Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Умозаключения и их основные виды (Отличительная особенность умозаключения)

Введение

В процессе познания действительности человек приобретает новые знания. Некоторые из них получают с помощью живого созерцания в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Однако большую часть знаний мы получаем на ступени абстрактного мышления с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными, или выводными. Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Отличительная особенность умозаключения от других логических форм мышления состоит в следующем: - в умозаключении мысль движется от одних суждений и понятий к другим, из одного содержания знания выводится новое знание; - логический акт умозаключения состоит не только в анализе уже известного знания, но и в синтезе нового материала, полученного их опыта; - в умозаключении проявляется большая познавательная роль, ибо построение научных теорий, выдвижение гипотез, доказательство и опровержение различных положений основаны на более или менее сложных цепях умозаключений; - велика коммуникативная роль умозаключения. Ведь часто человек прибегает к рассуждениям не только, чтобы решить какой-то вопрос для себя, а для того, чтобы сделать очевидным правомерность и обоснованность своих решений для других. Следовательно, умозаключение выступает одним из средств аргументации. Эти отличительные особенности умозаключения подчеркивают важность знания его сущностных характеристик для умелого использования будущими офицерами в своей профессиональной деятельности.

Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключений называются исходные известные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход то посылок к заключению называется выводом.

Умозаключение - это процесс получения знания из одного, двух или более суждений, принимаемых за истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и получаемого суждения с использованием или без использования особых методологических средств, а также на основе мысленного оперирования предметами. Умозаключение имеет определенную структуру, в которой присутствуют сходные посылки - суждения, а также получаемое суждение - заключение.

Логика исследует умозаключения, осуществляемые на основе или с использованием особенностей логических форм посылок и заключения. Умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные и традуктивные (по аналогии).

Дедуктивные умозаключения

Дедуктивные умозаключения – вид умозаключений, в котором из посылок, выражающих знания большей степени общности, необходимо следует заключение, выражающее знание меньшей степени общности. Дедукция в переводе с латинского означает "выведение".
Как и многое в классической логике, теория дедукции обязана своим появлением древнегреческому философу Аристотелю. Он разработал большую часть вопросов, связанных с этим видом умозаключений.

Согласно работам Аристотеля дедукция – это переход в процессе умозаключения от общего к частному. Другими словами, дедукцией является постепенная конкретизация более абстрактного понятия. Она проходит через несколько ступеней, каждый раз выводя следствие из нескольких посылок.

Необходимо сказать, что в процессе дедуктивного умозаключения должно получаться истинное знание. Такой цели можно добиться только при соблюдении необходимых условий, правил. Правила вывода бывают двух видов: правила прямого и правила косвенного вывода. Прямой вывод означает получение из двух посылок заключения, которое будет истинным при условии соблюдения правил прямого вывода.

Так, должны быть истинны посылки и соблюдены правила получения следствий. При соблюдении этих правил можно говорить о правильности мышления относительно взятого предмета. Это означает, что для получения истинного суждения, нового знания не обязательно иметь всю информацию. Часть сведений может быть воссоздана логическим путем и закреплена. Закрепление необходимо, так как без него сам процесс получения новой информации становится бессмысленным. Ни передать такую информацию, ни как-либо иначе использовать ее не представляется возможным. Естественно, что такое закрепление происходит посредством языка (разговорный, письменный, язык программирования и т. д.). Закрепление в логике происходит прежде всего при помощи символов. Например, это могут быть символы конъюнкции, дизъюнкции, импликации, буквенные выражения, скобки и др.

Пример: "Ни один смертный не может до конца постичь замысел Бога. Все люди смертны. Ни один человек не может до конца понять замысел Бога".
Виды дедуктивных умозаключений

1. непосредственные умозаключения

2. силлогизмы – умозаключения, в которых из двух суждений выводится третье.

Силлогизмы, в свою очередь, делятся по характеру составляющих их суждений на категорический, условный, разделительный и их комбинации: условно-категорический, разделительно-категорический и условно-разделительный силлогизмы. По составу и полноте речевого выражения выделяют простые, сложные, сокращённые и сложносокращённые силлогизмы.
Непосредственные умозаключения – это заключения, выводимые из одной посылки. Этот вид умозаключений позволяет уточнить отношения объёмов понятий, входящих в суждения. Непосредственные умозаключения – это превращение, обращение, противопоставление предикату и умозаключение по логическому квадрату.
Превращение – вид непосредственного умозаключения, при котором изменяется качество посылки без изменения её количества, при этом предикат заключения является отрицанием предиката посылки.
Чтобы превратить суждение, нужно изменить его связку на противоположную, а предикат – на противоречащее понятие. При этом частноутвердительное суждение превращается в частноотрицательное, и наоборот, а общеутвердительное суждение превращается в общеотрицательное, и наоборот.

Обращение  – непосредственное умозаключение, в котором происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения, т.е. в заключении субъектом является предикат, а предикатом – субъект исходного суждения.
Обращение подчиняется правилу распределённости терминов в суждении. Различают простое (чистое) обращение и обращение с ограничением. Обращение будет простым, если субъект и предикат исходного суждения или оба распределены, или оба не распределены. Обращение с ограничением бывает тогда, когда в исходном суждении субъект распределён, а предикат не распределён или, наоборот, субъект не распределён, а предикат распределён.

Индуктивные умозаключения

Индукция — это переход от частного к общему. То есть это постепенное обобщение более частного, конкретного понятия. Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления

В отличие от дедукции, при которой из истинных посылок выводится истинное заключение, достоверная информация, в индуктивном умозаключении даже из верных посылок вывод получается вероятностный. Это связано с тем, что истинность частного не определяет однозначно истинности общего. Так как индуктивное заключение носит вероятностный характер, дальнейшее построение на его основе новых умозаключений может исказить достоверную информацию, полученную ранее.

Несмотря на это, индукция очень важна в процессе познания, и за подтверждением этого не нужно далеко ходить. Любое положение науки, будь то наука гуманитарная или естественная, фундаментальная или прикладная, является результатом обобщения. При этом получить обобщенные данные можно только одним способом — путем изучения, рассмотрения предметов действительности, их природы и взаимосвязей. Такое изучение и является источником обобщенной информации о закономерностях окружающего нас мира, природы и общества.

Индуктивное умозаключение — это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. То есть частный предмет рассматривается и обобщается. Обобщение возможно до известных пределов.

Любое явление окружающего мира, любой предмет исследования лучше всего поддается изучению в сравнении с другим однородным ему предметом. Так и индукция. Лучше всего ее особенности проявляются в сравнении с дедукцией. Проявляются эти особенности в основном в том, каким образом проходит процесс умозаключения, а также в характере вывода. Так, в дедукции заключают от признаков рода к признакам вида и отдельных предметов этого рода (на основе объемных отношений между терминами); в индуктивном умозаключении — от признаков отдельных предметов к признакам всего рода или класса предметов (к объему этого признака).

Поэтому между дедуктивными и индуктивными умозаключениями существует ряд отличий, позволяющих разделить их между собой. Можно выделить несколько особенностей индуктивных умозаключений:

1) индуктивное умозаключение включает множество посылок;

2) все посылки индуктивного умозаключения — единичные или частные суждения;

3) индуктивное умозаключение возможно при всех отрицательных посылках.

Традуктивное умозаключение построено на определении сходства объектов в одних признаках и заключении об их сходстве в других признаках. Используя различные виды умозаключения необходимо твердо знать их правила, а также ошибки, возникающие при построении умозаключений. В процессе познания действительности человек приобретает знания.

Все наши знания по своему происхождению делятся на непосредственные, почерпнутые из опыта, и опосредованные, выводные. При этом большая часть знаний получается человеком с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из уже имеющихся, приобретенных. Основной логической формой опосредованного мышления служит умозаключение.

Виды умозаключения

C:\Users\Лилия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\image002.gif

В зависимости от того, из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, умозаключения делятся на непосредственные и опосредованные. В непосредственных умозаключениях вывод строится по одному суждению путем его преобразования (обращения и превращения) или на основе правил соотношения истинности и ложности подчиненных и несовместимых суждений.

Виды непосредственных умозаключений получаются путем:

  • обращения суждения;
  • превращения суждения;
  • противопоставления предикату;
  • умозаключения по логическому квадрату.

В опосредованных умозаключениях вывод следует из двух или нескольких суждений, логически связанных между собой. Опосредованное умозаключение имеет свою структуру.

Во всяком умозаключении необходимо различать три основных элемента:

  • исходное знание (посылки);
  • обосновывающее знание (логическое основание вывода);
  • выводное знание (заключение).

Посылки умозаключения - исходные известные суждения, из которых выводится новое знание в виде суждения.

Обосновывающее знание - выражается в правиле умозаключения. Это переход от посылок к заключению.

Выводное знание - суждение, выведенное из посылок. I. Закон исключенного третьего - закон мышления. II. Закон исключенного третьего впервые сформулирован Аристотелем. III. Некоторые законы мышления впервые сформулированы Аристотелем. В данном умозаключении I и II - посылки, а III -выводное значение.

Следует видеть, что новизна выводного знания имеет различный характер. В одних случаях, новизна выводного знания выражается в том, что от предметов, охарактеризованных в одной из посылок только общими выводами, переходим в выводе к предметам, охарактеризованным особенными, или индивидуальными признаками.

В других случаях новизна выводного знания заключается в том, что от предметов, охарактеризованных в посылках индивидуальными, или особенными, признаками, мы переходим в выводе к предметам, охарактеризованным общими признаками. В третьих умозаключениях новизна выводного знания выражается в том, что известным из посылок предметам или классам предметов мы приписываем в выводе новые признаки.

При наличии содержательной связи между посылками новое истинное знание можно получить при соблюдении двух условий:

1) должны быть истинными исходные суждения - посылки умозаключения;

2) в процессе рассуждения следует соблюдать правила вывода, которые обусловливают формальную правильность умозаключения.

В настоящее время придерживаются следующих видов умозаключений.

  1. В зависимости от строгости правил вывода различают:
  • демонстративные (необходимые) умозаключения;
  • недемонстративные (правдоподобные) умозаключения.

Демонстративные умозаключения характеризуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в них (т.е. в выводах) представляет собой логический закон. В недемонстративных умозаключениях правила вывода обеспечивают лишь вероятность следования заключения из посылок.

  1. В зависимости от направленности логического следования, т.е. по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении различают три вида умозаключений:
  • дедуктивные (от общего знания к частному);
  • индуктивные (от частного знания к общему);
  • умозаключения по аналогии (от частного к частному).

В настоящее время говорят о классификации умозаключений в зависимости от выбора основной структурной единицы анализа (выводы логики суждений и логики понятий). В одном случае правомерность вывода оценивается посредством анализа отношений между суждениями. В другом случае для проверки умозаключений необходим анализ на уровне отношений между понятиями.

Отсюда и различаются выводные схемы:

  • логики суждений (логики высказываний);
  • логики понятий (логики предикатов)

Эти два вида породили в современной логике два новых раздела - логика высказываний и логика предикатов. Анализ на уровне отношений между понятиями используется в теории силлогизма, при преобразовании субъектно-предикатной структуры суждений, в некоторых видах индукции. Исследование выводов на уровне логики суждений применяется при описании условных, условно-категорических и многих других видов умозаключений

Заключение

Логика как наука возникла еще в V веке до н.э. Ее создателем был древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который систематизировал и развил логические изыскания своих предшественников в трудах, объединенных под общим названием «Органон». Логика как наука возникла в недрах древнегреческой философии, для которой характерна глубина и высокая степень разработанности философской проблематики. При исследовании феномена человеческого познания (а это одна из основных задач философии) перед философами встал вопрос о критериях правильности мыслительных процедур, то есть о том, какое мышление можно считать правильным. Кроме того, была осознана необходимость создания собственного философского «органона», место которого на долгое время как раз и заняла созданная Аристотелем логика. Для того, чтобы человек мог правильно и полно аргументировать и доказывать свою точку зрения, в логике существуют различные законы и правила умозаключений. Данные правила и законы позволяют верно сделать выводы и придти к истинному суждению. Логика есть наука о формах, приемах и методах теоретического познания на ступени абстрактного мышления, имеющих общенаучный характер, о законах, составляющих основу этих методов, а также о языке как средстве познания. Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. И в этом смысле описание и объяснение мыслительных процедур с точки зрения логики направлено, в первую очередь, на выработку определенных требований и норм, предъявляемых к мыслительному процедурам. Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических потенциальных средств.

Список используемой литературы

  1. Ивин А.А. Логика. - М.: Гардарики, 2011.
  2. Ивлев Ю. Логика для юристов. - М.: Бек, 2010.
  3. Кириллов В.И. Логика для юристов. - М.: Вэлби, 2009.
  4. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. Логика. - М.: Проспект, 2007.
  5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов и факультетов университетов. - М.: Высшая школа, 2008.
  6. Иванов Е.А. Логика. Учебник/ Е.А. Иванов. –М.: Издательство БЕК, 1998.