Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Система психологических средств невербального общения личности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы содержится в том, что общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Без него немыслимы процесс формирования, обучения, межличностные контакты, развития личности, а также обслуживание, управление, научная работа и другая активность во всех сферах, где необходимы, усвоение передача информации и обмен ею. Общение не просто сопровождает какую-то активность человека, а исполняет самостоятельную функцию, направляющую чрез собственный продукт; всю его последующую жизнедеятельность, поставляя для нее абстрактное орудие схему ориентировочной базы следующей деятельности.

Общение играет главную роль в овладении человеком общечеловеческих ценностей, культурным и, публичным опытом. Общение людей приводит к улучшению длительной памяти, увеличению продуктивности памяти, содействует сближению субъектов в понятиях, оценках и суждениях. При общении происходит замен методами действия, познаниями, информацией, совместное обсуждение и проработка гипотез, методик и путей решения задач, обоюдная коррекция идей и мнений, их обогащение и уточнение, ограничение зоны поиска, фокусирование усилий и направлению внимания участников общения на анализе точек зрения и зон наивысшей вероятности. В итоге общения происходит гуманизация информационного процесса. Умение эффективно общаться с людьми становится неотъемлемой долею успешности, как профессиональной деятельности в межличностных контактах.

Немаловажную роль в общении играют невербальные средства взаимодействия.

Актуальность проблемы изучения невербального общения личности вытекает также из практических требований к применению психологических средств оптимизации невербального взаимодействия, не имеющей пока достаточно убедительного психологического обоснования. Исследование системы оптимизирующих средств имеет и диагностическую важность, так как является одним из характеристик личного развития, в определенном значении его продуктом, и, вместе с тем, причиной дальнейшего развития личности. Научные познания о данном процессе и его психологических средствах нужны также для профессионального роста тех, кто по роду своей деятельности включен в общение и исполняет психологическое взаимодействие.

Степень разработанности проблемы. Исследования в области невербального общения и его связи с иным сторонами и областями жизнедеятельности человека в отечественной науке начались более 30 лет назад. К настоящему времени накоплено огромное количество теоретических, аналитических, учебных и методических материалов названной темы. Так, различным аспектам невербального общения посвятили свои работы такие авторы, как Ларионова А.С., Григорьянц Т.А., Аверкина Л.А., Плетнева Е.Г., Белякова Н.В., Екинцев В.И., Лабунская В.А., Чуганская А.А., Михеева Г.А., Ахьямова И.А., Оналбаева А.Т., Орлова М.А., , Ренц Т.Г., Иванов В.Д., Романова М. В., Самохина М.А., Чиркова Е.И., Кривых Л. В., Эм Е. А. и др.

Конечно, смысл данных исследований велико, особенно в разработке общетеоретических качеств проблем невербального общения. Однако, сих пор остается малоизученным вопрос о процессе оптимизации невербального общения личности. В настоящее время ещё многое непонятно о системе оптимизирующих средств, об их взаимосвязи и доминировании.

Целью настоящей работы является изучение системы психологических средств невербального общения личности.

Для реализации названной цели нужно решить следующие задачи:

1. охарактеризовать невербальные средства общения;

2. обнаружить особенности невербального общения в различных странах;

3. определить понятие, функции и виды общения;

4. проанализировать суть невербального общения.

Предмет исследования - психологические средства невербального общения личности.

Объект исследования - невербальное общение личности.

Практическое значение. Результаты предоставленного исследования могут быть применены для оптимизации разных видов невербального общения( например, профессионального, межличностного) при решении практических задач.

Методологическая база исследования выражается в информационном подходе к исследованию невербальных проявлений. Эта база основывается, прежде всего, на положении о дискретном распространении потока коммуникации, на содействии и взаимовлиянии телесности, социальной внешности, невербального языка. Человек в этой связи рассматривается как обладатель всех структурно-содержательных компонентов "невербалики", представляет собой экран, на котором отражаются его установки, эмоции, идеи, потребности и многое иное. Для решения установленных задач и проверки предположений был избран комплекс адекватных объекту и предмету исследования способов. В ходе исследования использовались как проективные, так и вербально-словесные методики.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2-ух глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем работы 30 листов, использовано 30 источников.

ГЛАВА 1. Понятие и содержание невербального общения

1.1 Общение: понятие, функции, виды

Проблема общения обширна и многогранна. Она является объектом изучения социологии и философии, языкознания и филологии, педагогики и психологии, ряда естественных наук. Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый мировоззренческий подход к определению и характеристике этого парадокса, его структурных компонентов, процессу его формирования, а также сопутствующих общению таких мнений, как язык, речь, речевая активность и др. Недостаточно разработана проблема рационального формирования общения на родном и иностранном языках.

Ученые рассматривают общение как "независимый вид деятельности со своими специфичными мотивами, деяниями и операциями", как сложную систему, включающую "в себя на правах подсистем другие деятельности". Однако среди исследователей недостает одного подхода к осмысливанию специфики самой этой деятельности, которая предстает то как особенная форма активности человека, то как целенаправленная активность людей, то как сторона деятельности или ее специфичная форма (Ломов Б.Ф., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., и т.д..). При этом признается, что общение "не постоянно выступает как деятельность; принципиально, что оно может существовать такой, желая, может выступать и как компонент, составная часть и одновременное ограничение другой некоммуникативной деятельности" [1].

В процессе общения (в этом ученые едины) вырабатывается система представлений у его участников сравнительно цели, плана и средств воплощения предстоящего или исполняемого действия, что в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной Гальпериным П.Я., определено как содержание схемы ориентировочной базы деятельности (действия). Это содержание, являясь продуктом общения, после завершения общения усваивается и становится ориентировочной основой конкретной деятельности (действия). Она именуется теоретическим инструментом деятельности субъекта.

Общение не просто сопровождает какую-то деятельность человека, а исполняет самостоятельную функцию, обращающую чрез собственный продукт схему ориентировочной основы следующей деятельности всю его следующую жизнедеятельность, поставляя для нее абстрактное орудие.

В общении выделяются последующие нюансы: цель, содержание и средства.

Цель общения - это то, из-за чего у человека появляется данный вид активности. У человека количество целей общения велико. В их включается передача и приобретение познаний о мире, воспитание и обучение, взаимодействие умных действий людей в их общей деятельности, прояснение и введение деловых и собственных взаимоотношений, и почти все другое. Если у животных цели общения традиционно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения почти всех различных потребностей: эстетических, культурных, социальных творческих, познавательных, потребностей интеллектуального роста, высоконравственного развития и ряда других [3].

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может отдавать другому информацию о наличных нуждах, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут даваться данные об их эмоциональных состояниях (ярость, удовлетворенность, удовлетворенность, страдание, грусть и т.д.), направленные на то, чтобы определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, к примеру, ведем себя по другому, чем по отношению к тому, кто настроен доброжелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, сигналы об опасности или о пребывании в каком месте-то вблизи положительных, биологически важных факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения существенно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, обретенный опыт, способности, умения и навыки. "Человеческое общение многопредметно, - отмечает Байкулова А.Н., - оно наиболее различное по собственному внутреннему содержанию".

Средства общения. Два крупных класса выделяются в средствах общения: вербальные и невербальные. Вербальные - это речь в ее разных формах. Невербальные мы ниже рассмотрим подробнее.[1]

1.2 Сущность невербального общения

Распространённое рабочее название, которое употребляется для рассматриваемого вида общения - "язык тела" либо невербалика. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важным условием эффективного общения.

Существуют две проблемы осмысливания невербального общения:

во-первых, во многих научных работах есть путаница в мнениях "невербальная коммуникация", "невербальное общение", "невербальное поведение", чаще всего использующихся как синонимы. Однако принципиально разделять эти понятия и более точно определить контекст. По определению, предложенному Лабунской В.А., "невербальное общение - это такой вид общения, для которого является соответствующим внедрение невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования вида и понятия о партнере, воплощения воздействия на другого человека". Поэтому понятие "невербальное общение" является более широким, чем понятие "невербальная коммуникация".[8]

во-вторых, при языковом и речевом общении процесс приема и передачи информации осознается обеими гранями, тогда как при невербальном осуществляется на подсознательном или машинальном уровнях - это вносит некоторое осложнение в осмысливании этакого явления и ставит вопрос об оправданности применения понятия "общение". Поэтому некоторые считают допустимым применять, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие - "невербальное поведение", понимая его как поведение индивидума, несущее в себе определенную информацию, самостоятельно от того, осознается это индивидом или нет;

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и знанием правильно поставить поведение участников общения, их жесты, мимику, позу, движения, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (словесный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее проявить свои ощущения, показывает, как участники диалога обладают собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, высокомерный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на личике собеседника ещё и высокомерная улыбочка, то уже никоим образом не захочешь изливать душу, распределяться сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник неизлечимо махнул рукою, отвел взгляд в сторону, и вы осознаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся состояние безнадежным. И как не пытаются отдельные люди контролировать свое поведение, смотреть за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение "выдает" собеседников, ставит иногда под сомнение то, что было произнесено, обнажает их подлинное лицо. Поэтому нужно учиться воспринимать этот язык. [4]

Невербальное поведение человека прочно соединено с его психологическими состояниями и служит средством выражения. В процессе общения невербальное поведение человека выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для конкретного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических черт личности. На базе невербального поведения осуществляется создание психологического содержания общения и общей деятельности, открывается внутренний мир личности.

Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела как оказалось менее пластичным.

Невербальное поведение:

1 выступает в виде показателя статусно-ролевых отношений

2 является индикатором психологических состояний личности;

3 создаёт образ партнёра по общению;

4 поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

5 выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;

6 выступает в роли уточнения, конфигурации понимания вербального сообщения, увеличивает эмоциональную насыщенность сказанного. [3]

Успешность любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим.

Так, для того, чтоб выстроить отличные отношения с собеседником, ваш взгляд должен пересекаться с его взором возле 60-70% всего времени общения. Скованный собеседник редко пользуется доверием. Глаза обладают особенным свойством самопрезентации, название которому взгляд. Взгляд может исполнять мощное психологическое влияние.

С неувязкой происхождения невербальных методик общения соединены как твёрдо поставленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет ответов.

Установлено, что невербальные методы общения имеют 2 вида источника происхождения:

• культура;

• биологическая эволюция. [11]

Проследить возникновение некоторых жестов разрешено на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор употребляется современным человеком, когда он злобно посмеивается или проявляет свою агрессивность каким-то иным методом. Улыбка с начало была символом опасности, но сейчас, в совокупности с миролюбивыми жестами, она означает наслаждение или доброжелательность.

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

- обогащать значения, передаваемые словами, ориентировать истолкование словесного текста;

- выражать эмоции и отражать истолкование ситуации;

- регулировать течение процесса общения, формировать психический контакт между партнерами.

Невербальное общение - это умение выразить себя вне речи, и заполучить такую же главную невербальную информацию от других людей, обладая языком жестов, мимики и поз, аспектами звучащего голоса, эмоциональным слухом. Эмоции, функции внешних выражений и мимические жесты обязательно находятся при невербальном общении. Лицо и мимические жесты: подымать брови, закрывать глаза, надуть губы, подогнуть губы, поклевать губу, сморщить лоб, насупиться, ухмылка, поцелуй - не только выражают эмоции, но и исполняют коммуникативные и общественные функции. [21]

Функции невербального общения:

Первая его функция - представление чувств и отношений.

Вторая - коммуникативная, передача адресату эмоциональной и др. информации, а так же выражение межличностных отношений.

Есть ещё и регулятивная функция в невербальном общении - внешние реакции на сообщения других людей. В разговоре малейшие изменения лица собеседника бывают чрезвычайно информативными.[9]

Процент в общении между людьми сочиняет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, чрез позу, жесты и выражение лица. Еще 30% общения проистекает через интонации и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.

Почти всегда, с поддержкой «невербалики» происходят разнообразные манипуляции и манипулятивные игры: они влияют, воздействуют на партнера, но партнер их мало осознает и поэтому подчиняется. Нерасшифрованная «невербалика» - база бытовых манипуляций.

Как правило, невербальное общение происходит не достаточно осмысленно и редко целенаправленно, конкретно потому те, кто знает язык «невебалики» (язык тела), имеют все шансы по нему немало прочитать. Словами люди правят проще, чем телом, жестом и выражением лица, поэтому «невербалика» чаще произносит о настоящем состоянии человека и его реальном отношении к событию, ситуации или человеку. С иной стороны, если человек овладеет собственной «невербаликой» (а это полностью реально), то он всегда станет выражать именно то, что желает. По крайней мере, люди такого человека будут еще лучше понимать.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1:

Общение - процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Продуктом общения является схема ориентировочной основы последующей деятельности (действия), а сам феномен "общение" можно определить как процесс ее выведения или коррекции.

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через жесты, интонации, изменение мизансцены общения, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

ГЛАВА 2. Эффективность невербального общения

2.1 Невербальные средства общения

Хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодировки идей, специализированных к передаче, мы используем и невербальные знаки для трансляции извещений. В невербальной коммуникации используются различные знаки, не считая слов. Зачастую невербальная передача проистекает сходу с вербальной и может усиливать или модифицировать смысл слов. Обмен взорами, понятие лица, к образцу, улыбки и выражения разногласия, поднятые в сомнении брови, активный или остановившийся взгляд, взгляд с выражением согласия или неодобрения - все это образцы невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, соприкосновение, вялая поза в том же духе относятся к невербальным способам передачи значения( значения). [26]

К невербальным средствам общения относят пантомимику (телодвижения), жесты, мимику и другие средства: пространственные (доставление, расстояние, разворот, удаление " к " и " от "), временные (раньше, позже) и предметные( положение предметов, пребывание и т. п.).

В речи выделяют лингвистические и паралингвистические средства. Темп речи, гулкость, переходы громкости и темпа, модифицирование вышины и окраски гласа - всё это средства передачи эмоционального состояния человека, его дела к передаваемому сообщению. Человек не может целенаправленно контролировать всю сферу средств личного общения, поэтому часто даже то, что он может скрыть, имеет место быть, к примеру, через движения рук, выражения глаз, расположения ног и т. д. [13]

Особая роль в передаче информации отводится мимике - смещение мускул лица( см. рис. 1 в прибавлении). При неподвижном или невидимом лице теряется до 10-15% информации. Основную нагрузку информации несут брови и область вокруг рта (губки). Главной чертой мимики является её целостность и энергичность. В мимическом выражении 6 главных эмоциональных состояний (развлечения, бешенства, мучения, кошмара, омерзения и удивления). Все движения мускул лица скоординированы. [20]

С мимикой чрезвычайно тесно соединены взор, или зрительный контакт (см. таблицу 2 в прибавлении). Когда человек лишь сформировывает мысль, он почаще только глядит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова, то на собеседника. Если стиль идёт о трудных вещах, на собеседника глядят меньше, когда трудность преодолевается - более. Тот, кто в этот момент говорит, меньше глядит на партнёра, слушающий же более глядит в сторону разговаривающего. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению.

Если на нас глядят не довольно, то мы владеем основания полагать, что к нам, или к тому, что мы говорим и делаем, относятся нехорошо, а еckbчрезвычайно немало, то это или вид вызова нам, или неплохое к нам известие. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то или размещаться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза против обыденного состояния. Сердитое, мрачное расположение заставляет зрачки сокращаться.

Более информативными, чем лицо, являются движения человеческого тела: жесты, поза, походка. [6]

"Открытые" же позы (сидя: руки раскрыты, ноги вытянуты; стоя: руки раскрыты ладонями вверх) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического удобства.

"Закрытые позы" (когда человек пробует закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; "наполеоновская" поза сидя: обе руки упираются в подбородок и стоя: руки скрещены на груди и т.п.) воспринимаются как позы противодеяния, сомнения, разногласия, оценки.

Есть светло "читаемые" позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Если человек заинтересован в общении, он станет опознаться на собеседника и преклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и отклоняться назад. Человек, хотящий сообщить о себе, "определить себя", будет торчать напрямик, в усиленном состоянии, с развернутыми плечами, время от времени упёршись руками в бёдра; человек же, которому не необходимо подчеркивать собственный статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в вольной непринуждённой позе.[26] невербальный информации несут жесты. Выделяют жесты:

- модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (неудовлетворения, доверия и недоверия, жесты одобрения, растерянности и т.п.);

- коммуникативные (жесты прощания, приветствия, запреты, привлечения внимания, отрицательные, вопросительные, утвердительные и т.д.);

- описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения нужно обращать внимание на конгруэнтность (соответствие). Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны соответствовать. Противоречие между жестами и значением выражений является сигналом лжи.

Исследователи говорят, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. [11]

Походка также может почти все рассказать о человеке. По походке можно с точностью узнать такие эмоции, как: радость, страдание, гнев, гордость. Самая "тяжелая" походка - при бешенстве; самая простая - при радости; самая крупная длина шага при гордыни; вялая, угнетённая походка при мучении.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Экстралингвистическая система - это вложение в речь пауз, а также разного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, хохота, вздоха и т.д.

Просодика - это сплошное заглавие таковых ритмико-интонационных сторон речи, как вышина, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, заменяют и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость, сомнение обычно появляются высочайшим гласом, гнев и страх также достаточно высоким голосом, но в более широком спектре тональности, силы и высоты звуков. Горе, грусть, утомление обычно передают мягеньким и приглушенным голосом с снижением интонации к концу фразы.[17]

Скорость речи также отображает ощущения: стремительная речь - взбудораженность или встревоженность чем-либо, либо собственные трудности. Медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, несчастье, высокомерии или усталости. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, лобзания. Динамические прикосновения являются биологически нужной формой стимуляции, а не элементарно слащавой подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется почти всеми причинами. Среди их необыкновенную силу имеют статус партнёров, возраст, пол, ступень их знакомства.

Рукопожатия, например, разделяются на три типа: преобладающее (рука сверху, ладонь развёрнута книзу), послушное (рука исподнизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное. Похлопывание по плечу может быть лишь между недалёкими людьми.

4 Неадекватное внедрение персоною такесических средств может привести к конфликтам в общении. К проксемическим чертам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними: интимное расстояние (от 6 до 45 см) - общение самых недалёких людей; индивидуальное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми; соц (от 120 до 400 см) - преимущественно при общении с посторонними людьми и при официозном общении; общественное (от 400 до 750 см) - при выступлений перед разными комнатами.

Нарушение хорошей дистанции при общении воспринимается плохо. Ориентация и угол зрения - выражаются в повороте тела и доставка ноги в направленности партнёра или в сторону от него, говорит о направлении идей. Если общение носит конкурентский или защитный характер, то люди садятся напротив; при обыкновенной, дружеской разговоре - занимают угловую позицию; при кооперативном поведении - занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независящая точка зрения выражается в расположении по диагонали (см. рис. 3 в приложении).

Если же человеку необходимо быть фаворитом в группе, то удобнее растопырить столы буквой " " или " ", а самому быть в центре. Если же нужно занять одинаковую со всеми позицию - удобнее всего "выпуклый стол".

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные составляющие общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо изготовить (скажем, подключить свет, дать газету и т.д.) грузополучатель. Ant. адресант может исполнить требуемое действие.

Невербальными по собственной сути являются компоненты и остальных семиотических систем (например, явления культуры, изображения, формулы этикета и т.д.), а также настоящий, или ситуативный, мир. Под ним понимаются объекты, окружающие соучастников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты. [29]

Таким образом, невербальные действия имеют все шансы меняться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не наименее натура таких невербальных действий чисто поведенческая (практическая).

2.2 Особенности невербального общения в разных странах

Как вербальные языки различаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной цивилизации различается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может существовать признанным и обладать четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совсем противоположное смысл. Одной из более серьезных ошибок, которую могут допустить в деле исследования языка тела, является стремление отметить один жест и рассматривать его изолированно от остальных жестов и событий.

Воспользовавшись раз в день десятками жестов, мы фактически никак не задумываемся о их смысле. Понятно, будто основные коммуникационные жесты во всем мире никак не различаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда грустны - хмурятся, когда не понимают либо не соображают, о чем идет стиль - пожимают плечами. Но нередко одно и то же живое перемещение у разных народов имеет возможность обладать и совсем разное значение, и безрассудное обращение с обычными для нас жестами имеет возможность привести к нежданным результатам.[24]

Жест, которым русский указывает пропажу либо неудачу, у хорватов означает знак фуррора и наслаждения.

Разговаривая о себе, европеец указывает рукой на грудь, японец - на нос.

В неких государствах Африки улыбка - признак удивления и замешательства.

Обитатели Мальты заместо слова "так не хватает" чуть-чуть касаются кончиками пальцев подбородка, повернув манера вперед. Во Франции и Италии данный жест значит, будто у человека будто-то ноет.

В Турции и Греции официанту ни в коем случае нельзя показывать 2 пальца (к примеру, имея в виду 2 чашечки кофе) - наверное говорят совсем обидным жестом.

Достаточно нередко один и тот же жест обладает не только разное, но и прямо противоположное значение.

Образовав кольцо из большого и указательного пальцев, американцы и практически все другие народы докладывают, что дела "о'кей". Однако данный же жест употребляют в Стране восходящего солнца, беседуя о деньгах, во Франции он значит ноль, в Греции и на о. Сардиния служит символом отмашки, а на Мальте им охарактеризовают человека с извращенными половыми инстинктами.

Обыденный позитивный кивок башкой на юге Югославии и в Болгарии работает символом отречения.

Немцы нередко поднимают брови в символ восторга чьей-то мыслей, в Великобритании этак выражают скепсис.

Время от времени в том числе и незначимое модифицирование жеста имеет возможность совсем изменить его смысл. В Великобритании этак приключилось с жестом из 2-ух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых наверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это - обида. Ежели ладонь повернута к себе, то наверное понятие веселья (1-ая буква английского слова "victory" - победа).[5]

В общении мы не придаем особенного значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует прокладывать средства или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается грязной, и вы сможете нанести оскорбление собеседнику.

В хоть какой культуре жесты неискренности соединены с левой рукой. Она выдает секретные эмоции собственного владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая возможность, что он говорит не то, что задумывается, или элементарно негативно относится к происходящему. Следует поменять тему беседы или вообщем прекратить его.

Для американца отказ говорить с человеком, окружающим с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепризнанное верховодило.[23]

У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в огромных помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке полностью изготовлены из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от начальника до посыльного, непрерывно на виду. Это формирует у служащих установленный стереотип поведения, вызывая у их чувство, что все сообща совершают сплошное дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально другие. Каждое пристраивание у них обязано быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2:

Жесты, интонации, мимика, и др. - важная часть общения. Порой с помощью данных невербальных средств можно заявить еще больше, чем с помощью слов. К средствам кинесики (наружные проявления человечьих чувств и чувств) относят мимику, выражение личика, позы, жестикуляцию, визуальную коммуникацию (взоры, движение глаз). Проксемика сводит последующие свойства: расстояния меж коммуникантами при различных видах общения, их векторные направленности. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, хлопание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается в рамках нюанса межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства еще исполняют различные функции в общении.

Не зная различий невербального общения разных народов, можно угодить в неудобную ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во уклонение этого любой менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, обязан быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового решетка в различных странах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникативная сторона общения представлена тем, что люди обмениваются между собой разными настроениями, представлениями, эмоциями, интересами, идеями, и т. д. Всё это можно рассматривать как информацию. Но машины (компьютеры) также обмениваются информацией, благодаря чему принципиально отметить, что в критериях человеческого общения информация не только передаётся, но и создается, уточняется, развивается. Передача любой информации возможна только посредством символов, точнее, знаковых систем. В связи с этим выделяют вербальную коммуникацию (речь) и невербальную( неречевые знаковые системы - мимика, походка, жесты, интонация, тон, осанка). [7]

Понятие " невербальное общение " является наиболее широким, чем " невербальная коммуникация ". В настоящей работе автор придерживался определения, предложенного Лабунской В. А., согласно которому, " невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на иного человека.

Невербальное общение - это пантомимика (телодвижения), жесты, мимика, и остальные средства: пространственные( приближение, расстояние, устранение, повороты " к " и " от "), кратковременные( позже, раньше) и предметные( наличие, положение предметов и т. п.).

Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью собственного " Я ", межличностного воздействия и регуляции отношений, формирует образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него типично отсутствие членораздельной голосовой речи. [9]

Невербальная коммуникация - это система знаков, символов, используемых для передачи сообщения и предназначенная для наиболее совершенного его понимания, которая в некоторой степени самостоятельна от психологических и социально-психологических свойств личности, которая имеет достаточно точный круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система ".

Следует отметить, что общение, в том числе невербальное, играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщение будет сформировано умение общаться, тем лучше станет воплощение любой деятельности человека, в том числе и профессиональной. И это принципиально учесть в процессе образования, в подготовке специалистов, в повышении общей культуры сообщества.

Следует выделить практическую значимость умения " читать " невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические( экстралингвистические). Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, конфигурации высоты и окраски голоса, - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может преднамеренно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому нередко даже то, что он желает скрыть, имеет место быть, к примеру, представление глаз, через движения рук, положение ног и т. д. Кратко вербальное общение характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах. Только учтя все эти моменты и еще весь невербальный " аккомпанемент ", можно верно понять и верно усмотреть( проявить) что-либо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.

3. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

4. Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.

5. Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.

6. Байкулова А.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.

7. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 62-67.

8. Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.

9. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // http://www.psychology-online.net/articles/doc-1562.html.

10. Григорьянц Т.А. Невербальный язык - важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2006. - № 11. - С. 338-345.

11. Екинцев В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 34. - С. 93-97.

12. Иванов В.Д. Невербальные паттерны ролевого поведения учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 110-112.

13. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 4-е изд. - М.: АСТ, 2001. - 411 с.

14. Кривых Л.В. Невербальный компонент в межкультурной коммуникации // Гуманитарные исследования. - 2006. - № 2. - С. 25-31.

15. Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3. - С. 8-13.

16. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/08.php.

17. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М.: Владос, 2001. - 345 с.

18. Михеева Г.А. Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 427-435.

19. Оналбаева А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5. - С. 128-129.

20. Орлова М.А. Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение // Социосфера. - 2010. - № 1. - С. 41-45.

21. Павлова А.В. Роль прагматики в межкультурном общении // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 7. - С. 79-83.

22. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - М.: ЭКСМО, 2010. - 278 с.

23. Плетнева Е.Г. О невербальном сопровождении устной речевой коммуникации в культуре педагогического общения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 16. - С. 36-38.

24. Ренц Т.Г. Невербальное поведение в свете биоэволюционной и социокультурной парадигм исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 32-36.

25. Романова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 13. - С. 18-27.

26. Романова М.В. Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 100-105.

27. Сомоди И. О чем говорят ваши ноги. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 198 с.

28. Чиркова Е.И. Феноменология и психологические особенности основных врожденных невербальных средств коммуникации // Вестник психотерапии. - 2006. - № 16. - С. 87-97.

29. Чуганская А.А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 11. - С. 277-281.

Приложение

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и эле-

Эмоциональные состояния

менты лица

Гнев

Презрение

Страдание

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Форма глаз

Глаза раскрыты, сужены

Глаза сужены

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Части и эле-

Эмоциональные состояния

Подвижность лица и его частей

Лицо динамично

менты лица

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Блеск глаз не виден

Глаза блестят

Лоб

Горизонтальные складки на лбу

Уголки бровей

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Положение бровей

Брови подняты вверх

Подвижность лица

Лицо застывшее

Лицо динамично

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендации действия

Взгляд и сопутствующие действия

Трактовка

Необходимо

Улыбка, возможно легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Контакт продолжить

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себя

Действовать по обстановке

Подъём головы и взгляд вверх

Подожди минутку, подумаю.

Контакт прерван

Взгляд в пол

Страх и желание уйти

Уйти от контакта

Взгляд в сторону

Пренебрежение

Уйти от контакта