Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Кодекс профессиональной этики адвоката

Любой адвокат в своей деятельности должен соблюдать немалый перечень запретов и ограничений. Они содержатся в Федеральном Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[1], Кодексе профессиональной этики адвоката[2], а также Рекомендациях, Правилах и Решениях, принимаемых Федеральной палатой адвокатов. Безусловно, к этому необходимо прибавить обычаи и традиции народов России.

Как мы видим, помимо безупречных знаний норм материального и процессуального права, адвокат обязан соблюдать этические требования своей профессии. КПЭА в пункте 2 статьи 4 четко определяет, что необходимость соблюдения правил адвокатской профессии вытекает из факта присвоения статуса адвоката. Добровольность принятия ограничений и запретов предполагает и возможное наказание за их нарушение. Высокие этические требования к профессии неоднократно упоминаются в КПЭА и ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии - эта формулировка, закрепленная в п. 1 ст. 4 КПЭА, максимально отражает высокоморальный облик адвокатуры. За нарушение КПЭА предусмотрен ряд взысканий, в том числе лишение адвокатского статуса.

Естественно, что адвокат не может находиться в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей круглосуточно. По этой причине возникающие проблемы по регулированию поведения адвоката со стороны ФПА целесообразно классифицировать по временному промежутку: во время рабочего дня либо в остальное время.

Регулирование и контроль поведения адвоката в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей не вызывает споров. Случается, что адвокат начинает сотрудничество со следствием, судом, и в итоге его доверитель не только не получает квалифицированную юридическую помощь, а сводит на нет любые дальнейшие попытки улучшить свое положение. Проблема так называемых «карманных адвокатов» со временем будет полностью решена путем внедрения специальных программ электронной системы распределения уголовных дел по назначению следствия и суда. В Самарской области данная система доказала свою эффективность.

Но если эта и многие другие проблемы, возникающие в процессе осуществления адвокатами профессиональной деятельности, вполне решаемы, то возникающие в повседневной жизни адвокатов вопросы этического содержания не всегда имеют безапелляционного решения. Необходимо ли регулировать поведение адвоката «за пределами» рабочего времени? Статус адвоката предполагает сдержанное поведение где бы то ни было, и не имеет значения, находится ли адвокат в своем рабочем кабинете, в зале суда или в отпуске на даче.

Одним из наиболее актуальных вопросов на данный момент является регулирование поведения адвоката в сети «Интернет». На эту проблему ФПА обратила внимание еще несколько лет назад. Растущая активность адвокатов в Интернете и социальной сети «ВКонтакте» (по состоянию на сентябрь 2016 года в ней было зарегистрировано свыше 10 000 групп с участием адвокатов, с максимальной численностью в одной из них свыше 135 000 человек) требует создания правил поведения, с целью минимизировать возможное умаление института адвокатуры.

В итоге Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 28 сентября 2016 года принял документ, регулирующий правила поведения адвокатов в сети «Интернет» (далее - Правила)[3].

Анализ Правил позволяет сделать следующие выводы.

Поведение адвоката в сети Интернет - это форма его публичной активности, и здесь он должен соблюдать те же правила, что и везде, с условием, что принадлежность к сообществу «очевидна или это недвусмысленно явствует из его поведения». Правила устанавливают и раскрывают несколько принципов работы адвокатов.

Профессионализм означает, что необходимо помнить про адвокатскую тайну. В частности, запрещено размещать связанную с ней информацию в сети без предварительного письменного согласия доверителя. Кроме того, правила предписывают «с осторожностью» оказывать юридические консультации в сети, доступные неопределенному кругу лиц (за исключением научных, дискуссионных, аналитических и т. п. комментариев).

Сдержанность и корректность подразумевают, что адвокат не обсуждает публично позиций другого представителя (в том числе не адвоката) по делу, в котором не участвует. Другие комментарии к делам должны отвечать всем профильным требованиям. Кроме того, Правила напоминают, что недопустимо публично порицать подозреваемых и обвиняемых. Адвокаты должны вести себя с достоинством: запрещены правовой нигилизм, агрессия, оскорбления. Высказывания должны быть ответственными и достоверными.

Требования к безопасности включают постоянную проверку своих интернет-ресурсов на наличие посторонней информации. Кроме того, стоит помнить, что публичное размещение сведений в сети - это сам по себе риск для конфиденциальности, и никакие средства защиты не дают ее стопроцентной гарантии. Особенно уязвимы профили в социальных сетях.

Корпоративность значит, что адвокаты должны относиться с «разумной сдержанностью» к подписанию коллективных писем и обращений. Не стоит и выдавать свое мнение за общую позицию профессионального сообщества. Также защитники должны избегать возможного конфликта интересов, который может возникнуть при общении в Интернете с доверителями, коллегами, судьями, процессуальными оппонентами.

Остаются открытыми вопросы, связанные с публикацией личных фотографий, видеозаписей адвоката в сети Интернет. Они могут размещаться в профилях в различных социальных сетях, в личных блогах, «Твиттере» и иных ресурсах (сюда также можно отнести «Перископ» - службу публичной трансляции потокового видео через специализированные приложения на смартфонах). Правила отдельно не затронули этот вопрос. Однако, с учетом формулировки «сдержанность, осторожность, корректность» представляется, что недопустимы фотографии в нижнем белье, снимки, по которым можно сделать вывод о нахождении адвоката в состоянии алкогольного опьянения, а любая обстановка, которая может свидетельствовать об умалении чести и достоинства адвокатской профессии.

Безусловно, что субъективная оценка о том, допустима ли конкретная фотография или видеозапись для адвоката, либо недопустима, остается в первую очередь за самим автором этих материалов. Создать перечень того, что запрещено к публикации - не представляется возможным. Как оценивать публикацию адвокатессой своих фотографий на пляже во время отдыха? Очевидно, что необходима апробация принятых Правил на практике.

Представляется весьма интересным материал, опубликованный адвокатом Мельниченко Р.Г. на ресурсе «Youtube» в сети «Интернет». Как можно понять из данного видео, в рамках мероприятий по повышению квалификации адвокатов Волгоградской области проводилось обсуждение вопроса, связанного с публикацией одним из адвокатов своих фото в нижнем белье в сети «Интернет»[4]. Присутствующие на видеозаписи разошлись во мнениях по поводу этичности данных снимков. Отметим, что ценность данного материала - не в том, что можно публиковать в сети «Интернет», а что нельзя. Главное, что следует подчеркнуть - сам факт публикации обсуждения внутри корпорации адвокатов поступка другого адвоката в открытом доступе является неэтичным.

Полагаем, что в ситуации, когда отсутствует оценка поступка адвоката со стороны руководства адвокатской палаты соответствующего субъекта либо ФПА, когда адвокат не привлечен к какой-либо ответственности за публикацию снимка, публичная критика и публикация в сети «Интернет» материала об этом другими адвокатами недопустимы.

Тема публикаций адвокатами материалов адвокатов в сети Интернет дискуссионная. Некоторые адвокаты (например, член совета Адвокатской палаты г. Москвы В. Клювгант) считают, что адвокатское сообщество должно быть озабочено безупречностью поведения своих членов в социальных сетях. В частности, по его мнению, адвокату недопустимо высказываться в Интернете о призывах к войне, поддержке смертной казни и т.д[5]. Противоположную позицию занял Г.М. Резник, который против установления каких-либо ограничений на свободу мнения для адвокатов.

Привлечение адвокатов к дисциплинарной ответственности (нарушение Правил предусматривает такую возможность) за публикацию материалов, хоть и не нарушающих законодательство (например, ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации), но умаляющих институт адвокатуры - необходимость, без которой сложно выстроить контроль за поведением в сети «Интернет».

Как решается вопрос контроля поведения в сети «Интернет» у других участников судопроизводства? У судей и прокуроров система наказаний за публикацию фотографий в личных аккаунтах давно отлажена. Примеров привлечения к ответственности (в том числе и уголовной) и ухода из профессии за умаляющие авторитет материалы достаточно много. Встречаются фотографии, где судья сидит в рабочем кабинете за столом, закинув ноги на стол. В другом случае, судья публикует фотографию, где он в костюме пирата «с подбитым глазом» на капустнике в детском саду. За все эти материалы судьи были лишены статуса[6].

В тексте Правил ничего не говорится о возможностях адвоката создавать вымышленные аккаунты в социальных сетях и последствиях за нарушения этических норм профессии адвоката. Вместе с тем, исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков прокомментировал на одном из правовых ресурсов, что «адвокат, который желает сформировать режим поведения в сети без тех ограничений, которые налагает на него адвокатская профессия, может присутствовать в виртуальной среде под вымышленным именем (никнеймом)»[7]. Получается, что в этом случае действие Правил не распространяется на такие профили? То есть, достаточно изменить реальные данные адвоката на вымышленные и публиковать фото в непристойном виде, умаляющие институт адвокатуры?

Не совсем понятно, что подразумевал исполнительный вице-президент ФПА под «режимом поведения». Для каких целей адвокат может создать страницу с вымышленными данными, чтобы не попадать в поле зрения адвокатуры? Вероятнее всего, что информация, публикуемая на этом аккаунте может тем или иным образом дискредитировать автора. Конечно, можно предположить, что адвокат в рабочее время использует для переписки страницу с настоящими данными, а в нерабочее - для общения с друзьями и коллегами - вымышленную. Однако существует и другой вариант развития событий - создание такого аккаунта для угроз свидетелям или иным участникам уголовного судопроизводства[8].

Кроме того, с принятием Правил адвокату важно помнить, что участие в резонансных уголовных делах, может спровоцировать некоторых участников на действия, связанные с размещением дискредитирующей адвоката информацией в его аккаунтах в социальных сетях в Интернете[9]. Уголовное преследование в связи с распространением информации в Интернете - реальность. Как справедливо указано в Правилах, никакие средства защиты не дают стопроцентной гарантии информации, публикуемой на странице адвоката в сети «Интернет».

Полагаем, что ежедневная проверка своего профиля в социальных сетях, является одним из необходимых условий по предупреждению взлома и размещения на странице адвоката провокационной информации, способной нанести вред его деловой репутации, либо привести к более тяжким последствиям.

Нужен ли мониторинг профилей адвокатов в социальных сетях со стороны руководства адвокатской палаты соответствующего субъекта? Правила не дают ответа на этот вопрос, ограничившись требованием по определению руководителями адвокатских образований ответственных лиц за ведение сайта (страницы) соответствующего адвокатского образования и личному контролю неукоснительного соблюдения Правил.

Одним из вариантов защиты своего присутствия в сети «Интернет» видится в представлении адвокатом в адвокатскую палату соответствующего субъекта сведений о наличии аккаунтов в той или иной социальной сети. В свою очередь адвокатская палата сможет аккумулировать страницы адвокатов в определенную базу, к которой будут иметь доступ доверители, чтобы при необходимости обращаться к конкретному адвокату, используя возможности социальных сетей. Таким образом, вероятность различных вариантов мошенничества с использованием вымышленных страниц адвокатов должна снизиться.

Список литературы:

1. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».

2. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 22.04.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (приняты Советом Федеральной адвокатской палаты Российской Федерации 28.09.2016) [Электронный ресурс] URL: http: //fparf.ru/documents/council_documents/council_recommendations/28316/ (дата обращения 01.06.2020).

4. Дело Олега Сухова: Откровенные фотографии [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=Sr5IDV20syE (дата обращения 01.06.2020).

5. Как адвокат должен вести себя в социальных сетях? Правовые новости, аналитические статьи, обзоры прессы. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.ru/voting/200/ (дата обращения 01.06.2020).

6. «Шедевр» от мира судей не спасла отсылка к случаю с Медведевым. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.ru/court_report/view/112599/ (дата обращения 01.06.2020).

7. ФПА рассказала адвокатам, как себя вести в сети [Электронный ресурс] URL: http://pravo.ru/news/view/134126/ (дата обращения 01.06.2020).

8. Малышкин П.В. Понятие и сущность противодействия расследованию преступлений со стороны адвоката-защитника // Мир науки и образования. 2018. № 4. С. 14.

9. Малышкин П.В. Противодействие расследованию преступлений: законные и незаконные противодействия // Современная криминалистика : проблемы, тенденции, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного юриста РСФСР, доктора юридический наук, профессора Николая Павловича Яблокова. Ред.-сост. : М. А. Лушечкина. М. : МАКС Пресс, 2018. С. 388-392.

  1. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».

  2. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 22.04.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  3. Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (приняты Советом Федеральной адвокатской палаты Российской Федерации 28.09.2016) [Электронный ресурс] URL: http: //fparf.ru/documents/council_documents/council_recommendations/28316/ (дата обращения 01.06.2020).

  4. Дело Олега Сухова: Откровенные фотографии [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=Sr5IDV20syE (дата обращения 01.06.2020).

  5. Как адвокат должен вести себя в социальных сетях? Правовые новости, аналитические статьи, обзоры прессы. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.ru/voting/200/ (дата обращения 01.06.2020).

  6. «Шедевр» от мира судей не спасла отсылка к случаю с Медведевым. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.ru/court_report/view/112599/ (дата обращения 01.10.2016).

  7. ФПА рассказала адвокатам, как себя вести в сети [Электронный ресурс] URL: http://pravo.ru/news/view/134126/ (дата обращения 01.06.2020).

  8. Малышкин П.В. Понятие и сущность противодействия расследованию преступлений со стороны адвоката-защитника // Мир науки и образования. 2018. № 4. С. 14.

  9. Малышкин П.В. Противодействие расследованию преступлений: законные и незаконные противодействия // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного юриста РСФСР, доктора юридический наук, профессора Николая Павловича Яблокова. Ред.-сост. : М. А. Лушечкина. М. : МАКС Пресс, 2018. С. 388-392.