Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Религия и питание

В настоящее время на земном шаре проживает  более 6 миллиардов человек, и все  они отличаются друг от друга не только языком, национальностью, но и  вероисповеданием. Слово религия происходит от лат. геligio, что означает «набожность», «святыня», «благочестие».
    Атеисты любую религию определяют как  «опиум для народа». Люди верующие считают, что религия — это взаимоотношения  между богом и человеком, и  само существование бога не обсуждается. Существует третий подход, когда религия рассматривается как историческое и социальное явление, как система объединения людей церковью. Религия в современном обществе объективно представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов.
    Вопросы питания в большей или меньшей  степени как элементы культа присутствуют во всех религиях. Это пищевые запреты  и ограничения (посты), обычаи, традиции и другие предписания.
    Верующим  человеком религиозные предписания  не обсуждаются, чего бы они ни касались. Атеисты возникновение постов и других пищевых религиозных предписаний объясняют следующим образом: древние люди еще во времена родового строя, когда основным источником пищи были охота и собирательство, из-за суеверий стали использовать различные обряды (просьба удачной охоты и т. д.). Обряды касались многих сторон жизни, но поскольку наличие или отсутствие пищи имело первостепенное значение для выживания, обряды, прямо или косвенно связанные с питанием, стали наиболее важными. Со временем эти обряды закрепились в сознании древних людей и в практической жизни, приобрели культовую окраску. Пищевые предписания в своей основе имели не только суеверия, но и чисто экономическую основу — необходимость бережного расходования пищевых припасов; соблюдение постепенно вырабатываемых элементарных гигиенические правил имело жизненное значение.
    Так постепенно жизнь первобытной общины регламентировалась системой различных  запретов. Впоследствии по мере развития общества эти культы приобретали  религиозную окраску. В итоге постам церковью было придано, по существу, новое содержание — прежде всего нравственное очищение.
    Степень влияния религий на особенности  национального питания у разных народов различна. Чаще всего церковные  предписания и запреты органично вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм, вообще не употребляют в пищу мясо животных, многие индуисты — строгие вегетарианцы. В результате у каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени являются религиозные предписания. 

    ПИТАНИЕ И РЕЛИГИЯ
    Существует  множество религий — от совсем малочисленных до национально- государственных (например, индуизм в Индии составляет основу религиозной жизни нации) и даже мировых, распространившихся за пределы культурно- национального очага, в котором они возникли, и имеющих огромное число приверженцев во всем мире. Мировыми религиями считаются Ислам, буддизм и христианство.

ИСЛАМ.
    Ислам — вторая по численности приверженцев после христианства мировая религия. Ислам в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя воле Божьей».
    Родина  ислама — Аравийский полуостров, город  Мекка, где около 570 г. родился пророк Мухаммед. Религия широко распространена, во многих странах ислам является государственной идеологией. Мусульманство (другое название ислама) исповедуют Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Марокко, Ливан, Йемен, Бахрейн, Азербайджан, Турция, Таджикистан.
    В священной книге мусульман — Коране — зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие. Глава 5 Корана так и называется — «пища» (араб. Ал-Маидах). Хотя в ней говорится преимущественно о необходимости духовного совершенствования, вопросам питания отводится значительное место. Раздел 1 — «Совершенствование религии в Исламе»:
    «3апрещено вам есть то, что умерло собственной  смертью, и кровь, и плоть свиньи, и то, над чем было произнесено  иное, кроме Аллаха, имя, и удушенное (животное). И забитое до смерти, и убившееся при падении, и то, которое проткнуто рогом, и которое ели дикие звери — кроме тех, которых вы убили» (речь идет об одном из способов забивания скотины). Смысл же таков: если животное, объеденное дикими зверями, найдено еще живым, то мясо его позволяется употреблять в пищу в том случае, если животное добивают надлежащим образом). Запрещается есть мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи: «ибо, воистину, нечисто это».
    Раздел  ХХI 2-й главы Священного Корана (называется «Корова») предписывает: «О люди, ешьте вещи законные и добрые из того, что есть на земле; не идите по стопам дьявола. Во истину, он — явный враг ваш». Комментарий поясняет — установление относительно запретной пищи имеет двоякое значение. Только законная и благая пища пригодна для употребления. Под законной пищей понимается не только та, на которую не был наложен запрет, но и та, что не была получена незаконным путем — путем кражи, грабежа, обмана, взятки. Коран признает связь между физическим и духовным состоянием человека: питание играет важную роль в формировании характера, качество пищи сказывается на работе мозга и сердца.
    Принципиально важное положение гласит, что законом  запрещено употребление в пищу мяса животного, при заклании (убое) которого произнесено было не имя Аллаха, но любое иное имя. Также регламентируются правила для совершающих паломничество. Стихи из главы 5 («Пища»): «О вы, кто веруете, не убивайте добычи, когда вы совершаете паломничество». И далее: «законна для вас добыча моря и пища его — пропитание для вас и для путешествующих; а добыча земли запрещена вам, пока вы в паломничестве, так выполняйте долг свой перед Аллахом». Комментарий поясняет, что разрешается ловить и есть все, что водится не только в море, а в любом водоеме — реке, озере, пруде.
    Помимо  обозначенных пищевых ограничений  и предписаний, важное значение в  исламе придается постам: наряду с  молитвой, налогом на бедных, паломничеством и джихадом, пост мусульмане относят к числу пяти основных жизненно-практических установлений.
    Во  время постов запрещается курить, принимать лекарства питательного свойства (витамины), говорить непристойности, шуметь, лгать, злословить и порочить, смотреть с похотью, лжесвидетельствовать.
    От мусульман требуется соблюдение поста по 30 дней в году, явление же Божественных милостей обещано в заключительные дни постов.
    Мусульмане  обязаны соблюдать пост во время  месяца Рамадан. Это их главный пост. Исходное значение слова «рамадан» — «избыток жары». В исламе принят счет месяцев по лунному календарю. Поэтому мусульманский календарь постоянно смещается относительно солнечного календаря, принятого в большинстве стран мира.
    Рамадан - это девятый месяц лунного календаря. Согласно мусульманскому преданию, именно в Рамадан Пророку Мухаммеду было ниспослано первое божественное откровение. Во время этого поста в светлое время нельзя есть, пить, вдыхать табачный дым, исполнять супружеские обязанности. Ночью запреты снимаются, однако все же не рекомендуется предаваться излишествам и нужно побольше заниматься благочестивыми делами.
    Согласно  Корану и комментариям, время поста  наступает примерно за 1,5 ч до восхода  солнца, началом ночи следует считать  заход солнца (и ешьте, и пейте до тех пор, пока белый день можно будет отличить от черной ночи на рассвете; затем поститесь до прихода ночи). В большинстве мусульманских стран по ночам во время поста устраивают застолья, слушают выступления народных рассказчиков, исполняющих произведения, посвященные деятельности пророка Мухаммеда мир ему и его сподвижников. Заканчивается пост праздником разговения. По-арабски он называется Ид Аль-Фитр, у тюркоязычных народов (в том числе на территории СНГ) — Ураза Байрам. Во время праздника совершается общая молитва, потом — торжественная трапеза. Благочестивые мусульмане раздают милостыню и угощения для бедняков.
    В исламе различают две категории  постов: обязательный, т. е. предписанный (Фард), который включает пост Рамадан, пост искупления за вину (Каффара) и обет поста (Надр), и добровольный пост (Таттава). Суть добровольного поста — это напоминание о том, что пророк накануне ответственных деяний постился в любое время года вне месяца Рамадан. К добровольным относят также: а) пост, который проводится некоторыми правоверными в понедельник и четверг; б) регулярное соблюдение поста по 3 дня в каждом месяце. Можно также соблюдать пост каждый понедельник и каждый четверг при условии, что общее количество постных дней не превышает полугода, как это делал сам Пророк Мухаммад мир ему.
    Шариат (дословный перевод— «глубокое знание», смысл понятия —«мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь») подробно описывает продукты, категорически запрещенные для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов.
    Например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а есть журавля  можно. Можно есть мясо рыб, кожа которых покрыта чешуей, но осуждается употребление рыб, лишенных чешуи. Нельзя питаться мясом лягушек и змей, но можно есть саранчу и ящериц. Многие шииты не едят икру осетровых рыб. Не рекомендуется есть сырой лук или чеснок.
    Самые «правильные» продукты — это мёд и молоко. Не запрещается, но и не поощряется употребление в пищу конины или ослятины. Свинину можно есть только под угрозой голодной смерти. Великим грехом для мусульман считается употребление спиртных налитков и любых изделий, в процессе приготовления которых используется вино. Существует ритуал принятия пищи. Перед едой и после нее правоверный должен мыть руки. Хозяин дома начинает трапезу первым и заканчивает ее последним. Разговор за едой не должен касаться неприятных тем. Не следует говорить громко и эмоционально. Едят правой рукой с помощью вилки, ложки или пальцев, но не следует есть двумя пальцами. Не следует дуть на горячую пищу. Как правило, трапеза начинается с хлеба. На Востоке традиционно выпекают хлеб в виде лепешек или лаваша. Их ни в коем случае нельзя резать ножом, а можно только ломать руками. Хлеб считается священным и требует соответствующего к себе отношения.
    Классическая арабская кухня построена с учетом заповедей пророка Мухаммеда мир ему. В основе ее лежит использование следующих продуктов: мяса—баранины, козлятины, телятины; птицы и рыбы; яиц; растительных продуктов — риса, бобовых, овощей, фруктов, как свежих, так и консервированных; молочнокислых продуктов, сыра. Принято использовать значительное количество пряностей и ароматических трав. Типичные супы готовят на основе мясного бульона с фасолью и рисом, горохом и вермишелью, картофелем, стручковой фасолью. Второе блюдо обычно мясное — мясо либо тушеное, либо жареное. Популярен плов в различных модификациях. 

ХРИСТИАНСТВО
    Христианство (от греческого Christos — «помазанник», «мессия»), зародившись как единая религия, со временем разделилось (в 1054г. произошел окончательный раскол католической и православной церкви), а после эпохи жестоких религиозных войн XVI века выделяется протестантизм, и конфессиональное разделение Европы становится стабильным.
    Католицизм  или католичество (означает «всеобщий», «вселенский») наиболее массовая христианская конфессия. Католичество преобладает в романских странах (кроме Румынии) и в Ирландии.
    Православие (от греческого - ортодоксия) исторически сложилось как восточная ветвь христианства, преобладает в славянских странах (кроме католических Польши и Хорватии), Греции и Румынии.
    Протестантизм распространен в германо-скандинавских странах (кроме католических Австрии, Баварии).
    Православие
    Посты существуют во всех религиях и в  первую очередь как средство очищения и обновления человеческой души. Иисус  Христос постился 40 дней перед Нагорной проповедью. В русской православной церкви пост имеет особое значение и является центральным элементом учения об аскезе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. К постам готовились заранее, запасались квашеной капустой, солеными огурцами, солеными и сушеными грибами, заготавливали ягоды, яблоки, орехи, гречиху, пшено, горох, ячмень, нежирную сельдь.
    В России различают четыре степени  строгого поста:
    • «сухоедение» — это хлеб, сырые  и квашеные овощи, свежие и сушеные  фрукты;
    • «варение без елея» — вареные  овощи без растительного масла;
    • «разрешение на вино и елей»;
    •«разрешение на рыбу».
    Общие правила постов заключаются в  том, что верующим предписывалось обязательно  воздерживаться от мясной и молочной пищи.
    Посты не ограничиваются лишь пищевыми запретами  и предписаниями. Их основная цель —  духовное совершенствование, посты  прививают навыки воздержания и самоконтроля. Это время усиления борьбы со страстями, эмоционального оздоровления и выработки душевного равновесия. Во время постов стремятся заниматься благотворительностью, проявлять милосердие.
    По  продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные. К однодневным постам относятся среды и пятницы (кроме шести так называемых сплошных недель в году).
    Пост  установлен в среду, потому что, согласно евангельскому рассказу, Иуда в этот день согласился предать Иисуса Христа, а в пятницу — в память о крестных муках и смерти сына Божия. Церковь разрешает не поститься по средам и пятницам в пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в неделю мытаря и фарисея, в Сырную неделю (масленица). Из однодневных постов отметим три: в день воздвижения честного и животворящего Креста Господня, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (Иоанну отрубили голову по приказу Ирода Великого, царя Иудеи) и накануне праздника Крещения Господня.
    Кроме перечисленных однодневных постов, практикуется также соблюдать их в трагические дни смерти родных и близких, в дни общих несчастий и бед.
      Среди однодневных постов, установленных православной церковью, своей необычностью выделяется День святой Анны — 22 декабря (9 декабря). По преданию, Анна — мать Девы Марии, которую она родила после 20 лет бесплодия. В этот день пост установлен для беременных женщин. Существует народное выражение— на зачатие святой Анны беременным бабам пост. Выполнять какую-либо значительную работу беременным запрещалось. Польза однодневных постов у специалистов-диетологов не вызывает сомнений, но в отношении беременных женщин это не доказано, и в настоящее время этот пост значения не имеет.
    Многодневных  постов четыре: Великий, Петров (Апостольский), Успенский и Рождественский (Филиппов). Общее число постных дней в году колеблется, т. к. Петров пост бывает разной продолжительности. Всего постных дней — около 200, точнее — от 178 до 199.
    Рождественский  пост всегда проходит в одно и то же время, с 15 ноября (по старому стилю) до 25 декабря — Рождества Христова, и продолжается 40 дней. По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. По понедельникам, средам и пятницам предписывалось сухоедение — не разрешалась вареная пища, и есть можно было только 1 раз в день. Вино и растительное масло можно было употреблять по вторникам и четвергам. И самая легкая степень поста приходилась на субботу и воскресенье, когда разрешалось есть рыбу. Строгость поста усиливалась с 20 декабря, когда запрещалась всякая рыба, даже по субботам и воскресеньям, и в последний день Рождественского поста, 24 декабря, в сочельник, достигала максимума. Нельзя было в сочельник принимать пищу ранее появления на небе первой звезды (знак рождения Иисуса Xриста).
    Великий пост является самым главным и строгим, поскольку он предваряет центральный праздник верующих — Пасxу. Великий пост состоит из собственно 40 дневного поста и поста Страстной недели, отмечаемой православными перед Пасхой.
    Временные рамки поста всегда постоянны  — начинается он в понедельник  после масленицы (Прощеного воскресенья).
    Период  подготовки к посту включал особые 4 недели.
    Во  время первой недели ограничивать себя в питании не требовалось (как  и во вторую и третью); верующих призывали  к покаянию и смирению, избавлению от гордыни, являющейся главным источником греха. Во вторую неделю рекомендовалось перечитать притчу о блудном сыне, в которой звучит мотив покаяния; третья неделя называется «мясопустная», или неделя «Страшного Суда», и должна напоминать верующим о грядущем суде. Во время четвертой, последней перед постом недели, называемой масленичной, еще разрешалось употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но мясо было уже под запретом.
    В Великий пост, согласно уставу церкви, растительное масло разрешается  употреблять по субботам и воскресеньям.
    В эти же дни верующим разрешается принимать вино (освященное в церкви) в умеренных количествах, в том числе и для укрепления сил постящихся.
    Есть  рыбу разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресение. В первую и последнюю недели поста от понедельника до пятницы полагается сухоедение, в другое время поста— вареные овощи без растительного масла («варение без елея»). В то же время первая неделя Великого поста — дни особой строгости, первые 2 дня церковный устав рекомендует обходиться без пищи вовсе, на третий день разрешаются хлеб, овощи и мед. Так же строго предписывалось проводить и последнюю неделю поста, особенно Страстную пятницу (день распятия Иисуса Христа на кресте). Если раньше только больным, старикам и малым детям, а также находящимся в пути (особенно морякам) разрешалось ослаб-ление режима поста (можно было есть молочную пищу), то современная православная церковь разрешает не соблюдать посты и пациентам, находящимся в больницах, военным на службе в армии и людям, выполняющим тяжелые работы.
    Через неделю после Троицы начинается Петров (Апостольский) пост. Он установлен перед праздником святых апостолов Петра и Павла, казненных в Риме за проповедь христианства. Продолжительность апостольского поста непостоянна и колеблется от 8 до 42 дней в зависимости от даты Пасхи. По понедельникам, средам и пятницам по время Петрова поста предписывалось воздерживаться от рыбы, вина и растительного масла.
    Успенский пост установлен в честь Девы Марии, матери Иисуса Xриста. Он продолжается две недели—с 1 по 14 августа — и строгостью превосходит
Апостольский (Петров) и Рождественский посты, приравниваясь  к Великому. По церковному уставу в  понедельник, среду и пятницу  предписывалось сухоедение, по вторникам  и четвергам — вареная пища, но без масла, в субботу и воскресенье можно было употреблять масло и вино.
    Наряду  с постами и другими ограничивающими  предписаниями христиане отмечали церковные праздники, во время которых  столы накрывались обильно и  разнообразно.
    Сочельник Рождественский приходится на 6 января (24 декабря по старому стилю). В этот день общеизвестно правило не употреблять никакой пищи до самого вечера, «до первой звезды». По церковному уставу в сочельник предписывалось есть «сочиво». Важнейшее символическое значение имели два блюда — кутья и взвар. Кутью принято есть на поминках, а взвар — при рождении детей. Сочельницкая кутья готовилась обычно из вареных зерен пшеницы и ячменя, позднее их вытеснил рис. Для приготовления взвара использовали яблоки, груши, сливы, вишни, изюм и другие плоды и ягоды, отваривая их в воде. Сочетание кутьи и взвара, таким образом, символизировало рождение и смерть Иисуса Христа. В целом праздничный стол в сочельник принято готовить обильным, щедрым и разнообразным. Традиционным блюдом является рождественский гусь.

Католицизм и протестантизм

Разделение Римской империи на Восточную и Западную повлияло и на последовавший затем раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. Католическая церковь пошла по пути ослабления строгости древних установлений. Католическая практика постов довольно сильно отличается от православной.

Пост, утверждают католики, не самоцель, а средство достижения подлинной духовной свободы. Приучая себя довольствоваться малым, верующий лучше контролирует свои поступки и приобретает возможность поделиться с другими людьми. Исторически сложилось так, что у западных христиан пост сводился к значительно более мягким ограничениям в еде, чем у восточных. Скоромным считалось только мясо, а другие продукты животного происхождения относились к постным. Церковь стремится обратить особое внимание на то, что внешнее благочестие не должно подменять собой подлинное исполнение заповедей Иисуса Христа. Даже в период Великого поста только в отдельные дни (все пятницы) требуется воздерживаться от мяса, и лишь в Пепельную среду и Страстную пятницу предписан строгий пост. В католической церкви пост ограничен также возрастом: с 14 лет (строгий с 21 до 60).

Питание католиков и протестантов можно попытаться сравнить, если рассмотреть особенности итальянской, например, и германской кулинарии. Оплот католичества — Италия, а Мартин Лютер (основоположник протестантизма) родился в Германии.

Завтракать в Италии принято легко: хлеб, сыр, кофе. Зато обед плотный, включающий закуски, первое блюдо (минестра), второе блюдо и десерт (сыр, фрукты, кофе и сухое виноградное вино). В качестве первого блюда может выступать суп (суп-пюре, прозрачные супы, суп с макаронами), а иногда первым блюдом служит только мясо в жареном, тушеном или отварном виде. Общеизвестна любовь итальянцев к макаронам, все блюда из которых называются «паста»; наиболее популярная «паста» — спагетти — длинные макароны. Пасту заправляют соусом, сыром, маслом, готовят с мясом, подают с фасолью, цветной капустой, горохом и т. д. Также известны итальянские равиоли — небольшие пельмени квадратной формы; их подают в томатном соусе с тертым сыром.

Наряду с пастой наиболее популярной пищей итальянцев является сыр, множество сортов которого является характерной чертой национальной кухни.

Второе блюдо, как правило, готовят из овощей, чаще всего это тушеная капуста, заправленная оливковым маслом и маслинами. Наряду с оливковым маслом свиное сало является часто употребляемым жиром итальянцев. Также интересно, что хлеб в Италии едят исключительно пшеничный. Среди напитков наибольшей популярностью пользуются кофе и виноградные вина.

Для германской кухни характерно использование (наряду с овощами) свинины, птицы, дичи, говядины. Отличительной чертой кухни являются различные бутерброды (с сырами, ветчиной, рыбой, фаршем). Также характерно широкое употребление разнообразных сосисок, колбас, сарделек и других мясных блюд. Приготовление первых блюд имеет свои особенности: во-первых, распространены различные бульоны (с яйцом, клецками и др.); во-вторых, порции первых блюд приняты небольшие — до 300 г. Вторые блюда чаще готовят из натурального мяса, рубленое используют реже, Характерной особенностью немецкой кухни является широкое использование блюд на основе яиц — омлетов, яичниц, яиц фаршированных и т. д. Популярны и сладкие блюда: фруктовые салаты с соусами и сиропами, подаваемые обязательно в охлажденном виде, а также муссы, желе, мороженое. Национальный напиток, известный еще древним германцам, — пиво; популярен и кофе, как черный, так и с молоком.

БУДДИЗМ

Будда в переводе с санскрита означает «Просветленный», «Пробужденный».

В настоящее время большинство приверженцев буддизма проживает в Южной, Юго- Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде и Лаосе. Будда жил с 624 по 544 г.г. до н. э Основатель учения - принц по имени Сиддхартха Шакьямуни — будущий Будда. Ни в чем не зная нужды, жил он в роскоши дворцов; но однажды резко переменил свою жизнь и в 29 лет отправился на поиски истины. Принц стал бродячим отшельником (шраманом), одним из необходимых свойств которого было умение переносить голод. В возрасте 35 лет на него снизошло просветление, и он стал Буддой. Познав и роскошь, и аскетизм, Будда сделал выбор «срединного пути».

Буддийская кухня и здоровое питание:

Многие из людей, попробовавших еду в буддийских храмах, удивляются, как можно приготовить такие вкусные блюда, соблюдая при этом весьма строгие ограничения. Так, например, в пищу нельзя употреблять чеснок и зеленый лук, поскольку они воспламеняют разум, нельзя есть убитых живых существ.

Для пробуждения сознания и тела буддийская кухня старается полностью раскрыть вкусовые качества тех ингредиентов, которые позволены к употреблению. Предлагается следующая формула успеха:

1. Натуральные специи.

Один из секретов простого и одновременно уникального вкуса буддийской еды кроется в натуральных специях. Для приготовления пищи используются более 30 видов натуральных специй от грибного порошка до морских водорослей, порошка бобовых, корицы и др.

2. Клетчатка.

Буддийски монахи редко страдают от запоров, потому что едят приправленные овощи в большом количестве. Для приготовлений буддийских блюд все идет в ход, даже корни и кожура растений. Сырые овощи и обработанные овощи богаты не только клетчаткой, но и фитохимическими веществами, которые помогают предотвратить раковые и хронические дегенеративные заболевания.

Разнообразие блюд

Несмотря на то что в христианской религии предусмотрено соблюдение большого количества постов (а значит, ограничений), рацион православного христианина достаточно разнообразный.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приводится описание обиходного постного крестьянского стола:

«Редька пластами (ломтики) с маслом; вареная волнуха; горох; пироги ни с чем, вприхлебку с суслом; кисель с маслом или суслом; пирог с заварной капустой или грибами; ломтевой картофель с уксусом; похлебка из конопляного сока с груздями; вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша; жженая картошка; соленые огурцы, грузди и капуста; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд); пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле; гороховый кисель с маслом; кисели: пшеничный и овсяный с сытой или квасом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупой; блины, шанежки, оладьи; мерзлая брусника и клюква, мед; пирог с одной малиной или маковник с медом; заедки: орехи, пряники, изюм, травник».

А в дни постов, когда православным христианам разрешаются рыбные блюда, рацион становится еще более разнообразным. Так, в «Домострое» пишется, что «в Великий пост к столу подают: хлебцы постные, икру паюсную, икру осетровую осеннюю да икру осетровую свежую, икру стерляжью, печень щучью простую, кашку с белорыбицей, печень лосося, кашку с судаком, кашку стерляжью, кашку с севрюгой, кашку с белугой свежей, печень осетровую свежую, печень белужью слабосоленую, печень осетровую сушеную и белужью, снетки да сущик, пласточки карасевые да язевые, икру вареную, икру жареную, тешку осетровую да тешку свежье соленую, визигу в уксусе, стерлядь бочечную, языки сырые, стерлядь вяленую, тешку осетровую, тешку белужью, языки белужьи, осетрину шехонскую, лапшу гороховую, пшено с маковым маслом, целый горох да горох лущеный, двойные щи, блины да пироги с варением или луком, да пироги подовые с маком, да кисели и сладкие и пресные».

В «рыбные дни», например, Успенского поста меню, описанное в «Домострое», еще более соблазнительно:

«Подается капуста кислая с сельдями, икра различная ставится рядом, белужья спинка вяленая, лососина с чесноком подается дольками, осетрина шехонская, белорыбица, семга сушеная, спинка осетрины да стерляжья, сельдь на пару, щуки на пару, стерляди на пару, лещи на пару, спинка семужья, спинка белорыбицы и прочих рыб спинки подаются на пару, студни рыбные с шафраном, уха из окуней запеченных черная (остудить ее), уха рядовая горячая, уха щучья, уха стерляжья, уха карасевая, уха окуневая, уха из плотиц, уха из лещей, тавранчук осетровый, а в промежутке меж разных ух подаются рыбные колобки и стерлядь, рыбные блюда, пироги, пирожки в ореховом масле, пироги подовые пряжечные с горошком, оладьи в ореховом масле кислые, пироги подовые кислые с горошком, пироги большие с маком на конопляном масле с горошком, да большой же пирог с маковым молочком, да с сочнями пирог с визигой тоже большой, пирог с сигами да с сомом или с сельдью пирог пряжечный, — а всех их переложить блинцами».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм как современная сфера деятельности стремительно

развивается по всему миру, все шире охватывая разные сферы

жизни общества.

Религия же, как важный элемент современной культуры, является

неотъемлемой частью развития не только общества, но и туризма.

Современный человек, стремящийся познавать мир, привык

подчиняться своим религиозным инстинктам. И если ещё с

десяток лет тому назад понятие «религиозный туризм» было для

нас в диковинку (если не в дикость), то сегодня это направление в

туриндустрии стало пользоваться бешеной популярностью. Объём

доходов от религиозного туризма во всём мире составляет

примерно 18 миллиардов долларов в год. Каждый год около 350

миллионов человек отправляются в путешествие, которое тем или

иным образом связано с посещением культовых мест, имеющих

отношение к одной из мировых религий.

Я думаю, развивая туризм

религиозной направленности, есть возможность

приобщить современную молодежь к культуре и

истории. Тем самым есть возможность

сохранения памятников религиозного значения, а

значит и культуры в целом.