Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психологическое наследие Ибн Сины

Абу Али Ибн-Сина, известный на Западе как Авиценна. Родился в Афшане 16 августа 980 года, умер в Хамадане 18 июня в 1037 году. Авиценна был выдающимся ученым, врачом и философом, является автором фундаментального труда «Канон врачебной науки», стал одним из основоположников возрастной психологии. За свою жизнь написал более 450-ти трудов в 29-ти областях науки, к сожалению, до нашего времени дошла только половина его трудов.

По мнению Авиценны, мир и человек состоит из одних и тех же элементов. Распределению элементов в человеке посвящено его учение о мизаджах (темпераментах). По мнению Авиценны, в теле каждого человека существует уникальная комбинация элементов, и полные совпадения натур редки или же совсем невозможны. Человеческую натуру, по мнению Авиценны, определяют многие факторы, например: окружающая среда, пол, возраст и соотношение элементов и прочие. Он утверждал, что натура может изменяться в соответствии с изменением элементов в теле.

Авиценну по праву можно называть отцом психосоматики, так как он уделял большое внимание болезням, причиной которых является психологическая составляющая. Авиценна провёл эксперимент для исследования связи между «психическим» и «физиологическим». Выглядел эксперимент следующим образом:

Двух ягнят из одного помета поместили в две клетки и кормили абсолютно одинаково. Но один питался в нормальных условиях, тогда как рядом со вторым на привязи стоял волк. В начале эксперимента оба ягненка имели приблизительно одинаковую массу тела. Через некоторое время тот ягненок, который не видел волка, был бодрым и толстеньким. Другой же, видевший волка постоянно, был подавлен, малоподвижен, он быстро худел и, в конце концов, погиб. Таким образом, была наглядно продемонстрирована роль противоположных эмоциональных переживаний (потребность в пище, с одной стороны и страх - с другой) в возникновении соматических сдвигов. Этот эксперимент доказывает, что психическое состояние оказывает большое влияние на физиологическое состояние организма. Это явление в дальнейшем назвали «экспериментальным неврозом».

Другой эксперимент (ассоциативный) был случаем из его практики. Авиценну вызвали к знатному юноше. Врачи не могли определить причину его болезни, тогда Авиценна начал называть улицы, близлежащие к дому юноши, в это время, считая его пульс. При названии одной из улиц сердце юноши забилось сильнее. Так выяснилось, что на этой улице живет девушка, которую юноша любил, но боялся признаться, так как не был уверен, что родители разрешат жениться на ней. Ибн-Сина провел и множество других опытов, поэтому его можно считать родоначальником экспериментальной психологии.

Ибн-Сина поднял проблему воспитания. Он считал что взрослые, вызывая у ребёнка те или иные эмоциональные процессы (аффекты), формируют его характер (натуру). Также он считал, что влияя на эмоциональное состояние ребенка похвалами или наказанием, можно воспитывать у него необходимые свойства характера, так как человеческая натура пластична.

Ибн-Сина выделил три уровня организации души:
1)Растительный (отвечает за рост, размножение и питание).
2)Животный (отвечает за восприятие, представление, воображение и память). 3)Разумный/человеческий (осуществляет нравственный выбор, и умозрительную силу, которая может осуществлять самую сложную мыслительную деятельность).
Ученый полагал, что душа человека находится в мозге, сердце и печени. Часть души в мозге отвечает за разум. Часть души в сердце отвечает за эмоции и аффекты. Часть души в печени отвечает за проявление потребностей и влечений. Так, Авиценной была создана подробная классификация психических явлений.

Таким образом, Ибн Сина сыграл большую роль в дальнейшем развитии психологии, как на Востоке, так и на Западе. После себя этот ученый оставил бесценное психологическое наследие. Его по праву можно считать отцом экспериментальной психологии, психосоматики, возрастной психологии и принципа воспитания. Его воззрение обобщило достижения естествознания и медицины своей эпохи, и определили его новаторскую роль в развитии мировой психологической мысли.