Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Соотношение в жизнедеятельности россиян материального (заботы о теле) и метафизического (заботы о душе)

В эссе рассматривается такая проблема современного русского общества, как совместное существование в жизни материальных и духовных ценностей. Что в большей степени важно и нужно русскому обществу на рубеже конца первой четверти двадцать первого века, какие интересы в большей степени превалируют в умах русских граждан. Настоящее эссе в большей степени отражает мнение автора о современных ценностях общества, а также сопоставление с ценностями предыдущих поколений.

Что же есть материальное и метафизическое, в чем семантика двух противоположных понятий?

Общепринято, что материальное связано с материей, то есть с миром вещей, предметов, объектов телесного (живого) и не телесного (не живого) состояния. Материя – есть предмет творения цивилизации, продукт жизнедеятельности общества будь то занятие предпринимательской деятельностью или же не что иное. Метафизическое или духовное, чаще всего связанно с внутренним миром человека и является предпосылкой к материальной составляющей жизнедеятельности.

Для сравнения можно провести аналогию с правом. Для большинства людей право есть совокупность законодательных предписаний, норм права, обличенных в какую-либо форму материального носителя и применяемых квалифицированными с специалистами в своей области. Однако, люди не задаются вопросом о том, что право по свое сути, обличенное в рамки закона, имеет свойства метафизическое, поскольку является объектом творения человеческого сознания.

Осмысливая проблему материального и метафизического в современной жизнедеятельности россиян, хочется интерпретировать данную проблему с точки зрения исследования проблемы ценностей и антиценностей. Как отмечает Н.О. Лосский - Ценности определяют смысл каждого поступка: «Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе как на основе каких-либо ценностных моментов и ради них»[1]. Ценность служит человеческим измерением культуры, воплощающим в себе отношение к формам человеческого существования[2]. Как справедливо замечает Г.П. Выжлецев Целостное мировоззрение нации, векторы развития культуры, зависит от доминирующей системы ценностей. «Ценности и определяют изнутри, из глубин индивидуальной и социальной жизни то, что мы называем культурой народа и общества и именно так ценности становятся ядром этой культуры. Культура сохраняет единство нации, государства и общества, так как она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа первична по отношению к ее экономике, политике, праву, морали»[3].

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе жизнедеятельности материального и метафизического лежат две основополагающие парадигмы нравственно-ценностная и культурная.

Как отмечают В.И. Заботкина и М.Н. Коннова «в современном мире происходит стремительная смена ценностных ориентиров. Абсолютизация идей комфорта и удовольствия, представляющая собой генеральную стратегию дискурса современных средств массовой информации, приводит к размыванию традиционной системы ценностей – «ядерному расщеплению» культурных доминант русской картины мира»[4].

С приведенным выше мнением нельзя не согласиться, если рассматривать проблему материальных и духовных ценностей с точки зрения развития семейных ценностей, то действительно, в современном русском обществе наблюдается яркий контраст и разница в сравнении с предыдущими поколениями, если ранее в период царской России, а после в советский период в основе общества превалировали в большей степени метафизические ценности населения, на это указывает уровень духовно-нравственного развития общества того времени в целом, в Российской империи во главе стоял патриархальный устой. Муж (Отец) глава семейства, он же является основной опорой, на нем вся ответственность, он же является основным источником материального благополучия. На жене остается домашнее хозяйство и забота о детях. В советский период наблюдается засилье равноправия, женщинам более не отводится второплановая роль в семье, однако, семейные ценности по-прежнему стоят особняком. В современной России система ценностных ориентиров весьма размыта, в основе стоит независимость и превалирование материальных ценностей, для современных россиян будь то мужчины или женщины главное в жизни найти себя, обустроить свою зону комфорта и состояться в жизни. Большинство современных мужчин и женщин весьма состоятельны и успешны, но по отдельности. Метафизическая составляющая по большей части носит второстепенный характер для каждого россиянина по отдельности. Данная тенденция по мнению автора обусловлена тем, что в сложных экономических условиях, а также в ввиду «модных» западных тенденциях, где в основе лежит в первую очередь, личная состоятельность Россияне привыкли рассчитывать исключительно каждый сам на себя, либо искать равных и сильных независимых спутников жизни.

Как отмечает И.В. Анненкова «Внешнее (материальное) предлагается современными СМИ в качестве сущностной характеристики личности в отличие от свойственного традиционной русской культуре приоритетного внимания к внутреннему (духовному, душевному, интеллектуальному). В развлекательной сфере средств массовой информации происходит смена, «перекодировка» целых блоков онтологически и аксиологически важных компонентов традиционного миропонимания русских»[5]. Исходя из приведенного мнения следует, что в современном русском обществе наблюдается процесс нивелирования ценностей, то есть нет четкой грани между материальными и метафизическими ценностями, и с какой-то стороны можно даже наблюдать плавно-поступательное движение к сведению духовных ценностей к минимальному значению.

Другой аспект, в котором также следует рассматривать превалирование нравственных и духовных ценностей, это их интеграция в предпринимательство. Ведь самом по себе предпринимательство и духовно-нравственная культура в России всегда были тесно взаимосвязаны между собой. Процесс реформирования хозяйственной деятельности, развернувшийся в нашей стране в середине 80-х годов прошлого столетия, привел к изменениям всех элементов социокультурной жизни общества, произвел деформацию нравственно-ценностных ориентиров. На первый уровень вышли экономические отношения, при этом духовные ориентиры ушли на второй план, хотя, и в советский период отечественной истории духовная культура была утрачена, но после перестройки, а затем развала СССР, приходом капиталистического уклада, духовность в смысле проявления заботы о ближних, о согражданах или же национальной идеи в виде построения социалистического общества и вовсе потеряла смысл. Отныне общество существует по принципу «каждый кузнец своего счастья», поэтому забота о теле, о материальных потребностях россияне ставят в ущерб заботе о духовных ценностях и о благе нации в целом. Как отмечает Алексей II Патриарх Московский и всея Руси «Россия пережила искушение: Обольщение деловым успехом и материальными благами ведёт к мнимому торжеству рассудка, удаляет человека от творца, вызывает стремление обустроить жизнь без Бога»[6].

Однако, труд в том числе и предпринимательство не всегда шли в ущерб интересам духовным в русском обществе, в православном богословии труд является средством для усмирения тела. «Труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, даёт христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним»[7]. Прибыль в православной хозяйственной этике не рассматривается как самоцель для предпринимателя и как смысл жизнедеятельности человека вообще. «Богатство обязывает заботиться об обездоленных, несчастных и бессильных. Экономическая деятельность приобретает высший смысл, когда забота о себе перестаёт быть главной, когда она уступает место служению людям»[8].

В связи с чем можно сделать вывод о том, что предпринимательство, рассматриваемое в аспекте материальных и духовных ценностей, имело разные пути эволюции. В дореволюционной России люди в большей степени рассматривали свою деятельность не как источник получения прибыли, а как своего рода возложенную на него Богом задачу своими способностями служить обществу и людям. В советский период, духовность потеряла тот смысл, который в нее вкладывался в период царской России, здесь на первый план выходит забота людей о построении нового советского общества во благо будущим поколениям, говорить о том, материально это или духовно, в данный временной период весьма сложно. На современном этапе общество страдает от закоренелого образа жизни, где деньги или товар в большей степени, а человек, состоящий из тела, души и духа, в меньшей степени играет малую роль в жизни государства и общества. Однако русская культура по мнению некоторых исследователей требует и от предпринимателя, и от простого труженика сознательного отказа от гордыни, в частности от горделивого «социального конструирования»[9], в идеале представляется, что русская этика труда должна пересмотреть и переосмыслить свои взгляды в угоду высшим -духовным целям, а не личным в первую очередь.

Еще одна категория, на которую следует обратить внимание – это «образ жизни человека». Специфика общества определяет жизнедеятельность его членов. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Как отмечает Романова И.В. «Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах культуры. Следовательно, образ жизни – это динамический социокультурный «портрет» членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности. Категория «образ жизни» подразумевает внимание не только к способам организации людьми своей повседневной жизни. Она связана также и с выявлением социокультурной значимости оценок представителями различных социокультурных групп своего собственного образа жизни, образа жизни других людей, а также текущего состояния общественной и культурной жизни вообще»[10].

Если говорить об образе жизни современного россиянина, то он безусловно тесно связан с жизнью государства. Именно государство задает тенденцию к модернизации и изменению духовного и материального в жизни общества. А.С. Фролов отмечает, что Если рассматривать проблему модернизации материальной и духовной составляющей в онтологическом ключе, «то нельзя не признать, что в течение длительного времени в жизни различных цивилизаций реализовывалась одна общая схема развития: очередная перестройка (модернизация) материальной основы осуществлялась на базе определенной системы идей, отражающих ключевые духовные, нравственные ценности и установки. История древних цивилизаций убедительно свидетельствует о том, что совершенствование условий материального бытия не выступало в качестве самоценности, но в качестве и «действующей», и «целевой» причин имело определенные духовные предпосылки и ориентиры»[11].

Если же рассматривать проблему модернизации материальной и духовной составляющей в рамках современного российского общества то следует отметить, что из современных ресурсов которыми обладает государство в плане воздействия, по сути действенных очень мало, несмотря на вроде бы поляризационный период поддержки предпринимательства и молодых семей в плане развития здорового и нравственного общества. На деле же мы наблюдаем отнюдь не веселую картину, которая показывает, что по факту каких-либо значимых реальных материальных, экономических, финансовых и т.п. ресурсов и рычагов, обеспечивающих перевод модернизации у государства нет в виду отсутствия подхода к личности конкретного россиянина, а массовая пропаганда навеянных государством нравственных ценностей в СМИ, на деле не приносит ощутимого результата.

Как справедливо отмечает А.С. Фролов, жизненно необходимых рычагов и ресурсов для модернизации русского общества у нынешней власти просто не существует, а отсутствие объединяющих общество идей и ценностей, не заменят ни вошедшие в моду посиделки государственных топ-менеджеров с байкерами и рокерами, ни их доверительное общение с надежно прописавшимися ниже уровня морали, раскрепощенной светской элитой[12].

Если резюмировать вышеизложенное то, можно сказать, что без условно нельзя отрицать - материальная составляющая не может существовать без метафизической для современного россиянина, но ее значение безусловно важнее и ощутимее, особенно в условиях нестабильной экономики государства и неоднозначной политической обстановке. И здесь напрашивается вопрос о русском образе жизни, то есть обобщающей категории, которая дает представление о наиболее значимых и существенных, типичных характеристик способов жизнедеятельности и активности людей. При этом понятие образа жизни очень тесно связанно с такими категориями, как жизненный уклад, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Поскольку в каждом историческом обществе происходил неизменный процесс происхождения, а после становления и развития для него особых, специфических форм экономической, политической, культурной жизни граждан, то это неизменно влекло за собой изменение условий жизнедеятельности членов общества, а в следствии чего изменении материально и метафизической составляющей. В силу сказанного, можно отметить, что русское общество переживает очередной этап перестройки сознания в угоду материальным ценностям в связи с динамично развивающейся экономикой и сменой нравственно-ценностных ориентиров в угоду в первую очередь материальной составляющей, а не духовной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.О. Лосский «Ценность и Бог. Бог и Царство Божие как основа ценностей». М., 2000. С. 7
  2. В.И. Заботкина, М.Н. Коннова «К вопросу о ценностях и антиценностях в авторской картине мира Б.Л. Пастернака, Новый филологический вестник №3, 2017 г. С. 161
  3. Романова И.В. «Категория «Образ жизни» в отечественной и зарубежной научной литературе», Вестник ЗабГУ № 10 2012 г. с. 64
  4. А.С. Фролов «О диалектике духовного и материального в процессе модернизации России 2017 г. с. 197
  5. Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси. Мир // Безопасность Евразии, 2004. № 4. С. 10
  6. А. В. Лукаш «Предпринимательство и духовно нравственная культура России» Омский научный вестник №4 2007 г. с. 206
  7. И.В. Анненкова Медиа дискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М., 2011. С. 191–193.
  8. Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси. Мир // Безопасность Евразии, 2004. № 4.
  9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательский совет Русской православной церкви (Издательство Московской патриархии), 1995.
  10. Г.П. Выжлецев Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 65.
  1. Н.О. Лосский «Ценность и Бог. Бог и Царство Божие как основа ценностей». М., 2000. С. 7.

  2. В.И. Заботкина, М.Н. Коннова «К вопросу о ценностях и антиценностях в авторской картине мира Б.Л. Пастернака, Новый филологический вестник №3, 2017 г. С. 161

  3. Г.П. Выжлецев Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 65.

  4. В.И. Заботкина, М.Н. Коннова «К вопросу о ценностях и антиценностях в авторской картине мира Б.Л. Пастернака, Новый филологический вестник №3, 2017 г. С. 161-162

  5. И.В. Анненкова Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М., 2011. С. 191–193.

  6. Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси. Мир // Безопасность Евразии, 2004. № 4.

  7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательский совет Русской православной церкви (Издательство Московской патриархии), 1995.

  8. Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси. Мир // Безопасность Евразии, 2004. № 4. С. 10

  9. А. В. Лукаш «Предпринимательство и духовно нравственная культура России» Омский научный вестник №4 2007 г. с. 206

  10. Романова И.В. «Категория «образ жизни» в отечественной и зарубежной научной литературе», Вестник ЗабГУ № 10 2012 г. с. 64

  11. А.С. Фролов «О диалектике духовного и материального в процессе модернизации России 2017 г. с. 197

  12. А.С. Фролов «О диалектике духовного и материального в процессе модернизации России 2017 г. с. 197-198