Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Детерминация психических явлений с точки зрения энвайроцентрической и социоцентрической систем

Содержание:

Введение

Психология даёт множество определений её собственному предмету, но проблема неопределённости психики была и остаётся вопросом неоднозначным. Психику невоз­можно потрогать и пощупать, подвергнуть прямому исследова­нию. Сложности, возникающие вследствие этого, решались на всём протяжении развития психологии, как науки и нашли отражение во множестве её направлений.

Проблема биологического и социального в психике человека – это одна из основополагающих проблем в психологии. В современное время наиболее распространено мнение, что личность человека является свойством, формирующейся под воздействием двух факторов – биологического и социального [2].

Одна из форм классификации, используемая для рассмотрения систем психологии, разделяет системы по принципу детерминации (установлению причин появления) психических явлений.

Согласно ей, выделяют четыре категории систем:

  • органоцентрические – источник причинности заключен в организме;
  • энвайроцентрические – источник причинности лежит в окружающей среде;
  • социоцентрические – источник причинности находится в социальной группе;
  • нецентрические – причинность не имеет какого-либо одного источника, но заключена в отношениях или в поле событий.

Большинство систем так или иначе попадают в одну из этих категорий. Некоторым свойственна неопределенность, вызванная расхождением во мнениях разными учёными или из-за отсутствия четкой позиции относительно локуса причинности. Более подробно в курсовой работе речь пойдет о энвайроцентрической и социоцентрической системах.

Целью курсовой работы является определение ключевых аспектов, характеризующих энвайроцентрическую и социоцентрическую системы психологии.

Объектом исследования является энвайроцентрическая и социоцентрическая системы психологии.

Предметом исследования является детерминация психических явлений с точки зрения энвайроцентрической и социоцентрической систем.

1. Характеристика энвайроцентрической системы

Энвайроцентрическая система является «духовным наследником» более ранней – органоцентрической системы. Она также основывается на биологическом принципе возникновения психических явлений, но делает акцент на изучении поведения индивида, нежели на работе организма.

Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон (1878 - 1958). Уотсон считал, что именно поведение, а не гипотетическая душа или какой-то иной конструкт, наиболее поддаётся анализу, и именно поведение следует рассматривать в контексте психологии, как науки. Данное направление получило название «бихевиоризм» (от англ, behaviour - "поведение"). Главной задачей в бихевиоризме стало накопление наблюдений за объектом (человеком или животным), с целью в дальнейшем предсказать его поведение наперёд. Набрав критическую массу таких наблюдений, ученые могли бы достоверно описывать психику человека, как сочетание реакций на соответствующую ситуацию или набор стимулов.

Имплицитные постулаты анализа поведения (Б. Ф. Скиннер):

Метапостулаты:

  • Основная цель психологической науки заключается в предсказании и управлении (контроле).
  • Предметом психологической науки является исключительно поведение.
  • Психофизический дуализм не имеет под собой основания, поскольку существует лишь физический мир.
  • Окружающая среда есть единственная причина всякого поведения.

Постулаты:

  • Среда определяет поведение через отбор по последствиям.
  • Поведение детерминированно и закономерно.
  • Поведение потенциально сводимо к биологии и, в конечном счете, к химии и физике (постулат применим в рамках системы, но на деле психологию нельзя сводить к биологии целиком. Отчасти потому, что само поведение является продуктом социального воздействия: либо искусственного научения, либо индивидуально приобретённого опыта, путём слепых проб и ошибок).
  • Личные (скрытые) и публичные (открытые) события обладают однородными физическими измерениями.
  • Внешние (публичные) события, в отличие от внутренних (личных) событий, последовательно (непротиворечиво) подкрепляются.
  • Поведенческие изменения, вызываемые условиями подкрепления, имеют биологическую природу.
  • Методология функционального анализа соотносит средовые независимые переменные с поведенческими зависимыми переменными.

Бихевиористская школа разработала один из основополагающих методов работы с психикой – модификацию поведения, посредством положительного подкрепления. Своим воздействием субъект (воспитатель или психиатр) стремится изменить ненормальное или нежелательное поведение человека, сделав его более приемлемым или желательным [3]. Данная методика относительно примитивна и её нельзя применять к человеку в чистом виде, однако её элементы содержатся в подавляющем количестве техник, применяемых в области психологии, менеджмента, рекламы, образования и др. В наиболее прямых формах метод подкрепления используется в психиатрических клиниках, на фабриках, школах, исправительных заведениях и т.д. где существует чёткая иерархия.

Хотя энвайроцентрическая психология мало используется на практике, её базовые закономерности, таят в себе значительный потенциал для повышения социального благополучия. За долгие годы аналитики поведения расширили диапазон своих исследований, перейдя от обусловливания животных к сложной человеческой деятельности, и продолжают совершать открытие за открытием. Эти исследования вносят вклад в развитие и всех остальных систем психологии.

2. Особенности социоцентрической системы

Ранее рассмотренная энвайроцентрическая психология довольно неконкретна в определении причин возникновения психических явлений [3]. Она изучает, преимущественно, процесс влияния среды на человека, но саму среду (общество или окружающие условия) выносит за скобки, отводя ей роль главного источника стимулов, формирующих личность, но исключая возможность человека на неё повлиять.

Социоцентризм логически продолжает идеи энвайроцентризма, становясь специализированным направлением, исследующем, как раз – детерминацию психических явлений, происходящих в обществе. Так, как общество является частью среды, формирующей окружающую реальность, то это направление можно с полным правом отнести к энвайроцентрической категории.

Предметом исследования в социоцентрической системе выбран социальный дискурс. То есть, внимание уделяется преимущественно взаимоотношениям человека и общества, а также психологическим и социальным явлениям, происходящим в процессе.

Метапостулаты:

  • Индивидуальные характеристики могут быть сведены к дискурсу социальной группы (то есть, к описанию индивидуальности в языковых терминах, принятых в рамках данной социальной группы).
  • Мы структурируем мир лингвистически, а не когнитивно. Требование истинности заключается в сочетаемости слов, содержащих в себе логическое утверждение (пропозицию).
  • Социальный дискурс — единственная форма знания, и это знание не выходит за рамки той социальной группы, для которой характерен данный тип дискурса.

Постулаты:

  • Психология изучает социальный дискурс как единственный базис знания.
  • Социальный дискурс содержит истину или знание только на локальном уровне, на котором порождается данный тип дискурса.
  • Каузальность возникает не под действием внутренних факторов (души, мозга, воли или других индивидуальных конструктов), её источник находится в социальном сообществе.

Социоцентрическая система предусматривает два варианта детерминации психических явлений: социальный конструктивизм и постмодернизм. Последнее направление получило развитие, главным образом, в конце XX века.

В рамках социального конструктивизма, формирование личности, воспитание и образование рассматриваются как подготовка к жизни в обществе, к выполнению определенных социальных ролей. Конечные цели всего процесса формирования личности определяются потребностями общества, человек же рассматривается как средство их удовлетворения и достижения. Предпочтение отдается таким средствам воспитания, которые нивелируют личность, сглаживают индивидуальность, усредняют её. Важной особенностью данной модели является авторитарный характер педагогических отношений. Воспитуемый пассивен, он понимается как объект воздействия. Акцент делается на государственные формы воспитания, жесткие структурные элементы сложившегося социального института образования, при этом принижается роль семьи, родителей в воспитании детей. Причем данная система носит тем более авторитарный характер, чем более авторитарно государство, общество. В результате формируется человек-винтик большого социального механизма, так называемый маленький человек, не осознающий и не несущий ни за что ответственности. Такая система имеет склонность к формам скорее негативного подкрепления, чем позитивного.

В противовес социальному конструктивизму выступает постмодернизм, занимая противоположную крайность взаимодействия человека и общества. В понимании постмодернизма, человек, как осознанная личность – первичен по отношению к обществу, и именно он имеет право подстраивать общество под себя, нежели выполнять роль, которую отводит человеку конструктивизм. Суть постмодернизма состоит в осознании различных форм рациональности, способов общественного устройства, характеров, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния.

Постмодернизму характерно критическое отношение к обществу и своеобразная философская позиция. Основу его идеологии составляет сближение философии и искусства. По философии постмодернизма нет «вечных ценностей» и авторитетов, так как они препятствуют творческой реализации. Постмодернизм утверждает, что любое знание является производным элементом от социальной группы, которая его конструирует, и что познающий неотделим от общественной культуры, которая предоставляет ему инструменты познания. Знания, по утверждению постмодернистов, всегда относительны. Знания могут отражать ценности одной социальной группы, но не иметь никакого смысла в рамках иных социальных групп.

Большинство сторонников постмодернизма отрицают необходимость в поддержании общечеловеческих ценностей, но допускают существование объективного научного знания, которое остаётся в силе, вне зависимости от местных культурных особенностей. Однако даже научное знание неспособно полностью освободиться от социальных влияний.

Постмодернизм принимает феноменологию, экологию и ролевую психологию как родственные постмодернизму направления, а также отмечает ряд других направлений психологии, развивающихся в сторону постмодернизма (социальная психология, патология).

Выводы по главе 1 и 2

По мнению автора курсовой работы, исчерпывающее определение детерминации психических явлений в контексте проблематики энвайроцентрической и социоцентрической систем, ещё в 19 веке сформулировал немецкий философ Людвиг Фейербах. Сделал он это в следующем высказывании:

«Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека».

Перефразируя эту цитату простым языком: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создаёт по своему образу общество, которое призвано удовлетворить его потребности, а затем уже это общество (социальные институты, коллективное воздействие людей, государство), сознательно и произвольно создаёт внутри себя человека, по образу того общества, в котором он находится. Чем богаче и насыщеннее общество – тем более разносторонними и индивидуальными становятся люди внутри него, потому что общество позволяет это делать».

В идеале, любая социальная структура, претендующая на дальнейшее развитие, в равной степени обязана придерживаться позиций, как «конструктивизма», так и «постмодернизма». Взаимоотношения человека и общества должны быть равноценными и избегать дисбаланса в распределении ответственности и полномочий. В противном случае, злоупотребление одной из двух крайностей может превратить общество либо в тоталитарно-фашистскую диктатуру, либо раздробить его на множество анархичных общин, участников которых объединяют только законы природы.

Кейс

Вопрос 2. Прочитайте кейс, проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы, обосновывая свое мнение.

  1. Напишите примерный план психотерапии в ключе конструктивизма для клиента, обратившегося с проблемой семейного кризиса.
  2. Какие задачи будет ставить перед собой психотерапевт?
  3. Охарактеризуйте позицию психотерапевта и особенности терапевтических отношений при данном подходе.

1. Само название концепции «структурная семейная психотерапия» предполагает понимание психотерапевтом закономерностей и механизмов функционирования семьи, как социальной ячейки. Для того чтобы провести психотерапевтическое вмешательство, психотерапевт должен узнать подробности семейной жизни пациента. Сделать это можно различными способами: с помощью расспросов, тестов и иных методик, удобных специалисту и пациенту. Выяснив текущее состояние семейной структуры, психотерапевт сопоставляет её с оптимальным шаблоном поведения, которого должны придерживаться участники семейных отношений. Работа психолога состоит в корректировке шаблонов поведения и балансировке социальных ролей в данной конкретной семье, чтобы сделать её более адекватной условиям внешней среды и потребностям каждого из членов семьи.

2. В процессе работы с пациентом, психотерапевт ставит перед собой следующие задачи:

  1. Определить структуру семьи пациента, излюбленные паттерны семейного взаимодействия; подобрать для них возможные альтернативы.
  2. Определить гибкость системы, потенциал её изменения и совершенствования;
  3. Понять позицию каждого из членов семьи, установить их ожидания по отношению к остальным её членам;
  4. На основании полученной информации, выдвинуть гипотезу о сути семейной проблемы и продумать перечень изменений, необходимых для восстановления структуры семьи.
  5. Помочь членам семьи создать эффективную модель взаимоотношений, отражающую текущие реалии их жизненной ситуации. Установить оптимальную стратегию поведения, гарантирующую успешность прохождения семьёй последующих жизненных этапов.

3. Целью терапии является структурное изменение отношений в семье, а решение проблемы – побочный продукт этих изменений. Семейный психотерапевт присоединятся к системе, чтобы помочь её членам адекватно воспринять своё место в ней. Меняя границы и перестраивая подсистемы, терапевт учитывает поведение и переживания каждого члена семьи. Он не решает проблемы – это задача семьи. Специалист лишь помогает ей в этом, видоизменяя её функционирование.

Психотерапевты структурного направления считают семейную систему адекватно функционирующей в том случае, если она обеспечивает взаимную поддержку и автономию отдельных своих членов. Проблемы в функционировании семьи чаще возникают в форме нарушения личных границ, несоответствия социальным ролям, неравномерном распределении ответственности и полномочий в семье.

Зачастую, применение структурной семейной психотерапии имеет смысл лишь в отношении четырех клинических типов семей: с низким социально-экономическим статусом, с психосоматическими симптомами, страдающих алкоголизмом, а также семей наркоманов.

Заключение

Психикой признается свойство высокоорганизованной живой материи, выраженное в способности субъективно отражать события объективной реальности и регулировать на её основе свою деятельность и поведение [1]. Человек является биосоциальным существом, потенциал развития которого обусловлен не только биологически, но и социально-историческим опытом прижизненного развития.

Одна из форм классификации, используемая для рассмотрения систем психологии, разделяет системы по принципу детерминации психических явлений (установлению причин появления). Согласно энвайроцентрической системе, источник причинности психических явлений лежит в окружающей среде; социоцентрической — источник причинности находится в социальной группе.

Энвайроцентрическая система является «духовным наследником» более ранней – органоцентрической системы. Она также основывается на биологическом принципе возникновения психических явлений, но делает акцент на изучении поведения индивида, нежели на работе организма.

Социоцентризм представлен двумя системами — социальным конструктивизмом и постмодернизмом. Последнее направление получило развитие главным образом в конце XX века.

В социальном конструктивизме предпочтение отдается таким средствам воспитания, которые нивелируют личность, сглаживают индивидуальность, усредняют её. Важной особенностью данной модели является авторитарный характер педагогических отношений. Нормы и правила организации общества имеют большую ценность, чем отдельно взятая личность.

В понимании постмодернизма, человек, как осознанная личность – первичен по отношению к обществу, и именно он имеет право подстраивать общество под себя, нежели выполнять роль, которую отводит человеку конструктивизм. Суть постмодернизма состоит в осознании различных форм рациональности, способов общественного устройства, характеров, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния.

Список литературы

  1. Векилова, С. А. История психологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Векилова, С. А. Безгодова. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 324 с.
  2. Ефременко В.В., Мищенко В.И. Основы психологии и педагогики: Учебно-методическое пособие / Ефременко В.В., Мищенко В.И. – М.: Изд-во «Перо», 2017. – 232с.
  3. Смит Н. Современные системы психологии. История, постулаты, практика. Санкт Петербург. ...  Современные системы психологии/Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева — СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  4. Естественно-научный подход в современной психологии / под ред. Барабанщикова В.А.. – М.: Институт психологии РАН, 2014. – 880 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271645&sr=1#
  5. Пешкова, В. Е. П23 Мозг и психика. Теория системного подхода в психологии : монография / В. Е. Пешкова. – 3-е изд. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 628 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=274426
  6. Багадина Л.П. Основы общей психологии. Учебное пособие. /Л.П. Багадина, - 2-е изд. стер., - М.: Флинт, 2013, 448с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=103315
  7. Гуревич, Павел Семенович. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов /П.С. Гуревич.  M.: ЮНИТИ­ДАНА, 2015. 559 с. 

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=118128

  1. Дементий Л.И. Методологические основы психологии/ учебное пособие. Л.И. Дементий, А.В. Колодина, - Омск., Изд-во. Ом.гос.ун-та, 2014, т – 100с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=237145