Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Иностранные инвестиции в международном частном праве

Инвестиционная политика государства с правовой точки зрения представляет собой создание благоприятного инвестиционного климата для зарубежных капиталовложений, что предусматривает использование национально-правового регулирования, национально-правовых форм и методов, а также, соответственно, международно-правового регулирования на многостороннем и двустороннем, а также на региональном уровнях.

Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса в условиях единого и взаимозависимого мира и формируется международное инвестиционное право, состоящее из двух видов и сфер правового регулирования - национально-правового и международно-правового[1].

Развитие инвестиционных отношений возможно при нормальной рыночной экономике, когда существует как национальный, так и международно-правовой рынок товаров, капиталов и т.д. Потому как только в таких условиях возможен нормальный инвестиционный процесс, основанный на разделении труда. Как национальные, так и иностранные инвестиции вкладываются в производство и инфраструктуру в широком смысле этого слова. Все действующие на сегодняшний день непосредственно в сфере регулирования инвестиционной деятельности законодательные акты России определяют единый правовой режим функционирования на российском рынке зарубежных инвесторов, но только вкупе с международными договорами в этой сфере, участницей которых выступает Россия. Именно здесь и заключена генеральная особенность регулирования иностранных инвестиций.

1. Понятие иностранных инвестиций

Для выяснения правовой сущности международных инвестиционных отношений очень важно определить понятие «иностранные инвестиции».

Которое было изложено различными зарубежными экономистами, такими как Х.Г. Лоббесс, Дж. Кейнс, П Массе по-разному. Как «процесс затрат живого и овеществленного труда для создания производственных мощностей...», «текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода», «акт обмена удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое удовлетворение ее в будущем с помощью инвестиционных благ». Также достаточно лаконичное определение было дано в 1966 г. в Хельсинки на конгрессе Международной ассоциации международного права: «Инвестиции - это движение капиталов из страны инвесторов в страну пользователя инвестициями без немедленного расчета». Впервые в российской юридической литературе понятие раскрыл Л. Воронов. Впоследствии «инвестиции» обосновала Н.Н. Вознесенская: «Под инвестициями следует понимать такое предоставление средств иностранным инвесторам, при котором обязательным является экономическая активность...». По мнению другого специалиста - А.Г. Богатырева, такое определение иностранных инвестиций нельзя считать удачным по той причине, что оно утверждает, будто бы в данном случае «вопрос собственности не имеет принципиального значения». Собственность - это один из главных элементов определения правового понятия «иностранные инвестиции»[2]. Однако Федеральный закон РФ от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (от ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет иностранную инвестицию как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

2. Международно-правовое и внутреннее регулирование

Современное правовое регулирование в области капиталовложений осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулирования. Для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных правил, сформулированных в многосторонних и двусторонних соглашениях. Некоторые положения содержатся в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и в ряде других соглашений.

В Договоре к Энергетической хартии 1994 г. предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим[3].

Сотрудничество России с ЕС направлено на создание благоприятного климата, как для отечественных, так и иностранных инвестиций в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, перевода капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях (ст. 58 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.). Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах. Ряд документов был принят международными организациями, чья деятельность связана с осуществлением инвестиций. Это Кодекс либерализации движения капиталов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1992 г., Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР 1992 г. и Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1992 г[4]. Основными многосторонними конвенциями в этой области являются Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1995 г[5]. Кроме двусторонних соглашений в отношениях стран СНГ действует также Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. и Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. Конвенция предусматривает предоставление инвесторам из стран СНГ национального режима «за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством страны-реципиента», Конвенция предусматривает ряд государственных гарантий. Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др. Подробное регулирование правового режима иностранных инвестиций имеется в тех государствах (КНР, Польша, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония и др.), которые проводят активную политику привлечения иностранного капитала и использования его для решения задач экономического развития своих стран.

Во внутреннем законодательстве не только России, но и других стран СНГ проявляется тенденция перехода от принятия специальных законов об иностранных инвестициях (законов о концессионных договорах с иностранными лицами и иных аналогичных актов) к принятию законодательных актов об инвестициях вообще. В этом проявляется стремление к поощрению капиталовложений в реальные секторы экономики независимо от происхождения этих инвестиций. Специальным действующим законом в РФ является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов, его характерной особенностью является множество отсылочных норм, под которыми понимаются отсылки к другим законодательным и иным нормативным актам[6]. Таким образом, в рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства. Каждое государство устанавливает определенный порядок допуска иностранного капитала. В одних странах действует разрешительная (или лицензионная) система (например, в Индии, ряде государств Латинской Америки), в других - установлен в принципе свободный доступ капитала. Суть разрешительной системы состоит в том, что инвестору выдается предварительное разрешение (лицензия) на осуществление инвестиционной деятельности. Преимущество этой системы состоит в том, что она обеспечивает лучшие возможности для контроля над деятельностью иностранного инвестора. В то же время установление дополнительных ограничений для доступа капитала создает большие возможности для коррупции административного аппарата, ведающего выдачей разрешений. При любой системе государство, принимающее инвестиции, может устанавливать запреты и ограничения для осуществления иностранными инвесторами определенных видов деятельности или для осуществления такой деятельности на определенных территориях. Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся странах отличается большим разнообразием, что объясняется существенными различиями в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В одних странах иностранный капитал ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде случаев национализировался, в других - поощрялся путем предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному капиталу характерны частные колебания и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений, вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут вразрез с национальными интересами этих стран.

К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся:

а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств;

б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли;

в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах);

г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.);

д) определение концессионной политики[7].

Заключение

В результате проведённой работы установлено, что проблематика правового регулирования иностранных инвестиций далеко выходит за пределы международного частного права, даже при самом широком понимании частноправовых отношений с иностранным элементом, характерным для российской доктрины. Традиционно в отечественных курсах и учебниках рассматриваются вопросы определения самого понятия и форм иностранных капиталовложений как объекта правоотношений, в том числе и гражданско-правового характера, защиты вещных прав в этой области, определения правового статуса субъектов - предприятий с иностранными инвестициями как субъектов отношений, договорных отношений, гарантий прав инвесторов, порядка рассмотрения инвестиционных споров. Анализ законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности позволяет сделать вывод о том, что международное частное право продолжает занимать свое место и играть свою роль в регулировании отношений с участием иностранного инвестора и осуществлением иностранных инвестиций в России. Но его место все более смещается в орбиту применения унифицированных материально-правовых норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних международных соглашениях, разработки и применения особых процедурных норм международного характера, устанавливающих механизмы разрешения споров с участием иностранных инвесторов, страхования инвестиционных рисков и т.д. Определенной тенденцией является тесное взаимодействие международного частного и международного публичного права в регулировании инвестиционных отношений. Его результатом является и появление особых полисистемных комплексов в теории международного права - международного экономического или инвестиционного права.

В подавляющем большинстве случаев международное частное право не претендует на регулирование частноправовых отношений с участием иностранного инвестора в России в связи с тем, что они напрямую регулируются нормами гражданского или предпринимательского права, причем чаще всего без учета наличия иностранного элемента. И это является вполне закономерным и соответствует идеям законодателя максимально уравнять правовой статус отечественных и иностранных субъектов хозяйствования, реализовать принцип национального режима, предоставляемого иностранным предпринимателям.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

2. Федеральный закон Российской Федерации от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

3. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник (издание седьмое, переработанное и дополненное) // Юристъ, 2016

4. Гудков И.В. «Договор к энергетической хартии в контексте отношений Россия - ЕС» // «Энергетическое право», 2007, № 1

5. Дмитриева Г.К. Международное частное право: учебник // 4-е изд. М., 2016. с. 271 - 297

6. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2003

7. Доронина Н.Г. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (постатейный) // «Право и экономика», №№ 4, 5, 6, 2000

8. Марышева Н.И. Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России // Журнал Российского права. 2004. № 6

9. Марышева Н.И. Международное частное право: учебник // М., 2010

10. Соколова Т.В. Характеристика правового регулирования иностранных инвестиций в России // «Международное публичное и частное право», 2005, № 3

11. Фархутдинов И.З. «Международное инвестиционное право: теория и практика применения» // Волтерс Клувер, 2005

12. Юшкарев И.Ю. «Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве: современные тенденции» // «Юрист», 2006, № 12

  1. Юшкарев И.Ю. «Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве: современные тенденции» // «Юрист», 2006, № 12.

  2. Фархутдинов И.З. «Международное инвестиционное право: теория и практика применения» // Волтерс Клувер, 2005.

  3. Гудков И.В. «Договор к энергетической хартии в контексте отношений Россия - ЕС» //»Энергетическое право», 2007, № 1.

  4. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник (издание седьмое, переработанное и дополненное) // Юристъ, 2016

  5. Марышева Н.И. Международное частное право: учебник // М., 2010

  6. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2003.

  7. Дмитриева Г.К. Международное частное право: учебник // 4-е изд. М., 2016. с. 271 - 297