Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Роль государства в процессах социально ориентированного распределения материальных благ и защиты малоимущих слоев населения (поддержки безработных)

Конституция РФ провозгласила Россию социальным государством (ст.7, Конституция РФ 1993г.). Новое законодательство обеспечивает российских граждан по ряду направлений большими правами, чем европейское. Введенная в России система поддержки безработных благоприятствует их защищенности в большей степени, чем законодательство европейских соседей. Еще одной особенностью стала высокая нормативная защищенность работников на предприятиях народного хозяйства. Законодатель наделил значительными правами по регулированию трудовых отношений и защите трудящихся профессиональные союзы. К высокому качеству социальной защиты можно было бы отнести развернутую систему предоставления льгот российским гражданам. Однако высокая нормативная защищенность, разнообразие льгот и многочисленность льготных категорий граждан не стали элементами конституирования «социального государства», поскольку реальная социальная практика противоречила нормативной модели, а социальное самочувствие российских граждан было весьма пессимистичным.

Основная цель социального государства - регулирование социального неравенства, смягчение его деструктивных последствий (поляризации доходов населения, расширения границ «социального дна» и увеличения числа «пограничных» дну социальных категорий). Эта функция не выполнялась системой социальной защиты. Но, несмотря на явные просчеты и общую неэффективность, система социальной защиты в России позволяла в некоторой степени снижать социальную напряженность и адаптировать население к новым социально-экономическим условиям, но не была способна решать задачи нового периода социально-экономического развития в силу ее противоречий (широчайшее распространение неправовых практик снижало эффективность нормативной защищенности граждан; наделение льготами в соответствии с системой категорий снижало эффективность помощи действительно малоимущим слоям населения и социально уязвимым; рост числа льготных категорий вступал в противоречие с возможностями государства, что порождало увеличение числа льгот, не обеспеченных материально и т.д.).

Снятие данных противоречий в концепции «субсидиарного государства» не является правомерным, конституционным, а отказ от социальных приоритетов и сужение социальной защиты к возмещению воздействия деструктивных факторов и рисков не является допустимым с точки зрения перспектив российского общества.

Конструирование системы социальной защиты на основе концепции социальных прав позволяет преодолеть узкий отраслевой подход, в соответствии с которым реализация социальной защиты зависит только от деятельности специальных институтов, изменить представления о роли человека в системе социальной защиты и тем самым избежать ловушки пассивной адаптации и социального иждивенчества, не пренебрегая при этом механизмом государственного обеспечения социальных прав, преодолеть недостатки затратно-компенсационных моделей социальной защиты, преодолеть однолинейную зависимость защищенности от экономики и экономического роста, и включить зависимость от совокупности всех факторов - политических, экономических, социальных, культурных.

Обеднение российского населения в результате социально-экономических трансформаций доказано многочисленными эмпирическими исследованиями. Масштабы бедности даже по официальным подсчетам достигали величины более трети населения Российской Федерации. Проблема преодоления бедности и увеличение численности среднего класса считается одной из важнейших социальных задач государства в настоящее время. Ее решение связывается с результатами экономического роста и созданием эффективной системы социальной защиты.

Однако простое увеличение объема социальных выплат может смягчить, но не решить проблему снижения бедности в связи с недостатками существующей системы начисления социальных пособий, механизм которой несет на себе печать конъюнктурных решений политиков периода кардинальных социально-экономических преобразований. Речь идет об отсутствии дифференциации выплат между различными категориями нуждающихся и значительных различиях в объеме социальной поддержки внутри одной и той же социальной группы, безадресность социальной защиты, и главное - перекос и деформация перераспределительных потоков в системе социальной защиты.

Современная система социальной защиты должна учитывать как ситуативные проблемы и риски, так и факторы формирования сегментов застойной бедности. Предоставляемые государством обычные способы социальной защиты, такие как социальные пособия, адресная социальная помощь, жилищные субсидии необходимы, но не эффективны, а в ряде случаев выступают условиями консервации бедности.

Российские сегменты застойной бедности вычленяются, в первую очередь, по демографическому и территориально-отраслевому профилю: это семьи, имеющие двух и более детей, нетрудоспособных членов семьи, это сельские территории и монопрофильные поселения. Наиболее значимым фактором бедности выступает состояние регионального рынка труда и низкая зарплата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа стало очевидным, что единственная возможность преодоления застойной бедности в таких сегментах, как монопрофильные города и сельские территории, заключается в развитии этих территорий на основе концепции устойчивого развития, т.е. качественного поэтапного преобразования базовых параметров социально-территориальной системы в целях повышения благосостояния и качества жизни населения за счет экономического роста.

Ключевыми задачами социальной защиты в условиях устойчивого социально-экономического развития территории выступает расширение доступа к образованию, что обеспечивает для людей возможность реализации права на достойный труд и достойную жизнь. Устойчивое развитие обеспечивает существенное улучшение занятости и доходности, давая импульс дальнейшему экономическому росту и укреплению рынка квалифицированного труда.

Таким образом, будут запущены механизмы постепенного преодоления застойной бедности и формирования системы социальной защиты в рамках целостной концепции социальной политики, как комплексное решение проблем социальной защиты и социального развития.