Концепция развития и обучения индивида в культурно - исторической концепций Л. С. Выготского
С именем Л. С. Выготского, именами его учеников и многочисленных последователей связаны не только выдающиеся психологические открытия, но и главные прорывы в современном образовании. Культурно-исторический подход Л. С. Выготского к решению фундаментальных проблем психологии человека задал направление преобразования социальных практик - в практики человеческого развития.
Человек является социальным существом, поэтому его развитие определяется условиями общества, в котором он живёт. По словам Л. С. Выготского, высшие психические функции, а именно: восприятие, воображение, память мышление и речь – возникли в ходе культурного развития общества, поэтому нет сомнений в том, что они имеют социальное происхождение. Сознательно регулируемые внимание и память, мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, способность к самостоятельному развитию и организации собственной деятельности, а также связная речь являются продуктом исторического развития социума и присущи только человеку разумному.
Изначально психологи считали, что высшие психические функции заложены с рождения, а в коллективе развиваются. На самом деле, как доказал Л. С. Выготский, эти функции начинают своё становление и развитие на основе низших, тем самым поведение человека становится осознанным, произвольным. Львом Семёновичем доказано, что высшие «функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности».
По мнению Л. С. Выготского, индивид получает полноценное развитие только тогда, когда биологическое и социальное начала развиваются вместе, взаимодействуя друг с другом. В противоположном случае, нарушение одного из них приведёт нарушению формирования личности. Например, вполне здоровый физиологически ребёнок, оказавшийся вне общества, становится социальным инвалидом, так называемым, ребёнком-Маугли. Роль среды в развитии ребёнка меняется прямо пропорционально его возрасту.
Значение культурно-исторической концепции для педагогики Л. С. Выготского неоценимо. В основе личностно-ориентированного подхода в образовании лежит определение Льва Семёновича о том, что личность – это сложный психологический механизм, выполняющий определённые функции. Данное утверждение говорит о том, что каждый ребёнок – неповторимая личность, обладающая набором только ей присущих свойств и качеств, поэтому требует к себе определённого отношения, внимания. Также положения концепции оказали влияние на появление и становление культурологического метода в педагогике. По Л. С. Выготскому, «личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития». Ребёнок познаёт культуру общества, в котором пребывает, усваивает её ценности.
Внесение в советскую психологическую науку исторического подхода к развитию психических процессов человека, борьба за создание конкретной психологической теории сознания и в связи с этим углубленное экспериментальное изучение развития понятий у детей, разработка сложного вопроса о соотношении обучения и умственного развития ребенка (человека) — таков был вклад Л.С. Выготского в советскую психологию.
Культурно-историческая теория Л. С. Выготского раскрывает специфические особенности психического развития социального существа – человека, который всесторонне развивается благодаря взаимодействию биологического и социального начал. Благодаря научному вкладу Л. С. Выготского возникли культурологический подход в образовании, используемый также в начальных классах и школах. Из неё вышли замечательные учёные, плоды которых мы в настоящее время пожинаем.
- Матричный коммутатор и баньяновая сеть (компьютерные сети)
- Управление информационными инновациями (информационные инновации и их разновидности)
- Содержание основных принципов трудового права
- Мое представление о бухгалтерском учете
- Что значит для меня моя цель
- Введение в образовательный менеджмент
- Guest Information Management
- Informational Basis of Hospitality Industry (The modern hospitality industry)
- Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
- Нужны ли архивы в 21 веке? Я думаю, что архивы необходимы в любое время. Архивы - хранители памяти, хранители огромного потока информации, необходимой человечеству
- Мифы и религии Древней Месопотамии (форм общественного сознания)
- Особенности поколения Z