Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Насколько важна идеологическая основа в образовательном менеджменте? Какой она должна быть?

«Идеология – концепт, но не базис современной образовательной системы. Однако отказ от этого концепта может повлечь за собой разрушение самой системы, как отказ от восприятия хрупкости египетской пирамиды, внешне непреклонной».

Тамира Корческа[1]

Погружаясь в теорию идеологической платформы образования и обучающих структур как носителей этой платформы, спросим себя: а что же такое идеология? Базис, фундамент образовательной среды, поддерживающий ее экологию и общий макроклимат педагогического цикла, или праздная сегодня надстройка, грешащая избыточностью, отсутствием прикладного поля, невыигрышностью применения и практик?

Маленький экскурс в недавнее прошлое

Вспоминая и анализируя советскую образовательную методологию, зиждущуюся на симбиозе когнитивных техник и воспитательных моделей, становится понятной глобальная роль «идеологии, подводимой под всё, как вода, нужная для испытания плавучести корабля».[2] Однако сам «корабль» такого испытания в итоге не выдержал, а идейное полотно смыслов стало собственным саркофагом. Это конечно не говорит о том, что вся прошлая система образования была «никудышна». В тот исторический период она была актуальна и соответствовала потребностям государства. Советская система образования конкурировала с системами других стран на очень высоком уровне, а во многом и превосходила их.

Когда я разговариваю с педагогическим сообществом и спрашиваю у них о возврате к пионерии и комсомолу в прямом назначении, даже без сохранения названий, но в той же массовости, я не слышу ни поддержки, ни одобрения. И это понятно – прошлое стало прошлым. Дело ведь совсем не в галстуках и значках, а как раз в идеологическом багаже, который в определенный момент стал весить слишком много (и для моих коллег тоже). Современное идеологическое пространство звучит и выглядит по-другому, но, главное, как представляется, не может исчезнуть из образования. И на уровне управления такими структурами это нужно понимать. «Убрать из обучающей среды сами мысли, саму заботу о молодежи, оставив лишь голый трафик обучающихся и учителей, – значит убрать из сказки волшебство, сохранив только быль, ничем не удивительную и не позволяющую верить во внешнее Чудо, при условии Чуда внутреннего».[3]

Личность в зеркале образовательных трендов

Современные тенденции организации образовательного пространства охватывают аспекты гармоничного развития личности, духовно свободной, этнически и космополитически культурной / толерантной, патриотически и ментально идентичной / медиативной, социально скоммуцированной, готовой стать представителем и автором новых трендов – то есть, инновационно-репрезентативной и способной к собственным инновациям. Подобный новый человек нового времени «декларируется» не только законодательными инициативами, но потребностью самой жизни. Информационным обществом, «эволюционирующим каждую минуту, в каждый момент сетевого обновления».[4] И управленческим звеньям образовательного поля необходимо учитывать этот вектор движения настоящего времени, слушать и слышать живой пульс молодых поколений, прогнозировать будущее и контролировать готовность соответствовать стандартам актуальных запросов обучающихся и их родителей.

Именно поэтому компетенции менеджера образовательной среды должны сегодня расширяться не только до восприятия вечных ценностей обучающе-воспитательных технологий, но и до ситуативных факторов, диктуемых реальностью. Адаптивности же любых образовательных структур (от государственно-субсидируемых до полностью частных) самой идее образования без идеологической канвы добиться невозможно. Только надо найти для идеологии грамотное философское обоснование; смысловое, диалектическое и лексическое наполнение, понятное и интересное молодежи.

Управление «нью-идеологией»

Этот подзаголовок похож на конспирологический продукт, но никаких инсинуаций здесь нет. Возвращаясь к исходному вопросу, уточним потребность образовательного менеджмента в идеологической основе как в базисе самого назначения образования. Однако трансформация идеологической площадки должна быть релевантна «нью-идеологии» современных детей и их родителей.

«К вопросу о задачах менеджмента в образовании я бы добавил соблюдение одного непременного условия: вариабельности. Гибкости, лабильности трактовок, внимания к эпохе мультикультурализма и кросс-коммуникаций. Именно поэтому одной из первых моих реформ старой подмосковной школы стало обеспечение здания свободным вай-фай подключением. Это нововведение, ставшее революционным, отвергаемое с негодованием всеми педагогами старше пятидесяти и утвержденное педсоветом лишь с третьей попытки, позволило повысить успеваемость учеников средней и старшей ступени вдвое. А секрет заключался лишь в том, что плод перестал быть запретным».[5]

Я думаю, что можно развивать отношения администрации, преподавателей и студентов (учеников) в направлении информационном, давать возможность молодым людям раскрывать себя в новой формации, формации информационных технологий.

Не завершая, а начиная…

Путь вариативного, демократического вливания «нью-идеологии» в современное образование должен начинаться сверху. С административного, управленческого аппарата, который обязан сегодня функционировать в режимах тренеров, тьютеров, коучеров и консалтеров. Открытость к диалогу с профессиональным сообществом, с попечительскими советами и родительскими комитетами, с молодежной общественностью гарантирует нахождение взаимопонимания, поиск деловых компромиссов.

Пытаться побороть дух времени – преступно. Заработать репутацию «школы, в которой учат, как раньше» просто не педагогично. Нельзя учить так, как вчера, и не уметь / запрещать пользоваться благами глобальной информатизации. Другой аспект: тот «мусор» низкокультурного, что несет с собой сетевой поток, важно научить фильтровать, отсеивать. И отделение зерен от плевел остается как раз незыблемым столпом любой идеологии, включая эмпирику институтов гражданского образования.

«Пусть современной идеологией для образования послужат прекрасные образцы педагогов-индивидуалистов, от Макаренко до Шмакова. Эти люди умели быть «пионерами», первопроходцами, находившими внутри идейного застоя живое семя, прораставшее на почве любви к людям и громадного социального гуманизма. …Они не просто были частью своего настоящего, они его опережали, управляя образовательным процессом мастерски, не прячась ни от чего».[6]

Шаг в вечность

Маркетологи называют «шагом в вечность» успешную рекламу, высокоэффективные техники продаж, зашкаливающие конверсии откликов на товар. Почему же в образовании не может быть также? Любой менеджер образовательной организации должен стремиться и к эффективности деятельности учреждения, и к родительско-детским конверсиям, и к откликам на уровне партнеров, учредителей, профессиональных коллегий.

Но образование – это не только система оказания услуг, продвижения их оказания. Это имидж большой цепи звеньев. Где первое и важнейшее звено – внимание к личности ученика. Такое простое – и самое сложное…

Пусть здесь на выручку и приходит здоровая идеология, без плеоназмов и заучивания прежних уроков. Идеология соблюдения душевной и нравственной экологии обучающихся, идеология здоровьесбережения, идеология общения. На такой базис можно надстроить и то, что мы назвали «нью-идеологией»: ответы на запросы актуального времени и актуальных сегментов (клиентов нашей работы). Родительской общественности, вузовских коллективов, индустриальных лидеров, бизнеса и предпринимательства… Только слияние заботы об обучающемся с предоставлением ему достойного образования самого современного уровня обеспечит не только готовность молодого человека к отличной карьере, надежному построению своего будущего, но и конкурентоспособность самого заведения в собственной нише рынка.

И все же вернусь к старой «Школе» - уверен, что познание нового пространства должно проходить в симбиозе с советскими методами воспитания, такими как работа в коллективе (совместный труд), взаимопомощь, уважение к старшему поколению и многое другое, что было оставлено нам в наследство.

  1. Корческа Т. Образовательный менеджмент «поколения икс». / Белград: Греноба, 2016.

  2. Буров Д. Советская педагогика: полотно идейных смыслов. // ПедСостав. Материалы к научно-практической конференции КГАУ. – б/н. – 2016.

  3. Гарли Н. Трафик в образовании, или «сетевая ошибка». // Управление коммерческим образованием. Материалы к Форуму Европейского совещания учредителей и преподавателей. – б/н. – 2015.

  4. Корческа Т. Образовательный менеджмент «поколения икс». / Белград: Греноба, 2016.

  5. Афонина Т. Интервью с мастодонтом, ставшем новатором. / М.: А-Мега, 2015.

  6. Буров Д. Советская педагогика: полотно идейных смыслов. // ПедСостав. Материалы к научно-практической конференции КГАУ. – б/н. – 2016.