Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право

Содержание:

Введение

На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение во всем мире. Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы, но их личные права и интересы,- нравственные и духовные.

Сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества.

Вместе с тем, авторское право затрагивает и общественные интересы- интересы культуры и просвещения. Это означает, что правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве выходят далеко за пределы честногражданских отношений и приобретают исключительный интерес- как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера.

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжается оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.

Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую значимость в связи со вступлением России в ВТО.

Целью работы является исследование основных положений авторского права.

Поставлены следующие задачи:

- кратко изучить процесс становления авторского права;

- определить понятие, функции и объекты авторского права;

- охарактеризовать субъекты и объекты авторского права;

- выявить содержание авторского права;

- определить сферу действия авторских и смежных прав.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения в сфере авторского права.

Предметом исследования является совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

1.Понятие и значение авторского права.

Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в.. Причем первый закон об авторском праве в России появился в рамках законодательства о цензуре (Цензурный устав 1828 г.).

В 1886 г. была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), однако Россия осталась в стороне. В 1887 г. нормы о праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств были перенесены в т. X ч. I в качестве приложения к примечанию 2 ст.420.20 марта 1911 г. был принят Закон об авторском праве, который явился первым самостоятельным нормативным правовым актом в истории России, призванным регулировать отношения в области авторского права. Он был составлен на основе западноевропейского законодательства и международных соглашений в области авторского права того времени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав.

После Октября 1917 г. гражданское законодательство, действовавшее на территории бывшей Российской империи, включая Закон об авторском праве 1911 г., было отменено. Авторское право периода "военного коммунизма" характеризовалось коренной ломкой прежнего законодательства Российской империи в соответствии с большевистскими взглядами. Ситуация изменилась только в 1920 - гг. с принятием некоторых постановлений.

В начале 60-х гг. XX в. в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в гражданское законодательство.

В пореформенной России в области гражданско-правового регулирования отношений, связанных с творческой деятельностью, важным актом явился Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004)"Об авторском праве и смежных правах" (далее - ЗоАП), который приобрел ключевое отраслевое значение (в настоящее время утратил силу).

С 1 января 1995 г. на территории России вступила в силу первая часть ГК РФ, а еще раньше - с 1994 г. - начался процесс подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности. В июне 2005 г. была начата работа над проектом четвертой части ГК РФ, которая была призвана объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Она была принята 24 ноября 2006 г., вступила в силу с 1 января 2008 г. и действует на территории России по сей день. Часть четвертая ГК РФ включает весь массив ранее действующего законодательства в области интеллектуальной собственности, в том числе нормы авторского права.

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Термин "авторское право" понимается в двух значениях:

а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Авторское право базируется на ряде принципов:

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Имеет определенные функции:

I. Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст.1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

II. Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст.1273 - 1280).

III. Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

- исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст.1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст.1270 ГК РФ);

- личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст.1255 ГК РФ);

- иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

IV. Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п.1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Термин «авторское право» не следует принимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия.

2.Субъекты и объекты авторского права.

Объекты авторского права (авторских прав).

Авторское право распространяется на все виды произведений науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом не имеют значения назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения. В частности, по мнению законодателя, объектами авторского права являются:

— литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом или без текста;

— аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видео фильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения) ;

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам (ст. 6 Закона «Об авторском праве»).

Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть отнесены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст.1228 ГК РФ).

Творческий характер произведения по-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной. Утверждение о том, что новизна является неотъемлемым признаком творческого произведения, не является бесспорным. Действительно в подавляющем большинстве случаев творческое произведение будет новым, то есть будет содержать оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот.

Вместо термина "физическое лицо" использован термин "гражданин". Указанное отличие можно отметить по всему тексту части четвертой ГК РФ, в том числе в общей норме пункта 1 ст.1228, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Следует принимать во внимание норму пункта 1 ст.2 ГК РФ: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому безосновательны опасения на предмет того, что могут быть ущемлены права иностранных граждан и апатридов.

Согласно ст.18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Но если они в установленном порядке были признаны недееспособными (либо ограничены в дееспособности), то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны (ст. ст.29, 30, 32 ГК РФ) .

Для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст.26 ГК РФ).

Как и ст.9 ЗоАП, ст.1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт - создание произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п.4 ст.1259 ГК РФ).

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Согласно ст.1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст.1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

К субъектам авторского права, согласно ст.1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст.1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст.1283 ГК РФ).

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод.

3.Понятие и виды смежных прав.

Гениальность музыкальных произведений Чайковского, Глинки, Бетховена и многих других великих композиторов не была бы по достоинству оценена любителями классической музыки без адекватного дарования таких виртуозных исполнителей, как музыканты М. Ростропович и С. Рихтер, дирижер Г. Рождественский, певцы Ф. Шаляпин и Л. Паваротти.

В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио- и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права исполнителей получили наименование смежных, т. е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами.

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право, в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Сходны также и источники смежных и авторских прав. К отношениям в сфере смежных прав применяются многие нормы ГК, регламентирующие отношения и в области авторских прав, а также нормы Закона об авторском праве и смежных правах. Смежные права регулируются рядом специальных подзаконных правовых актов, касающихся охраны и использования фонограмм, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.

Несколько сложнее определение понятия исполнения, под которым понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, "в живом виде", "живьем") или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.).

Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. Смежные права исполнителей начинают действовать, только если "живое" исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Использование фонограмм и ретрансляция программ вещательных организаций расширяют аудиторию, воспринимающую исполнителей. Одновременно усиливается эффект воздействия на аудиторию: мастерски сделанные фонограммы, позволяют, к примеру, певцам вести себя на сцене более раскованно, танцевать, изящно передвигаться по зрительному залу, вовлекая в "соисполнение" слушателей, создавая у них праздничное настроение и превращая заурядный концерт в подлинный спектакль ("шоу").

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. В качестве исполнителей прежде всего выступают артисты: актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы или искусства, в том числе эстрадные, цирковые или кукольные номера. В число исполнителей входят также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры.

Производителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным способом.

Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании (ОРТ, НТВ и т. п.), различные государственные и частные компании, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения, как правило, за дополнительную абонентную плату.

Смежные права получили свое название по их связи с авторскими правами. Смежные права производны, зависимы от авторских прав. Они примыкают к последним, сопряжены, сопредельны с ними. Нельзя сделать фонограмму исполнения песни, не использовав ее слова и музыку, сочиненные поэтом и композитором. Точно так же невозможно осуществить радио- или телепередачу без вторжения в сферу труда артистов-исполнителей, драматурга, хореографа, чтеца-декламатора или иного носителя авторского либо смежного права.

Возникновение и сфера действия смежных прав.

Как и авторские права, смежные права возникают у их обладателей независимо от соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:

-латинской буквы "R" в окружности: (r);

- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

- года первого опубликования фонограммы.

Охраняемые законом смежные права признаются за их субъектами при наличии ряда дополнительных условий. В частности, права исполнителя признаются за ним в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах, если исполнитель является гражданином РФ, исполнение или постановка впервые имели место на ее территории и записаны на охраняемую по данному закону фонограмму либо, не будучи записаны на фонограмму, включены в охраняемую законом передачу в эфир или по кабелю.

Срок действия смежных прав.

Права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после ее первого опубликования либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не публиковалась в течение этого срока. Сходным образом права вещательных организаций действуют в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

По общему правилу 50-летние сроки действия различных смежных прав исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место первое исполнение, первое опубликование фонограммы либо первая передача. Однако в порядке исключения для некоторых правообладателей эта "нижняя планка" отсчета может быть значительно поднята: в случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны начнет действовать лишь с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года увеличивается также срок охраны смежных прав исполнителя, работавшего во время Великой Отечественной войны или участвовавшего в ней.

Наряду с исполнителями, производителями фонограмм и организациями эфирного и кабельного вещания смежными правами могут воспользоваться их правопреемники, в том числе наследники. В пределах остающейся части сроков действия смежных прав к правопреемникам переходит право разрешать использование исполнений, постановок, фонограмм, передач и право на получение вознаграждения.

4.Условия возникновения соавторства.

Соавторство — правовой статус граждан, создавших совместным творческим трудом произведение (объект авторского права) независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 10 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Возникновение соавторства доктрина и судебная практика связывают с рядом условий, которые выводятся из действующего законодательства.

Прежде всего о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных усилий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Такое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое (например, роман или картину, созданные несколькими лицами). Сложнее обстоит дело в тех случаях, когда каждая часть произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована самостоятельно (например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективом соавторов, и т. п.). Ясно, что коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов. Необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы они воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами, изменение или изъятие какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого. Изъятие из книги иллюстраций не может повлиять на литературные достоинства опубликованного произведения, поскольку текст и иллюстрации к нему не составляют в своей совокупности единого произведения. Поэтому писатель и художник не выступают в данном случае как соавторы

Вторым непременным условием возникновения соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над произведением сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-либо обособленную часть произведения; один из них может доработать результат другого и т. п. Важно не то, как, в какой форме трудились над произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий. Важнейшим условием соавторства является также то, что вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Верховный Суд неоднократно указывал, что "не дает оснований для признания соавторства оказание автору или соавторам технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.)". Поэтому при разрешении споров о соавторстве одним из главных вопросов, стоящих перед судом, является установление характера труда, вложенного в произведение каждым из его создателей. Нередко решить этот вопрос бывает непросто. Так, много споров возникает по поводу авторства на произведения, созданные на основе воспоминаний так называемых "бывалых людей". На практике эти произведения чаще всего выходят в свет под именем автора воспоминаний, что, может быть, обеспечивает лучшее восприятие произведения публикой, но не всегда правильно отражает вклад автора. Так, если рассказчик лишь сообщает писателю какие-либо исторические факты или детали своей биографии, на основе которых последний создает систему художественных образов и облекает разрозненные воспоминания в единое произведение, субъектом авторского права должен признаваться создатель художественного произведения. По этому пути идет судебная практика.

Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может. Соглашение о совместной творческой работе над будущим произведением остается лишь предварительной договоренностью, не имеющей юридического значения, если авторами в действительности не будет проделана совместная творческая работа по созданию коллективного произведения. Конечно, в реальной жизни встречаются случаи, когда в число соавторов включаются лица, которые не принимали никакого участия в работе над произведением либо их вклад не носил творческого характера.

5.Защита прав авторов.

Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора:

-Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

-Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Перечень способов защиты гражданских прав по действующему ГК РФ:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, создающих угрозу его нарушению;

3) признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий недействительности ничтожной сделки;

4) признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

5) самозащиты права;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) взыскания неустойки;

9) компенсации морального вреда;

10) прекращения или изменения правоотношения;

11) неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

12) иными способами, предусмотренными законом.

Если же следовать ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», то обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: 1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; 4) возмещения убытков; 5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; 6) выплаты компенсации в определенных законом пределах. Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав.

Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующий бюджет. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения..

Согласно ст. 50 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определение о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное пользование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Заключение

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на произведения науки. Литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Роль авторского права в формировании культуры несомненна. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять.

Охрана произведений посредством авторского права и смежных прав является международно- и отечественно признанным динамично развивающимся правовым институтом. Законодательная функция государства позволяет обеспечить развитие нормативно-правовой базы, призванной служить надежной «юридической оболочкой» для соответствующих отношений. Правовыми нормами, составляющими институт авторского права и смежных прав, регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином правовом институте двух указанных групп норм объясняется зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом.

К основным видам защиты авторских и патентных прав относят уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовые способы. В России к настоящему времени создана в основном правовая база для охраны авторских патентных прав. Авторские и патентные права защищаются Конституцией РФ и отраслевым законодательством: Гражданским Кодексом РФ, Уголовным Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об авторском праве и смежных правах» и т.д. В то же время отсутствие полноценной систематизации приводит к «усложненности» действующего законодательства, содержащего очень сложные по своей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав, исключений из них, а в ряде случаев еще и исключения из этих исключений. Комплексная регламентация разных видов интеллектуальной собственности предусматривается в Соглашении ТРИПС.

Список литературы

  1. Конституция российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ, 2008, ст.44;
  2. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. (Серия "Классический университетский учебник");
  3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б., Авторское право и смежные права. – М.: Проспект, 2010;
  4. Щербак Н. Авторское право и наследование // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 8. - С.26-29.
  5. Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 2. - С.52-55.
  6. Погуляев В., Чебанова О. Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 1. - С.33-36.
  7. Примакова О.М. Нарушение авторского права в сети Интернет // Правовые вопросы связи. - 2011. - № 1. - С.32-35.
  8. Савчук Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе. - 2011. - № 2. - С.66-70.
  9. Официальный сайт общественной организации "Российское авторское общество" (РАО): http://rao.ru/orao/history.