Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Чернофигурная вазопись и ее особенности

Чернофигурная вазопись – это традиционно греческий стиль, который утвердился в Греции периода архаики в начале 6 века до н. э. В то время греческие художники достигли небывалых успехов в живописи, дошедших до наших дней в виде искусных росписей по керамике. В данном эссе я отвечу на вопрос, что же такое чернофигурная вазопись и в чем заключаются ее отличительные черты.

В 7-6 в. до н. э. сложилась довольно стройная система постоянных форм ваз, каждая из которых имела свое предназначение. Например, амфору использовали для хранения вина или масла; в кратере смешивали воду с вином во время пира; из килика пили вино, а в лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. По сравнению с вазами гомеровского периода формы и пропорции стали гораздо строже и элегантнее, что было связано с совершенствованием техник мастеров. Своим ясным, тонко почувствованным ритмом и гармоничным сочетанием всех частей греческие вазы превзошли даже сосуды и Древнего Египта.

Размещение изображений на сосудах и их композиционный строй были тесно связаны непосредственно с формой вазы. Поэтому вместе со систематизацией сосудов происходила и эволюция вазовых росписей от схематичных и отвлеченно-декоративных изображений к композициям сюжетного характера, повествующим о поступках изображаемых героев.

Во времена ранней архаики в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентадизирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Вазы с островов Мелоса, Родоса и из Коринфа отличались нарядностью и орнаментальностью росписи, которая носила в основном декоративный характер. Она выполнялись буро-коричневой краской нескольких тонов, от почти красного до коричневого. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные рисунки человека, животных или фантастических существ с орнаментом, стремясь заполнить все свободное пространство. Принципиальной разницы между изображением человека и орнаментом мастер не видел. Но в 6 в. утверждается традиционный греческий чернофигурный стиль, имеющий свои особенности. Во-первых, рисунки создавались, как правило, на мифологические темы. Это можно увидеть при рассмотрении работ Эксекия (например, вазы по мотивам легенды о похищении пиратами Диониса), самого известного мастера, работавшего в данном стиле, чьи работы отличались особой детальностью. Во-вторых, данные вазы изготавливались особым методом: они расписывались до обжига изделия. Изображаемая композиция наносилась на сосуд особенной глянцевой глиной – шликером. В-третьих, характерной особенностью данного стиля являлась тщательная детализация: мышцам, волосам и одеяниям уделялось особое внимание. Мелкие детали прорисовывались белой краской (для женских фигур) и красной (для одежды и аксессуаров).

При всем мастерстве художников чернофигурные изображения производили впечатление плоской тени. По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи зародилась тенденция к преодолению плоскостности. Это привело к перевороту в технике вазовой живописи — к переходу к так называемой краснофигурной вазописи, но, например, коринфские живописцы не достигли в ней каких-либо выдающихся результатов.

Таким образом, чернофигурная вазопись способствовала совершенствованию методов гончарного дела и нанесения рисунков. Также она утвердилась в искусстве как неповторимая техника, явившая миру уникальные композиции на обыкновенных керамических сосудах, которые стали символом античной культуры Древней Греции.