Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияния системы тарифных преференций на развитие экономики и внешней торговли государств-участников зоны свободной торговли

Зона свободной торговли (далее – ЗСТ) – это тип торгово-экономической интеграции, при котором два или более государств, в соответствии с заключенным ими соглашением о ЗСТ, не взимают таможенные пошлины (или взимают в их меньшей степени) и не применяют иные ограничительные меры в отношении товаров, происходящих из стран-участниц данной ЗСТ (за отдельными исключениями).

Под таможенным тарифом понимается свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию страны (группы стран).

Под тарифными преференциями понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, пользователей преференциальной системы, а также образующих со страной (группой стран) ЗСТ.

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) – региональная экономическая интеграция, странами-членами которой являются Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Тарифные преференции используются в мировой практике уже достаточно давно. Еще в 1968 году на Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД была одобрена Генеральная система преференций, целью которой было содействие экономике развивающихся и наименее развитых стран путем снижения ставки или освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин соответственно. Сегодня, системы тарифных преференций применяются во множестве стран и объединений, таких как Европейский союз, США, Япония, Австралия, ЕАЭС и др.

Несмотря на то, что применение преференций оказывает в отдельных случаях положительное влияние на экономику развивающихся и наименее развитых стран, из-за произвольности построения критериев преференциальных систем, а также отодвижения цели содействия экономическому развитию соответствующих стран на второй план, преференциальные системы часто подвергаются критике.

Начиная с 2000 года, развивающиеся страны показывают не только более высокие темпы экономического роста и роста экспорта, чем в предыдущие годы, но и более высокие темпы роста по сравнению с развитыми странами. В результате доля развивающихся стран в мировой экономике выросла с 34,4% в 1990 году до 48,9% в 2014 году, а доля развитых сократилась с 54,4% до 43,1% соответственно. В 1990 году доля развивающихся стран в мировом экспорте составляла 20,3%, а в 2014 году – уже 31,1%.[1]

На сегодняшний день развивающиеся страны производят широкий спектр товаров, которые являются конкурентоспособными и без предоставления в отношении этих товаров тарифных преференций.

Рост числа развивающихся стран, а также повышение конкурентоспособности их продукции говорит о необходимости пересмотра параметров системы тарифных преференций с учетом современных реалий международной торговли. Учитывая это, развитые страны, предоставляющие преференции, пересматривают свои преференциальные системы, изменяя как перечни стран-пользователей, так и перечни преференциальных товаров.

В 2016 году по данным ФТС России тарифных преференций предоставлено на сумму 22,9 млрд. рублей. В отношении развивающихся (7,8 млрд. рублей) и наименее развитых стран (217,8 млн. рублей) – 8,0 млрд. рублей, что составляет 34,93% от общей суммы.[2]

Единая система тарифных преференций в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕСТП Союза) в целом соответствует базовым положениям Всемирной торговой организации и Общей системы преференций, но, несмотря на это, характеризуется рядом недостатков, которые главным образом заключаются в том, что ЕСТП Союза недостаточно учитывает национальные экономические интересы.

Проблема пересмотра перечней стран-пользователей преференциальной системы ЕАЭС была частично решена после принятия Проекта решения Совета ЕЭК «О перечнях развивающихся и наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза». Проект подразумевает значительное сокращение перечня развивающихся стран-пользователей преференциальной системы ЕАЭС путем исключения из него большого числа стран с высоким уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего. Также Решением Совета ЕЭК от 13 января 2017 г. № 8 были утверждены отдельные перечни преференциальных товаров для развивающихся и наименее развитых стран.

Действующую в ЕАЭС систему приостановления предоставления тарифных преференций необходимо усовершенствовать. Сегодня для приостановления применения тарифных преференций в ЕАЭС, кроме увеличения объемов его ввоза товара на 50% и более, необходимо еще установить, что такое увеличение повлияло на сокращение объемов производства аналогичного товара национальными производителями или сократило их долю на рынке ЕАЭС. Соответствующий анализ рынка и принятие подобного решения является трудоемким процессом. Необходимо установление четкого порога (процентного и/или стоимостного) достижение которого приостанавливает предоставление тарифных преференций.

В условиях электронного декларирования товаров и развития технологий межведомственного взаимодействия Необходима разработка и внедрение электронной системы контроля за достоверностью сертификатов о происхождении товаров, которая должна позволить таможенным органам оперативно осуществлять проверку фактов выдачи сертификатов и проверку достоверности содержащихся в них сведений. Так как необходимость предоставлять оригиналы сертификатов о стране происхождения товаров на бумажных носителях отрицательно сказывается на качестве таможенного контроля, возрастают риски заявления недостоверных сведений о стране происхождения товаров.

Кроме того, потенциально проблемным может стать вопрос о применении разных правил определения страны происхождения товаров и отдельных сертификатов для стран, образующих с ЕАЭС ЗСТ. Так для Вьетнама действуют отдельные правила и сертификат формы «EAV», установленные соглашением о ЗСТ между ЕАЭС и СРВ. При увеличении количества ЗСТ, отдельные правила и сертификаты для разных стран, могут вызвать затруднения при контроле страны происхождения товаров и правомерности предоставления тарифных преференций.

Преференциальное торговое сотрудничество в рамках интеграционных объединений, является важнейшим фактором развития экономики на современном этапе развития внешнеторговых отношений и мирового разделения труда. Региональные интеграционные объединения играют в этом процессе ключевую роль, так как более двух третей международной торговли в настоящее время осуществляется в рамках региональных торговых соглашений [3], из которых более 80% составляют зоны свободной торговли.[4] Кроме того, за годы функционирования Всемирной торговой организации (далее – ВТО) количество заключенных государствами преференциальных соглашений увеличилось в 4 раза, что говорит о важной роли тарифных преференций во внешнеторговой деятельности.[5] Это говорит об актуальности исследования данного направления развития внешнеторговой деятельности.

На мой взгляд, актуальными для России и стран ЕАЭС развитие торговли в рамках ЗСТ становятся в связи с необходимостью развития экспортного потенциала и несырьевой торговли, в условиях действующей экономической и политической конъюнктуры.

В свою очередь об этом говорила и министр по торговле Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) Вероника Никишина. По ее словам, развитие сети соглашений о свободной торговле обеспечит качественные изменения условий для экспорта несырьевых товаров, а также ЗСТ позволят преодолеть барьер в виде снижения пошлин и усилить нетарифную либерализацию экспортных операций. На данный момент апробировать этот подход ЕЭК предлагает в сотрудничестве с такими странами, как Израиль, Корея, Иран, Египет, Сингапур, Индия, где на сегодняшний день формируется экспортная и импортозамещающая повестка.[6]

Я согласен с данной позицией, так как применение тарифных преференций в рамках ЗСТ, в силу специфики соглашения, оказывает существенное влияние на торговлю и экономику стран-участниц соглашения о ЗСТ, стимулируя производство и экспорт товаров на рынки стран-участниц соглашения, путем повышения конкурентоспособности товаров на ранках импортеров. Так товар, включенный в перечень преференциальных товаров, ввезенный во Вьетнам, с которым у ЕАЭС заключено соглашение о ЗСТ, будет освобожден от уплаты ввозной таможенной пошлины, что существенно снизит цену товара на внутреннем рынке Вьетнама и позволит ему успешнее конкурировать с аналогичными товарами из других стран.

Кроме того, ЗСТ имеют соответствующие преимущества по сравнению с другими формами торгово-экономической интеграции, такие как: высокая степень независимости внешнеторговой политики в отношении третьих стран; возможность участия в других ЗСТ; способствуют развитию внешней торговли, стимулированию экспорта, развитию производства и экономики в целом; соглашения о ЗСТ, распространяются, в том числе, на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы.

Сейчас Россия участвует в 8 действующих РТС, среди которых наиболее крупными являются ЕАЭС и ЗСТ СНГ. Также действуют соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом и несколько двусторонних преференциальных соглашений со странами СНГ, Грузией и Сербией. На сегодняшний день ЕАЭС принимает участие в переговорах о торгово-экономическом сотрудничестве (Китай) и создании ЗСТ с рядом стран (Иран, Израиль, Египет, Корея, Сингапур, Монголия, Сербия, Индия, Таиланд).

В качестве отечественного опыта для оценки влияния преференциальной системы на экономику рассмотрена ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам. Соглашение о создании данной ЗСТ было подписано в мае 2015 года, а вступило в силу осенью 2016 года. Выбор Вьетнама в качестве партнера по ЗСТ обусловлен несколькими факторами: невысокие риски, взаимный экономический интерес, рост внешней торговли Вьетнама и другие факторы, в том числе политические. Соглашением был определен перечень преференциальных товаров, а так же обозначены чувствительные товары.

Объемы торговли стран ЕАЭС с Вьетнамом в 2012-2016 гг.[7]

Год

Стоимость (млн. дол.)

ЕАЭС

Экспорт

Армения

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

2012

1 550,06

-

10,1

0,3

-

89,6

2013

1 520,15

-

9,6

0,1

-

90,3

2014

1 563,12

-

6,9

0,1

-

93,0

2015

1 966,50

0,0

5,7

0,5

0,1

93,7

2016

1 616,74

0,0

4,7

10,4

0,0

84,9

Импорт

Армения

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

2012

2 419,43

-

1,2

4,8

-

94,0

2013

2 879,31

-

1,7

8,1

-

90,2

2014

2 626,52

-

2,3

10,3

-

87,4

2015

2 305,39

0,6

1,7

8,5

0,2

89,0

2016

2 724,60

0,5

1,6

7,3

0,1

90,5

Опираясь на данные вышеприведенной таблицы можно сделать следующий вывод, несмотря на то, что фактически ЗСТ начала действовать лишь осенью 2016 года она уже оказала существенное влияние на взаимную торговлю. Также можно заметить, что из числа стран ЕАЭС основным партнером Вьетнама, как по экспорту, так и по импорту является Россия.

В качестве зарубежного опыта рассмотрим Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (далее – АСЕАН). В рамках данного интеграционного объединения в 1977 году была создана зона преференциальной торговли АСЕАН, в договоре были определены товары, в отношении которых применяются тарифные преференции и список чувствительных товаров, подлежащий исключению из общих правил. Принятые меры способствовали расширению взаимной торговли. Но освоение рынков партнеров по Ассоциации продвигалось медленно. В связи с этим в 1992 году было принято решение о проведении экономической либерализации в целях обеспечения устойчивых темпов экономического роста, повышения эффективности национальных экономик. Под либерализацией подразумевалось снижение ставок таможенных пошлин во взаимной торговле.

Торговые показатели АСЕАН в 1998-2015 гг. (млрд. долларов США) [8]

Показатель

1998

2000

2005

2008

2009

2012

2015

Общий объем
торговли

576,11

759,10

1 224,89

1 897,13

1 536,88

2 476,43

2 270,31

Взаимная торговля

120,92

166,85

304,89

470,11

367,18

602,05

543,75

Внешняя торговля

455,19

592,26

920,00

1 427,02

1 160,70

1 874,38

1 726,56

Торговый баланс

57,19

61,18

71,41

57,96

84,06

32,73

93,75

Создание самого интеграционного объединения, а также либерализация торговли, путем предоставления преференций в виде снижения ставок таможенных пошлин во взаимной торговле значительно повлияло на внешнюю торговлю стран АСЕАН. В тоже время торговля в рамках ЗСТ также подвержена кризисным явлениям мировой экономики, о чем свидетельствуют падения торгового оборота в 2009 и 2015 годах.

Иностранный и отечественный опыт показывает, что ЗСТ оказывает положительное влияние на экономику ее участников, способствует расширению рынков сбыта, созданию рабочих мест, увеличению объемов товарооборота, за счет обоюдовыгодного предоставления тарифных преференций, снижению себестоимости продукции за счет снижения импортной пошлины. Кроме того, создаются условия для привлечения иностранного капитала.

Делая вывод, можно сказать, что учитывая влияние преференциальной торговли в рамках ЗСТ на внешнюю торговлю и экономику в целом, а также нынешнюю экономическую и политическую конъюнктуру, ЕАЭС необходимо и дальше развивать преференциальное торговое сотрудничество, тем более, что такие страны как Иран, Сингапур, Израиль, Египет, Монголия проявляют интерес к торгово-экономическому сотрудничеству с ЕАЭС.

На мой взгляд, ключевыми направлениями модернизации ЕСТП Союза являются пересмотр перечня стран-пользователей, направленный на исключение соответствующих стран, совершенствование системы ограничения в предоставлении тарифных преференций, а также совершенствование контроля страны происхождения товаров.

Развитие вышеуказанных направлений, на мой взгляд, будет способствовать совершенствованию ЕСТП Союза, что позволит эффективнее регулировать внешнеторговые отношения со странами дальнего зарубежья и защитить внутренний рынок России и стран ЕАЭС, а также способствовать развитию экономики и внешней торговли государств-участников Евразийского экономического союза.

Список использованных источников

  1. Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: дис. док. экон. наук / Рост. гос. экон. ун-т. – Ростов н/Д., 2015. – 53-386 с.
  2. Ремчукова В.К. Влияние преференциальных торговых соглашений на многостороннюю торговую систему: дис. канд. экон. наук / Моск. гос. ин-т. межд. отн. Мин. ин. дел – М., 2015. – 62-128 с.
  3. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. - № 6. – С. 3-9.
  4. Дробот Е.В., Илясова К.О. Анализ условий внешней торговли России // Мюнхенский депозитарий RePEc при Библиотеке мюнхенского университета. – 2016. – С. 5-16.
  5. Орлов И.В. Зона свободной торговли как одна из форм торгово-экономической интеграции государств // Таможенное дело: научно практический журнал. – 2016. № 3. – С. 12-16.
  6. Новиков В.Е., Ревин В.Н., Цветинский М.П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. – М.: Бином, 2012. – 275-290 с.
  7. Хейфец Б.А. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы для России. – М.: Институт экономики РАН, 2016. – 4-78 (86) с.
  8. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: https://www.wto.org.
  9. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.eurasiancommission.org.
  10. Официальный сайт АСЕАН [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://asean.org.
  11. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://customs.ru.
  1. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. - № 6. – С. 5-6.

  2. По данным ФТС России [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://customs.ru.

  3. Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования: дис. док. экон. наук / Рост. гос. экон. ун-т. – Ростов н/Д., 2015. – С. 53-110.

  4. По данным Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicAllRTAList.aspx (дата обращения: 13.05.2017).

  5. Ремчукова В.К. Влияние преференциальных торговых соглашений на многостороннюю торговую систему: дис. канд. экон. наук / Моск. гос. ин-т. межд. отн. Мин. ин. дел – М., 2015. – С. 108-128.

  6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.eurasiancommission.org.

  7.  По данным Статистических бюллетеней Евразийской экономической
    комиссии [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx

  8. По данным статистической базы АСЕАН [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: https://data.aseanstats.org