Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Древнеримский портрет и его особенности

Хочется начать с того, что римский скульптурный портрет по праву считается одним из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков, и характеризуется он необычайным реализмом и стремлением передать характер изображённого. Это было первой попыткой решения тех задач, которые стоят перед современными художниками даже сейчас - передача индивидуальности каждого человека, а не только его внешнего облика.

За те несколько столетий, на которые в основном распространилась эта отрасль искусства, было создано бесчисленное множество различных скульптур, начиная от бюстов императоров, заканчивая обычными людьми, которые хотели бы передать такое наследство своим детям и внукам. Все портреты были многогранны по выражению лиц: холодные с надменным взглядом, жизнерадостные с усмешкой на губах. Во многом выражение лица зависело от предназначения это портрета: было ли это надгробие с легким выражением печали на лице, или же это был бюст для прославления заслуг еще живого человека. И все они отличилась безупречным мастерством выполнения. Но к сожалению, до наших времен дошло не так много имен римских скульпторов, так как римляне, в отличии от греков, которые своих мастеров почитали, считали скульптуру ремеслом достаточно унизительным.

В самом начале римские скульпторы старались во всем подражать грекам, но с течением времени они развились, как самостоятельное веяние искусства и изобрели свои темы, и стили. Одним из самых больших отличий римского портрета являлась мельчайшая детализация черт человеческого лица. Во многом это восходило к восковым маскам, которые снимали с лиц умерших.

Подобное почитание к предкам римляне заимствовали у этрусков. С лица умершего человека снимали либо гипсовую, либо восковую маску, а затем несли ее вместе с масками предков за погребальной процессией. Этот обычай приучил римлян видеть в скульптурах не только идеального во всем человека и героя, но и простую реальную личность.

Но скорее всего, такое сравнение с погребением привело к тому, что ко второй половине I в. до н.э. скульпторы начали тенденцию к уменьшению подобной достоверности.

На всем протяжении истории скульптурного портрета мастера использовали глину, бронзу и известняк, но подавляющее большинство работ, конечно, выполнено из мрамора.

При Императоре Августе, в I в. до н.э., портрет приобрел новые черты. В этот период времени скульптуры можно разделить на несколько основных групп:

  1. Естественно отдельной группой будут идти портреты самого Августа. Их и по сей день сохранилось достаточно большое множество. Историки не исключают то, что они могли быть воздвигнуты и после его смерти, но все же и при его жизни их уже было достаточно. А еще Августу «повезло» в том, что его приемникам удалось сгладить в обществе ненависть и страх к правителям, поэтому ни у кого не было особого желания его статуи разбивать.

В те времена количество его скульптур при жизни обуславливалось тем, что они прославляли Императора и украшали площади столицы и других городов, а так же провинций. Изображали Августа в его различных ипостасях: он мог быть полководцем, который выступает перед своими войсками, он мог сидеть на троне облаченный в воинские доспехи, где-то он мог быть представлен в полный рост, а где-то его поза представляла его всесильным божеством.

  1. Следующей группой шли приближенные к Августу – военнослужащие, политические деятели и другие лица.
  2. Третей группой шли женские портреты – жена Августа и его дочь.

В ранней империи в портретах принцепса и его близких людях – образах его жены, больше читался классицизм, который обуславливался впечатлениями, полученным от греческой скульптуры, так и внутренними причинами, и прежде всего официальным характером римской художественной культуры того времени. Но в портретах частных римлян дольше держались позднереспубликанские традиции, особенно в надгробных памятниках, где нововведения считались, по-видимому, недопустимыми.

Древнеримский портрет во многом задал каноны для мастеров и художников нашего времени. Работы римских скульпторов заслуживают бесконечного уважения, ведь уму непостижимо, как им удавалось воплощать в камне самые мелкие черты человеческого лица в то время. Мне кажется, что нынче популярный жанр гиперреализм берет свои истоки именно отсюда и является достойным продолжением искусства римлян.