Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства ( Понятие государства: эволюция идей и современные трактовки )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Основным институтом общества, призванным обеспечивать постоянный порядок и упорядоченность жизни населения, является государство. Без государства невозможны существование, развитие и прогресс любого цивилизованного общества. Как особый институт общества, государство имеет специфическую совокупность характеристик, отличающую его от других общностей людей, выполняет только ему присущие функции, а также отличается сложной внутренней структурой.

Именно поэтому дискуссии о государстве и его отличительных особенностях, которые позволяют идентифицировать общественное образование как государство, с давних пор относятся к числу основополагающих вопросов в теории государства и права. К ним постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. И это не случайно, а объясняется рядом причин. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая общность людей не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Необходимость всестороннего рассмотрения вопросов о государстве, его понятии, сущности и признаках в современный период развития определяется тем, что без глубокого и разностороннего их понимания практически невозможно грамотное, квалифицированное управление государством.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы курсовой работы и определяет ее выбор.

Объект и предмет курсовой работы. Объектом курсовой работы выступают понятие и признаки государства.

В качестве предмета курсовой работы выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации, монографическая и публицистическая литература, посвященная данной теме.

Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса о понятии и признаках государства с позиций теории государства и права. Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи: раскрыть содержание понятия «государство»; изучить сущность государства и его социальное назначение; выявить функции государства; показать отличительные признаки государственной власти как разновидности социальной власти.

Степень изученности темы курсовой работы. Данная тема рассматривалась в трудах таких виднейших теоретиков государства и права, как: Н. Н. Алексеев, М. И. Байтин, Т. В. Кашанина, А. Б. Венгеров, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Л. А. Морозова, Ю. А. Тихомиров, В. Е. Чиркин и других учёных. Анализ имеющейся литературы по теме исследования показал, что вопросы о понятии и признаках государства относятся к числу достаточно разработанных.

Методологическую основу работы составляет диалектико-материалистический метод познания. В ходе описания и изучения темы работы применялись также иные, общенаучные и частно-научные методы: (анализ, синтез, сравнительно-правовой, формально-логический, системный).

Практическая значимость курсовой работы. Теоретические результаты, сформулированные в курсовой работе, могут быть использованы в учебном процесс при преподавании учебных дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право России».

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические представления о понятии и сущности государства: история и современность

1.1 Понятие государства: эволюция идей и современные трактовки

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Данной форме общественной организации, возникшей последней, как известно, предшествовали такие формы организации общества, как семья, род и племя. При этом становление государства становится возможным лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В процессе эволюционного развития человечество в целях управления общественными процессами выработало для себя систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью, которые, по мере усложнения социальных связей стали принимать более сложные формы.

Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно, по мнению ряда теоретиков права, «призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества)» [2, с. 149].

Как регулятор общественных отношений государство выполняет особую роль важнейшего политического института, осуществляя необходимые для общества социальные, политические и юридические функции [4, с. 29].

Попытки определить полное, всеобъемлющее определение понятия государства предпринимались давно и неоднократно. С древних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Общеизвестна фраза о понятии государства древнеримского оратора, философа и политического деятеля Марка Туллия Цицерона: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» [12, с. 82].

В числе последователей Цицерона, занимавшихся исследованием понятия государства разное время и в различных странах, было немало известных ученых, в частности, основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д.

По мнению Г. Кельзена, термин «государство», может употребляться в нескольких аспектах. Во-первых, в юридическом смысле, в соответствии с которым государство может быть представлено как юридическое лицо, правовой феномен, как своеобразная корпорация. От других корпораций оно отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком» [3, с. 49]. Государство выглядит не иначе как такой образ действий и порядок поведения людей, который обычно называют правовым порядком. Во-вторых, понятие государства может употребляться и в социологическом смысле, когда оно рассматривается как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от правового порядка и правовой реальности. Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам, в результате чего возникает несколько доминирующих в обществе групп и отношений.

Несколько иной позиции придерживался правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» [13, с. 38].

Не сложно заметить, что указанные ученые рассматривали государство как организацию общественного правопорядка, видя в том его суть и главное назначение. Но ведь это только один из сторон рассматриваемой дефиниции.

Гегель под государством понимал подлинную «действительность нравственной идеи», это «новое государство», существенно отличное от феодальных монархий средневекового типа [26, с. 50]. Он характеризовал государство также как результат развития семьи и гражданского общества, подчеркивая вместе с тем, что по отношению к ним государство должно рассматриваться как их поделенное основание: «Сама идея государства раскалывает себя на эти два момента» [21, с. 54].

Следует отметить, что термин «государство» в современном его понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого речь шла о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Николо Макиавелли (1527 – 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества. Его взгляды изложены в работе «Государь», где раскрыта идея о том, что государство - это власть, сосредоточенная у одного (правителя) и осуществляемая над остальными членами общества [10, с. 14].

В эпоху буржуазного общества получило распространение определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Ученые данного периода определяли государство как «не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания» [10, с. 14].

Сторонники данного понимания государства выделяли четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства, – писал Г. Ф. Шершеневич, – понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством) [14, с. 100].

Однако, с подобной трактовкой государства были не согласны сторонники психологической теории права. В частности, как утверждал Ф. Ф. Кокошкин: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними» [3, с. 48]. Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Указанный период характеризовался неверием в возможность формулирования анализируемого понятия вообще. В частности, по данному вопросу М. Вебер, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни – государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству» [14, с. 101].

В современной науке теории государства и права дефиниция рассматриваемого понятия определяется как «система норм», «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество». Рассмотрение государства как политической организации объясняется тем, что оно устанавливает порядок использования силы, принуждения, власти.

В отечественной научной литературе также можно найти немало определений государства. Например, согласно одному из них государство представляется «как объективный факт нашей планеты» и рассматривается в виде «социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни» [15, с. 79].

Также государство определялось и как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и не только признающих эту солидарность, но и поддерживающих ее силой патриотической любви, достойными и мужественными поступками [17, с. 105].

Рассматривалось оно и в качестве союза свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти. Нередко, представлялось оно и как особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса.

Академические издания трактовали государство как «политическую организацию классового общества, выражающую в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть» [24, с. 53].

Еще более развернутую формулировку данному понятию дает Г.Н. Манов. Согласно его позиции «государство есть исторически преходящая, выделившаяся из общества, обусловленная его экономическим строем классовая организация, осуществляющая суверенную политическую власть при помощи специального аппарата, защищающая интересы собственников основных средств производства, служащая обеспечению развития социальных отношений в нужном им направлении и выступающая как официальный представитель всего общества [20, с. 65].

Становление современной российской государственности, провозгласившей, что в ее основе должно быть, прежде всего право, послужило основанием для отказа от понимания государства как диктатуры, «машины», направленной на подавление одного класса другими, а также потребовало решения по меньшей мере следующих задач: перемещение жизненно важного очага политической власти: от коммунистической морали, которая имела столь долгую монополию на власть, к выборной демократической структуре общества. Далее, переход экономики от высокоцентрализованного и авторитарно-административного базиса, направляющего ее развитие с 20-х гг., к децентрализованной системе свободного предпринимательства. В связи с чем, произошло переосмысление традиционных трактовок понятия государства и классовая сущность в определениях государства стала постепенно вытесняться общесоциальной характеристикой [22, с. 74]. Государство стало рассматриваться как организация или институт всех и для всех, т.е. как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом [20, с. 119].

Государство сегодня – социальный организм, политический способ существования гражданского общества. Это, в свою очередь, означает, что государство призвано существовать не для подавления и угнетения. Назначение государства заключается в осуществлении солидарных интересов людей.

Таким образом, разные взгляды на понятие государства – представления о нем, о его понятии, роли и назначении – обусловлены, прежде всего, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления. Однако, несмотря на тот факт, что термин «государство» обладает многогранностью толкования, суть данного политического, общественного, социального явления остается постоянной.

В этой связи необходимо уже говорить не о трансформации самого понятия государства, а о факторах, благодаря которым государство характеризуется, оценивается, описывается, моделируется, – это внешние факторы, лежащие за пределами данного понятия, возникающие в обществе. Эти факторы определяют сущность, назначение, функционирование государства на том или ином этапе его развития [12, с. 65].

В числе наиболее «эффективных» современных определений понятия «государство», можно назвать определение, данное А.С. Пиголкиным, который полагает, что «Государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса» [19, с. 48].

Также в числе таковых можно привести и дефиницию, предложенную Н.И. Матузовым и А.В. Малько, в соответствии с которой «государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» [17, с. 84]. Их мы и возьмем за основу в своей работе.

1.2 Сущность государства: различные подходы

Всестороннее и полное определение понятия государства невозможно без выявления его сущности, под которой понимаются отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства [2, с. 90].

Отвечая на вопросы: «В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель?», известный русский юрист И.А. Ильин пишет, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община» [4, с. 186].

Как справедливо писал А.С. Пиголкин: «Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. При его характеристике следует ответить на несколько вопросов, один из которых: как соотносятся государство и общество, является ли государство структурой искусственной, противоестественной человеческому обществу (Лао-цзы), или же государство – органичная часть общества (Платон)?» [19, с. 49].

Наука теории государства и права исходит из двух основных подходов к понятию сущности государства:

1) классового, в соответствии с которым государство является организацией политической власти экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;

2) общесоциального, в соответствии с которым государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам [5, с. 77].

На протяжении достаточно продолжительного времени в отечественном правоведении по поводу вопроса о сущности государства преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, представители какого класса стоят в «верхушке управления» обществом. Однако не опровергалось, что по мере развития и усовершенствования общественных отношений, роста производительности труда и объединения населения страны сущность государства постепенно изменяется, т.е. государство характеризовалось как рычаг в руках господствующего класса для подавления своих классовых врагов [3, с. 67].

Характеризуя сущность государства необходимо принимать во внимание два аспекта: первый: любое государство есть организация политической власти (так называемая формальная сторона); второй: данная организация всегда служит чьим-то интересам (так называемая содержательная сторона). Беря при анализе сущности государства за основу только формальную сторону, можно прийти к тому, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Однако это неверно [22, с. 91].

Основное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная политическая организация власти представляет, какие интересы лоббирует в своей политике [12, с. 86].

В этой связи можно выделить и иные подходы к сущности государства: классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый. Рассмотрим их.

Исторически первым считается классовый подход, в соответствии с которым государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. Само государство в этом подходе применяется в узких целях, как средство для обеспечения, в первую очередь интересов господствующего слоя, класса, социальной группы. В связи с чем, предпочтительное удовлетворение интересов каких-либо отдельных социальных групп не может не вызывать возмущения у других слоев. Так возникает проблема необходимости «снятия» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические государства во многом по своей сути выступают классовыми. Безусловно, общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план [2, с. 161].

Следующий подход к сущности государства – общечеловеческий (общесоциальный), в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Можно заметить, что данный подход является более прогрессивным по сравнению с предыдущим, поскольку здесь государство используется в более широких целях, а именно как средство для обеспечения, в первую очередь интересов всего общества, удовлетворяющих запросы различных слоев и классов, большинства населения страны, применяя преимущественно такой метод, как компромисс. При такой сущности государство, не имея конкретной классовой позиции, применяется в большей части как судья, согласовывающий имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии.

По большей части, это пока всего лишь идеал, нежели реальность, ведь государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день, к сожалению, нет. Однако, существует ряд государств, которые в продвижении к данной цели добились значительных успехов, в сравнении с современной Россия. К таким государствам можно отнести, например, США, Швейцарию, Швецию, Австрию, Германию, Францию и др. Кроме указанных подходов, в теории государства и права выделяют также религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы являются преобладающими в политике конкретного государства [18, с. 164].

При религиозном подходе к сущности государства оно определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов определенной религии. В частности, католический Ватикан, а также исламские государства, такие как Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др., руководствуются в своей политике преимущественно религиозными началами [3, с. 66].

Государство в рамках национального подхода определяется как организация политической власти, содействующая первоочередному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. В числе таких государств можно назвать Латвию, Эстонию и ряд других, которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п. [17, с. 74]

Государство в соответствии с расовым подходом характеризуется как организация политической власти, содействующая первоочередному продвижению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. В качестве примера здесь можно назвать Южно-Африканскую Республику в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. Это проявлялось, в частности, в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п. [4, с. 59]

Ряд авторов характеризуют сущность государства в политическом смысле. Так А.С. Палазян и В.П. Малахов пишут: «Способность государства с помощью института публичной власти как инструмента «хирургическим» способом разрешать возникающие в обществе противоречия характеризует его сущность в политическом смысле [20, с. 114]. Таким образом, государство представляет собой правовую форму организации власти. По мнению А.В. Ельцова природа и сущность государства носят взаимно противоречивый характер, по своей природе оно является правовым, а по сущности – политическим [13, с. 95].

А.С. Пиголкин, раскрывая сущность государства предлагает несколько теорий, пытающихся по-своему ответить на вопрос о том, какова сущность государства, в частности: теорию плюрализма; технократическую теорию; теорию элит и так называемый юридический подход [19, с. 201]. Кратко раскроем их.

В соответствии с теорией плюрализма, приверженцами которой были Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль и др., государство представляет собой совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Страты создают различные политические и общественные организации, которые, воплощая в жизнь интересы той или иной страты, оказывают определенное давление на государственную власть. Исходя из этого, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии [20, с. 114].

Возникшая в 20-е гг. XX в. технократическая теория, представляет собой ответ на бюрократизацию общества. Исторические корни данного подхода к пониманию сущности государства можно найти во взглядах Сен-Симона, который считал, что без политиков нация продолжала бы процветать, а без технических специалистов (инженеров, врачей, учителей и т.п.) погибла бы. При этом приверженцы данной теории (в числе которых Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид и другие) пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если последние обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний и умений, опыта. По мнению Мейно, технократы – это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством [18, с. 84].

Следующая теория – теория элит – появилась в начале XX в. Сторонниками данной теории являлись Парето, Моски, Сартори. По их мнению, элита образуется двояким образом: элиту образуют все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки» того или иного социального слоя, в число элиты входят люди, осуществляющие функции публичного управления. Исходя из этого, элита – особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В государстве происходит постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства, и победившая элита посредством собственных членов проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства [11, с. 5].

Юридическая теория была заложена выдающимся ученым Г. Еллинекем в конце XIX века. В соответствии с данной теорией государство представляет собой социальное образование и правовое (юридическое) учреждение. По мнению основателя данной теории, очень важным считается познание юридической природы государства, которое связывается с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений.

В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации (Эсмен). Г. Кельзен, рассматривая государство с юридических позиций, сравнивал его с правопорядком [8, с. 54]. Сегодня аналогичный подход к сущности государства также сохранен в сфере международного публичного права.

1.3 Функции государства

Основное назначение любого государства, а также его значение в жизни общества раскрывается в выполняемых им функциях. В связи с этим, рассмотрим, какие функции присущи государству.

В теории государства и права термин «функция» означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение [7, с. 49]. Соответственно, функции государства – это главные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляющие собой средство их реализации. Содержание таких задач определяется различными внутренними и внешними факторами [9, с. 66].

Все множество функций, присущих государству имеют некоторые общие черты [21, с. 54]:

1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют;

2. Функции государства охватывают его деятельность в целом, в отличие, например от функций государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности;

3. В функциях государства воплощается сосредоточение его усилий на решающих, жизненно важных направлениях внутренней или внешней деятельности. В связи с этим они носят комплексный, собирательный характер;

4. Функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства;

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Деятельность любого современного государства в целом функционально направлена на достижение одной главной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Поэтому государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности [4, с. 124]. В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства.

1. По сфере государственной деятельности – внутренние и внешние;

2. По продолжительности действия – постоянные и временные;

3. По степени социальной значимости – основные и неосновные (производные);

4. По сферам общественной жизни – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.

Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. Согласно такому подходу, функции подразделяются на внутренние и внешние [9, с. 86].

Внутренние функции государства раскрывают характер его деятельности в пределах собственной территории. Говоря о внутренних функциях государства, как правило, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др. Политическая функция состоит в обеспечении по­литической стабильности и включает в себя осуществление властных полномочий, направленных на обеспечение незыблемости государственного строя, организацию и функционирование органов государственной власти, выработку программно-стратегических задач развития общества. Экономическая функция государства заключается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении экономиче­ской стабильности. Социальная функция состоит в стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Внешние функции государства, в свою очередь, позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия, государство в сфере международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем, эти функции приобретают специфические черты, что обусловливает необходимость их разделения на внутренние и внешние. К внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее, его внешнего проявления – независимости в международной сфере [18, с. 164].

В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства. Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют (Конституция РФ [1], к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и гражданина в качестве основой ценности и объявляет заботу о них основной целью государства).

К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру, временными являются функции, осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации [12, с. 102].

Ряд авторов в качестве критерия классификации функций государства выделяют степень их социальной значимости и важности в общественной жизни. По этому признаку различаются основные и неосновные (производные) функции государства.

Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Неосновные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления и т.п. [9, с. 68]

Выделяют, также такие критерии, как способ осуществления функций государства (согласно данного критерия принято выделять регулятивные и охранительные функции), территориальный масштаб (в федеральном государстве – это функция федерации и субъектов федерации; в унитарном – это функция, осуществляемая на территории единого государства; в конфедерации – это координирующая функция всего сообщества государств), принцип разделения властей (предусматривает выделение законодательных, управленческих, судебных и информационных функций) и др. [16, с. 123]

Кроме указанных выше критериев, в юридической теории, а отчасти и в практике существуют и другие основания (критерии) классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, критерий «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях [13, с. 93].

Как уже было отмечено ранее, от функций государства следует отличать функции государственных органов. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не могут самостоятельно решить общегосударственные проблемы [9, с. 69]. К примеру, функция законотворчества может рассматриваться и как функция государства, и как функция государственного органа – Государственной Думы, которая обладая правом принятия законопроекта, вместе с тем не обладает правом придания принятому закону юридической силы. Это может сделать только государство в целом [2, с. 84].

Таким образом, в современном понимании государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Сущность современного государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия. В свою очередь, сущность государства проявляются в его функциях (основных направлениях его деятельности), которые могут быть подразделены: по сфере государственной деятельности: на внутренние и внешние; по продолжительности действия: на постоянные и временные; по степени социальной значимости: на основные и неосновные; по сферам общественной жизни: на экономические, политические, культурные и т.п.

2. Признаки государства

2.1. Основные (обязательные) признаки государства

Следующим важным аспектом вопроса о понятии государства является исследование его признаков. Признаки государства – это отличительные особенности, которые позволяют идентифицировать общественное образование и организацию общества как государство. Причём отличительная особенность признаков состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из них влечёт прекращение существования подобной формы организации общества [12, с. 47]. Следует отметить, что в настоящее время выделяется очень много различных признаков государства, причем, разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.

Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам [3, с. 84].

В данном параграфе рассмотрим основные признаки государства.

Среди основных признаков в настоящее время выделяют:

– население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "посредством населения" в государстве происходит объединение людей, и они выступают в качестве целостного организма – общества. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права [13, с. 73]. Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно [23, с. 84].

Следует отметить, что население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация [21, с. 54];

– наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Публичной власть называется потому, что, не совпадая с населением, выступает от его имени, от имени всего народа. Государство – особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичным элементом такого аппарата является государственный орган. Вместе с аппаратом власти и управления государство имеет специфический аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а так же в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи [25, с. 244].

Следует отметить, что власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Основное отличие публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Представленная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие [14, с. 91].

Характерными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний [10, с. 94].

Стабильность государственной власти, способность данной власти принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.;

– территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию.

Для государств – правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц [20, с. 124].

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт – подданство или гражданство;

– право. Без права государство существовать не может. Представляя собой систему обязательных правил поведения, право выступает мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Право юридически оформляет государство и государственную власть. Всякое государство связано с правом. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму [2, с. 96]. Вместе с тем, право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Именно, при такой подчиненности государства праву, как верно утверждает М.В. Мельникова и формируется демократическое правовое государство [3, с. 60]. Сущность правового государства и заключается именно в связывании, ограничении правом государства. В этом вопросе, право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. В связи с тем, что политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимо создавать надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон её необоснованному и незаконному превышению, ущемлению прав человека. Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством – утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством. Поэтому можно сказать, что правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений [19, с. 50].

Правовые нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления не всегда выполняются в полной мере. Об эффективности правовых норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. При этом государство контролирует соблюдение и выполнение права, применяет принуждение к тем, кто его нарушает [14, с. 111].

– суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. Верховенство государственной власти внутри страны означает: распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений; только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий; возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний. Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права [15, с. 98].

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Как справедливо указывает современный государствовед О.И. Чистяков, каждое государство представляет собой некое единство. Если нет такой целостности, то нет и государства [20, с. 112]. Мы исходим из того, что государство, как и любая открытая динамическая система, обладает качествами единства и целостности, активно взаимодействует со средой, природной и социальной [14, с. 88]. Вся совокупность функций государства есть совокупность способов проявления его активности. Она также может быть рассмотрена как подсистема государства. Отсюда все государственные функции действуют не сами по себе, а находятся в определенной связи, в некой системе. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего гражданско-правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета [26, с. 92]. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа. Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа [16, с. 112].

На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях – рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других [15, с. 99]. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза [18, с. 109].

– налоги, налоговая система. Для реализации необходимых задач, а также для содержания своего аппарата, государство собирает налоги, то есть принудительные сборы с населения. От взносов членов обще­ственных организаций налоги отличаются принудительностью. Иногда этот признак заменяют наличием государственной казны [16, с. 96]. Думается, что это не совсем верно – материальные ресурсы собирает любая организация. Отличие государства именно в принудительном характере их основного источника. Государство обладает монополией на введение и сбор налоговых платежей. Наряду с налогами в пользу государства, взимаются и сборы и государственные пошлины. С помощью данных поступлений формируется материальная финансовая основа государства. Все поступления аккумулируются в соответствующих бюджетах и государственной казне. Налоговые поступления нужны прежде всего для обеспечения аппарата государства, заработной платы чиновников, содержания армии, других служб государства, для осуществления государственных программ в сфере экологии, просвещения, образования, здравоохранения, науки и т.д. [25, с. 245]

Любое государство придавало и придает налоговой системе большое значение, ведь без них нет и развития государства, его механизма, замирает реализация государственных программ. В прошлом налоги имели натуральную и денежную форму. В настоящее время в цивилизованных государствах налоги имеют денежную форму.

2.2 Факультативные признаки государства

Помимо основных признаков государства, без которых оно не может существовать, каждому государству присущи дополнительные, или факультативные признаки. Хотя они являются необязательными, но при этом помогают наиболее полно охарактеризовать государство. Данные признаки второстепенны [7, с. 105]. Можно выделить следующие дополнительные признаки государства:

– армия;

– правоохранительные органы;

– государственный язык;

– государственная символика (герб, флаг, гимн);

– международное признание;

– национальная валюта.

Охарактеризуем данные признаки.

1. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Поэтому армия в современном мире используется для защиты территориальной целостности страны. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов, в связи с чем, оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории государств. Но применение армии состоит они не только для защиты территориальной целостности. Армия также может применяться для подавления внутренних конфликтов в стране и для поддержания правопорядка. Она используется против антиконституционных действий, которые направлены на нарушение целостности государства, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже [25, с. 245].

По этой причине данный признак некоторые ученные относят к основным признакам любого государства. Однако, на наш взгляд, данный атрибут государства не стоит относить к его основным признакам. Причиной тому служит, то, что армия есть не у всех государств. Таким государством является Ватикан, Коста-Рика. Отсутствие армии еще не говорит о полном отсутствии каких-либо военных образований, призванных выполнять функции вооруженных сил страны. Данная организация призвана охранять границы государства и его суверенитет [6, с. 46]. Армия призвана отражать агрессию со стороны других государств. Чтобы обеспечить обороноспособность страны устанавливается воинская обязанность. Армия имеет определенный состав. Так, например, состав Вооруженных Сил России следующий: виды, род войск, воинские части, центральные органы управления, учреждений и организации [14, с. 74].

2) Правоохранительные органы, представляющие собой часть государственного аппарата и образующие свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохра­нительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения [22, с. 95].

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (предупреждение работниками милиции право­нарушений и др.) [8, с. 73].

Следует отметить, что рядом ученых данный признак государства рассматривается в числе основных. Однако, на наш взгляд его, как и армию нельзя рассматривать в качестве такового.

3) Государственная символика (герб, флаг, гимн), которая, в свою очередь, является выражением не только суверенитета страны, но и её самобытности. Исключительное право на установление своих символов имеет только государство. Введение государственной символики кем-либо еще, помимо государства, – невозможно. Именно поэтому отсутствие либо герба, либо флага государства еще не говорит о том, что государство перестало оставаться государством, ведь как известно, данная символика отсутствовала в рабовладельческих и феодальных государствах. Государственные символы могут меняться с течением времени, они изменчивы. Флаг, гимн, герб служат для выделения страны среди других стран, они отличают ее от них [4, с. 103].

Герб является официальным символом государства. В Российской Федерации, например, на государственном гербе изображен золотой двуглавый орел на красном фоне.

Государственный гимн также является официальным символом государства и представляет собой музыкальное произведение. Гимн может исполняться как со словами, так и без них. Оба этих исполнения равнозначны.

Государственный флаг, также как и герб, и гимн, выполняет отличительную функцию. В Российской Федерации государственный флаг является прямоугольным полотнищем, с тремя равными полосами: верхняя полоса - белого цвета, та, что посередине – синего, нижняя полоса – красного цвета [26, с. 82].

Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.) [15, с. 99]. Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д. [15, с. 85].

Государственная символика находится под защитой своего государства, что означает, что в случае неуважительного отношения к ним, может наступить административная и даже уголовная ответственность.

4) Государственный язык. Для сохранения единства населения, проживающего на определенной территории, а также целостности самого государства, хотя бы один язык должен иметь статус государственного. Его еще называют официальным языком. Единый язык общения: формируется на протяжении долгого исторического периода. В некоторых государствах в конституциях закреплено несколько языков, которых принято считать государственными. Эти страны: Ватикан, Швейцария, Бельгия [25, с. 245].

Государственный язык используется в обучении, законотворчестве, официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении, в армии и т.д.

Следует отметить, что в ряде государств различаются понятия официальный и государственный язык. Например, в Швейцарии, по конституции, официальными языками являются немецкий, французский, итальянский, а государственными языками – немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Исключение составляет лишь Бельгия, где провозглашена свобода употребления языков [12, с. 102].

5) Национальная валюта (деньги) - денежная единица, которая используется в данной стране. Национальная валюта представляет из себя законное средство платежа на территории данного государства. Валюта должна быть платёжеспособной и подлинной. Во многих государствах есть своя национальная валюта. Например, в Российской Федерации национальная валюта - это российский рубль. Денежная единица в некоторых странах потеряла национальные корни и стала международной, например, евро и доллар [20, с. 91].

6) Международное признание. Отнесение данного признака к числу факультативных обусловлено тем, что государство может существовать и без международного признания другими государствами. Примером может служить Абхазия. Достаточно признания со стороны одного самостоятельного государства новообразованного государства. Признание государства означает его легитимацию по отношению к другим странам. Обычно признание нового государства происходит для установления с ним дипломатических отношений [16, с. 94].

В дополнение к названным факультативным признакам государства некоторые ученые относят и ряд иных признаков, в числе которых можно назвать: обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет и т.п.); монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); единая транспортная система; единое экономическое пространство; единая информационная система; единая внешняя политика; единая транспортно-энергетическая система и некоторые иные [22, с. 86].

Таким образом, несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, всем государствам присущи некоторые общие признаки. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества. В зависимости от значения, признаки государства подразделяются на основные (обязательные) и факультативные (необязательные). Основные признаки государства - это те признаки, без которых государство не может существовать. Они являются обязательными. В числе таковых выделяются: территория; население; наличие публичной власти; государственный суверенитет; право; налоги, налоговая система.

Помимо основных признаков практически любое государство характеризуется рядом факультативных признаков, в числе которых можно назвать следующие: армия; правоохранительные органы; государственная символика (герб, флаг, гимн); государственный язык; национальная валюта; международное признание и ряд других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования понятия и признаков государства, автор пришел к следующим выводам.

Вопрос о понятии государства возник много столетий назад, однако и сейчас является одним из самых дискутируемых. В настоящее время в науке теории государства и права существует несколько десятков определений понятия данного понятия. И все они разные, и одновременно – правильные. Причина многообразия определений понятия «государство» обусловлена, прежде всего, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления. Обобщающее понятие «государство» появилось в XVI веке, в научный оборот его ввел Н. Макиавелли.

В современном понимании государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Назначение и сущность современного государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).

Сущность государства проявляется в его функциях. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В настоящее время существует множество критериев классификации функций государства, в том числе: по сфере государственной деятельности выделяют: внутренние и внешние функции, по продолжительности действия: постоянные и временные, по степени социальной значимости: основные и неосновные, или производные, по сферам общественной жизни: экономические, политические, культурные и т.п.

Государство, как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни, характеризуется рядом признаков, которые позволяют показать его уникальность и самостоятельность. В свою очередь, раскрытие этой качественной определённости предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями. В зависимости от значения, признаки государства подразделяются на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки государства – это те признаки, без которых государство не может существовать и без которых данное образование нельзя будет назвать государственным. Они являются обязательными. Данные признаки видоизменялись в зависимости от исторической эпохи, при этом различные ученые высказывали порой противоположные мнения об основных признаках государства. В настоящее время в числе таковых называются: территория; население; наличие публичной власти; государственный суверенитет; право; налоги, налоговая система.

Помимо основных признаков практически любое государство характеризуется факультативными признаками. Данные признаки, несмотря на то, что являются необязательными и присущи не всем государствам, но помогают наиболее полно понять и раскрыть такое понятие как государство, помогают выстроить полный и целостный его образ. Факультативные признаки помогают определить разницу между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями – с другой. Можно выделить следующие дополнительные признаки государства: армия; правоохранительные органы; государственная символика (герб, флаг, гимн); государственный язык; национальная валюта; международное признание и ряд других.

Подводя итог всему вышесказанному, мы приходим к выводу о том, что государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, сохраняется до настоящего времени, выступая на всем историческом пути своего развития как особая организующая и управляющая сила, которую никакая другая общественная организация людей не способна заменить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 №11–ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 123.

2. Алексеев С. С. Общая теория права: учебник. 2–е изд. - М.: Проспект, 2014. - 562 с.

3. Братановский С. Н. Теория государства и права. - М.: Приор-издат, 2014. - 174 c.

4. Власова Т. В. Теория государства и права. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.

5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2018. – 608 с.

6. Гафуров З. Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право. - 2014. - № 5-6. - С.44-52.

7. Головистикова А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.

8. Жинкин С. А. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.

9. Клименко А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. - 224 c.

10. Колдаева Н. П. Правовая система России в условиях глобализации. - М.: Форум-пресс, 2015. - 552 с.

11. Красинский В. В. Государственный суверенитет: гносеологический аспект проблемы // Современное право. - 2015. - № 7. - C. 5-10.

12. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, 2016. - 521 c.

13. Летушева Н. И. Теория государства и права. - М.: Академия, 2018. - 208 c.

14. Липень С. В. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2015. - 467 с.

15. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник. - М.: Проспект, 2016. – 766 с.

16. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ. - М.: Проспект, 2017. - 808 c.

17. Матузов Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Статут, 2016. – 512 с.

18. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. - М.: Инфра–М, 2013. - 568 с.

19. Пиголкин А. С. Теория государства и права. - М.: Статут, 2014. -580 с.

20. Применение норм права: учебное пособие / К. А. Орлов, В. С. Плетников, Е. В. Плахтий. - Екатеринбург: Уральский юрид. ин-т МВД России, 2013. - 98 с.

21. Пожарский Д. В. Охранительная функция государства: вопросы системности // Государство и право. - 2016. - № 2. - С.54-63.

22. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / В. С. Плетников, К.А. Орлов, В.А. Чашников, Р.А. Кузнецов, Т.Ю. Фалькина. - Екатеринбург: Изд–во Уральского юрид-го ин-та МВД России, 2016. - 183 с.

23. Теория государства и права: учебник / А. В. Малько, Д. В. Березовский, Д. А. Липинский, А. А. Мусаткина; под ред. А. В. Малько. - М.: КНОРУС, 2014. - 512 с.

24. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учеб. для вузов. - М.: Омега-Л, 2014. - 562 с.

25. Шукбаров Д. Т. Государственные символы как признак государственного суверенитета // Молодой ученый. - 2018. - №16.- С. 244-246.

26. Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. - Москва: Высшая школа, 2014. - 192 c.