Развитие искусства в 20 веке
Что может быть искусством и может ли быть искусством – все? Оно должно придерживаться строгих рамок и норм морали или может нарушать уголовный кодекс и незримый нравственный? Весь XX век мир задавался этими вопросами и искал ответы.
XX век дал нам множество художественных направлений и творческих процессов. Произошло столкновение традиционного искусства с реалистическими принципами прошлых столетий - с чем-то принципиально новым. Часто в творчестве одного мастера встречались самые разные направления и концепции. Все это особенно отчетливо можно увидеть в изобразительном искусстве.
Открывает новые пути в творчестве - искусство модернизма, именно он рвет связь с традицией, в основе его подхода лежит эксперимент, потому называется это направление авангардом.
Авангардизм
То, что было неизменно раннее, а именно принципы и структуры в изобразительном искусстве – уже не удовлетворяло потребности, идеи и взгляды художников нового времени. Появившееся направление в искусстве в это время (с 1905 по 1914 г.), называется авангардным.
Термин «авангард» (фр. — передовой отряд) употребляются в качестве собирательного обозначения всех новейших течений: фовизм, кубизм, орфизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм, дадаизм.
Кубизм
Авангардистское художественное направление – Кубизм, его главное отличие от классического искусства в том, что художники этого направления отрицали трехмерную реальность и отказались в своих работах от имитации и средств художественной выразительности, таких как «светотень», «перспектива», «оптический реализм». Предметы либо деформированы, либо раскладываются на простые элементы, простые геометрические формы.
Известные представители кубизма: Пабло Пикассо (1881-1973); Жорж Брак (1882-1963); Хуан Грис (1887-1927).
Орфизм
Орфизм — течение, которое близко к кубизму, но все же нечто совершенно иное. Именно через орфизм произошел порыв из кубизма в область абстракции. Это одно из первых проявлений беспредметного искусства. В орфизме - яркие цвета и геометричные формы напоминают звезды и музыку космоса. Из предмета художник извлекал разложенный на цвета световой поток, то есть изображались беспредметные формы контрастных цветов. Гийом Апполинер назвал новое течение в искусстве термином» Орфизм» из-за сходства с музыкой, которая в греческой мифологии олицетворялась в образе Орфея.
Футуризм
Футуризм (от лат. «футурум» — «будущее»). Это направление появилось в самом начале ХХ века – в 1909 году, когда в парижской газете «Фигаро» Филиппо Томазо Маринетти опубликовал манифест «Футуризм». Искусство этого течения характеризуется динамичными абстрактными формами, которые созданы под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах, грубые, необработанные поверхности. Это направление затронуло и графический дизайн, где отказались от традиционных правил размещения текста. Футуристы мечтали о создании новой расы людей, которые двигаются с высокой скоростью и на большой высоте.
Представители футуризма: Филлипо Томмазо Маринетти (1876-1944); Джакомо Балла (1871-1958); Антонио Сант-Элиа (1888-1916); Фортунато Деперо (1892-1960); Умберто Боччони (1882-1916).
Экспрессионизм
Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление, которое провозглашало субъективный духовный мир человека - единственной возможной реальностью, а главной целью искусства - его выражение. Приближалась первая мировая война и художники ощущали тяжелую атмосферу негатива, что не могло не отразиться на творчестве, эту тяжесть и должен был выразить экспрессионизм. Мастера этого направления не столько воспроизводили действительность, сколько выражали свое эмоциональное и душевное состояние через внешние образы.
Представители экспрессионизма: Эдвард Мунк; Людвиг Мейдер; Франц Марк (1880-1916); Пауль Клее (1879-1940); Оскар Кокошка (1886-1980); Пол Джексон Поллок (1912-1956).
Дадаизм
Дадаизм (с 1916 до начала 1920-х годов) —изначально возник как искусство кабаре, затем перешел в литературу и изобразительное искусство. Это скорее художественное движение, вернее антихудожественное, потому что последователи относились несерьезно к музыке, провокационно к художественным произведениям и радикально к политике. Дадаизм - настроение того времени и реакция молодого поколения на политику и существовавшие проблемы, все это выражалось в бессмысленных, иррациональных акциях, протестах системе. Самовыражались через провокации.
Термин дадаизм придумал поэт Тристан Тцара. Одно из значений слова «дада» - бессвязный младенческий лепет, именно это лучше всего и определило суть всего течения.
Главным вдохновителем течения был Марсель Дюшан (1887-1968) - французский художник авангардист. Его творчество – сплошные ассоциации – ощетинившийся гвоздями утюг, велосипедное колесо на постаменте, сушилка для бутылок.
Это направление практически не отразилось на промышленном дизайне или архитектуре, но сказалось на графическом дизайне, в книгоиздательстве – в создании коллажей.
Развитие искусства в XX веке в России
Художественный XX век в России начался с модерна, который стал мостиком в авангард. Искусство модерна родилось в Европе, и его последователи стремились забыть о неприглядной современности и украсить своим искусством мир при помощи графики, архитектуры и дизайна. В России этим занималось объединение «Мир искусства», например, они замечают и отображают в своих работах Санкт-Петербург как красивый город, а не мрачный как у Достоевского. Они делают журналы и иллюстрации, афиши, открытки. Среди проектов модерна объединение «Голубая роза» - это символисты. Авангард начнется в 1910 году с выставки объединения «Бубновый валет». Мастера: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков, Петр Кончаловский, Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов и другие. Художники изменили взгляд на искусство – писали брутально и ярко, используя простую форму и пренебрегая деталями. Идея «то что еще вчера не было искусством – может стать им сегодня» - отражается и в направлении авангарда, и во всем искусстве XX века. Раньше спорили – картина красивая или нет, в это время спорили – искусство это – или нет. Кубафутуризим в России – это чистая геометрия. Основные работы этого направления созданы в период 1911-1915 гг.: Казимир Малевич, Бурлюк, Розанова, Удальцова и др. Казимир Малевич в 1-й половине 1910-х годов создал направление в авангардистском искусстве – суперематизм. Форма окончательно упростилась, на картинах не было изображено ничего конкретного – сплошная абстракция.
За революцией в искусстве, следует революция в стране – Октябрьская. Авангард на несколько лет становится официальным искусством новой России. В 20-е годы младшее поколение авангардистов придумывает конструктивизм. Искусство создает ощутимые вещи и становится массовым, а конструктивисты становятся дизайнерами и воплощают свои идеи в мебели, шрифтах, посуде, плакатах, зданиях. Конструктивизм в основном известен по архитектуре. Например, Дом культуры ЗИЛ, архитекторов братьев Весниных или здание газеты «Известия».
На смену конструктивизму приходит искусство соцреализма, главным заказчиком и потребителем которого являлось государство, рассматривающее культуру как средство агитации и пропаганды. В 20-е годы художественных организаций было несколько десятков. В 1932 году власти все запрещают и создается единственная и официальная организация в стране «Союз художников» с одним творческим подходом – соцреализм. Искусство полностью исключает критику, соцреализм призван воспитывать людей в духе коммунистической морали. В таких условиях не существует никакой оригинальности в форме и содержании, индивидуальной манеры и творчества. Свободолюбивые формы культуры, даже после «оттепели», существовали только подпольно (особенно много «нелегального» авангарда было в 60-70-х гг.) – это были нонконформисты. В это время многие эмигрировали, скрываясь от гонений. Например, после «бульдозерной выставки» в 1974 году, когда выставлявшихся там художников-авангардистов подвергли травле.
Было еще такое направление как соц-арт, соцреализм плюс поп-арт- пародия на официальное советское искусство, перепроизводство идеологии через иронию, идет высмеивание лозунгов советской агитации.
В конце 70-х появляется концептуализм, где последователи не борются с системой, а принимают ее. При том, в то время информации о западных концептуалистах в стране не было, культурные течения иногда возникали в разных местах и независимо друг от друга, но имея характерные общие черты.
Концептуалисты пытались понять, что делает искусство – искусством. Текст иногда затмевал само произведение. Например, Казимир Малевич пишет философский трактат о черном квадрате. Или Илья Кабаков, один из основных представителей московского концептуализма, который рассказывает о том, почему его черный прямоугольник такой черный. Текст в концептуализме присутствует либо буквально, либо предполагается.
В годы перестройки, в середине 80-х гг. прошли художественные выставки П. Филонова, А. Лентулова, К. Малевича, В. Кандинского, М. Нестерова и др., определявших искусство 20–30-х – тогда, наконец, зрители получили возможность увидеть настоящую историю советского изобразительного искусства.
90-е время радикальных перемен, скандалов и протестов. Задача – шокировать общественность. Вроде убийства свиньи в рамках акции Олега Кулика «Пятачок раздает подарки». 90-е это время бурной политической жизни, в которой участвуют художники, ведя предвыборную агитацию.
- Развитие предпринимательства в России
- Порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
- Семейное право Российской империи
- Модели представления знаний: фреймы
- Анализ организационных взаимодействий
- Интернет-консультирование: возможности и ограничения
- Сущность операционного менеджмента
- Механизм индивидуальной и коллективной полной материальной ответственности и его использование при обеспечении имущественной безопасности работодателя
- Основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях
- The Changing of my neighborhood
- Денежная масса и ее влияние на реальный сектор экономики РФ в период 2014-2017 гг
- Документы в моей жизни