Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

Содержание:

Глава 1.

Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.

Искусство также помогает формировать общественное сознание, стимулирует посредством полученных человеком ощущений появление новых мыслей и представлений. Оно может принимать всевозможные формы и служить разнообразным целям (от возвышенных и благородных до низменных и отвратительных).

Биография

Альтман Натан Исаевич (1889-1970) – знаменитый художник, модернист, живописец, скульптор, театральный декоратор, автор графических серий, мастер портрета. Альтман принадлежал к знаменитой плеяде мастеров русского авангарда, дружил со знаменитыми поэтами Серебряного века. Участвовал в выставках таких известных художественных объединений, как «Бубновый валет», «Мир искусства» и «Союз молодежи».

Н.И. Альтман родился в 1889 году в старинном городе Виннице. В 1907 году окончил художественное училище в Одессе. Натан учился сразу на двух отделениях у талантливых педагогов. Живопись преподавали К.К. Костанди и Г.А. Лодыженский, а скульптуру – Л.Д. Иорини и И.И. Мармонэ.

После 1910 года Н. Альтман едет за художественным опытом в Париж, который был центром авангардных течений. Натан погружается в бурную художественную жизнь, знакомится с французскими современными художниками и поэтами, попадает в творческую среду. Здесь он впервые встречает Анну Ахматову, знакомство с которой станет залогом дружбы на долгие годы.

В Париже Альтман находит и много художников-соотечественников: М. Шагала, Д. Штенберга, А. Архипенко, О. Цадкина. Друзья объединяются в совместном творчестве, обсуждают работы друг друга, в поисках выразительности художественного языка бесконечно экспериментируют. Альтман находится в поисках себя, много работает, ходит по музеям, штудирует старых мастеров и посещает «Свободную русскую Академию» в Париже. Альтман увлекается кубизмом, в то же время ему интересна экспрессия испанских классиков, изучает архаичные памятники. Он «переболел» импрессионизмом и фовизмом, большое влияние на творчество Альтмана оказал Пикассо. У Н. Альтмана наметился свой путь в искусстве, он не хотел быть ни на кого похожим и отрешился от каких-либо традиций, желая сохранить свою индивидуальность.

После Парижа он не хочет оставаться в Виннице и стремится в Петербург. Альтман осваивает ремесло художника по вывескам, получает диплом мастера и в 1912 году едет в Петербург, устраивается в мастерскую по изготовлению витражей. Художник не задерживается в городе на Неве, в поисках впечатлений, общения с друзьями-художниками он постоянно курсирует между Петербургом, Парижем, Москвой и Винницей, он всегда там, где кипит художественная жизнь.

Одну из первых своих значительных серий Альтман создает в 1913 году. Так называемая «Еврейская графика» включает в себя полуфантастические анималистические мотивы, великолепно сочетаясь с орнаментами и шрифтами, уже в этих работах проявляется яркий альтмановский стиль. Он участвует почти во всех авангардных выставках, занимается иллюстрацией книг, находится в центре художественной жизни и становится все более популярным. Альтман был очень талантлив и очень общителен, имел привлекательную, яркую внешность и умел расположить к себе.

Н. Альтман вошел в круг художников и поэтов так называемого «еврейского ренессанса». Интерес к мотивам иудейского искусства был характерен для предреволюционного периода, объединившего много талантливых людей. В 1916 году было основано «Еврейское общество поощрения художеств», одним из организаторов которого был Альтман. В этом ключе художник исполнил несколько циклов работ. К «еврейской графике» добавились работы из серии «Картинки Натана Альтмана», датируемые 1914-1916 годами, а также он оформляет «Сборники Сафрут».

В 1916 году Альтман пробует свои силы как художник-декоратор в «Привале комедиантов». Позже его стали приглашать на разные театральные площадки. В 1920-е годы он оформляет спектакли в ГОСЕТе – Еврейском театре, под предводительством А. Грановского и С. Михоэлса, – а также в театре-студии «Габима» вместе с Е. Вахтанговым. Творчество сплотило четырех гениальных людей – Михоэлса, Альтмана Грановского и Пулвера. Появилась идея снять фильм «Еврейское счастье» в Виннице в местечке Иерусалимка. Идея выбора колоритной натуры и удивительно красивого места, несомненно, принадлежала Альтману.

Натан Альтман был гениальным портретистом и создал замечательную галерею образов «Серебряного века». Среди работ много живописных произведений, а также немало графических листов и многочисленных зарисовок. Портреты Альтмана отличаются от работ его художников-современников. Словно проанализировав несколько ему близких стилей, он создает свой оригинальный изобразительный язык. Отдельную страницу в его творчестве занимают автопортреты разных лет.

Творчество художника

Творчество Альтмана многогранно. Интересен его опыт как скульптора. В 1916 году он создает автопортрет, который занял важное место не только в его творчестве, но в истории российской культуры. Автопортрет, состоящий из асимметричных форм, – итог новаторских экспериментов Альтмана. Как бы парадоксально это ни звучало, но Альтман создал один из первых скульптурных портретов В. И. Ленина и получил за него золотую медаль в Париже на выставке в 1925 году. Это был почти официальный заказ, который художник выполнял по просьбе А. В. Луначарского. Альтман делал портрет с натуры, в кремлевском кабинете Владимира Ильича. Удивительно, что два таких разных человека – великий вождь пролетариата и гениальный авангардист – говорили об искусстве, истории России и политике. Портрет Ленина, как и многие работы этого времени, пронизаны романтическими настроениями и торжеством революционного пафоса. Он с увлечением участвует в плане ленинской пропаганды и выполняет агитационные произведения. Альтман с воодушевлением принял революцию и активно участвовал во всех общественных мероприятиях, связанных с украшением улиц и площадей к празднику. Спустя годы Альтман разочаровался в советской власти. Он пережил еврейские гонения и чудом остался жив. Видя губительные для русского искусства и истории последствия, жестокости сталинских репрессий, он все больше замыкается в своем творчестве, занимается книжной графикой, продолжает оформлять спектакли для театров Москвы и Петербурга.

О написании портрета «Анна Ахматова»

Самая знаменитая его работа – портрет Анны Ахматовой – принадлежит к числу выдающихся произведений ХХ века. Он создал удивительно выразительный образ своей знаменитой современницы, и вместе с тем ярко, точно и новаторски передал настроение времени. При всей глубочайшей психологической характеристике модели, Альтман наполняет изображение декоративным звучанием за счёт цветовых контрастов. Портрет, выполненный в духе кубизма, соединил в себе лучшие достижения автора в поиске своего стиля. Портрет Ахматовой, ставший сенсацией на одной из петербургских выставок 1915 года, был и остается символом русского авангарда.

Альтман – советский художник-авангардист, из тех, что не признавали никакие каноны, использовали дикое смешение жанров, ради цели – передачи настроение, ощущения, события – пренебрегали всем остальным.

«Анна Ахматова» его кисти, не смотря на то, что признавалась всеми самым неприятным из её портретов, между тем находила безошибочное узнавание и у родных, и у друзей. Сын Ахматовой пишет, что хотя ей куда больше нравится другой портрет матери, где она выглядит более нежной и лиричной, а от кубизма нет и следа, портрет Альтмана лучше передает то, чем она была в те годы.

В портрете много острых углов, нарушенной перспективы. Ахматова сидит в кресле, закинув ногу за ногу, выпирает острое колено, жесткими складками спускается к туфлям темно-синие платье, руки сложены на животе, спадает с локтей желтая шаль. Фон – предельно обобщенный, какие-то острые грани, парадоксальным образом напоминающие о цветах, серый пол, деревянная скамеечка под ногами. По всей позе, по манере письма вырисовывается жесткая, непримиримая женщина с горящим пламенем внутри.

Вся она выпирает острыми углами – не потому что так велит кубизм (другие работы Альтмана не столь угловаты) – а потому что в этом её суть. Вечно репрессированная, вечно не издаваемая, потерявшая двух мужей, Ахматова готова колоться острыми углами, отражая любое нападение, огрызаясь на любого врага.

Однако если в позе её чувствуется настороженность, почти враждебность, лицо вовсе разбивает это ощущение. Ахматова смотрит чуть в сторону, и на губах у неё – странно нежная для такого угловатого, строгого лица улыбка. Словно выглянуло изнутри тщательно охраняемое пламя, словно проглянуло сквозь тучи солнце, словно нечто, лелеемое, оберегаемое, сочло возможным показаться на мгновение и мгновение это было тотчас же мастерски поймано и перенесено на бумагу.

Что такое портрет? В большинстве искусствоведческих источников написано -художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Однако хочется привести своеобразное определение, высказанное М.И. Андрониковой, специализирующейся в свое время на портретной живописи. По ее мнению «портрет – это изображение по образу и подобию». Получается, что как художник видит, ощущает и воспринимает портретируемого, так и воспроизводит (запечатлевает) его облик в своей работе. Вероятно именно поэтому, вне зависимости от степени таланта художника, так различно выглядит Ахматова на прижизненных портретах.

Она любила позировать, так же, как и смотреться в зеркала, но из собственной и довольно обширной иконографии сама выбирала и составляла списки лучших работ, периодически исключая из них некоторые из своих изображений. Почему? Можно предположить два ответа: не понравилась – разонравилась работа, или не сложились добрые отношения с художником. Для нее было важно, какими глазами смотрел, как ее воспринимал живописец, находила ли она в нем отзвук своего «Я».

Привлекательны ранние портреты Ахматовой. И не только потому, что она была молода и хороша собой, а скорее из-за ее открытости людям. Это значительно позднее она станет «шкатулкой с тройным дном».

Об Анне Ахматовой

Судьба подарила встречу двум талантливым людям – поэту и художнику – Ахматовой и Альтману. Они были не только современниками, но и почти ровесниками. Анна, в то время еще Гумилева (не совсем удачный псевдоним Ахматова в качестве основной фамилии она примет после второго развода, с востоковедом В.К. Шилейко), оказалась старше всего на полгода. В одном из вариантов автобиографии под названием «Будка» Ахматова написала: «Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии — 1889». Ее слова в полной мере можно отнести и к Альтману.

Считается, что в Париже состоялось мимолетное знакомство Альтмана и Ахматовой. Хотя документального подтверждения этого факта мне не удалось обнаружить. Вторая встреча произошла в Петербурге, куда Альтман перебрался в 1912 году после получения диплома ремесленника, что позволило ему переступить черту оседлости.

В тот год Ахматову занимали иные проблемы. Появился на свет, как она всегда подчеркивала, единственный сын, нареченный Львом в память о крестном отце мужа – Льве Ивановиче Львове, брате матери.

Загорелись иглы венчика

Вкруг безоблачного лба.

Ах! Улыбчивого птенчика

Подарила мне судьба.

Вообще стихов, посвященных сыну, она написала мало. Всегда вспоминается строчка, так поразившая Цветаеву: «Я плохая мать!» Но не стоит осуждать каявшуюся Ахматову. Ребенок был копией мужа, с детства и всю жизнь боготворивший отца, с матерью же по большей части бывавший неоправданно резким. Не почувствовала она в сыне присущих ей черт характера, внутреннего, да и внешнего сходства между ними. Вероятно, отчасти из-за этого и происходило отчуждение.

Альтмана поразил новый облик парижской знакомой. Перед ним оказалась уже не робкая девушка, а молодая женщина, ощутившая силу собственной красоты и власти над мужчинами. Об этом быстром преображении подробно написал К.И. Чуковский: «Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей.

То было время ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».

Знаменитый портрет появился в 1914 году, когда начались долгие сеансы в мастерской-мансарде художника на Васильевском острове. В то время Анна Андреевна жила одна в Петербурге, куда перебралась из Царского Села, поскольку семейная жизнь Гумилевых дала очередную трещину. Натан Альтман обосновался неподалеку: то ли в «меблированном доме Нью-Йорк», как потом вспоминала Ахматова, то ли в меблированных комнатах «Княжий Двор», как вспоминал он сам. На следующий год она описала это событие в стихотворении «Покинув рощи родины священной…». Перед вами отрывок из этого стихотворения:

Там комната, похожая на клетку,

Под самой крышей в грязном, шумном доме,

Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,

И жаловался весело, то грустно

О радости не бывшей говорил.

Как в зеркало, глядела я тревожно

На серый холст, и с каждою неделей

Все горше и страннее было сходство

Мое с моим изображеньем новым.

Теперь не знаю, где художник милый,

С которым я из голубой мансарды

Через окно на крышу выходила

И по карнизу шла над смертной бездной,

Чтоб видеть снег, Неву и облака, -

Но чувствую, что Музы наши дружны

Беспечной и пленительною дружбой,

Как девушки, не знавшие любви.

Так было на самом деле или нет, нам уже не суждено узнать. Но чувствуется, что жизнь в обоих буквально кипела.

Несмотря на строгий силуэт модели, поражает плавность создающих его линий, чувствуется легкость мелких складок ткани ее длинного синего платья. Будто синяя птица небрежно опустилась на сидение и сложила желтые крылья. Вполоборота обернулась, чтобы показать свой «бурбонский профиль».

На заднем плане мерцают дробящиеся кристаллические образования полупрозрачных зеленовато-голубоватых тонов, создавая иллюзорный сказочный город с возвышающимися замерзшими деревами.

Ахматова уже была известна как поэт. Вышел из печати ее первый сборник «Вечер», но знал о ней все же, довольно узкий круг лиц. Свой поэтический автопортрет она создала годом ранее.

На шее мелких четок ряд,

В широкой муфте руки прячу,

Глаза рассеянно глядят

И больше никогда не плачут.

И кажется лицо бледней

От лиловеющего шелка,

Почти доходит до бровей

Моя незавитая челка.

И непохожа на полет

Походка медленная эта,

Как будто под ногами плот,

А не квадратики паркета.

А бледный рот слегка разжат,

Неровно трудное дыханье,

И на груди моей дрожат

Цветы не бывшего свиданья.

Почти такой она представлена на полотне кисти Альтмана. В любом портрете присутствует скрытый подтекст. Глядя на ее изображение, невольно в памяти всплывает строка – «В то время я гостила на земле». Кажется она мне здесь не реальной земной женщиной, а присевшей на время синей птицей, заглянувшей к нам в гости из серебряного века. Разумеется, ее нельзя сравнить с парящей синей птицей К.А. Сомова, но что-то неземное, несомненно, ощущается в ее облике.

С годами отношение самой Ахматовой к портрету стало меняться, причем не в лучшую сторону. Так, в 1958 году она говорила Л. К. Чуковской, что портрет не любит, «как всякую стилизацию в искусстве», тем не менее, он напоминает ей о счастливых годах молодости. Может быть, чувствовала его театральность?

В частности Чуковская записала:

20 июля 1939 г.

«Я упомянула о хорошей фотографии с альтмановского ее портрета, которую я видела у одной своей знакомой.

Она об Альтмане не подхватила…»

26 июня 1940 г.

«Недавно ей показали строки Бунина, явно написанные про нее, хотя имя ее там не упомянуто, Она прочитала мне эти стихи наизусть. Там муфта, острые колени, принца ждет, беспутная, бесполая. Стихи вялые, бледную. Ее внешний образ составлен из альтмановского портрета и из «Почти доходит до бровей // Моя незавитая челка.»

3 января 1957 г.

«Автор утверждает, что я была совершенно похожа на альтмановский портрет, но сама в этом никогда не признавалась. Альтмановский портрет на сходство и не претендует: явная стилизация, сравните с моими фотографиями того времени…»

30-31 октября 1958 г., ночь

Анна Андреевна… стала показывать мне альбом со своими молодыми фотографиями и фотографиями с портретов. Снова повторила, что портрет Альтмана она не любит «как всякую стилизацию в искусстве'».

Постепенно портрет стал обрастать графическими комментариями: шаржами, иллюстрациями к ахматовским стихам, шуточными рисунками. Н.Н. Пунин едко заметил, что автор ахматовского портрета преследовал единственную цель - «обнаружить форму – форму тела (в частности, коленной чашки, ключицы, ступни, фаланги и т.д.)».

Существует шаржированный рисунок Н. И. Альтмана (1914), где Н. С. Гумилев молится Будде. В образе Будды угадываются черты А. А. Ахматовой.

Заключение

Альтман прожил долгую творческую жизнь, наполненную удивительными событиями и встречами с гениальными современниками. Он принадлежал к поколению новаторов, модернистов, рисковавших свободой и жизнью ради искусства и смелости свободно выражать свои мысли. Работы Альтмана имеют мировую известность и огромную коллекционную ценность. Его антикварные картины хранятся в крупнейших музеях и частных собраниях, не перестают радовать удивлять поколения новых и новых зрителей.

И в портрете Альтмана присутствует эта «говорящая неслучайность» материальных предметов. Ярко-желтым пятном застыла на плечах модели знаменитая ахматовскя шаль, воспетая Блоком как «испанская», а Мандельштамом как «ложноклассическая». Сочетание этой желтизны с синевой платья, причудливые грани пейзажа, ломкий абрис утонченной фигуры сообщают портрету оттенок некой тревоги. Ахматова в данном «вещном» контексте – «роковая» дама из «Бродячей собаки», модная поэтесса, участница и героиня «действ» артистиче-ской богемы Серебряного века.

Конечно же, такое амплуа не выявляет всех свойств и культурно-исторических обличий Ахматовой реальной. Но портрет и не претендует на полноту представления о модели. Тем более что жизнь у нее была и долгой, и очень трудной, и в разные ее периоды она была другой, что и отразилось в ее портретах, созданных другими художниками.

Глава 2

Копию портрета Натана Альтмана «Анна Ахматова» Я выполнила на формате А2 с рамкой листа А1,гуашью.

Работа художника

Композиционная схема

Тоновая схема

Цветовая схема

Основные цвета композиции

Источники:

http://www.li.ru/interface

https://artlot24.ru