Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общение как взаимодействие)

Содержание:

Введение

К базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность» относится проблема общения. Взаимосвязаны и взаимообусловлены данные категории. Они опосредуются познавательными процессами, т. е. психическими. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и др. Складывающиеся отношения с другими людьми являются результатом общения. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

Весьма часто как «социальная перцепция» обозначают восприятие человека человеком. Социальная детерминация перцептивных процессов понималась вначале под социальной перцепцией. Именно в социально-психологической литературе закрепился в этом употреблении термин. Не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, как он дается в общей психологии. Поэтому до сих пор в социально-психологической литературе для характеристики описываемого процесса продолжается поиск наиболее точного понятия. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы включить в процесс восприятия другого человека.

К базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность» относится проблема общения. Взаимосвязаны и взаимообусловлены данные категории. Они опосредуются познавательными процессами, т. е. психическими. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и др. Складывающиеся отношения с другими людьми являются результатом общения. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

Когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа, обстоит дело еще сложнее. Тогда следует еще добавить к составленному перечню процессов социальной перцепции: восприятие представителя другой группы группой; восприятие своего собственного члена группой; восприятие самой себя группой, наконец, восприятие другой группы группой в целом. Хотя не является традиционным этот второй ряд, однако почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в другой терминологии в социальной психологии. Но, к проблеме взаимопонимания партнеров по общению имеют отношение не все из них.

Основная часть

1 Понятие социальной перцепции

Как уже было установлено, должно присутствовать взаимопонимание между участниками в процессе общения. По-разному может быть здесь истолковано само взаимопонимание: или как понимание мотивов, целей, установок партнера по взаимодействию, или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, но не только понимание. Однако тот факт имеет большое значение и в том, и в другом случаях, как воспринимается партнер по общению, иными словами, выступает, как обязательная составная часть общения процесс восприятия одним человеком другого и может быть назван перцептивной стороной общения условно.

Необходимо уточнить употребляемые здесь термины, прежде чем раскрывать характеристики этой стороны общения в содержательном плане. Весьма часто как «социальная перцепция» обозначают восприятие человека человеком. В данном случае это понятие не слишком точно употреблено.

В ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие Дж. Брунером в 1947 г. впервые был введен термин «социальная перцепция». Социальная детерминация перцептивных процессов понималась вначале под социальной перцепцией. Несколько иной смысл придали понятию, в частности в социальной психологии исследователи позже: процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности, стали называть социальной перцепцией. Именно в социально-психологической литературе закрепился в этом употреблении термин. Поэтому к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее, восприятие человека человеком относится.

Получается весьма сложная и разветвленная схема, если в полном объеме представить себе процессы социальной перцепции. Она включает в себя различные варианты субъекта восприятия, а не только объекта. Когда субъектом восприятия представляет человек, в таком случае некто имеет возможность принимать иного индивида, являющегося собственностью к «своей» команде; иного индивида, являющегося собственностью к «чужой» команде; собственную свою категорию; «чужую» категорию. В случае если в том числе и никак не содержать в список крупные общественные одинаковости, какие в убеждении таким (образом ведь имеют все шансы приниматься, в таком случае и в данном случае выходят 4 разных движения, любой с каковых владеет собственными особыми отличительными чертами.

Когда в свойстве субъекта восприятия разъясняется никак не только лишь самостоятельный человек, однако и категория, обстоит проблема пока что труднее. В то время необходимо пока что прибавить к наложенному списку действий общественной перцепции: понимание адепта иной категории командой; понимание собственного своего Детородный орган командой; понимание наиболее себе командой, в конечном итоге, понимание иной категории командой в полном. Хоть никак не представляется классическим данный 2-ой цикл, тем не менее практически любой с отмеченных тут «случаев» изучается в иной терминологии в общественной психологии. К вопросу взаимопонимания партнеров согласно разговору обладают позиция никак не всегда с их.

Уместно заявлять о межличностной перцепции, либо межличностном восприятии (либо — равно как вид — о восприятии Лица Людом), а никак не по большому счету о общественной перцепции, с целью этого Для того чтобы наиболее однозначно отметить, о Нежели в увлекающем нас проекте подходит разговор. Собственно в этом его смысле, в котором оно рассматривается тут, интегрированы данные движения напрямую в взаимодействие. Подобными множественными особыми Особенностями владеет понимание общественных предметов, что же может показаться на первый взгляд тут никак не совершенно верным само применение фразы «восприятие». В любом случае, никак не кладется в классическое представление перцептивного движения, цикл феноменов, обладающих положение рядом создании понятия о ином Народе, равно как некто предоставляется в совокупной психологии. В следствии этого вплоть до этих времен в общественно-эмоциональной литературе с целью свойства обрисовываемого движения длится отбор более четкого определения. Главная задача данного розыска заключается в этом, Для того чтобы в наиболее абсолютном размере отдельные иные познавательные движения ввести в процедура восприятия иного Лица. В данном случае многочисленные ученые выбирают прибегнуть к запошивочному формулировке «connaissanse d'autrui», что означает «познание другого», а не «восприятие другого». В свойстве синонима «восприятие иного человека» применяется высказывание «познание иного человека» кроме того крайне Зачастую в нашей литературе.

Особыми Особенностями восприятия иного Лица, к каковым принадлежит понимание никак не только лишь физиологических данных предмета, однако и его поведенческих данных, развитие понятия о его планах, возможностях, идеях, аппаратах, впечатлениях, обуславливается наиболее обширное восприятие термина. Помимо этого, развитие понятия о этих взаимоотношениях, какие объединяют человек и предмет восприятия, вводится в содержимое данного ведь определения. Собственно строю добавочных условий данное дает в особенности огромное роль, какие рядом восприятии физиологических предметов никак не представляют настолько значимой значимости.

Так, к примеру, тут выражается специфично подобная отличительная Сторона, равно как избирательность (селективность) восприятия, потому как важность полнее сознающего субъекта, его предыдущий практика вводится в процедура селекции. Основа с целью стереотипизации предоставляет этот случай, что же категоризируются в базе подобия с прошлыми эмоциями новые эмоции о предмете восприятия. Хоть, находились эмпирически зарегистрированы всегда данные действа, и в сферы восприятия народами приятель приятеля важность их в очень большой уровня увеличивается рядом восприятии физиологических предметов.

С школой, таким (образом именуемой транзактной психологии, сопряжен иной аспект к задачам восприятия, что был кроме того применен согласно межличностной перцепции в общественно-эмоциональных изучениях. Тут в особенности подчеркнута идея о этом, что же, равно как особых термин перцептивной условия, подразумевает учитывание значимости надежд, вожделений, целей, минувшего навыка субъекта интенсивное содействие субъекта восприятия в транзакции. Если равно как основа никак не только лишь с целью осмысления напарника, однако с целью определения с ним скоординированных операций, особенного семейства взаимоотношений рассматривается освоение иного Лица, данное является в особенности значимым.

Всегда высказанное обозначает, что же в литературе применяется в некоторое количество свободном, в том числе и фигуральном значении, слово «социальная перцепция», либо, в наиболее тесном значении фразы, «межличностная перцепция», «восприятие иного человека», хоть характеризуются популярным сближением восприятия и иных познавательных действий минувшие изучения и в совокупной психологии восприятия. Понимание его наружных особенностей, сопоставление их с индивидуальными чертами улавливаемого индивида и интерпретацию в данной базе его действий обозначает в самом общем совокупном проекте понимание иного Лица.

Социальная перцепция — данное процедура восприятия общественных предметов, перед какими как правило предполагаются общество и общественные категории. Как правило общественная перцепция выражается равно как :

1) понимание членами категории: а) приятель приятеля; б) членов иной категории;

2) понимание Людом: а) наиболее себе; б) собственной категории; в) «чужой группы»;

3) понимание командой: а) собственного Лица; б) членов иной категории;

4) понимание командой иной категории (либо компаний).

Процесс общественной перцепции предполагает собою работа его субъекта (наблюдающего) согласно балле наружного вида, эмоциональных ) специфик, операций и действий созерцаемого личности либо предмета, следствии какой у субъекта общественной перцепции формируется определенное позиция к созерцаемому и создаются установленные понятия о вероятном действии определенных людишек и компаний.

Прогнозирует и собственные взаимоотношения, и действия в разных моментах взаимодействия и общения с иными народами человек общественной перцепции в связи с данных взглядов.

Факторы восприятия

Особенность психологическая чувствительность, представляющая собою высокую способность к психическим проявлениям внутреннего планеты иных людишек, интерес к нему, стойкое желание и стремление сориентироваться в молчалив понимание перспектив. Проблем восприятия иного Лица и методов предотвращения более возможных погрешностей восприятия основывается в индивидуальных качествах партнеров согласно взаимодействию, их эксперименте отношений знания и мастерства восприятия и исследования, дозволяющие народам скорее приспособиться к их обстоятельствам, дают вероятность сторониться проблем в коллективной работы, предотвращают вероятные инциденты в содействии и разговору.

Таким значимым условием, равно как обстоятельства (обстановка), в каковых исполняется общественная восприятие обуславливается свойство восприятия. Из числа их: промежуток, делящее путающихся; период продолжительности контакта; свет здания, его размеры, жар атмосферы в молчалив, а кроме того общественный обстановка общения. Сказываются и массовые обстоятельства.

Под воздействием специфик собственной категории принимает иных людишек индивидуальность, относящаяся к установленной команде, небольшой либо масштабный. Отличительными чертами общественной перцепции представлены:

- инициативность субъекта общественной перцепции, значащая, что же некто (человек, категория и т. д.), равно как данное обладает положение рядом восприятии неодушевленных объектов, согласно взаимоотношению к улавливаемому никак не бездействен и никак не равнодушен. И влияют приятель в приятеля, пытаются модифицировать понятия о себя в хорошую сторонку предмет и человек общественного восприятия;

- единство улавливаемого, показывающая, что же интерес субъекта общественной перцепции сосредоточено, первоначально только, в смысловых и оценивающих интерпретациях предмета восприятия, а никак не в обстоятельствах пробуждения вида равно как результата отражения воспринимаемой реальности;

- мотивированность субъекта общественной перцепции, что говорит, что же понимание общественных предметов характеризуется масштабный слитностью с экспансивными взаимоотношениями к улавливаемому его познавательных заинтересованностей, очевидной отмотивационно-семантический ориентированности улавливающего подчиненностью общественной перцепции.

Социальное понимание обладает установленные функции. К ним принадлежат: освоение партнеров согласно взаимодействию, освоение себе, функции учреждения коллективной работы и определения психологических взаимоотношений. Как правило они реализуются с помощью элементов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и причинной атрибуции.

Устойчивый имидж либо понимание о тот или иной-или явлениях либо народах, присущее адептам той вот либо другой общественной категории подразумевается перед общественным стандартом. Они осуществляют функцию упрощения и уменьшения движения восприятия иного Лица с целью Лица, осилившего стандарты собственной категории. Механизм «грубой настройки», дающий Люду «экономить» психические средства предполагают собою стандарты. Собственную «разрешенную» область общественного использования обладают они. К примеру, рядом балле коллективный государственной либо высококлассной приспособления Лица динамично применяются стандарты.

Идентификация — данное общественно-общепсихологический процедура в процессе прямых либо опосредованных контактов постижения персоной либо командой иных людишек, рядом коем исполняется сопоставление либо сравнение стандартов с целью воспроизведения, с собственными психическими и иными чертами и внутренних состояний либо утверждения партнеров.

Огромную значимость в действии и душевной существования Лица представляет в контраст нарциссизму аутентификация. В обогащении внутреннего навыка, в расширении диапазона волнению состоит нее общепсихологический значение. Как самое раннее возникновение психологической привычки к иному Люду симпатия знакома. С иной края, компонентом эмоциональной охраны людишек с предметов и обстановок, производящих беспокойные и тяжелые капиталом, порождающих боязнь Зачастую представляет аутентификация.

Под психологическим сопереживанием иному человеку предполагают эмпатию. Общество испытывают душевное положение иных При помощи чувствительный отзыв. В мастерстве грамотно себя демонстрировать, что же изнутри иного Лица совершается, что же некто испытывает, равно как находящийся вокруг общество дает оценку, и базируется отзывчивость. Нее практически постоянно разъясняют равно как позитивное позиция к партнеру, а никак не только лишь равно как интенсивное взвешивание волнению и чувств типом, сознающего Лица.

Форму постижения иного Лица предполагает собою отклонение, основанную в создании к нему стабильного положительного чувства. В данном случае вследствие выходу в свет привычки к нему, дружественного либо наиболее полного тесно-индивидуального взаимоотношения появляется восприятие напарника согласно взаимодействию. Общество проще получают сделку этого Лица, к какому переживают чувственно позитивное позиция рядом других равноправных обстоятельствах.

Рефлексия - данное в ходе взаимодействия система самопознания, в базе коего находится умение Лица демонстрировать себя в таком случае, равно как некто партнером согласно разговору принимается. Данное понимание либо восприятие напарника, а никак не попросту понимание этого, равно как любовник осознает меня, специфичный двойной процедура отражающих взаимоотношений приятель с ином.

Каузальная атрибуция — система интерпретации действий и чувств иного человека.

Различные закономерности обнаружены рядом исследовании движения причинной атрибуции. К примеру, общество Больше только объясняют провал – причинам, а себя первопричину преуспевания. С мероприятия роли Лица в обговариваемом мероприятии находится в зависимости кроме того вид приписывания. В вариантах, в случае если некто был соучастником (соучастником) либо наблюдателем анализ достаточно разнообразна. Совокупная обоснованность заключается в этом, что же подопытные предрасположены передаваться, согласно критерию увеличения важности произошедшего, с обстоятельственной и стимульной атрибуции к индивидуальной. Иными текстами, в сознательных операциях персоны отыскивают первопричину произошедшего.

К базисным категориям эмоциональной урока, таким (образом ведь равно как и группы «отражение» и «деятельность» принадлежит задача общения. Взаимосвязаны и взаимообусловлены сведения группы. Они опосредуются познавательными действиями, т. е. ненормальными. В ходе общения исполняется обоюдный замена типами работы, их методами и итогами, понятиями, мыслями, установками, увлечениями, чувствами и др. Складывающиеся взаимоотношения с иными народами представлены итогом общения. Подобным способом, взаимодействие представляет равно как своеобразная модель взаимодействия Лица с иными народами, равно как связь субъектов. Не просто действие, не попросту влияние 1-го субъекта в иного, а собственно связь.

По последней критерию, 2 Лица нужны с целью общения, любой с каковых представляет собственно равно как человек. 2 определения имеют схожесть в интерактивном общении, 2 равносильных гласа, 2 места зрения. В исследованию концепции интерактивного общения, в коем принято разумное семя общественно-психического тренинга состоит немалая достоинство Василия Александровича Сухомлинского. Тождество позиций ученика и педагога (учащегося и педагога) подразумевает в осознании В. А. Сухомлинского, интерактивное взаимодействие.

В признании интенсивной значимости учащегося, ученика в учебно-воспитательском ходе проявляется тождество данных позиций, рядом коем равны, равнозначны работы учащегося и педагога, а При помощи понимание персоны учащегося, При помощи его рефлексия, самовыражение, воспитание совершается освоение планеты.

Мотив (вернее, «мотив-цель») представляется главным определением, применяемым при описании диалогового общения и индивидуальной деятельности. Когда рассматривается даже простой вариант общения между двумя индивидами, обнаруживается неизбежно, что каждый из них имеет свой мотив, вступая в общение.

Не совпадают, как правило, мотивы общающихся. Точно и их цели так же не совпадают. Как сближаться, так и существенно расходиться могут в общении мотивы и цели.

2 Психологическая структура общения

Мотив (точнее, «мотив-цель») является важнейшим понятием, используемым при описании диалогового общения и индивидуальной деятельности. Когда рассматривается даже простой вариант общения между двумя индивидами, обнаруживается неизбежно, что каждый из них имеет свой мотив, вступая в общение.

Не совпадают, как правило, мотивы общающихся. Точно и их цели так же не совпадают. Как сближаться, так и существенно расходиться могут в общении мотивы и цели. Например, встречаются родители ученика и учитель. Мотив учителя, в целях оказания воздействия на него с помощью родителей, информировать родителей о нерадении в учении воспитанника. Но эти мотив и цель родителями могут быть поняты совершенно превратно или неправильно поняты . Так, в отдельных случаях родители информацию учителя могут воспринять как преследование за незначительные проступки, предвзятое отношение к их ребенку, выставление заниженных оценок и т. п. И поведение родителей по отношению к учителю и своему ребенку будет адекватно этому.

Кстати, об отношении к проблеме оценки. Нужное и в тоже время очень тонкое и опасное оружие, по мнению В. А. Сухомлинского, оценка знаний. Педагогическое мастерство учителя выражается в умении пользоваться оценкой. Укрепление оптимистического отношения к жизни, ученического труда является задачей проверки знаний, умений и навыков.

Как известно, младшим школьникам двоек не ставили в школе, где директором был В. А. Сухомлинский. Из арсенала балльных оценок школьника они просто были исключены. «Двойка, – говорил В. А. Сухомлинский, – самый тонкий инструмент, к которому можно прибегать в исключительных случаях. Наш принцип не ставить двойки и не ловить ребенка на незнании направлен на возбуждение интереса школьника к знаниям. Если оценка перестает играть воспитательную роль, при которой ребенок стремился бы знать, то школа перестает быть светочем знания, учение превращается для ребенка в бремя и каторгу, учитель – в злого надзирателя, журнал – в печать стыда, папа и мама – в палачей, наказывающих из-за леность и нерадивость».

В заключительное период немалую известность в действии в индивидуальность в ходе общения получил Дейл Карнеги. Свободно знакомы его книжки «Как покорить товарищей и выражать воздействие в людей», «Как сформировать убежденность в себя, идя публично» и др. Его книжки многократно переиздавались в многочисленных государствах планеты. Известность Д. Карнеги увеличилась до такой степени, что же начали возникать издания с разновидностями творцов в подобные проблемы: «Как схватить девчонку», «Как изловить парня», «Как руководить собственным шефом» и т. п. Тем не менее Д. Карнеги никак не скатывается к развлекательности, а определяет в собственных книжках трудные проблемы, предоставляет советы согласно проблемам общения и успешного влияния в людишек. Затем доводится единственный с образцов интерактивного общения с его книжки «Как покорить товарищей и выражать воздействие в людей».

Прежде чем расценивать скелетные составляющие общения, принципиально конкретизировать, тот или иной положение группа «общение» захватывает в ходе социализации персоны.

Социализация персоны – данное процедура овладения и интенсивного воспроизводства индивидом социального навыка, в следствии коего некто делается персоной и обретает нужные с целью существования из числа людишек познания, мастерства, знания и привязанности .

Из данного всеобщего установления допускается подписать, что же социализация персоны предполагает собою процедура овладения и интенсивного воспроизводства Людом общественного навыка и содержит в себе овладение Людским индивидом Людских взаимоотношений, общественных общепризнанных мерок действия, требуемых с целью результативного взаимодействия с иными людьми

Основными областями социализации персоны представлены работа, взаимодействие и понимание.

Деятельность – данное динамическая концепция взаимодействия субъекта с обществом. Индивид, выявив в работы собственные психические характеристики, представляет согласно взаимоотношению к имуществам и объектам равно как человек, а к народам – равно как индивидуальность. Вещи, предметы выступают перед ним как объекты, а люди – как личности.

Каждый относительно законченный компонент работы, ориентированный в осуществление одной легкий проблемы, именуется воздействием (настоящим либо интеллектуальным). Любое настоящее влияние формируется с установленных процессов.

Основными типами работы (приступая с младенческого года и вплоть до окончания житейского цикла) принято полагать забаву, концепция и деятельность. Деятельность предполагает собою работа, нацеленную в изготовление установленных социально нужных вещественных либо внутренних удобств.

Немотивированной, таким (образом ведь равно как и нецеленаправленной работы попросту никак не имеется. В данное сосредоточил интерес Б. Ф. Ломов: «Мотивы и задача формируют собственного семейства градиент работы, важнейший нее направленность, а кроме того значение стараний, развиваемых типом рядом нее исполнении. Данный градиент представляет в значимости системообразующего условия, что образует целую концепцию ненормальных действий и состояний, формирующихся в процессе деятельности» . Рядом данном в свойстве «образующих» работы акцентируются последующие составляющие: причина, задача, составление плана работы, обработка нынешной данных, эффективный имидж, мировозренческая форма, утверждение заключения, воздействия, исследование приобретенных итогов, корректировка операций.

Мотив – данное желание к работы, сопряженное с ублажение установленных необходимостей. Задача ведь проектирует определенную работа, устанавливая нее характеристику и динамику. Подобным способом, причина принадлежит к необходимости, побуждающей к работы, задача ведь – к объекту, в что работа ориентирована и что в процессе нее исполнения обязан являться реорганизован в продукция. Объясним данное последующим образцом.

Предприниматель определил пред собою проблему – сформировать новое организация согласно переработке аграрной продукта. Пребывайте убеждены – все его работа достаточно ориентирована в результат предоставленной миссии. Основными темами в данной работы имеют все шансы являться, к примеру, познавательные круг интересов к установленным типам аграрной продукта и предрасположенность к предприимчивости. Градиент «мотив-цель» с целью предпринимателя представляется основным регулятором его работы, обусловливающим устройство и динамику абсолютно всех элементов данной работы. В данном перемещении элементов работы формируются возможности предпринимателя, его круг интересов, морально-волевые свойства. В этом рубеже собственной работы бизнесмен исполняет отбор и подбор бизнес - идеи.

Таким способом, допускается предоставить подобное формулировка работы равно как одной с областей социализации персоны:

Деятельность – данное внутренняя (безумная) и наружная (физиологическая) инициативность Лица, контролируемая осознаваемой мишенью.

Ведущими темами тренировочной работы, к примеру с целью обучающихся высококлассных тренировочных учреждений, несомненно и многих подростков, стают аргументы теории, аргументы работы, т. е. нацеленность обучаемых в разные края тренировочной работы. В случае если инициативность ученика либо обучающегося высококлассного тренировочного заведения ориентирована в службу с предметом (точным, биологическим, языковедческим и т. п.). В таком случае допускается заявлять о различного семейства познавательных темах (направленность обучаемых в освоение новейшими познаниями, в понимание методов добывания познаний, заинтересованность к методам саморегуляции тренировочной деятельность, аргументы самообразования и т. д.). В случае если инициативность обучаемых ориентирована в взаимоотношения с иными народами, в таком случае разговор подходит о разных общественных темах (желание приобрести познания, Для того чтобы являться нужным государстве, сообществу. Стремление осуществить собственный задолженность; стремление отлично приготовиться к избранной специальности; желание завладеть некоторую сделку, положение в взаимоотношениях с находящийся вокруг, приобрести утверждение, покорить у их авторитет и т. п.). Вероятно, рядом анализе проблем, сопряженных с общественными аспектами развития персоны подростков и обучающихся высококлассных тренировочных заведений, следует иметь в виду именно социальные мотивы.

Другой сферой социализации личности является самосознание.

Самосознание или, иначе, «Я-концепция» – это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким образом, самосознание – это образ себя и отношение к себе.

Образ собственного «Я» включает в себя три основных компонента[1]:

1) когнитивный (познавательный) – знание себя (своих психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. п.);

2) эмоциональный – оценка себя, самооценка (самоуважение, самолюбие, себялюбие, самоуничижение и т. п.);

3) поведенческий (оценочно-волевой) – отношение к себе (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. п.).

Все эти три компонента действуют одновременно и взаимосвязанно, обусловливая целостное представление о «Я-образе». В качестве составляющих «Я-образа» выступают:

- реальное «Я»– представление индивида о себе в настоящее время;

- идеальное «Я» – то, каким индивид, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы;

-динамическое «Я» – то, каким индивид намерен стать;

- фантастическое «Я» – то, каким индивид желал бы стать, если бы это оказалось возможным и т. д.

Самосознание не мыслимо вне деятельности. Лишь в деятельности осуществляется коррекция представлений о себе при сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Самосознание, не основанное на реальной деятельности, по выражению И. С. Кона, заходит в тупик, становится «пустым понятием».

А. Н. Леонтьев в книжке «Деятельность, понимание, личность» замечает, что же задача Людского «Я» принадлежит к Количеству ускользающих с учено-психического разбора. Брать хоть б, к примеру, 1 сторонку проявления «Я». Допускается расценивать «Я» в некоторых замерах. 1-ое – «Я» равно как настоящая суть Лица, равно как настоящая данность индивида с его текстурой, эмоциональной и физической системой персоны. 2-ое определение «Я» – данное в таком случае, что же непосредственно Индивид считает о себя, т. е. суть наиболее «Я» в мнении определенного индивида. В конечном итоге, на третьем месте определение «Я» – данное в таком случае, что же этот Индивид считает о себя равно как о персоны.

Одна с присущих краев персоны – нее неподражаемая оригинальность, перед какой подразумевается свойственное только лишь ей комбинирование эмоциональных специфик (характера, нрава, возможностей, мотивировки), совокупы доминирующих Эмоций и тем работы. Отсутствует 2-ух индивидов с равными сочетаниями отмеченных эмоциональных свойств – индивидуальность Лица неподражаема в собственной особенности.

В свойстве образца динамического «Я» допускается явиться причиной процедура исполнения один и для того ведь индивидум несхожих ролей в связи с этих либо других факторов. Таким (образом, вступая в административные текстуры компании либо компании, деятельный Индивид зачастую осуществляет в их разные функции, представляет нередко несхожие значимости. Любимец отца с матерью, парень – часть-юноша, своенравный и самовластный, угодив в первый раз в компанию, имеет возможность осуществлять себе абсолютно согласно-иному, выражать умеренность, безоговорочное подчиненность вышестоящим боссам. Либо иной образец. Весьма значительный, диковатый в должностной ситуации предприниматель в отпуске, в туристическом путешествии зачастую реорганизуется, делается юмористом и болтуном, душой фирмы. Данные образцы демонстрируют, что же Индивид в разных обстоятельствах имеет возможность исполнять обратные согласно содержанию значимости.

Последней компонентой областью социализации персоны представляется взаимодействие.

Общение – данное трудный многосторонний процедура определения и формирования контактов среди народами, пробуждаемый нуждами коллективной работы и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Из данного определения можно заключить, что общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 2).

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона общения (интеракция означает взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.

Перцептивная сторона общения (перцепция – восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Краткая характеристика сфер социализации личности и различных сторон общения подводит нас к выводу о неразрывной связи между деятельностью и общением. Г. М. Андреева отмечает, что «общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей». Таким образом, деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в результате чего формируются новые связи и взаимоотношения между людьми.

В отечественной психологии принята идея единства и деятельности. Это отражено в разработке принципа связи и органического единства общения с деятельностью (Г. М. Андреева, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.). Рассмотрим каждую сторону категории общения, памятуя о том, что все они действуют взаимосвязанно, одномоментно, взаимообусловли-ая друг друга. И вместе с тем все три стороны общения включены в процесс социализации личности.

Заключение

Социальная детерминация перцептивных процессов понималась вначале под социальной перцепцией. Весьма часто как «социальная перцепция» обозначают восприятие человека человеком. Именно в социально-психологической литературе закрепился в этом употреблении термин. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы включить в процесс восприятия другого человека. Не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, как он дается в общей психологии. Поэтому до сих пор в социально-психологической литературе для характеристики описываемого процесса продолжается поиск наиболее точного понятия.

По-разному может быть здесь истолковано само взаимопонимание: или как понимание мотивов, целей, установок партнера по взаимодействию, или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, но не только понимание. Однако тот факт имеет большое значение и в том, и в другом случаях, как воспринимается партнер по общению, иными словами, выступает, как обязательная составная часть общения процесс восприятия одним человеком другого и может быть назван перцептивной стороной общения условно.

К базовым категориям психологической науки, так же как и категории «отражение» и «деятельность» относится проблема общения. Они опосредуются познавательными процессами, т. е. психическими. Взаимосвязаны и взаимообусловлены данные категории. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и др. Складывающиеся отношения с другими людьми являются результатом общения. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

Хотя не является традиционным этот второй ряд, однако почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в другой терминологии в социальной психологии. Но, к проблеме взаимопонимания партнеров по общению имеют отношение не все из них.

Когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа, обстоит дело еще сложнее. Тогда следует еще добавить к составленному перечню процессов социальной перцепции: восприятие представителя другой группы группой; восприятие своего собственного члена группой; восприятие самой себя группой, наконец, восприятие другой группы группой в целом.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Аттрация

установка на другого человека

2

Деятельность

внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью

3

Идентификация

социально-психологический процесс в ходе непосредственных или опосредованных контактов познания личностью или группой других людей, при котором осуществляется сравнение или сопоставление образцов для подражания, со своими психологическими и другими характеристиками и внутренних состояний или положения партнеров

4

Каузальная атрибуция

механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

5

Мотив

побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта

6

Перцепция

одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующая субъективный целостный образ объекта

7

Рефлексия

механизм самопознания, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он партнером по общению воспринимается

8

Социализация личности

процесс усвоения и активного воспроизводства индивидуумом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки и привычки

9

Трансактный анализ

одно из научных и практических направлений современной психологии

10

Характер

совокупность психических черт человека, как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума

11

Эмпатия

способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я-образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ

Список использованных источников

1

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: МГУ, 2006.

2

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2005.

3

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., 2004.

4

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 2004.

5

Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.

6

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной психологии. - М., 2002.

7

Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М.: 1990. Знание

8

Майерс Д. Социальная психология . Санкт-Петербург : Питер Ком, 1998.

9

Обозов Н. Н. Межличностные отношения . Ленинград : издательство ЛГУ, 1979.

10

Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я. Москва, издательство МГУ, 1987.

11

Социальная психология: Учебное пособие для вузов / сост.: А.В. Мокашенцева. - Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2007

12

Современная западная социальная психология: тексты . Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л. А. Москва : издательство МГУ, 1984.

  1. Обозов Н. Н. Межличностные отношения . Ленинград : издательство ЛГУ, 1979