Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Правовой анализ развития законодательства в области реорганизации регулирования предпринимательской деятельности

Общая тенденция развития законодательства Российской Федерации о регулировании предпринимательской деятельности в первую очередь состоит в усовершенствовании, упорядочивании и систематизации законодательства. Правовое регулирование в важнейшей для современного общества сфере предпринимательства необходимо всецело соотносить с принципами демократического и правового государства, создающего комфортные условия для населения в части осуществления экономической и предпринимательской деятельности.

Данные тенденции на практике проявляют себя в законах о регулировании экономических отношений, о предпринимательской деятельности. На сегодняшний день законодательный орган РФ - Федеральное Собрание РФ большое внимание уделяет вопросам текущего законодательства в сфере предпринимательской деятельности. Каждый год принимается более сотни законодательных актов, тем или иным образом имеющих отношение к предпринимательской деятельности в РФ. Правовое регулирование должно учитывать системные связи. С этим связана и стабильность законодательства и общественного развития. Создается впечатление, что законодательство в РФ совершенно нестабильно, так как в год принимается до 500 законов.

Перед простыми акторами экономической жизни встают жизненные вопросы: как писать бизнес-планы в таких условиях? Как заниматься предпринимательской деятельностью?

Однако есть и положительные итоги. Так, например, принимаются очень важные акты институционального характера, создающие базу для создания целого комплекса органов, прямым образом оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность в РФ. В 2015 году был принят новый закон об арбитражном третейском разбирательстве[1], заменивший закон 2002 г , установивший организационные основы для деятельности третейских судов. Одним из примеров органов, оказывающих значительное влияние на предпринимательскую деятельность, являются согласно закону постоянно действующие арбитражные учреждения, рассматривающие споры между профессиональными участниками рынка.

Широчайшая правоприменительная практика, основанная на законодательных постановлениях постоянно корректируется судебными постановлениями высших судов. Так Конституционный Суд РФ решает вопросы, относительно того, соответствуют или не соответствуют Конституции РФ те или иные правовые нормы, касающиеся осуществления предпринимательской деятельности.

Ярким примером судебного правотворчества, устраняющего неясности правового регулирования отношений сфере предпринимательской деятельности является Постановление КС РФ, касающееся автострахования[2]. Как указал КС РФ, требование об осуществлении страховой выплаты в рамках договорах об обязательном страховании является самостоятельным требованием относительно требования потерпевшего к причинителю вреда. Выплату страхового возмещения обязан осуществить страховщик. Выплата не освобождает страхователя от гражданской ответственности причинителя вреда перед потерпевшим.

Важно упомянуть, что процессуальное законодательство предусматривает возможность пересмотра актов, затрагивающих предпринимательские отношения, по вновь открывшимся обстоятельствам (воо) и по новым обстоятельствам (но). Вновь открывшиеся обстоятельства – такие обстоятельства, которые существовали до вынесения суд акта, но не были известны. Новые обстоятельства – в основном новые позиции высших судов, которые не были учтены при вынесении решений по делу.

В различное время развития экономики повышается важность определенного типа экономических споров и соответственно увеличивается количество правовых инструментов, применяемых для их решения. На сегодняшний момент особенно актуальным является решение вопросов в области налоговых правоотношений (уменьшение/увеличение НДС, НДФЛ, социальных выплат, сбалансировка этих выплат), а также правоотношений в области банкротства юридических и физических лиц.

Необходимо забывать и важность принимаемых в соответствующем порядке нормативно-правовых актов: указов президента, постановлений правительства, ведомственных актов.

Основной задачей для органов , принимающих нормативные акты в сфере предпринимательской деятельности является оптимизация правового регулирования, его соответствия современным условиям экономической предпринимательской деятельности, инновационным стандартам.

Необходимо сказать несколько слов об идеях кодификации законодательства о предпринимательской деятельности и попытках их осуществления. Еще в Российской Империи рабочие группы проводили работы по созданию Гражданское Уложения, в содержание которого планировалось включить все нормы о предпринимательской деятельности того времени. В советское время группы специалистов работали над кодексом хозяйственных законов. В настоящее время данные исследования продолжают проводиться в рамках Института законодательства и сравнительного правоведения, а также на иных площадках.

Одной из уникальных площадок, в рамках которой идет работа над актами в сфере предпринимательской деятельности является Торгово-промышленная палата РФ (а также торгово-промышленные палаты субъктов РФ). На их базе проводится систематизация законодательства, а также мониторинг практических итогов действия нормативных актов и судебных постановлений. Уже неоднократно подготавливались проекты свода законодательства об экономической и предпринимательской деятельности (хозяйственные кодексы).

Современные тенденции развития законодательства о предпринимательской деятельности имеют две основные составляющие:

1) дифференциация законодательства о предпринимательской деятельности, в целом заключающаяся в учете специфики, особенностей определенных видов экономической деятельности

2) универсализация законодательства, заключающаяся принятия актов, содержащих общие нормы для отрасли нормы.

В данном случае основной является задача нахождения оптимального соотношение между этими составляющими.

Проявлениями универсализации законодательства, создающие общие нормы права являются законы о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[3]. Закон предусматривает ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Эти реестры создают правовую основу для деятельности лиц на рынке.

Яркими примерами являются законы о защите конкуренции[4], о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ[5], о концессионных соглашениях[6].

В то же время происходит активная дифференциация (специализация) законодательства, правовые нормы которых учитывают особенности деятельности в отдельных сферах экономической деятельности: транспортные законы (устав железнодорожного транспорта[7], воздушный кодекс[8] и т.п.), законы об обращении алкогольной продукции, лекарственных средств, закон о тепловой энергии и многие другие.

Обращаясь к опыту зарубежных юрисдикций необходимо упомянуть, что в соседних Украине и Казахстане приняты и действуют сразу гражданский кодекс и хозяйственный кодексы, т.е. возник дуализм в регулировании предпринимательских отношений. Указанные хозяйственные кодексы регулируют отношения, не урегулированные гражданским законодательством.

На повестке дня стоит идея принятия предпринимательского кодекса РФ, в котором большое внимание будет уделено вертикальным отношениям между предпринимателями и органами государственной власти. На сегодняшний момент многие законы, действующие в РФ, имеют множество нерегулятивных норм, которые можно собрать в едином предпринимательском кодексе.

Множество специалистов предполагают, что можно не создавать предпринимательский кодекс, но принять закон, содержащий основные положения, регулирующие основы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Данные исследователи основывают свою позицию на том, что на сегодняшний момент уже действуют законодательные акты об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и основы государственного регулирования торговой деятельности.

Пример современной консолидации правовых норм, содержащих правила предпринимательской деятельности - ГК РФ. Так, например, при принятии IV части ГК РФ утратили силу патентный закон, закон о товарных знаках, о правовой охране программ для ЭВМ, о правовой охране интегральных микросхем, об авторских правах, о селекционных достижениях. Т о при принятии IV части ГК утратили силу сразу 6 законов. Такая кодификация позволяет обеспечивать выгодную систематизацию законодательства.

§2. Актуальные проблемы законодательства в сфере предпринимательской деятельности (соединить с 1-ым параграфом).

Рассмотрим детальнее отдельные проблемы, которые нуждаются в решении в плане системности. Глава 30 ГК РФ о купле-продаже содержит параграф 4, содержащий нормы о поставке товаров для государственных и муниципальных нужд. Параллельно с этим параграфом действовал федеральный закон о закупках №94ф, на данный момент уже утративший силу. В 2013 году был принят закон о контрактной системе в сфере закупок услуг № 44[9].

Необходимо скоррелировать нормы, которые содержаться в гл 30 ГК и нормы современного закона о закупках. На сегодняшний момент можно констатировать, что эта проблема не решена. В ст. 525 п 2 ГК РФ содержится положение о том, что в части не урегулированном параграфом к отношениям применяется 44 фз. Но в итоге на практике остро встает вопрос о том, чьи же нормы имеют приоритет: нормы ГК или 44 фз.

По идее логика в том, что если есть общие и специальные нормы, то должны действовать специальные законодательные акты. В части не урегулированной специальными актами, должны применяться общие нормы ГК РФ.

В этом вопросе следует ориентироваться на более четко регламентированные институты, такие как вексель, нормы о котором содержаться в главе 42 ГК РФ. Согласно ст. 815 ГК РФ с момента выдачи векселя правила указанные в ГК РФ могут применяться, поскольку, постольку это не противоречат закону о простом и переводном векселе. Таким образом, как только вексель выдан, то правила ГК РФ о займе действует в части не урегулированной законом о простом и переводном векселе, что четко говорит о приоритете специальных норм над нормами ГК РФ.

Из этого следует, что ст. 815 ГК РФ являет собой пример нерегулятивной нормы, которая устанавливает приоритетность в регулировании отношений по векселю норм специального законодательства.

Существует множество примеров, аналогичных рассмотренному. Так в регулировании оборота облигаций (ст. 816 ГК РФ) действует тот же самый порядок как и в обороте векселя. В главе 30 ГК РФ действует параграф о договорах на электроснабжение. С 2003 года данные отношения также регулируются законом о тепловой энергии. В подрядных отношениях по государственным и муниципальным контрактам применяется закон о подрядах для государственных и муниципальных нужд. В отношениях по перевозке товаров согласно ст.784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными кодеками и т.д.

§3. Новейшие законодательные новеллы в сфере предпринимательской деятельности

Законодательный орган РФ не только вносит коррективы в законы, имеющие отношение к осуществлению предпринимательской деятельности, но принимает и новые законы, необходимость которых очевидна. Зачастую именно принятие закона создает базис для появления определенного вида экономической деятельности, необходимость развития которой назрела. Ярким примером является «пионерский» закон о концессионных отношениях. Сама практика заключения множественных концессионных соглашений потребовала изменений.

Одним из наиболее важных для развития отечественной экономики является принятый в 2015 году закон о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ[10].

В настоящее время РФ находится на стадии создания правовой базы ГЧП. Так, 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По мысли законодателя закон должен установить общие параметры развития системы государственно-частного партнерства в России, на которые в своем правотворчестве должны будут ориентироваться субъекты РФ.

Однако, несмотря на принятие данного закона вести речь о завершении процесса формирования полноценной законодательной базы, служащей полноценной основой для выстраивания партнерских отношений между публичными и частными субъектами, представляется преждевременным.

Настоящий федеральный закон, многими исследователями относимый к типу классических инвестиционных законов, по сути закрепляет и детально регламентирует осуществление лишь одной формы партнерства между публичным и частным субъектами в экономической сфере общественной жизни, осуществляемого путем заключения договора о ГЧП или МЧП. В то же время в законе ни слова не говорится об иных формах партнерства, которые могут возникать как в социально-экономической, так и в политико-управленческой сферах.

Это подтверждается и тем обстоятельством, что на сегодняшний момент в РФ уже действуют такие инструменты взаимодействия между публичными и частными субъектами в сфере экономики как концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, имеющие общие с соглашениями о ГЧП черты, и поэтому многими специалистами относимые к формам ГЧП. Из этого следует, что трактовка ГЧП, представленная законодателем в ФЗ №224, являет собой пример крайне узкого подхода к институту ГЧП в целом, не учитывающего как имеющиеся в наличии, так и потенциально возможные в будущем иные формы партнерства в экономической и политической сферах жизни общества.

Вместо формирования базовых положений системы ГЧП в РФ, позволяющих реализовывать долгосрочную стратегию развития отношений между публичными и частными субъектами на основе принципа партнерства, закон лишь усугубляет проблему множественности правового регулирования в данной сфере.

Думается, что принятая на сегодняшний день законодательная трактовка ГЧП служит удовлетворению лишь тактических целей определенных субъектов, однако совсем не отвечает современным стратегическим вызовам социально-экономического и политического характера.

Очевидно, что такой поверхностный подход к регулированию сложной материи общественных отношений, выстраиваемых на принципе партнерства, не сможет удовлетворять потребностям успешного социально-экономического и политического развития государства. Из этого следует, что существует необходимость дальнейшего активного исследования государственно-частного партнерства в различных аспектах этого явления.

В 2014 г. был принят общий закон о промышленной политике. Данный нормативный акт содержит много общих нерегулятивных положений, но в то же время устанавливает правовую базу для современных гибких институтов экономики посредством конкретных положений, как например, возможность создания промышленных инвестиционных фондов.

Совершенно недавно перед обществом встала острая проблема наличия большого количества должников и как реакция на них, произошло появление коллекторских агентств. Данные агентства зачастую чинили самоуправство, граждане жаловались, что адекватной правовой защиты нет. Причиной такой ситуации стало отсутствие должного правового регулирования отношений по возврату просроченных задолженностей. В итоге был принят закон о защите граждан при возврате просроченной задолженности, согласно которому легальная деятельность на рынке коллекторских агентств возможна только в случае внесения соответствующей организации в реестр коллекторских агентств.

Использованные источники

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Федеральный закон от 05.04.2013 №N 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе»

ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ

А.В. Белицкая «Комментарий к ФЗ от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Москва Юстицинформ 2016

Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства дис. …док.юр. наук. М., 2005

  1. Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" от 29.12.2015 N 382-ФЗ

  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П “По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других”

  3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

  4. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  5. ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные за-конодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ

  6. Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 N 115-ФЗ

  7. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ

  8. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ

  9. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  10. ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные за-конодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ