Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Функции физической культуры в процессе становления государства и общества. Физическая культура эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), период развития гуманистических идей, физической культуре уделяется большое внимание. Считается необходимым воспитывать в человеке активность, инициативность, единство интеллекта, духовности и физической силы, так как совокупность этих качеств имеет важное значение для успешной деятельности людей.[4] Это время отмечено разнообразной творческой активностью талантливых людей практически во всех сферах деятельности человека, в том числе в области философии, литературы, искусства, педагогики, медицины. В XVI веке И. Меркуриалис (итальянский врач), основываясь на идеях Авиценны, Гиппократа и Платона, издает шесть книг по гимнастике, в которых предлагает ее классификацию по трем группам: имеющим лечебную, атлетическую направленность, а также необходимым в жизни и военном деле. Утописты, такие, как Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла выдвигают идеи всеобщего равенства, развитие которых они видят, в частности, в заботе о здоровье и физическом, духовном и нравственном воспитании людей, которые должны стать свободно мыслящими, творческими и активными. С этой целью утописты предлагали использовать комплексы физических упражнений: бег, лазанье, прыжки, плавание, стрельбу из лука, греблю, охоту, игру с мячом и многие другие способы физического развития.

Эпоха Возрождения характеризуется многообразием деятельности людей в области физической культуры: популярными становятся фехтование, соревнования на лодках, верховая езда, игры с мячом, а в северных странах - бег на коньках, на ходулях, перетягивание каната, метание камня. В XV веке благодаря торговым связям происходит обмен народными играми, физическими упражнениями между разными народами разных стран (Англия, Скандинавские страны, Италия, Франция, Нидерланлы, Индия). Футбол в силу своей азартности, несмотря на высокий травматизм, получает широкую популярность в странах Западной Европы.

В эпоху Возрождения положено начало развитию теории физического воспитания. В середине XVI века издается первое учебное пособие по играм с мячом итальянского автора де Барди (правила игры, судейства и рекомендации по дополнительной физической активности). В XVII веке появляется работа Я.А. Коменского "Великая дидактика", в которой автор предлагает с дошкольного возраста развивать детей как интеллектуально, так и физически, способствуя таким образом их духовному и эстетическому развитию. Такая методика была взята за основу обучения в школах Западной Европы.

С развитием капиталистических отношений, уменьшением количества сельского населения, созданием регулярной армии возникает потребность в военном физическом воспитании, основу которого составляют заимствованные у народа игры и состязания. Народное сопротивление против новых буржуазных порядков и эксплуатации влечет за собой ограничения, который власть наложила на физическое развитие народа, что выражалось в запрете на проведение и участие в праздниках, состязаниях, играх. В первой половине XVI века Мартин Лютер, напротив, призывает власти к физическому воспитанию народа через различные виды физических упражнений как способ отдыха. Наблюдается противоречивая тенденция развития физической культуры, когда с одной стороны ограничивается физическое воспитание народа, который использует свою физическую силу для сопротивления протии угнетения, а с другой стороны в военной подготовке активно используется народный опыт физического развития посредством народных физических упражнений, игр, развлечений.

Таким образом, в эпоху Возрождения физическое воспитание отделяется от трудовой и военной деятельности; отличительной особенностью физической культуры становится воспитание рыцарей; эпоха подарила миру значительное количество литературных произведений деятелей культуры, занимавшихся вопросами физической культуры.