Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Бионика в литературе и искусстве. Социальная бионика

На протяжении всей истории человеку было свойственно отражать увиденное различными способами выразительности, будь то наскальные рисунки древних людей или скульптуры мастеров возрождения. Изображая животных, растения и минералы, люди пытались понять их строение, их структуру, передавали знания другим людям и просто занимали свой досуг. Со временем мы начали придавать им новые очертания через совмещение нескольких живых форм, добавляя и что-то новое.

Древние бионические формы

В свободное от добычи пропитания время наши древние предки, живущие в пещерах, занимались изображением сцен своей дневной охоты на стенах своих жилищ. Позже они занялись примитивной скульптурой, использовавшийся для украшения и справления религиозных ритуалов. Часто древние люди связывали природные явления с более понятными образами животных или придумывали совершенно новые образы для их изображения.

С развитием экономических отношений и орудий труда у человека появлялось больше возможностей для занятие различными искусствами. Рабовладельчество дало возможность некоторым людям уделять больше времени своему досугу. Развитие технологий произведения красок открывало больше возможностей для живописи, а улучшение инструментов для обработки камня для скульптуры.

Фантастические существа в Античности

Так как человеку присуще очеловечивать увиденное, первые фантастические существа, придуманные человеком, были антропоморфны. Божества Египетской цивилизации были как правило составлены из человеческих тел и голов животных. Позже появлялись существа с противоположным строение, такие как сфинксы.

Древние греки были изобретательнее и оставили нам обширный бестиарий существ, имеющих антропоморфную форму и не имеющих. Чаще всего чудовища греческих мифов были составлены из частей разных животных: пегас, лернейская гидра, цербер. Были и существа выглядящие, как обычные животные, но крупнее и агрессивнее: Немейский лев, кони диамеда, керинейская лань. Большинство божества же их выглядели, как люди. Так же греки оставили нам первые крупные фантастические произведения: “Иллиаду” и “Одиссею”.

Японские призраки и чудовища

Японские существа для европейца выглядят необычнее всего. Из-за более изобретательного внешнего вида, легенд их происхождения и стиля японской живописи. Вот некоторые из них. Абуми-гути: когда воин погибал в бою, стремена с его лошади иногда оставались на поле битвы. Там они оживали, превращаясь в странное пушистое создание, вечно ищущее своего пропавшего хозяина. Бакэ-дзори: старый сандаль, за которым плохо ухаживают. Бегает по дому и распевает глупые песенки. Бакэ-нэко: если кошку кормить в одном и том же месте 13 лет, она превратится в кровожадного оборотня. Бакэ-нэко может быть настолько огромным, что не пролезет в дом, а вместо этого будет шарить по нему лапами, выискивая людей, как мышей в норе. Иногда оборотень принимает облик человека.

XIX века

Если средневековые чудовища по большей части представляли из себя компиляцию уже придуманных ранее существ. В 19 веке уже начали появляться новые формы, это было связано с развитием жанра фантастики и хоррора. Первое произведение научной фантастики – “Франкенштейн, или современный Прометей” Мэри Шелли описал создание собранное из частей человеческих тел и оживленное с помощью науки (основана на разных легендах о существах появляющихся из братских могил солдат, убитых во время битвы). Конец XIX века ознаменовался началом творчества отца научной фантастики Герберта Уэлса. В своем Творчестве он описывал, как и человекообразных существ, так и совершенно новых внеземных существ и их технологии. Особенно интересны его предположения о дальнейшей эволюции человека, высказанные в повести “Машина времени”. Он предположил, что классовые противоречия и развитие капитализма разделит человечество на два вида: морлоков, живущих под землей, и элоев, живущих на поверхности. Позднее более необычную судьбу человечества предрекал Артур Кларк в романе “Конец детсва”. В конце произведения все человеческие умы слились в один сверхразум.

XX век. Фантастика

Вместе со стремительным развитием технологий шел такой же стремительный рост популярности научной фантастики вылившийся в “золотой век научной фантастики”. Ранние представления о внеземных формах жизни были мало изобретательны, как правило инопланетяне были агрессивны и человекоподобные. Но в 40-х годах это начало меняться.

Роберт Хайнлайн

Хайнлайн в романе “Звездный десант” впервые описал внеземную цивилизацию инсектоидных созданий, общество которых построено как у муравьёв. Также в этом романе впервые был изображен экзоскелет.

Станислав Лем

Станислав Лем придумал буквально живую планету, а точнее океан на плане Солярис. Это существо до сих пор остается одним из самых необычных предположений о облике внеземного разума.

Артур Кларк

Раса сверхправителей из романа “Конец детства” скорее всего была попыткой представить, как бы выглядело существо из мифов похожее на грифона и обладающее несравнимыми с нашими технологиями. Сверхправители единственный вид во вселенной, который не может эволюционировать до финальной точки. Их предназначение заключается в службе галактическому сверхразуму, которого они и сами не могут до конца понять

Френк Герберт

В серии романов “Дюна” Френк исследовал возможные пути эволюции человека в будущем и развитии общества. Самым известным образом из его романов является гигантский червь “Шан-Халуд”, производящий вещество “миланж”, необходимое для межзвездной навигации.

Фэнтези XX века

Обособленно от фантастики стоит жанр фэнтези. Он в большей степени заимствует существ из древних мифов, обрабатывая их на новый лад. Представление о старых мифических существах в наше время беруться именно из фэнтези. Главные авторы: Роберт Говард (“Конан”), Клайв Льюис (“Хроники Нарнии”) Джон Толкин (“Властелин колец”) Терри Пратчетт.

Лавкрафт

Отдельно среди писателей ужасов и фэнтези может выделить Говарда Лавкрафта. Придуманные им существа до сих пор находят отражение в массовой культуре (Ктулху). При их описании он старался сохранять оттенок ужасной таинственности, поэтому он не рисовал их слишком ясно.

Кинематограф

Если ранний период существования кинематографа представлял из себя сплошное копирование театра, то после середины 1910-х годов кинематографисты начали искать новые пути выражения эмоций через движения, ведь тогда в кино еще не существовало звука. Были придуманы новые способы съемки не статичной камерой. В 20-е годы начали появляться первые фильмы ужасов интересные нам своими костюмами и образами. Первый фильм ужасов “Носферату. Симфония ужаса” показал нам образ графа Дракулы в живом исполнении. В 30-е осязаемый кинообраз получили самые знаменитые чудовища, такие как Франкенштейн, мумия и оборотень, а так же Годзилла и Кинг-Конг.

В 1927 году в фильме Фрица Ланга “Метрополис” был показан первый робот. Этот первый человекоподобный механизм задал вектор развития образа роботов на долгие десятилетия. Обособленно он металических роботов стоят биороботы из фильмов чужой, Бегущий по лезвию и т. Д.

Важным шагом в создании фантастических существ в кинематографе стал фильм 1968 года “Планета обезьян”, а именно технология создания костюмов. В 1977 вышел фильм Джорджа Лукаса “звездные войны”, продемонстрировавший нам большое количество образов антропоморфных существ. Благодаря успеху этого фильма интерес к научной фантастике сильно возрос. Коне 70-х и 80-е годы подарили нам много образов, ставших уже классическими. Чужой, Терминатор, Муха, нечто и многие другие плотно осели в массовой культуре.

Заключение

В заключении я бы хотел сказать, что люди не перестанут придумывать новые фантастические формы, даже если мы столкнемся с внеземной жизнью, ведь человеку свойственно фантазировать.