Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Повесть «Срезал»

Проблему, о которой повествует В. Шукшин в своей повести «Срезал» я могу соотнести с собственным опытом.

Многим известно пренебрежительное отношение жителей провинции к столице и людям оттуда, особенно если кто-то смог уехать из своего маленького городка и добиться там успехов.

Связанно это на мой взгляд и с завистью, и с низкой самооценкой некоторых людей.

Для меня не слишком очевидно превосходство Москвы над другими городами в России, или как минимум над моим родным Новороссийском. Но старые и новые знакомые там часто начинают неуместно шутить и делать замечания в мой адрес, намекая на то, что жители столицы заносчивы и привыкли к благам большого города, и дескать в нашем маленьком городе им, наверное, скучно, или может быть они даже брезгуют некоторыми местными развлечениями.

А также существует стойкое мнение о москвичах как о лентяях, потому что в Москве по известным причинам гораздо выше зарплаты и больше вакансий, из-за чего у специалистов больше возможностей чтобы “перебирать харчами”, в то время как в Новороссийске за любую работу вне Морского порта идет ужасная борьба, и работодатели, зная об этом, часто позволяют себе более грубое отношение к работникам и склонны не всегда добросовестно выполнять условия трудового договора, что в Москве сочли бы неприемлемым. Все эти факторы делают жителей провинций более нервными и более чувствительными ко всякого рода унижениям, и любой человек, который начинает требовать соблюдать границы приличия нередко воспринимается как зазнавшийся, ведь они это терпят, почему же москвичи думают, что могут желать лучшего от жизни?

Особенно это злит стереотипных работяг, образ которого можно проследить в рассказе. Глеб Капустин - яркий пример человека, который привык жить внутри небольшого сообщества своей деревни. Все друг друга знают, и все очень радуются возможности распустить новые сплетни или стать свидетелем мелкой ссоры. Как не печально, но из рассказа сложилось впечатление что “срезание” успешных людей из их деревни - единственный способ самоутвердится для Глеба.

Изначально автор даёт не самое лицеприятное описание этого персонажа:

«... толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный.»

А о его занятии сказано с такой лёгкостью, будто для Глеба это хобби:

«... Капустин приходил и срезал знатного гостя.»

«Многие этим были недовольны, но многие, мужики особенно, просто ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного.»

Из этих слов следует, что ни Глеб, ни это его занятие не пользовалось уважением у односельчан. Однако это было своего рода развлечением для “простых мужиков”. Безобразный цирк. Но люди ходили лицезреть это - я более чем уверена, что «мужики» действительно зачастую просто скучали, особенно после долгой и изматывающей работы. А травля — это довольно древний способ развлечения. В наше время, и во времена действия рассказа именно способ психологической травли является доступным и в некотором смысле приемлемым для разрядки общего напряжения и недовольства, и Глеб — это спусковой крючок для накопившегося стресса, ведь возможность понаблюдать за чужим “падением” утешает народ.

Можно сделать вывод, что конфликт между провинцией и столицей, «мужиками» и «кандидатами» был актуальным во времена Шукшина и продолжает быть таковым в наше время.