Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Полифонизм романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы

Перед началом всего, считаю нужным предварительно разъяснить значение термина полифонизм, и его значение в творчестве Ф.М. Достоевского. Как известно, термин «полифонизм» пришел к нам из музыки, так музыканты называют своеобразное многоголосие в музыкальном произведении, где каждый голос, будь то «голос» инструмента, или же сочетание нескольких тональностей обретают свою историю и ход развития. Абсолютно тем же образом полифонизм в литературе развивает сюжет, но не просто общую картину происходящего, а каждого героя, я бы даже приобщил сюда не только героев произведения, их нравственные качества, их судьбы и личную мораль каждого, но еще и обстановку, в которой герои находятся, как это окружение меняется само и оказывает воздействие непосредственно на героев. Возможно, в романе Федора Михайловича уловить так называемую линию развития окружающей среды будет затруднительно, но нельзя отрицать влияние всех событий, происходящих в произведение на каждого, без исключений, каждого героя. Следует, вероятно, отметить, что неким первопроходцем в использовании подобного метода, был Ф.М Достоевский.

Обходя россказни о сюжете, мне бы хотелось больше уделить внимание самим героям и нескольким, отдельно взятым сценам. Начнем с Федора Павловича Карамазова, к обстоятельствам с ним случившимися, на мой взгляд его привели женщины, деньги и совершенное неумение обращаться ни с теми, ни с другими. Разум его опошлился, в основном деньгами конечно. Ведь состояние к нему пришло не сразу, но ведь и до своего весьма не скромного состояния он как был человеком низкой морали, так и остался. Не думаю, что всякий читатель был удивлен тому, что Федора Павловича убили, ведь этого следовало ожидать. Его сыновья, обделенные настоящим воспитанием, настоящим отцом с самого детства были подвержены нелегкой дальнейшей судьбе, но вопреки всем ожиданиям, братья выросли весьма и весьма недурными. Пожалуй, больше всего меня из них удивляет Алеша. В частности, я каким-то невероятным образом прочувствовал ту горечь, которую автор вложил в сцену, где маленький мальчик, совершенно до того неизвестный Алеше, начал бросать в него камни и даже ухитрился его укусить. Но впечатление на меня произвело, конечно же не это, а то, какими доводами руководствовался мальчик Илюша в таком малом возрасте. «..замахнусь на него саблей и скажу ему: мог бы сейчас убить, но прощаю, вот тебе!»-кричал Илюша отцу. Восхищение, не иначе, и некую тяготу чувствовал я, когда узнал, что причиной такой ненависти к Карамазовым, было какая-то невозможная для таких лет, яростное желание отстоять честь отца, и поквитаться, даже убить всех его обидчиков. Это действительно оставило меня неравнодушным.

Возвращаясь к теме полифонизма, стоит так же упомянуть, как судьба приводит всех героев на суд Мити, к самому, что ни на есть Правосудию, и конечно же к Богу. Было очень любопытно наблюдать, как прежде, каждый герой шел своей дорогой, и вот это самое преступление, смерть, собрали всех вместе. Мне бы даже хотелось назвать это финальным, заключительным «аккордом» всех «голосов», всех судеб, которые на протяжении всего романа звучали, тянулись и, наконец, грянули единовременно.