Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Обязательства государства в сфере политико-правовых гарантий частной собственности и свободы частного предпринимательства

Содержание:

Введение

Право частной собственности и свободы частного предпринимательства тесно взаимосвязаны между собой, и их реализация в полной мере зависит, особенно – в отсутствии сложившейся правовой традиции их защиты – от политики, проводимой государством в конкретный исторический период. Рассматриваемые права находятся на пересечении множества сфер общественной жизни: признание данных прав и значимость соответствующих правовых институтов, как справедливо отметила В.Н. Варламова, позволяет увидеть причинно-следственные связи между развитием экономики, участием в политике, развитием гражданского общества[1].

Частная собственность и свобода предпринимательства представляют собой права, признаваемые мировым сообществом. Право частной собственности провозглашено, к примеру, в статье 1 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что создает для государств внешние обязательства по его защите, обеспечиваемое на практике деятельностью Европейского суда по правам человека. Международное признание данных прав вызывает в потребность в их защите на государственном уровне посредством создания соответствующих правовых гарантий.

Основная часть

В настоящее время рассматриваемые права закреплены на уровне Конституции РФ. Так, статья 35 Конституции РФ определяет, что государство посредством издаваемых им нормативных актов, выполнение которых обеспечивается судебными и иными правоохранительными органами, гарантирует каждому лицу (как гражданам, так и организациям) право собственности, лишение которого может быть обусловлено лишь решением суда, основанным на нормах законодательства.

Данное положение раскрывается в практике Конституционного Суда РФ, выводы которого, по замечанию Л.В. Козлова, необходимо рассматривать как вклад КС РФ в теорию конституционного права, так как они углубляют и развивают научные положения о собственности и праве собственности.[2] В частности, указанный автор отмечает следующие позиции, выделяемые Судом:

1. Принцип неприкосновенности собственности выступает гарантией права собственности во всех его проявлениях - пользовании, владении, распоряжении.

2. Принцип неприкосновенности собственности выражает конституционные гарантии собственности и допустимость лишения имущества только по решению суда.

3. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности.

4. Конституционные гарантии охраны частной собственности распространяются как на сферу гражданско-правовых, так и на сферу публично-правовых отношений.

5. Собственность как основа и выражение свободы человека является одновременно и необходимым условием свободы экономической деятельности.

Конституционное закрепление рассматриваемого права подчеркивает его особую значимость и уровень обеспечения. Однако, как справедливо отмечает Л.В. Козлов, данный принцип остается лишь декларацией, если его не наполнить конкретным правовым содержанием.[3] Для практической реализации мер по защите прав собственности в настоящее время предусмотрены 2 основных механизма:

  • частноправовой, базирующийся на принципах гражданского законодательства;
  • публично-правовой, основой которого выступают нормы административного и уголовного законодательства.

Частноправовые гарантии предусмотрены нормами ГК РФ и ГПК РФ, которые предусматривают, прежде всего, судебную защиту нарушенного права. Так, собственник может обратиться, в соответствии со статьей 12 ГК РФ за признанием права; истребованием имущества из чужого противоправного владения, согласно ст. 301 ГК РФ (виндикационный иск); требованием об устранении препятствий для осуществления права собственности в соответствии со ст. 304 ГК РФ, (негаторный иск).

Публично-правовые гарантии предусматривают привлечение к ответственности (уголовной либо административной) лиц, нарушивших право собственности иного лица. УК РФ (гл. 21) и КоАП РФ (гл. 7) создают соответствующую материальную предпосылку, перечисляя перечень действий против интересов собственника, которые могут повлечь публично-правовую ответственность.

Гарантии осуществления предпринимательской деятельности образуют аналогичную структуру. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вторая часть статьи предусматривает два ограничения рассматриваемого права «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Как указал Конституционный Суд РФ, положения Конституции обязывают государство, «создавать наиболее благоприятные условия для рыночной экономики как путем непосредственно-регулирующего государственного воздействия, так и через стимулирование свободной экономической деятельности, основанной на принципах самоорганизации, баланса частных и публичных интересов, корпоративного взаимодействия и сотрудничества, в целях выработки отвечающей интересам и потребностям общества государственной экономической политики, в частности в сфере финансового оздоровления и банкротства.»[4]


Как указывает В. В. Волкова[5], в настоящее время в России сформировался определенный общеправовой институт государственных гарантий предпринимательской деятельности, представляющий собой сложную структурную единицу. Содержащиеся в законодательстве гарантии предпринимательской деятельности также включают в себя частноправовые и публично-правовые механизмы. Вместе с этим, опасность коррупционных проявлений в отношении субъектов предпринимательской деятельности, их повышенная уязвимость вынуждают государство проявлять особую тщательность в регулировании деятельности государственных органов, осуществляющую защиту предпринимателей. Проявления коррупции беспокоят представителей бизнеса, что неоднократно отмечалось омбудсменом по защите прав предпринимателей и привело к созданию соответствующего проекта.[6]

Реакция самого государства при этом проявилась в концентрации внимания отдельных структур на рассматриваемой проблеме. Так, в целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора Генпрокурором РФ Ю.Я.Чайка был издан приказ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», согласно которому все сотрудникам прокуратур различных уровней было приказано принять дополнительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса. С момента издания приказа в прокуратурах различного уровня выделяются особые дни для работы с обращениями предпринимателей, по результатам которой составляются отдельные отчеты.[7]

Представляется, что несмотря на позитивный потенциал данной деятельности и ее декларирование государством, едва ли возможно представить эффективную защиту наиболее уязвимой жертвы коррупции в ситуации ее перманентного существования в российской реальности. Полагаем, что должный уровень защиты права на предпринимательскую деятельность может быть обеспечен лишь при надлежащем функционировании государственных органов, исполняющих эту деятельность. Вместе с этим, существование формально закрепленных законодательных гарантий рассматриваемого права, вне сомнений, заслуживает самой высокой оценки.

Список литературы

Скрыль С. М. Частная собственность как основа гражданского общества // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2009. №28 (161). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chastnaya-sobstvennost-kak-osnova-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 02.09.2018).

Гаджиев Г.А. Конституционные основы современного права собственности // Журнал российского права. 2006. № 12

Саурин Александр Анатольевич Право частной собственности: конституционные характеристики // Теория и практика общественного развития. 2013. №4. С. 290-295

Козлов Л. В. Ограничение права частной собственности в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. №1. С. 9-15

Волкова В. В. Государственные гарантии предпринимательской деятельности / В. В. Волкова // Закон и право. - 2008. - № 8.

Саруханян А. Р., Фоменко А. И. 5. 3. Уголовно-правовые гарантии реализации прав субъектов предпринимательской деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/5-3-ugolovno-pravovye-garantii-realizatsii-prav-subektov-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 02.09.2018).


 

  1. Варламова Н.В. Посттоталитаризм: проблемы теории // Политические проблемы теории государства. - М., 1993. - С. 17

  2. Козлов Л. В. Ограничение права частной собственности в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. №1. С. 14

  3. Саурин А. А. Право частной собственности: конституционные характеристики // Теория и практика общественного развития. 2013. №4.

  4. Постановлении КС РФ от 19.12.2005 N 12-П

  5. Волкова В. В. Государственные гарантии предпринимательской деятельности / В. В. Волкова // Закон и право. - 2008. - № 8.

  6. http://ach.tpprf.ru/barometer/stage1/

  7. https://genproc.gov.ru/stat/data/