Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями: возможности и ограничения использования

«Семья - есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем .

Семья является одним из главных институтов социализации и воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера – так по имени его основателя называется в психологии метод решения психологических семейных проблем. Больше всего это напоминает психодраму, в которой участники получают и разыгрывают роли других людей. Но это – лишь внешнее сходство.

Участники и зрители расстановки попадают в мир настоящей жизни, настоящих людей, их трагедий, их радостей, их чувств и эмоций. Люди, участвующие в расстановке – не играют, они замещают людей, о которых они ничего не знают и знать не могут. При этом заместители с удивительной точностью передают в расстановке то, что происходит в жизни человека.
Заместитель – это человек, выбранный в расстановку на замещение какого-либо человека из жизненной истории клиента.
Замещающее восприятие – так называют то, что руководит заместителями. В расстановке разворачиваются драмы и трагедии: об этом говорят движения, слова, реакции заместителей, участвующих в расстановке.

Дело в том, что все люди принадлежат к собственному роду и несут в своей жизни что-то, что не смогли прожить и реализовать предки, члены родовой системы. Учение о карме предстает в расстановках совершенно в новом свете. Ведь получается, что, рождаясь в определенной семье, человек несет в себе карму этой семьи: он разрешает ситуации, не разрешенные предками, испытывает эмоции, которые не смог выразить кто-то из его рода. И через заместителей поле расстановки может рассказать о том, что лежит в корне проблемы клиента.

Человек по Хеллингеру – это дом, в котором неявно и явно присутствуют души тех, кто жил давно и недавно, кто живет сейчас, все забытые и изгнанные. Именно к ним обращается Берт Хеллингер в своей работе. За симптомами и комплексами он видит людей и связывающую их. Берт Хеллингер вернул в психотерапию «человека» во всей его полноте, а человеку вернул его род и всех, кто ему принадлежал и принадлежит, и человек более не одинок!

Так называемые «Расстановки» ставят все на свои места. Ведь мы склонны принимать одно за другое или переставлять местами, заполняя пустоты кем-то и чем-то другим. Легче вытеснить нежеланное, чем потрудиться его понять. Манипуляция, хитросплетение легче простого недеяния и осознания «зачем?». Самая закостенелая часть тела – это мозг.

Технология Б. Хеллингера позволяет расплести узлы подсознания, выбраться из лабиринта, открывая душу человека и проясняя его сознание. При этом «проблемы», т.е. озвученные на расстановках запросы, раскручиваются в таком невероятном направлении, что предугадать, куда выведет траектория – невозможно! 

Все это происходит под пытливым взглядом внимательного психолога, специально на это натренированного. Он похож на аспиранта, исследователя и режиссера, контроллирующего все нюансы проявлений сделавшего запрос клиента. Задавая испытуемому вопросы, обозначив проблему, он предлагает рассмотреть ее через поведение-реакции выбранных клиентом «заместителей» себя и людей, которыми охвачена проблема. По ходу этой мистерии тренер своевременно вводит новых «игроков», опираясь на ощущения «заместителей» и свои наблюдения. Все остальные присутствующие сидят в круге, принимая в этом захватывающем действе пассивное, но все же участие. 

Через доверие своим ощущениям начинается доверительный разговор с пространством «Я» и предков, полным подчас таких заворотов, что нарочно не придумаешь! Расстановки - просто кладезь для драматурга! Истинное кино… (кино – в смысле движение).

Расстановки хорошо работают и в тех случаях, когда человек затрудняется четко сформулировать проблему. Это так, потому что в расстановке работают больше с чувствами и образами, чем со словами и логическими построениями. Чтобы начать расстановку, бывает достаточно только темы (например, «мои отношения с мужем», «мои головные боли», «я и мой бизнес»). В процессе расстановки могут находиться решения, недоступные нашему повседневному уровню сознания.

Вторая важная особенность метода расстановок – это возможность посмотреть на проблему с системной точки зрения. Можно сказать, что каждый человек является голограммой всей своей семейной системы: осознаем мы это или нет, мы несем в себе частицу родителей, и родителей их родителей, и так далее. События в жизни наших предков оказывают влияние на нашу жизнь, даже если мы не были знакомы с этими людьми и ничего не знаем (на сознательном уровне) о произошедших событиях. Корни многих наших трудностей обнаруживаются в семейной истории и предаются из поколения в поколение.

С помощью этого метода у исследователя появляется возможность заглянуть не только в личные слои бессознательного клиента, но и погрузиться на более глубокий уровень  - в коллективное бессознательное его родовой системы. На тот самый уровень, где как уже упоминалось выше, происходит формирование ментальности и, в общем-то, судьбы человека, как производной от его образа мыслей. Ни один другой метод не дает возможности такого глубокого погружения в трансгенерационные процессы и столь развернутой картины системных динамик. Именно это делает системные расстановки таким незаменимым инструментом в семейном консультировании.

«Что такое любовь?»

Психологи утверждают, что потребность в любви – основная эмоциональная потребность человека. Ради любви люди покоряют горы, переплывают моря, пересекают пустыни, борются с немыслимыми трудностями.

В нашем языке слово «любовь», пожалуй, самое важное. Существует пять основных языков любви – пять способов, которыми люди выражают любовь. Каждый из нас пользуется своим и недоумевает, почему его как будто не слышат. А не понимаем мы друг друга, потому что говорим на разных языках.

Сент-Экзюпери: «Главное, чтобы брачные партнеры смотрели не друг на друга, а в одну сторону».

И почему же он так сказал? Может быть потому, что сам никогда не любил, и не знает, что такое с любовью смотреть в любимые глаза? А может быть потому, что когда-то любимые глаза стали уже не такими любимыми, притягательными… и хочется просто видеть одними глазами, чувствовать одним сердцем, слышать одними ушами...? 

Мало людей, которые встретили на своем веку только одну любовь… Начиная с первой… - сколько их было? И где они теперь? - гуляют где-то сами по себе, и уже давно не с вами… Начинаешь думать «почему?» - ответ один - «не сложилось…». 

Что же получается? Главное не любовь - ее как будто много… главное человек, с которым тебе легко, комфортно, хорошо… Вы чувствуете себя «на одной волне» и вам не нужны лишние слова. Думал я и над этим, но вот только отношения даже не завязываются, если не тянет телом, если не хочется смотреть в глаза.

А еще бывает - сегодня хочется, а завтра одеваешься и идешь домой. А бывает хочется неделю, месяц, год, а потом не хочется…, и так тоже часто бывает… Но я знаю пары, которым хочется быть вместе всегда, даже когда они ругаются… и это может продолжаться всю жизнь, потому что в постели они все равно померятся, а когда наступят трудные времена пойдут плечом к плечу и «в огонь, и в воду, и в медные трубы».

А любимые глаза, которые одновременно тянут и отталкивают? С ними живешь, спишь, но наступает момент, и они начинают как-то раздражать… - откуда это? Сегодня «я тебя люблю», а завтра слышишь - «ненавижу»? - не тот ли это случай, когда лучше «смотреть в одну сторону»? 

Любовь, а может и не было никакой любви? Только иллюзия, желание любить? «Да, она мне нравилась и мне было хорошо с ней - пока все было хорошо, пока тянуло телом, стало не так хорошо и все куда-то улетело».

Влюбляясь, мы очарованы другим человеком. т.е. реально находимся под воздействием «чар». Это что-то вроде самогипноза: ты видишь другого человека и не видишь одновременно - выхватываешь из общего какие-то симпатичные детали, а воображение дорисовывает образ самыми лучшими своими красками, при этом тщательно ретушируя все несоответствия

Некоторые психологи даже считают, что такого чувства как любовь нет, есть чувство влюбленности, а что такое любовь не совсем понятно. Я думаю, что это какой-то комплекс чувств. Здесь присутствует и привязанность, и нежность, и благодарность, и признательность, и уважение, и многое другое. В отличие от влюбленности это чувство не постоянно и не тотально. Любовь это, похоже, наш выбор по отношению к другому человеку, наша признательность за то, что он с нами. Она, то усиливается, то уходит на второй план, то опять предстает во всей красе. Ее можно погубить, она уязвима и требует к себе бережного отношения. Проявляется она, как правило, в полутонах. И в отличие от влюбленности может продолжаться до самой смерти.

Есть много красивых определений любви, но людям все равно приходится напрягаться, чтобы найти свой, единственно правильный, наполненный смыслом вариант.

Желание отыскать и осуществить ту самую настоящую любовь заложено в самой сущности человека. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. И если в детстве человек был окружен заботой, теплом, нежностью и поддержкой, то и в более серьезном возрасте ему хочется вернуть этот надежный и уютный мир единения с другим, где его существование, интересы и нужды приобретают особую ценность. А если, наоборот, в детстве не удалось в полной мере почувствовать привязанность, родительскую чуткость и внимание, то в последующие годы люди ищут любви именно для того, чтобы восполнить недостающий опыт - опыт близких доверительных пристрастных отношений, без которых человек хиреет, теряет интерес к жизни и способность творить. Причем в юном возрасте вторая половинка видится как опора, защита, помощь и восторженный ценитель, в зрелом же - как объект заботы и возможность реализации собственного любовного потенциала. Тогда-то становится понятным изречение Камю: «Не быть любимым - это всего лишь неудача, не любить - вот несчастье».

Многие люди, состоящие в серьезных отношениях или браке продолжительное время, ошибочно полагают, что знают о любимом человеке все. Некогда привлекший ваше внимание человек – один из миллионов других на планете – вдруг становится привычным, понятным и даже скучным. Как прочитанная книга. Между тем каждый человек не знает полностью даже себя самого. Нужно постоянно находить в партнере что-то новое и не забывайте про себя: продолжать развиваться, учиться, заниматься новыми увлечениями. Неподдельный интерес к внутреннему миру любимого человека – хорошая почва для сохранения ваших чувств.

Даже искреннее и сильное чувство может ослабеть под натиском постоянных упреков, глупых истерик, скандалов по мелочам и проверок, которыми «грешат» многие дамы. Совместная жизнь и без того непростое испытание, и чтобы сохранить вашу любовь необходимо дорожить отношениями. Ежедневный труд – это взаимный поиск компромиссов и жертвование собственными интересами ради любимого человека.

На самом деле зрелые отношения – это когда два человека, наполненные любовью, готовы разделить свою радость бытия друг с другом. У меня есть любовь с тобой или без тебя. Ты нравишься мне. Мне интересно с тобой, я открываюсь навстречу тебе. Это мой выбор. И если тебя рядом нет, я все равно счастлив, радостен, наполнен любовью. И нет перекладывания ответственности, когда мне кто-то становится должен (быть рядом, удовлетворять мои потребности и т.д.), в отношениях есть свобода, радость, любовь.

1 Берн, Э. Секс в человеческой любви / Э. Берн М., 1998

2 Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм Харьков, 1990

3 Чепмен, Г 5 языков любви / Г. Чепмен.

Задание 2.

  1. Ниже предлагается ситуация, связанная с семьей, характерная для работы психолога-консультанта. Разработайте план психодиагностических и коррекционных мероприятий на основе тех знаний, которые вы получаете в процессе изучения курса.

«Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия».

На наш взгляд девочка переживает кризис подросткового возраста. Возрастные кризисы связаны с развитием личности и случаются при переходе от одного этапа к другому. В определенный период жизни то новое, что зарождается в нас, начинает вступать в противоречие с прежними представлениями, образом жизни, взаимоотношениями с людьми. В результате появляется смутное, а со временем все более сильное недовольство собой, своим положением и жизнью в целом. Нарастает желание, что-то изменить.

Как правило, кризис сопровождают сильные переживания. Они заставляют человека иначе взглянуть на себя и на всю жизни, пересмотреть прежние планы и представления. Человек порой начинает ценить то, что ранее казалось невозможным, или наоборот, отказывается от чего-то, что только вчера составляло смысл его жизни, начинает совсем по-другому относиться к себе и другим. В процессе переживания кризиса совершается перестройка личности: внутренний мир переходит в психологическое соответствие с новым жизненным периодом.

Дается это очень нелегко. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию. Может накатывать ощущение бессмысленности жизни и собственного существования. Возникает полный душевный хаос и желание покончить жизни суицидом.

Но человек должен знать, что происходящее с ним не является признаком его слабости, неполноценности и тому подобное. Кризис – это своеобразный творческий процесс обновления самосознания и понимания мира. И если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести кризисную перестройку до конца, то пережитые переживания обогатят личность, сделают ее более мудрой.

Психодиагностические цели

Психодиагностические методики

Исследовать личностные особенности

ММPI

Исследовать эмоциональную сферу

Методика исследования эмоционального выгорания В.В. Бойко;

Личностная шкала проявления тревоги

Коррекция:

индивидуальное консультирование;

семейное консультирование;

групповое консультивание.

Прежде всего – наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения).

Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на нее родителей, и взгляд ребенка, и материалы психодиагностики).

В любом случае психолог должен быть на стороне ребенка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями).

  1. Ниже предлагается ситуация, связанная с семьей, характерная для работы психолога-консультанта. Разработайте план психодиагностических и коррекционных мероприятий на основе тех знаний, которые вы получаете в процессе изучения курса.

«За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: "Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?" Муж: "Газету читаю". Супруга: "А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил". Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия».

Определение и происхождение жизненного сценария.
Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».
Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в ТА, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.
Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.
Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.
Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.
Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.
Сценарий «оправдывается ходом событий». В соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что она оправдывает его сценарные решения. Человек так поступает потому, что в эго-состоянии Ребёнка воспринимает любую угрозу своему сценарному представлению о мире как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угрозу существованию.
Изучая вопросы происхождения сценария, Стэн Вуллэмс выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария:
1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.

Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населён великанами. Неожиданный звук может сигнализировать ребёнку о том, что его жизнь в опасности. Без всяких слов и соответствующего обдумывания ребёнок знает, что, если родители уйдут, он умрёт. Если они сердятся, то могут убить его. Кроме того, у ребёнка нет взрослого понимания времени. Если он чувствует голод или холод, а мать не приходит, тогда, возможно, она уже никогда не придёт, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть – когда тебя постоянно оставляют одного.
Мир эмоций ребёнка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Ребёнок принимает свои ранние решения при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют экстремальный характер.
По логике ребёнка необходимо идти от частного к общему. Например, предположим, что мать редко реагирует на его требования. Она часто игнорирует его, когда он плачет. При этом ребёнок не просто делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Вместо этого он может решить, что «людям доверять нельзя» или «женщинам доверять нельзя».
Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Ребёнок может чувствовать: «Я хочу убить брата, который получает всё внимание!» Для него это равнозначно фразе: «Я убил брата». Затем он может заключить: «Так как я убийца, я плохой». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал.
Кроме этого на процесс принятия сценарных решений влияет ещё одна особенность детских способов восприятия реальности. Ребёнок фантазирует, что он всемогущ и может творить волшебство. Поэтому ребёнок думает, что именно он виноват, например, в частых ссорах родителей или в разводе. Он даже может считать себя обязанным защитить одного родителя от другого, поскольку уверен в своей способности сделать это.
Многие авторы ТА считают, что ребёнок воображает себя всемогущим, чтобы компенсировать чувство беспомощности. Однако, я думаю, что ребёнок не имеет ещё представления о том, что всемогущество – это хорошо, а беспомощность – плохо, и о несовместимости беспомощности и всемогущества. Он ощущает себя одновременно и беспомощным, и всемогущим. Беспомощным потому, что ситуация детства способствует этому. Всемогущим потому, что ему удаётся управлять всемогущими великанами – родителями. Следовательно и тот и другой вывод ребёнка о себе – не фантазии, а решения принятые ребёнком на основании имеющейся у него информации, протестированной им доступными ему способами. В разных семьях дети по-разному беспомощны и всемогущи. И соотношение беспомощности и всемогущества у детей бывает разным и зависит от содержания родительских посланий.
2. Как проживается сценарий. Значение сценарного анализа.
Жизненный сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определённых паттернов.
По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя или банальный.
Победителем Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Роберт Гулдинг добавляет: «…и в результате этого преобразует жизнь». Под победой понимается также то, что поставленная цель достигается легко и свободно.
Побеждённый – это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером , стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряжённой работы, то он побеждённый.
Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели, т.к. он хотел подчеркнуть, что победителей нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности, а побеждёнными не обязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей.

Существует исключение из предложенного Берном определения. Например, ребёнок в раннем детстве решил: «Чтобы мать и отец полюбили меня, я должен умереть». Во взрослой жизни он стремится к осуществлению этой трагичной цели. Сценарии с таким концом считаются сценариями побеждённого. 
В зависимости от трагичности финала сценарии побеждённых можно классифицировать по трём степеням. Сценарий побеждённого первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери не настолько серьёзны, чтобы их обсуждать в обществе. Например, повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия или неудача на экзаменах при поступлении в институт. Побеждённые со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьёзные, чтобы их обсуждать в обществе. Это может быть увольнение с работы, исключение из университета, госпитализация по поводу тяжёлой болезни и т.д. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьёзной болезни (в том числе и психической) или суду. Такие сценарии называются хамартическими.

Человек, имеющий сценарий не-победителя, день ото дня терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют. Он, скорее всего, спокойно доработает до конца, получит в подарок часы на мраморной подставке и уйдёт на пенсию.
Берн предложил способ, с помощью которого можно отличить победителя от побеждённого. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что победитель знает что, но не говорит об этом. Побеждённый не знает, но только и делает, что говорит о победе: «Когда моя лошадь придёт первой…». Он всё ставит на одну карту и тем самым проигрывает. Победитель всегда учитывает несколько возможностей, поэтому и побеждает.

Чаще всего человек избирает сценарий, представляющий смесь победы, поражения и беспроигрышного варианта: в одной сфере он решил быть победителем, в другой – не-победителем, в третьей – побеждённым.
Осознание сценария даёт возможность переделать его и стать победителем там, где решил быть побеждённым.

Во взрослой жизни человек придерживается детских решений потому, что всё ещё надеется разрешить основной вопрос, который остался нерешённым в его детстве: как добиться любви и внимания. Это одна из основных причин, хотя и не единственная.

Находиться в жизненном сценарии, проигрывать сценарное поведение и сценарные чувства это значит реагировать на реальность «здесь и теперь» как будто бы это мир, нарисованный в детских решениях. Человек чаще всего входит в свой сценарий в следующих случаях.
• Когда ситуация «здесь и теперь» воспринимается как стрессовая.
• Когда имеется сходство между ситуацией «здесь и теперь» и стрессовой ситуацией в детстве.

Стэн Вуллэмс утверждает, что чем больше стресс, тем больше вероятность вхождения человека в сценарий. Вуллэмс предложил 10-ти бальную шкалу стресса. Расшифровка собственного сценария позволяет человеку выдерживать большие стрессовые нагрузки прежде, чем он начнёт действовать в соответствии со сценарием.
Когда ситуация «здесь и теперь» напоминает человеку болезненную ситуацию из его детства, и он входит в сценарий, в ТА говорят, что текущая ситуация связана с более ранней ситуацией с помощью резиновой ленты. Это позволяет понять, почему человек реагирует так, как будто бы его катапультировали назад в его прошлое. Обычно человек не может осознанно представить эту детскую сцену, поэтому не понимает, что общего в этих ситуациях.
Вследствие того, что мать и отец являются очень важными фигурами в жизни человека, они часто находятся на другом конце резиновой ленты. Там могут находиться и родственники: дедушки, бабушки, тёти, дяди и др. Разговаривая с людьми, с которыми у человека серьёзные взаимоотношения, он какую-то часть времени отождествляет их с людьми из своего прошлого, и делает это неосознанно. Этот феномен в психоанализе называется трансфер (перенос). В ТА об этом говорят как о «надевании лица отца или матери на кого-то».
Резиновые ленты могут быть привязаны не только к людям из нашего прошлого, но и к запахам, звукам, определённому окружению или чему-то ещё.
Одной из целей ТА является рассоединение резиновых лент. Благодаря пониманию сценария человек может освободиться от первоначальной травмы и от возвращения к старым детским ситуациям.
Эрик Берн ввёл понятие сценарные сигналы, т.е. телесные признаки, указывающие на то, что человек вошёл в сценарий. Это может быть глубокий вдох, изменение положения тела и напряжение какой-то части тела. Некоторые терапевты ТА специализируются именно в этой области теории – телесном сценарии. Сценарные сигналы - это проигрывание человеком его детских решений, которые он принял в отношении своего тела. Например, человек, будучи ребёнком, пытался дотянуться до матери, но обнаружил, что она часто отодвигается от него. Чтобы подавить эту естественную потребность он стал напрягать свои руки и плечи. Во взрослой жизни такой человек продолжает напрягать своё тело.
Человек стремится организовать мир таким образом, чтобы он оправдывал сценарные решения. Это объясняет, например, почему люди снова и снова вступают в болезненные взаимоотношения или придерживаются паттернов поведения, приводящих к наказанию. 
Когда человек в сценарии, он пытается решить свои взрослые проблемы, проигрывая младенческие стратегии, которые неизбежно приводят к тем же результатам, что и в детстве. Испытывая неприятные чувства, человек говорит себе: «Мир такой же, как и раньше». И так шаг за шагом, подтверждая свои сценарные убеждения, человек приближается к своему сценарному финалу.

Сценарий предлагает волшебное решение основного неразрешённого в детстве вопроса: как добиться любви и признания. Сценарий написан так, чтобы сделать из реальной жизни сказку и закончить её как в сказке – спокойно и счастливо. В этом смысле сценарий имеет отрицательное значение потому, что предлагаемое решение не работает в реальной действительности. 
Когда человек принимал в детстве свои сценарные решения, ему казалось, что единственной альтернативой этим решениям может быть лишь ужасная катастрофа. Причём у него не было ясного представления, в чём заключается эта катастрофа, но он знал, что её любой ценой нужно избежать. Поэтому каждый раз, когда сценарные решения подтверждаются, человеку начинает казаться, что они по-прежнему помогают избежать катастрофы. Вот почему люди часто говорят, что им легче вести себя по-старому, одновременно признавая, что это поведение для них саморазрушительно. Неосознанно они следуют убеждению: «Сейчас моё поведение приносит боль, однако, оно не так ужасно по сравнению с той катастрофой, которая обязательно произойдёт, если я изменю своё поведение».
Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем.

Нужно отличать сценарий и курс жизни. Берн писал: «Сценарий – это то, что человек запланировал совершить в раннем детстве, а курс жизни – то, что реально происходит». Курс жизни является результатом взаимодействия четырёх факторов: наследственности, внешних событий, сценария, автономных решений.

Психодиагностические цели

Психодиагностические методики

Личностные особенности

Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость личностный опросник

О.О. Андроникова Методика исследования склонности к виктимному поведению

Эмоциональная сфера

Методика «Прогноз»

Задание 3.

  1. Выполнить задание:

Дедуде=е

П

Д

Брат

Я

Д – дедушка со стороны папы родился в 1940

Б – бабушка со стороны папы родилась в 1941

Д – дедушка со стороны мамы родился в 1950

Б – бабушка со стороны мамы родилась в 1951

П – папа родился в 1974

М -мама родилась в 1976

Б – брат родился в 2000

Я – дата рождения в 1998

У меня есть мама и папа, также есть бабушка и дедушка. Брат младше меня. Мои родители находятся в разводе. Бабушка дедушка живут все вместе.

«Анализ проблемной ситуации клиента»

1. За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена – не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов.

2. В возрасте 14 лет родители развелись. В 16 лет начала встречаться с молодым человеком, по её словам так впервые испытала любовь. В 21 год разошлись встречаясь 5 лет, после имела небольшие романы недолгие романы. Работает учителем в школе, поступила учиться на экономиста, мечта зарабатывать деньги и путешествовать. Нежалание выходить замуж объясняет наличием недоверия и полной удовлетворённостью настоящей жизнью с матерью, которая её не понимает. Девушка весит 110 килограмм, имеются проблемы со здоровьем, на диету не хочет садится.

3. Кто Я, какой Я? Когда человек задает себе этот вопрос, это говорит о том, что он задумывается над своей идентичностью. В психологии существует целый ряд синонимичных понятий, обозначающий данный феномен – идентичность, Я-концепция, образ Я, персона. В самом общем определении идентичность рассматривается как совокупность представлений человека о своем Я.
Первоначально данный феномен привлек интерес философов. Его истоки обнаруживаются в философских трудах Сократа, Платона, Протагора, И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, Ф.Достоевского, П.Флоренского, С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, М.Шелера, А.Шопенгауэра, П.Рикера, М.Фуко, В.Библера, М.Бахтина, А.Лосева, М. Мамардашвили.
Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А.Адлером, У.Джеймсом, 3.Фрейдом, К.Юнгом, К.Хорни, Ю.Хабермасом, М.Хайдеггером, А.Фрейд, Э.Эриксоном, в отечественной – М.М.Бахтиным, В.В.Абраменковой, И.С.Коном, В.С.Мухиной. 
Рядом исследователей отмечалось важность для формирования идентичности социальной среды, другого человека. Так, в философии, на важность Другого указывали М.Бубер (Я-Ты отношения), М.Бахтин (диалог). В психологии об этом писали К.Левин (идея поля), Л.Выготский (идея культурно-исторической среды). Общей для вышеназванных исследователей явилась идея о том, что для Я необходим Другой, не-Я, что Я существует только в социальном контексте.

Следовательно, при определении идентичности необходимо говорить также о Другом, как об условии возникновения и существования идентичности. Особенно ярко идея необходимости Другого для формирования Я получила распространение в психоанализе в теории объектных отношений. Согласно теоретикам данного направления (М.Кляйн, Р.Фэйрберн, Д.Винникот, Г.Гантрип, М.Балинт), в процессе взаимодействия, значимые в жизни человека внешние объекты интроецируются в объекты внутренние и становятся структурными частями Я. Внутренний объект представляет собой фрагмент психической структуры, возникающий из опыта, полученного индивидом в первые годы его жизни в отношениях со значимыми взрослыми. В гештальт подходе даже выделена отдельная структурно-функциональная часть – Персона, в которой сосредоточены все представления человека о своем Я, мире, других людях.

Онтогенетически первыми объектами для Я становятся значимые другие – в первую очередь мать. Мать выступает в роли посредника между ребенком и миром, декодируя, расшифровывая, с одной стороны сигналы, поступающие к ребенку от среды, с другой – сигналы идущие от его Я, его собственные потребности. Посредством такого взаимодействия ребенок выделяет себя из симбиотического (психосоматического) единства с матерью и у него начинают формироваться границы его Я, первоначально соматические, а в последствии и психические. Из всего информационного потока, идущего от внешнего и внутреннего мира у ребенка начинает вырисовываться некоторая конфигурация его Я, образ Я, представляющая основу для его идентичности. Параллельно формированию образа Я идет формирование образа Другого - обобщенного образа человека. Таким образом, другой человек становится условием формирования Я-идентичности и является ее составной частью. Вместе с тем, другой человек становится источником всех проблем с идентичностью. Когда мы сталкиваемся с проблемами в идентичности, то, как правило, выходим на самых близких людей – маму, папу, бабушку, дедушку.
Идентичность как динамическое свойство личности можно рассматривать как структуру и как функцию, как процесс и как результат Структурно-динамический анализ идентичности предполагает выделение структурных компонентов и сложно интегрированных связей между ними. Структурность и целостность, динамичность и статичность – таковы диалектические свойства идентичности. Только наличие одного и другого дает возможность говорить о существовании подлинной идентичности. 
В структуре идентичности можно выделить следующие компоненты: Я-концепция или образ Я, концепция Другого, или образ Другого. Я-концепция – это система представлений личности о своем Я и отношений к нему. Концепция Другого – система представлений личности о не-Я, Другом и отношений к нему.
Схожую картину структуры идентичности предлагает О. Кернберг. Используя термин «репрезентация», он сформулировал положение о трех структурных элементах Эго:
• Я-репрезентация или образ Я, Я-концепция;

• Объект-репрезентация, концепция Другого;

• Особое аффективное Эго-состояние, отражающее особенности отношений Я – Другой.

Самопрезентация, или Я-репрезентация (по Кернбергу) понятие, обозначающее различные способы, с помощью которых индивид символизирует переживаемый им (сознательно либо бессознательно) образ себя и связанные с этим эмоции.
Объект-репрезентация – объединяет способы, с помощью которых индивид символизирует переживаемый им образ значимого Другого;
Эго-состояние – понятие, отражающее функциональные отношения между Я и объектом и связанные с ними эмоции. Композиция этих аффективных Эго-состояний (по Кернбергу) определяет центральное чувство идентичности.
Идентичность не раз навсегда установившаяся структура. Если это так, то мы имеем дело с патологией идентичности. В норме, идентичность – динамическое функциональное образование, постоянно изменяющееся. Динамичность предполагает возможность изменяться, развиваться. С другой стороны (как ни парадоксально), еще одним условием здоровой идентичности является стабильность. Стабильность дает ощущение устойчивости Я во времени. И это одно из условий здоровой идентичности – баланс динамичности - статичности. Динамичность-статичность являются биполярными модальностями идентичности.
Другим условием здоровой идентичности являются континуальные модальности: дифференцированность – диффузность и фрагментарность – целостность. Высокая степень дифференцированности предполагает осознавание и выделение многих сторон или качеств своего Я (мужчина, профессионал, умный, упорный и т.д.). Низкая степень дифференцированности – полюс диффузности. Недифференцированная Я-концепция на когнитивном уровне будет проявляться в том, что знания человека о себе будут фрагментарны, отрывочны, противоречивы. Целостность означает переживание внутреннего единства, несмотря на кажущуюся разнородность качеств Я. Фрагментарность предполагает существование в Я отдельных несинтегрированных его аспектов.
В норме мы можем предположить баланс динамичности-статичности, а также высокий уровень дифференцированности и целостности. Представление о другом человеке также будут иметь те же модальности. В норме, образ Другого также предполагает качества дифференцированности и целостности, при балансе динамичности и статичности. Недифференцированная концепция Другого означает, что представления о Другом будут отрывочными, оценка же других будет строиться по полярному типу «хороший – плохой», «свой – чужой» и т.д. 
Патология идентичности возникают в случае нарушения баланса модальностей динамичности-статичности, либо низкой степени дифференцированности т.е. диффузности и низкой степени целостности, т.е. фрагментарности. Образ Я становится либо чрезмерно изменчивым, либо статичным, диффузным, либо фрагментарным. Представим возможные варианты нарушенной идентичности.
1. Диффузная идентичность. Диффузия (согласно толковому словарю русского языка С.Ожегова) – взаимное проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Образ Я и образ Другого при таком варианте нарушения идентичности неструктурированный, размытый. Человек плохо представляет и осознает кто он такой, какой он. Клиенты с диффузной идентичностью затрудняются говорить о качествах своего я и других людей, дают им очень размытые характеристики. И в реальных отношениях границы между Я и Другим размыты. Примером из литературного произведения является персонаж одноименной сказки Аленушка. Содержание ее идентичности определяется ситуацией ее взаимодействия с другим персонажем сказки – Иванушкой. То она выступает как заботливая мать, когда после смерти родителей должна заботится о маленьком братце, то как жена, уговаривающая своего мужа не пить, то как сестра, спасающае его от злой ведьмы. В клинике примерами диффузной идентичности выступают истерические личности, неустойчивые личности. У лиц с диффузной идентичностью, как правило, заблокирована агрессия, преобладающей эмоцией является обида.
2. Ригидная идентичность. При таком варианте нарушения идентичности происходит нарушение баланса динамичности – статичности в сторону статичности. Динамичный – пребывающий в действии, движении, развитии. Статичный – такой в котором нет движения, действия.
Образ Я такого человека является чрезмерно статичным. Как правило, такие люди идентифицируют себя с какими-то социальными ролями, которые становятся гипертрофированными, замещают собой все Я. Особенно важным для них становится следование неким правилам, принципам. Для таких людей характерно эмоциональное опустошение. Типичным примером этого варианта идентичности является главный герой фильма «Профессионал», сыгранный Бельмондо. Профессиональный аспект идентичности стал основным для Я главного героя, и он оказался неспособным к творческой адаптации, что в итоге стоило ему жизни. Другим художественным примером является капитан Форестьер, герой одной из новелл С.Моэма, считавший себя джентльменом и организовавшим свою жизнь согласно принципам кодекса джентльмена, что также в итоге привело его к смерти. В жизни таких людей можно описать как фанатиков. В клинике это параноидные и эпилептоидные личности.
Одним из видов ригидной идентичности является интроективная (преждевременная) идентичность. Люди с интроективной идентичностью преждевременно (неосознанно) сформировали свою идентичность «наглотавшись» интроектов не ассимилировав их. При формировании такого варианта идентичности особенно велика роль значимых других, выступающих авторитетами для человека. Они решают за человека как ему жить, с кем жить, кем быть, что одевать и т.д. Люди с интроективной идентичностью опутаны долженствованиями. Как правило, человеку необходимо много мужества, для того чтобы прорваться через толщу интроектов к собственному Я. В клинике примером интроективной идентичности является неврозы. Другой, его желания и потребности заменяют желания и потребности Я. Я в данном случае это Другие, не Я. Ведущими переживаниями для таких людей становятся вина, стыд, предательство в случае нарушения запретов. 
3. Ситуативная идентичность. Ситуативный – относящийся к отдельной ситуации, ограниченный определенными условиями. Такой вариант идентичности определяется чрезмерной динамичностью и в силу этого нестабильностью образа Я и образа Другого. Люди с ситуативной идентичностью отличаются неустойчивостью образа Я, их идентичность определяется ситуацией, людьми с которыми они встречаются. Другой становится условием его существования. Такой человек впадает в слияние, созависимые отношения. Среда полностью определяет человека. В патологических случаях мы имеем дело с отсутствием Я. Художественным примером такого варианта идентичности является чеховская Душечка, чудесным образом менявшаяся в зависимости от тех людей, с которыми она жила. У нее отсутствовали собственные мысли, чувства, желания. Она мыслила чужими мыслями, чувствовала чужие чувства, желала чужие желания. В клинике таких личностей называют созависимыми.
4. Фрагментарная идентичность. Фрагментарный – отрывочный, неполный. Целостный – обладающий внутренним единством.
При таком варианте нарушения идентичности образ Я оказывается разорванным, несынтегрированным. В человеке существует набор идентификаций находящихся вне системы, целостности. Отдельные идентичности (субличности) живут своей жизнью. Ярким художественным примером такого варианта идентичности является «двойник» Ф.Достоевского. Клиническим примером такого нарушения идентичности является расстройство множественной личности, диссоциированные расстройства.
Кроме вариантов нарушения идентичности можно выделить также ее уровни. Уровень нарушения идентичности будет определяться наличием в идентичности степени дифференцированности, целостности и сбалансированности Я - концепции и концепции Другого. В норме в структуре идентичности будет представлена как Я-концепция, так и концепция Другого. В случае невротического уровня организации личности в идентичности будет доминировать концепция Другого вплоть до полного отсутствия Я-концепции в тяжелых случаях. При пограничном уровне организации личности в структуре идентичности концепция Другого будет слабо представлена вплоть до полного ее отсутствия. При психотическом уровне организации личности как Я-концепция, так и концепция Другого будут на низком уровне развития, вплоть до полного отсутствия в состоянии психотического эпизода.

Поскольку идентичность является интегральным критерием психического здоровья, то можно предположить, что континуум здоровье – болезнь будет определяться континуумом идентичности: от высокого уровня развития идентичности до низкого, вплоть до отчуждения от Я.
Качественные содержательные особенности идентичности клиента можно определить уже в ситуации первичного интервью с ним, задав ему вопросы о нем самом и о других людях в его жизни. Полученные таким образом представления о Я и Других являются диагностически значимыми для определения уровней и вариантов идентичности.

4. Для обследуемой характерна, низкая самоактуализация, вследствие чего высок риск депрессии, апатии, невроза, психосаматических заболеваний Человек не всегда ведет себя одинаково, т. е. не всегда является компетентным по отношению ко времени.

Стремясь к ложным целям, превращает свою жизнь в ад. Людям, живущим в основном будущим, присущ страх за свою жизнь. Личность с невысоким уровнем самоактуализации не соотносит прошлое и будущее с настоящим. средний балл по шкале означает, что человек придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности.

Средне способна быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. личность не может легко и быстро вступать в контакт, при этом ее отношения с людьми являются поверхностными. Высокое стремления к приобретению знаний об окружающем мире

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Завышенная самооценкой ставит перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у неё высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие – перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают  самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу, что может стать причиной отсутствия любого самоконтроля, а это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков.