Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Авторское право» .

Содержание:

Введение

Коренные преобразования в нашей стране (в 90-х годах ХХ в.), повлекшие смену политических и экономических основ российского государства, были связаны в первую очередь с существенными изменениями идеологии, социальной структуры общества, реформированием экономической системы, и прежде всего отношением к собственности.

Возникла потребность в осознании каждым человеком своего нового социального статуса, положения в социально - неоднородном обществе. Старшее поколение, не имевшее личного опыта жизни в условиях рыночной экономики, в значительной степени не смогло сразу перейти в новую формацию. Молодое поколение, родившееся после реформ и не имея жизненных устоев, также оказалось не готово к новым реалиям жизни. В результате каждый человек стал сам искать и по возможности находить свое место во вновь сформировавшемся обществе. Кому-то это далось легко, другим трудно, третьи же до сих пор не могут найти себя.

Тяжелее всего в переломный момент оказалось авторам, потребителям и людям, занимающимся защитой объектов интеллектуальной собственности.

Нормативные документы, регламентировавшие правоотношения в интеллектуальной собственности, устарели, права не охранялись, авторов обманывали ввиду отсутствия у них и "новых интеллектуальных дельцов" экономической культуры личности, т.е. знания своих прав и обязанностей, под видом одного вида продукции выпускался другой, этикетка стала основным двигателем торговли.

Кроме этого, отсутствовали люди, умевшие защищать авторские права и смежные права, не были сформированы гражданские институты в данном направлении, отсутствовали общества по защите прав, цепочка "автор - правообладатель - изготовитель - реализатор - потребитель" только начинала приобретать ощутимые очертания, все было отдано одному - стихийной рыночной торговле.

Правоохранительные и контролирующие органы также оказались на данном этапе не способными противостоять нахлынувшей на страну "рыночной лихорадке". В результате "политика джунглей" - "каждый сам за себя" и девиз "разделяй и властвуй" во времена "денежного безвластия" играли основополагающую роль.

Но те времена уже проходят, формируется новая политика жизни и общения, люди хотят жить тихо, спокойно, иметь гарантии, что они могут придумывать новые произведения, товары и их права будут надежно защищены, авторы получат полагающееся вознаграждение, а потребитель сможет в полном объеме воспользоваться их творениями.

В результате и исходя из становящихся перед обществом и конкретно перед человеком (личностью) конкретных экономических целей и задач, направленных на формирование нового общества, основную роль будет играть экономическая культура личности.

Как человек будет воспитан с детства, какие качества ему будут привиты в самом начале жизни, какие нормы культуры, и в первую очередь экономической, отношение к собственности он получит, во многом будут зависеть его жизненные устои и отношение к нему людей.

И вот здесь одним из элементов становления человека является его отношение к интеллектуальной собственности.

1. Понятие авторского права

В области интеллектуальной собственности Россия является правопреемницей СССР, участницей Конвенции от 14 июля 1967 г., учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

В России принят целый блок отвечающих цивилизованным требованиям законов и иных нормативных правовых актов в области интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность — это совокупность личных неимущественных и имущественных исключительных прав на результаты интеллектуальной и, в первую очередь, творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.

Правоотношения, связанные с творческой деятельностью, можно разделить на четыре правовых института: авторское право и смежные права; патентное право; средства индивидуализации участников гражданского оборота, их продукции, работ, услуг; иные нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

Авторское право является самостоятельным институтом российского гражданского права.

Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

Эти отношения возникают в результате создания произведения автором. С момента создания произведения, у автора появляются личные неимущественные права, а также исключительные имущественные права на использование произведения. На базе имущественных прав заключаются различные авторские договоры.

Авторское право имеет территориально-ограниченный характер. Российское авторское право за рубежом не действует. С другой стороны, произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом, охраняются в России не во всех случаях.

Основным правовым актом в сфере авторского права является Закон РФ от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах», который, однако, в соответствии с Законом РФ от 18 декабря 2006года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» признается утратившим силу с 1 января 2008 года(аналогично ряду законов касающихся права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).

Это обусловлено тем, что готовясь вступить в ВТО, Россия начала активно приводить в соответствие с мировыми стандартами свое законодательство об охране авторских прав. Этот процесс, как и сама процедура переговоров со всеми членами ВТО, растянулась на несколько лет. Два года назад в российский закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года были внесены серьезные поправки. В результате был увеличен срок охраны авторских прав после смерти автора с 50 до 70 лет, а Интернет стал попадать под действие закона, расширилась возможность для пострадавших по выдвижению требований для наказания нарушителей через суд и так далее. Однако, законотворческий процесс на этом не завершился и в декабре 2006 года была принята часть четвертая ГК, посвященная исключительным правам (интеллектуальной собственности), который в соответствии с статьей 1 ФЗ №231 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» Вводится в действие с1января 2008 года.

В части четвертой Гражданского кодекса РФ регулируются отношения в сфере охраны интеллектуальной собственности. О важности этого документа говорит то, что первый вице-премьер Дмитрий Медведев отметил, что кодификация гражданского законодательства в целом завершена, и сравнил это событие с принятием Конституции страны.

Текст части четвертой ГК РФ систематизирует шесть основных действующих законов об авторском праве, учитывая правовые особенности тех объектов права, которые ранее не были четко урегулированы.

В частности, речь идет о коммерческих обозначениях, ноу-хау и доменных именах. Законодатель вводит полный перечень видов и объектов интеллектуальной собственности и регламентирует порядок использования результатов последней, а также предусматривает дополнительные гарантии защиты прав авторов. Под авторами понимаются не только создатели произведений литературы, искусства и науки, но и изобретатели, создатели промышленных образцов, полезных моделей, селекционных достижений, фирменных наименований, программ для ЭВМ, баз данных и средств индивидуализации на коммерческие обозначения.

Впервые законодательно закрепляются нормы, устанавливающие в качестве меры ответственности за грубое нарушение исключительных прав конфискацию у нарушителя оборудования, устройств и материалов, а также ликвидацию или прекращение регистрации нарушителя.

"Речь идет не только о том, чтобы восстанавливать права, возмещать убытки, но и в ряде случаев добиваться ликвидации самого юридического лица, что раньше в законодательстве отсутствовало, - отметил, в частности, Дмитрий Медведев. - На наш взгляд, это позволит укрепить именно гражданско-правовую ответственность в данной сфере. Но, вне всякого сомнения, мы должны использовать и уголовно-правовые санкции, и административную ответственность. Только триединая ответственность может дать результат..."

Нужно учесть, что в настоящее время:

  • положения Раздела IV Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.91 «Авторское право» утратили силу 3 августа 1993 г.;
  • нормы ст. 475-516 ГК РСФСР 1964 применяются лишь в части, не противоречащей: 1) Закону РФ от 09.07.93 «Об авторском праве и смежных правах»; 2) Закону РФ от 23.09.92 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; 3) Закону РФ от 23.09.92 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; 4) Закону РФ от 23.09.92 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; 5) иным законам и нормативным правовым актам, регулирующим отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права);
  • Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, то применяются правила международного договора (статья 3 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). Ряд положений, содержащихся в международных договорах, не закреплен в российском законодательстве.

В связи с этим судам необходимо учитывать, что в настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров, регулирующих данные правоотношения:

- Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

- Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);

- Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

- Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.);

- Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).

Таким образом, авторское право в настоящее время состоит из норм ст. 475-516 ГК РСФСР 1964, Закона «Об авторском праве и смежных правах», Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем», некоторых норм Патентного закона РФ от 23.09.92, Закон РФ от 06.08.93 «О селекционных достижениях», Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и изданных в соответствии с ними иных правовых актов.

Оно является составной частью действующего на территории Российской Федерации гражданского законодательства.

Авторское право распространяется на произведения обнародованные, необнародованные и находящиеся в какой-либо иной объективной форме. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» не упоминается о том, что объективная форма, в которой выражено произведение, должна позволять «воспроизводить результат творческой деятельности автора».

Закон «Об авторском праве и смежных правах», перечисляя объективные формы произведения, оставляет этот перечень открытым. Такими формами, в частности, являются:

  • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
  • устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.).

Авторское право как составную часть гражданского законодательства (как подотрасль последнего) следует отличать от «прав автора» или «авторских прав». Дело в том, что права автора (авторские права) суть субъективные права лица, которые включают:

    • неимущественные права (такие, как право авторства, право на имя, на обнародование, защиту репутации автора);
    • имущественные права (такие, как право на авторское вознаграждение, исключительные права на использование, право на переделку произведения и др.).

Авторское право распространяется также на любые программы для ЭВМ и базы данных.Установлено, что:

    • программа для ЭВМ — это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получить определенный результат. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;
    • база данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (ст. 1 Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»).

Авторское право охватывает также законодательство о топологии интегральных микросхем (ИМС). При этом необходимо знать, что:

    • топология ИМС — это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов ИМС и связей между ними;
  • ИМС — это микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие (ст. 1 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем»).

Правовая охрана предоставляется только ИМС созданной в результате творческой деятельности автора (т.е. оригинальной).

Закон «Об авторском праве и смежных правах» охватывает не только авторское право, но и смежные права — правоотношения, возникающие в связи с созданием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Авторское право не распространяется на:

    • официальные документы (федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, продолжающие действовать на территории России законы СССР, судебные решения, акты Президента РФ и Правительства РФ, акты исполнительных органов власти всех уровней, иные тексты законодательного, судебного и административного характера) и их официальные переводы;
    • государственные символы и знаки (флаги, гербы СССР, РСФСР, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ордена, медали, денежные знаки, иные государственные символы и знаки);
    • произведения народного творчества (сказки, песни и др.);
    • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (как опубликованные в печатных СМИ, так и переданные по радио, телевидению и т.д.).

Авторское право не распространяется также:

    • на идеи, методы, расчеты, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты;
    • на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента, в т.ч. на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 475 ГК РСФСР 1964 не признается авторское право на фотографии и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, если на каждом экземпляре произведения не указаны имя автора, место и год его выпуска в свет.

2. Объекты авторских правоотношений

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующее в любой объективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

В соответствии со ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и ст. 475 ГК 1964 объектом авторского права являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические, а также сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без такового;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы, другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
  • другие произведения, например производные (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки), а также сборники (энциклопедии, антологии, базы данных, другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда).
  • Иные результаты творческой деятельности, прямо указанные в законах, посвященной правовой охране произведений, программ и баз данных для ЭВМ, топологий ИМС.

Объектом авторского права являются произведения обнародованные или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме.

Произведение может существовать в любой объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной, других формах. Программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ) относятся к литературным произведениям, а базы данных - к сборникам, так как по своей природе они являются составными произведениями1.

Авторским правом охраняются элементы формы и элементы содержания произведения: язык, художественные образы, последовательность изложения, а также — тема, сюжет, идейные достоинства и т. п.

Авторским правом охраняются также части произведения при условии, что они являются творческими и оригинальными. Названия произведений, по общему правилу, не охраняются, однако если в них есть творческое начало и они достаточно объемные, то могут охраняться.

Произведение охраняется авторским правом независимо от его достоинств ( художественного уровня).

Оно охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной, являются уникальными, не повторяющимися при параллельном творчестве, оригинальными.

Не распространяется авторское право на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Не являются объектами авторского права официальные документы и их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания, для его возникновения и осуществления не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Если же автор желает обеспечить доказательство того, что именно он является автором произведения, он может зарегистрировать свое авторство в нотариальной конторе, а также в общественных или в государственных организациях. Наиболее часто авторы регистрируют свои произведения в Российском авторском обществе.

РАО - некоммерческая общественная организация, действующая на основе равноправного и добровольного членства, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности.

Для того чтобы осуществить регистрацию произведения, необходимо представить следующие документы:

- оригинал произведения, в котором на титульном листе указаны фамилия, имя, отчество автора (авторов), название произведения, время его создания;

- копию произведения, так как оригинал остается у автора (авторов);

- паспорт;

- заявление установленного образца;

- аннотацию (в одном экземпляре).

Регистрация осуществляется только физическими лицами (независимо от того, кому принадлежат исключительные права на произведение, физическому или юридическому лицу). За регистрацию взимается плата. Автору произведения выдается свидетельство, которое может быть использовано в качестве доказательства при разбирательствах в судах. Но при этом следует иметь в виду, что сам факт регистрации не создает авторского права.

Пунктом 1 ст. 9 Закона N 5351-1 установлено, что обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права. Данный знак помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

- латинской буквы "С" в окружности;

- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

- года первого опубликования произведения.

Знак охраны указывает на то, что данное произведение охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заинтересованные произведением лица получают информацию о том, кто является обладателем прав на данное произведение, и могут обратиться к автору с предложением о заключении авторского договора о передаче авторских прав.

В соответствии с Всемирной конвенцией об авторском праве (Женева 06.09.1952) все условия по охране авторского права считаются выполненными, если все экземпляры, начиная с первого опубликования, вышли в свет с надлежащим знаком охраны. В 1973 г. СССР присоединился к вышеуказанной Конвенции. По международным обязательствам Россия является правопреемником СССР2.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

3. Субъекты авторских правоотношений. Соавторство и его виды

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники, Российское государство в целом.

Автором признаются лица, чьим творческим трудом создано произведение, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Субъекты авторского права делятся на первоначальные и производные.

По действующему законодательству первоначальными субъектами авторского права могут быть только физические лица, чьим творческим трудом было создано произведение. В ряде случаев произведения создаются не одним автором, а несколькими (то есть в соавторстве).

Если произведение создано двумя или большим числом лиц, то оно считается созданным в соавторстве.

Труд соавторов может быть однородным или разнородным, их взаимоотношения определяются соглашением, основанным на принципе единогласия3.

Соавторство бывает неделимым (если произведение нельзя разделить на самостоятельные части, созданные отдельными соавторами) и делимым. Если соавторы разошлись во мнениях о том, как использовать произведение, то при неделимом соавторстве вопрос об использовании может решить суд, а при делимом соавторстве каждый соавтор вправе использовать свою часть произведения.

Авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (коллективное произведение), принадлежит им совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение. Согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах « каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, без согласия остальных, если иное не предусмотрено договором между ними. Ни один из соавторов, неделимого произведения, не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

При создании программ для ЭВМ соавторство имеет различные виды. В одном случае имеет место совместная творческая деятельность двух и более физических лиц, и каждый из создателей в последствии признается автором программы в целом. В другом случае, если части программы имеют самостоятельное значение, каждый из ее создателей имеет право авторства на созданную им часть. В последнем случае срок окончания действия авторского права на базу данных и на программу для ЭВМ, которые созданы в соавторстве, исчисляется со времени смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Топология ИМС созданная в соавторстве, закрепляет авторские права за каждым из создателей. Лица оказавшие автору только техническую, организационную или материальную помощь либо способствовавшие оформлению права на использование топологии права авторства не имеют. Д Так как данный факт обусловлен отсутствием творческого вклада в создание топологии, то есть основного условия для автора.

Соавторство не распространяется на лиц самостоятельно создавших произведения, являющиеся частями другого (более объемного) произведения. Аналогично, лица один из которых, использовал чужое произведение, но при этом создал творчески самостоятельное произведение не являются соавторами. В приведенных случаях отсутствует совместное творчество двух и более лиц, равно как и единый результат этой деятельности.

Соавторство отлично от других видов сотрудничества двух и более лиц, и в частности: технического сотрудничества; сотрудничества автора и переводчика; сотрудничества с лицами, осуществляющими литературную, редакторскую и схожую по характеру обработку.

У составителей сборников и других составных произведений авторское право возникает на осуществленные ими подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство).

Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит также авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку, их право возникает при условии соблюдения прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторами аудиовизуальных произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария (сценарист), автор музыкального произведения (композитор), специально созданного для этого произведения.

Смежные права примыкают к авторским, однако полностью с ними не совпадают.

Субъектами смежных прав признаются:

а) производитель фонограммы, если:

  • он является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение в Россий ской Федерации;
  • фонограмма впервые опубликована в Российской Федерации;

б) исполнитель, если:

  • он является гражданином России;
  • исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;
  • исполнение, постановка записаны на фонограмму (при условии, что она охраняется в соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах»);
  • исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу эфирного или кабельного вещания. В этом случае смежные права признаются за организацией, если она имеет официальное место нахождения на территории России и осуществляет передачу с помощью средств, расположенных на территории России.

На произведения, обнародованные либо не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, авторское право признается за авторами и их правопреемниками - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Большое число произведений создается авторами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей. Трудовые отношения опосредствуются трудовым договором (контрактом). Автором произведения является работник, создавший его, ему принадлежит право на имя автора, на обнародование произведения и внесение в него изменений, исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю (если иное не предусмотрено соглашением).

Субъектами авторского права после смерти автора являются его наследники или лица, которым он завещал свои авторские права.

Когда после смерти автора на его авторские права никто не заявляет требований в силу права наследования по закону или по завещанию, то имеет место вопрос об относимости к выморочному имуществу объектов авторского права. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность государства. Возникает вопрос о эффективности такого наследования. Например, в дореволюционной России не все выморочное имущество переходило госказне. На этот счет в Гражданском уложении имелось более десятка правовых норм, регламентирующих порядок обращения с выморочным наследством. Выморочное имущество, оставшееся после членов университета и чиновников учебного ведомства Министерства народного просвещения или ведомства императрицы Марии, обращалось в пользу тех учебных заведений, при которых умершие находились. Такое же право предоставлялось законом в пользу Императорской академии художеств. Когда после умерших ссыльных не оказывалось в месте ссылки прямых наследников, то движимое имущество их не обращалось к наследникам, пребывающим во внутренних губерниях, а поступало в экономический капитал ссыльных.

Представляется, что подобная законодательная регламентация порядка обращения с выморочным имуществом (наследством) могла бы пригодиться и современной России. Но в современной России, особенно в сфере исключительных (изобретательских, авторских, "смежных" и тому подобных) прав, субъектом правоотношений в определенных законом (ст. 1151 ГК РФ) случаях становятся не структуры, подобные указанным выше дореволюционным, в т.ч. общественные, а само федеральное государство. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет охрану авторских прав умершего автора в течение срока их действия при отсутствии наследников (п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве и смежных правах), т.е., по сути, выполняет некоторые функции наследника авторского права. По общему правилу государство не становится и не может становиться субъектом авторских прав. Однако в ГК РФ вопрос о том, кто же получает свидетельство о праве на наследство авторского права и как дальше происходит реализация государством этого права, отдельно не освещен.4

В современном наследственном праве вопросы интеллектуальной собственности не разделены с собственностью вообще, а поэтому авторское право при определенных условиях, указанных в ст. 1151 ГК РФ, так же как и любая вещь, признается выморочным имуществом. А это влечет переход его к монопольному владению государством. Представляется, что такое положение дел является не только юридически, но и философски, гуманитарно неверным, а поэтому здесь возможны очень серьезные социальные и правовые ошибки. В дореволюционной России этот вопрос решался кардинально противоположно.

В одном случае наследство, оставшееся без наследников, не становилось выморочным. Этот случай как раз и касался авторского права. По Закону от 20 марта 1911 г. если автор не распорядился при жизни своим авторским правом и после него не осталось наследников, то авторское право прекращалось со дня смерти автора (ст. 6951), а не переходило к государству или иным союзам. В таком случае юридическая практика считала авторское право общественным достоянием. Почему нынешнее законодательство не учло достаточно богатого опыта в этом вопросе Российской империи, неизвестно. То есть государство, издавая законы, но в то же время в гражданско-правовых отношениях являясь равноправным субъектом, превысило свои полномочия и обратило в свою собственность не принадлежащее ему имущество, имущественные и неимущественные права, оставшиеся после смерти собственника бесхозяйными.

4. Личные и имущественные права авторов. Срок действия авторских прав

Права авторов можно разделить на личные неимущественные, то есть не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности автора, и правомочия имущественного характера, которые включают правомочия по использованию произведения. Например, право на имя, право на неприкосновенность произведения имеют неимущественный характер. Такие неимущественные права автора, как право на имя, право авторства, принадлежат гражданину от рождения или в силу закона и являются неотчуждаемыми и непередаваемыми (ст. 150 ГК). Важнейшим из имущественных прав является право на вознаграждение.

Данные права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными. Закон указывает, что только сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные с осуществлением авторских правомочий, и прежде всего с использованием произведения. Действующее авторское законодательство хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает эти права исчерпывающим образом.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторстваОбычно оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая далее возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. Право авторства характеризуется следующими чертами:

  • оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;
  • оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;
  • оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;
  • наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него.

В соответствии со ст. 479 ГК РСФСР 1964 г., Законом «Об авторском праве и смежных правах», Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» автору принадлежит право на:

  1. опубликование — т.е. выпуск в свет произведения (фонограммы, если речь идет о смежных правах) с согласия автора (производи теля фонограммы) в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения (фонограммы);
  2. воспроизведениет.е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в т.ч. в форме звуко- и видеозаписи; изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ;
  3. выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление их экземпляра с согласия автора неопределенному кругу лиц (в т.ч. путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста) при условии. Что количество таких экземпляров должно удовлетворять потребности этого круга лиц, принимая во внимание характер указанных произведений;
  4. распространениеРечь идет о случаях, когда опубликованное или воспроизведенное произведение реализуется путем передачи другим лицам права собственности на его материальные носители (например, на книгу, на альбом нот). Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено (книга, пленка и др.). Передача права собственности на материальный объект (например, по договору купли-продажи, мены) или права владения (например, при передаче во временное безвозмездное пользование нескольких экземпляров опубликованного произведения) не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (за исключением реализации произведений изобразительного искусства).

Распространение программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе (базе данных), сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для таких целей. Авторское право на программу для ЭВМ и базу данных также не связано с правом собственности на их материальный носитель.

Указанные выше права могут осуществляться только дозволенными законом способами. Действующее законодательство Российской Федерации запрещает, например, незаконное распространение порнографических материалов или предметов (в т.ч. печатных изданий, видеофильмов и др., ст. 242 УК), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК).

Автор имеет право публиковать, воспроизводить и распространять свое произведение как под своим именем, так и под псевдонимом либо анонимно.

В соответствии с правом на имя автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно)Выбирая один из этих особое обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Оно включает собственно имя, фамилию автора, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая того или иного народа, населяющего нашу страну (если автор - представитель этого народа, этой народности, п. 1 ст. 19 ГК) .Он имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение.

Публикация произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать его права, обеспечивать их осуществление. Данное правило действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Автор имеет также право на вознаграждение за использование произведения другими лицами. Однако в ряде случаев, прямо предусмотренных в законе, автор не получает вознаграждения, в частности, если:

  • произведение воспроизводится в личных целях, цитируется (в оригинале и переводе) в научных, исследовательских, полемических, информационных, критических целях из правомерно опубликованного;
  • в газетах (передачах в эфир, сообщениях по кабелю) воспроизводятся публично произнесенные политические речи, доказательства и т.п.;
  • произведение используется путем репродуцирования;
  • используются произведения, постоянно расположенные в местах, открытых для всеобщего посещения.

Нужно также иметь в виду, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи (но не других сделок), то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право распространять экземпляры произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Из всего комплекса прав автора одним из важнейших является право на неприкосновенность произведения. Запрещено, без согласия автора, вносить какие бы то ни было изменения в само произведение и в его название, в обозначение на произведении имени автора. Воспрещается вносить изменения при издании (обнародовании) произведения, при публичном исполнении, при ином использовании произведения.

К «иному использованию» можно отнести:

  • импорт экземпляров произведения в целях распространения. Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

В данном случае за автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако, если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля за импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки его нарушения. Если же ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт (ввоз в личных целях, для участия в выставке и т. п.);

  • публичный показ. Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств, например диапозитива. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

  • перевод произведения. К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

Право на перевод, по действующему российскому законодательству, признается за автором или его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. Оно не предусматривает возможности выдачи так называемой принудительной лицензии на перевод, которую можно вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве.

  • право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности он не может требовать доставки ему произведения.
  • право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его сущность заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т. п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В принципе рассматриваемое право является разновидностью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняется лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна.
  • возможность участия в реализации своего проекта при разработке документации на строительство. Возникающие при этом отношения регулируются Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г. В указанном Законе подчеркивается, что заказчик и подрядчик, реализующие архитектурный проект, должны привлекать архитектора — автора проекта к участию в разработке проектной документации на строительство, а также к авторскому надзору за строительством. Последний осуществляется на основании особого гражданско-правового договора, который заключается между заказчиком и разработчиком проекта.
  • правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

Также только с согласия автора произведения можно производить следующие действия:

  • иллюстрировать (рисунками, фотографиями, схемами, картами и т.п.);
  • дополнять предисловиями и послесловиями. Однако, содержащиеся в издании сведения об авторе (в виде краткой информации о творчестве автора, справочных данных о самом авторе и т.п.) не являются предисловием (послесловием);
  • комментировать. Имеется в виду разъяснение смысла тех или иных частей, а также произведения в целом (его сюжета, замысла, цели и т.д.);
  • любым иным образом пояснять (историческими или географическими справками, статистическими данными, смысловыми пояснениями и т.п.). Нельзя снабжать произведение и аннотацией, рекламными материалами и т.п.

Выше приведенное не относится к самому материальному носителю (материальному объекту), в котором выражено произведение.

Согласно ст. 481 ГК РСФСР 1964 г. автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану неприкосновенности своих произведений после своей смерти.

Под защитой следует понимать ряд мер, направленных на признание или восстановление авторских прав и смежных прав и защиту интересов их обладателей. В законе «Об авторском праве и смежных правах» нарушение авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Субъектами, обладающими правомочиями на защиту, являются авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случае создания ими служебного произведения.

Нарушителями авторских прав являются лица, не выполняющие требований Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Защита предусмотрена в двух формах: в судебном (путем подачи иска в суд общей юрисдикции, арбитражный суд) и в административном порядке, через обращение в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. Возможны самозащита авторских и смежных прав, а также такая превентивная мера, как использование технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав в отношении произведений или объектов смежных прав. Например, Microsoft пытается усложнить жизнь пиратам. Помимо использования для защиты своих программ от несанкционированного использования правовых инструментов, компания регулярно пытается бороться с пиратством программными методами. Операционная система Windows XP, для своей работы требующая авторизации через Интернет, получила в плане защиты вполне логичное продолжение. Так, из фазы тестирования недавно вышла программа Office Genuine Advantage (OGA). Она в режиме умолчания проверяет на подлинность версии программы Office 2007. Если пользователь захочет скачать из какого-либо офисного приложения новый шаблон или какое-либо другое обновление, то обладателю пиратского продукта система в этом автоматически откажет.5

К мерам превентивного характера можно отнести запрет удалять или изменять без разрешения правообладателя информацию об авторском праве, в отношении которых без разрешения правообладателя была удалена информация об авторском праве. К способам защиты относят все способы, предусмотренные ГК РФ (ст.12 ГК): признание права, восстановление положения существовавшего до нарушения права, и прочее.

Специальный способ защиты – выплата компенсации вместо возмещения убытков (ст.49 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведения или объектов смежных прав либо за правонарушение в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.6

В нашей стране спрос на пиратскую продукцию вызван низкой покупательской способностью большей части населения и явно завышенными ценами на некоторые виды лицензионной продукции.

Контрафакт - один из быстроразвивающихся видов экономических преступлений, угрожающий бизнесу, подрывающий торговые отношения, угрожающий здоровью общества и его безопасности.

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции занимают значительную часть российского "теневого рынка", который, по разным оценкам, достигает 30-40% от объема ВВП и представляет сегодня серьезную угрозу экономической безопасности России. Особую озабоченность вызывает растущее количество поддельных лекарственных средств, что зачастую наносит непоправимый ущерб здоровью граждан. Основными каналами распространения поддельных товаров являются рынки, мелкие торговые точки, торговля вразнос и в электропоездах, а также иные места сбыта, где контроль со стороны компетентных органов государства осуществляется слабо либо ввиду его нерегулярности, невозможности охвата проверками всех распространителей либо из-за коррумпированности контрольных и надзорных работников.

Наибольшее количество контрафакта выявлено среди одежды и обуви. На втором месте – кондитерские изделия и продукты питания. Третье занимают парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция. На четвертом месте CD- и DVD-диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника. Пятое место принадлежит фармацевтической продукции. Фальсификат идет на реализацию без сертификатов соответствия, с поддельными этикетками торговых марок известных фирм-производителей, а в некоторых случаях вообще представляет опасность для жизни и здоровья граждан.7

Когда преступник одновременно посягает на имя автора, то есть присваивает себе авторство на произведение, например литературный роман, и незаконно использует это произведение (например, издает книгу с данным произведением), налицо факт совокупности преступлений. Такие действия следует квалифицировать по ч. 1 и ч. 2 ст. 146 УК РФ, потому что данная статья содержит в себе два самостоятельных по своей природе состава преступления, посягающего в ч. 1 на личные неимущественные права, которые по времени действуют дольше, чем такие же права, но имущественного характера (ч. 2 и ее квалифицированный состав, ч. 3). Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (а в ряде случаев, предусмотренных ст. 27 Закона «Об авторском праве и смежных правах», и более продолжительно).

Бессрочно охраняются право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Право авторства на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, - в течение 50 лет после смерти последнего автора.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.

Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны прав, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

По отношению к авторам, работавшим во время Великой Отечественной войны, либо участвовавшим в ней срок охраны авторских прав увеличивается еще на 4 года.

Те же сроки действуют в отношении авторских прав создателей программы для ЭВМ или базы данных.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором имел место юридический факт, представляющийся основанием для начала течения срока.

Поскольку (как уже говорилось) по наследству не переходят право авторства, право на имя каждого из соавторов, право защиты их репутации, следует обратить внимание на то, что:

а) наследники вправе охранять эти авторские права без ограничения срока;

б) при отсутствии наследников их защиту осуществляет специально уполномоченный государственный орган федерального уровня.

Остальные права авторов (в т.ч. право на вознаграждение) переходят к наследникам и реализуются ими в установленном федеральным законом порядке.

Исключительные права на использование топологии действуют в течение 10 лет.

Начало срока определяется по наиболее ранней из следующих дат:

- по дате первого использования топологии (т.е. наиболее ранней документально зафиксированной дате введения в хозяйственный оборот где-либо в мире этой топологии или ИМС с этой топологией);

- по дате регистрации топологии в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС (ст. 9 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем»).

При появлении идентичной оригинальной топологии, независимо созданной другим автором, общий срок действия исключительного права на ее использование не должен превышать 10 лет.

Срок действия смежных прав определяется ст. 43 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Установлено, что права:

  • исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту от всякого искажения охраняются бессрочно;
  • производителя фонограммы - в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока;
  • организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после ее первой передачи в эфир (по кабелю).

Эти сроки исчисляются по тем же правилам, что предусмотрены в ст. 27 действующего Закона (включая продление срока в случае участия в Великой Отечественной войне).

К наследникам (правопреемникам) субъектов смежных прав переходят право разрешать использовать исполнение, постановку, фонограмму, передачу в эфир или по кабелю и право на вознаграждение в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

По общему правилу авторское право организации действует бессрочно, если речь идет о «первоначальном» праве (ст. 498 ГК РСФСР 1964). Если же авторское право перешло к юридическому лицу по договору, в порядке правопреемства и т.д., срок его действия следует определять по общим правилам.8

5. Авторские договоры и их виды

Понятие авторского договора в юридической литературе начало формироваться 30 - 40-х гг. Это был один из видов авторских договоров - издательский договор. Определение такого договора было дано в Законе "Об авторском праве" 1928 года. В котором издательский договор трактовался как соглашение, "в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения"9.

В настоящее время сложились две основные концепции отчуждения авторских прав. Для континентальных стран характерна теория «разрешения», другая - теория "уступки" - господствует в англосаксонской системе. Принцип англосаксонской системы права заключается в том, что авторские права - это движимое имущество и может быть переуступлено полностью или частично третьим лицам, другими словами правопреемник становится обладателем авторских прав. А в континентальной системе права - права не могут передаваться полностью или частично третьему лицу. Они могут только предоставляться путем специального разрешения на использование произведения. В российском законодательстве предпочтение отдается континентальной системе права.

В 1964 г. после кодификации гражданского законодательства утвердилось единое понятие авторского договора, которое приводилось в ст. 503 ГК РСФСР: "По авторскому договору автор передает или обязуется создать и в установленный договором срок передать свое произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору вознаграждение...". В ст. 504 ГК РСФСР 1964 г., были перечислены разновидности авторского договора: сценарный договор, постановочный, издательский и другие.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. было отменено определение единого авторского договора, законодатель выделил два типа авторских договоров: авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор.10

За авторским договором о передаче произведения для использования сохранялось определение, которое охватывало все виды авторских договоров. В соответствии с авторским лицензионным договором автор или его правопреемник предоставляют организации право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязывалась уплатить вознаграждение за предоставление этого права.

В 1991 году Основами гражданского законодательства авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение (ст. 139). На сегодня в Законе "Об авторском праве и смежных правах" отсутствует определение авторского договора. Однако, опираясь на нормы Закона можно дать следующее определение: авторский договор - это договор, по которому правообладатель передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

Когда произведение создается не в порядке осуществления авторских договоров, а на основе выполнения трудового договора возникает вопрос о правовом режиме служебных произведений. Служебные произведения - это произведения, создаваемые при наличии между автором и другим лицом трудовых отношений, то есть отношений, подпадающих под нормы трудового права 11. Служебное произведение создается при выполнении служебных обязанностей и по служебному заданию, права по его использованию принадлежат работодателю.

Если произведение создано в случае выполнения служебного задания, то организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки, в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая согласия авторов. Разумеется, работодатель заинтересован в том, чтобы отношения с авторами рассматривать как трудовые. О трудовом характере договора можно судить по его содержанию. Предметом трудового договора является трудовая творческая деятельность работника соответствующая его должности и квалификации. Соглашением сторон определяется характер трудовой деятельности, определенная трудовая функция либо достижение конкретного творческого результата. Если трудовой договор заключен на выполнение творческой работы, важно установить, был ли автор включен в трудовой коллектив, подчинялся ли правилам внутреннего распорядка, были ли у него трудовые права и льготы и другое. Важен и тот факт входило ли создание данного творческого произведения в трудовые обязанности автора. Если нет, то создатель пользуется всеми авторскими правами, которые предусмотрены законом.

Спорным является вопрос о передаче по трудовому договору некоторых неимущественных прав. Это право на обнародование, право на отзыв и другие. Если при создании произведения автор заявит о том, что с его точки зрения произведение не пригодно для обнародования, или автор захочет реализовать свое право на отзыв, то в этом случае преобладает позиция автора. При этом автор должен нести соответствующую материальную ответственность.

Можно привести довольно много критериев, опираясь на которые можно составить классификацию существующих авторских договоров. Авторские договоры в зависимости от вида произведений подразделяются на отдельные группы. Таким образом, могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, архитектурных и других произведений.

Предметом авторского договора Может быть как готовое произведение, так и то которое только необходимо создать, их можно подразделить на авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а заказчик - принять произведение и оплатить вознаграждение автору. Автор имеет право на получение аванса и несет ответственность за нарушение принятых на себя обязательств. В соответствии с п. 5 ст. 31 Закона "Об авторском праве и смежных правах" предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Чтобы будущее произведение не попало под этот пункт, стороны обязуются согласовать как можно более точно и конкретно все условия договора: название, вид, объем, жанр, сфера применения и т.п. В тех случаях, когда предметом авторского договора является готовое произведение, оно обычно одобряется пользователем до заключения договора.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Это оказывает существенное влияние на такие условия авторского договора, как размер гонорара, форма его выплаты. Авторы не обнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики с произведением.

С присоединением СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в советском законодательстве было закреплено деление авторских договоров на два типа - авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор. По авторскому договору о передаче произведения для использования автор или его правопреемник передавал либо автор обязывался создать в установленный договором срок и передать произведение организации для использования обусловленным в договоре способом, а организация обязывалась осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе. По авторскому лицензионному договору автор или его правопреемник предоставлял право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязывалась уплатить вознаграждение за предоставление этого права или за использование произведения в форме, предусмотренной договором.

Авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом. Это деление впервые закреплено Законом "Об авторском праве и смежных правах". Раньше пользователь приобретал исключительные права на произведение. Хотя некоторые типовые авторские договоры, например Типовой издательский договор на литературные произведения, предоставляли авторам возможность выдавать разрешения на использование произведения указанным в нем лицам, например редакциям газет. Согласно п. 4 ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не установлено иное.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. В ранее действовавшем законодательстве выделялись отдельные виды авторских договоров: издательский, постановочный, сценарный и т.п. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" такое деление авторских договоров отсутствует.

Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.п.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.д.) путем постановки на сцене. До последнего времени постановочный договор мог иметь своим предметом только неопубликованные сценические произведения. Такой договор заключался автором с той театрально-зрелищной организацией, которой передавалось право на первую постановку произведения. До премьеры произведения или истечения срока, установленного на постановку, автор не мог без письменного согласия организации передать свое произведение для использования тем же способом другим театрально-зрелищным организациям того же города. После премьеры, а также обнародования сценического произведения иным способом право на публичное исполнение произведения приобретали любые заинтересованные лица, которые должны были лишь выплачивать соответствующие поспектакльные сборы автору (ст. 495 ГК РСФСР 1964 г.). В настоящее время постановочный договор должен заключаться в отношении любых произведений, как не обнародованных, так и обнародованных.

Сценарный договор - это договор, который регулирует отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается фильм, делается радиопередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Сценарный договор имеет какие-то общие черты с постановочным договором. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий в отличие, например, от драматического произведения используется не в своем неизменном виде, а является основой для создания более приближенного к нуждам телевидения или радио режиссерского сценария, по которому и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение может быть использовано в измененном виде.

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа регулирует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц. Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии соблюдения авторских прав создателей произведений.

Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей правовое регулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение за сам факт создания произведения декоративно-прикладного искусства, принятого к использованию, а также за последующее тиражирование в зависимости от объема использования12.

Договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для пользователей одной категории. Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований. Названными видами авторских договоров не исчерпывается все многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведений, являющихся его предметом, так и способами их использования.

Заключение

Нагоняя стремительно развивающиеся отношения в сфере как интеллектуальной собственности в целом, так и в авторском праве в частности, законодатель непрерывно совершенствует правовые нормы. Однако какими бы совершенными ни были нормы прав интеллектуальной собственности в национальном законодательстве, они оказываются простой декларацией, если государство не обеспечит защиту этих прав.

Список нормативно-правовых актов и литературы

  1. Конституция Российской Федерации офиц. текст. – М.: Проспект.,2005.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст.,2006.
  3. Закон РФ от 9 июля 1993г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» //Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993.-№ 23. –Ст.1242; СЗ РФ. – 1995. -№30;2004. - № 30.
  4. Закон РФ от 23 сентября 1992 №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // «Российская газета», №74,1995.
  5. Закон РФ от 23 сентября 1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 22.10.1992, N 42, ст. 2328.
  6. Ананьева Е.В. Правовые аспекты права следования // Современное право.-2001.№7.
  7. Белов В.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения.- М., 1997.
  8. Гаврилов Э.П. Комментарий Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.
  9. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник: В 3т. Т.3 – М.: ИНФРА-М,2003
  10. Гришаев С.П. Гражданское право. Учеб. Пособие. – 2-е изд., пераб. И доп. – М:. Юристъ, 2006.
  11. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение //Вестник ВАС РФ. 2000. №3,4.
  12. Дорошков В.В. Вопросы применения законодательства об авторском праве и смежных правах в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Информационное право», 2006, № 3.
  13. Елизарова Е.А. Авторский договор в гражданском праве России // Внешнеторговое право, 2006, N 2.
  14. Изотов Н.Н. О соотношении «защиты» и «охраны» интеллектуальной собственности.// Авторское право и смежные права.2006, №4.
  15. Муравьев С. Конституция интеллектуальной собственности // «ЭЖ-Юрист», 2006.
  16. Новичихин В. Контрафакт еще жив// Парламентская газета. – 2007. 101 (2167-2169).
  17. Полысалова Ф. Юридические закавыки в цифрах и фактах // Парламентская газета. – 2006. - №209 (2059).
  18. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник.2-е изд. перераб. и доп.
  19. Сергеев В.И., Марданшина А.С. Авторское право при отсутствии наследников. – М., 2006.
  20. Статья: Правовое регулирование объектов авторских прав// Аудит и налогообложение, 2006, № 4.
  21. Шалгунова А.Т. Наследование объектов интеллектуальной собственности. Наследование авторских и патентных прав // Коллегия. 2002.№3.
  22. Штыров В. Защита авторских прав // Право и экономика.- 2006.

1  ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(В.В. Дорошков), ("Информационное право", 2006, N 3)

2 Статья: Правовое регулирование объектов авторских прав

("Аудит и налогообложение", 2006, N 4)

3 Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. С. 173.

4Шалгунова А.Т. Наследование объектов интеллектуальной и промышленной собственности. Наследование авторских и патентных прав // Коллегия. 2002. N 3

5 Полысалова Ф. Юридические закавыки в цифрах и фактах // Парламентская газете. – 2006. - № 209(2059)

6 Гришаев С.П. Гражданское право. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006(с109-110).

7 Новичихин В. Контрафакт еще жив // Парламентская газета. – 2007. №101 (2167-2169).

8 Гуев А.Н.Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 3. — М.: ИНФРА-М, 2003. ( с.202-204).

9 СУ РСФСР. 1928. N 132. Ст. 861.

10 ВВС РСФСР. 1974. N 10. Ст. 286.

11 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996. С. 61.

12 Е.А. Елизаров Авторский договор в гражданском праве России // Внешнеторговое право, 2006, N 2