Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями: возможности и ограничения использования

Одним из наиболее действенных методов разрешения семейных конфликтов и проблем является терапия Берта Хеллингера – известного немецкого психолога, – который взял за основу законы функционирования семейных систем (открытых самоорганизующихся систем, в которых происходит постоянный взаимный обмен с окружающим миром).

Данные законы гласят, что люди, входящие в состав семьи, в определенных ситуациях склонны поступать не по зову своего сердца, а по установившимся этой системой правилам. Именно четкое понимание действия этих законов позволило Хеллингеру сформулировать главные причины нарушения гармонии в семье, а также определить факторы, негативно влияющие на нормальный ход течения семейной жизни.

Семейные проблемы, в большинстве случаев, носят глобальный характер, затрагивая не только членов самой семьи, но и других родственников. И если суть проблемы не очевидна и глубока, то традиционные способы психологического воздействия на отдельного члена семьи, как правило, не дают ожидаемого результата. Здесь нужен более серьезный подход, такой как комплексная семейная терапия и обращение в психологический центр.

Ученый сформулировал некоторые законы и закономерности, которые приводят к нежелательным событиям, конфликтам между супругами или коллегами. Хеллингер долго трудился над такими вопросами: «Как происходит перенимание чувств? Как влияет совесть (личная или семейная) на образ жизни личности? Существует ли система, управляющая отношениями?» На самом деле это лишь часть тем из целого списка учений Берта.

На сегодняшний день его расстановки становятся все более востребованными. С помощью этого метода большое количество людей смогли найти истоки своих неприятностей и искоренить их. Многие практикующие психотерапевты все чаще используют расстановки по Хеллингеру в своей работе с группами, семейными парами или индивидуально с личностью. «Расстановка» - это место индивидуума в пространстве. Сам метод напоминает игру в шахматы. То есть каждому участнику присваивается определенная роль, которая отображает его подсознательный образ в ситуации, требующей проработку. Это может быть не только семейная ситуация, но и проблемы в коллективе, неудачи в бизнесе.- Читайте подробнее на

Итак, к психотерапевту приходит мужчина с насущной проблемой. Для начала специалист ведет небольшую беседу с ним, в ходе которой решается, нужна ли ему расстановка или все гораздо проще. Ведь можно человека направить обычным житейским советом - и его жизнь войдет в привычное русло.

Процесс построения семейных расстановок происходит в виде тренингов, где каждый из его участников получает возможность высказаться и найти для себя выход из сложившейся ситуации. Кроме того, данный метод позволяет в дальнейшем предупредить повторение подобных ошибок, благодаря полному осознанию сути проблемы. На сегодняшний день семейная терапия Берта Хеллингера признана самым эффективным и действенным способом разрешения проблемных ситуаций во всем мире, который широко применяется не только в семейной, но и в производственной практике для выявления «слабых» мест в рабочем процессе. Таким образом, своей разработкой Берт Хеллингер расширил просторы в области психотерапевтической деятельности.

Система расстановки Хеллингера делает возможным выявить и проанализировать определенную модель поведения, приводящую к возникновению конфликтов в семье, для каждого конкретного случая не зависимо от его сложности, поскольку семейные взаимоотношения и сама проблема рассматриваются сквозь призму эмоционального восприятия происходящего каждым членом семьи в отдельности. Кроме того, такая расстановка помогает занять свою правильную позицию в системе каждому входящему в состав семьи человеку, достигнув при этом гармонии с самим собой и окружающими, помогает сохранить семью.

Казалось бы, в абсолютно идентичных ситуациях должны быть одинаковые расстановки, но нет: люди – индивидуумы, и ведут себя совершенно непредсказуемо. Именно поэтому каждая расстановка по своему характеру уникальна, и для каждого случая в каждой семье она рассматривается по-разному. Успех предприятия целиком и полностью зависит от знаний и опыта психотерапевта, помогающего пациенту найти верный путь к разрешению проблемы и оградить его от возможных ошибок.

В первую очередь с перенятыми чувствами - вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом, чувствами, которые испытывали наши предки. 
Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в "банке информации", и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их "поле", впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем "с собой" поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство и оно вновь появится, но уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства. 
Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая "беспричинную" грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее. Преимущество метода Берта Хеллингера в том, что он дает возможность быстрого выхода на центральную, жизненно важную проблему клиента, являясь одновременно диагностическим и терапевтическим. Во время расстановки становятся видны не только причины конфликтов, болезней и несчастных случаев, но и проясняется возможность исцеления и изменения тяжелых судеб и сложных семейных ситуаций.

Метод Берта Хеллингера трудно объяснить какими-либо законами физики, химии и т.п. Он наиболее эффективен при работе в группе, хотя может применяться и в индивидуальной терапии. Что происходит во время работы? Человек (клиент) просит кого-то из присутствующих "исполнить роль", "быть заместителем" кого-то из членов его семьи, если речь идет о семье (отец, мать, жена, муж, братья, сестры, дети и т.д.). Затем клиент расставляет Заместителей в соответствии с внутренним видением ситуации в семье. Таким образом, можно визуализировать "картинку", существующую в семье на данный момент. Если в системе есть какие-то нарушения, то их можно поправить в этой картинке. Для этой поправки требуются определенные усилия и клиента и терапевта. Это можно считать краткосрочной психотерапией для клиента. Далее, при соблюдении определенных законов, порядков, условий можно расставить заместителей в "правильном" порядке. В результате получается "хорошая" картинка, которую клиенту надо "держать в сердце", что, конечно, тоже требует определенных усилий.

  1. Посмотреть кинофильмы:
  • «Любовь» реж. Михаил Калик, 1968
  • «Тайны любви». Трейлер. Россия, 2009

Написать эссе «Что такое любовь?» или «Любовь сквозь призму времени» - 3-5 страниц. (опираясь и цитируя просмотренные кино- материалы +дополнительные источники). Обязательно список литературы.

"Любовь".......
прекрасная, воистину окрыленная лента!......... Божественная музыка - одна из тех, что проникает прямо внутрь, к самому сердцу, и сосёт, и лижет нутро, выворачивая его наизнанку, бросает вверх и поднимает до высоких вершин.......... Какая горькая драма, печальная всеохватывающая трагедия........... Трагедия наших блуждающих одиноких жизней...... где слёзы сливаются с дождями в одном безутешном потоке.....
а после - снова Солнце, высокое синее Небо, Надежды и Ожидания.................
а пока........

Любовь - главное чувство на Земле. С него начинается все живое во Вселенной и продолжает существовать благодаря этому чувству. Так было всегда. И в то же время человек всегда искал точное определение тому, что значит любить? Кто такой любящий человек и как он должен себя вести? Какие доказательства любви существуют? Как понять, что ты любим? На эти вопросы мы и постараемся дать хотя бы приблизительный ответ.
«Любить» — фильм об отношениях. О том, как иногда бывает. Как любовь зарождается, появляется новая, старая уходит. Как иногда мы гоняемся за ней, хотя цвет ее уже давно потускнел.

Новелла первая: на вечеринке под магнитофонную запись танцуют и разговаривают три пары. Одинокий молодой человек сидит с книгой и размышляет вслух. Когда музыка заканчивается, слышится записанный на плёнку диалог мужчины и женщины. Женщина признаётся в любви мужчине. Молодые люди стоят рядом с магнитофоном и слушают.

Новелла вторая: зимним вечером юноша по имени Сергей прощается с девушкой и в приподнятом настроении идёт по завьюженному Ленинграду. На памятнике Петру I он воображает Вьюгу в виде девушки и приглашает на танец. Затем садится в трамвай, где видит плачущую кондукторшу Аню. Он старается успокоить её, а потом провожает домой. Та рассказывает, что её бросил возлюбленный, заставив перед этим сделать аборт. Сергей разбивает его портрет, убеждая Аню забыть его.

Новелла третья: на вокзале прощаются мужчина и женщина. Мужчина пытается объясниться с женщиной, уговаривает остаться ещё на несколько дней в Москве, говорят о встрече на Севере, куда уезжает женщина. Они едут на такси в поисках гостиницы, однако нигде нет мест. Они вынуждены бродить по городу, заходят в подъезд, но их выгоняет дворничиха. Едут за город, пьют вино. Понимая, что провести время наедине им негде, под утро возвращаются на вокзал. Женщина садится в вагон. О встрече они уже не договариваются. Мужчина уходит. Женщина смотрит ему вслед.

Новелла четвёртая: село где-то в Молдавии. Поздно вечером молодой парень Мирча возвращается домой на телеге с сеном. По дороге он встречает девушку Нуцу, которая явно поджидает его и которая ему тоже нравится. Проведя ночь вместе, молодые люди утром возвращаются в село. Он подъезжает к своему дому. Отец видит спрятавшуюся в сене девушку. Смущённый Мирча сообщает родителям, что это их невестка. Сюжет заканчивается сценами молдавской свадьбы.

Автор снял фильм, который хоть и претендует на свое отдельное слово в кино того времени, все же очень сильно напоминает выпускную работу студента ВГИКа. Несколько историй, связанных между собой, между ними документальные вставки. Все соединено клеем отношений, но к сожалению совершенно не имеет общей мысли и напоминает просто компиляцию из газетных нарезок. Кусочек здесь, аппликация тут, мозаика сверху.
Особенно удивило, что он состоит из нескольких новелл (именно такое сочетание короткометражных сюжетов стало особенно актуально в настоящее время).

Перед каждой новеллой представлен короткий эпиграф и разделяются они небольшими фрагментами документальной съемки.  Тут и происходит некий парадокс, ведь в фильме показаны настоящие реалии, именно то, что обычно умалчивалось в советском кино. Объяснение любви пытаются представить совершенно разные люди: разного пола и социального статуса. 

Отдельно хочется отметить шедевральное музыкальное сопровождение. 
Приятно было увидеть в таком произведении известных актеров, которые были мне знакомы по знаменитым картинам широкого проката. В этой ленте они раскрылись для меня с незнакомых сторон. 

Немного огорчает пессимистичная концовка, ведь на всем протяжении фильма понятие «любовь» как бы превозносилось, и неожиданный финал возвращает нас к реальности, ведь любовь имеет множество граней и может заканчиваться по-разному.

Чередование документального с художественным гармонично перетекает из одного в другое. Фильм очень смелый, новаторский и тонкий и современного искушенного зрителя держит до последнего кадра.

«В последнее время слишком много говорят о любви. Затерли как- то это это слово и по- моему нужно просто меньше говорить, потому что это чувство только двух.»
Весь фильм состоит из удивительной смеси двух жанров: документального и художественного. Они тесно переплетны между собой, но при этом смотрятся очень гармонично. 

Режиссер попытался ответить на вечный вопрос о том «что же такое любовь»? Между новеллами этот вопрос задается самым обычным людям на улицах:
«Я могу сказать о любви только самое лучшее, самое хорошее. Она поднимает настроение всегда и чувствуешь себя такой окрыленной. Даже когда грустно… Все равно это хорошо.»

Есть множество советских фильмов, где музыка или несколько песен (бывало что и одна) задают особый тон повествованию. Под воздействием простых вроде бы мелодий невозможно равнодушно наблюдать за происходящим на экране. Если бы не «Нежность» как выглядели бы «Три тополя на Плющихе». А без песни «Туман» возможна ли вообще «Хроника пикирующего бомбардировщика». Таких примеров множество великое. «Любить» — не исключение. Музыка здесь шикарна — от красивейшей заглавной минорной темы к лёгкому ненавязчивому джазу ("Тема вьюги»),от молдавских национальных мелодий к просто сногсшибательной финальной песне «Поздно», выполненной в таком экспериментальном ключе, что просто не верится, что в кадре 1968 год.

Очень смелый и очень талантливый. Интересно видел ли режиссер фильма Михаил Калик интернациональный проект 1962 года «Любовь в двадцать лет»? Идея та же — четыре совершенно разных истории, только в фильме Калика они соединены между собой документальной хроникой, представляющую собой банальный опрос населения — «Что вы думаете о любви?» Может для своего времени это не было актуальным, но сейчас это смотрится как живой документ той эпохи.

Люди, эмоции, одежда, манеры поведения. Вот солдат, вот девчонка сопливая, вот хмырь какой то, вот зрелая умудрённая жизнью женщина и т. д. и т. п. Сама жизнь. Люди не врут — это видно. Они иногда застенчивы, иногда грубы, оногда слишком сосредоточены, но чаще всего у них просто хорошее настроение. В противовес им лицедеи (сплошь звёзды советского кино) разыгрывают бытовые жизненные зарисовки. Казалось бы, ничего особенного, но вкупе с прекрасной музыкой даёт потрясающий эффект.

Чрезвычайно простой, но и в то же время глубокий и многогранный фильм. Интересно сейчас поспрашивать невзначай народ на улицах, «что для вас значит любовь?» Какова будет ответная реакция? 

Что важно, все, что отвечали опрашиваемые, правда. Все ситуации, все события, все чувства — все это так знакомо, так близко. Сейчас уже другое поколение, иные нравы, иные порядки. Но так все узнаваемо и близко, что показали нам в этой ленте. А еще прибавьте к этому актерский состав. Перечислять смысла нет — если есть желание, посмотрите в карточке фильма, а еще лучше — посмотрите его сами! Каждый сыграл настолько идеально, что придраться собственно, не к чему. Тогда играли эмоциями, показывали чувства. Поэтому смотреть старые фильмы куда интереснее, чем современные. Ощущаешь всю живость момента, проходишь сам через эти ситуации. Плюс документалистика, плюс отличный монтаж. И полное отсутствие лишних элементов.  Так что значит любовь? Что значит любить? Нам дали кучю ответов на эти вопросы, и я, также дал на них свой ответ.

Список использованной литературы

  1. Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (1813)
  2. Все начинается с любви. Лууле Виилма