Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Наглядность как принцип обучения (Авторский подход о принципе наглядности)

Содержание:

Введение

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Прежде всего, учитель должен обеспечить формирование потенциала личного развития ученика, что обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В рамках этих изменений большое значение придается совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методологической системы обучения. Основную роль среди этих компонентов методологии играют цели обучения. Изменение учебных целей не только повлияло на содержание обучения, но также привело к значительным изменениям в других компонентах методологии и, что наиболее важно, в методах обучения. Это проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методы и создана новая система учебных материалов.

До недавнего времени не было четкого различия между понятиями права, закона, принципа и правила в дидактике. Однако в ходе обсуждений было доказано, что содержание принципов было реорганизовано, тем самым сохраняя свое значение в новых условиях и раскрывая новые принципы, отражающие новые требования к обучению общества.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.

Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.

Принцип наглядности в обучение важен потому что: помогает человеку воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи; формирует визуальную и слуховую культуру человека; дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Принцип наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и непроизвольно. Необходима активная умственная работа по его созданию человеком. Все это обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования: деятельность учителя по использованию средств наглядности на уроках в начальной школе.

Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.

Задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  • рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных средств на уроках в начальной школе;
  • проверить эффективность использования наглядных пособий.

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах

1.1 Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе

Понятие «наглядность» не имеет одной, четко очерченной трактовки. В контексте разных тематических материалов (психология, философия, педагогика) оно имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы.

Наглядность - это:

1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта;

2) один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека [1].

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования [8].

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности [1, 7, 13]:

1. Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.

2. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

4. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

5. Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7. Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Средства ясности могут быть источником знаний для организации независимых творческих работ и исследований. В этом случае учитель определяет задачу, руководит деятельностью учащихся.

Средства визуализации могут использоваться в качестве визуальной поддержки во время собеседований со студентами: используя, например, содержимое кинофильмов, учащиеся рассказывают выдержку из литературного произведения.

Количество учебных пособий, используемых в уроке, определяется конкретными целями урока в области образования, образования и развития. Вполне возможно, что учитель считает достаточным использовать только один учебник на уроке, не прибегая к другим средствам обучения. В то же время в ряде случаев необходимо комплексное применение различных типов визуализации.

В начальных классах формируются не только идеи учащихся об исследуемых объектах, но и понятия. Выполнение каждой из этих задач способствует использованию различных типов видимости. Это требование для комплексного подхода к использованию инструментов обучения связано со спецификой их функций.

При формировании идей основное место отводится образной видимости. Самые простые, наиболее распространенные и самые традиционные изображения - это печатные изображения и иллюстративные таблицы, как демонстрации, так и документация.

Живопись как инструмент обучения, известный с XIX века. В учебном процессе (в классе и внеклассной работе) он используется в виде крупномасштабных демонстрационных росписей; как иллюстративный материал для индивидуального и группового использования в интригующих фотоальбомах; в лентах иллюстраций (открытки, вырезки) для эпидемиоскопов; в виде рисунков в учебниках. Изображения могут быть специально созданы для отдельных предметов программы, художественные репродукции известных мастеров могут также служить полезным учебным инструментом.

У картин есть характеристика, которая объясняет их систематическое использование в школе: художник изображает основные признаки объектов и явлений в более концентрированной форме, чем в жизни. Размещение принципала на переднем плане четко отделяет принципала от вторичного. Графические средства способствуют блестящему, образному и полному восприятию картины, стимулируют дискурс ученика.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т.п.).

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. К ним относятся, например, таблицы по обучению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений.

Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: "Правильно черти и измеряй", "Правильно сиди при письме", "Правила дорожного движения" и т.д. Они предназначены для длительного пользования.

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Так, например, в учебниках русского языка много рисунков. Они позволяют организовать разнообразную работу. В одних случаях рисунки являются простой иллюстрацией к тексту: например, рисунки к урокам по теме "Обозначение мягкости согласных гласными буквами" (телята, ягнята, котята, щенята), рисунок к упражнению "Зима" и т.п. В других случаях рисунки подсказывают детям, какие слова нужно написать. К примеру, задание "Допишите предложение (Девочки рвут. На озере шумят...)" ученики могут выполнить по-разному, то есть дописать любое из слов (в данном случае - цветы, ветки, траву и ребята, тростники, утки). Рисунки же (здесь - ландыши, камыши) направят мысль ребенка в нужное русло - предложение будет дополнено словами с определенной орфограммой (ши).

Наконец, согласно рисункам учебника, студенты пишут ответы на вопросы, предложения и новости.

В дополнение к иллюстрациям учебники на русском языке содержат диаграммы для окончания существительных и прилагательных, изменения глаголов и т. д. По их мнению, организуется наблюдение того или иного лингвистического явления: они могут служить обобщением, сравнением и ссылкой при выполнении самостоятельной работы и во время личного экзамена.

Функции рисунков в учебниках по математике и естественным историям аналогичны. В значительной степени это иллюстрации текста (задачи, статьи), но часть их, особенно в естественной истории, - это учебный материал, сопровождаемый практическими задачами (создание задачи из рисование, выполнение задания определения горизонта и т. д.). Чтение рисунков учебников часто играет иллюстративную роль.

Природные объекты. Это живые растения, объекты неживой природы (образцы минералов). Природные объекты дают четкое представление о размере, форме и объеме предмета, о котором идет речь. Природные объекты доступны для восприятия не только зрением, но и другими средствами: прикосновение, запах. Мониторинг живых существ в их среде обитания помогает установить характеристики их жизни. Использование естественных визуальных средств дает правильные и полные идеи и концепции об изученных растениях и животных. Природные объекты используются как демонстрация и документ.

Однако следует сказать, что школа по тем или иным причинам не всегда может жить живыми растениями и животными. Поэтому в образовательных целях создаются специальные природные визуальные средства в форме гербариев, коллекций, натурального материала, моделей, моделей, препаратов и т. д.

Коллекции. Это коллекции однородных объектов, объединенных общим атрибутом. Первичные классы используют коллекции минералов, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции, как правило, используются в естественной истории и трудовых уроках для изучения соответствующих тем в качестве источника знаний и для организации независимых исследований.

Модели, модели, модели представляют собой трехмерные изображения объекта (его части или группы объектов) в уменьшенной или увеличенной форме. На начальном уровне используется глобус, компас и некоторые технические модели - циферблат часов, термометр и т. д. Модели используются в качестве демонстрационных инструментов для объяснения учебных материалов и тестирования знаний учащихся. Работать с уроками, например, - как образцы при выполнении задач, в качестве основы для технических изменений (модель автомобиля с заменой кузова).

Манекены из фруктов и овощей, а также пейзажи, созданные ими во время рабочих курсов, используются как средство демонстрации для курсов естественной истории и изобразительного искусства. [18].

Инструменты обучения, описанные выше, обычно назывались демонстрационными инструментами, поскольку их основная функция заключалась в том, чтобы проиллюстрировать объяснение учителя (рассказ). Тем не менее, требование жизни - подготовка школьников к самозанятости - привело к значительному увеличению доли студенческой самостоятельной деятельности и, как следствие, изменило и расширило функции всех учебных материалов, в том числе демонстрационные инструменты. В современной школе картины, картины и коллекции часто используются в качестве самостоятельного личного материала наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика [6].

Документы для индивидуального использования широко используются в учебном процессе. Это включает в себя палочки исчисления, модели природных объектов (монеты, геометрические фигуры), используемые в классах математики, разделенный алфавит и слоги для классов грамотности, листья гербария диких растений и образцы минералов (для естественной истории), образцы готовой продукции и учебные пособия. карты для занятий, индивидуальные модели из натурального материала (листья, ветки, цветы, грибы и т. д.) для художественных уроков [5].

Преимущества индивидуального использования включают дифференцированные задачи в русском языке и математике, предварительно называемые учебными материалами (карточные игры, содержащие задачи различной сложности, сшитые или разрезанные). Учебные материалы по русскому языку и математике применяются на всех этапах обучения: подготовка к объяснению нового, овладение новым, установление и углубление знаний и навыков, контроль овладение учебными материалами. Структура учебных материалов, которая является достаточно бесплатной, позволяет создавать варианты, соответствующие образовательным целям данного урока. Используя учебные материалы, учителю легче организовывать дифференцированные классы, классы с низким успеваемостью.

Важным местом среди образовательных наглядных пособий является экран, звук, звуковой экран (аудиовизуальный). Используя экранные средства и звуковые средства, не следует забывать, что это не универсальные средства, а только определенные специфические способности. Следует подчеркнуть, что каждый тип технических средств имеет свои особенности.

Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20 мин (две части). В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм можно проецировать в начале, середине и конце урока в зависимости от цели включения его в урок для дидактических целей. При подготовке урока с использованием учебного фильма учитель обязательно просмотрит его и ознакомьтесь с установочным листом, который позволит вам подумать о цели и месте этого учебного пособия в вашем классе. урок, вопросы и задачи фильма для студентов. Перед любым просмотром необходимо сформулировать цель демонстрации для студентов, задать вопросы, определить задачи, которые направляют восприятие фильма. Их количество в первичных классах должно быть уменьшено, чтобы ученики могли хранить их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной студенческой работой.

Фильм представляет собой статическое изображение на пленке, объединенное одним сценарием и, таким образом, представляющее определенную последовательность представления предмета. Для элементарных классов серия иллюстрированных диафильмов имеет особое значение. Он может состоять из документов (фотографий, документов) и составляться.

На документальном материале в основном построены полоски фильма характера эссе, а на материале сюжета рисования. По конструкции фильмы могут быть глобальными и фрагментарными. В общем, серия визуальных фильмов сопровождается титрами - субтитры, но многие учителя не читают, по уважительной причине, подкадровые записи в классе, но заменяют их беседа со студентами. Часть фильмов для русских уроков отличается тем, что в рамки включены субтитры, которые помогают учащимся выполнять конкретные действия (полные, отвечать на вопросы, создавать предложение) и планы самотестирование, в котором приведены правильные результаты.

Прозрачные пленки - это позитивное фотографическое изображение пленки, помещенного в специальный картон или пластиковый каркас. Они выпускаются в серии из 30 штук. Прозрачность отличается от фильма в организации материала. Если изображения в полосе фильма связаны сценарием или другим атрибутом, предложенная автором макетная система не может использоваться в серии слайд-шоу. Преподаватель представляет рамки последовательности, наиболее подходящей для метода представления выбранного им материала [19].

Набор слайдов, созданных для всех предметов начальной школы, и многие из них предназначены для внеклассной работы. Традиционно учителя начальной школы использовали для иллюстрации своей истории (введение или литературные тексты) серию слайдов для чтения, реже на русском языке. В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к урокам математики, в частности по геометрическому материалу; к урокам трудового обучения; природоведения, например серии диапозитивов "Времена года", "Животные в разные времена года", "Растения в разные времена года", "Вода в природе", "Лес". Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное представление о событии или явлении. Но обучающие функции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений [20].

Есть несколько общих методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:

1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.

2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.

3. Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.

4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера [6].

1.2 Авторский подход о принципе наглядности

математика наглядность педагогический образовательный

Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. Он называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, на и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Коменский подчеркнул систематическое обучение. Он подчеркнул необходимость заставить учащихся понять взаимосвязь между явлениями и организовать учебные материалы, чтобы он не казался учеником хаоса, а скорее кратко обобщил в виде нескольких ключевых моментов. В ходе обучения он сказал, что необходимо привести факты к выводам, примеры к правилам, которые систематизируют, обобщать эти факты и примеры; перейти от конкретного к абстрактному, от простого к трудному, от общего к частному; сначала дайте общее представление об объекте или явлении, затем продолжим изучение его отдельных сторон.

По словам Коменского, последовательность обучения имеет большое значение. Все, что предлагается студентам для обучения, должно быть расположено - так, чтобы изучение новых материалов было подготовлено с помощью предыдущих уроков. Учитывая возрастные характеристики детей, Коменский сначала рекомендует развить чувства (чувства) учеников, затем память, последующее отражение и, наконец, слово и руку, потому что студент должен уметь правильно выразить то, что он узнал, и применить его на практике.

Коменский дал ценные указания, подчеркнув дидактическую выполнимость для студентов. Дети должны узнать только то, что доступно для их возраста. Возможность, доступность в обучении получают ясность преподавания, сообщение основного предмета без бесполезных подробностей.

Когда он подчеркивал дидактическое обязательство студентов овладеть педагогическими материалами, Коменский сказал, что необходимо заложить «прочный фундамент», а не спешить с обучением, чтобы студенты полностью понимают, чему они учат: все, что связано, должно преподаваться «в связи». Каждый предмет должен быть обобщен в кратких и точных правилах.

Упражнение и повторение материалов, изучаемых учащимися, имеют большое значение для устойчивого обучения. Сообщив ученикам о новых учебных материалах, учитель просит ученика, которого он призвал объяснить, повторяет то, что он сказал; требует другого ученика сделать то же самое. Благодаря такому упражнению и репетициям учитель ясно видит то, что не было ясно для студентов во время их выступления. Неоднократно повторялось. В этом повторении важную роль играет развитие способности выражать то, что вы узнали, а само обучение становится более отчетливым и сильным. Для этого Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, узнав что-то, попытались научить этому других.

«Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», - говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить - упражняясь в речи, петь - упражняясь в пении, умозаключениям - упражняясь в умозаключениях, и т. д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. При обучении надо сочетать синтез с анализом,

Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении» - писал он.

Вследствие чего можно сделать вывод, что наглядность в обучении очень важна [9].

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Практическое исследование применения информационных технологий при обучении русскому языку

При обучении с применением информационных технологий (или компьютерной форме обучения), а также использование ТСО сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и общие, отражаемые в дидактических принципах.

Одним из важнейших условий повышения качества учебного и воспитательного процесса, успешного усвоения знаний детьми. Формирования у них умений и навыков является применение информационно-технического средства обучения, которое способствует, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Вместе с тем ИТСО в комплексе воздействуют на органы чувств, успешнее развивают мышление, активизируют творческие способности, разнообразят урок, делают его живым и интересным.

Широкое применение в обучении получили такие технические средства как: кодоскоп, эпидиаскоп, лингофонное оборудование, ауадиативные средства обучения, телевидение, компьютеры.

Одним из самых применяемых технических средств в обучении на уроках русского языка является кодоскоп. Применение его очень удобно. Заранее записываем текст, а затем на уроке через кодоскоп текст воспроизводим на вертикальной поверхности (на стене или экране). Учащиеся записывают текст в тетрадь самостоятельно или под диктовку. Не приходится затрачивать время на уроке на написание текста.

Так же на уроке даем самостоятельную работу некоторым учащимся, которую они выполняют на пленке. Затем через кодоскоп работы проверяем, при этом в работу включается весь класс.

Кодоскоп применяем на разных этапах урока: и при изучении нового материала и при закреплении. Можно проводить зрительный диктант, восстановить деформированный текст и т.д. Здесь не приходится писать на плакате, если пользуемся кодоскопом. Таким образом, кодоскоп позволяет сэкономить время на уроке, разнообразить работу.

Наиболее распространенное техническое средство – эпидиаскоп. Если в работе с кодоскопом применяется только прозрачная пленка, то в работе с эпидиаскопом используем цветные картинки, открытки, карточки любых размеров. Вставив картинку в эпидиаскоп, ее изображение во много раз увеличивается. Принцип работы эпидиаскопа такой же как и кодоскопа.

Ценность эпидиаскопа в том, что он передает на экране цветное изображение. Он удобен тем, что на урок не приходится носить большие картины, репродукции и т.д.

АСО – (аудиативные средства обучения)- звукопроизводящие средства обучения: звукозапись на магнитной ленте в форме аудиокассет, грампластинки, компакт-диски. К АСО с полным правом относятся и радиопередачи. Любую из них на уроке используем в форме звукозаписи.

Практика дает возможность значительно расширить методические подходы к использованию звукозаписи как средства обучения с одной стороны, и как средства формирования информационной культуры младших школьников – с другой.

Использование звукозаписи в школе-интернате № 2 проводилось на традиционно обозначенных учебных предметах (русского языка, литературного чтения, где использование звукозаписи связано с изучением слова и работой над ним. Организация и проведение этой работы требует учета целого ряда условий и общедидактического, и психологического, и методического характера.

И сильные, и слабые учащиеся надолго запоминают материал, мобилизующий прежде всего их эмоциональную память и вызывающий интерес, что составляет важный компонент психической деятельности сознания.

Школьников, надо постепенно готовить и приучать к работе со звукозаписью любого содержания. Необходимо помнить, что среди всех условий влияющих на восприятие детьми звуковой информации, важное значение имеет качество звучания. Звукозапись должна быть чистой, четкой, громкой. Магнитофон должен быть настроен идеально. Скорость передачи информации и время ее предъявления строго регламентированы. Не следует увлекаться чересчур объемным материалом для прослушивания его детьми в условиях урока.

Исследования, проведенные под руководством профессора Л.П.Прессмана, выявили следующие временные показатели, дающие наибольший педагогический эффект при работе со звукозаписью

Звукозапись, предъявляемая для прослушивания на уроке и по форме являющаяся озвученным традиционным текстом, не должна превышать 6 минут.

Если запись помимо текста содержит музыкальное сопровождение, время ее предъявления должна достигать 10 минут.

К любому аудиоматериалу, подготавливаем вопросы, нацеленные на восприятие звукозаписи и на выяснение того, как понятна и усвоена детьми информация. Цель введения звукозаписи в урок обозначаем очень четко.

Прослушивание звукозаписи на уроке – это активный методический прием. При включении звукозаписи, не следует опасаться внешней пассивности детей. В этот момент происходит активная работа их чувств и разума. Важностью объединения всех разнообразных приемов включения звукозаписи в урок, - это создание совершенно новой, необычной атмосферы на уроке, которая в свою очередь активизирует познавательные способности детей. Еще одним из преимуществ аудиозаписи являлось то, что она позволяет избежать монотона, появляется дополнительная возможность для свободного наблюдения, за классом и индивидуальной работы с учениками.

Возможности звукозаписи сводим к следующим формам работы. Самым распространенным был прием использования звукозаписи в качестве образца выразительного чтения. Следующий, более усложненный прием связан с аналитической работой детей, которые продолжали чтение и старались сохранить тональность и выразительность прочтения текста. Вариаций предлагаем несколько.

В проблеме использования звукозаписи нас прежде всего интересуют новые методические приемы ее использования в учебном процессе глубокими методическим подходами предъявляемой информации. И это тем более важно, что работа – исследование проводилась в начальных классах. Экспериментально обозначенные и проверенные на практике информационно-образовательные возможности звукозаписи делим на группы по характеру и содержанию заданий, определяемых целью работы.

1. Умение слушать и вычленять из предъявляемой на уроке звукозаписи требуемую языковую информацию. Работаем со звукозаписями из «Занимательной азбуки» В.Волиной, где каждой букве соответствует свой текст (рассказ, сказка, стих), в словах которого изучаемые звуки (буквы) встречаются п-е количество раз. Слушая эту звукозапись, дети мысленно запоминают, а потом и называют слова, в которых они услышали изучаемый звук.

2. Умение соотносить языковую информацию со знаково-символической системой, используемой на уроках русского языка. Разработаны системы графических диктантов (III класс). В звуковые буквенные диктанты, например, вошли темы «Непроверяемая гласная в корне слова, «Парная согласная на конце и в середине слова», «Разделительные ъ и ь знаки».

Звуковые графические диктанты состояли из двух диктантов по теме «Состав слова» и «Перенос слова с удвоенными согласными». Особенность этой формы работы со звукозаписью состоит в том, что дети в тетрадях записывают только требуемый ответ: будь это нужная буква или графическое изображение части слова.

Например:

3 класс.

1) Звуковые буквенные диктанты.

Тема: парная согласная на конце и в середине слова.

Грядка варежка жираф

Сказка загадка книжка

Лавка мороз узкий

Шкафчик сторож просьба

Записи детей:

д ж ф

з д ж

в з з

ф ж с

2) Звуковые графические диктанты.

Тема: Состав слова (№ 2)

Разделительный ь пишется перед…, неизменяемая часть слова; после корня находится…, изменяемая часть слова; в слове часики нет….

Записи детей:

3) Звуковой графический диктант «Плюс-минус»

Тема: Перенос слова с удвоенными согласными.

Знаком «+» обозначить слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.

Ванна, грамм, грипп, касса, сумма, ссора, масса

+ - - + + - +

3. Запоминание правил грамматики с помощью звукозаписи.

Данный подход реализуем двояко. Во-первых, используем на уроках фрагменты из радиопередач, предварительно детально проанализировав их. Во-вторых, создаем свою звукозапись. Например, для закрепления темы «Местоимение» дополнение к таблице:

1-е л. – Я – мы

2-е л. – ты – вы

3-е л. – о- она – они – оно

предлагаем правило в стихотворной форме:

Есть лица у местоимений:

Я – мы – вот первое лицо

Ты – вы - второе, нет сомненья,

Оно – она, они – он – конечно, третье

Убежден.

4. Художественная звукозапись – источник информационных умений при написании сочинений и изложений. Производим отбор записи художественных текстов, соответствующих тематике творческих работ учащихся. Эти тексты выбираем разных видов: описательные, ролевые, тексты-рассуждения, прозаические, стихотворные. Обязательным предварительным условием для проведения такой работы необходимо научить детей слушать художественную звукозапись в исполнении мастеров художественного слова как образца речи.

5. Словесное иллюстрирование музыкальных записей. Одним из вариантов этого направления было составление характеристики человека, его портрета и поведения с помощью звукозаписи.

6. Обучение озвучиванию экранных произведений. Работа по этому направлению напрямую связана с развитием выразительности речи у детей. Используем этот прием на заключительном этапе работы с произведением.

7. Звукозапись редко используем изолированно, чаще всего ее используем в комплексе с другими средствами. Например, к звуковой азбуке Волиной каждую букву алфавита.

Самое эффективное и наиболее эмоционально действующее средство наглядности – кино. Учебное кино и видеофильмы служили систематизации и обобщению знаний, освещали отдельные вопросы темы, содержали фактический материал для формирования представлений. Учебный киновидеофильм не следует рассматривать как способ наглядной иллюстрации, он несет учебную информацию.

Жизнь требует новых форм обучения и воспитания детей, удовлетворения познавательных запросов ребенка. Телевидение в решении этой проблемы обладает фактически беспредельными возможностями. Существует мнение, что хорошие телекурсы – циклы учебных передач – могли бы полностью взять на себя обучение детей, и в этом случае все без исключения дети учились бы с увлечением и, самое главное, без лишних усилий.

Но в современном обществе телевидение лишь помогает детям учиться. Таким образом, практически каждая телепередача, а учебная – особенно «доводится» нами до нужного уровня, исходя из реальных условий и подготовленности детей конкретного класса.

Наша роль состояла в помощи детям разобраться в материале, откорректировать ответы, связать материал телепередачи с тем, который предстоит изучать.

Использование телепередач на уроках русского языка обогащает словарный запас учащихся, расширяет кругозор и повышает познавательный уровень. Телепередачи имеют большое воспитательное значение. Проводя беседу по телепередаче дети учились высказывать свои мысли, развивали речь.

Современный мир пронизан потоками информации. Отвечая требованиям времени, работая на будущее своих учеников, проводим инновационную реорганизацию учебно-воспитательного процесса. «Завтра» наших детей – это информационное общество».

Вступая в компьютеризованный мир, ребенок должен знать теоретические основы информатики, уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Идёт подготовка детей к жизни в современной обществе, следовательно, проблема компьютеризации ведущая в учебно-воспитательном процессе. Начинаем обучение с 1 класса, так как известно, что самые прочные знания и навыки человек получает в начальной школе.

В такой ситуации необходимо внедрить в практику начальной школы новейшие информационные технологии, в частности, компьютерные, повышающие общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся, поддерживающие нас в состоянии творческого поиска. При обучении информатике в школе решаем следующие задачи:

  1. Изучение компьютера (устройство, принципы работы);
  2. Освоение теоретических основ информатики;
  3. Овладение компьютером как рабочим инструментом;
  4. Индивидуализация и дифференциация обучения;
  5. Развитие логического и творческого мышления;

Для использования в учебном процессе информатизации выделяем следующие программы:

  1. учебно-тренировочные для развития и закрепления основных знаний и навыков;
  2. для введения нового учебного материала;
  3. контролирующие;
  4. для обучения языком программирования;
  5. учебно-игровые;

Программы 1-3 рассматривают компьютер как объект изучения и как вспомогательный инструмент для изучения других предметов. Учебно-игровые программы способствуют развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение.

Учащиеся в своей практической деятельности использовали готовые программы, например:

  • «буква потерялась»;
  • графический редактор «CPEN»;
  • программный комплекс «Радуга»; и др.

Используемые программы выбираем рациональные, эффективные и совместимые с основным учебным планом. Компьютер тогда затронет все сферы личностного развития ребенка, когда в него заложется программа, соответствующая нашим методам и приемам.

В программах определяем цель, задачи курса, устанавливаем взаимосвязь образовательных и развивающих целей. Программы содержат методические рекомендации по применению компьютера в рамках основного учебного процесса, определяют основные виды занятий, игровой материал, прилагаются подробно разработанные конспекты уроков.

Для обучения детей русскому языку провели среди уроков, на которых использовали компьютер. Уроки разработали по основным темам программы, например:

    1. Безударные гласные.
    2. Состав слова.
    3. Имя существительное. И т.д.

Задания для работы создали с учетом поуровневой дифференциации обучения. При выполнении заданий

1-го уровня трудности дети закрепляют базовые знания,

2-уровень предполагает задания повышенной сложности, развития речи, логическое мышление,

3-уровень – творческий. Поуровневое обучение создало благоприятные условия для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Пример 1, фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное» (уровневая контрольная работа) в компьютерном классе).

Уровневая контрольная работа, два варианта 3 уровней сложности.

Вариант I.

1-ый уровень – укажи падежи и склонение выделенных существительных:

Родина начинается у твоего дома. А твой дом или на юге, или на севере нашей страны. С чего начинается любовь к Родине? Это чувственно начинается с любви к матери. От матери ты узнал язык своей Родины. Главное - нужно беречь Родину.

2-ой уровень – вставь пропущенные окончания, обозначь падеж, склонение:

В нефт…, о львен…, у бечевк…, в нянечк…, на ветк…, в обложк…, на урок…, без подушк.., в тоннел…, на тигр…, у суш…, без плет….

3-й уровень – составь и напиши три предложения с данными словосочетаниями, укажи падеж, склонение:

Тетрадь Сереж…, к окраин… деревн…, на ветк… ся…

По мере выполнения работы учащимися подходим к каждому работающему на компьютере, проверяем, выставляем оценки.

Пример 2, фрагмент урока информационной поддержки русского языка в 3 классе по теме «Разделительный ь и ъ».

Работа за компьютером.

1 уровень – вставьте пропущенные буквы, отгадайте загадки, в скобках напишите отгадки:

Летом вырастают, а осен…ю опадают. (листья)

Один л…ет, другой п…ет третий растет (дождь, земля, трава)

Летит – кричит, сядет - молчит, кто его уб…ет, свою кровь прол…ет (комар).

Весь век крыльями машет, а улететь не может (мельница)

2 уровень – измените слова:

нора лисы – лисья нора

зубы волка - ружье охотника –

рога оленя - берлога медведя –

следы зайца - молоко коровы –

3 уровень впишите слова с разделительным ь.

Таблица 12

Перфокарта

1

ь

2

ь

3

ь

4

ь

5

ь

  1. Снежная буря (вьюга)
  2. Домики для пчел (ульи)
  3. Мать, отец, дети (семья)
  4. Животное (обезьяна)
  5. Ягоды, сваренные в сахаре ( варенье).

Компьютер используемся на разных этапах урока. Главное помнить о времени, отведенном для работы за компьютером, - это 15-20 минут. Способы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Эта работа всем классом, группами или индивидуальная работа.

Уроки информационной поддержки не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

2.2 Результаты опытно-педагогической работы

Анализ педагогической литературы привел нас к выводу, что формирование познавательных интересов и эффективность усвоения знаний будет протекать успешнее, если деятельность учителя и учащихся будет организована особым способом – на всех этапах обучения будут применяться различные средства наглядности.

Этому находим подтверждение и в ходе собственной педагогической практики, которую проходили в 2 «А» и 2 «Б» классах срекедней школы № 179 г. Москвы.

Экспериментальным классом выбрали 2 «А», контрольным – 2 «Б» класс, по 20 учащихся в каждом классе.

Работа состояла из следующих этапов:

1 этап – констатирующий. Определили цель работы: реализовать принцип наглядности в преподавании русского языка для эффективности и качества обучения. Провели классификацию необходимых наглядных средств, направленных на привлечение внимания учащихся на уроке.

На конец I четверти результаты измерителей обученности показали следующие итоги (В соответствии срисуноком 6)

2 «А» 2 «Б»

Рисунок 6. Результаты измерителей обученности.

Выяснить уровень интереса учащихся при использовании наглядности, нам помогало анкетирование.

Анкета была составлена из следующих вопросов:

  1. Помогают ли вам при изучении нового материала опорные схемы?

а. да

б. нет.

в. незнаю.

  1. Легче писать сочинение, если перед вами репродукция картины?

а. да.

б. нет

в. незнаю.

  1. Помогают вам выучить правило таблицы и опорные карточки?

а. да.

б. нет

в. незнаю.

  1. Нужны на уроке информационно-технические средства?

а. да.

б. нет

в. незнаю

  1. Нравится вам, когда на уроке присутствует наглядность?

а. да.

б. нет

в. незнаю.

Результаты анкетирования (всего количество 20 учащихся).

Таблица 13

Результаты анкетирования

Вопросы

Ответы

да

нет

Не знаю

1

2

3

4

5

5

13

14

5

10

-

3

2

-

-

15

7

4

15

10

На 2 формирующем этапе в экспериментальном классе обучение русскому языку проводили с использованием выбранных и подготовленных нами наглядных средств, направленных на повышение качества знаний.

В контрольном классе работа по обучению русскому языку проводилась по учебному материалу без применения предложенных нами наглядных средств.

На протяжении всего периода практической деятельности интенсивно применялась наглядность на различных этапах уроков – при изучении нового материала, при закреплении, повторении, самостоятельной работе, уроках обобщения. Для более успешного восприятия учебного материала, со второй четверти учащимся экспериментального класса были предложены выбранные наглядности. В конце четверти провели контрольную работу. Дети писали сочинение по картине «Зимние забавы», с использованием слов с пропущенной орфограммой и планом.

План.

I. Солнечный денек.

Ра…вет, со…нце, сл…пящее, ин…й, р…бята.

II. Зимние забавы.

К…ток, к…ньки, в…селые, св…лились, см…ются, б…резы, (с)горки, т…варищи, ск…тился, (на)к…тке.

III. Хорошо!

Веч…ром, ра…казывали, р…дители

Итоги сочинений за II четверть (В соответствии с рисунком 7)

2 «А» 2 «Б»

Рисунок 7. Итоги сочинений за II четверть.

Наблюдение за учащимися экспериментального класса позволили сделать вывод: применение средств наглядности значительно повышает уровень интереса детей к изучаемому материалу, сосредотачивает учащихся, способствует лучшему усвоению учебного материала, активизирует внимание, память, помогает сэкономить время на уроке.

В III четверти в экспериментальном классе провели ряд обучающих уроков с использованием наглядности и звукозаписи для сопоставления буквы и звука. И это тем более важно, что работа-исследование проводилась в начальных классах. Были проведены:

  1. Звуковой буквенный диктант по теме: «Парная согласная на конце и в середине слова».
  2. Звуковой графический диктант по теме: «Состав слова».
  3. Звуковой графический диктант «Плюс-минус» по теме: «Перенос слова с удвоенными согласными».

На контрольной работе были предложены аналогичные задания без наглядности (В соответствии срисунком 8)

2 «А» 2 «Б»

Рисунок 8. Итоги за III четверть.

На 3 этапе – контрольном провели обработку полученных результатов, по итогам каждой четверти. Сделав сравнение качества знаний экспериментального и контрольного классов получили (В соответствии с рисунком 9)

2 «А» 2«Б»

Рисунок 9. Качества знаний экспериментального и контрольного классов.

Следовательно, применение средств наглядности значительно повысило качество знаний в экспериментальном классе на 20 %, когда в контрольном классе качество возросло лишь на 5 %.

На следующем этапе нашего исследования, проводится контрольное анкетирование, для обнаружения подъема уровня познавательного интереса учащихся при применении наглядных средств.

Таблица 14

Результаты анкетирования

Вопросы

Ответы

да

нет

Не знаю

1

2

3

4

5

18

20

17

20

20

-

-

-

-

-

2

-

3

-

-

Проанализировав ответы детей на анкетные вопросы, приходим к выводу, что 97% детей заинтересованы в применении на уроках русского языка различных средств наглядности. Следовательно, благодаря их использованию растет интерес к предмету и, как следствие, повышается качество знаний, грамотность, орфографическая зоркость, зрительная память, эффективность обучения.

В ходе исследования, проводится опрос учителей с опытом работы. Учителям начальных классов средней школы была предложена анкета:

Какие из перечисленных ниже средств наглядности, влияющие на качество знаний по русскому языку, вы применяете на уроках:

  1. Алгоритмы.
  2. Ассоциативные рисунки.
  3. Обобщающие таблицы.
  4. Перфокарты.
  5. Схемы.
  6. ТСО.

Опрошено 10 учителей начальных классов школ, школы-сада, с наименьшим стажем работы – 5 лет и наибольшим стажем - 30 лет.

При обработке данных в процентном отношении общее количество учителей – 10 человек было взято за 100 %. Таким образом, при помощи расчетов, полученные результаты анкетирования внесли в таблицу:

Таблица 15

Результаты анкетирования

Средства наглядности

Применяю

часто

Иногда

1

2

3

4

5

6

Алгоритмы

Ассоциативные рисунки

Обобщающие таблицы

Перфокарты

Схемы

ТСО

90 %

70%

60%

80%

80%

40%

10%

30%

40%

20%

20%

60%

По итогам анкетирования следует, что учителя начальных классов считают необходимым применение наглядных средств в обучении русскому языку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная дидактика основана на необходимости всестороннего оснащения педагогического процесса и предусматривает создание средств, ориентированных на различные типы восприятия, различные способы представления материала, различные организационные формы работы с ним.

Обучение - двухсторонний бизнес-процесс. Эти виды деятельности (обучение и учащиеся) могут осуществляться по-разному, в зависимости от используемых средств, условий, при которых осуществляется деятельность, в конкретной среде, в которой она проводится.

Методы обучения являются как историческими, так и социальными категориями, поскольку они различаются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются образовательные учреждения, меняется содержание образования, после чего меняются формы деятельности студентов и слушателей.

Эффективность учебного процесса зависит в основном от организации деятельности студентов. Поэтому учитель стремится интенсифицировать эту деятельность по-разному и, следовательно, с концепцией «методов обучения», используется концепцию «методов обучения».

В современной педагогической науке растет интерес к оптимальному сочетанию различных форм организации и педагогических инструментов, что позволяет более эффективно решать образовательные задачи, учитывая как можно больше содержания изучаемые курсы, рациональное сочетание рационального и эмоционального воспитания. Визуализация является одним из важнейших компонентов динамики учебного процесса, эффективности познавательной деятельности школьников.

Принцип ясности, который является одним из основных принципов обучения в современной дидактике, понимается более широко как систематическое доверие не только к конкретным предметам и их образам, но и к их моделям. Это, в свою очередь, означает расширение их охвата.

Школьная практика подтверждает эффективность использования этой наглядности, которая четко выражает существенные аспекты изучаемого явления, не содержит ненужных деталей, мешающих детям изолировать, а затем группировать знаки, обобщение которых стремится к этой концепции.

Каждое средство визуализации отличается специфической функцией, которую она может выполнять в учебном процессе, что не дает большой эффективности

Важным элементом образовательного материала должны быть наборы различных средств видимости. Они позволяют быстро создавать, комбинировать различные визуальные ситуации во время урока. Для этой цели используются иллюстрированные наборы материалов, чертежей, чертежей и регистров.

Техническое обучение (TCO) относится только к одной части урока с другими визуальными элементами. В то же время возможны разные варианты.

Большие возможности для ясности имеют уроки русского языка в начальной школе.

Исследования, проведенные нами по этому вопросу, показали, что использование визуальных средств в элементарных русских классах способствует развитию навыков и способностей, развивает мышление, привлекает внимание, стимулирует способности студентов и создает интерес к предмету.

Кроме того, средства визуализации могут улучшить уровень научного и теоретического образования, укрепить педагогическую направленность учебного процесса, обеспечить более прочную и более сознательную усвоение материала.

Наблюдая за работой учащихся и расспрашивая их, можно прийти к выводу, что уроки, на которых используются средства визуализации, эффективно влияют на качество обучения детей.

Проанализировав результаты опроса с преподавателями, обнаруживаем, что многие средства визуализации широко используются в учебном процессе. Учителя считают необходимым использовать их в классах грамотности.

В нашем тезисе были описаны возможности определенных средств видимости, разоблачили общие методологические основы их использования и объяснили конкретные методологические варианты. Планируется продолжить работу над путями реализации принципа ясности.

Результаты экспериментальной и педагогической работы в целом подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что если методы и средства визуального обучения, необходимые для привлечения внимания студентов, были применены во время уроков русского языка, это значительно повысило бы эффективность. и качество образования.

Поэтому использование принципа наглядности в классах является неотъемлемой частью всего процесса обучения.

Список использованной литературы

1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 2018.

2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c

3. Бабанский Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса 2015. - 298 с.

4. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.

5.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.

6. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 2014. - 420 с.

7. Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. М.: Веконт, 2015.- 96 с.

8. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Совецкая педагогика. - 2016. - № 10

9. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 2016.

10. Занков Л.З. Дидактика и жизнь. - М., 2015

11. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М., 2015.

12. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2015. - 496 c.

13. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения./ Я.А. Коменский. В 2-х т. - М., 2015 т. 1., с. 384.

14. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.

15. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения: - в нн: Избранные психологические произведения. / А.Н. Леонтьев. - М., - 2015. - т. 1. - с. 360.

16. Лернер И.Н. Процесс обучения и его закономерности. - М., 2014.

Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / - М.: Флинта, 2014. - 288 c.

17. Мир детства: Младший школьник // Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 2013.

18. Оконь В. «Введение в общую дидактику». М. Высшая школа, 2014. - 26 с.

19. Педагогика / Под ред. Пидкасистого,- М., 2015 С. 172 - 184.

20. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 2016.

21. Раченко И.П. НОТ учителя. - М., 2014.

22. Скульский Р.П. Учится быть учителем. - М., 2013.

23. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Н.В. Владимирова, А.В. Поляков и др., Под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 2015, С. 120 - 128.

24.Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c

25. Тихомирова К.М. Методика работы над изложением по диафильму. // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 19

26. Харламов И.В. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2015,- М., 2015 с. 384.

27.Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.

28.Шаламова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Л.И. Шаламова;. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.

29.Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.

30. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 c.