Объемно-пространственные проекты В. Татлина
Татлин Владимир Евграфович— российский художник, дизайнер, сценограф, театральный художник, заслуженный деятель искусств СССР, представитель новаторского движения в искусстве 20 века, родоначальник художественного конструктивизма; как живописец был близок к кубизму и футуризму. (рис. 1)
В конце 1900-х — начале 1910-х гг. художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде всего с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой. В те годы в сферу интересов Татлина входили в основном живопись и рисунок. Самыми значительными работами стали холсты «Матрос», «Продавец рыб» (рис.2; 3). Летом 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие «левые художники», ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К. С. Малевичем, в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов. Участник множества отечественных выставок, в феврале-марте 1914 как певец и бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине, затем поехал в Париж, где посетил мастерскую Пикассо.
В мае 1914 в Москве Татлин организовал «Первую выставку живописных рельефов». Выставленные произведения представляли собой объемно-пространственные композиции, изготовленные из заведомо «нехудожественных» материалов — железа, картона, дерева, стекла, штукатурки и т. д., иногда в комбинации с бытовыми предметами или фрагментами готовых изделий (обоями, тисненой фольгой, ножкой стула, консервной банкой и т. д.). Контррельефы Татлина, в которых материалы, существующие в жизни, стали и объектом искусства, и самим искусством, наметили выходы к новым пространственным концепциям и послужили мощным стимулом в самоопределении многих русских мастеров-новаторов.
В 1919-20 Татлин спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения — Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу («Башни Татлина») — выставленную в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов (рис.4; 5). Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из «металлических» балок (изготовленных на самом деле из деревянных реек) и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Энергичная диагональ «Башни Татлина» сочеталась с двумя охватывающими ее спиралями, вращающиеся объемы были вписаны внутрь обнаженной каркасной структуры. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и технико-инженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин почитал свое творение высшим достижением «синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры». Оригинальная пятиметровая модель «Башни Татлина», выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена.
Татлин считал, что развитие архитектуры сковано вековыми канонами, что решительно обновить архитектуру может только активное участие «художников-конструктивистов» и инженеров, свободных от влияния архитектурной рутины. Следует иметь в виду, что его собственная работа над архитектурным заданием приходилась на годы, предшествовавшие подъему новаторского архитектурного творчества как в нашей стране, так и в послевоенной Западной Европе. Именно в этом была одна из причин того, что проект Памятника III Интернационала очень быстро получил всемирную известность и сыграл роль стимулирующего примера своей смелостью и новизной.
В последующие годы Татлин работал над конструированием рациональной одежды, (рис.6) Экономичной печи, продолжал преподавание. В 1918—1930 годах он преподавал в учебных заведениях Москвы, Петрограда-Ленинграда и Харькова художественную обработку металла, дерева, керамики.
В 1930—1931 годах Татлин сконструировал летательный аппарат «Летатлин», приводимый в движение мускульной силой летчика. (рис. 7) Здесь были синтезированы исследования Татлина в области свойств материалов и изучения механизма полета птиц. Таким образом, Татлин использовал в конструировании метод, в наши дни получивший название бионического.
Работы Татлина критиковали многие и с разных позиций — традиционалисты и новаторы ставили ему в вину стремление объединить технику и искусство. Однако сам он считал, что именно художник, пришедший в технику — благодаря особенностям своей профессии, способности к синтезу, новизне своей «точки зрения» на явления техники, — способен «влить новую жизнь в устоявшиеся методы техники» и дать решения, недоступные порознь ни инженеру, ни «чистому» художнику. Этим Владимир Татлин прокладывал дорогу современному дизайну.
Его произведения и взгляды на искусство в свое время оказали воздействие на теоретические концепции и творчество многих художников, архитекторов, дизайнеров у нас в стране и за рубежом; они воздействовали даже на его идейных противников и оппонентов своей последовательной программностью, новизной и обилием перспективных профессиональных идей.
Рис.1 рис.2 рис.3
рис. 4; 5
Рис.6
рис. 7
- Творчество В. Кандинского и Баухауз ( учёном-исследователе)
- Роль какого персонажа из изученных произведений с 11 по 18 век я хотела бы сыграть и почему?
- Появление международных брендов в России (La Tour d'Argent)
- Речь в деловых коммуникациях (профессиональными особенностями деятельности)
- Понятие и виды обязательств. Основания их возникновения; ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение
- Влияние эпидемии COVID-19 на мировую экономику (разделения труда посредством системы международных экономических отношений)
- Today's society dictates the need to be a leader
- Первые компьютерные системы
- Компьютерные вирусы
- Локальные и глобальные компьютерные сети (свободной ориентации в информационных потоках)
- Справочно-правовые системы
- We all aspire to something in our lives (brain must know exactly)