Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Роль зрелищ в римском мире

«Хлеба и зрелищ!» – таков был лозунг праздного римского народа. Эта фраза сейчас известна всем; древнеримский сатирик и поэт Ювенал (60-130 гг.) охарактеризовал этими словами основные стремления своих соотечественников.

Древние римляне и в самом деле знали толк в зрелищах. Зрелищем были игры, пристрастие к которым было вполне объяснимо. В них не было места случайностям: выступавшие на арене гладиаторы и животные своим необычным видом напоминали о господстве Рима над самыми дальними странами.

Благодатный для земледелия климат, развитая система налогов, военная добыча и дань с провинций исправно наполняли древнеримскую казну и денежные мешки правящей знати. В итоге римляне могли позволить себе много интересного, так сказать, за счёт бюджета. Для того чтобы отвлечь население от социального или политического недовольства, власть имущие практиковали бесплатную раздачу хлеба, масла и вина – и, конечно, разнообразнейшие зрелища. Императоры не останавливались ни перед чем, чтобы обеспечить успех спектакля, организаторами которых они являлись: Нерон приказывал покрывать арену гигантским полотнищем, вышитым звёздами в честь коронации царя Армении в 66 г до н.э. По случаю открытия Колизея в 80г. Тит подарил цирку девять тысяч хищных зверей; кормили их пленниками.

Какие же были зрелища в Древнем Риме:

Гладиаторские бои

В играх гладиаторов Древнего Рима, которые происходили для увеселения почтеннейшей публики, участвовали тысячи воинов-пленников или рабов, свободные бойцы-профессионалы, приговорённые к смерти преступники, опасные животные и даже, с какого-то исторического момента, женщины. Мало того: сразиться с гладиаторами не считали для себя зазорным знатные граждане и даже римские императоры; правда, они – исключительно по собственному желанию. На гладиаторских аренах происходили смертельные поединки и сражения, инсценировки известных или мифических битв, бои со зверями и другие жестокие представления.

В решении участи побеждённых зачастую принимали участие зрители, голосуя: добить павшего или оставить в живых. Это, конечно, создавало мощнейшее чувство сопричастности происходящему и, по-своему, опьяняло.

Гладиаторские бои наложили глубокий отпечаток на сознание людей и стали своеобразным символом римской цивилизации. Они выражали стремление победить смерть.

Аттракционы с размахом:

Навмахии. В переводе с древнегреческого – «морские сражения». Правда, происходили они не на море, а в искусственных водоёмах, специально созданных для инсценировки морских битв. В навмахиях участвовали гладиаторы, а также пленные и осуждённые на казнь.

По берегам возводились трибуны (а небольшие навмахии порой проходили и в цирках, где арену можно было наполнить водой). На воде воспроизводились известные и прославленные морские битвы. Всё было по-взрослому: настоящие корабли, настоящее оружие и настоящая смерть; трещали палубы, горели и тонули суда, люди погибали тысячами, как на настоящей войне, публика была в восторге.

В других случаях с помощью механизмов на арене появлялись целые пейзажи, города, леса, горы и животные. Эти фантастические декорации показывали римлянам, что империя властвует во всем.

Травля зверей. Это развлечение включало в себя широкий спектр различных представлений с участием животных – начиная от невинных, вроде обычного показа диковинных заморских зверей, чудес дрессировки и разных фокусов, и заканчивая кровавой охотой и поединками; медведей, тигров, львов, быков и пантер стравливали друг с другом и натравливали на людей. Тысячи людей и животных убивали друг друга.

В шоу задействовались как профессиональные дрессировщики и укротители-бестиарии, так и обычные гладиаторы, и, по доброй древнеримской традиции, преступники, осуждённые на смерть – например, до того, как Рим отказался от язычества, там очень любили публично скормить голодным львам каких-нибудь христиан. Жертвам могли выдать оружие, тогда казнь становилась продолжительнее и интереснее. Выступления с дрессированными хищниками всегда имели огромный успех у публики.

Считаю, что любовь римлян к грубым зрелищам, вроде гладиаторских сражений, кулачных боёв и травли зверей вызывало у соседей, мягко сказать, - нелюбовь. Например, греки считали римлян варварами, жестокими, кровожадными и невежественными.

Но, с другой стороны, не все зрелища в Древнем Риме имели такой жестокий и необузданный характер. Например, очень пользовались любовью горожан конкурсы актеров, поэтов и музыкантов. В Древнем Риме разыгрывались спектакли и даже появился первый оркестр.

Они умели не только грабить, но и учиться. Особенно сильным было влияние греческой культуры, более развитой и в то же время родственной римской культуре, сохранявшей при этом свою самобытность. Высокомерное отношение к соседям удивительным образом сочеталось с открытостью.