего, состояние, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность и приводящее индивида в соответствии с нормативными требованиями и ожиданиями.

Однако в отличие от биологического организма, личность может быть не удовлетворена таким состоянием стабильного равновесия. Не случайно идея устойчивого равновесия неоднократно критиковалась. В качестве альтернативного мнения приводились доводы в пользу того, что человеку свойственна тенденция к нарушению равновесия, связанная с поиском новых ощущений, впечатлений, пробой своих возможностей, стремлением к выходу за пределы своего Я. Стремление к достижению, потребность в самовыражении может стимулировать дальнейшее разворачивание процесса, конечным результатом которого будет теперь уже некоторое сверхнормативное состояние. При ориентации на внутренний критерий, мы говорим о реализации индивидуальных стремлений и самовыражения, при ориентации на внешний критерий - о социально полезной активности и эффективности. Координация двух названных сверхнормативных состояний позволяет выйти на уровень самореализации, что является высшей ступенью процесса адаптации.

Оптимальная форма адаптации тесно связана с понятием самореализация, что особенно актуально для социальной адаптации. Самореализация, в отличие от самовыражения, возможна только в контакте с реальным социумом, в процессе продуктивного взаимодействия личности и среды. Именно нахождение социально одобряемого, продуктивного и социально полезного способа актуализации и выражения внутреннего потенциала личности определяет самореализацию как высшую форму адаптации.

Движущей силой, позволяющей стремится к новому состоянию, является некий мотив.

Мотив - осознанная потребность, побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность.

Также мотивом может быть предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она и осуществляется, и осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

- Мотив рождается в акте опредмечивания потребности, определяется как предмет потребности.

- Типичный признак мотива - множество действий, которые собираются вокруг одного предмета.

- По своей роли не все мотивы, побуждающие к некой деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами.

- Мотивы далеко не всегда осознаются, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы, осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

- Мотивы образуют иерархическую структуру.

Основные мотивы, преследуемые индивидом в процессе адаптации, также можно расположить в виде иерархической последовательности: избегание разрушения - сохранение нормального функционирования - достижение возможного оптимума - развитие и усовершенствование.