Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Деятельность международных организаций в сфере охраны авторских прав (на примере ЮНЕСКО и ВОИС)»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В наше время важным условием развития науки, литературы и искусства выступает признание авторских прав. Оно способствует созданию условий для занятия творческим трудом и, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на пользование, распоряжение и получение доходов от созданных ими произведений, одновременно создает условия для использования результатов интеллектуальной деятельности в интересах общества.

В отдельных странах, закон об авторском праве рассматривает охрану произведений, которые опубликованы на территории данной страны.

Но национальное законодательство по авторскому праву не обеспечивает охраны произведений иностранных граждан (за исключением тех довольно редких случаев, когда эти произведения впервые публикуются на территории страны, предоставляющей охрану). Между тем культурный обмен, призванный опосредствовать авторское право (купля-продажа книг и других произведений печати и т. п.) давно уже приобрел международный характер.

Цель данной курсовой работы рассмотреть деятельность международных организаций в сфере охраны авторских прав (на примере ЮНЕСКО и ВОИС).

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить сущность и содержание интеллектуальной собственности;
  2. Выявить роль международных организаций в осуществлении охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Объектом исследования является комплекс проблем, связанных с охраной авторских прав в международном частном праве. Предметом исследования являются нормы международного частного права, регулирующие деятельность в сфере охраны прав авторов произведений науки, литературы и искусства.

Изучением данной темы занимались следующие авторы: М.А. Рожкова, В.Л. Стефанюк, В.Н. Лопатин, В.А. Носенко и др.

Сущность и содержание интеллектуальной собственности

Эволюция понятия «интеллектуальная собственность»

Интеллектуальная собственность впервые была упомянута французским законодательством в 18 веке («Патентный закон» 1791 г.), где говорилось: «…всякая новая идея является собственностью ее творца». Правда, несколько ранее подобное упоминание встречалось в законе штата Массачусетс (конец 17 в.).

Возникновению данного правового института, способствовали различные предпосылки, такие как: фактор научно-технического прогресса, который стал активно проходить в эпоху Нового времени. Большим поводом для этого процесса стало изобретение в 15 веке Иоганном Гуттенбергом, европейского печатного станка. Печатный станок позволил выйти на новый уровень авторских текстов, что, естественно, вызвало в этой среде конкуренцию за первенство и право приоритета. Самыми подверженными нарушениям, становились добросовестные авторы и иные добросовестные правообладатели, поскольку появилась возможность набора соответствующего текста без их согласия, которые имели такой же печатный станок. Поэтому, изначально законодательство в этой области строится на охранительных началах. Главная функция - защита прав авторов и их преемников. Уже в 17-начале 18 в. появились подобные законы:

1623 г.- «Статут о монополиях» - Англия;

1710 г. - «Статут королевы Анны» - Великобритания.

Однако с этими законами не стоит связывать возникновение института интеллектуальной собственности в полном своем объеме, отражавшими исключительное право лица на владение, пользование и распоряжение созданного им результатом интеллектуальной деятельности. [5-209]

Эти законы в большей мере обеспечивали права издателей и промышленников. Свое наполнение, данная конструкция получает на рубеже 18-19 веков и в последующие времена. Более точное закрепление этого понятия встречается в таких документах, как:

«Парижская конвенция об охране промышленной собственности» - 1883г.;

«Мадридское соглашение о регистрации знаков» - 1891 г.;

«Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений» - 1886 г.

В каком-то смысле апогеем этого роста, стало закрепление понятия «интеллектуальная собственность» во Всемирной конвенции об интеллектуальной собственности (ВОИС) - Стокгольм 1967 г. В конвенции раскрывается следующее определение:

Интеллектуальная собственность – это совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера, возникающих в связи с созданием результатов интеллектуальной деятельности, и, прежде всего, творческой деятельности ее творца, а также ряда иных, приравненных к ним объектов, перечень которых устанавливается как российским, так и зарубежным законодательством. [2; 256]

Применение в науке и практике термина интеллектуальная собственность, происходит не без терний, поскольку его распространение на нематериальные по своей природе объекты, коими являются авторские произведения, иные результаты творческой деятельности, возможно с целым рядом оговорок. Так как правовой режим нематериальных объектов существенно отличается от правового режима объектов материальных. Различия материальных и нематериальных объектов. Данные отличия правового режима собственности в отношении нематериальных объектов, несколько меняющие природу собственности как таковую, не позволяют применять данный термин без соответствующих уточнений и учета данных особенностей. Однако востребованность данного подхода, «живучесть» этой терминологии подтверждена практикой, поэтому сама конструкция интеллектуальная собственность допустима и применима.

Основная характеристика объектов интеллектуальной собственности

К объектам интеллектуальной собственности (ОИС) относят результаты интеллектуальной деятельности, которым может быть предоставлена правовая охрана в соответствии с Гражданским кодексом РФ, часть 4 «Интеллектуальные права и средства индивидуализации»

ГК РФ регулирует институт авторских прав, смежных прав, систему коллективного управления авторскими и смежными правами, патентное право, обозначения, другие виды интеллектуальных прав, а также устанавливает средства защиты прав. [3; 423]

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю, радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Объекты интеллектуальной собственности состоят из результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

К результаты интеллектуальной деятельности относятся:

- Художественные, литературные и научные произведения, программное обеспечение (ПО) -  объекты авторского права.

- Исполнения артистов и дирижеров, постановки режиссеров, передачи по кабелю и в эфир, фонограммы, базы данных - объекты смежных правам.

- Изобретения, промышленные образцы, полезные модели – объекты патентного права

Новыми (часто называемыми также нетрадиционными) объектами промышленной собственности являются селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

К средствам индивидуализации относятся: знаки обслуживания, товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения, наименования мест происхождения товаров

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не признаются результатами интеллектуальной деятельности, они лишь приравниваются к ним по своему правовому режиму.

Основная функция этих средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя, свою продукцию, свои услуги собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж.

Роль России и международных организаций в осуществлении охраны и защиты интеллектуальной собственности

Характеристика деятельности международных и региональных организаций по охране и защите интеллектуальной собственности

Чтобы занять подобающее ему место в современном мире с его разнообразными интересами, авторское право прошло длительный и сложный путь, отражающий медленное, робкое движение человечества к признанию роли закона в регулировании общественных и личных отношений.

Что касается деталей, то единого мнения тут нет. Так, права к XV . Но техника создана в Китае и и неизвестной , а идея на интеллектуального так или признавалась за до того, как Иоганн способ литерами. к распространению и, таким , решающий в интеллектуальной .

полагают, , что понятие существовало и на этапах .

До , как стала заинтересованность в своего , лишь его . В Древней и плагиат как поступок, и не совершенно лицом « ».

Исследования показали, что того не одной , но и получали

от своих . Римские , что обнародование и затрагивает как их , так и личные . авторитетные , что понятие существовало , оно долго не в законодательстве.

В , изобретению , произведений регулировалось . Автор ( , скульптуры или ) собственником объекта и мог его лицу. В размножить чрезвычайно . можно переписать от , что сокращало копий. [7; 98]

печатного на книги , и они более . рукописи размножены для широкой . образом, труда торговли и уже доход . Первыми, кто от , были , получившие на классических . они стали и своих .

С книгопечатания , которому , увеличился. много , чем им удавалось затраты. , возросла , со стороны , перепечатывали уже в книги. , к концу XV , книгопечатание , зародилось ие « пиратство».

С XV и до XVIII книгопечатания с привилегий, в законах и .

, наложенные на , постепенно , в чего привилегий было под . В обстановке , крушением привилегий, и пытались средствами ими права.

Так, в издателей и () потребовала защиты их . 11 января в Палате был проект «О образования за авторами или печатных на время, на ». 10 апреля проект , известным под « королевы ». Это был в истории об праве в указанного , впервые право на произведения.

« Анны» опубликованного право его в течение 21 со вступления в . Для неопубликованных

срок 14 лет с его возобновления на 14 лет при автора.

, Статуту, . В нём ничего не о печатных , а о гравюрах и произведениях. стало , что 1710 не достаточные авторам . о публичном , драматургии и открытым.

В США штатов об появились еще до и революции. В Массачусетс от 17 года , что « собственности, более чем та, результатом его ». Вскоре в США необходимым закон об . Конституция предоставила «поощрять и ремёсел, на срок и исключительное на их ения () и ».

По вопросу о собственности в нет мнения. на право, к году, от не трогать , что ему не . В XVIII понятие « ». Указ, в 27 февраля , предоставляя от незаконного их , определённо автора на , приобретённых у .

Прусское 1794 , что «если получил книги, не нарушить на неё». закон был в году.

В и декрет, в году и до года, и их правопреемникам собственности на . В в 1762 , в Карла, был об авторском с на то, что привилегия на будет « её автору».

В закон об относится к . Он касался произведений. получили в поздних .

охрана берёт в половине XIX в. До практика не категорий, как , или сопоставимых с ней : собственности (а как - и на охрану ) распространяться на овеществлённые (картины, и т. п.). В то же , как следует из произведения, оно - : «Произведение как явление нас выступает как и образов, объективное в труде», « и отражение об »; «произведение мыслительной , а человеческий производить только » - следовательно, и его материальное принципиально . признание , науки и в самостоятельных имело обусловленность, и экономический : внедрение , большого библиотек, книжной , циркуляции , изучение , возможность внутри - это создало для издательского , а интеллектуального сами по практически товара.

В г. в на состоявшемся там произведений и (в нём участвовали обществ , , учёные, из 14 ) впервые высказана о полного в иностранных и . Затем так литературные в (1861 и гг.) и в (1878 г.). На из них ( В. Гюго, И. Тургенев) по юриста Е. принята , в содержалось о конвенции. Там же неправительственная - литературная , с 1884 г. Международной и ассоциацией (), - она и была проект . Итогом стала в г. в Берне дипломатических соглашения, Бернской об литературных и . Это соглашение представителями : Англии, , , Германии, , , Либерии, , и Швейцарии. 5 г. делегаты (за исключением ) ратификационными , и с 5 1887 г. в законную . На 1886 г. о создании из стран-участниц и бюро . Также правила государств к , её изменения и т. д. приняты и окончательный . статья в все двусторонние , устанавливали уровень прав, в же пояснения Конвенции. [10; 158]

15 г. в Париже , на которой декларация, положения и акт к её бернскому . К моменту к четыре : (1888 г.), г.), Черногория г.) и (1896 г.); на также от 14 : Аргентины, , , Бразилии, , , Греции, , , Перу, , , США и Швеции.

К 1896 всего включение в публикации и его как « копий». , представление и , драматических и , выставки искусства к не . К числу следует и к ст. 3, в соответствии с предоставлялась , опубликованному в - Конвенции, в том , когда гражданином , не в Бернский : как заметить, Конвенции , однако был с издателя на .

Следующим Бернской Берлинская г. К этому к присоединились ещё : Япония (1901), и Либерия государств - , на конференции ещё 19 стран, в том и . Результатом явились пересмотр положений и выработка Конвенции с

статей. содержала 30 , и её новеллы к проблемам:

1) 1886 охрану в зависимость от формальностей, в первой . На конференции отказаться от , даже в том , в стране они существуют.

2) конвенции определил и объектов , в него , фотографии и , и пантомимы. , новый права на адаптировать их для аппаратами и публичное инструментами. содержало , что стран-участниц специальные его .[9; 187]

3) Правила, перевода, . Берлинская их действительность на срока права без . Правила года , за тех случаев, страна сохранить их.

4) года охраны в 50 лет, исчисляемых со дня . Однако это не обязательного , т. к. различия в авторских , законом , где защита, с , что охраны не соответствующего , в стране .

Новая более понятие и произведения и о том, что права на охраняться во с

обязательным в национальных , такового не раньше. И, , в образца г. признаны на воспроизведение, и его работ в .

За с 1914 по год к присоединились : Австрия, , , Венгрия, , , Марокко, , , Сирия, , , а также доминионы : , Ирландия, и Южно-Африканская .

Второй в Европе работа в авторского . конвенция существенным в в 1948 . целью было правил и законодательств; учесть научного и . Унификация Конвенции достигнута принципа её над законодательством .

В конференций, и Бернскую , место конференция .[9; 386]

К наиболее текста , во время , следует :

1) чёткое применения , а понятий и публикации.

2) на воспроизведение.

3) кинематографических и к ним (телефильмов и т. п.).

4) прав ( права от имущественных и даже последних).

5) охраны : конференция не по прямого 50- срока . Но с этим она резолюцию, некоторых особое о между продолжительностью пятидесяти лет, со дня автора.

6) установила фольклора (ст. 15, п. 4, п/п «а»).

, объединивший стран, в достаточно структуру авторов, а и торговцев, в сфере.

На (незадолго до и Второй ) система , Бернской , неприемлемой для континента: так, из Америки к присоединилась ; несколько в ней участвовать , , Уругвай, . следует о США: с по 1939 гг. Г. , а затем его на президента Ф. трижды с о присоединении США к , но все эти были ; в 1967 г. на в представитель США об открывающейся его страны к , но присоединение позднее - 1 г.

С 18 августа по 6 г. в Женеве дипломатическая , в участвовали 50 , а также организаций. На была (Женевская) об праве, называют . Конвенция в в сентябре г. Как отмечалось на при разработке , от конвенции не каких-либо проблем; , серьёзно над проектом, к , как разрешить без изменения будущих . Эта же присутствует и в текста , где , что Всемирная в дополнение к « международным » авторских , «не их»; данная не целью , или каким-либо на положения . Не затрагивая соглашений и не государств в , данная была к , чтобы как число в принципе литературы и в плане: как Е. А. , «В участии во государств, не в союз, конвенции её значение. По их , в Женеве должна « », который бы переход к международной авт права во ».

Стремление стран , в , Великобритании, , , сохранить в систему в специальной , к ст. XVII . Эта декларация, в ClausedesauvegardedelaConventiondeBerne(« в отношении »), предусматривает два :

1) Если выйдет 1 1951 г. из союза, то , происхождения она , не будут в Бернского , предоставляемой по .[1; 456]

2) Всемирная об праве не в отношениях , связанными , к охране , происхождения , условиям , является из Бернского .

заключения дальнейшее её и конвенции взаимосвязано. Это как в установлении между конвенции, с , и Межправительственным , в соответствии с , и органами , вопросами , - с другой, так и в совместных , в подготовке и подобных .

В 1971 г. в Париже состоялась дипломатическая конференция, на которой пересматривались положения как Бернской, так и Всемирной конвенций. В соответствии с внесёнными в Бернскую конвенцию изменениями и дополнениями, расширился круг субъектов конвенционной охраны: такая охрана теперь предоставляется гражданам стран Союза и в тех случаях, когда их произведение было опубликовано вне территории стран Бернского союза (а не только лицам, независимо от их гражданства, произведения которых впервые опубликованы на территории стран Бернского союза). Кроме того, в текст Бернской конвенции был включён ряд правил, облегчающих распространение переводной литературы в учебных и научных целях в развивающихся странах.

Всемирная конвенция также была дополнена правилами, касающимися использования произведений в развивающихся странах (они аналогичны правилам, внесённым в текст Бернской конвенции); помимо этого, в неё было включено правило (ст. IVbis) о воспроизведении, публичном исполнении и передаче произведений по радио.

Со времени Парижской конференции 1971 г. и до сегодняшнего дня изменений и дополнений в официальные тексты Бернской и Всемирной конвенций не вносилось.

Участие РФ в международной охране авторских прав

Хотя первыми законодательными актами в области охраны авторских прав в России были цензурный устав и положение о правах сочинителя 1828г., вопросы международной охраны русских изданий возникали на практике и в предшествовавший период, когда охрана прав в этой области основывалась на системе привилегий, предоставляемых государством отдельным типографиям на выпуск книг.

Первый известный случай подобного рода был связан с деятельностью типографии Академии Наук в 1732г., у Академии появился иностранный конкурент, который стал ввозить в Россию книги, перепечатанные с изданий академической типографии. По просьбе Академии императрица Анна Иоановна издала 26 октября 1732 года специальный указ, в котором запретила ввоз в Россию подобных книг.

Интересно заметить, что в переписке великого русского поэта А.С. Пушкина, имя которого связано с созданием первого российского закона в области авторского права, можно найти высказывания, касающиеся непосредственно международной охраны авторских прав. В декабре 1836г. Французский посланник в России А.Г. Берант обратился к А.С. Пушкину с письмом, в котором просил сообщить различные сведенья об охране литературной собственности в России, в частности в отношении того распространяется ли действие соответствующих законов на другие страны.

Первой литературной конвенцией, заключённой Россией с иностранными государствами, были конвенции с Францией «О литературной и художественной собственности» 25марта-6апреля 1861г. Аналогичная конвенция была заключена с Бельгией. На практике значение этих конвенций было невелико, и они практически не применялись. 
В связи с истечением срока действия конвенции Франции и заключением в 1886г. Бернской конвенции широко обсуждали в печати конца 80х начала 90х годов XIX в. вопрос о возможном участии России в Бернском союзе.

Одновременно с этим, представители издателей и книготорговцев, заинтересованных в сохранении полной свободы переводов, принимали различные меры против участия России в каких-либо конвенциях. Но всё-таки Россия заключила ряд соглашений со странами Европы об охране авторских прав. Это были: Конвенция с Францией 10.4.1912 (была заключена сроком на 3 года), с Германией 1.8.1913 (на 5 лет), с Бельгией (1915) и Данией (1915). Все эти договоры прекратили своё действие вследствие истечения срока и аннулирования советским государством такого рода международных договоров, заключённых царским правительством.
Интересно заметить, что СССР, при всей своей нелюбви к капиталистическому западу не допускал со своей стороны грубых нарушений прав, находящихся под охраной международного авторского права.

Долгое время в СССР на практике не признавали внутреннее авторское право, как самостоятельный институт гражданского права способный реально регулировать отношения по поводу создания произведений науки, литературы и искусства. Считалось, что «Социалистическое авторское право, исходя из принципа сочетания личных и общественных интересов, обеспечивает моральное и материальное стимулирование творческих работников к созданию общественно полезных произведений и распространения в массах научных и культурных ценностей». 

Дело в том, что в то время практически не применялась практика улаживания споров, связанных с вопросами авторства в суде, а тем более выплат каких-либо компенсаций за нарушения прав авторов. Это не говорит о том, что такого рода нарушений просто не происходило, но если такие нарушения и рассматривались, то это происходило в порядке рассмотрения на заседаниях соответствующих организаций, таких как союз композиторов, союз писателей и т.д..

Как правило ответственность в таких случаях была чисто дисциплинарно -общественной. Учёные, которые работали в этой отрасли в первую очередь занимались вопросами регистрации авторства и связанных с ней вопросами (сроки, ставки вознаграждения, порядки оформления и др.). [9; 298]

Не смотря на всё это, Советское государство понимало, что вопросы авторства зачастую выходят далеко за границы одного государства. В Москве было образованно целое ведомство, занимавшееся тем, что контролировало порядок использования произведений советских авторов за рубежом. Эти произведения приносили не плохой доход стране, зачастую оставляя непосредственных авторов без достойного вознаграждения (хотя иногда случалось и иное). Практически во всех цивилизованных странах автор полностью получал сумму вознаграждения, а затем платил с неё налоги своему государству. В СССР было всё на оборот, государство полностью получало всю сумму, а затем уже решало стоит ли вознаграждать автора или нет. Я не хочу сказать, что авторы оставались без внимания, некоторые из них получали даже государственные премии (Сталинская, Ленинская и др.), что о тем временам сулило настоящее благосостояние (и не только материальное), но к сожалению, так случалось далеко не всегда. 

Права зарубежных авторов в то время в нашей стране практически не нарушались. После войны в кинотеатрах появилось множество иностранных фильмов, их прокат приносил хороший доход в казну (сравнимый, разве что, с доходом от ликероводочной индустрии), все эти фильмы приобретались только на законных основаниях (закупки, ленд-лизу, обмену и т.д.).

Что касалось зарубежных литературных произведений, то работы современников практически не печатались, а если и печатались, то это, как правило, были работы дружественных советскому режиму авторов, которых Союз умел благодарить за их работу (зачастую в большем размере, чем это требовалось.).

Всесоюзная фирма звукозаписи «Мелодия» огромными тиражами выпускала лицензионные грампластинки зарубежных исполнителей, не забывая при этом исправно платить обладателям прав на авторство.

Однако несмотря на всё это, Союз не спешил присоединятся к международным конвенциям по охране авторских прав. 

Что касается Бернского договора, то Россия присоединилась к нему лишь спустя почти сто лет после его первого опубликования, в ноябре 1993 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение работы отметим, что система международной охраны авторского права в своей основе строится на внутригосударственном праве. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Не смотря на присоединение к Бернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторских прав, 09.07.1993 году был принят на мой взгляд неплохой Закон РФ «Об охране авторских и смежных прав», но и это не смогло повлиять на бедственное положение охраны авторских прав в нашей стране.

Поставленные в начале работы задачи, считаю выполненными.

Мы изучили сущность и содержание интеллектуальной собственности, а также выявили роль международных организаций в осуществлении охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Думаю, что на сегодняшний день в нашей стране, очень крепкая законодательная база для охраны и регулирования всех вопросов, касающихся авторства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Е.Н. Гражданское право: в 3 т. Т. 3: учебник / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. — М.: ТК Велби, 2009. — 800 с.
  2. Бирюков, П. Н. Право интеллектуальной собственности: учебник и практикум для академического бакалавриата — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 352 с.
  3. Близнец А.И. Интеллектуальная собственность в современном мире: монография / под ред. И. А. Близнеца. — М.: Проспект, 2016. — 672 с.
  4. Близнец А.И. Право интеллектуальной собственности: учебник / под ред. И. А. Близнеца. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 896 с.
  5. Богуславский М.М. Интеллектуальная собственность в России и Европейском союзе. Правовые проблемы: сборник статей / под ред. М. М. Богуславского, А. Г. Светланова; Российская акад. наук, Ин-т государства и права, Российско-германский юридический ин-т. — М.: Волтере Клувер, 2008. — 284 с.
  6. Богуславский, М. М. Международное частное право: учебник. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 672 с.
  7. Гаврилов, Э. П. Право интеллектуальной собственности. Краткий курс: учеб, пособие. — М.: Юрсервитум, 2016. — 146 с.
  8. Городов, О. А. Право промышленной собственности: учебник. — М.: Статут, 2011. — 942 с.
  9. Григорьев, А. Н., Еременко, В. И. Евразийское патентное право: комментарий и нормативные правовые акты. — М.: ИНИЦ «Патент», 2012. — 520 с.
  10. Гулъбин, Ю. Т Интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности. — М.: Юрсервитум, 2014. — 232 с.
  11. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. А. Новоселовой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 302 с.
  12. Ревинский, О. В. Право промышленной собственности. Курс лекций. — М.: Юрсервитум, 2017. — 428 с.
  13. Щербак, Н. В. Авторское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 182 с.