Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Творчество В. Кандинского и Баухауз ( учёном-исследователе)

Чтобы понять творчество В. Кандинского, одного из крупнейших художников XX века, в первую очередь необходимо познакомиться с его художественно-педагогической деятельностью в Германии. О Кандинском много написано, как о художнике, теоретике искусства, учёном-исследователе, но гораздо меньше как о педагоге. Вместе с тем непосредственно с педагогической работой было связано около пятнадцати лет его жизни, двенадцать из которых было посвящено Баухаузу. Ведь именно там Кандинскому в полной мере удаётся реализовать свой педагогический потенциал и на практике в учебном процессе применить основные принципы своей теории искусства. (рис. 1)

В 1921 году, Кандинский получил приглашение стать преподавателем в Баухауcе в Веймаре. Это была экспериментальная школа-мастерская, где для подготовки мастеров применялась новая система обучения. (рис. 2) Ее основатель, Вальтер Гропиус, проповедовал идею синтеза искусств, считая, что живопись, архитектура и скульптура должны быть объединены вместе ради создания «строения будущего». Новые идеи были близки Кандинскому, и он принимает приглашение. В 1922 году он возглавляет в Баухауcе мастерскую живописи.

Важное место в его работе отводится анализу теоретических и практических занятий со студентами, которые строились им согласно его представлениям о том, как и чему следует учить современных художников. (рис. 3) В этих занятиях отразились те мысли, которые питали его собственное творчество. Наряду с этим одна из важнейших задач данной работы — определить место и роль как теории искусства В.Кандинского, так и его педагогической системы в формировании общей художественно-педагогической концепции Баухауза — одного из первых институтов дизайна в Европе, разрабатывавших главные принципы своей педагогики на основе современных формообразующих тенденций искусства XX века.

Кандинский в Баухауcе читает несколько курсов: «Аналитический рисунок», главная цель которого – научить студентов проникать в сущность вещей и понимать абстракцию; «Основы художественного проектирования», представляющий собой, по сути, теорию дизайна; и самый известный свой курс – «Цвет». В этом курсе Кандинский преподает теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до современной психологии восприятия цвета. В своей учебной программе Кандинский реализует принципиально новый подход к учению о цвете, основанный на анализе отдельных элементов – точки, линии, плоскости и исследовании их взаимоотношений. Одной из главных теоретических работ этого времени стала книга «Точка и линия на плоскости», изданная в 1926 г. в Мюнхене в серии книг Баухауза и переизданная в 1928 г., адресованная в первую очередь ученикам — студентам Баухауза. (рис. 4)

Можно утверждать, что метод, взятый за основу при подробном анализе первоэлементов живописи, который был проделан Кандинским в этой книге, явился не только методом его абстрактного искусства, но и своеобразным практическим руководством в его художественно-педагогической деятельности, сыгравшей значительную роль в формировании педагогической концепции Баухауза.

Помимо этого, теоретические взгляды В. Кандинского не только отражаются в его собственном искусстве, которое значительно меняется в этот период, но и оказываются руководящей основой в занятиях со студентами, и их преобразование можно наблюдать в многочисленных учебных работах, хранящихся в музее-архиве Баухауза в Берлине.( рис. 5; 6 )

С самого начала деятельности в Баухаузе Кандинский как бы пытается приспособить свою науку об искусстве и свою теорию живописи к конкретному педагогическому процессу. В 1923 г. в первом большом издании, посвященном Баухаузу, выходят его статьи «Основные элементы формы», «Курс и семинар по цветоведению», «Об абстрактном сценическом синтезе», явившиеся своего рода теоретической основой не только его собственной педагогической системы, но и педагогики Баухауза в целом. В статье «Основные элементы формы», во многом исходя из тех научных задач, которые он сформулировал ещё в России для ИНХУКа, а затем ГАХН, направленных в первую очередь на изучение и анализ действия основных элементов живописи, Кандинский излагает сущность научной и теоретической концепции Баухауза. Он предлагает целую развернутую научно-исследовательскую программу, основанную, с одной стороны, на синтезе искусства, науки и техники, а с другой стороны — на изучении основных элементов формы с позиции их анализа и последующего синтеза, тем самым, определяя для себя свое место и направление собственной работы в Баухаузе.

Таким образом, вхождение Кандинского в педагогический процесс Баухауза происходило органично и естественно, он постепенно не только сумел определиться и найти свое место как художник-педагог и как теоретик современного искусства, но и само нахождение его в Баухаузе давало импульс последующему развитию его теории и доведению ее до стройной научной системы первоэлементов, оказавшейся способной стать учебным пособием по современному формообразованию. (рис 7; 8)

C:\Users\малыш\Desktop\картинки\Vassily-Kandinsky (1).jpegрис.1 рис. 2

C:\Users\малыш\Desktop\картинки\1.jpg

C:\Users\малыш\Desktop\картинки\bauhaus-archiv-berlin-5ac76192113a5.jpegрис. 3 рис. 5

C:\Users\малыш\Desktop\картинки\unnamed (1).jpg

C:\Users\малыш\Desktop\картинки\kandinsky.jpgрис. 4 рис. 6

C:\Users\малыш\Desktop\картинки\9962356-vasiliy-kandinskiy-tochka-i-liniya-na-ploskosti-4.jpg

C:\Users\малыш\Desktop\картинки\image_9352.normal.jpegC:\Users\малыш\Desktop\картинки\unnamed.jpgрис. 7 рис. 8