Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Материализм

Древнеиндийская философия является специфической, потому что ее трактаты написаны поэтическим языком и по своей форме напоминают притчи, в которых философия переплетаются с мифами. Источниками индийской философии являются Веды. Веды это сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. После написания четырех Вед к ним приписывались брахманы, араньяки, упанишады и сутры. На комментировании Вед строятся все философские школы.

Чарвака-локаята — материалистическое учение Древней Индии, которая отрицает авторитет вед, из-за чего её относят к разряду настика. Чарвака-локаята это уникальная школа в истории индийской философии, в ней отрицалось все мистико-религиозное учение и философская традиция и критиковались авторитеты и положения Вед. Школа чарвака-локаята со своей позицией просуществовала относительно не долго. Название школы имеет несколько трактовок. Само слово локаята используется в Ведах и Упанишадах и обозначает искусство диалога, посредством которого можно доказать абсолютно любое утверждение, а чарвака как искусство красиво говорить. Другая теория рассматривает название чарвака, как насмешливое прозвище, данное школе ее многочисленными противниками. Есть теория согласно которой Чарвака это имя легендарного философа, автора Брихаспати-сутр, в которых содержались основы материалистического учения. По другой версии школы чарвака как самостоятельной даршан вовсе не существовала. В пользу данной версии говорит тот факт, что не сохранилось не единого трактата или труда принадлежащего данной школе, а упоминания о ней содержатся в обобщающих работах других Предполагается что к чарваке просто отнесли всех «неудобных» философов – материалистов, скептиков, гедонистов, образовав тем самым синтетическое и не существовавшее учение.

Школа чарвака отрицала все традиционные представления индийской философии о существовании идеального мире, душе и ее переселении, божественных законах и самих божествах, а также необходимости достижения состояния просветления через аскезу и возможные ограничения. Мудрецы школы отрицали авторитет брахманов и всех религиозных ритуалов, призывая отказаться от их исполнения, так как последние нужны лишь для того, чтобы кормить армию «шарлатанов и обманщиков». Философы чарваки полагали что мир состоит из четырех махабхут или стихий: Вая – воздух, Агни – огонь, Ап – вода, Кшити – земля. Соединяясь в нужных пропорциях махабхуты образуют все возможные предметы и объекты мира, в том числе живые. Источником жизни чарваки считали не душу, но особые свойства которые образуют появляются в теле при соединении махабхут в определенных пропорциях и которых выходят за рамки свойств самих стихий. В качестве замены души чарваки выделяли восприятие, чувства и мышление, имеющие исключительно материальный источник – тело человека. После смерти тела умирает и его душа. Чарваки придерживались сенсуалистской традиции полагая что единственное истинное знание человек получает через органы чувств, в то время как любые умозрительные выводы ненадежны и не обоснованы. Этическая концепция чарваков противостоит всей индийской философии. Они полагают что в мире реальны лишь ощущения удовольствия и неудовольствия, в связи с чем страдания сами по себе не имеют никакого сакрального смысла, и нет причин чтобы добавлять их в свою жизнь посредством правил и ритуалов. Разумный человек должен стремиться к наслаждениям – эстетическим или физическим.

Список литературы:

  1. https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/vedy-znanie-iz-glubiny-vekov/
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Локаята