Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека)

Содержание:

Введение

Проблема психологического портрета личности по невербальным особенностям речи относится к важным проблемам психологии. Являясь одним из важнейших средств выражения, речь обладает значительным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многое узнать о нем. Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи стремится найти ее устойчивые характеристики. При этом возможны два пути: исследовать формально-динамические характеристики речи (темп, особенности коммуникации, модуляции голоса, громкость и т. п.) и содержательные характеристики.

Проблема общения, познания людьми друг друга занимает особое место в системе подготовки профессиональных психологов, практических работников. Общение является особым видом психологической деятельности, одной из целей которой является восприятие, понимание, интерпретация поведения личности и её внутреннего мира. Психологии познания людьми друг друга отводится центральное место в системе проблем общей и социальной психологии.

Среди широкого круга вопросов, относящихся к проблеме психологического портрета личности по невербальным особенностям речи, особый интерес представляют тематики, связанные с исследованием невербального поведения личности, его восприятия, опознания, интерпретации. Помимо общепсихологического интереса, подобные исследования имеют важные прикладные, практические применения, прежде всего в системе автоматического распознавания и синтеза речи, при проведении судебно-криминалистических экспертиз, при формировании имиджа в желательном направлении, при диагностике различных речевых и психических патологий, в сфере искусства, например в сценической деятельности.

Невербальное поведение играет значительную роль в процессе взаимодействия людей. Поэтому в настоящее время так актуальна проблема изучения особенностей невербальной коммуникации человека.

Разработанность. В отечественной психологии изучению невербальных особенностей речи посвящено довольно много исследований (Ильин Е.П., Лабунская В.А., Панасюк А.Ю., Горелов И.Н., Бажин Е.Ф., Манеров В.Х., Носенко Э.Л.) Также проблемой невербального поведения занимались зарубежные психологи собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений (К. Изард, П.Экман, У.Фризен, А.Пиз, Д.Фаст, Э.Холл и др.)

К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относят интонационное оформление, четкость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Объектом курсовой работы это- эмоциональные проявления человека.

Предмет. Проявление эмоций человека с помощью невербальных средств выражения.

Цель. Изучение невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи:

1. Выполнить теоретический анализ невербальных средств коммуникации.

2. Охарактеризовать эмоциональные проявления человека.

3. Охарактеризовать способы выражения эмоций человека с помощью невербальных средств.

Глава 1. Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека.

 

1.1  Невербальное поведение: структура и функции.

Невербальное поведение связано с внутренним миром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это ещё один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высшие характеристики голоса, его временная и пространственная организация.

В основу выделения подструктур невербального поведения положены основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Рассмотрим невербальное поведение с той подструктуры, которая создает основные её свойства – движение – и отражает с помощью оптической системы субъекта. Такой подструктурой невербального поведения является кинесика. Кинесика – это зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении, кинесика – это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но так же манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике также относится движения, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Кинесика – понятие, использующиеся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человек. Все явления экспрессии подразделяются на следующие области изучения: выразительные движения и физиогномику. Физиогномика – это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются и широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм (мимика, пантомимика). Ещё одной подструктурой кинесики является движения глаз или «контакт глаз». Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации – широко используется при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. Согласно структурной схеме невербального поведения следующая система отражения невербального поведения человека – акустическая многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосовых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров. Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явления. Просодика и экстралингвистика изучаются паралингвистикой, которая рассматривает свойства голоса, не входящие в систему собственно фонологических и замещающих сферу несловесных коммуникаций. К просодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Просодика – это общее название таких ритмико-интонациональных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. Экстралингвистическая система – это включение в речь паузы психофизических проявлений человека (плач, кашель, смех, вздох, шёпот и т.д.). В качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структуры невербального поведения выступает интонация (мелодия речи, её ритм, интенсивность, темп, тембр, фразовое и логическое ударение).

Следующая система отражения невербального поведения – тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человека по сравнению со зрением. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновений является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром.

Далее рассмотрим использование в общении ольфакторной системы отражения, позволяющей выделить такую структуру невербального поведения, как запахи: естественные и искусственные. Система запахов, являясь невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нём образа. С незапамятных времён известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых отношений индивидов, как способ идентификации, установлении тождества, принадлежности к одной микро- или макро группе.

Невербальное поведение личности в общении в межличностном познании выполняет функции:

1)  Создает образ партнера по общению.

2)  Выполняет функцию опережающей манифестации психологического содержания общения (относительно речи).

3)  Выступает в качестве способа регуляции пространственных параметров общения;

4)  Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

5)  Выступает в качестве маскировки «Я - личности»;

6)  Является средством идентификации партнёров по общению;

7)  Выполняет функцию социальной стратификации;

8)  Выступает в качестве показателей статусно-ролевых отношений;

9)  Выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;

10)  Является индикатором актуальных психических состояний личности;

11)  Выполняет функцию экономии речевого сообщения

12)  Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

1.2 Изучение акустической системы невербального поведения человека.

Темпо-ритмические особенности речи при говорении относится к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей. Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, активностью и эмоциональностью говорящего. Эти предположения приобретают даже парадоксальную форму о совпадении темпа речи и темпа жизни. С этой точки зрения скорость речи оказывается константной характеристикой, и в криминалистике, например, она входит в перечень опознавательных признаков. Можно сознательно ускорить или замедлить скорость речи, но как только представится возможность, каждый говорящий вновь переходит на персональный, свойственный ему и комфортный для него темп. Достаточно много и более сдержанных, осторожных замечаний типа связи скоростных особенностей речи со сложностью излагаемой темы, степенью осведомленности о тех или иных вопросах (вряд ли в этом можно усомниться, слушая на экзамене ответы плохо знающего материал студента), знаниям языковой структуры (сравните скорость собственной речи на родном и неродном языке), эмоциональном состоянием (медленная тягучая речь в состояниях тоски и печали и быстрая, оживленная – при радостном оживлении).

Речь, связанная с активным использованием языковых средств в акустической модальности, чрезвычайно разнообразна по видам (сравните монологическую-диалогическую речь), состоянием (спокойная – взволнованная речь), степеням владения языком (грамотная – неграмотная), условиям (межличностное или публичное выступление).

На основе наблюдений построены различные классификации говорящих типа: красноречивые – косноязычные, говорливые – молчуны, дельные – пустомели, бесцветные – яркие, равнодушные – душевные. По активности и частоте использования разных языковых знаков можно разделить всех говорящих на многословных, предпочитающих речевые способы коммуникации («язык без костей», «рот не закрывается») им молчаливых, использующих речь мало и неохотно («слово клещами не вытянешь»). Это типично для выделения экстра - и интровертированных личностных особенностей. При диагностике могут быть использованы и голосовые особенности. Так, говорящие громко и четко обычно воспринимаются как люди уверенные, занимающие высокие статусные позиции, иногда даже – как агрессивные. Говорящие тихо и медленно соотносятся с людьми робкими, нерешительными, социально малозначимыми.

Темп речи, помимо продолжительности звучания слогов, включает в себя и паузы между словами и предложениями. Они могут быть нормальными лингвистическими маркерами, отделяющими один сегмент от другого. В таких случаях их длительность не превышает 250 мс. Если же продолжительность пауз увеличивается, то они приобретают другое значение и становятся паузами нерешительности, заполненными посторонними звуками типа «м-м-м», «эээ» или даже ненужными словами типа «в общем», «ну это» и т.д. Могут быть молчаливые паузы, свидетельствующие о собственных проблемах говорящего. Обычно быстро говорящие делают более короткие паузы, иногда их речь даже воспринимается как слишком плотная, без пропусков, а потому и более трудная для восприятия. В клинике встречается даже патология динамики речи, как «болезненная поспешность речи», свойственная многим весьма одаренным людям. Медленно говорящие, напротив, растягивают паузы. Их речь становится тягучей, к ней достаточно трудно приспособиться, создается представление о намеренном затягивании времени.

Существует достаточно обширная литература психоакустического характера, позволяющая делать выводы на базе точных акустических замеров. Например, установлено, что мужчины говорят в пределах 85-200 Гц, женщины – в пределах 160-340 Гц. Изменения по частоте в сторону повышения или понижения свидетельствует об изменениях в эмоциональных состояниях: голос взволнованный, испуганный, радостный, торжествующий, тоскливый, убитый, глухой. По громкости диапазон голоса: от 20 дБ – шёпот, 25 дБ – слабый голос, 40-60 дБ – средний голос, 60-70 дБ – громкий голос, 80-85 дБ – крик. Усиление громкости свидетельствует об изменениях в эмоциональной сфере, как и в случае с высотными показателями: гневные, агрессивные голоса звучат слишком громко, а печальные тусклые голоса – слишком тихо.

Очень интересно проявляются в речи показатели тревожности, особенно в ситуациях публичного выступления. Обычно даже опытные выступающие – лекторы, артисты, политики – испытывают определённое волнение, связанное с ответственностью, желанием проявить себя с положительной стороны, боязнью насмешек, неудач, провала. Это волнение иногда принимает запредельные формы, может закрепиться как стиль поведения, например, в виде логоневрозов, логофобий, даже логонемоты (открываю рот – не могу сказать ни слова от страха)

1.3 Изучение оптической, тактильно-кинестезической и ольфакторной системы невербального поведения человека.

Элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза – это положение человеческого тела, типичное для должной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тела, около 1000.

Одним из первых указывает на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения, регуляции процесса межличностного отношения, А. Шефлен.

В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнёров относительно друг друга. Изменение позы, их синхронизация свидетельствует об изменениях отношений между общающимися.

Ещё одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения являются жесты. Под жестом обычно понимают движения рук или кистей. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека.

Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем нехарактерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека. Обычно мимику анализируют:

1)  по линии её произвольных и непроизвольных компонентов

2)  на основе её физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия – асимметрия, динамика, амплитуда)

3)  в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определённой культуре)

4)  в феноменологическом плане («топография мимического поля»)

5)  в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют

Н.И. Смирнов на основе сопоставительного анализа мимику, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:

I.  Коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это – приветствия и прощания, жесты, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победы и т.п. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

II.  группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они сопровождают речь и без речевого контекста теряют смысл.

III.  группа – это модальные жесты. ИХ с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, т.к. они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращения, радость, восторг, удивление.

Данная классификация жестов приложима и к анализу поз и выражений лица человека.

Следующий элемент невербального поведения человека, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная», «твёрдая», «виноватая» и т.д. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человека. Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения). Походка существенно дополняет наши представления о другом человеке.

Попытки найти связь между чертами личности и её походкой принесли огромное количество результатов. Эти результаты получены при сопоставлении физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов. Например, по мнению ряда исследователей, большие шаги малорослого человека означают стремительность, граничащую с напористостью и энергией.

Следующий элемент кинесической подструктуры является физиогномика. Физиогномика рассматривает психические свойства в связи со строением лица и черепа, а также туловища и конечностей. Соотношение строения тела и психики человека исследовалось в науке Э.Кречмером и было опубликовано в его капитальном труде «Строение тела и характер» (1921). Физиогномика является основанным на опыте учением об особенностях длительных, статических, физический проявлений человека, если они могут быть истолкованы как признаки его характерных психических особенностей.

Согласно физиогномике общий вид лба дает представление о моральных качествах человека и его характере. По строению, высоте и степени выпуклости делают вывод об основополагающей предрасположенности человека. Относительно положения и формы глаз в физиогномике имеются свои толкования. Например, близко расположенные друг к другу глаза должны означать «идеализм, доходящий до фанатизма». Форма носа в физиогномике считается тесно связанной с врожденными склонностями, силой и темпераментом.

Рассмотрим элемент кинесической подструктуры – контакт глаз. Зрительный контакт представляет собой коммуникативный мостик к слушателю. Согласно выражению глаз, он свидетельствует о проявлении внимания и уверенности говорящего. Он даёт возможность наблюдать за реакцией слушателя или за отсутствием проявления у говорящего внимания. В качестве мета-сигнала он может выделять или изменять значение высказывания.

Прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Использование личностного в общении такесической системы невербального поведения определяются многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Такесическая структура выполняет в общении роль индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся, поэтому неадекватное использование личностью такесической структуры невербального поведения может привести к многочисленным конфликтам. Наиболее часто встречаемой интерпретацией касательных контактов со своим телом является желание почувствовать защищенность, заботь и нежность.

Рассмотрим использование в общении ольфакторноц системы. Система запахов не обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры вербального поведения, т.к. обоняние в общении с людьми имеет приниженное значение, чем оптическая и акустическая системы отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференциальную силу только при специфических обстоятельствах: интимное общение между мужчиной и женщиной, уход матери за ребёнком, в ситуации врач – больной. Эта структура невербального поведения человека является показателем общего уровня культуры человека. Психологи не располагает достаточными данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нём. Система запахов также мало изучена в контексте невербального поведения.

Глава 2. Эмпирическое исследование психологического портрета личности по невербальным особенностям речи

 2.1 Методы диагностики невербального общения

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличиваются в последние десятилетия.

Методики для изучения эмоциональной экспрессии.

Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной. Исследователи выразительного поведения используют три приёма: прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон. Каждый из этих приёмов имеет и достоинства и недостатки. Ни метод прямого наблюдения, ни статичное фотографирование не являются столь же исчерпывающими, как запись на видеомагнитофон

Использование опросников.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека.

В лаборатории А.Е. Ольшанниковой были разработаны четыре методики изучения эмоциональности: три – для выявления средств выражений эмоций (экспрессивности).

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии.

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Боингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом. Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым.

В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название (FAST –Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трёх уровней лица: для бровей – лба, глаз – век и нижней части лица. Представлены также варианты с учётом разной ориентации головы и направления взгляда.

CARAT – методика, разработанная Р. Бак строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек.

Тест PONS («профиль невербальной чувствительности») включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т.д.) Испытуемый должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека.

Используя возможности данного теста, Д. Арчер создал тест SIT (ситуативно-интерактивные задачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестве демонстрационного материала применяются видеозаписи бытовых сцен и найдены чёткие критерии адекватности их понимания.

Для определения способности распознания эмоций по лицевой экспрессии разработан тест FMST – Г. Дейл.

В.А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета. От участника исследования требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний.

Трудности изучения эмоций обусловлены тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. В последнее время наметился путь изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Компьютерная игра дает возможность одновременно фиксировать многие параметры проявлений эмоций: моторность, электрофизиологические, речевые.

В нашем исследовании была использована методика изучения эмоциональной экспрессии: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ). Эта методика разработана Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и представляет собой вопросник из 48 предложений. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путём комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушение речи и поведения под влиянием эмоций.

Для диагностики психических свойств человека по невербальным особенностям речи в нашем исследовании были использованы методики: «карта контроля состояния речи». Эта методика позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных показателей. Она построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение. В исследовании был использован тест «Какой у вас тип темперамента» (адаптация более сложно сконструированного теста – опросника А.И.Щебетенко).

Результаты и их обсуждение

Изучение каналов экспрессии

Гром

кость голоса

темп речи

образность речи

сбой речи

интонация

двигательная активность

лишние движения

мимика

недифферецированность по каналам экспрессии

испытуемый 1

12

9

12

3

9

10

6

3

13

испытуемый №2

10

5

7

6

15

6

5

14

18

испытуемый №3

9

0

6

6

6

0

6

6

6

испытуемый №4

8

9

8

5

6

8

3

6

14

испытуемый №5

5

6

9

6

9

12

5

9

12

испытуемый №6

5

3

7

9

6

6

5

12

10

испытуемый №7

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №8

8

5

12

5

10

6

9

6

10

испытуемый №9

3

7

5

0

5

6

8

9

14

испытуемый №10

5

6

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №11

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №12

5

6

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №13

8

5

10

6

9

6

6

8

18

испытуемый №14

5

6

3

6

6

6

0

6

6

испытуемый №15

9

3

3

6

5

14

6

10

18

испытуемый №16

12

9

12

3

9

6

10

6

13

испытуемый №17

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №18

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №19

10

10

6

6

9

9

6

3

14

испытуемый №20

5

6

3

6

0

10

6

10

14

испытуемый №21

8

9

8

5

6

6

0

6

6

испытуемый №22

5

3

7

9

6

3

10

12

10

испытуемый №23

6

5

7

9

6

3

12

14

18

испытуемый №24

9

6

3

6

14

6

5

3

12

испытуемый №25

9

12

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №26

5

5

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №27

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №28

8

9

8

5

6

9

6

10

10

испытуемый №29

5

3

3

6

0

3

6

6

6

испытуемый №30

12

9

3

6

15

10

6

10

18

NN испытуемого

наиболее выраженные экспрессивные каналы

уровень речевой тревожности

испытуемый 1

громкость речи, образность речи, двигательная активность

средний

испытуемый №2

интонация, мимика

средний

испытуемый №3

недифференцирован

высокий

испытуемый №4

темп речи

средний

испытуемый №5

лишние движения, интонация, образность речи

средний

испытуемый №6

мимика, сбой речи

высокий

испытуемый №7

интонация, громкость речи

средний

испытуемый №8

образность речи, интонация

средний

испытуемый №9

мимика

высокий

испытуемый №10

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №11

темп речи, громкость речи

средний

испытуемый №12

интонация, образность речи

высокий

испытуемый №13

образность речи, интонация

средний

испытуемый №14

недифференцирован

средний

испытуемый №15

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №16

громкость речи, образность речи, лишние движения

средний

испытуемый №17

громкость речи

высокий

испытуемый №18

интонация, лишние движения

средний

испытуемый №19

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №20

мимика, лишние движения

средний

испытуемый №21

темп речи

средний

испытуемый №22

лишние движения, сбой речи

высокий

испытуемый №23

лишние движения, мимика

высокий

испытуемый №24

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №25

темп речи, интонация

средний

испытуемый №26

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №27

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №28

темп речи, двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №29

сбой речи, мимика, лишние движения

высокий

испытуемый №30

мимика, двигательная активность

высокий

Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний. Сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достичь маниакальных размеров. По очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, а также об оживленном, эмоциональном многогранном и активном восприятии происходящего. Наблюдается также беспрерывная жестикуляция и речь, неустойчивая эйфория и поверхностная деловитость, а также беспорядочность мыслей.

Изображающих руку собеседника, сидящего за столом, можно привести в пример некоторые из возможных интерпретаций.

1. Настойчивость в достижении своих целей граничит с непреклонной жесткостью. Если прижатые пальцы расслаблены, то негативные качества могут проявляться периодически — после некоторых периодов уступчивости и внимательности к окружающим.

2. Человек способен на смелый шаг, но он в основном не уверен в себе и с готовностью примет помощь или совет от других. Заметны застенчивость и робость.

3. Очень общительный человек. Индивидуальные черты характера могут проявиться в полной мере только «на людях», когда человек уверен, что его поддерживают. Воля ослаблена, но не отсутствует вовсе.

4. Что называется, «глубокий человек». Впечатлительный, чуткий, внимательный к другим. Довольно легко подчиняется чужим желаниям, чужой воле — ради спокойствия. Не любит конфликтов. Конформный тип. О таком говорят, что он «не умеет добиваться своего». Домашним своим этот человек не может не нравиться, хотя подчас он заслуживает упреков в мягкотелости.

5. Сдержанность, умение владеть собой, скрытность характера. Взаимопонимание с таким человеком достигается с трудом. Считается, что если большой палец не прячется в кулаке, то человек честен, принципиален, не умеет «юлить». И такому человеку можно смело поверять свои тайны — он не болтлив и порядочен.

6. А здесь большой палец спрятан — человек скрытен, боится, что будут обнаружены его слабости и недостатки всякого рода. Повседневные заботы заслоняют от такого человека крупные цели, он не интересуется чужой жизнью и чужими судьбами. Поэтому у него мало друзей, окружающие относятся к нему с подозрением.

Позы 1. Движение рук означает: «Я готов вас выслушать со вниманием и побеседовать всласть».

2. Так сложены руки у человека, который вполне компетентен при обсуждении данной темы беседы.

3. Человек привык ценить точность суждений, любит «дойти до сути» и не терпит поверхностных и неряшливых формулировок, которых и сам старается не допускать.

4. Момент агрессии. Человек любит ловить собеседника на слове, обличать его в неправоте или лжи.

5. Проявление неуверенности, застенчивости. Поправляется в таких случаях не только галстук, но и прическа; часто изменяется положение ног, рук, наклоны головы.

6. Это не выражение уверенности, а демонстрация ее. На самом деле уверенности нет, как нет и твердости в отстаивании своего мнения. При настоящей уверенности человек не съеживается, не прячет рук (здесь одна рука спрятана).

Заключение

Таким образом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она характеризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество жестов) и содержанием (индивидуальный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека.

При сильных эмоциональных переживаниях количество жестов увеличивается, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости. Жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов (они увеличиваются). При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации.

Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого-то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева // Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2013.

2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов // - М.: Наука, 1980.

3. Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. - http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/DARWIN/EMOTIONS/EMOTIONS.HTM, дата обращения – 5.02.16.

4. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу. - Минск; М., 2015.

5. Е.И. Ильин. Эмоции и чувства. – СПб Питер, 2011.

6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю. Русский язык и культура речи. Учебник. ООО «Издательство Проспект», 2014.

7. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская // – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986.

8.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская // - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

9. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2013.

10. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. – СПб.: «прайм ЕВРОЗНАК», 2014.

11. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2017.

12. Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина//Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014.

13. Пол Э.«Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб; 2010.

4. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст // - М.: АО «Интерэксперт», 1996.

15. П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер, 2015.