Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Подход к изучению проблемы личности

Подход к изучению проблемы личности в современной политической науке имеет множество аспектов. Личность может восприниматься и как человек с присущими ему индивидуальными качествами, который является ключевым в политической действительности, либо личность может восприниматься как представитель какой-либо группы и одновременно исполнителем определенной политической роли. Личность также может выступать и участником общественной и политической жизни, которая взаимодействует с властью и гражданским обществом.

Соответственно, политическая действительность, так или иначе, отражается в жизни индивида. В этом смысле можно говорить о том, что конечным объектом политики всегда выступает человек. Это обстоятельство обусловливает активную позицию рядового гражданина в политической жизни, то есть вынуждает стать его субъектом политики.

Вопрос роли личности как субъект политики рассматривается многими ученными, но, тем не менее, и сегодня в виду постоянных политических изменений этот вопрос до сих пор остается актуальным.

В современном демократическом обществе задачей политологии, как науки, объектом которой является политика и ее взаимоотношения с личностью и обществом», становится не только получение знаний о сфере политики, обеспечения понимания сущности политических процессов, расширение интеллектуального мировоззрения личности, но и предоставление политике гуманистической ориентации. Принцип гуманизма предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Признавать человека субъектом политики политическая наука стала лишь во второй половине ХХ в. под влиянием распада тоталитарных режимов и демократизации общественной жизни. К этому времени человек рассматривалась преимущественно как функция государства, как незначительный винтик, от которого ничто не зависело. Современная политология понимает общество не как обезличенный коллектив, которым руководят герои и вожди, а как совокупность индивидуальностей, личностей, поскольку политика, перед тем, как стать реальностью, не только объективируется в определенных явлениях социальной жизни, но и вызревает в сознании людей в виде политических настроений, идей, надежд.

Современная политология имеет в своем арсенале разнообразную терминологию, которая отражает многоаспектность человека как политического деятеля и политического субъекта, пользуется различными понятиями, а именно: «индивид», «личность», «личность», «субъект политической деятельности», «политическая личность», «политический деятель», «политический человек». При всей своей схожести эти понятия не вполне тождественны.

Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам – приобщенности человека к политике, политическому отчуждению человека и полному слиянию человека и политическими структурами.

К рассмотрению проблемы личности в политике существует два главных подхода - «объектный» и «субъектный». Сторонники первого подхода (Т. Гоббс, Спенсер, А. де Токвиль, Ж. Руссо, Д. Белл, С.Липсет, Р.Даль, У.Корнхаузер, Дж.Роулз и др.) Понимают человека как объект политики. То есть интересы человека должны быть подчинены государству, а личность должен поставить себя под руководство общей воли. Личность как объект требует контроля и подчинения со стороны надличностных образований - общественно-политических структур и институтов.

Современная политология, что гуманистическую направленность, считает главным личный интерес человека, а социальный и политический порядок складывается как результат соотношения интересов различных людей при згодженни интересов свободных индивидов (учитывая взгляды А. Смита, У.Годвина и др.). То есть упор делается на субъектность человека.

Субъективное выражает активное, деятельностное начало. «Субъект политики - носитель предметно-практической политической деятельности, что вызывает определенные изменения в политических отношениях общества». Субъект всегда познает, имеет сознание и волю, активно действует. Поэтому в качестве субъектов политики выступают носители целенаправленной политической деятельности в определенном политическом пространстве.

Одним из условий выделения человека как субъекта политики является его взаимодействие с другими людьми. Еще Аристотель заметил, что политика является особой формой общения или типу отношений между индивидами. Поэтому в качестве субъекта политики в него выступает «государственный муж» и «политический человек».

Позже Н. Макиавелли рассматривает как субъектов политики «государя», «партии» и «слои». «Политическое тело» Т.Гоббса вообще является частью тотального государственного механизма, поскольку он вообще отрицает необходимость существования любых автономных политических субъектов вне государственными институтами: «разрешить политическом телу подданных иметь абсолютное представительство всех его интересов и стремлений значило бы уступить соответствующей частью власти государства и разделить верховную власть ... ».

Таким образом, институциональный подход к политике сводит всю политическую жизнь в деятельности государства и его институтов, а человек в политике рассматривается только как государственный деятель, который управляет подданными.

В XIX в. в качестве главных субъектов политики возникают классы (К.Маркс), расы, народы, нации (Л.Гумплович). В начале ХХ в. политические явления начинают анализировать с точки зрения участия в них групп («группы интересов» (А.Бентли) и элит ( «политические элиты» (Моска, Парето).

Современная политология, в частности американская, выделяет личность, индивида в качестве «первичного», исходного субъекта политики. Эта традиция нашла свое отражение в бихевиористической концепции политического поведения и в теории «рационального выбора». Бихевиористический подход выводит на арену политического актора (актер - индивид, рационально преследует цели максимальной выгоды), поведение которого можно наблюдать и контролировать.

Сторонники теории «рационального выбора» сводят политику к совокупности поведений индивидуальных субъектов.

Коммуникативный подход закрепляет за человеком статус равноправного и автономного субъекта как вертикальной, так и горизонтальной социальной и, в частности, политической коммуникации, то есть субъекта политики. Обычная личность не может быть исключена из политической жизни. Поскольку, во-первых, саму политику создал человек разумный (homo sapiens). Во-вторых, социальные общности, слои, группы, политические партии и политические движения, различные политические институты образуют именно индивиды.

Итак, личность, как субъекта политики можно определить, как особу способную к осознанно-ответственному политического участию, цель которой - влияние на общественно-политические процессы. Субъективными условиями становления политической субъектности политическая компетентность как определенный уровень овладения человеком политическими компетенциями, социальная мотивация и гражданская ответственность.

Социальная активность личности - это способ самореализации личностью своей сущности, понимание им своей сущности, целей и смысла жизни, показатель степени социальной зрелости, сфера самосовершенствования и самостоятельно становления личности как субъекта социальной действительности. Личность живет не в абстрактном среде, а в реальном социальном пространстве, которое дает возможность удовлетворять потребности, реализовывать интересы. Общественный строй этого пространства, социальные, экономические и политические отношения становятся определяющим фактором жизнедеятельности личности. Поэтому личность всегда прямо или косвенно включается в политическую жизнь.

Возможности влиять на процессы в обществе во многом зависят от политической активности личности, ее способности находить каналы участия в социальной политической практике, масштабности влияния и социальной значимости ролей, которые играет человек в социальной и политической жизни

Политическая активность является одной из важнейших категорий политической психологии, поскольку выступает разновидностью психической активности - фундаментального свойства субъектов жизнедеятельности. Политическая активность социальных групп, политических партий, движений, рядовых граждан определяет статику и динамику политических процессов, общественно - политической ситуации в стране. Политическая активность выступает основой формирования политической деятельности личности, воплощает ценностное измерение политической культуры личности. Активность является ценностным способом моделирования, структурирование и осуществление личностью деятельности, общения и поведения, при котором она сохраняет более - менее автономно, целостно, успешно качество индивидуально функционирующей системы в межличностном пространстве.

Итак, политическая активность является функциональным проявлением личности в политической деятельности, которая, в свою очередь, упорядочивается самим субъектом. Становясь субъектом властных отношений, личность выстраивает собственную систему политических действий, структурируя ее определенным образом, но в соответствии с требованиями политической системы и собственно государства.

Список использованной литературы

Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни – СПб. : Алетейя, 2000. – 437с.

Артемов Г. П. Политическая социология: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 280 с.

Гаман-Голутвина О. В. Проблема субъекта модернизации в России: историко-концептуальные аспекты и современное состояние // Власть и элиты в российской трансформации: Сб. научных статей. / Под ред. А. В. Дуки. – СПб.: Интерсоцис, 2015. – 296 с., С. 94 – 109.

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. – М.: Прометей, 2004. – 328 с.

Гришин О.Е. Политическая деятельность: технологическое измерение // Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 296–302.

Денисюк Н. П. Политическая деятельность и политическое участие. 2013

Зеленков М.Ю. Политология: учебник. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКО-ТОРГОВАЯ КОРПОРАЦИЯ «Дашков и К», 2017. – 340 с.

Лапкин В. В. “Человек политический” перед вызовами “infomodernity” / В. В. Лапкин, И. С. Семененко // ПОЛИС. – 2013. – № 6. – С. 64–81.

Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики. [Электронный ресурс] Режим доступа http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000606/

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов – М.: Приор, 2016. – 400 с.

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – 496 с.

Пинчук С. Д. Личность и политика: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2004. – 86 с.

Политология. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2018.

Политическая психология, культура и коммуникация / Российская ассоциация политической науки / Е. Б. Шестопал (отв.ред.). – М.: РОССПЭН, 2008. – 320 с.

Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 477 с.

Субъекты политического процесса [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.grandars.ru/college/sociologiya/subekty-pp.html

Сирота Н.М., Мохоров Г.А. Субъекты политики. Учебное пособие Санкт-Петербург. 2009. – 145 с.

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. Учебник для вузов. 2-е изб., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008.

Шестопал Е. Политическая психология. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 415 с.

Хейвуд Э. Политология. Второе издание. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2017.