Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Интеллектуальная собственность как объект права

Содержание:

Введение

Право интеллектуальной собственности вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание права интеллектуальной собственности представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в праве интеллектуальной собственности роль личных прав столь значительна. Этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите права интеллектуальной собственности.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. И эти проблемы в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты права интеллектуальной собственности приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.

Процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, а также возможное скорое вступлению во Всемирную торговую организацию показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности.

Современное построение грамотного регулирования данных отношений, будет определять и показывать в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем. Все это говорит о чрезвычайной актуальности выбранной темы исследования.

Объектом изучения данной дипломной работы являются правовые нормы, регулирующие право интеллектуальной собственности.

Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации права интеллектуальной собственности и их защиты.

Цель работы – исследование современной правовой базы и проведение сравнительного анализа законодательства в области права интеллектуальной собственности.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- Изучить историю становления права интеллектуальной собственности в России;

- Рассмотреть понятие и правовую природу права интеллектуальной собственности;

- Изучить развитие законодательства, регулирующего право интеллектуальной собственности;

- Рассмотреть основы защиты права интеллектуальной собственности в России и в зарубежных странах и т.д.

Теоретической основой курсовой работы послужили исследования отечественных правоведов советского и современного периода, которые проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, В.Л. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, анализ, синтез и сравнение.

Данная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Общая характеристика права интеллектуальной собственности России

1.1 История становления права интеллектуальной собственности в России

В условиях постиндустриального общества все большую значимость во всех сферах жизни общества приобретает интеллектуальная деятельность. Она в качестве результата умственной деятельности человека в областях науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования становится основным нематериальным коммерческим продуктом многих отраслей.

Тем не менее, как и любой другой продукт, результат интеллектуальной деятельности не может появиться сам по себе — у него обязательно есть свой автор, труд которого по сложности сравним с тяжелым физическим трудом. В свою очередь, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, он должен быть вознагражден.[1] Однако, как осуществлять вознаграждение, если в случаях интеллектуальной и творческой деятельности часто нет заказчика или работодателя, которые бы осуществляли выплаты за работу?

Именно здесь вступает в действие такое понятие как право интеллектуальной собственности и пользование чужой интеллектуальной собственностью — вознаграждение автору или правообладателю перечисляется по факту использования его трудов, будь то печать литературных произведший, музыкальные и кинематографические воспроизведения, репродукции картин и тому подобное.[2] Однако на этом этапе вновь возникают проблемы, связанные с определением автора результата интеллектуальной деятельности.

С самого зарождения прообраза права интеллектуальной собственности в России эта проблема не особо поднималась на законодательном уровне. Основанием правообладания на результат интеллектуальной деятельности было публичное заявление об этом. До открытия первой типографии при Иване IV Грозном этот вопрос вообще не возникал в жизни общества, поскольку все результаты интеллектуальной деятельности относились к церкви и имели малое распространение на территории страны. Литература того времени в основном представляла собой летописи и церковные записи. При появлении же первых печатных книг права обладания и свободной печати были закреплены за типографиями, имеющими государственное разрешение на печать, которых были единицы.[3]

В эпоху Петра I книгопечатание получило более широкое распространение: за период от печати «Апостола» Ивана Федорова и до правления Петра Великого было отпечатано книг меньше, чем за само правление Петра I. Огромную часть публикующейся литературы составляли учебные пособия, печать которых происходила на Печатном дворе. Частные типографии существовали в единичных экземплярах и работали только по личному разрешению государя.[4]

Однако после прихода к власти Екатерины II привилегии на создание типографий стали выдаваться частным лицам. Но их деятельность строго контролировалась: частным типографиям было разрешено печатать только иностранную литературу, чтобы не приносить убытка государству. Таким образом, получается, что больше половины тысячелетия существования Российского государства право интеллектуальной собственности на произведения не воспринимались как собственность автора, нуждающаяся в закреплении и вознаграждении.

Следующим этапом развития права интеллектуальной собственности в России стало издание Александром I манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах». Манифест содержал шесть разделов, которые регламентировали сущность и виды привилегий, сроки их действия, основания для прекращения, а также часть условий судебного урегулирования. Нововведением манифеста стало то, что право интеллектуальной собственности на объект правообладания закреплялись специальным свидетельством, выдаваемом при представлении результата интеллектуальной деятельности обществу и правительству.

1.2 Характеристика права интеллектуальной собственности

Право интеллектуальной собственности — это динамично развивающаяся подотрасль гражданского права.[5]

В нее входят институты:

  • авторского и смежных с ним прав;
  • патентного (или промышленного) права;
  • права на средства, индивидуализирующие юридические лица, товары и услуги;
  • права на нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

Каждый из вышеперечисленных институтов интеллектуальной собственности отличается по объекту регулирования.

Институт авторского и смежного с ним прав регулирует отношения, складывающиеся по поводу создания и использования произведений литературы, искусства, науки, а также воспроизведения фонограмм, вещание телевизионных и кабельных сетей и пр.

Институт патентного права — отношения, возникающие в ходе создания и использования промышленных изобретений, промышленных образцов и полезных моделей.[6]

Институт прав индивидуализации юридических лиц касается крайне важных в бизнесе прав на товарный знак, наименование, название места происхождения товара.

Институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности назван так условно, в силу особенностей регулирования, возникающих в нём отношений. Сюда включены топологии интегральных микросхем, право на ноу-хау, селекционные достижения, коммерческая тайна.

Что включает в себя понятие интеллектуальной собственности в ГК РФ? Виды интеллектуальной собственности

Понятие интеллектуальной собственности можно найти в ст. 1225 ГК РФ. Согласно указанной норме понятие интеллектуальной собственности включает в себя охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности или приравненные к нему средства индивидуализации. Далее приводится исчерпывающий перечень видов интеллектуальной собственности, охраняемых в РФ. Вид, не указанный в данной статье, не признается интеллектуальной собственностью, а потому охране не подлежит.

Для удобства в практическом применении виды интеллектуальной собственности принято объединять в группы по объекту и способу их защиты. Группы аналогичны с институтами права интеллектуальной собственности, упомянутыми выше.

Объект гражданских прав — это основа для возникновения гражданского правоотношения.[7] Согласно ст. 128 ГК РФ интеллектуальная собственность — это один из объектов гражданских прав. К ней применяются нормы гражданского законодательства с учетом присущих особенностей. К особенностям интеллектуальной собственности законодатель относит ее ограниченную оборотоспособность (п. 4 ст. 129 ГК РФ).

Из данной статьи следует, что интеллектуальная собственность не подлежит отчуждению, однако распоряжаться исключительными правами на нее можно без ограничений, равно как и материальным носителем, на котором содержится интеллектуальная собственность. Нематериальные права на интеллектуальную собственность отчуждению также не подлежат (например, право авторства).

Правообладателю интеллектуальной собственности принадлежат особо оговоренные в ГК РФ права, именуемые интеллектуальными.

Интеллектуальные права — это инструмент, позволяющий грамотно и правильно защищать интересы правообладателя в его взаимодействии с внешним миром по вопросу использования его интеллектуальной собственности.[8] Права на интеллектуальную собственность появляются у автора в момент создания произведения, но на ряд видов интеллектуальной собственности они появляются только после государственной регистрации.

Особенностью интеллектуальных прав является то, что они не связаны с правом собственности на носитель, содержащий результат интеллектуальной деятельности. В качестве примера можно привести обладание диском с записями известного исполнителя — права на звучащие на диске произведения сохраняются за автором, несмотря на принадлежность материального носителя — диска — иному лицу. Именно из-за особого характера предмета регулирования закон прямо говорит, что нормы, регулирующие право собственности и иные вещные права, к интеллектуальным правам не применяются (п. 3 ст. 1227 ГК РФ).

Законодатель называет следующие виды интеллектуальных прав:

  • исключительные;
  • личные неимущественные;
  • специализированные.

Исключительные права — это имущественные права. У правообладателя интеллектуальной собственности есть возможность распорядиться своим исключительным правом любым удобным способом по своему выбору, в том числе произвести его отчуждение или разрешить использование без перехода исключительных прав в полном объеме, для чего заключить лицензионный договор.

Исключительные права на интеллектуальную собственность конечны во времени. Если срок исключительного права истекает, лицензионный договор без указания срока прекращает свое действие. При универсальном правопреемстве — наследстве и реорганизации юридического лица, а также в случаях, когда налагается взыскание на имущество правообладателя — переход права на исключительные права осуществляется без договора.[9]

Неимущественные права на интеллектуальную собственность не подлежат отчуждению или передаче и охраняются бессрочно.

К ним относятся:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • защита произведения от искажения;
  • неприкосновенность произведения.

Специализированные права на интеллектуальную собственность — это такие права, как:

  • право следования (неотчуждаемое право автора на вознаграждение при перепродаже его произведения);
  • право доступа (право автора требовать от собственника произведения искусства обеспечить доступ к нему для его воспроизведения) и др.

Под объектом права понимаются правоотношения, на которые направлено воздействие права. Отсюда вытекает понимание объекта интеллектуальных прав. В широком смысле это интеллектуальная собственность в целом как явление, в узком же смысле объекты интеллектуальных прав — это конкретные виды интеллектуальной собственности, которые к этим правам относятся.

Интеллектуальные права, также называемые правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, — это законодательно установленная возможность лица распоряжаться данного вида собственностью по своему усмотрению. В том числе допускается передача права на использование третьим лицам либо, напротив, применение в их отношении различных запретов. Данная сфера регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. О том, какие виды интеллектуальных прав существуют, будет рассказано в данной статье.

Как уже говорилось в анонсе, интеллектуальные права — это права какого-либо лица на продукты интеллектуальной деятельности. Названий у данного вида прав очень много. Например, существует такое определение как субъективные права интеллектуальной собственности, что является просто ещё одним синонимом данного термина.

Если обратиться к российскому классификатору субъективных прав, то можно заметить, что данный вид прав классифицируется как субъективные права на нематериальные блага. Это логичное решение составителей, поскольку речь здесь идет не о материальных предметах.

Следует отметить, что существуют различные виды интеллектуальных прав, отличающиеся друг от друга, часто возникающие совместно либо при особых обстоятельствах.

Исходя из статьи 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации, интеллектуальные права включают следующие виды:

 имущественные интеллектуальные права;

 личные неимущественные права;

 иные права.

Пока рассмотрим эти виды интеллектуальных прав поверхностно, чтобы получить комплексное представление о предмете разговора. Начнём по порядку.

1. Имущественные права — это вид интеллектуальных прав, которые можно использовать в сделках, продавать и передавать по усмотрению правообладателя либо в силу каких-то договоров, которые устанавливают требования по обращению с этим видом прав. Самое главное отличие имущественных прав заключается в том, что они не привязаны непосредственно к автору. К категории имущественных прав относится и исключительное право.

Оно включает в себя следующее:

 право пользоваться продуктом интеллектуальной деятельности любым образом, не противоречащим действующему законодательству (подробности можно прочесть в первом пункте 1229 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации РФ);

 право свободно передавать, отчуждать, продавать и любыми другими способами распоряжаться продуктом интеллектуальной деятельности;

 право позволять и воспрещать третьим лицам пользоваться продуктом интеллектуальной деятельности (подробности можно прочесть в 1233 статье Гражданского кодекса Российской Федерации);

 право на юридическую защиту продукта интеллектуальной деятельности.

2. Личные неимущественные права — это те виды интеллектуальных прав, которые имеют прямое отношение к автору данного произведения. Они не могут быть объектом сделок и быть переданы третьим лицам. Что сюда входит? Например, право на авторство. С точки зрения законодательства нельзя осуществить сделку, в рамках которой автор передаёт право называться автором произведения другому лицу. Подробнее об этом можно прочесть во втором пункте 1228 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации. Ещё шире освящает этот вопрос вся 70 глава данного кодекса, поскольку она целиком посвящена авторскому праву.

3. Иные интеллектуальные права — это те категории интеллектуальных прав, которые могут быть установлены только в отношении отдельных видов объектов права интеллектуальной собственности.

1.3 Виды объектов интеллектуальных прав

Какие существуют виды объектов интеллектуальных прав? Может показаться, что их трудно перечислить, но это не так. Статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации приводит все виды объектов интеллектуальной собственности. Если же в данном перечне нет какого-либо продукта, то это может означать лишь то, что данный вид не относится к тем, которые подлежат правовой охране.

Следует отметить, что виды интеллектуальных прав для удобства принято классифицировать по группам, каждая из которых предполагает собственный правовой подход.

1) Авторское право — это тот вид интеллектуальных прав, который можно рассматривать как наиболее широкий. Термин применяется и в области литературы, и в области науки. При этом понятие авторского права возникает при наличии произведения, как некой объективной формы, представляющей авторскую идею. Если высказаться проще, то можно сказать, что такой вид интеллектуальных прав, как авторское право, охраняет именно конкретную форму реализации: книгу, картину и т.д., но не в состоянии защитить её идею.

Авторское право может быть отнесено далеко не ко всем видам продуктов интеллектуальной деятельности человека. Например, в эту категорию не попадут официальные документы, государственная символика, концепции, процессы, языки программирования, факты, способы решения каких-либо технических задач, методы и подходы к организационным вопросам, а также многое другое.

2) Права, смежные с авторскими — это тот вид интеллектуальных прав, который относится к нетворческим направлениям деятельности. Как правило, в любом государстве может быть установлен собственный перечень смежных прав. В частности, в эту категорию чаще всего относят эфирное вещание или сообщения по кабелю, фонограммы и многое другое.

3) Патентное право — это тот вид интеллектуальных прав, который относится к различным изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам. Здесь важно провести чёткое разграничение таких понятий, как «открытие» и «изобретение», поскольку изобретение — это продукт человеческой деятельности, создание чего-то, чего не существовало прежде, а открытие — это констатация какого-то существующего факта или явления, до сих пор неизвестного человечеству. На открытия интеллектуальные права не распространяются.

4) Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, на которые тоже могут распространяться некоторые виды интеллектуальных прав. Среди прочего: производственные секреты, достижения селекционеров и т.д.

5) Средства индивидуализации юридических лиц, включающие товарные знаки, фирменные наименования и другое. Регулирование данной области производит единый правовой институт охраны маркетинговых обозначений.

В первую очередь важно определиться, кто такой автор. Автор — это лицо, которое создало произведение. Чтобы считать произведение созданным, необходимо два условия:

творческий вклад человека,

объективная форма выражения произведения.

Творческий вклад признаётся, если лицо самостоятельно проделало какую-либо работу для создания некого произведения. Результат, полученный механическим путём, не будет считать произведением, а тот, кто его запустил — автором.

Следует отметить, что даже ручной поиск информации и ее систематизация может рассматриваться как минимальный творческий вклад, так что составление справочника — это создание произведения.

Объективная форма выражения — это наличие некого материального носителя, дающего возможность ознакомиться с произведением автора. Грубо говоря, мало прочитать стих или спеть песню: нужна запись текста, нот, либо хотя бы аудио- или видеозапись.

Если оба условия соблюдены, то это означает, что с юридической точки зрения есть автор и есть произведение.

Автор обладает всеми правами на своё произведение. Фактически является самым главным правообладателем.

Но возможна передача исключительных прав другому правообладателю. Это может быть осуществлено через договор отчуждения, либо по договору предоставления права пользования на различных условиях. Но это не передаст абсолютно все права (к примеру, не затронет право авторства).

В некоторых ситуациях, например, при наличии трудового договора, автор может заранее отказаться от исключительных прав на произведение в пользу другой стороны договора.

Такой вид интеллектуальный прав, как право публикатора, — это нововведение в отечественном законодательстве. Это важно, поскольку позволяет разобраться с вопросом о том, как могут быть обнародованы те произведения, которые не были доведены до публики при жизни автора.

Согласно 1337 Гражданского кодекса Российской Федерации, публикатор — это то лицо, которое занимается обнародованием такого произведения, разумеется, при условии, что оно с законодательной точки зрения может попасть в общественное достояние. Следует отметить, что публикатор, как лицо, осуществляющее публикацию, имеет право действовать так только в отношении произведений. На другие виды объектов, созданных автором, его полномочия не распространяются.

Перечислим существующие виды интеллектуальных прав неимущественного характера:

  • право на имя,
  • право авторства,
  • право на неприкосновенность произведения,
  • право на защиту репутации автора.

Что же означает выражение «неимущественные интеллектуальные права»? Всё довольно просто. В отличие от имущественных, неимущественными являются безусловные права, от которых нельзя отказаться. Кроме того, эти права не прекращаются в связи с тем, что прошёл установленный законодательством промежуток времени. Как известно, основные виды интеллектуальных прав могут передаваться, продаваться, изменяться. Но неимущественные не рассматриваются как объекты сделок. Ими нельзя распоряжаться тем же образом.

Этот вид интеллектуальных прав разработан из тех соображений, что общество имеет право знать имя истинного создателя того или иного произведения, а также иметь возможность ознакомиться с этой работой в её оригинальном, а не искажённом воплощении. Невозможно даже юридически оформить сделку, при которой если автор объявит об отказе от интеллектуальных прав неимущественного характера, то она будет признана недействительной.

Если же каким-то образом она была проведена, то её результаты не имеют никакой юридической силы. Авторство сохранятся за автором. Но отдельно следует рассмотреть последний пункт — право на защиту репутации. О нём мы ещё поговорим ниже, так как это особый вид интеллектуального права неимущественного характера, который действительно может передаваться по наследству третьим лицам.

Рассмотрим подробно существующие категории интеллектуальных прав неимущественного характера.

Право авторства — право значится в качестве автора своей работы.

Право автора на имя — право использовать для подписи работы своё или любое желаемое имя, либо вообще не подписывать произведение никак, оставшись анонимом.

Право на неприкосновенность произведения — не разрешается внесение каких-либо поправок, корректировок, сокращений, прибавлений и других изменений к произведению, если он не дал на то личное согласие. Следует отметить, что данный вид интеллектуальных прав неимущественного характера предполагает также и то, что к произведению нельзя прибавлять комментарии, послесловия, иллюстрации и т.д. Подробнее об этом рассказывает Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 1266.

Право на защиту репутации автора — этот вид интеллектуального права неимущественного характера тесно связан с предыдущим. Их легко перепутать. Тем не менее, есть разница. Здесь речь идёт о том, что произведение защищено от каких-либо прибавлений, способных повредить репутации автора, выставить его в неблагоприятном свете. Следует отметить, что защита чести и достоинства создателя произведения происходит и после того, как он умер. Данный вопрос рассматривается в уже упомянутой выше стать 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель, имя или наименование которого указано на произведении, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Эти отношения сохраняются до тех пор, пока автор не решит раскрыть свою личность.

Как известно, существует процедура перехода произведений в общественное достояние. Это довольно сложный вопрос, так как известно, что личное неимущественное право не имеет сроков. В связи с этим очень сложно порой разобраться в видах интеллектуальных прав, которые продолжают и прекращают действие в момент перехода прав на произведение в общественное достояние. Здесь необходимо обратиться к законодательству и разъяснить, что же оно говорит о сохранении видов интеллектуальных прав на произведение.

Итак, наследники имеют право защищать интересы автора, но сами не получают те же виды интеллектуальных прав, что были закреплены за ним. В частности, наследник не имеет оснований для того, чтобы присвоить себе авторство произведения. Тем не менее, он может продолжать защищать репутацию автора — в этом закон его не ограничивает. Что же предполагает такой вид интеллектуальных прав неимущественного характера? Суть состоит в следующем: наследник, правопреемник или иное заинтересованное лицо может отстаивать интересы автора, требовать сохранения целостности произведения, сохранения авторства и принимать законодательные меры против тех, кто нарушил какое-либо из этих прав.

На первый взгляд такое разграничение видов интеллектуальных прав между умершим автором и его наследниками выглядит справедливым и единственным возможным. Не случайно именно эти положения закреплены в статье 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но, к сожалению, на практике это не всегда приводит к положительным результатам. Следует понимать, что далеко не все наследники являются людьми, понимающими авторский замысел, разделяющими убеждения автора и его интересы. Часто происходит так, что наследники своими запретами препятствуют популярности автора, изданию его новых книг, появлению экранизаций и т.д. Как-то повлиять на них с законодательной точки зрения практически не представляется возможным. Это говорит о том, что имея в руках даже не самые существенные виды интеллектуальных прав, человек с превратными представлениями, может действовать вне интересов умершего автора. К сожалению, подобные ситуации не нашли какой-либо приемлемой формы юридической оценки. На сегодняшний день данная область остаётся непроработанной.

1. Право следования. Это очень важный для творческих людей вид интеллектуального права. Понять, в чём его суть, проще всего на примере. Допустим, есть некий художник, поэт, музыкант и т.д. Он создаёт некое произведение, на которое у него, безусловно, имеются определённые виды интеллектуальных прав. Среди прочих необходимо и такое право, которое бы помогло отстаивать интересы этого автора в будущем. Например, роман писателя внезапно набрал популярность, вследствие чего допечатали дополнительный тираж, либо музыка композитора стала пользоваться спросом и была записана на множество дисков. В связи с этим требуется такой вид интеллектуального права, который бы мог обеспечить автору некоторые отчисления, исчисляемые в процентах от продаж этой продукции. Это важный вид интеллектуальных прав, поскольку никто не способен точно предугадать, каким образом будет цениться в будущем то или иное произведение искусства, в то время как многие авторы вынуждены ради денег порой продавать свои работы за бесценок. В связи с этим законодательно введено право следования, которое распространяется на произведения изобразительного искусства, рукописи и музыкальные произведения.

2. Право на получение патента — это вид интеллектуальных прав, который часто упоминается в связи с регистрацией прав на продукты интеллектуальной деятельности — в первую очередь, изобретения. Учитывая, что интеллектуальные права могут быть проданы, то патент на изобретение разрешается получить лицу, которое стало новым правообладателем. Установлены и другие ситуации, в которых данный вид интеллектуальных прав переходит к другому лицу. Среди прочего следует отметить, что среди прочего способен передавать данное интеллектуальное право договор, виды которого могут быть разнообразными, но чаще всего речь идёт о трудовом. То есть, если, например, учёный работает в неком институте, то право на патентование его изобретения остаётся за учреждением, согласно трудовому договору.

3. Право доступа — это вид исключительных прав, относящийся к предметам архитектуры и изобразительного искусства. Согласно статье 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации, данный вид интеллектуальных прав включается в категорию «иные интеллектуальные права». Следует отметить, что в законодательствах иных стран право доступа относится не только к архитектурным произведениям и произведениям живописцев, но и к другим формам искусства. Однако сейчас мы рассматриваем исключительно российское законодательство.

Суть данного вида интеллектуальных прав сводится к тому, что некоторые объекты интеллектуальной собственности являются уникальными, невоспроизводимыми объектами. Если, например, музыка или рукопись могут иметь цифровое выражение и печататься на однотипных носителях, то картина или здания рассматриваются как уникальные объекты, доступ к которым должен быть открыт их автору. В частности, воспрещается препятствовать фото- и видеосъёмке произведения автором. Но есть и исключения, если подписан договор, согласно которому, автор отказывается от такого вида интеллектуального права, как право доступа.

В рамках данного права вводится понятие «собственник произведения» — то есть лицо, являющееся непосредственным владельцем оригинала объекта интеллектуальной деятельности. Собственник произведения обязан не препятствовать реализации права доступа автора к своему творению. Право доступа сохраняется даже в тех случаях, когда, например, произведение передано в аренду третьему лицу. Собственник не имеет права скрывать от автора место, где находится его творения. Сделав фото- и видеосъёмку, автор может распоряжаться полученными материалами по своему усмотрению, не спрашивая на это разрешения владельца.

4. Право на отзыв — это довольно сложный для реализации вид интеллектуальных прав автора. Его суть проще всего объяснить на примере. Допустим, некий автор решил по своим соображениям вернуть себе своё творение. Он имеет на это полное право, но лишь с тем условием, что возместит владельцу всё те убытки, которые тот понесёт в силу такого решения. Это не всегда одна только стоимость произведения. Вполне возможно, что потребуется покрыть и другие сопутствующие расходы. Сложность реализации такого интеллектуального права автора заключается ещё и в том, что в случае книг придётся отзывать тиражи и т.д.

То есть, в зависимости от формы интеллектуальной собственности, возникнут свои нюансы, которые значительно усложнят данную процедуру. Многие нюансы осуществления данного вида интеллектуального права раскрыты в 1269 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует учитывать, что данный вид интеллектуальных прав не может быть реализован в нашей стране в отношении компьютерных программ и произведениям, ставшим частью некой структуры, например, архитектурным элементам одного большого здания и т.д.

5. Право на вознаграждение является элементом исключительного права. В статье 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что подобная ситуация возможна в отношении фонограмм и произведений аудиовизуального характера. Эту тему освещает ещё и 3 пункт 1263 статьи Гражданского кодекса, который затрагивает вопрос публичного исполнения и сообщения в эфир продуктов интеллектуальной деятельности.

Глава 2. Современное состояние и развитие права интеллектуальной собственности в России

2.1 Современное состояние права интеллектуальной собственности России

Всегда лучше просто отдать должное автору в любое время, когда вы используете чужую работу, даже если вам не требуется. Это может не только защитить вас юридически от судебного преследования за нарушение авторских прав, но это показывает, что вы профессионал, который хорошо разбирается в деловой этике.[10]

Всегда лучше просто отдать должное автору в любое время, когда вы используете чужую работу, даже если вам не требуется. Это может не только защитить вас юридически от судебного преследования за нарушение авторских прав, но это показывает, что вы профессионал, который хорошо разбирается в деловой этике.

Принцип de minimis - это юридический термин, который описывает проблемы, которые могут показаться большими для человека, но не обязательно в соответствии с законом.

По сути, это означает, что некоторые вещи слишком малы, чтобы их беспокоило. «Этот принцип применяется ко многим областям права, включая авторские права. Независимо от того, связано ли какое-либо конкретное толкование с минимальным, оно полностью соответствует суду, поэтому важно поговорить с адвокатом, прежде чем отправиться в суд.

Хотя можно сказать, что «мелочи в жизни имеют значение», это не всегда верно, когда речь заходит об авторском праве.

Примеры вещей, которые могут быть слишком маленькими, чтобы гарантировать защиту авторских прав, включают:

заголовки газет или журналов;

Название книги, стихотворения или песни;

Использование небольших цитат из материалов, обладающих авторским правом (но вы все равно должны отдать должное автору, а

Незначительные изменения в цитированных материалах, например исправление типографской ошибки, не будут считаться существенным нарушением права интеллектуальной собственности.

Мелодии, созданные с компакт-дисков или других опубликованных источников музыки, не являются нарушением прав, если лицо, создающее их, использует их только для своих собственный телефон и никоим образом не публикует, не поощряет или не приносит финансовую выгоду из созданного мелодии звонка.[11]

Однако, если вы хотите каким-либо образом поделиться, рекламировать или получать прибыль от мелодии звонка, которую вы создали без разрешения, это акт Нарушение права интеллектуальной собственности.

В то время как законы могут меняться, на данный момент создание мелодии звонка из песни для личного использования ничем не отличается по юридическому значению, чем цитирование предложения из опубликованного источника и допускается в соответствии с «Законом о добросовестном использовании».

Некоторые люди по-прежнему считают, что просто пересылка по почте запечатанного конверта с доказательством того, что вы создали произведение, достаточна для защиты ваших прав от ваших собственных работ. Эта практика часто упоминается как «авторское право бедных». «Это ничего, кроме надежного, и может или не может предлагать доказательства в суде или законе, если судебные иски вытекают из вашего требования о праве собственности.

Почтовая служба Соединенных Штатов (USPS) не требует и не проверяет, чтобы убедиться, что конверт запечатан до его отправки по почте. Поскольку конверты могут быть подделаны, и документы могут быть обменены, «самозапечатанные рассылки» не должны считаться твердыми юридическими доказательствами ваших авторских прав на любую форму выражения.

USPS не оправдывает и явно предупреждает потребителей о том, что они не используют зарегистрированную или сертифицированную, самонаправленную почту в качестве доказательства собственности. Если у вас есть что-то действительно важное для вас, потенциального или значимого значения, то стоит потратить время и деньги на защиту ваших интересов путем официальной регистрации авторских прав.[12]

Существуют также онлайн-ресурсы, на которые вы можете загружать цифровые изображения материала, чтобы показать доказательство даты создания. Затем вы отправили подтверждение по электронной почте с возвратной копией вашего цифрового изображения.

Совет по авторским правам: только официальная регистрация может предложить вам определенные средства правовой защиты. Если вы не зарегистрировали авторское право, вы не можете даже подать в суд на кого-либо за нарушение авторских прав в Соединенных Штатах.

И, если вы не зарегистрировали свое авторское право своевременно (90 дней или меньше), ваше право на возмещение ущерба в суде будет строго ограничено. С сегодняшними почтовыми ставками регистрация авторских прав не намного дороже, чем отправка собственной сертифицированной почты. Вы можете зарегистрировать авторское право в Интернете за 35 долларов США (бумажные приложения стоят $ 45 в файл).

Существует много способов показать, что созданное вами было защищено авторским правом, потому что, как вы показываете свою работу, авторское право является скорее вопросом предпочтения, чем законом США.

Иногда авторы также используют слова «Все права защищены» или «Все права на интеллектуальные права защищены». «Также не обязательно, поскольку авторское право уже указывает, что ваши права защищены.

Но автору даже не требуется предъявлять авторские права, чтобы иметь возможность отстаивать свои права. Например, подпись на картине достаточна для того, чтобы художник мог претендовать на права - художнику не нужно больше добавлять какие-либо сведения об авторских правах к самой картине. Музыка похожа на то, что песни, которые вы слышите по радио, не имеют отказов, которые читаются вслух каждый раз, когда воспроизводится новая песня.[13] Однако многие авторы позволяют свободно использовать свои работы без специального разрешения. Некоторым все равно и заявляют, что любой может сделать что угодно, не отдавая должное, но некоторые требуют от вас показать свое авторское право в определенном формате в качестве условия использования. При использовании материалов от кого-то еще очень важно, чтобы вы выполняли просьбу автора относительно

2.2 Защита права интеллектуальной собственности в России и в зарубежных странах

Нарушенные интеллектуальные права подлежат защите. Подобные нормы предусмотрены, помимо гражданского, также в уголовном и административном законодательстве, соответственно, способы защиты выбираются, исходя из существа нарушенного права и его последствий. Споры в отношении использования интеллектуальных прав разрешаются судом.

В зависимости от субъектного состава дела о нарушении права интеллектуальной собственности рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

Относительно недавно (03 июля 2013 года) в Российской Федерации в составе арбитражных судов стал действовать специализированный суд по защите интеллектуальных прав. В случае если дела по подсудности подпадают под юрисдикцию суда по защите интеллектуальных прав, обращаться в него могут как физические, так и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.

Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела, связанные с:

  • спорами об установлении или отказе в предоставлении государством правовой охраны разнообразным интеллектуальным правам (например, о признании недействительным патента на полезную модель, досрочном прекращении охраны товарного знака по причине его неиспользования и т. п.), причем в данную сферу не входят споры, касающиеся объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем;
  • оспариванием нормативных актов в области охраны интеллектуальных прав.

Личные неимущественные права защищаются путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсации морального вреда;
  • опубликования решения суда об имевшем место нарушении.

Кроме того, возможна защита чести, достоинства и деловой репутации автора — по правилам ст. 152 ГК РФ.

Применение перечисленных способов защиты обусловлено наличием нескольких обстоятельств, бремя доказывания которых возлагается на правообладателя:

  • наличие неимущественных прав;
  • сам факт нарушения.

Для защиты исключительных прав могут быть предъявлены следующие требования:

Так, судом были удовлетворены требования истца о признании его исключительного права на произведение, используемое в предпринимательской деятельности ответчиком без соблюдения авторского законодательства (Арбитражный суд города Москвы, решение от 04.07.2014, дело № А40-40554/14).

О пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

Суд запретил ответчикам изготовлять, производить и вводить в гражданский оборот БАД в связи с тем, что исключительные права на них были ранее отчуждены в полном объеме истцу (Арбитражный суд города Москвы, решение от 11.04.2014, дело № А40-151594/13).

О возмещении убытков

В некоторых случаях, предусмотренных ГК РФ, лицо, чьи права нарушены, может требовать замены возмещения убытков компенсацией.

Например, суд принял решение о взыскании с ответчиков в пользу истца денежной компенсации ввиду того, что ответчики разместили на своем сайте интеллектуальную собственность — статьи, опубликованные на сайте истца и защищенные его авторскими правами, несмотря на предупреждение о запрете на тиражирование материала без согласия автора (Арбитражный суд города Москвы, решение от 05.06.2015, дело № А40-10500/15).

Об опубликовании решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя интеллектуальной собственности

Было принято решение об изъятии из оборота товара, маркированного спорным наименованием, поскольку на судебном заседании был установлен факт незаконного использования ответчиком интеллектуальной собственности истца — запатентованного товарного знака (Арбитражный суд Республики Татарстан, решение от 22.04.2015, дело № А65-25801/2014).

Суд вменил в обязанность ответчику в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать резолютивную часть решения в газете (Арбитражный суд города Москвы, решение от 24.11.2014, дело № А40-159155/14).

Таким образом, интеллектуальные права представляют собою особый объект, не связанный непосредственно с материальным носителем. Защита интеллектуальных прав осуществляется способом, зависящим от правонарушения и вида самого права (исключительным и личным неимущественным правам законодатель предоставил разную правовую защиту).

Определить суд, правомочный рассмотреть спор о защите интеллектуального права, непросто, т. к. необходимо не только исходить из субъектного состава сторон, но и принимать во внимание предмет спора. Часть подобных дел о защите интеллектуальной собственности в силу прямого указания закона подсудна особому суду по интеллектуальным правам, входящему в систему арбитражных судов РФ.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции.

Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны.[14] Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика, однако по соглашению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена.

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством.

Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.[15]

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное пользование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ административным правонарушением признаются: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. [16]

Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12, наступает в одном из двух случаев:

1) если экземпляры произведений (фонограмм) являются контрафактными в соответствии с законодательством;

2) если на экземплярах произведений (фонограмм) указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также о правообладателях.

Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением.

Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Статья 146 (а также 147) УК устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав.

Права на ИС могут оказать значительное влияние на социально-экономическое развитие, особенно влияют на эффективность национальных инноваций и доступ к знаниям и технологиям. Права ИС повышают стимулы для фирм и частных лиц вкладывать средства в инновации и творчество, экономично использовать их творения, а НИИ — передавать знания. Для экономики одним из важных объектов ИС является авторское право. На международной арене известно несколько правовых актов в области защиты авторских прав: – Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений; – Договор ВОИС по авторскому праву.

США — это страна, в которой огромное значение придается интеллектуальной собственности.[17] Благодаря творческой и научной деятельности страна стала лидером мировой экономики. Необходимость защищать интересы авторов прописана даже в Конституции. Самая большая доля дохода от экспорта в США это продажа ИС.

Сейчас действует Закон об авторском праве в цифровую эпоху DMCA (Digital Millennium Copyright Act). Данный документ защищает от противозаконного производства и распространения объектов ИС, а также от технологий, позволяющий обходить современные технические средства защиты авторских прав. В нем прописаны меры наказания за нарушение авторских прав в сети Интернет. Согласно акту, использование интернета влечет более серьезную ответственность. В то же время, провайдеры защищены от ответственности за действия своих пользователей.

Государство довольно сильно развито в части регулирования правоотношений в сфере авторского права по причине широкой судебной практики и разнообразного опыта координирования отношений субъектов. В России основной источник правовой системы защиты авторского права является Гражданский кодекс РФ.

Роспатент — это служба, отвечающая за контроль и надзор в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, а также за оказание услуг в установленной сфере и нормативно-правовое регулирование.[18] Тем не менее нет правовых мер охраны авторских прав в сети Интернет, хотя в настоящее время нарушение прав зачастую происходит по средствам коммуникационной сети.

Одной из проблем в России — пиратство в Интернете, ряд крупных корпораций пытаются принять меры в области защиты. Так, например, с 2017 года в социальной сети «ВКонтакте» появилась платная подписка на музыку (без нее невозможно прослушивать аудиозаписи в оффлайн или же без рекламы). Компания подписала соглашение с международными правообладателями музыкальной индустрии. Таким образом, зарубежные и отечественные авторы защитили свои произведения. Защита авторского права в США и России «жестко» охраняется, нарушение интересов авторов влечет за собой административную, а иногда и уголовную ответственность.

Однако, в США разрешено копирование ИС, передача другому лицу. В России же данные действия будут пресечены по закону. Законодательство и в России, и в США показали свою недееспособность подстраиваться под современные информационные технологии.

Главный вопрос, который необходимо решить: это установление границы между авторским правом и правом гражданина на информацию. Защищая авторское право, нельзя ущемлять или затруднять обмен культурой и наукой. Следовательно, необходим перечень культурной и научной информации не только отечественного, но и мирового достояния. Также следует определить положение Интернета, этот вид коммуникаций мало исследован, необходимо изучить его особенности с точки зрения юридических отношений при его использовании.

В заключении можно отметить, что развитие новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. В Америке законодательство более оперативно реагирует на эти изменения, поэтому американский опыт в данной области может быть эффективно использован российским законодательством.

Глава 3 Развитие законодательства, регулирующего право интеллектуальной собственности

3.1 Тенденции развития законодательства в сфере интеллектуальной собственности

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 утратил силу с 01.01.2008, однако в соответствии со ст. 4 ГК РФ и ст. 5 Вводного закона применяется к отношениям, возникшим до введения в действие ч. 4 ГК РФ. Многие нормы закона, особенно в его редакции, действовавшей с 01.09.2006, были восприняты первоначальной редакцией ч. 4 ГК РФ дословно, но есть и исключения.[19]

Изменения законодательства выразились, в частности, в следующем:

Авторские права теперь включены в более широкую категорию интеллектуальных прав.

Право на защиту репутации (ст. 15 закона) заменено правом на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) (в литературе приводится мнение, что это фактическая замена личного неимущественного права имущественным).

Законодательство об авторском праве до 01.01.2008 состояло главным образом из специальных законов, при этом закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» 1992 года в иерархии занимал подчиненное положение по отношению к Закону об авторском праве и смежных правах (ред. 2004 года, п. 1 постановления пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15).

В ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах шла речь о действии авторского права в целом, теперь же в ст. 1256 ГК РФ определены критерии предоставления охраны исключительному праву. Личные неимущественные права авторов охраняются без ограничений.

В отношении нарушений технической защиты, о которых говорилось в ст. 48.1 Закона об авторском праве, ст. 1299 введены санкции (возмещение убытков или компенсация).

Закон (ФЗ) об авторском праве и смежных правах и ГК РФ: ретроактивное действие правовой охраны

С момента присоединения РФ к Бернской конвенции 1886 должна была подлежать применению ее ст.18, регулирующая распространение правовой охраны на все произведения, опубликованные ранее и охраняемые на территории страны происхождения (ретроактивное действие). Однако согласно постановлению Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224, присоединение к ней нашей страны было обусловлено спорным уведомлением (оговоркой) о неприменении обратной силы (по примеру США, поступивших аналогичным образом в 1989 году).[20]

После введения в 2004 году изменений и дополнений в ст.ст. 5, 28 Закона об авторском праве и смежных правах в судебной практике сложилось представление о том, что Постановление 1994 года «утратило актуальность» (см., например, определение ВАС РФ от 23.08.2012 № 6782/12). Однако официально оно было отменено лишь в связи с вступлением России в ВТО на основании Постановления от 11.12.2012 № 1281.

В настоящее время норма ст. 1256 ГК гласит, что правовая охрана в России предоставляется всем произведениям, не перешедшим в общественное достояние в стране происхождения или в РФ вследствие истечения срока охраны.

После присоединения СССР, а затем РФ к важнейшим международным конвенциям, шло движение в сторону сближения с международным правом по продолжительности срока действия исключительного права на произведение. Завершением этого процесса стало произошедшее в 2004 году увеличение общего срока с 50 до 70 лет.[21]

Масштабные изменения и дополнения ГК РФ в части регулирования интеллектуальных прав содержатся в ФЗ от 12.03.2014 № 35-ФЗ (большая часть норм введена с 01.10.2014). Наиболее значительные из них следующие:

01.01.2016 из-под действия авторского права выведена геологическая информация о недрах, и, напротив, с 01.01.2017 к числу объектов авторского права отнесены карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к топографии;

норма, определяющая порядок залога исключительных прав (ст. 358.18);

новая редакция статьи о праве на отзыв (ст. 1269);

переработка положений о свободном использовании (при этом ст. 1275 в новой редакции вступила в силу с 01.01.2015, ст. 1276 — с 01.10.2014);

появление категории открытой лицензии в форме договора присоединения (ст. 1286.1), что является шагом на пути к введению «свободной лицензии», получившей распространение в связи с развитием интернета;

дополнение статьи о компенсациях новым видом — в размере двукратной стоимости контрафактных экземпляров (ст. 1301).

С 01.06.2018 вступят в силу изменения в ст. 1239 внесенные законом «О внесении изменений…» от 05.12.2017 № 381-ФЗ, предусматривающие право автора на получение процентов от цены перепродажи его произведения аукционными домами, галереями, магазинами и т.п.

Со времен действия Закона об авторском праве и смежных правах произошли значительные изменения в экономике и обществе.

Однако в целом система правовой охраны, заложенная в этом законе, вместе с заданным им понятийным аппаратом была перенесена в ч. 4 ГК РФ. Реформирование авторского законодательства обусловливается, с одной стороны, развитием технологий, а с другой — тенденцией сближения с международными нормами и требованиями.

3.2 Современное состояние интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность давно признана ключевым и практически неисчерпаемым ресурсом экономики. Но сегодня она становится еще и инструментом развития цифровых технологий, формирует самостоятельный, глобальный цифровой рынок, рост которого превышает положительную динамику многих традиционных "материальных", товарных рынков, составляя более 10 процентов в год. Например, США, будучи крупнейшим обладателем интеллектуальных ресурсов, получает значительный доход в государственный бюджет именно за счет экспорта прав на интеллектуальную собственность.

В России прошедший год тоже стал, пожалуй, прорывным для сферы интеллектуальной собственности. Был принят ряд ожидаемых поправок в законодательство. Национальная программа "Цифровая экономика" принесла первые серьезные результаты более эффективного использования интеллектуальной собственности. Тема зазвучала на крупнейших экономических форумах.

Прежде всего речь идет об отраслях, где продукты создаются благодаря творческому потенциалу человека и которые растут преимущественно за счет использования интеллектуальной собственности, каким бы набором прав (авторских или патентных) она ни характеризовалась. Их часто называют "креативными индустриями". На прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме отмечалось, что вклад креативных индустрий в мировой ВВП составляет около 3 процентов. При этом за последние 10 лет оборот креативной продукции вырос более чем в два раза. По оценке Российского экспортного центра, в России в 2017 году доля креативных индустрий в объеме всего ВВП составила 0,5% и по прогнозу должна увеличиться в несколько раз уже к 2025 году. Благодаря государственной, общественной и корпоративной поддержке эти индустрии растут и развиваются несмотря на то, что само понятие "креативных индустрий" окончательно не закреплено в официальной отечественной терминологии.

Между тем к креативным индустриям относятся промышленный дизайн, архитектура, кино, телевидение, разработка компьютерных систем - от игровых до решающих производственные задачи. Быстрое развитие новых отраслей и способов монетизации их продуктов является логичным следствием "цифровой трансформации". Продукты интеллектуальной деятельности в силу их, как правило, прорывного характера имеют не только национального потребителя, но быстро находят спрос в масштабах глобального мирового рынка. Развитие экспортного потенциала, основанного на интеллектуальной собственности, ведет к существенному увеличению числа и доходности рабочих мест, а в итоге стимулирует рост уровня жизни людей, улучшает имидж страны.

В научной и технологической сфере в прошлом году был зафиксирован рост количества заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности. По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), рост заявок на получение более сильных, патентных режимов правовой охраны составил 3,9% (с 66 039 до 68 629 заявок). Особенно важна положительная динамика заявок на регистрацию изобретений - ведь за каждым из них стоит новое инженерное, конструкторское решение, имеющее прикладную, практическую значимость. Кроме того, ведомству удалось сократить сроки рассмотрения заявок, хотя по-прежнему принятые меры не вполне соответствуют темпам развития цифровой экономики.

Однако с развитием цифровых технологий и Интернета продукты творческих индустрий, в частности, произведения литературы и искусства, включая аудиовизуальный контент, а также инженерные решения, становятся очень уязвимыми для нелегального использования. По оценке Rambler Group, ущерб от пиратства, который понесли правообладатели в 2017 году, составляет около 70 млрд рублей. К сожалению, цифровые технологии злоумышленников развиваются практически наравне с технологиями защиты.

Тем не менее за прошедший год крупнейшим российским правообладателям, Министерству культуры, Минкомсвязи при активной позиции Комитета Госдумы по культуре удалось выработать реальные меры по эффективному противодействию пиратству в цифровой среде. И, пожалуй, наряду с законодательным регулированием важнейшим результатом стало подписание Антипиратского меморандума между крупными правообладателями о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в Интернете.

Знаковым событием в процессе совершенствования государственной политики в сфере интеллектуальной собственности стало использование блокчейн-сети Судом по интеллектуальным правам (СИП). В декабре 2018 года СИП разместил первые транзакции об изменении состава правообладателей нескольких товарных знаков в блокчейн-реестре IPChain (Национального координационного центра обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности), стартовав в качестве полноценного "узла" сети. По оценке экспертов, это продемонстрировало готовность российской судебной системы работать с новыми технологиями, которые проникают во все сферы жизни. Это реальный шаг для создания урегулированного прозрачного рынка российской интеллектуальной собственности.

С учетом конструктивной позиции государства на фоне растущих потребностей индустрий, поддержки международных организаций и значительного интереса ведущих корпораций есть все основания утверждать, что рынок интеллектуальной собственности в 2019 году обретет новые черты - масштабность, прозрачность, высокую эффективность и качественно новый уровень доверия. А технологические и творческие открытия будут рождаться на базе надежной современной цифровой инфраструктуры.

Заключение

Проанализировав главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Кажется, что совсем недавно понятие "авторское право" затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений.

Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. В большинстве стран мира, также, как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества.

Так же можно сказать, что все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности подлежит любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

В разных законах круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

В системе авторского права традиционно принято подразделялись права на имущественные и личные неимущественные. ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание.

Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ 12 декабря 1993года
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 (ГК РФ ч.1) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019)

Научная и учебная литература

  1. Авторское право и плагиат. - М.: Комильфо, 2017. - 570 c.
  2. Авторское право. Библиотеки, издательства и потребители информации в XXI веке. - М.: Российская национальная библиотека, 2016. - 148 c.
  3. Арнольд, П. Луцкер Авторское право в цифровых технологиях и СМИ: моногр. / Арнольд П. Луцкер. - М.: КУДИЦ-Образ, 2017. - 416 c.
  4. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2016. - 238 c.
  5. Бирюков, А. А. Авторское право в схемах. Учебное пособие / А.А. Бирюков. - М.: Проспект, 2016. - 598 c.
  6. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - М.: Проспект, 2017. - 416 c.
  7. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права. Учебник / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - Москва: Машиностроение, 2016. - 416 c.
  8. Займовский, С.Г. Авторское право / С.Г. Займовский. - М.: ЁЁ Медиа, 2016. - 666 c.
  9. Земскова, С.И. Авторское право / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 264 c.
  10. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 933 c.
  11. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 176 c.
  12. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 176 c.
  13. Карелина, М.М. Авторское право XXI век / М.М. Карелина. - М.: ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2016. - 684 c.
  14. Козырев, В. Е. Авторское право. Вводный курс / В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. - М.: Университетская книга, 2017. - 256 c.
  15. Котенко, Е. С. Авторские права на мультимедийный продукт / Е.С. Котенко. - М.: Проспект, 2016. - 128 c.
  16. Моргунова, Е. А. Авторское право: моногр. / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 288 c.
  17. Мардалиев, Р. Т. Гражданское право / Р.Т. Мардалиев. - М.: Питер, 2018. - 256 c.
  18. Михайленко, Е. М. Гражданское право. Общая часть. Краткий курс лекций / Е.М. Михайленко. - М.: Юрайт, 2018. - 192 c.
  19. Муромцев Гражданское право древнего Рима / Муромцев. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 625 c.
  20. Мушинский, В. О. Гражданское право / В.О. Мушинский. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 224 c.
  21. Некрестьянов, Д. С. Гражданское право. Общая часть / Д.С. Некрестьянов. - М.: Полиграфуслуги, 2018. - 192 c.
  22. Протас, Е. В. Гражданское право / Е.В. Протас. - М.: Высшая школа, 2018. - 339 c.
  23. Смоленский, М. Б. Гражданское право / М.Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2013. - 352 c.
  24. Спектор, А. А. Гражданское право России / А.А. Спектор, Э.В. Туманов. - М.: Юркомпани, 2017. - 488 c.
  25. Суханов, Е.А. Гражданское право / Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2017. - 384 c.
  26. Тютрюмов, И. М. Гражданское право / И.М. Тютрюмов. - М.: Типография К. Маттисена, 2017. - 528 c.
  27. Федоров, А.Ф. Введение в курс гражданского права Прибалтийских губерний / А.Ф. Федоров. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2018. - 683 c.
  1. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2016. - 238 c.

  2. Федоров, А.Ф. Введение в курс гражданского права Прибалтийских губерний / А.Ф. Федоров. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2018. - 683 c.

  3. Некрестьянов, Д. С. Гражданское право. Общая часть / Д.С. Некрестьянов. - М.: Полиграфуслуги, 2018. - 192 c.

  4. Займовский, С.Г. Авторское право / С.Г. Займовский. - М.: ЁЁ Медиа, 2016. - 666 c.

  5. Займовский, С.Г. Авторское право / С.Г. Займовский. - М.: ЁЁ Медиа, 2016. - 666 c.

  6. Некрестьянов, Д. С. Гражданское право. Общая часть / Д.С. Некрестьянов. - М.: Полиграфуслуги, 2018. - 192 c.

  7. Михайленко, Е. М. Гражданское право. Общая часть. Краткий курс лекций / Е.М. Михайленко. - М.: Юрайт, 2018. - 192 c.

  8. Козырев, В. Е. Авторское право. Вводный курс / В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. - М.: Университетская книга, 2017. - 256 c.

  9. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права. Учебник / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - Москва: Машиностроение, 2016. - 416 c.

  10. Смоленский, М. Б. Гражданское право / М.Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2013. - 352 c.

  11. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 176 c.

  12. Мушинский, В. О. Гражданское право / В.О. Мушинский. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 224 c.

  13. Земскова, С.И. Авторское право / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 264 c.

  14. Козырев, В. Е. Авторское право. Вводный курс / В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. - М.: Университетская книга, 2017. - 256 c.

  15. Бирюков, А. А. Авторское право в схемах. Учебное пособие / А.А. Бирюков. - М.: Проспект, 2016. - 598 c.

  16. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - М.: Проспект, 2017. - 416 c.

  17. Карелина, М.М. Авторское право XXI век / М.М. Карелина. - М.: ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2016. - 684 c.

  18. Спектор, А. А. Гражданское право России / А.А. Спектор, Э.В. Туманов. - М.: Юркомпани, 2017. - 488 c.

  19. Михайленко, Е. М. Гражданское право. Общая часть. Краткий курс лекций / Е.М. Михайленко. - М.: Юрайт, 2018. - 192 c.

  20. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 933 c.

  21. Моргунова, Е. А. Авторское право: моногр. / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 288 c.